Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 033948 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)"

Кафедра философских и социально-экономических дисциплин

Теория и практика аргументации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРА

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва

2016 Рабочая программа научно-исследовательского семинара "Теория и практика аргументации" утверждена на заседании кафедры философских и социально-экономических дисциплин "23" марта 2016 года, протокол № 9.

Автор:

Демина Лариса Анатольевна,

д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философских и социальноэкономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА);

Рецензенты:

Пржиленский Владимир Игоревич-д.филос.н., профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е.

Кутафина (МГЮА)

Малюкова Ольга Владимировна-д.филос.н., профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Козлова О.А.-доцент кафедры Физического воспитания, член Методического совета

Демина Л. А.

Теория и практика аргументации: научно-исследовательский семинар / Л.А. Демина.-М., 2016 - 28 с.

Рабочая программа научно-исследовательского семинара "Теория и практика аргументации" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 030900.68 (40.04.01) "Юриспруденция" (квалификация (степень) - магистр).

(c) Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП 5

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Тематические планы 6

3.2 Содержание учебной дисциплины (программа курса) 9

3.3 Практические занятия 11

3.4 Самостоятельная работа 22

3.5 Самостоятельная работа студентов при подготовке к 23

зачету 4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 24

5 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ 24

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И

КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 27 ДИСЦИПЛИНЫ

7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ 27 ДИСЦИПЛИНЫ

8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 28

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели освоения учебной дисциплины

Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов; б) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей реше-

ний, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; в) правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, об-

щества и государства; охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм соб-

ственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование

правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; г) экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам

права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций; е) научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профи-

лем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания.

Основными задачами НИС являются:

• формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки полученных экспериментальных и эмпирических данных, овладение современными методами исследований;

• развитие представления об основных профессиональных задачах, способах их решения, способности самостоятельного проведения научных исследований, оценки научной информации, использования научных знаний в практической деятельности;

• обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию творческого потенциала.

В связи с этим в результате освоения дисциплины "Теория и практика аргументации" выпускник магистратуры должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).

2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина "Научно-исследовательская работа (Теория и практика аргументации)" относится к циклу М.3 ОП.

Требования к уровню подготовки студента:

- владение методами логического анализа языка, методами работы с понятиями, суждениями, умозаключениями;

- знание мировоззренческих и методологических основ юридического мышления;

- знание и понимание основных принципов профессиональной этики юриста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать материал по следующим вопросам: логические основы теории аргументации; модели и виды аргументативных дискурсов, построение и представление аргументации;

- уметь применять методы и правила построения доказательств и аргументации в профессиональной деятельности, различать ошибки и уловки в практике споров, противодействовать попыткам словесного манипулирования и психологического воздействия;

- владеть навыками четкого и ясного выражения мысли, правильного рассуждения, ведения дискуссии, полемики, диспутов, дебатов, прений, правильного построения научных и юридических текстов.

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется изучение дисциплины "Теория и практика аргументации" являются курсы "Философия права", "Логика", "Риторика", "Профессиональная этика", "Юридическая конфликтология", "Методология научного исследования".

Взаимосвязь с последующими дисциплинами: изучение дисциплины "Теория и практика аргументации" создает предпосылки для более эффективного изучения юридических дисциплин, в особенности - дисциплин процессуального цикла, способствует формированию важнейших общекультурных компетенций.

3. Структура и содержание учебной дисциплины

3.1. Тематические планы

Тематический план (очная форма обучения)

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2,5 ЗЕТ, 90 часов. Форма аттестации - зачет.

№ п/ п

Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные

технологии Формы текущего контроля лек

ци и Практические занятия СРС 1 Раздел I. Исторические и общеметодологические аспекты теории аргументации

1.1. Практика и теория аргументации: история и современность

1.2. Логико-гносеологические основы теории аргументации 2 - 6 30 Работа в малых группах, кейс-метод, мозговой штурм Реферирование литературы Опрос Проверка домашних заданий

Тестирование

2 Раздел II. Логикоприкладные аспекты аргументации 2.1 Представление, анализ и проверка аргументации

2.2 Виды аргументации: классификация и применение

2.3 Спор: стратегия и тактика ведения спора 2 - 8 46 Работа в малых группах, кейс-метод, дерево решений, "эрудит", "броуновское движение", мозговой Реферирование литературы

Подготовка и оценка презентаций Тестирование 2.4 Особенности публичной речи и письменной аргументации 2.5 Особенности юридической аргументации штурм, дебаты, круглый стол, ролевые

игры

Всего 14 76 90

Тематический план (очно-заочная форма обучения)

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2,5 ЗЕТ, 90 часов

№ п/ п

Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля лек

ци и Практические занятия СРС 1 Раздел I. Исторические и общеметодологические аспекты теории аргументации

1.1. Практика и теория аргументации: история и современность

1.2. Логико-гносеологические основы теории аргументации 2 - 4 30 Работа в малых группах, кейс-метод, мозговой штурм Реферирование литературы Опрос Проверка домашних заданий

Тестирование

2 Раздел II. Логикоприкладные аспекты аргументации

2.1 Представление, анализ и проверка аргументации 2.2 Виды аргументации: классификация и применение 2.3 Спор: стратегия и тактика ведения спора

2.4 Особенности публичной речи и письменной аргументации

2.5 Особенности юридической аргументации 2 - 6 50 Работа в малых группах, кейс-метод, дерево решений, "эрудит", "броуновское движение", мозговой штурм, дебаты, круглый стол, ролевые игры

Реферирование литературы

Подготовка и оценка презентаций Тестирование

Всего 10 80 90 Тематический план (заочная форма обучения)

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2,5 ЗЕТ, 90 часов

№ п/ п

Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля лек

ци и Практические занятия СРС 1 Раздел I. Исторические и общеметодологические аспекты теории аргументации 1.1. Практика и теория аргументации: история и современность

1.2. Логико-гносеологические основы теории аргументации 2 - 2 30 Работа в малых группах, кейс-метод, мозговой штурм Реферирование литературы Опрос Проверка домашних заданий

Тестирование

2 Раздел II. Логикоприкладные аспекты аргументации

2.1 Представление, анализ и проверка аргументации 2.2 Виды аргументации: классификация и применение 2.3 Спор: стратегия и тактика ведения спора

2.4 Особенности публичной речи и письменной аргументации

2.5 Особенности юридической аргументации 2 - 6 48 Работа в малых группах, кейс-метод, дерево решений, "эрудит", "броуновское движение", мозговой штурм, дебаты, круглый стол, ролевые игры

Реферирование литературы

Подготовка и оценка презентаций Тестирование

Всего 8 78 90 Трудоемкость зачета на заочной форме обучения составляет 4 часа.

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

Программа курса "Теория и практика аргументации"

Раздел I. Исторические и общеметодологические аспекты теории аргументации

Практические занятия - 6/4/2 часа

Тема 1. Практика и теория аргументации: история и современность

Теория аргументации как комплексная дисциплина, изучающая способы убеждения аудитории с помощью речевого воздействия. Функции, цели и задачи теории аргументации. Основные аспекты исследования аргументативной деятельности: логико-гносеологический, социальный, историко-культурный.

Аргументация как отражение стиля мышления исторической эпохи и особенностей её культуры. Основные исторические типы аргументации.

ХХ век: становление теории аргументации как самостоятельной дисциплины.

Тема 2. Логико-гносеологические основы теории аргументации

Теория доказательства как необходимая составная часть теории аргументации. Понятия доказательства, опровержения, подтверждения и критики. Структура доказательства. Требования к тезису, аргументам и демонстрации. Виды и способы доказательства. Правила ведения аргументации и логические правила доказательства и опровержения. Логические ошибки и уловки.

Коммуникативные (прагматические) факторы в аргументации. Понятие базовой модели аргументации. Структура аргументации. Теория речевых актов. Речевой акт как элементарное звено коммуникации. Классификация речевых актов. Практическое рассуждение и диалог. Правила (постулаты) рационального коммуникативного диалога. Нарушения правил коммуникативного диалога и соответствующие санкции. Прагматико-риторические приемы речевого общения.

Раздел II. Логико-прикладные аспекты аргументации

Практические занятия -8/6/6 часа

Тема 1. Представление, анализ и проверка аргументации

Представление аргументации: определение точки зрения (тезиса). Индикаторы аргументации. Подсказки в контексте. Объяснение, уточнение и разъяснение. Максимально аргументативная интерпретация в аргументации.

Проверка аргументации: невыраженные точки зрения и невыраженные посылки в аргументативном дискурсе. Выявление невыраженных элементов.

Характер и структура аргументации: единичная, множественная, сочинительная, подчинительная. Степени сложности аргументации. Представление сложной аргументации. Невыраженные посылки и сложная аргументация. Стратегия максимально аргументативного анализа.

Тема 2. Виды аргументации: классификация и применение

Классификация способов аргументации, основные подходы. Виды аргументации.

Характеристика универсальной аргументации, сфера ее применения, виды. Основные методы эмпирической аргументации. Теоретическая аргументация и ее методы. Взаимосвязь теоретического и эмпирического в научном познании.

Контекстуальная аргументация: аргументы к традиции, к авторитету, к образцу, к интуиции, к вере, к здравому смыслу, к вкусу, особенности их использования и сфера применимости.

Тема 3. Спор: стратегия и тактика ведения спора

Спор как диалогический аргументативный процесс. Виды спора, цели и характерные особенности. Условия для начала спора. Правила подбора аргументов и умение слушать противника. Логический такт и манера спорить. Определение позиции по отношению к противнику и предмету спора. Подходы к спору. Споры позиционные и принципиальные. Корректное завершение спора. Уловки как тактический прием спора. Допустимые приемы и уловки. Недопустимые уловки, основанные на нарушении логических правил аргументации. Коммуникативные ошибки и уловки.

Критическая дискуссия как модель аргументативной дискуссии, направленной на преодоление расхождения во мнениях.

Тема 4. Особенности публичной речи и письменной аргументации

Особенности современной публичной аргументации. Сферы публичной аргументации: деловое общение, политическая риторика, юридическая риторика. Возрастание роли СМИ: проблема словесных манипуляций как имитирующих процессы рационального убеждения. Специфика публичной полемики: техники убеждения, логические и психологические методы воздействия.

Текст как особый вид письменной аргументации. Специфика научных текстов, этапы создания научного текста как этапы построения аргументации. Основные требования к научному стилю речи. Аргументативная роль цитирования. Требования к цитированию в научных текстах.

Особенности письменной аргументации в деловом общении.

Тема 5. Особенности юридической аргументации

Искусство речи и судебная риторика: построение речи на суде. Ключевые понятия и основные принципы использования средств убеждения в юридической практике: "внедрение" оппоненту новых для него образов и моделей; изобличение оппонента в неверности его позиций, противоречии правовым нормам; превращение оппонента в союзника; проверка оппонента на достоверность используемой им информации; понимание оппонента. Основные части судебного красноречия. Хрия как убеждающая мини-речь. Построение хрии.

Лекции (не предусмотрены)

3.3. Практические занятия

3.3.1. Практические занятия (для очной формы обучения)

Раздел 1.

Практическое занятие № 1 Вид: Практикум, Работа в малых группах

Тема 2. Логико-гносеологические основы теории аргументации (4 часа).

1. Понятие, суждение, умозаключение как основные категории логики и теории аргументации.

2. Основные логические операции и их использование в аргументации.

3. Логическое учение о доказательстве.

4. Правила доказательства и анализ ошибок на данные правила.

5. Дополнительные правила для аргументации.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- выполнить рекомендованные практические задания из сборника упражнений (В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. - М.: Проспект, 2011).

Основная литература

1. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.1. 2. Логика: учебник для бакалавров / под ред. Л.А. Деминой. М.: Проспект, 2016. Гл.2-5.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Проспект, 2016. Гл.7-9.

3. В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. - М.: Проспект, 2016. Гл.3-6.

Дополнительная литература

1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М., 2007.

2. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М., 2007.

3. Eemeren F. van, Grootendorst R. A Sistematic Theory of Argumentation. The Pragma-Dialectic Approach. Cambridge, 2004.

Практическое занятие № 2 Вид: Коллоквиум, "Кейс-метод"

Тема 2. Коммуникативная модель аргументации (2 часа) 1. Теория речевых актов.

2. Структура и виды речевых актов.

3. Постулаты речевого общения.

4. Коммуникативные "осечки" и коммуникативные неудачи.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- привести примеры коммуникативных "осечек" и коммуникативных неудач из учебной или художественной литературы, из собственной практики.

Основная литература

1. Важнейшие концепции теории аргументации. СПб, 2006.

2. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014.

Гл.2. 3. Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2009. Гл.1.

Дополнительная литература

1. Searle, John R. What is a speech act? // "Philosophy in America", ed. Max Black. - London: Alien and Unwin, 1965. - P. 221-239.

2. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

Раздел 2.

Практическое занятие № 3 Вид: Круглый стол, "Эрудит"

Тема 3. Представление, анализ и проверка аргументации (2 часа)

1. Представление аргументации.

2. Анализ аргументации.

3. Методы проверки аргументации.

4. Характер и структура аргументации.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу.

Основная литература

1. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М., Норма, 2014. Гл.3

2. Еемерен Ф. ван, Гроотенорст Р., Хенкенманс Ф.С. Аргументация:

анализ, проверка, представление. СПб., 2002.

Дополнительная литература

1. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М., 2007.

Практическое занятие № 4 Вид: "Мозговой штурм"

Тема 4. Виды аргументации (2 часа)

1.Классификация способов аргументации, основные подходы.

2.Универсальная аргументация, ее виды и применение в сфере права.

3.Контекстуальная аргументация, ее виды и применение в сфере права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия; - изучить рекомендованную литературу;

- подготовиться к тестированию.

Основная литература

1. Демина Л.А. Теория аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.4.

2. Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2010. Гл. 2-5.

Дополнительная литература

1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М., 2007. Гл.6.

Практическое занятие № 5 Вид: Дискуссия, "Броуновское движение"

Тема 5. Спор: стратегия и тактика ведения спора (2 часа) 1. Виды спора, цели и характерные особенности.

2. Уловки как тактический прием спора.

3. Допустимые приемы и уловки.

4. Недопустимые уловки.

5. Критическая дискуссия как модель аргументативной дискуссии.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу; - подготовиться к дискуссии;

- подготовиться к тестированию.

Основная литература

1. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. М., 2015.

2. Еемерен Ф. ван, Гроотенорст Р., Хенкенманс Ф.С. Аргументация: анализ, проверка, представление. СПб., 2002.

3. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.5.

Дополнительная литература

1. Хоменко И.В. Логика. Теория и практика аргументации. М.,

2014. Гл. 9, 12, 13.

2. Родос В. Правила дискуссии и уловки в споре. М.: Идея-Пресс, 2006.

Практическое занятие № 6 Вид: Работа в малых группах

Тема 6. Особенности публичной речи и письменной аргументации (2 часа вместе с Темой 7)

1. Специфика публичной полемики: техники убеждения, логические и психологические методы воздействия. 2. Текст как особый вид письменной аргументации.

3. Специфика научных текстов, требования к научному стилю речи.

4. Требования к цитированию в научных текстах.

5. Особенности письменной аргументации в деловом общении.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- подготовиться к работе в малых группах;

- подготовиться к обсуждению итогов.

Основная литература

1. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.7.

2. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М., 2007. Гл.9.

Дополнительная литература

1. Бредемайер К. Черная риторика: власть и магия слова. М., 2005. 2. Фишер Ю., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. М., Эксмо, 2007.

Практическое занятие № 7 Вид: Дискуссия, "Кейс-метод"

Тема 7. Искусство речи

1. Искусство речи и судебная риторика.

2. Построение речи на суде.

3. Хрия как убеждающая мини-речь. Построение хрии.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- подготовиться к дискуссии;

- подготовиться к обсуждению итогов.

Основная литература

1. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988.

2. Петров О.В. Основы судебного красноречия. М., 2013.

Дополнительная литература

1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М., 2007. Гл.7.

3.3.2 Практические занятия (для очно-заочной формы обучения)

Раздел 1.

Практическое занятие № 1

Вид: Практикум, Работа в малых группах

Тема 1. Логико-гносеологические основы теории аргументации (2 часа).

1. Понятие, суждение, умозаключение как основные категории логики и теории аргументации.

2. Основные логические операции и их использование в аргументации.

3. Логическое учение о доказательстве.

4. Правила доказательства и анализ ошибок на данные правила.

5. Дополнительные правила для аргументации.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- выполнить рекомендованные практические задания из сборника упражнений (В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. - М.: Проспект, 2016).

Основная литература

1. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.1. 2. Логика: учебник для бакалавров / под ред. Л.А. Деминой. М.: Проспект, 2016. Гл.2-5.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Проспект, 2016. Гл.7-9.

3. В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. - М.: Проспект, 2016. Гл.3-6.

Дополнительная литература

1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М., 2007.

2. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М., 2007.

3. Eemeren F. van, Grootendorst R. A Sistematic Theory of Argumentation. The Pragma-Dialectic Approach. Cambridge, 2004.

Практическое занятие № 2 Вид: Коллоквиум, "Кейс-метод"

Тема 2. Коммуникативная модель аргументации (2 часа) 1. Теория речевых актов.

2. Структура и виды речевых актов.

3. Постулаты речевого общения.

4. Коммуникативные "осечки" и коммуникативные неудачи.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- привести примеры коммуникативных "осечек" и коммуникативных неудач из учебной или художественной литературы, из собственной практики.

Основная литература

1. Важнейшие концепции теории аргументации. СПб, 2006.

2. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.2.

Раздел 2.

Практическое занятие № 3 Вид: Круглый стол, "Эрудит"

Тема 3. Представление, анализ и проверка аргументации (2 часа)

1. Представление аргументации.

2. Анализ аргументации.

3. Методы проверки аргументации.

4. Характер и структура аргументации.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу.

Основная литература

1. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.Норма, 2014.

Гл.3

2. Еемерен Ф. ван, Гроотенорст Р., Хенкенманс Ф.С. Аргументация:

анализ, проверка, представление. СПб., 2002.

Дополнительная литература

1. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М., 2007.

Практическое занятие № 4 Вид: "Мозговой штурм"

Тема 4. Виды аргументации (2 часа)

1.Классификация способов аргументации, основные подходы.

2.Универсальная аргументация, ее виды и применение в сфере права.

3.Контекстуальная аргументация, ее виды и применение в сфере права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия; - изучить рекомендованную литературу;

- подготовиться к тестированию.

Основная литература

1. Демина Л.А. Теория аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.4.

2. Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2010. Гл. 2-5.

Дополнительная литература

1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М., 2007. Гл.6.

Практическое занятие № 5 Вид: Дискуссия, "Броуновское движение"

Тема 5. Спор: стратегия и тактика ведения спора (2 часа) 1. Виды спора, цели и характерные особенности.

2. Уловки как тактический прием спора.

3. Допустимые приемы и уловки.

4. Недопустимые уловки.

5. Критическая дискуссия как модель аргументативной дискуссии.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу; - подготовиться к дискуссии;

- подготовиться к тестированию.

Основная литература

1. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. М., 2015.

2. Еемерен Ф. ван, Гроотенорст Р., Хенкенманс Ф.С. Аргументация: анализ, проверка, представление. СПб., 2002.

3. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.5.

Дополнительная литература

1. Хоменко И.В. Логика. Теория и практика аргументации. М.,

2014. Гл. 9, 12, 13.

2. Родос В. Правила дискуссии и уловки в споре. М.: Идея-Пресс, 2006.

3.3.3 Практические занятия (для заочной формы обучения)

Раздел 1.

Практическое занятие № 1 Вид: Практикум, Работа в малых группах

Тема 1. Логико-гносеологические основы теории аргументации (2 часа).

1. Понятие, суждение, умозаключение как основные категории логики и теории аргументации.

2. Основные логические операции и их использование в аргументации.

3. Логическое учение о доказательстве.

4. Правила доказательства и анализ ошибок на данные правила.

5. Дополнительные правила для аргументации.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- выполнить рекомендованные практические задания из сборника упражнений (В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. - М.: Проспект, 2016).

Основная литература

1. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.1. 2. Логика: учебник для бакалавров / под ред. Л.А. Деминой. М.: Проспект, 2016. Гл.2-5.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Проспект, 2016. Гл.7-9.

3. В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. - М.: Проспект, 2016. Гл.3-6.

Дополнительная литература

1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М., 2007.

2. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М., 2007.

3. Eemeren F. van, Grootendorst R. A Sistematic Theory of Argumentation. The Pragma-Dialectic Approach. Cambridge, 2004.

Практическое занятие № 2 Вид: Коллоквиум, "Кейс-метод"

Тема 2. Коммуникативная модель аргументации (2 часа) 1. Теория речевых актов.

2. Структура и виды речевых актов.

3. Постулаты речевого общения.

4. Коммуникативные "осечки" и коммуникативные неудачи.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- привести примеры коммуникативных "осечек" и коммуникативных неудач из учебной или художественной литературы, из собственной практики.

Основная литература

1. Важнейшие концепции теории аргументации. СПб, 2006.

2. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014.

Гл.2. Практическое занятие № 3 Вид: Работа в малых группах

Тема 3. Особенности публичной речи и письменной аргументации (2 часа)

1. Специфика публичной полемики: техники убеждения, логические и психологические методы воздействия. 2. Текст как особый вид письменной аргументации.

3. Специфика научных текстов, требования к научному стилю речи.

4. Требования к цитированию в научных текстах.

5. Особенности письменной аргументации в деловом общении.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- подготовиться к работе в малых группах;

- подготовиться к обсуждению итогов.

Основная литература

1. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. М.: Норма, 2014. Гл.7.

2. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М., 2007. Гл.9.

Дополнительная литература

1. Бредемайер К. Черная риторика: власть и магия слова. М., 2005. 2. Фишер Ю., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. М., Эксмо, 2007.

Практическое занятие № 4 Вид: Дискуссия, "Кейс-метод"

Тема 4. Искусство речи (2 часа) 1. Искусство речи и судебная риторика.

2. Построение речи на суде.

3. Хрия как убеждающая мини-речь. Построение хрии.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить учебный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- подготовиться к дискуссии;

- подготовиться к обсуждению итогов.

Основная литература

1. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988.

2. Петров О.В. Основы судебного красноречия. М., 2013.

Дополнительная литература

1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М., 2007. Гл.7.

Задания по подготовке к практическому занятию могут принимать следующие формы:

• Задания по изучению материалов лекций, учебных пособий и учебников.

• Задания, связанные с работой с электронными источниками информации.

• Задания по изучению материалов первоисточников.

• Задания по подготовке презентаций проектов, эссе и других видов сообщений.

• Задания по применению метода "кейс-стади" при рассмотрении отдельных философских проблем.

• Задания по подготовке к обучающим играм, дискуссиям, конференциям.

3.4. Самостоятельная работа студента

Важнейшую роль в овладении дисциплиной "Теория и практика аргументации" играет самостоятельная работа студентов, без которой невозможно стать высококлассным юристом. Самостоятельная работа студента призвана формировать у него такие знания, умения и навыки, которые способствуют становлению научно подготовленного специалиста, квалифицированно и ответственно выполняющего на практике свои профессиональные обязанности. В связи с этим в процессе учебы студент выполняет следующие основные виды самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятиям. Студент должен иметь некоторый запас знаний, касающийся темы будущего занятия. Для этого ему необходимо познакомиться:

• с материалом, изложенным в учебниках, электронных источниках и др.

• с основными категориями и понятиями, которые используются в литературе по данной теме.

• с теми дискуссионными проблемами, которые затрагивают тему изучения.

• подготовить вопросы, которые возникли у него при знакомстве с материалами к занятию.

2. Подготовка к практическим занятиям. Практическое занятие - одна из широко применимых форм изучения учебного материала, заключающаяся в организованном обсуждении поставленных вопросов. На них обучаемые углубляют, систематизируют и закрепляют знания, полученные на других видах занятий и в ходе самостоятельной работы. Подготовка к практическим занятиям предполагает:

• изучение материалов учебников и учебных пособий, первоисточников, материалов, помещенных в электронных средствах информации.

• формирование умения выделять проблемные вопросы и умения отвечать по существу на основные вопросы, сформулированные в планах занятий, а также в индивидуальных формах заданий.

• формирование умения обобщать изучаемый материал, а также строить достаточно и убедительно аргументированные и обоснованные выводы.

• при подготовке к практическим занятиям студентам важно выработать навыки самостоятельного поиска научной информации, овладеть навыками составления библиографии (списка литературы) и цитирования источников по изучаемой теме, которые необходимы при составлении докладов, эссе, презентаций проектов и других видов сообщений.

3.5. Самостоятельная работа студентов при подготовке к зачету

• Самостоятельно изучить виды аргументации, подобрать примеры из области юриспруденции (от 2-х до 5-ти) каждого вида.

• На основе изучения темы "Спор", создать модели юридических споров, изучить работы русских адвокатов, привести примеры из процессуальной практики.

• Проанализируйте примеры деловых переговоров, используя книгу Р. Фишера и У. Юри "Переговоры без поражения".

В целом, изучение курса "Теория и практика аргументации" предполагает следующие виды самостоятельной работы:

- подготовка эссе, докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;

- обдумывание проблемных вопросов и проблемных ситуаций по тематике курса, практического занятия и выдвижение их для обсуждения;

- подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, студенческих конференциях;

- выполнение тестов для самоконтроля при подготовке к практическому занятию;

-подготовка к контрольному тестированию;

- опыт рецензирования прочитанной литературы, учебников, статей и т.п.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

1) При изучении Раздела 1 необходимо углубленное изучение теоретических источников, рекомендованной литературы, что призвано способствовать выработке понимания современных тенденций развития теории и практики аргументации, а также овладению навыками аргументированного отстаивания собственной позиции.

2) Изучение Раздела 2 позволяет сформулировать цели, которые можно и нужно достичь студенту посредством изучения аргументации: это - умение ведения беседы-диалога, участия в судебных дебатах и публичных дискуссиях, и, наконец, построения письменной аргументации в виде отчетов, аналитических записок, статей.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Учитывая ограниченное количество часов, отведенных на аудиторные занятия, студентам заочной формы обучения следует максимально эффективно использовать:

1) Пользоваться сайтом Академии, на котором будут размещены необходимые материалы.

2) Использовать электронные ресурсы информационно-образовательных порталов, Веб-сайты по предметной области, ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.

4. Образовательные технологии

При освоении учебного материала курса Теории и практики аргументации используются преимущественно активные и интерактивные образовательные технологии, способствующие созданию атмосферы свободной и творческой дискуссии как между преподавателем и студентами, так и в студенческой группе. Целью при этом является выработка у студентов навыков и компетенций, позволяющих самостоятельно вести исследовательскую и научно-педагогическую работу, а также навыков публичной деятельности.

Методы, рекомендуемые для использования на практических занятиях:

- методика "малых групп";

- методика презентаций проектов;

- "кейс-стади";

- технология портфолио;

- дистанционные технологии;

- Интернет-конференции;

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов 2 Практические занятия Работа в малых группах

Дебаты "Кейс-метод" 2

2 2 Итого: 6 Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 45% аудиторных занятий

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы студентов

I. Вопросы для самоконтроля, проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (вопросы для оценки степени усвоения учебного материала на уровне знания)

1. Предмет теории аргументации. Аргументация как рациональный способ убеждения. Основные черты аргументации.

2. Исторические предпосылки и типы аргументации.

3. Понятие коммуникации. Логико-семиотические основы коммуникации.

4. Имена и понятия: правила употребления знаков языка.

5. Смысл и интерпретация в понимании речи (текста).

6. Понятие речевого акта, классификация речевых актов.

7. Аргументационные требования к нормам и экспрессивам.

8. Аргументационные требования к декларациям, клятвам и обещаниям.

9. Понятие коммуникативного (рационального) диалога. Принцип кооперации.

10. Постулаты речевого общения и характеристика их нарушений.

11. Прагматико-риторические приемы речевого общения.

12. Аргументация и доказательство. Структура аргументации и доказательства.

13. Виды и способы доказательства. Понятие опровержения.

14. Правила доказательства и опровержения, анализ возможных логических ошибок.

15. Логические и прагматические требования к аргументации.

16. Представление аргументации: понятие максимально аргументативной интерпретации.

17. Проверка аргументации: выявление невыраженных элементов.

18. Единичная, множественная, сочинительная, подчинительная аргументация. Степени сложности аргументации.

19. Проблема обоснованности суждений. Роль закона достаточного основания в аргументации.

20. Виды обоснований и проблема классификации способов аргументации.

21. Особенности универсальной и контекстуальной аргументации.

22. Основные методы эмпирической аргументации.

23. Теоретическая аргументация и ее методы.

24. Способы контекстуальной аргументации.

25. Спор, структура спора, виды спора.

26. Характеристика и требования, предъявляемые к дискуссии и полемике.

27. Диспут, дебаты, прения, их основные черты и сфера применения.

28. Понятие критической дискуссии, характеристика ее основных стадий.

29. Правила критической дискуссии: ошибки при выдвижении тезисов и аргументов.

30. Правила критической дискуссии: ошибки построения аргументации.

31. Правила критической дискуссии: ошибки завершения дискуссии.

32. Этика ведения дискуссии.

33. Характеристика уловок, применяемых в спорах.

34. Допустимые уловки.

35. Основные типы недопустимых уловок.

36. Аргументы "к человеку", их виды и способы защиты.

37. Виды и формы делового общения как аргументативные практики.

38. Вопросно-ответные техники в аргументации.

39. Специфика публичной аргументации.

40. Письменная аргументация, ее особенности.

II. Примерная тематика эссе, докладов, рефератов, творческих работ по дисциплине "Теория и практика аргументации"

1. Юридическая практика античности как источник возникновения риторики и теории аргументации.

2. Антиномии, софизмы, парадоксы, их роль в формировании теории аргументации.

3. Аргументация в Древней Индии и Китае.

4. Особенности аргументации европейского Средневековья (роль университетов).

5. Подходы к аргументации в Новое времени.

6. Развитие риторики и идей теории аргументации в России.

7. Искусство судебной речи: анализ выступлений выдающихся российских адвокатов конца 19 - начала 20 вв.

8. Смысл и значение: семиотические аспекты.

9. Герменевтика и теория аргументации: пересечения и взаимовлияния.

10. Логико-риторические приемы в юридической аргументации.

11. Художественные тропы как средство выражения смысла.

12. Роль примеров и иллюстраций (в преподавании, в публичной речи, в судебной речи).

13. Эмпирическая аргументация в науке и юридической практике.

14. Теоретическая аргументация в научном и юридическом познании.

15. Аргументация и пропаганда: методы логико-риторических манипуляций.

16. Публичный спор, его специфика и задачи.

17. Уловки в споре: история и современность.

18. Аргументы ad hominem и их использование в праве и политике.

19. Пиар и аргументация: рациональное и нерациональное.

20. Вопросно-ответные процедуры в аргументационной практике.

21. Аргументация в процессах принятия решений.

22. Интуитивное суждение и вера, их роль в процессе аргументации.

23. Индикаторы речевого поведения в деловом общении.

24. Ценности в полемике.

25. Переговорные процессы: риторика и аргументация.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение навыками) и коды общекультурных и профессиональных компетенций, которые формируются при достижении этого результата 1. Исторические и общеметодологические аспекты теории аргументации

ОК-3, ОК-4,

ОК-5 В результате изучения раздела 1 дисциплины Теория и практика аргументации обучающийся должен знать: предмет теории аргументации, ее роль в истории человеческой культуры, иметь представление о важнейших школах в области аргументации;

уметь: использовать схемы доказательных рассуждений для обоснования собственной точки зрения, либо для критики точки зрения противника; владеть:

навыками доказательства и обоснования точки зрения. 2. Логико-при-

кладные аспекты аргументации

ПК-11, ПК-13,

ПК-14 В результате изучения раздела 2 обучающийся должен знать:

Виды аргументации; особенности публичной речи и письменной аргументации; уметь: представлять, анализировать и проверять аргументативные рассуждения; владеть: приемами и методами ведения спора, дискуссии; методологией создания текста.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) Основная литература

1. Демина Л.А. Теория и практика аргументации. - М.: Изд-во Норма, 2014. - 170 с.

2. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. - М.: Проспект, 2014. - 288 с.

3. Ивин А.А. Теория аргументации. - М.: Гардарики, 2016. - 416 с.

4. Лисанюк Е.Н. Аргументация и убеждение. СПб: Наука, 2015. 398с.

5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 363 с.

б) Дополнительная литература

6. Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел. - М.: Изд-во СГУ, 2010. - 349 с.

7. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: учеб. пособие. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007. - 224 с.

8. Защитительные речи советских адвокатов. Ч.1,2. - М.: Изд-во СГУ, 2009.

9. Петров О.В. Основы судебного красноречия. - М.: Проспект, 2012. - 192 с.

10. Судебные речи известных русских юристов. В 3-х частях. - М.: Издво СГУ, 2009.

г) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://www.edu.ru/ - Федеральный портал "Российское образование" 2. http://auditorium.ru/aud/about/ index.php - Библиотека информационно-образовательного портала "Гуманитарные науки"

3. http://clarino2.narod.ru/ - История, литература, статьи, философия.

4. http://www.sonoteka.spb.ru/ - Аудиоархив лекций ведущих российских преподавателей и ученых по широкому спектру гуманитарных дисциплин 5. ido.tdu.ru/philosophy - Библиотека института дистанционного обучения

6. philosophy.ru/library - Электронная библиотека Института философии РАН

7. rsl.ru - Российская государственная библиотека

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Аудиторный фонд Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

2. Библиотека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

3. Мультимедийные системы (сканеры, видеомагнитофоны, сигналы от ноутбуков).

2

2

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении