Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 030912 из МАЭП

Лексика(лексикология) - изучает словарный состав языка. Лексика раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, а значит, и окружающего мира.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

Многозначные слова - слова, имеющие несколько значений, одно из которых прямое, остальные переносные. Они возникают в результате переноса названия с одного предмета на другое на основании сходства, общности призанков(глухой человек прямое значение, а глухая стена переносное) . Делают нашу речь образной, яркой и точной, обогащают наше мышление новыми понятиями

ОМОНИМЫ - (др.-греч. ? - одинаковый + - имя) - разные по значению, но одинаковые по написанию слова.. Например, - Коса - у девушки на голове; коса - орудие для покоса; коса - длинный мыс в водоёме или в водотоке. Придают языку живость, комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура

СИНОНИМЫ - слова, близкие по значению, но различные в произношении и написании: лес- роща - бор. Свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей

Антонимы - слова, имеющие противоположное значение: истинный - ложный, налево - направо, правда - ложь. Служат для создания контраста, помогают понять противоречивую сущность предметов, явлений, качеств. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь (Н.).

Эмоционально- окрашенные слова - лексика, связанная с выражением чувств, волевых побуждений, чувственных или интеллектуальных сравнений, отношения к действительности,. служат для характеристики говорящего, для выражения отношения к какому-либо явлению, событию, человеку: домишко, кляча, стиляга, прехорошенький Разговорная лексика; - слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Эпитеты - это художественное определение. Выделяют свойства, существенные признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают. Пример: Где-то в яблочном захолустье

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса, комар носа не подточит. Придают речи живость и образность, ироничность.

Сравнением называется образное словесное выражение, в котором изображаемое явление явным образом уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, и при этом в объекте сравнения выявляются новые, неординарные свойства. Так, в контексте из А.Ахматовой Был голос как крик ястребиный, Но странно на чей-то похожий непосредственно сопоставляются два явления - голос и крик ястребиный. Обычно при сравнении используются сравнительные союзы - как, точно, словно, будто и др.

При подборе материала для лексического аргумента следует обратить внимание на задания А2 и А3

Грамматика - это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Грамматические значения выступают как добавочные к лексическому и выражают различные отношения:

-Отношение к другим словам в словосочетании или предложении,

-отношение к лицу, совершающему действие, или к другим лицам

- отношение того, о чем говорится в предложении к действительности и времени.

Что может быть грамматическим аргументом?

1. Словообразование

Некоторые словообразовательные элементы создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею:

- суффиксы имен существительных с уменьщительно-ласкательным значением (-ик, -ец, -к), суффиксы, придающие негативную оценку слову(ручонка, книжонка, домище)

2. Морфология

- глаголы придают динамичность речи,

-категория времени выражает отношение действия к моменту времени: настоящее, будущее, прошедшее.

-категория лица указывает, кто производит действие: сам говорящий, сам говорящий вместе с другими, кто-то другой(собеседник)

- наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: оно может быть реальным( глагол в изъявительном наклонении), или же мыслится как нереальное(условное наклонение), или служит для волеизъявления, приказа, просьбы, мольбы( повелительное наклонение)

3. Синтаксис

- словосочетание - вид подчинительной связи;

- форма зависимого слова (число, род, падеж, ...);

-средства грамматической связи слов (окончание, окончание и предлог)

всё это обеспечивает связность высказанной автором мысли

- ряды однородных членов - расширяют, придают метафоричность (подлежащее), усиливают(определения), дополняют (дополнения) лексическое значение слова

Лексика и грамматика учат точно, красиво, правильно выражать свои мысли.

Только знание законов и правил языка приводит к подлинной оценке его богатейших возможностей;

- позволит рационально их использовать;

- позволит совершенствовать свою речь.

Речевые формулы

1. НАЧАЛО 1. Г.Степанов утверждает, что " словарь свидетельствует...........". С мнением лингвиста трудно не согласиться. Безусловно, в лексике отражается богатство и многообразие окружающего мира, а грамматика помогает понять отношение между реальными вещами и событиями. Для подтверждения этого обратимся к тексту.

2. Я согласен с утверждением, что "словарь языка свидетельствует...". Докажем это примерами из текста ... .

3. Можно ли согласиться с утверждением, что "словарь языка свидетельствует..."?

4. Попробуем доказать, что "словарь языка свидетельствует...". Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел.

2. Часть (доказательства, аргументы)

Лексический аргумент

1. Например, в предложении №7 привлекает внимание ___ ( назвать вид худож-ого средства) "_____". Этот троп помогает автору ________(выделить признак предмета, передать отношение, оценить, создать образ). Эпитет "___" обозначает (лексическое значение слова). Благодаря этому художественному средству читатель может понять авторский замысел.

2. Так, в предложении №__ автор употребляем словосочетание "глухая стена", в котором зависимое слово "глухая" употреблено в переносном значении, что помогает читателю более ярко представить себе место действия рассказа.

3. Мое внимание привлекло предложение №___ , в котором употребляется фразеологизм "..............". Это устойчивое сочетание имеет значение "..............". Этот фразеологизм помогает автору донести до читателя мысль о .........( Этот фразеологизм позволяет читателю живее представить картину происходящего)

4. В предложении №___ автор(Ф.И.О) использует эмоционально- окрашенное слово _____( домишко, ручонка, хитренькие, премиленький, простофиля), через которое автор передает своё ( негативное или хорошее) отношение к ...... , свое удивление поступком ..... ИЛИ: таким образом автор иронизирует над......

Так лексические средства помогают автору_______________________

Грамматический аргумент

1. Теперь рассмотрим словосочетание _________ с точки зрения грамматики. Оно построено на основе (подсказка: формулировка задания В2). Зависимое прилагательное согласуется с главным словом в __роде, __числе. Окончание "_" - здесь ______ средство связи. С его помощью мы понимаем, к какому именно существительному относится слово "_". Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выразить собственные мысли.

2. Теперь обратимся к предложению №_____, в котором автор употребляет ряды однородных членов ".................". Они усиливают выразительность фразы и помогают понять отношение автора, замысел автора, состояние героя и.т.д.

3. Но не только лексика помогает автору создать художественный мир рассказа, но и грамматика. Так, в предложении №____ автор употребляет слово с оценочным суффиксом - ёнк- в слове "волосенки", с помощью слова с таким суффиксом образ героя становится зримее и выразительнее. Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выразить собственные мысли

4. Но не только лексика помогает автору создать художественный мир рассказа, но и грамматика. Так при описании( или при передачи разговора) ( назвать событие, разговор) автор использует глагол( указать форму глагола: наклонение, или время, или лицо и ), через грамматическую форму которого читатель понимает, к какому моменту времени относится происходящее.

3.Вывод

1)Вступление - вопрос, вывод - ответ.

Итак, словарный запас и знание грамматики помогают

правильно и ярко оформлять свою речь.

2) Контекстуальные синонимы к словам вступления:

Значение слова и грамматические способы его

реализации в речи способствуют выражению авторского

замысла. 3) Итак, взаимосвязь лексики и грамматики очевидна.

"Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она

дурно выражена", - писал Вольтер.

4)Таким образом, можно с уверенностью сказать, что лексика и грамматика позволяют многое узнать о человеке, о его культурном уровне, отношении к языку и соответственно к миру и окружающим его людям

Показать полностью…
25 Кб, 9 марта 2012 в 19:23 - Россия, Москва, МАЭП, 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении