Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 033916 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

Нет истории печальнее на Свете, чем история о потерянном Знании ...

Лекция подготовлена и прочитана - Дениско Т.В

г. Хабаровск

2017 г. Я попросил Бога забрать мою гордыню, и Бог сказал мне: -"Нет".

Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.

Я попросил Бога вылечить мою прикованную к постели дочь,

и Бог сказал мне: - "Нет". Он сказал, что душа ее в сохранности, а тело все равно умрет.

Я попросил Бога даровать мне терпение и Бог сказал мне:- "Нет".

Он сказал, что терпение появляется в результате испытаний. Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье, и Бог сказал: - "Нет".

Он сказал, что дает благословения, а буду ли я счастлив, зависит от меня.

Я попросил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал: - "Нет".

Он сказал, что страдания отдаляют человека от мирских забот и приближают к Нему.

Я попросил Бога, чтобы мой дух рос, и Бог сказал: - "Нет".

Он сказал, что дух должен вырасти сам.

Я попросил Бога помочь мне любить других так же, как Он любит меня, и Бог сказал:- Наконец-то ты понял, о чем надо просить"...

Я попросил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.

Я попросил мудрости, и Бог послал мне проблемы, над которыми мне нужно ломать голову.

Я попросил мужества, и Бог послал мне опасности.

Я попросил Любви, и Бог послал мне несчастных, нуждающихся в моей помощи.

Я попросил благ, и Бог дал мне возможности.

Я не получил ничего из того, что хотел.

Я получил все, что мне было нужно.

Бог внял моим молитвам.

Часть 1 - 3 лекции

" Веда означает "учение".

Священное учение, изложенное в этих книгах, возникло путем откровения;

Веды не были написаны людьми, а имеют чисто божественное происхождение".

"Истории религии" т.2,

издана с "одобрения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия" в помощь изучающим историю религии и культуры, стр. 12.

Мы уже знаем о том, что Истинные Знания - Веды, находятся в шастрах - священных писаниях, которым более 5-7 тысяч лет. Это самые древние Знания, имеющиеся на планете Земля.

Веды определяют Знание как оружие.

"Астра" в переводе с санскрита - это оружие, а "шастра" - это оружие Знания. Очень могущественное и взрывоопасное для неподготовленного к его принятию человека.

Практика передачи этого Знания показывает, что процесс его познания немного болезненен, так как оно разрушает наше тонкое тело. И порой люди, сталкиваясь впервые с этим Знанием, ведут себя, мягко говоря, неадекватно.

Следует помнить, что болезненное проявление имеет место быть в следствие разрушения больного тонкого тела. Когда вырывается зуб это больно и разрушительно, но это необходимое условие для блага человека.

И ещё мы должны всегда помнить, что главная идея ведического Знания - не дать нам что-то новое, а помочь вспомнить то, что мы, покинувшие свой дом, мир духовный, забыли.

Да, боль сопутствует процессу получения истинного Знания и это боль очищения, после которой душа обретает Счастье.

История - Чашка чая

Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру

Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен.

Нан-ин пригласил его к чаю.

Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.

Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал:

- "Она же переполнена. Больше уже не войдет!"

- Так же, как эта чашка,- сказал Нан-ин,- Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений.

Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?"

Ведическое представление о Боге

Тот, кто действительно постиг Мое величие и

мистическое могущество, посвящает всего

себя чистому преданному служению;

в этом нет и не может быть

никаких сомнений

Бхагавад Гита 10.7

Есть много различных мнений на этот счет, но как говорят Веды, - Истина одна - она конкретна, вечна, неизменна и прекрасна. И, кроме того, не имеет ни территориального, ни национального признака.

Здесь можно вспомнить историю о 6 слепых мудрецах, которые, ощупывая слона, пытались определить - на что похожа Истина. И только тот, кто был зряч, имел полное знание .

Однако, надо понимать, что не зря в этой истории указано, что мудрецы были слепые. Зрячими нас делают истинные Знания, переданные нам посредством общения с истинным духовным учителем.

Люди, попадая в затруднительные ситуации, ругают материальную жизнь, клянут её, но не желают изменить что - либо, измениться самим, изменить свой образ жизни.

Люди знают заповеди, но не исполняют их. А когда человеку трудно, он вопрошает, -

- "Господи, за что?"

Почему многие люди, понимая теоретически, что нужно менять жизнь и свое отношение к ней, не переключают свое сознание на высшую, духовную сферу?

Ответ очень простой - люди ничего об этом не знают.

Для них Бог более или менее абстракция.

О каком Боге большинство людей знает?

О лысом карикатурном дедушке с покосившимся нимбом, либо о старичке, подметающим Млечный Путь, который, вздыхая, поглядывает вниз - что там происходит в Его Творении.

Так изображали Бога, и люди другого Бога не знали.

Есть и другая крайность, когда Бога представляют в виде какого-то безличного Разума, Света и т.п.

Трудно простроить какие-то взаимоотношения с безличным Светом или с карикатурным дедушкой.

Ясного понятия о Боге у людей нет.

Его постарались максимально убрать из сознания советских людей. И даже если кто-то и задумывается о том, чтобы начать жить духовной жизнью он не имеет возможности.

История -

Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг разговор зашёл о Боге.

Парикмахер сказал:

- Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть.

- Почему? - спросил клиент.

- Ну ведь это ж и так ясно. Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это.

Клиент на мгновение задумался, но решил промолчать, чтобы не вступать в спор. Когда парикмахер закончил свою работу, клиент ушёл. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека (казалось, что тот не стригся целую вечность, настолько неряшливо он выглядел). Тогда клиент вернулся в парикмахерскую и сказал парикмахеру:

- Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует.

- Как это так? - удивился парикмахер. - А я разве не в счёт? Я же парикмахер.

- Нет! - воскликнул клиент. - Их не существует, иначе не было бы заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.

- Но дело же не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне не приходят.

- В том то и дело! - подтвердил клиент.

- И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.

*** Веды, в отличие от других священных писаний, дают очень ясное и четкое объяснение и описание Бога, чтобы мы могли понять Его и развить с Ним свои, определенные, взаимоотношения, привязаться к Нему и оторваться от этого болезненного материального существования.

В противном случае получается как с алкоголиками, которые с одной стороны понимают, что пить плохо, вредно, но бросить не могут.

Также и наркоманы, которые "сели на иглу", давно уже поняли, что это безнадежная тупиковая жизнь, но не могут ничего сделать, так как у них нет понимания другого - духовного, нет более высокого вкуса жизни.

И хотя они проклинают эту свою дурную привычку, но бросить не могут.

С одной стороны люди мучаются от такой материальной жизни, но с другой стороны как начать духовную жизнь и что оно практически значит, они не знают.

Практической информации никакой нет.

Бог Велик!

Когда мы разговариваем с Богом - это молитва, когда же Бог разговаривает с нами - это шизофрения.

Обычно люди говорят, что Бог велик, но насколько Он велик они не знают.

Получить это Знание можно, обратившись к "Шримад-Бхагаватам", "Бхагавад Гите" и другим священным писаниям.

Бог и Абсолютная Истина не одно и тоже, хотя некоторые пользуются этими терминами как взаимозаменяемыми.

Изначальный Источник всех энергий - так Веды определяют Абсолютную Истину.

Понятие Бог уровнем пониже и оно относится к такому понятию, как управляющий.

Основное значение слова "Бог" - управляющий.

В этом смысле правы те, кто говорят, что богов много, т.е. много личностей, исполняющих функцию управляющих.

И здесь, как и в человеческом обществе, имеется определенная иерархия.

Также Веды говорят, что эта Абсолютная Истина - Источник всех энергий в своем высшем аспекте и является тем самым Верховным Богом, о котором мы будем говорить.

О Верховной Личности Бога.

Мы знаем, что Душа, взаимодействуя с материей в этом материальном мире, в лучшем случае получает хорошую карму.

Это максимум. Но даже хорошая карма связывает живое существо, оставляя его в пределах мира материального.

Т.е. максимум, что можно извлечь из материи - это хорошую карму.

Живое существо в этом мире, хочет оно или не хочет, вынуждено претерпевать такие неприятные последствия как рождение, старость, болезнь, смерть.

Веды говорят, что в материи душе счастья не найти.

"Не оставайся во тьме, двигайся к Свету, Двигайся в духовный мир" - это ведический афоризм.

Также Веды говорят, что душе предпочтительней развивать свои отношения с Богом.

Вспомните! В нашей жизни мы часто слышали выражение - "Все живое тянется к Свету". Трава, где бы она не росла, пробивает себе путь к Свету. Человек более комфортно чувствует себя в свете, нежели в темноте.

Что такое Свет?

Свет это наличие Знаний, тьма их отсутствие.

Есть мир материальный, есть мир духовный. Двигаться к Свету, то есть двигайся в мир духовный:

Поэтому Душе предпочтительнее развивать свои отношения с Богом, а не с материей.

***

Каков же Бог ?

Одного христианского священника спросили, сколько верующих людей в России.

Он ответил, - все верующие. Только одни веруют, что Бог есть, а другие, что Его нет.

В Библии есть такое описание Бога -

Бог привиделся Моисею в виде горящего куста.

Исход 3 -

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!

3 Ездр.14 -

3 Тогда сказал Он мне: в кусте Я открылся и говорил Моисею, когда народ Мой был рабом в Египте;

Но можем ли мы полюбить куст? Можем ли мы развить с ним какие-то взаимоотношения?

Это довольно странная форма, странный образ Бога, которого мы должны полюбить. И развить взаимоотношения с таким богом проблематично.

Свидетели Иеговы распространяют свои красивые буклеты, где Бог изображен сидящим на троне, фигура Его внушает почтение, благоговение, но вместо лица Свет.

Они говорят, что никто не может изобразить лицо Бога, это невозможно.

И для сознания человека, который задумывается о Боге, остается какая-то загадка, дистанция.

Для человека это сложно, он не понимает и не воспринимает своим пока еще несовершенным сознанием понятие Бога, хотя все его существо стремиться к этому.

Также в Библии есть такая фраза, что Бога никто никогда не видел.

Иоан 1.-

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

1Иоан.4: -

12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Далее, там же, в Нагорной проповеди сказано:

Матф.5:8 -

- "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"

То есть, узреть Бога можно, но одно условие - чистота сердца.

Не может Его увидеть человек с оскверненным сердцем, грешный человек.

Поэтому пришел Христос и сказал -

- " не убий, не укради, не прелюбодействуй," и т.д., чтобы человек мог очистить сердце и стать способным увидеть Бога, полюбить Его.

Какой вывод из этого следует - должна быть какая-то очистительная практика.

Нужна предварительная духовная практика, а иначе Бог скрыт для нашего восприятия.

И Христос дал эту практику очищения.

Далее, в Библии сказано:

- Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим.

Матф.22:37-

Следовательно, чувство Любви к Богу это не какое-то иррациональное чувство, слепая вера или фанатизм, а в этом чувстве к Богу должна, согласно первой и главной заповеди, присутствовать доля разума - " ...разумением своим".

Да, это значит, что до определенной степени Бог постижим разумом.

Если нам дан разум, то для чего он нам дан? Не только для постижения каких-то простых вещей, не только для приобретения повседневного опыта.

Из своей жизни мы видим, что мы не удовлетворяемся этим. Нам нужно понять что-то более высокое. И мы все время ищем раскрытия этой загадки, это высокое, эту тайну.

Именно для этого и дан нам разум.

В "Источнике Вечного наслаждения", гл. "Молитвы олицетворенных Вед" говориться, -

"...человеку следует употреблять свой разум в большей степени, чем ум и чувства. Когда ум и чувства очищаются, благодаря правильному использованию разума, тогда обусловленная душа освобождена. В противном случае, если разум не употребляется на то, чтобы управлять чувством и умом, обусловленная душа продолжает переселяться из одного тела в другое только ради чувственного удовлетворения". стр.700

***

Как Веды определяют Самого Бога?

Русское слово "бог" происходит от санскритского "бхога" - то, чем можно наслаждаться.

И Веды определяют Бога через две Его функции:

1-я функция - обозначена термином "Ишвара", т.е. управляющий, распоряжающийся;

2-я функция -"Пуруша", т.е. тот, кто наслаждается.

И так, Бог это Тот, кто всем управляет, повелевает, всем наслаждается и обладает всем тем, чем можно наслаждаться.

Также Веды говорят, что само понятие "Бог" включает в себя 3 аспекта. Это сказано в Бхагавата Пуране -

" Ученые мудрецы, которые познали Абсолютную Истину, называют эту неделимую субстанцию -

БРАХМАНОМ,

ПАРАМАТМОЙ и БХОГАВАНОМ".

Это три аспекта Абсолютной Истины.

1.Брахман - это безличный Свет, сияние.

Для многих людей Бог это просто какое-то свечение, сияние, море, океан блаженного Света.

Да, у Бога есть такой безличный аспект, никто этого не отрицает. И многие, в своём познании Бога, останавливаются именно на нем.

2.Параматма - это Сверхсознание.

Это тот аспект, который пребывает в сердце каждого живого существа, это то, что находится в каждом атоме.

Функция этого аспекта - Знание. Через это Бог знает ВСЕ.

И поэтому Он связывает нас узами причинно-следственных отношений - Кармы. Т.е. - я воздействую на материю, и ко мне приходит соответствующая реакция. Кто это знал, никто казалось бы не видел, но реакция за содеянное приходит.

Именно в аспекте всепроникающей Параматмы эта Великая Личность и воздает за содеянное.

3. Бхогаван - это есть Личность - Верховная Божественная Личность. Это и есть БОГ.

Как соотносятся между собой эти аспекты?

В Ведах приводится такая история:

Однажды в Индии, в начале этого века пустили первый поезд. Проложили рельсы и сказали людям - сегодня смотрите, по этим рельсам проедет поезд.

Но это было только название, неизвестное им до этого времени слово - "поезд". Поезда никто из них никогда не видел и люди решили посмотреть - что же ЭТО такое.

Они ждали этот поезд долго. В Индии поезд ходит как обычно с опозданием часов на 10. И вот, когда уже стало темно, вдалеке послышался звук и показался свет. Они увидели сначала просто свет в темноте.

Кто-то сказал - я понял, что такое поезд - ЭТО СВЕТ, и ушел спать.

Другие, более любопытные, еще подождали, и увидели ПОЕЗД, когда он приехал.

И когда он остановился на платформе, они увидели не только свет, но и сам локомотив, из которого исходил этот свет, вагоны, колеса. И их понимание поезда было более глубоким.

Но, более пытливые зашли внутрь и увидели внутри локомотива МАШИНИСТА и познакомились с ним.

Т.е. их понимание поезда было наиболее глубинным.

И совершенно очевидно, что те, кто удовлетворился пониманием поезда только на уровне света или локомотива, получили поверхностное понимание что это такое.

Это уровни осознания. Есть здесь и Свет и Форма и сама Личность .

Тоже самое, когда мы говорим о Личности Бога.

Так соотносятся эти аспекты - как Свет, Форма и сама Личность. Это соотношение личного и безличного.

В настоящее время действительно существует спор по вопросу личное - безличное. Но это особый разговор.

Ещё приводится пример с Солнцем - свет, планета и сама личность, которая находится там внутри - Сурья Нарайяна, тот из кого этот свет и исходит.

Это высший аспект Абсолютной Истины.

Шридхар Махарадж в книге "Шри Гуру и Его Милость" во "Вступлении" говорит -

"Наше человеческое общество с высочайшими проявлениями его культуры есть не более, чем бесконечно малая частица Динамичного Абсолюта".

Т.е. Абсолют являясь динамичным - РАЗВИВАЕТСЯ, и это подтверждает информацию от Учителей -

"Бог познает Себя через нас и объекты, которые Он создает"

***

Каждая личность определяется 4 параметрами, эти параметры есть и у каждого объекта этой материальной Вселенной.

Первый параметр - это имя - всё как то называется.

Второй параметр - форма.

У всего есть какие -то определенные качества.

И у всего есть какие-то функции или деяния.

Например: карандаш - это имя

- удлиненный - форма

- сверху прозрачный, колпачек синий - качество

- пишет - его функция

Так можно охарактеризовать любой объект.

6 достояний Бога -

Также следует заметить, что Сама Верховная Личность Бога обладает 6 достояниями - БХОГА = Бхогаван. Отсюда происходит слово Бог .

"Ван" на санскрите означает - обладающий, властитель, владелец, а "бхога", то чем можно наслаждаться.

И поэтому ещё один термин, который вы встретите в ведической литературе и определяющий Бога - Бхогаван, т.е. обладающий всеми достояниями.

Чем же обычно стремятся наслаждаться люди.

Веды говорят - 6 достояний -

- Богатство

- Сила - Знание

- Красота

- Слава - Отречение

Это 6 вещей, к которым стремятся люди.

Все мы ищем людей сильных, красивых, умных, славных, богатых, отреченных Но, к сожалению, в материальном мире, в нашем обществе, мы такую личность не находим.

Человек может быть богат, но некрасив.

Человек может быть красив, но глуп, и т.д.

Все мы в разной степени обладаем этими достоинствами, и только в полной мере этим обладает Бог.

По определению Вед - Бог это Тот, кто обладает 6 достояниями в полной, абсолютной мере.

Это и есть та самая совершенная Личность, которую люди интуитивно ищут в материальном мире, к которой всегда стремятся, но не находят. И поэтому в их жизни присутствует разочарование.

"Среди Вед Я - их изначальный Учитель, Господь Брахма, и из всех мантр Я - трехбуквенная омкара.

Среди букв Я - первая буква, "а", и среди священных (стихотворных) ритмов Я - Гайатри мантра".

"Нет Истины выше, чем Я" - говорит Кришна в "Бхагавад-гите.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. Откр.1. 8

***

Соотношение личного и безличного аспектов

Это очень серьезный вопрос. Если вы поедете в Индию или почитаете современные интерпретации Вед, индуизма, вы столкнетесь с концепцией, которая очень распространена - имперсанализм.

"Персона" - это личность, "имперсонализм" - "отсутствие личности".

На санскрите это еще называют -Майявада, т.е.

теория о том, что все формы в этой Вселенной, в том числе и форма Бога, это просто творение иллюзии. И что на самом деле Бог в Высшем своем аспекте является полностью безличным.

А форма, с их точки зрения, нужна просто как временная зацепка для нашего сознания, чтобы нам было более привычно или удобно о Нем думать, обращаться к Нему.

Это важный вопрос, в котором следует хорошо разобраться.

Это давний спор между личностной концепцией о Боге - персонализм, и безличностной - имперсонализм.

Мы знаем, что в каждую историческую эпоху на Землю приходят Великие Учителя, чтобы принести человечеству Истинное Знание в том аспекте, в котором они готовы своим сознанием его воспринять.

Примерно 1000 лет назад был такой известный философ Шанкарачарья, который за свою недолгую жизнь сделал очень много. Это был особенный человек, он был воплощением Шивы.

В Падма Пуране есть такая цитата, где Шива говорит своей супруге Парвати, -

"В эпоху Кали я приду в облике брахмана - мудреца Шанкарачарьи, для того, чтобы дать людям философию майявады".

То есть, у Шанкарачарьи была определенная миссия.

Небольшой исторический экскурс.

5100 лет назад, примерно, наступила наша эпоха - Кали. И до этого в Индии более - менее была развита ведическая культура. Общество прогрессировало. Общество было духовным и действовали всевозможные ритуалы.

Когда наступила эпоха Кали, в первую очередь у духовенства, жрецов пропала квалификация совершать определенные ведические ритуалы.

Ритуал это не просто какая - то церемония.

Ритуал это технологический процесс. Слово "ритуал" (вроде латинское слово, но латынь также в своих истоках произошла от санскрита) произошло от санскритского корня "рита", что значит " Абсолютная Истина".

Ритуал это то, в процессе чего открывается Абсолютная Истина.

Но для этого нужно быть технологом. Нужно знать это искусство связи с миром духовным.

С началом века Кали начинает деградировать высший класс, а следом за ним все общество. И когда высший класс, духовенство, начал деградировать, то ведические ритуалы перестали действовать. Фактически, ведическое общество превратилось в умирающую культуру. Жертвоприношения, которые проводились в Индии, стали превращаться в убийства.

Например, жрецы для того, чтобы попробовать силу ведических мантр, брали какое-нибудь старое, умирающее животное, помещали его в огонь и при помощи ведических мантр давали ему новое тело. Это технология, результат действие ведических мантр.

И поскольку ведические ритуалы в Кали - Югу перестали действовать, пришло всем известное воплощение - Будда. Это воплощение предсказано в Ведах, как и воплощение других Великий Ачарьев.

Задача Будды была очень четкая и понятная - отбросить Веды. В связи с тем, что люди и общество в целом деградировало, духовенство потеряло ведическую квалификацию в пользовании ведическими ритуалами, отбросить на некоторое время Веды.

Будда ввел практически только один принцип - ахимса, ненасилие. В христианской традиции также отражен такой принцип - не убий.

Будда сказал - все это ( ведические знания) не нужно, вы сейчас не можете ими пользоваться. Он ввел подрелигиозную этическую систему, которая способна очистить человека, поднять его до определенного уровня, и вновь подготовить его к принятию настоящих, религиозных принципов.

Справка -

В настоящее время буддизма в чистом виде нет. Его нигде не найти.

В Индии он раскололся на две части - Хина-яна или южная, малая колесница, которая ушла на Юг на Шри - Ланку. Там в небольших объемах еще существует.

И Большая колесница - Маха Яна, уехала в Тибет, Китай и там трансформировалась в такие формы как ламаизм в Тибете.

На Востоке она смешавшись с Дао, даосизмом, превратилась в такую форму как "Чань".

Далее, доехала до Японии и в самой своей отдаленной, искаженной форме стала Дзен - буддизмом.

И когда буддизм выполнил свою историческую роль, необходимо было восстановить авторитет Вед.

Для этой цели пришел Шанкарачарья. Он пришел и дал Веды, но дал их частично. Он дал один аспект понимания - безличный аспект - Брахман. Он дал безличное представление о Боге.

Вспомните! Сначала был Свет.

Быт.1:3 И сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет.

Пс.35:10 ибо у Тебя источник жизни; во Свете Твоем мы видим Свет.

Существует Закон Целесообразности, который, в частности, говорит о постепенности и своевременности передачи Высших духовных Знаний.

Все, о чем говорилось выше - принесение человечеству в определенную историческую эпоху определенных Истин, играло на каждом историческом этапе развития человеческого общества свою, четко определенную роль, преследовало определенные цели.

Шанкарачарья был очень выдающейся личностью, прекрасным логиком, харизматичной личностью, активно проповедывал Высшие духовные Знания. По всей Индии он утвердил концепцию Майявады - инперсонализма, что Бог это просто сияние, мы его частицы и наша задача просто слиться с Ним.

Имперсонализм тоже был нужен на определенном историческом этапе, чтобы после буддизма восстановить авторитет Вед, но на безличностной основе.

Далее приходили другие великие личности и каждый приносил что-то свое, но все принесенные им Знания работали на то, чтобы восстановить изначальное личностное представление о Боге - это Рамануджа ачарья, Мадхава ачарья и др.

В Бхагават Гите Сам Кришна говорит -

- "Некоторые думают, что Я был безличным, а теперь обрел эту личностную форму. Вследствие ничтожности их знания они не ведают о Моей Высшей нетленной природе".

Бхагавад Гита 7 глава 24 стих

Далее в 14 главе Бъагавад Гиты Он говорит

- "Я есть источник этого безличного Брахмана".

Личность является мерилом всего.

Например, у меня есть деньги. Это проявление моей энергии, но без меня они просто лежат дома и сами ничего сделать не могут. Без меня нет никакого смысла в том, что они есть.

Бог это всепроникающая Энергия.

Вопрос в том, что первично. Веды говорят, что первичен личностный аспект.

Некоторые думают, что нам нужна просто форма, чтобы было проще общаться. Они говорят, что человек выдумал Бога для собственного удобства. Но, если мы открываем Библию, мы читаем -

Быт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему,

Быт.1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Это теоморфная концепция.

То есть "Теос" - первый, Бог первый, а уже потом создан человек по образу и подобию Его.

Мы это такие маленькие клише, маленькие копии Бога. Мы Богоподобны, а не наоборот.

И в священных писаниях мы видим подтверждение личностной природы Бога.

Но, без- личностная концепция Бога также сильна, так как она находит некоторое подтверждение в ведических текстах - Упанишадах.

Ведь не мог же тот же самый Шанкарачарья говорить просто голословноно, нести что-то от себя.

В Индии, когда вы с кем-то спорите, вас спрашивают - "а где это в Ведах написано?", и если вы говорите где, то вопросов к вам уже нет. Авторитет Вед принимается полностью.

Шанкарачарья не мог бы утверждать, что Бог безличен, если бы это не упоминалось в Ведах.

В Упанишадах есть такие утверждения -

" У Него нет ног, но Он может обогнать всех бегущих,

у Него нет ушей, но Он все слышит, у Него нет рук, но Он может принять любое подношение, у Него нет глаз, но Он видит ВСЕ".

Это фразы, несущие определенное иносказательное значение для человека. Зачем?

Чтобы человек, который принял концепцию Бога как личности, сначала должен понять, что эта Личность не материальная. Он из мира духовного.

Поэтому у Него есть глаза, - но не материальные, у Него есть ноги, но не материальные, не такие ограниченные как у нас с вами.

Мы делаем шаг длинной примерно 1,2 - 1,5м, а Он может шагать бесконечно.

Его глаза, уши, руки, глаза, Его тело похоже на мое, но оно не материально.

И для того, чтобы разбить эту неправильную материальную концепцию, неправильное представление о Боге, сначала говорится, что нет ног, нет того, нет того, т.е. отбрасываются знакомые нам понятия.

Как пингвину в Антарктиде объяснить, что такое тропики, жара. Пингвин никогда в жизни не сталкивался с жарой, не испытывал этого. Как ему объяснить. Вы будете объяснять ему жару, основываясь на его - пингвина, понятиях. И отрицая их. Жара это не холод.

И чтобы подвести нас к правильному пониманию Бога, сначала разбиваются наши ограниченные представления о Его Личности , что Его тело нематериально, Его глаза, Его ноги не материально. Поэтому Упанишады такие вещи дают.

И некоторые люди, которые изучают Веды не в парампаре, не в традиции, не под руководством духовного учителя, читая все эти вещи, неправильно воспринимают изложенное. Они видят, что у Бога нет ног, головы и т.д. - Он безличен, размазанное ничто, сияющий свет и т.д. Не более того.

И когда дальше в текстах объясняются различные деяния Бога, Формы и облики, люди говорят, что они уже ничего не понимают.

Вывод можно сделать только один - священные писания, в которых заключены Знания из другого мира, мира духовного, необходимо изучать под руководством духовного учителя.

Тогда постепенно мы проходим через различные фазы понимания этого и правильного соотношения между личностным и безличностным.

Далее, говоря о Верховной Личности Бога, мы переходим к Бхагавану, т.е. Личности, обладающей всеми этими достояниями.

И мы рассмотрим такие Его качества как имя, форма.

Имена Бога

Имя - у каждого из нас есть имя, которым нас м.б. называли в детстве, которым нас называют родители, кто-то называет нас по фамилии, имени и отчеству,

Точно так меня сейчас можно назвать - лектором, можно назвать по какой-то своей должности. Как организатор я занимаю определенную должность.

Меня можно назвать по какому-то духовному сану, меня можно назвать какой-то детской кличкой - много разных обозначений.

Т.е. есть первичные имена, которыми я как личность называюсь, а есть вторичные имена, которыми я называюсь исполняя какие-то должностные обязанности.

Должность это более официальное. А личность это более личностное, простое.

Точно также у Верховной Божественной Личности есть различные имена. Первичные имена это те, которые связаны с личной жизнью. И вторичные имена - которые связаны с работой.

Какая у Бога работа - Творение материального мира, разные функции в этом материальном мире.

Приведем примеры некоторых имен, которые встречаются в Ведах.

Имя Кришна обозначает - ВСЕПРИВЛЕКАЮЩИЙ.

Что нас привлекает - Красота, Сила, Знание, Богатство, Отречение, Слава. И тот, Кто обладает ими в полной мере, является Всепривлекающим.

Нас привлекаю люди сильные, знающие, славные, отреченые, богатые. Что нас привлекает - нас привлекает Кришна в них.

Т.е. - отражение какого-то аспекта Абсолюта в них.

Это одна из Его граней нас привлекает в них.

А Он обладает всем этим в совокупности.

ГОВИНДА также одно из Его имен, которое буквально значит - дающий радость чувствам и коровам.

Корова это Его любимое животное потому, что Он божественный пастух. В духовном мире это одна из Его основных деятельностей.

Говинда - это Тот, кто дает радость коровам и чувствам.

Веды говорят, наши чувства получают свое полное удовлетворение лишь тогда, когда соединяются с этой совершенной формой.

ГОПАЛ - это покровитель коров и брахманов. Брахманы - ведические мудрецы, жрецы.

КЕШАВА - это Тот, у кого очень красивые вьющиеся волосы.

МАТХАВА - супруг богини процветания.

ГОПИНАТХ - это повелитель гопи. Это пастушки Вриндавана, той изначальной деревни, места в духовном мире, где он живет. Он их друг.

ШЬЯМАСУНДАРА - обозначает, темноликий красавчик.

Это очень сокровенные имена и они связаны с Его личной жизнью и мало кому известны.

Согласитесь, что в свою личную жизнь мы запускаем тех, кто нам близок.

Имена связаны с Его деятельностью -

Одно из Его имен - ПАРАМАТМА - это функция, которая обозначает - Все проникающая Энергия.

ВИШНУ - Вседержитель, Тот, кто держит всех.

НАРАЙАНА - убежище всех живых существ

ДЖАГАНАТХА - повелитель всей Вселенной

БАГАВАН - Владыка всех достояний

ВАСУДЕВА - Всепроникающий Господь.

Это имена Его, в большей степени связанные с функцией Бога в материальном мире.

Повторение разных имен Бога вызывает у нас разные эмоции, разные чувства в наших отношениях с Богом. Более сокровенные эмоции или более официальные.

Как у людей. К кому- то обращаются по имени и отчеству - некоторая дистанция, а между кем-то очень простые и даже панибратские отношения. И имена соответственно существующим отношениям.

И с Богом, у кого-то есть личные отношения, а у кого-то только официальные - дистанция.

И когда человек повторяет те или иные мантры, в которых разные имена Бога, он развивает те или иные эмоции - чувства благоговения или почтения, или наоборот очень сокровенное какое-то чувство. Человек развивает с Ним определенные отношения.

Каждое имя Бога это определенный тип отношений и определенный тип энергии Бога, которая вступает с нами в контакт и мы развиваем определенное чувство.

(В лекции природа духовного звука эти вещи разбираются подробнее)

Форма - второй параметр

Имена отражают различные формы.

И многие формы Бога не обозначают многобожия.

Приехав в Индию, вы увидите огромное количество разных храмов и можете подумать, что существует огромное количество богов.

Изучая традицию из-вне, и свалив все в один мешок невозможно понять истинное. Традицию следует изучать изнутри и только с духовным учителем.

В одном храме вы увидите Бога в форме человека -льва -Нарисимха. "Синха"- лев. Город льва- Синхапур. "Нара"- человек. И получается полу-человек, полу -лев.

В другом храме вы увидете Бога в форме черепахи - Курма.

В другом Бог в форме вепря - Вараха, который на своих клыках держит Землю.

В Ведах есть такая история как один демоничный человек - Хираньякша, довел Землю до такого состояния, что Земля упала с орбиты. И Бог в облике Варахи - вепря, достал её из Вселенского океана и вернул её на прежнюю орбиту.

Многие формы не обозначают многобожия, они обозначают разные функции Бога.

Например, я в разных костюмах могу по - разному выглядеть - но личность остается та же.

Шрипад Б. С. Госвами Махарадж, проводя даршан и отвечая на вопросы преданных, в апреле 2003г., сказал -

- В этой Вселенной существует 33 000 000 Богов и Богинь - и это не предел.

Шрила Говинда Махарадж приводит пример одной старой женщины из Калькутты. Люди видели, как она предлагает пранамы камням. В ответ на вопросы, зачем она делает это, она пояснила - "Один из них может быть Шивой".

Существует бесчисленное множество форм Господа- адвайтам ачьютам анадим ананта-рупам.

Но Кришна - Источник всех. Его изначальная форма сач-чит-ананда полностью духовна и напоминает двурукую человеческую.

В этой форме Он вечно пребывает в царстве Голоки Вриндавана

***

Также у Бога есть такие роли - аватары.

АВАТАРЫ -

Аватара с санскрита переводится как - тот, кто нисходит из духовного мира, пересекает границу материальной Вселенной. И он приходит сюда в определенной форме.

Веды говорят , что существует 6 типов аватар:

Гуна - аватар, это те, кто олицетворяет собой качества материальной природы - благость, страсть, невежество.

Благость олицетворяет в этом материальном мире Вишну. Он держит все.

Страсть - Брахма, который творит все.

Невежество - Шива, который разрушает все.

И благодаря этим 3-м качествам происходят все процессы в этой материальной Вселенной.

Всё в своем существовании проходит 3 стадии - создается, поддерживается какое-то время, затем разрушается. Это действуют, проявляют себя 3 гуны, 3 качества материальной Природы.

За каждую гуну отвечает определенное божество в определенной форме, носящее определенное имя. И это божество

Гунна- аватар контролирует это качество, эту одну гуну.

Пуруша - аватар - это те, кто непосредственно держит материальный мир.

Это Маха -Вишну, он лежит в причинном океане и из пор его исходят материальные вселенные.

Это Параматма - СверхДуша, Сверхсознание, которое входит внутрь каждой вселенной, в каждый атом. Это то, что связано с поддержанием и творением Космоса.

Лила - аватары, которые приходят в этот мир играть разные, определенные Божественные игры. Подробнее об этом ниже.

Немного о лила аватарах - они приходят по Планам Бога, чтобы сыграть определенную игру, с определенной целью дать человечеству определенный сюжет, определенное направление развития.

Например, Матьсья - гиганская рыба, которая спасла человечество.

Описание вепря Варахи - лила-аватара.

Есть предсказания будущего, что придет Калки - аватар и уничтожит полностью эту цивилизацию, которая станет безбожной.

Манвантары - аватары - это перво-люди или основоположники династий - Ману. Это те личности, которые дают начало разным человеческим родам, определенным семьям людей. Каждая манвантара живет 308 мил. лет (земных).

Это своеобразная Вселенская администрация, которая меняется каждый определенный срок. Они связаны с определенными техническими функциями Вселенной. Должности остаются, а личности, занимающие эти должности разные.

Юга-аватары. (юга - эпоха). Это те, кто приходит в разные эпохи, чтобы инициировать, положить начало новому духовному пути. На каждую эпоху дается определенная форма прогресса, которая помогает людям развиваться в нужном направлении.

Они приходят и инициируют людей и объясняют - вот ваш Путь. В каждую эпоху Путь человечества выглядит по - разному.

Шакти авеша аватары.

"Шакти" это энергия, "авеша" - наделенный, т.е. наделенный определенной Энергией Бога.

Как правило, это не сам Бог, а какая-то личность, которая уполномочена на определенную функцию.

Уполномоченный, т.е. Личность, которая действует так, как бы действовал Сам Господь.

Например: Иисус Христос. Он описан в Ведах.

Есть такое священное писание - Маха Бхавишья Пурана. Эта Пурана предсказаний и она описывает то, что произойдет в будущем. Там описан Будда - когда, в какой семье он придет и как будет действовать, какую игру ( Божественную лилу) играть и с какой целью.

Воплощения не могут сами себя объявлять. Воплощение приходит по графику и невозможно кого-то обмануть. В священных писаниях все описано, а наиболее существенные из них предсказаны.

Вьясадэва - литературное воплощение Бога. Это тот, кто ЗАписал Веды для людей века Кали.

В Шримад Бхагаватам в 12 песне говорится о том как это будет происходить:- И наступит новый цикл Творения - Сатья юга.

И только немного живых существ сохраняться (144 тысячи - по Библии).

Это тот генофонд, который, в промежутках между Югами, находись в брахмаджоти в состоянии забвения, самадхи. Это Вселенская Матрица развития разума Вселенной.

С наступлением следующего цикла Творения - Сатья юги, они выйдут оттуда и начнется новый Божественный посев.

Все эти аватары есть единая Личность.

Он один, но много разных форм, разных имен. И все это, говорят Веды, указывает на Шри Кришну как на изначальную Верховную Личность Бога.

В Брахма Самхите, Брахма, первое существо этого материального мира, который является его Создателем, говорит - что высшим управляющим этого мира является Кришна, известный также как Говинда, Он является Причиной всего, хотя Сам Он не имеет причины.

***

Качества Бога - следующий параметр, который

мы обсудим:

У Бога много разных качеств.

Существует такая книга -"Нектар преданности", это переработка священного писания, которое называется "Бхакти расамрита синху", это наука о преданном служении. И в ней описывается 64 главных качества Бога.

Главное из них - Сатья санкалпа, т.е. если Он чего - то хочет, это мгновенно осуществляется.

Я чего то захотел, может никогда не осуществиться либо через некоторое время. Домой я пойду и на это уйдет м.б. минут 30-40.

Его мгновенное желание это свершившийся факт, мгновенно проявленный результат.

Он добрый друг всех живых существ.

Веды утверждают, что Он находится в сердце каждого как лучший друг и доброжелатель всех живых существ.

В Библии мы можем найти слова -где Бог говорит - я ревнивый Бог. Это речь идет о каком-то промежуточном Боге.

Его доброта отличается от земного понятия доброты, которой вымощена дорога в ад.

Все Его действия во Благо живому существу.

Он очень снисходителен и не держит ни на кого зла. Такие эмоции как страх, зависть, ревность и т.п. являются отрицательными эмоциями и присущи несовершенным людям в этом материальном мире, но не Богу.

- Богатство, Сила, Красота, Отречение, Слава, Знание - также одни из главных достоинств Бога.

Совершенную личность можно узнать по тому - имеются ли у нее эти качества.

Многие другие качества Бога описаны в книге "Нектар преданности".

Деяния Бога, Его функции

Очень интересный вопрос - Чем же занимается Бог, каковы Его функции, в чем Цель Его жизни?

Главной функцией Бога является - обмениваться взаимоотношениями с другими живыми существами.

Эти взаимоотношения на санскрите называются термином "раса", буквально - ВКУС.

Если мы рассмотрим любой тип взаимоотношений в материальном мире, то увидим, что любой тип взаимоотношений с людьми носит временный характер. И наступают эти взаимоотношения потому, что они имеют какой-то вкус. Они нравятся нам или не нравятся.

Веды описывают 5 главных и 7 второстепенных видов взаимоотношений.

И здесь есть одна особенность:

Все взаимоотношения этого мира есть искаженные, перевернутые взаимоотношения мира духовного.

Вспомните! Есть такая аналогия в Ведах, в том числе и в славяно-арийских Ведах, что этот материальный мир есть искаженное отображение мира духовного, дерево, которое в этот материальный мир растет из мира духовного.

5 главных взаимоотношений

1. Шанта - нейтральные взаимоотношения.

Например, с магнитофоном, одеждой, с неодушевленными вещами. С соседом - вежливо - нейтральные.

2. Дасья - отношения служения, кто-то выше, кто-то ниже. Господин - слуга.

3. Сахья - дружеские. У каждого, как правило, есть какие-то друзья. Отношения между ними равные.

4. Ватсалья - родительские.

5. Супружеские, любовные. Это неофициальные в рамках семьи и неофициальные." типа взаимоотношений.

Семь дополнительных взаимоотношений

1. Смех

2. Удивление

3. Страх 4. Рыцарские( азарт, состяжание),

5. Сострадание

6. Гнев 7. Отвращение

Они дополняют 5 главных.

Вся наша жизнь состоит из 5 главных взаимоотношений - с кем-то мы в родительских взаимоотношения, с кем-то в любовных , официальных или не официальных, с кем-то в дружеских.

И если какого-то типа взаимоотношений в нашей жизни нет, мы считаем, что наша жизнь не удалась, чего-то не хватет. Пытаясь её заполнить, мы ищем этих взаимоотношений.

Нет у человека дружеских, любовных взаимоотношений - он заводит себе друга кошку или собаку.

Не с кем поговорить - человек начинает разговаривать сам с собой или с компьютером.

Одинокий человек. Ему обязательно нужны какие-то взаимоотношения - РАСА, ему нужен вкус этих взаимоотношений.

К примеру - зачем мы смотрим телевизор? Нам хочется посмеяться, удивиться, пощекотать нервы - страх, фильм ужасов.

Другие люди любят другие вещи, например - отвращение, это вызывает у них определенных вкус.

У других проявляются рыцарские отношения.

Это 7 дополнительных рас - взаимоотношений, которые служат главным.

Но все мы жаждем совершенных взаимоотношений и ищем их.

Откуда это? Откуда постоянный, подсознательный поиск совершенных взаимоотношений и совершенной личности?

Это и есть, заложенное изначально в нашем подсознании, проявление нашей изначальной РАСА, которая и проявляется тягой к Совершенному.

Но пока остается красивой сказкой.

Здесь, в этом материальном мире, на этой Земле мы вынуждены постоянно общаться с несовершенными личностями. И поэтому эта раса полностью, вследствие нашего несовершенного поведения, полностью не реализуется..

И только в Боге человек реально может найти эти взаимоотношения, которые не прекращаются, а имеют особенность углубляться, открываться новыми гранями и приносят новые положительные ощущения.

Почему так происходит?

Потому что Бог является безграничной, не познаваемой для нас Личностью.

Одно из имен Бога - НАВАЯУВЕН, т.е. всегда новый, постоянно обновляющийся.

В нашей земной жизни происходит иначе -

- Я его уже знаю, как свои пять пальцев...

- сейчас будет то же самое,

- все это уже надоело и т.п.

В духовном мире взаимоотношения всегда новые, постоянно обновляющиеся, свежие, яркие. Всегда проявляется новый вкус во взаимоотношениях.

И ради этих взаимоотношений, этого вкуса - РАСА, мы живем, мечтаем о совершенном и ищем этого.

Продолжение следует -

----------------------------------------------------------------------

Все мы ищем Кришну.

Только Кришна способен даровать нам то, чего мы жаждем. На протяжении всей нашей жизни мы знали, что есть нечто, чего мы ищем в глубине нашего сердца, но мы никогда не были в состоянии выразить это словами.

И зачастую люди, становясь старше, приходят к выводу, что они были просто глупыми, наивными, молодыми, неопытными, что они просто не знали, что этого не существует в этом мире, что все это были лишь мечты.

Да, они правы: в этом мире это не существует - однако это отнюдь не означает, что этого вообще нет.

То, чего ищет наше сердце, существует, но существует в мире, которым правит сердце, любовь, нежность, очарование, красота и сладость.

Все эти качества олицетворены в бесконечной степени в Кришна-концепции Божественного.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении