Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 030604 из МЮИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе, председатель методического совета

________________________ Б. В. Россинский

НАПРАВЛЕНИЕ 030900 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) - БАКАЛАВР

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Л О Г И К А

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Москва

2011 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Л О Г И К А

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Москва

2011 Автор:

М. Г. Марюшкин - кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

и социально-экономических дисциплин РПА Минюста России

Рецензенты:

С. С. Антюшин - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии

и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия

Д. А. Григорьев - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социально-экономических дисциплин РПА Минюста России

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине "Логика" подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 "Юриспруденция".

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки бакалавра юриспруденции.

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой философии и социально-экономических дисциплин РПА Минюста России.

(c) РПА Минюста России, 2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины "Логика" - это учебнометодическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Целевая установка преподавания учебной дисциплины "Логика" строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра - выпускника РПА Минюста России.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения в Академии по данной дисциплине строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра юриспруденции:

а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);

б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);

в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов).

Преподавание дисциплины опирается на подготовку студентов по языковым и математическим дисциплинам.

Предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин "Философия", "Иностранный язык в сфере юриспруденции".

Требуется тесная координация с дисциплинами "Теория государства и права", "Информационные технологии в юридической деятельности".

Дисциплина изучается в первом семестре и выполняет базовые функции для специальных дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Распределение учебного материала по темам

Тема 1. Предмет логики и ее значение в системе подготовки юристов

Логика как наука о законах и формах (основных структурах) правильного языкового мышления. Процесс познания и его основные закономерности. Чувственная и логическая ступени познания. Понятие логической формы.

Основные логические формы познания.

Логика как научная дисциплина и основные этапы ее развития. Современный этап развития логики. Неклассические логики. Логика и методология научного познания. Значение логики в развитии современной науки и техники. Логика и конкретные науки. Нормативное значение логики как условия повышения культуры мышления юриста. Основные направления применения современной логики в работе правоохранительных органов.

Тема 2. Язык логики - основные понятия и методы анализа

Мышление и язык. Язык как информационная знаковая система. Функции языка. Естественные и искусственные языки. Логический анализ языка как средство выявления структурных форм и законов языкового мышления. Знак и значение. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. Объектный язык и метаязык. Семантические категории языка: дескриптивные и логические термины, постоянные и переменные термины. Функциональный метод логического анализа языка. Предметные и логические функции. Искусственные языки логики. Основные понятия алгебры логики высказываний и логики предикатов. Понятие формализации и формализованного языка.

Тема 3. Термины и понятия - логические операции с терминами. Общая характеристика и особенности правовых понятий

Понятия и их роль в познании. Языковая форма выражения понятий. Функциональный подход к определению понятия. Понятия и термины.

Логическая характеристика понятия (термина). Объем и содержание понятия. Предикаты как логическая форма выражения содержания. Объем понятия. Классы и отношения между ними. Круговые схемы Эйлера как метод анализа отношений между понятиями. Виды понятий.

Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Виды и правила деления. Естественная и вспомогательная классификация и ее методологическое значение. Понятие систематики.

Определение понятий. Виды определений. Номинальные и реальные определения. Определения через род и видовые отличия, генетические определения. Неявные определения: через абстракцию, контекстуальные, аксиоматические, остенсивные и т. д. Правила построения определений. Определения в науке. Особенности формирования и определения юридических понятий.

Тема 4. Высказывания и их логическая структура. Логический анализ правовых высказываний

Общая характеристика высказывания. Высказывание как минимальная единица информации. Высказывание и предложение. Виды предложений.

Логическая структура и виды простого высказывания. Выражение логической структуры высказывания на языке алгебры логики. Смысл и значение высказываний, понятие истинностного значения.

Модальные высказывания. Основные виды модальности и их логическая характеристика. Модальная характеристика нормативных (правовых) высказываний. Проблема истинности нормативных высказываний. Введение в деонтическую логику.

Отношения между высказываниями по логическому квадрату. Операция отрицания высказывания. Внутреннее и внешнее отрицание.

Сложные высказывания. Табличный способ установления истинности сложных высказываний. Понятие тождественно-истинной формулы логики высказываний.

Тема 5. Основные законы логики

Основные законы логики и их нормативное значение. Закон достаточного основания и его методологическое значение. Типичные ошибки, связанные с нарушением закона достаточного основания. Необходимые и достаточные условия. Закон тождества и закон запрещения противоречия. Закон исключенного третьего как нормативный принцип логики. Обобщенное понятие логического закона. Законы логики как основополагающие теоретические принципы юриспруденции.

Законы логики как тождественно-истинные формулы алгебры логики.

Проблема редукции законов логики. Классическая и многозначная логики.

Тема 6. Дедуктивные умозаключения. Теория логического вывода

Понятие умозаключения и его структура. Истинность и формально- логическая правильность умозаключения. Понятие логического следования. Необходимые и вероятностные умозаключения. Виды умозаключений. Теория логического вывода.

Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения и его виды. Непосредственные умозаключения. Умозаключения из двух посылок - простой категорический силлогизм и его структура. Фигуры и модусы силлогизма. Правила силлогизма.

Тема 7. Умозаключения логики высказываний

Умозаключения, основанные на отношениях между высказываниями (выводы логики высказываний). Чисто условное умозаключение, условнокатегорическое и разделительно-категорическое умозаключение. Лемматические умозаключения. Определение правильности логических выводов логики высказываний алгебраическими методами и путем построения таблиц истинности.

Тема 8. Вероятностные умозаключения. Методы научной индукции и статистические выводы

Индуктивные умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения и статистического вывода. Вероятностный характер индуктивных умозаключений. Полная и неполная индукция. Научная индукция. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства, метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Современная индуктивная логика.

Умозаключения по аналогии. Структура и виды аналогии и ее роль в современном научном познании. Условия повышения степени достоверности умозаключений по аналогии. Аналогия как методологическая основа моделирования. Принцип аналогии в уголовном и гражданском судопроизводстве. Применение методов аналогии при расследовании преступлений.

Тема 9. Логические основы теории аргументации

Понятие доказательства и его структура. Виды доказательства, прямое и косвенное доказательство. Аргументация в процессе доказывания. Полемика как особый вид диалога. Вопросы и ответы в полемике. Способы опровержения. Социальные, психологические и логические факторы аргументации.

Тема 10. Логическая характеристика вопросов и ответов Функции вопросно-ответной формы общения.

Вопрос как форма мысли. Понятие риторического вопроса. Логическая характеристика вопроса. Предпосылка вопроса и ее виды. Требования к вопросу.

Понятие ответа. Классификация ответов. Требования к ответу.

Тема 11. Логика спора

Понятие спора. Условия для начала спора. Виды спора. Понятие уловок в споре. Меры против уловок в споре. Понятие логического такта. Начальные сведения об эристике.

Тема 12. Гипотеза. Следственная версия как разновидность предположения

Гипотеза как форма разрешения проблемы. Вероятностный характер научных гипотез. Объяснительная и прогностическая функции научной гипотезы. Гипотеза как форма развития науки. Конкуренция гипотез.

Общие и частные гипотезы. Аd-hoc-гипотеза. Построение научной гипотезы. Логико-методологические требования, предъявляемые к научным гипотезам. Проверка научной гипотезы. Основные методы проверки.

Следственная версия как разновидность гипотезы. Построение и обоснование следственных версий. Методологические и процессуальные требования к следственным версиям. Особенности проверки и доказательства следственных версий.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов Всего Лек- ции Практи- ческие

занятия

(семинары) Самостоятельная работа 1 2 3 4 5 1-й семестр 1. Предмет логики и ее значение в системе подготовки юристов 3 1 - 2 2. Язык логики - основные понятия и методы анализа 3 1 - 2 3. Термины и понятия. Логические операции с терминами. Общая характеристика и особенности правовых понятий 14 2 6 6 4. Высказывания и их логическая структура. Логический анализ правовых высказываний 10 2 4 4 5. Основные законы логики 2 - - 2 6. Дедуктивные умозаключения. Теория логического вывода 16 4 6 6 7. Умозаключения логики высказываний 5 1 2 2 8. Вероятностные умозаключения. Методы научной индукции и статистические выводы 2 - - 2 9. Логические основы теории аргументации 10 2 4 4 10. Логическая характеристика вопросов и ответов 2 - - 2 11. Логика спора 2 - - 2 12. Гипотеза. Следственная версия как разновидность предположения 3 1 - 2 Зачет Всего по дисциплине (2 зачетные единицы) 72 14 22 36

Тематический план учебной дисциплины очно-заочной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов Всего Лек- ции Практи- ческие

занятия

(семинары) Самостоятельная работа 1 2 3 4 5 1-й семестр 1. Предмет логики и ее значение в системе подготовки юристов 5 1 - 4 2. Язык логики - основные понятия и методы анализа 4 - - 4 3. Термины и понятия. Логические операции с терминами. Общая характеристика и особенности правовых понятий 20 2 4 14 4. Высказывания и их логическая структура. Логический анализ правовых высказываний 14 2 2 10 5. Основные законы логики 4 - - 4 6. Дедуктивные умозаключения. Теория логического вывода 20 2 4 14 7. Умозаключения логики высказываний 11 1 2 8 8. Вероятностные умозаключения. Методы научной индукции и статистические выводы 4 - - 4 9. Логические основы теории аргументации 14 2 2 10 10. Логическая характеристика вопросов и ответов 4 - - 4 11. Логика спора 4 - - 4 12. Гипотеза. Следственная версия как разновидность предположения 4 - - 4 Зачет Всего по дисциплине (3 зачетные единицы) 108 10 14 84

Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов Всего Лек- ции Практи- ческие

занятия

(семинары) Самостоятельная работа 1 2 3 4 5 1-й семестр 1. Предмет логики и ее значение в системе подготовки юристов 5 1 - 4 2. Язык логики - основные понятия и методы анализа 4 - - 4 3. Термины и понятия. Логические операции с терминами. Общая характеристика и особенности правовых понятий 21 1 2 18 4. Высказывания и их логическая структура. Логический анализ правовых высказываний 17 1 2 14 5. Основные законы логики 4 - - 4 6. Дедуктивные умозаключения. Теория логического вывода 19 1 2 16 7. Умозаключения логики высказываний 8 - - 8 8. Вероятностные умозаключения. Методы научной индукции и статистические выводы 4 - - 4 9. Логические основы теории аргументации 14 - - 14 10. Логическая характеристика вопросов и ответов 4 - - 4 11. Логика спора 4 - - 4 12. Гипотеза. Следственная версия как разновидность предположения 4 - - 4 Зачет Всего по дисциплине (3 зачетные единицы) 108 4 6 98

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Дисциплина "Логика" играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки бакалавра юриспруденции.

Целью изучения курса логики является формирование общенаучной и профессиональной культуры студентов Академии, совершенствование деловых и личностных качеств будущих юристов. Уровень профессиональной подготовленности студентов должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дипломированного юриста, подготовка в области логики - соответствовать потребностям профессиональной деятельности выпускников бакалавриата в различных сферах общественной жизни, при защите прав и свобод гражданина Российской Федерации.

Вместе с тем логическая подготовка юриста-бакалавра должна способствовать формированию устойчивого мировоззренческого и методологического фундамента, позволяющего использовать полученные знания для продолжения образования по магистерской и аспирантской программам.

Преподавание курса логики подчиняется решению главной воспитательной задачи обучения: формированию строгого и точного языка и мышления у студентов-первокурсников Академии. Это предполагает особые требования к организации лекционных и семинарских (практических) занятий. Весь учебный материал должен быть подан в выверенных формулировках, соответствующих современному уровню развития логической науки.

Недопустимо использование устаревших или непрофессионально подготовленных учебных пособий.

Следует помнить, что в настоящее время логика является важной отраслью современной математики, а математические методы, в свою очередь - наиболее эффективными методами науки.

Важно напомнить студентам, что все необходимые правила, определения и алгоритмы решения типовых задач должны быть выучены наизусть и никакие вольности здесь недопустимы.

Решение типовых задач и выполнение соответствующих упражнений при изучении курса логики являются важнейшей частью учебного процесса. Поэтому всякое семинарское занятие предполагает, как правило, обязательную практическую часть. К сожалению, количество выполняемых упражнений в ходе семинарских и практических занятий явно недостаточно. Поэтому для наработки необходимого минимума решения логических задач предусмотрены домашние задания. Преподаватель должен систематически контролировать выполнение этих заданий.

Достижение указанного минимума является главным условием выработки у студентов соответствующих навыков практического применения методов логики в будущей профессиональной деятельности. Необходимо использовать для этих упражнений профессиональные юридические тексты. Проблема заключается в том, что студенты первого курса еще слабо владеют основными юридическими понятиями и терминами, поэтому материалы для упражнений должны подбираться с учетом этого обстоятельства. Переходить к специализированным текстам следует только после выполнения упражнений с простыми и понятными текстами. Межкафедральная координация содержания учебных занятий становится, таким образом, необходимым условием продуктивности учебных занятий.

Текущий и промежуточный контроль может включать также занятия в компьютерном классе. Подготовленная программа допускает не только автоматизированную проверку знаний студента с выставлением соответствующей оценки, но и предполагает возможность работы в режиме самоподготовки.

Зачет должен быть направлен на проверку качества приобретенных навыков, практического применения стандартных логико-математических методов для решения типовых задач анализа, правильности определения юридических понятий, рассуждений и доказательств.

Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе бакалавриата, являются лекции и практические (семинарские) занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов - внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Предусмотренное учебным планом изучение курса логики предполагает систематическую и напряженную работу в течение всего семестра. В ходе учебы необходимо, помимо усвоения теории, приобрести также прочные навыки выполнения упражнений и решения задач, предусмотренных учебной программой.

Рекомендуется следующий порядок работы над курсом:

- ознакомиться с программой курса, рекомендуемыми учебными пособиями и оценить объем и характер предстоящей работы. Логика в значительной степени является математической дисциплиной, поэтому не стоит забывать о возможности получения помощи и консультаций преподавателей, ведущих учебные занятия по соответствующим курсам;

- изучение каждой темы курса необходимо начинать с внимательного изучения лекционного материала, соответствующего раздела учебника. После этого нужно ознакомиться с представленным в учебно-методическом пособии кратким перечнем вопросов по данной теме и выполнить необходимые упражнения;

- заканчивается изучение учебной темы ознакомлением с дополнительной литературой и проверкой усвоения материала. Критерием степени проработанности темы является способность студентов отвечать на вопросы, содержащиеся в изученном разделе программы курса, и уверенно решать предлагаемые задачи.

Рекомендуется вести систематические записи (лучше иметь две тетради: одну для записи теории, другую - для выполнения практических задач и упражнений). Необходимо тщательно записывать все основные определения, правила, алгоритмы и др., делать выписки из рекомендуемой дополнительной литературы, так как знание возможностей и умение применять теоретические положения для решения задач в профессиональной деятельности являются важным показателем успешного овладения учебной дисциплиной.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Термины и понятия. Логические операции с понятиями

П л а н : 1. Понятия и термины, общая характеристика.

2. Классификация понятий по объему и содержанию.

3. Отношение между понятиями по объему и их изображение на кругах Эйлера.

4. Операции с понятиями: обобщение, ограничение.

5. Деление понятий. Правила деления понятий.

6. Определение понятий. Виды и способы определений.

7. Правила определения понятий.

Рекомендуемая литература

1. Гетманова, А. Д. Учебник логики (со сборником задач) : учебник / А. Д. Гетманова. - 8-е изд., перераб. - М. : КноРус, 2011. - 368 с.

2. Кириллов, В. Н. Логика / В. Н Кириллов, А А Старченко

Проспект, 2009.

3. Марюшкин, М. Г. Логика : учеб. пособие / М. Г. Марюшкин. - М. :

РПА, 2011.

Дополнительная литература

1. Кириллов, В. И. Упражнения по логике : учеб. пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина ; под ред. В. И. Кириллова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - С. 4-23. Упр. 1-28.

2. Логика : учебник / С. С. Гусев [и др.] ; под ред. А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова. - М. : Проспект, 2010. - 680 с.

3. Логика и риторика : хрестоматия : учеб. пособие для студентов гуманитар. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / авт.-сост. В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. - 2-е изд., доп. и перераб.

- Минск : ТетраСистемс, 2007. - 736 с.

Семинар 2. Суждения и их логическая структура

П л а н:

1. Общая характеристика суждения.

2. Виды простых суждений и их логическая структура.

3. Распределенность терминов суждения.

4. Логические отношения между простыми суждениями.

5. Понятие и виды сложных суждений.

6. Табличное определение истинности сложных суждений.

7. Модальности суждений.

Рекомендуемая литература

1. Гетманова, А. Д. Учебник логики (со сборником задач) : учебник / А. Д. Гетманова. - 8-е изд., перераб. - М. : КноРус, 2011. - 368 с.

2. Кириллов, В. Н. Логика / В. Н. Кириллов, А. А. Старченко. - М. :

Проспект, 2009.

3. Марюшкин, М. Г. Логика : учеб пособие / М Г Марюшкин

РПА, 2011. Дополнительная литература

1. Кириллов, В. И. Упражнения по логике : учеб. пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина ; под ред. В. И. Кириллова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - С. 27-47. Упр. 1-17.

2. Логика : учебник / С. С. Гусев [и др.] ; под ред. А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова. - М. : Проспект, 2010. - 680 с.

3. Логика и риторика : хрестоматия : учеб. пособие для студентов гуманитар. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / авт.-сост. В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. - 2-е изд., доп. и перераб.

- Минск : ТетраСистемс, 2007. - 736 с.

Семинар 3. Дедуктивные умозаключения. Теория логического вывода

П л а н:

1. Понятие умозаключения и его логическая характеристика.

Дедуктивные умозаключения и их виды.

2. Непосредственные умозаключения. Обверсия. Конверсия.

3. Умозаключение путем контрапозиции и инверсии.

4. Простой категорический силлогизм и его структура.

5. Правила силлогизма.

6. Алгоритм анализа простого категорического силлогизма.

7. Энтимема, алгоритм анализа энтимемы.

8. Сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы. Рекомендуемая литература

1. Гетманова, А. Д. Учебник логики (со сборником задач) : учебник / А. Д. Гетманова. - 8-е изд., перераб. - М. : КноРус, 2011. - 368 с.

2. Кириллов, В. Н. Логика / В. Н. Кириллов, А. А. Старченко. - М. :

Проспект, 2009.

3.Марюшкин, М. Г. Логика : учеб пособие / М Г Марюшкин

РПА, 2011. Дополнительная литература

1. Кириллов, В. И. Упражнения по логике : учеб. пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина ; под ред. В. И. Кириллова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - С. 48-67. Упр. 1-21.

2. Логика : учебник / С. С. Гусев [и др.] ; под ред. А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова. - М. : Проспект, 2010. - 680 с.

3. Логика и риторика : хрестоматия : учеб. пособие для студентов гуманитар. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / авт.-сост. В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. - 2-е изд., доп. и перераб.

- Минск : ТетраСистемс, 2007. - 736 с.

Семинар 4. Умозаключения логики высказываний

П л а н:

1. Логика высказываний. Условно-категорические и разделительнокатегорические умозаключения.

2. Лемматические умозаключения и их виды.

3. Табличный метод анализа умозаключений логики высказываний. Рекомендуемая литература

1. Гетманова, А. Д. Учебник логики (со сборником задач) : учебник / А. Д. Гетманова. - 8-е изд., перераб. - М. : КноРус, 2011. - 368 с.

2. Кириллов, В. Н. Логика / В. Н. Кириллов, А. А. Старченко. - М. :

Проспект, 2009.

3. Марюшкин, М. Г. Логика : учеб. пособие / М. Г. Марюшкин. - М. :

РПА, 2011. Дополнительная литература

1. Кириллов, В. И. Упражнения по логике : учеб. пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина ; под ред. В. И. Кириллова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - с. 68-92. Упр. 1-10.

2. Логика : учебник / С. С. Гусев [и др.] ; под ред. А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова. - М. : Проспект, 2010. - 680 с.

3. Логика и риторика : хрестоматия : учеб. пособие для студентов гуманитар. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / авт.-сост. В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. - 2-е изд., доп. и перераб.

- Минск : ТетраСистемс, 2007. - 736 с.

Семинар 5. Логические основы теории аргументации

П л а н:

1. Сущность и структура доказательства.

2. Виды аргументов.

3. Способы доказательства.

4. Опровержение и его виды.

5. Правила доказательного рассуждения.

Рекомендуемая литература

1. Гетманова, А. Д. Учебник логики (со сборником задач) : учебник / А. Д. Гетманова. - 8-е изд., перераб. - М. : КноРус, 2011. - 368 с.

2. Кириллов, В. Н. Логика / В. Н. Кириллов, А. А. Старченко. - М. :

Проспект, 2009.

3. Марюшкин, М. Г. Логика : учеб. пособие / М. Г. Марюшкин. - М. :

РПА, 2011.

Дополнительная литература

1. Кириллов, В. И. Упражнения по логике : учеб. пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина ; под ред. В. И. Кириллова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - с. 108-161. Упр. 1-16.

2. Логика : учебник / С. С. Гусев [и др.] ; под ред. А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова. - М. : Проспект, 2010. - 680 с.

3. Логика и риторика : хрестоматия : учеб. пособие для студентов гуманитар. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / авт.-сост. В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. - 2-е изд., доп. и перераб.

- Минск : ТетраСистемс, 2007. - 736 с.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации (с учетом послед. поправок) // СЗ РФ. -- 2009. -- № 4. -- Ст. 445.

2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. -- 1996. -- № 35. -- Ст. 4135.

3. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008

№ 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кириллов, В. Н. Логика : учебник / В. Н. Кириллов, А. А. Старченко.

- 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 232 с.

2. Кириллов, В. И. Упражнения по логике : учеб. пособие / В. И. Кириллов. Г. А. Орлов, Н. И. Фокина ; под ред. В. И. Кириллова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2007. - 184 с.

3. Марюшкин, М. Г. Логика : учеб. пособие / М. Г. Марюшкин. - М. :

РПА, 2011.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Треушников, М. К. Судебные доказательства / М. К. Треушников. - 4е изд., испр. и доп. - М. : Городец, 2005. - 288 с.

2. Ивлев, Ю. В. Логика : учебник / Ю. В. Ивлев. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 296 с.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

В результате освоения программы учебной дисциплины "Логика" выпускник должен:

а) знать:

- предмет и основные этапы формирования и развития логической науки, ее значение и основные сферы приложения в области правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности;

- основные законы логики и методы логико-математического анализа естественных и искусственных языков в связи с развитием информатики, широким внедрением компьютерной техники;

- основы современной логики и методологии науки, основные

логические формы организации и развития научного знания;

- логические и методологические основы теории аргументации, доказательства и опровержения;

б) уметь:

- ориентироваться в системе логического знания как одного из важнейших компонентов профессиональной культуры юриста;

- применять стандартные методы логико-математического анализа и оценки различного типа рассуждений и доказательств, оценки логической корректности юридических документов;

- использовать основные методы и способы внедрения логикоматематических средств для решения оперативных задач в области правоприменительной деятельности и моделирования сложных криминогенных процессов;

в) владеть:

- навыками публичных выступлений, ведения дискуссий, переговоров, заключения соглашений, принятия решений и др.;

- навыками самостоятельного изучения современной литературы по философии и методологии права;

г) обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Промежуточный контроль по дисциплине "Логика" осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации, проводимых согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом Академии.

В соответствии с учебным планом Академии промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Логика как наука и ее значение в системе юридического образования.

2. Формирование и основные этапы развития логики. Современная логика и основные сферы ее практического применения.

3. Познание - основные уровни и формы. Понятие логической формы мышления.

4. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Основные функции языка.

5. Язык логики - основные понятия: множество, функция, дескриптивные и логические термины.

6. Семиотика как наука и ее основные понятия: знак и значение, синтаксис, семантика и прагматика.

7. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

8. Понятие и имя. Смысл и значение имени.

9. Отношения между понятиями и их изображение на кругах Эйлера.

10. Операции обобщения и ограничения понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий.

11. Операция деления понятий. Правила деления. Классификация.

12. Операция определения понятия (термина). Правила и виды определений.

13. Суждение (высказывание) и его логическая структура. Виды суждений.

14. Отношение между суждениями по логическому квадрату.

15. Сложные суждения.

16. Значение истинности сложного суждения, табличное определение истинности сложных суждений.

17. Модальность суждений. Основные виды модальности.

18. Основные законы логики и их нормативное значение в юриспруденции.

19. Законы логики как тождественно-истинные формулы алгебры логики.

20. Понятие умозаключения и его логическая характеристика, основные виды умозаключений.

21. Дедуктивные умозаключения (логический вывод) и их логическая характеристика. Понятие логического следования.

22. Непосредственные умозаключения и их виды.

23. Простой категорический силлогизм и его структура.

24. Фигуры и модусы силлогизма. Правила силлогизма.

25. Методика анализа силлогизма.

26. Умозаключения логики высказываний. Условно-категорические умозаключения.

27. Умозаключения логики высказываний. Разделительнокатегорические умозаключения.

28. Умозаключения логики высказываний. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.

29. Табличный метод проверки правильности сложных умозаключений логики высказываний.

30. Вероятностные умозаключения, полная и неполная индукция.

Индуктивные умозаключения и статистические выводы.

31. Методы научной индукции.

32. Умозаключения по аналогии. Принцип аналогии в праве.

33. Логические основы теории аргументации - доказательство и его логическая структура.

34. Виды доказательств. Правила доказательства.

35. Опровержение как логическая процедура. Основные способы опровержения.

36. Основные виды вопросов и требования к ним.

37. Основные виды ответов. Правила ответа.

38. Дискуссия и правила ведения дискуссии.

39. Гипотеза и ее структура. Требования к гипотезе.

40. Следственная версия как разновидность предположения. Требования к следственной версии.

41. Проверка гипотезы (следственной версии). Способы проверки.

Особенности проверки и доказательства следственных версий.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа учебной дисциплины 3

Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточной аттестации 22

2

2

2

. . . . - М. :

. . . . - М. :

2

2 . . . . - М. :

2

2

2

2

Показать полностью… https://vk.com/doc-42717014_131608750
302 Кб, 21 сентября 2012 в 17:41 - Россия, Москва, МЮИ, 2012 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении