Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 033939 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

"Философия есть эпоха, схваченная мыслью"

Гегель

1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

КЛАССИКА

Милетская школа

Фалес из Милета (ок. 625 - 547 гг. до н.э.) - Первооснова всего сущего является вода (влага).

Анаксимандр

(ок. 610 - 540 гг. до н.э.) - Первооснова всего сущего является апейрон (неопределенная и беспредельная субстанция). Анаксимен

(ок. 585 - 525гг. до н.э.) - Первооснова всего сущего является воздух.

Пифагорийцы

Пифагор (VI в. до н.э.) - На вопрос "из чего все?" отвечал: "все есть число".

- Разработал учение о бессмертии души.

Гераклит Эфесский

(ок. 530 - 470 гг. до н.э.) - "Все течет".

- "В одну и ту же реку нельзя войти дважды".

Элейская школа Ксенофан

(ок. 565 - 473 гг. до н.э.) - "Ясно никто не постиг ничего, и никто не постигнет"

-Разделял монотеистичес-кую точку зрения.

Парменид

(конец VII - VI вв. до н.э.)

Рассматривал соотношение мышления и бытия.

Зенон

Элейский

(ок. 490 - 430 гг. до н.э.)

- Устойчивость и неизменность мира.

- Апории (затруднения) Зенона: "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия".

Эмпедокл

(ок. 490 - 430 гг. до н.э)

Впервые высказал гипотезу об эволюции растений и животных.

Анаксагор

(ок. 500 - 428 гг. до н.э.)

- "Все есть многое"

- "Все вещи были вперемешку, затем пришел разум и их упорядочил". Атомизм

Левкипп (V в. до н.э.)

Демокрит (ок. 470 или 460 г. до н.э.)

Весь мир состоит из атомов, даже душа, которая имеет особый вид атомов.

Софистика

("учителя мудрости")

Протагор (480 - 410)

Горгий (483 - 375)

Продик (родился примерно между 470 и 460 г. до н.э.)

- "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют" (Протагор).

- Большое внимание уделяют изучению социальной философии.

Сократики

Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) - Родоначальник диалектики.

- "Я знаю, что я ничего не знаю".

- Свою философию называл маевтикой.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.)

Родоначальник объективного идеализма

Идея - центральная категория в философии Платона.

- "Идея" - с греческого, "то что видно умным глазом".

Аристотель

(384 - 322 до н.э.) - "Платон мне друг, но истина дороже!"

- Двигатель мира - Бог, абсолютное начало всех начал.

- Душа - энтелехия тела.

- Основоположник логики.

- Свою философию называл перипатетикой.

ЭЛЛИНИЗМ

Киники Антисфен

(ок. 450 - 360 до н.э.)

Диоген (ок. 400 - 325 до н.э.) Упрощение жизни.

Киники буквально означает собачники, т.е. простота жизни как у собак. Скептики Пиррон

(360 - 270 гг. до н.э.) Идея безмятежности (атараксия).

Эпикурейцы

Эпикур (341 - 270 до н.э.) - Развивал идеи атомизма.

- выдвинул идею об объективности случайности.

- "Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет".

- Придерживался принципа гедонизма.

Лукреций Кар

(ок. 99 - 55 гг. до н.э.) Атомы не предел делимости, а своего рода творческие начала, материал для природы. Стоики Ранние стоики

Зенон Китонский с Кипра (332 - 268 гг. до н.э.)

Клеанф (III в. до н.э.)

Хрисипп (ок. 280 - 208 гг. до н.э.)

Поздние стоики

Плутарх

Цицерон

Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.)

Марк Аврелий

(121 - 180 гг. н.э., римский император с 161 г. н.э.) - Всегда спокойный и уравновешенный мудрец

- Тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды.

- Душа мира - это огненная и воздушная пневма.

- Судьба - это власть двигающая материю.

- Принцип всеобщей целесообразности ("Все имеет свой смысл, даже клопы полезны").

- "Лектон" - предмет который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением. (Лектон - это чистый смысл).

Неоплатонизм

Плотин (ок. 205 - 270 гг.)

Порфирий

(ок. 233 - 304 гг.)

Прокл (ок. 410 - 485 гг.)

- Учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений.

- Систематизация основных идей Платона с учетом идей Аристотеля.

- Разработка диалектики платоновской триады: единое - ум - душа.

- Кроме чувственной материи предполагают существование еще "умопостигаемой материи".

2. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

АПОЛОГЕТИКА (IV - VI вв.)

Квинт Септимий Тертуллиан

(ок. 160 - 230 гг.) - Поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры.

- Между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения.

- "верю потому что нелепо" (истинность веры отлична от истинности разума).

- Философии противопоставляет религию, языческой науке - христианскую веру.

- Евангелие - единственный авторитетный источник познания бога, а тем самым и любого знания. "Апологетика"

("Защита").

Тит Флавий Климент

(Климент Александрийский ок. 150 - 219гг.) - Превращение христианства в религиозно-идеологическую систему, оправдывающую эксплуататорский строй.

- В III столетии основал в Александрии христианскую богословскую школу. "Строматы" ("Ковер из лоскутков")

Ориген

(184 - 254) - Считал христианство завершением эллинистической философии.

- Искал в трактатах древних философов правильные, с точки зрения христианства моменты.

- Объясняет отношение между богом и сыном божьим как отношение между светом и отблеском. Трактат "об основных наставлениях". Арий

(256 - 336) Христос возносится на высшую ступень нравственного качества, но не имеет божественной сущности. Афанасий

(295 - 373 гг.) Сын божий имеет ту же сущность что и бог-отец.

Григорий из Ниссы (Нисский)

(ок. 335 - 394 гг.) - Занимался обоснованием догмата Святой Троицы.

- Опирался на принципы неоплатонизма, согласно которым в сфере идеальной жизни существуют три основные субстанции: единое, разум и мировая душа.

- Божественные особы отделены друг от друга, но их соединяет божественная сущность.

ПАТРИСТИКА (VI - IX вв.)

Аврелий

Августин

("отец Римской церкви")

(354 - 430 гг.) - "Все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо".

- Бог сверхприроден.

- "Верю чтобы понимать, понимаю чтобы верить".

- "Время есть мера движения и изменения".

- "Человек испытывает страдания ровно на столько, насколько поддается им". "Исповедь" (400 г.), "О граде Божием" (413 - 426 гг.). Псевдо

Дионисий

(Дионисий Ареопагит)

(V в.) - Ареопагетика - синтез христианства и неоплатонизма.

- Главным смыслом был метод познания бога:

1) путь позитивной теологии (аналогия между человеком и богом).

2) негативная теология (нельзя приписывать все свойства богу, он неспособен на гнев или опьянение и т.п.) "Об именах божьих", "о мистической теологии", "о небесной иерархии", "о церковной иерархии".

Боэций

(ок. 480 - 524 гг.)

Комментатор древних трактатов.

"Комментарии к Порфирию", "введение к категориям Аристотеля", "утешение философией".

СХОЛАСТИКА (IX - XV вв.)

Иоанн Скот

Эриуген ("первый отец схоластики")

(ок. 810 - 877 гг.) - Философская система по типу неоплатонизма.

- Подлинная религия является и подлинной философией и наоборот; сомнения, выдвигаемые против религии, опровергают и философию.

- Один из первых защитников рационализации теологии. "О предопределе-нии",

"О разделении природы".

Ансельм Кентерберийский

("второй Августин")

(1033 - 1109) - Без веры нет подлинного познания.

- "Вера ищет разум" (впервые сформулировал задачи теологии и философии).

- Истина содержится не только в мышлении, она самостоятельна и реально существует.

- В вопросе поиска универсалий занимает позицию умеренного реализма.

- При доказательствах существования бога, использовал так называемое онтологическое доказательство (из понятия вещи выводится доказательство ее реального существования). "Монологиум", "Прослогиум". Пьер

Абеляр

(1079 - 1142 гг.) - В противоположность позиции Ансельма "верю потому знаю", формулирует принцип "познаю то, во что верю"

- Развивает диалектику (логику и теорию познания в духе Аристотеля)

- Недостаток многих религий в том что они воспринимаются не разумом, а привычкой

- Указывает на противоречия в Священном Писании

- Вера не просветленная разумом, недостойна человека

- Разработал принципы концептуализма. "О божественном единстве и троичности", "Да и Нет"

Альберт Великий

(Альберт фон Больштедт Magnus)

(1193 - 1280 гг.) - Одним из первых попытался использовать идеи Аристотеля для систематизации христи-анского мировоззрения

- Отводит философии более самостоятельную роль, чем старшие схоласты. Большую часть трудов составляют комментарии к творчеству Аристотеля.

Фома Аквинский

(1225 или 1226 - 1274 гг.)

(ученик Альберта Великого) - Разграничил области философии и теологии: предметом первой являются "истины разума", второй "истины откровения"

- Разделял идею бессмертия души. "Сумма теологии", "Сумма против язычников" (или "Сумма философии")

Роджер Бэкон

(1214 - 1292 гг.) Четыре препятствия для постижения истины:

1. Пример недостойного авторитета.

2. Постоянство привычки.

3. Мнение несведущей толпы.

4. Прикрытие собственного невежества показной мудростью.

- Призывал к опытному исследованию природы. "Большой труд", "Меньший труд" (сокращенный вариант "большого труда"), "Третий труд" (переработка предыдущих трудов), "О полезности наук"

Иоанн

Дунс Скот

(ок. 1265 - 1308 гг.) - Представитель метафизического (онтологического) индивидуализма.

- Воля следует за разумом потому, что разум определяет, что нужно ей сделать как наилучшее.

- Человеческая воля является доброй, если она полностью подчиняется божественной воле. "Комментарии к Аристотелю"

Уильям

Оккам (ок. 1300 - 1349 гг.) - Последовательный сторонник номинализма

- Боролся против господства церкви над государством

- Внес существенный вклад в разработку логики. Трактаты посвящены преимущественно логике, комментарии к "Физике" Аристотеля.

3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Мишель

Монтень (1533 - 1592и гг.) Представитель философского скептицизма.

По мнению М.Монтеня, человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы. "Опыты"

Пико делла

Мирандола

(1463 - 1494 гг.) - Идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному

- Исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о "срединном" положении человека между миром земным, материальным, и божественным. "Речь о достоинстве человека"

Николай Кузанский

(1401 - 1464 гг.) - Развил идею взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности вселенной и о человеке как микрокосмосе

- Идея о соотношении части и целого свидетельствует о предсуществовании целого.

Логико- философский трактат: "О предпосылках",

Теологический трактат: "О скрытом боге"

Никколо Макиавелли

(1469 - 1527 гг.) - Идея постоянного коловращения как результат влияния "фортуны" (судьбы, счастья), представляющего необходимый, естественный ход вещей имеющего "божественный" характер

- Люди могут использовать "фортуну" и достичь успеха.

- "Цели оправдывают средства" "Правитель" (Государь),

"Флорентийские летописи".

Джордано

Бруно

(1548 - 1600 гг.) - Сомнения по поводу некоторых католических догматов (например о непорочном зачатии и т.п.)

- Рассматривал проблемы бесконечности мира и его динамического единства

- Мир является Единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц

- Человек должен познавать Вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя. "Сто шестьдесят статей против математиков и философов",

Трактаты:

"О причине, принципе и едином",

"О бесконечности вселенной и мирах".

Томас Мор

(1479 - 1555 гг.) - Учение о достоинстве человека и его свободе

- Один из основателей утопического социализма. "Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия" Томмазо

Компанелла

(1568 - 1639 гг.) Пропагандировал идею о необходимости больших общественных преобразований направленных на реализацию царства божьего на земле, по средствам массового восстания. "Город солнца",

"О христианской монархии",

"О церковной власти",

"Об испанской монархии".

4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Фрэнсис

Бэкон (1561 - 1626 гг.) - Основоположник методологии опытного научного исследования

- Высшая цель науки: господство человека над природой, а господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам

- Провозгласил: "Знание - сила"

- Могущественен тот, кто знает

- Занимал позицию двойственной истины: есть истина религиозная и светская. "Новый Органон",

"Моральные, экономические и политические эссе",

"Новая Атлантида",

"История Генриха VII",

"О принципах и началах"

Томас Гоббс

(1588 - 1679 гг.) - Реальны только тела, а их атрибуты - величина, движение и свойства - субъективны

- Теорию познания строил на принципах сенсуализма (от лат. sensus - чувство, ощущение)

- Бог - источник начальной энергии мироздания, первопричина всего сущего

- Государство - это "механическое чудовище". "О гражданине",

"Левиафан",

"О теле", "О человеке".

Ренэ Декарт

(1596 - 1650 гг.) - Разум на первом месте, а роль опыта сводится к простой практической проверке данных интеллекта

- Разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук, для чего исходил из теории рационализма

- Провозгласил "я мыслю, следовательно, существую"

"Правила для руководства разума",

"Рассуждение о методе",

"Размышления о первой философии",

"Начала философии".

Блез Паскаль

(1623 - 1662 гг.) "Природа ставит в тупик скептиков, разум - догматиков; догматик не может справиться с непреоборимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреоборимой идеей истины". "Мысли"

Бенедикт

(Барух)

Спиноза (1632 - 1677 гг.) - Монизм имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию - Бога (натуралистический пантеизм)

- Мышление - это своего рода самосознание природы

- Обосновал тезис о субстанциональном единстве мира

- "Свобода есть осознанная необходимость" "О боге и человеке и его счастье",

"Теологическо - политический трактат",

"Об усовершенствовании разума",

"Этика". Джон

Локк (1632 - 1704 гг.) - Все наши знания мы черпаем из опыта ощущений

- Обосновал сенсуализм в противоположность рационализму Р. Декарта

- Развивал идеи Т. Гоббса о связи языка и мышления, выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. "Опыт о человеческом разуме",

"Два трактата об управлении государством".

Готфрид Вильгельм

Лейбниц (1646 - 1716 гг.) - Мир состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельность, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию

- Бог возвышается над телесным миром, являясь его "виновником и господином". Воззрения Лейбница разбросаны по разным статьям и не представляют единого философского труда.

Джордж

Беркли (1685 - 1753 гг.) - Критика понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел

- "Быть - значит быть в восприятии"

- Бог как вечный субъект всегда всё воспринимает

- Философию Беркли "обвиняют" в солипсизме. "Опыт новой теории зрения",

"О принципах человеческого знания".

Дэвид Юм

(1711 - 1776 гг.) - Источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Так, мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки.

- На вопрос существует ли внешний мир? Юм отвечал уклончиво: "не знаю?" "О человеческой природе",

"Исследование человеческого разума",

"Рассуждения о вопросах морали и политики".

5.ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Вольтер

(Мари Франсуа Аруэ)

(1694 - 1778 гг.) - Знаменит в области социальной философии

- Провозгласил: "осмельтесь мыслить самостоятельно"

- "Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам"

- "Если бы не было идеи о Боге, её бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей природе!". "Философские (или "Английские") письма",

"Элементы философии Ньютона",

"Философский словарь".

Жан Жак Руссо

(1712 - 1778 гг.) - Материя и дух есть два вечно существующих начала

- Придерживался идеи сенсуализма

- Идеалом считал далёкое прошлое, когда все люди были равны

- Как и Вольтер известен в области социальной философии. "Об общественном договоре",

"О влиянии наук на нравы"

Дени

Дидро (1713 - 1784 гг.) - Различие между человеком и животным сводиться только к различию организации жизни

- "Всякое животное - более или менее человек; всякий минерал - более или менее растение; всякое растение более или менее - животное"

- Душа - продукт единства организма, его целостность. "О человеке",

"Об уме",

"Мысли об объяснении природы",

"Письма о слепых в назидание зрячим",

"Энциклопедия".

Жюльен

Офре де Ламетри

(1709 - 1751 гг.) - Высказывал идеи о невозможности познания сущности движения и материи

- Основная философская проблема - взаимосвязь материи и сознания

- Душа - "двигатель" живого организма. "Человек - машина".

Поль

Генрих Дитрих

Гольбах (1723 - 1789 гг.) - Сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования

- Дал "классическое" определение материи: материя есть всё то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. "Система природы".

6.НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Иммануил

Кант (1724 - 1804 гг.) - Ввел понятие воображения в теорию познания

- Ввел такие понятия как: трансцендентальный, (от лат. transcendens - выходящий за пределы) - априорные (чистые) познавательные формы, организующие эмпирическое познание и трансцендентный - предмет запредельный к миру явлений и недоступный теоретическому познанию

- Провозгласил "вещь в себе"

- Бог - "абсолютно необходимая сущность"

- Человек - "самый главный предмет в мире"

- "Звёздное небо надо мной и моральный закон во мне". "Всеобщая естественная история и теория неба",

"Критика чистого разума",

"Антропология с прагматической точки зрения".

Иоган Готлиб

Фихте (1762 - 1814 гг.) - Исходным пунктом в философии был тезис об автономности "Я"

- Подлинная реальность - единство субъекта и объекта; мир - это "объект - субъект, причём ведущею роль играет субъект"

- Полагает возможным оба явления - воображаемое и реально существующее - объявить одинаково реальными

- То, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее и наполняющее данный момент твоей жизни. "Опыт критики всяческого откровения",

"Основа общего наукоучения",

"Основа естественного права",

"Речи к немецкой нации".

Фридрих Вильгельм

Йозеф

Шеллинг (1775 - 1854 гг.) - Предпринял попытку философского обобщения достижений естествознания

- Природа - есть становление духовного начала, космический организм, обладающий "мировой душой"

- Формы разумного познания - не умозаключения и доказательства, а непосредственное постижение в интеллектуальном созерцании интуиции

- Утверждал тождество духа и природы. "О возможности формы философии вообще",

"Философские письма о догматизме и критицизме",

"Идеи философии природы",

"Философия мифологии".

Георг Вильгельм

Фридрих

Гегель (1770 - 1831 гг.) - Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики

- "Сущность проявляется, явление существенно"

- Источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть "корень всякого движения и жизненности"

- Цель Всемирной истории заключается в познании мировым духом самого себя

- Государство - это божественная идея в её земной оболочке "Феноменология духа",

"Энциклопедия философских наук",

"Философия природы",

"Философия духа",

"Философия права",

"Философия религии".

Людвиг Фейербах

(1804 - 1872 г.) - отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному

- Рассматривал человека как высший продукт природы

- Природа - это основа духа

- - "Не бог создал человека а человек Бога". "Сущность христианства". 7.МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

Карл Маркс (1818 - 1883 гг.) В центре внимания находится проблема человека, которого определяет, прежде всего, как социальное существо.

"Человек есть совокупность, ансамбль всех общественных отношений".

Человек живет в мире отчуждения.

Отчуждение - это отторжение от человека того, что ему принадлежит. Выделяет пять форм отчуждения: 1) отчуждение от человека продукта его трудовой деятельности; 2) отчуждение человека от процесса труда; 3) отчуждение от человека его родовой сущности; 4) отчуждение между Я и Ты; 5) отчуждение человека от природы. Отчуждения носят исторический характер и появляются благодаря возникновению частной собственности, их можно преодолеть в условиях коммунизма.

Создает материалистическую диалектику, противопоставляя ее, идеалистической диалектике Гегеля. "Экономико-философские рукописи", "Святое семейство", "Тезисы о Фейербахе", "Немецкая идеология", "К критике политической экономии", "Капитал" и др.

Фридрих Энгельс

(1820 - 1895 гг.) Диалектика для Маркса была методом понимания истории и общества. Энгельс под влиянием позитивизма и эволюционизма применил ее к природе. Диалектика, писал он, дает естествознанию понимание законов природы и ее общих связей.

Он говорит о трех законах: 1) законе перехода количества в качество, 2) законе единства и борьбы противоположностей, 3) законе отрицания отрицания, согласно которому, в частности, пролетариат, отрицая буржуазию, порождает новое общество. "Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др.

8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Михаил

Васильевич

Ломоносов

(1711 - 1765 гг.) - Материя состоит из мельчайших частиц - атомов, образующих более сложные формы - корпускулы (молекулы)

- Развивал идеи "корпускулярной философии"

- Метод познания - от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории

- Стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира

- Его воззрениям был присущ деизм

- Придерживался просветительских взглядов. "Краткое руководство к риторике", трактаты: "Слово о

происхождении света", "Слово о явлениях воздушных, от электрической

силы происходящих". "Русская Грамматика"

Александр

Николаевич

Радищев (1749 - 1802 гг.) - Исходил из признания существования души

- "Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе"

- Большое внимание уделял поиску путей решения социально-философских проблем

- Отвергал идею просвещения монархов, призывая к просвещению народа. "О человеке, о его смертности и бессмертии"

(Первый в истории русской мысли систематический философский труд, разрабатывающий проблемы человека)

Пётр

Яковлевич

Чаадаев (1794 - 1856 гг.) - философскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции физический мир построен из атомов и молекул, т.е. "элементов материальных". Тела существуют в пространстве - объективной форме внешнего мира.

- Сознание человека является результатом божественного творения

- Человек - это объективное единство двух миров: физического и духовного

- "По видимому, есть несколько способов любить своё отечество и служить ему ... я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её - только её не обманывать". Трактат "Философические письма"

СЛАВЯНОФИЛЫ

Алексей

Степанович

Хомяков (1804 - 1860 гг.) - Развивал учение о начале "соборности"

- Творцом и источником мира провозглашается разумная воля, или, иначе "волющий разум", он творит мир предметов и человека

- Ядром антропологии выступает учение о целостности человека. Целостность в человеке есть иерархическая структура души

- Познание истины не является функцией индивидуального сознания, но вверено Церкви. "Истина не доступна для отдельного мышления, доступна только совокупности мышлений, связанных любовью". Статьи:

"Мнение иностранцев о русских",

"О современных влияниях в области философии";

Труд: "Опыт катехизического изложения учения о церкви".

Иван Васильевич

Киреевский

(1806 - 1854 гг.) - В центре внимания философа находились судьба России и её роль в мировом историческом процессе

- Развивал основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, о "внутреннем средоточении духа". "О необходимости и возможности новых начал для философии",

"Курс философии"

ЗАПАДНИКИ

(Белинский В.Г., Н.Г. Чернышевский,

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.И. Герцен)

Николай

Гаврилович

Чернышевский

(1828 - 1889 гг.) - Уделял большое внимание антропологической философии

- Рассматривал художественное творчество и категории прекрасного "прекрасное - это жизнь"

- Поэтизировал сам факт жизни во всём её разнообразии. "Об эстетическом отношении к действительности"

Александр

Иванович

Герцен (1812 - 1870 гг.) - Был не согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими философскими концепциями

- Личность - это вершина исторического мира, к ней всё примыкает, ей все живёт

- Грядущий мир есть царство разума

- Выступал за снятие крайностей материализма и идеализма. Разделял идеи атеизма

- Пришел к выводу о возможности для России иного, отличного от западноевропейского пути развития

- Отношение к христианству можно назвать как противоречиво - поисковое. очерки "Дилетантизм в науке" (1843), "Письма об изучении природы" (1845-1846), "Письмо сыну- А. А. Герцену" (о свободе и вере) (1876)

Лев

Николаевич

Толстой (1828 - 1910 гг.) - Идею исторического прогресса связывал с решением вопроса о назначении человека и смысла его жизни, ответ на который призвана, была дать созданная им "истинная религия"

- Этика религиозного совершенствования связана с отказом от какой либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви

- По мнение мыслителя всякая власть - это зло

- "Самое краткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему". Идейные манифесты: "Исповедь" (1880-1882) и "В чем моя вера?" (1883), художественные сочинения: "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и многих других.

Фёдор Михайлович

Достоевский

(1821 - 1881 гг.) - Поддерживал идеи почвиничества, для которых была характерна религиозная ориентированность философского осмысления русской истории

- Оказал сильное влияние на религиозно - экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе. "Бесы",

"Идиот",

"Легенда о Великом Инквизиторе"

Николай Фёдорович

Фёдоров (1828 - 1903 гг.) - Разрабатывал идею "всеобщего спасения"

- Непримиримое отношение к смерти, необходимости её активного преодоления. "Философия общего дела"

Владимир

Сергеевич

Соловьёв

(1853 - 1900 гг.) - Бог олицетворяет положительное всеединство сущего

- Стержневой принцип философии - философия положительного всеединства

- Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте

- Три начала: благо, истина и красота составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма

- Человечество является посредником между Божеством и природой

- Залог социального всеединства в объединении католической и православной церквей

- Общество есть расширенная личность, а личность - это сосредоточённое общество. "Оправдание Добра",

"Кризис западной философии (против позитивизма)",

"Философские начала цельного знания",

"Критика отвлечённого начала",

"Чтение о Богочеловеке".

Николай

Александрович

Бердяев (1874 - 1948 гг.) - Рассматривал вопросы метафизики, гносеологии, историософии, антропологии

- Философия мыслителя пронизана этическими исканиями. "О значении человека",

"О смысле творчества",

"О рабстве и свободе человека",

"Самопознание".

Николай Онуфриевич

Лосский

(1870 - 1965 гг.) - Создал собственную систему - "интуитивизм" (либо "идеал - реализм", либо "органическое мировоззрение")

- Защищает плюрализм, т.е. нерастворимую и не переходящую множественность в бытии. Как и Лейбниц, признает "единицы бытия" (монады Лейбница) сотворёнными Абсолютом (Богом). "Обоснование интуитивизма",

"Мир как органическое целое",

"Основные вопросы гносеологии".

Павел Александрович

Флоренский

(1882 - 1937 гг.) - Философские взгляды ограничены пределами религиозного сознания

- Проблема всеединства - это живое единство Космоса как тайна природного бытия. Диссертация:

"Столп и утверждение истины (опыт православной теодицеи в 12 письмах)".

Сергей

Николаевич

Булгаков

(1871 - 1944гг.) - Философ-богослов

- Развивал учение о Софии (Премудрости Божией) "От марксизма к идеализму",

"Свет невечерний".

Иван Александрович

Ильин (1882 - 1954 гг.) Рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства. "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека".

Лев Исакович

Шестов

(1866 - 1938 гг.) - Выявление основ человеческой жизни

- Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире он разрабатывал "философию трагедии", обращаясь к Священному Писанию. "Добро в учении Толстого и Ницше",

"Начала и концы",

"Апофеоз беспочвенности".

Алексей Фёдорович

Лосев (1893 - 1988 гг.) Основной философский интерес заключается в области античной философии. "Античный космос и современная наука",

"История античной эстетики".

9. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX - XX вв.

ФИЛОСОФИЯ ИРРАЦИОНАЛИЗМА

(от лат. urrationalis - неразумный, бессознательный)

Артур Шопенгауэр

(1788 - 1860 гг.) - Уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизировано понимаемой им воли

- Воля - это абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился как воля и представление. Волюнтаризм является основным принципом всей философии мыслителя

- Интуиция - первый и важнейший вид знания. "Мир как воля и представление".

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

(возникла как оппозиция классическому рационализму)

Сёрен Кьеркегор

(1813 - 1855 гг.) Выдвинул идею "экзистенциального мышления", которое связано с внутренней духовной жизнью личности. "Либо - либо", "Страх и трепет".

Фридрих

Ницше (1844 - 1900 гг.) - Мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения одного и того же"

- Интеллект не познаёт , а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности

- Ницше отвергает принцип демократии и исторического прогресса: противопоставляя ему "amor fati" - любовь к судьбе

- Образ "сверхчеловека" - культ сильной личности. "Так говорил Заратустра",

"Рождение трагедии из духа музыки".

Анри Бергсон

(1859 - 1941 гг.) - Развивал учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти с её соотношением со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего

- Жизнь устремлена "вверх", а материя - "вниз"

- Рассматривал проблемы души и тела, идея духовной энергии, сновидения и т.д. "Материя и память", "Творческая эволюция".

АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА

Чарлз Сандерс

Пирс (1839 - 1914 гг.) - Опровергал механический детерминизм и отводил большую роль "творчеству случайного" в движении и развитии сущего.

- Истина - ясное, отчетливое, непротиворечивое на данной стадии развития знания

- Бог - это высшее воплощение духа

- Пирс один из основоположников математической логики и семиотики. "Как сделать наши мысли ясными",

"Определение веры".

Уильям Джемс

(1862 - 1910 гг.) - История философии есть история своеобразного столкновения человеческих темпераментов

- Воззрения являют собой своеобразное сочетание эмпиризма с идеалистическими и даже мистическими тенденциями

- Противопоставляя эмпирический метод, методу рационалистическому, создал учение "радикальный эмпиризм"

- Цель мышления состоит в выборе средств, необходимых для достижения успеха

- "Мы как собаки и кошки в наших библиотеках, они слышат разговор и видят книги, но не чуют в этом никакого смысла". "Начало психологии", "Многообразие религиозного опыта", "Зависимость веры от воли", "Прагматизм", "Вселенная с плюралистической точки зрения", "Очерки радикального эмпиризма".

Джон

Дьюи (1859 - 1952 гг.) - Идеи, теории призваны выступать в роли жизненно необходимых интеллектуальных инструментов. Отсюда стержневая идея - инструментализм

- Познание есть инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. "Влияние Дарвина на философию", "Экспериментальная теория познания", "Прагматизм Пирса", "Очерки экспериментальной логики".

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Эдмунд

Гуссерль

(1859 - 1938 гг.) - По Гуссерлю феноменология это "строго научная философия" о феноменах сознания как чистых "сущностях образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах", дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания.

- Очищение осуществляется при помощи редукции (сведения высшего к низшему, простому)

- В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания - интенциональность (направленность сознания на предмет)

- феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между субъектом и объектом, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентного мира сущего. "Логические исследования", "Философия арифметики", "Логическая психология", "Философия как строгая наука".

ГЕРМЕНЕВТИКА

Жак Деррида

(1930 - 2005 гг.) - Критика всего западного мышления

- Принцип деконструкции текста (вскрытия встроенных противоречий)

- "Деконструкция" Жака Деррида демонстрирует, как то или иное философское положение оказывается подорванным, разрушенным самим текстом или в самом дискурсе, его утверждающем.

- Западная философия, по мнению Деррида, базируется на том, что он называет "логоцентризмом", согласно которому существует некая фундаментальная инстанция смысла, истины, логики. "Голос и феномен" (La Voix et le phnomne),

"Письмо и различие" (L'criture et la diffrence),

"Грамматология" (De la Grammatologie).

Ричард Рорти

(1931 - ...) - критикует традицию различения субъекта и объекта, идею об истине как "взаимно-однозначного отношения между мыслью и вещью"

- Занимает позицию контекстуализма

- Все контекстуально и случайно, поэтому нет, и не существует никаких строго универсальных и необходимых суждений и норм. "Философия и зеркало природы".

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Макс Шелер

(1874 - 1928 гг.) - Один из основоположников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии (учение о ценностях)

- Отрицал идеологию и практику социализма, возлагал надежды на "третий путь" - пробуждение чувства нравственной ценности в сознании людей

- Противопоставлял логике интеллекта логику чувства

- Любовь - это акт восхождения, который сопровождается мгновенным прозрением высшей ценности объекта. "Сущность и формы симпатии".

"Формы знания и общество",

"Место человека в Космосе".

Пьер

Тейяр де Шарден

(1881 - 1955 гг.) Предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. "Феномен человека". ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Мартин Хайдеггер

(1880 - 1976 гг.) - Поднимает вопрос о смысле бытия

- Бытие нельзя просто созерцать - ему можно и нужно только внимать

- "Язык - это дом бытия"

- Не люди говорят языком, а язык "говорит" людям и "людьми". "Бытие и время".

Карл

Ясперс (1883 - 1969 гг.) - Философия - это сам процесс философствования, незавершенного и тем самым открытого в котором вопросы преобладают над ответами

- "Существование есть сознание и я существую как сознание... анализировать существование значит анализировать сознание"

"Психология мировоззрений", "Философия" в 3-х томах.

Жан

Поль Сартр

(1905 - 1980 гг.) - Основные проблемы философских размышлений:

суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности. Особое внимание уделял проблемам свободы и воли

- Каждый человек, обладая свободой воли, несёт ответственность за всё, что творится в мире. "Воображение",

"Воображаемое". ПОЗИТИВИЗМ

Огюст Конт

(1798 - 1857 гг.) - Основатель позитивизма

- Каждая отрасль познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния:

1) состояние теологическое, или состояние вымысла;

2) метафизическое, или абстрактное;

3) научное или положительное. "Курс позитивной философии" в 6-ти томах. НЕОПОЗИТИВИЗМ

Бертран

Рассел

(1872 - 1970 гг.) - Один из родоначальников логического атомизма и неопозитивизма. Развивал концепцию "нейтрального монизма" (сходной с эмпириокритицизмом)

- Близок к воззрениям Д. Юма. "Основания математики"

Людвиг Витгенштейн

(1889 - 1951 гг.) Развивал идеи лингвистической философии, разрабатывал проблемы метафизической логики, анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания. "Логико - философский трактат".

СТРУКТУРАЛИЗМ

Карл Леви - Стросс

(1908 - ...) - Создатель концепции структурной антропологии, наибольшее внимание уделяет исследованиям мифологического мышления

- Обратил внимание на то, что одни и те же мифы воспроизводятся с буквальной точностью в разных регионах мира. "Тотемизм сегодня", "Структурная антропология".

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

Карл Поппер

(1902 - 1994 гг.) - Развивал идеи критического рационализма, теорию роста научного знания

- Выдвинул принцип фаллибилизма - признание принципиальной гипотетичности любого научного знания

- Принцип верификации - т.е. методологический принцип установления истинности научного утверждения в результате его эмпирической проверки

- Одной из основных задач философии является демаркация - отделение научного знания от ненаучного

- Индуктивным методам нет места ни в обыденной жизни, ни в науке

- В науке научно то, что опровержимо.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении