Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 033951 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

МИНИСТЕРТСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ имени О.Е. Кутафина (МГЮА)"

кафедра физического воспитания

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва

2016 Программа одобрена на заседании кафедры

28 октября 2015 г., протокол № 2

Авторы:

Козлова О.А. - кандидат педагогических наук, доцент

Коротаева Е.Ю. - старший преподаватель

Кузнецов В.К. - кандидат педагогических наук, профессор

Рецензенты:

Зулаев И.И. - кандидат педагогических наук, доцент

Безопасность жизнедеятельности: рабочая программа / О.А. Козлова, Е.Ю. Коротаева, В.К.Кузнецов. - М., 2015. - 45 с.

Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС ВО по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) бакалавр).

Оглавление

1. Цели освоения учебной дисциплины ...........................................4

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП.........................................6

3. Структура и содержание учебной дисциплины ..............................6 Тематические планы ................................................................7

3.1. Содержание дисциплины (программа курса) ..............................14

3.2. Лекции ..............................................................................17

3.3. Практические занятия ...........................................................21

3. 4.Самостоятельная работа студентов ...........................................32

4. Образовательные технологии ....................................................35

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.....................................36

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ................41

7. Учебно-методическое обеспечение..............................................42

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины ............43

I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" обеспечивает подготовку бакалавра по направлению подготовки 030900 Юриспруденция к следующим видам профессиональной деятельности (п. 4.3. ФГОС ВПО):

- нормотворческая;

- правоприменительная;

- правоохранительная;

- экспертно-консультационная;

- педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Целью учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" является формирование у бакалавров общекультурных компетенций, необходимых для:

- осуществления нормотворческой деятельности;

- участия в подготовке нормативно-правовых актов;

- осуществления правоприменительной деятельности;

- обоснования и принятия в пределах должностных обязанностей решений, а также совершения действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составления юридических документов;

- осуществления правоохранительной деятельности;

- обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охраны общественного порядка;

- предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений;

- защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- осуществления правовой экспертизы документов;

- осуществления педагогической деятельности;

- преподавания правовых дисциплин; - осуществления правового воспитания.

Для освоения учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности (БЖ) необходимо формирование у студентов профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры). Формирование представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека в чрезвычайных ситуациях. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

К задачам учебной дисциплины относятся:

- теоретическое познание чрезвычайных и экстремальных ситуаций; - овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

- выработка правильных поведенческих действий в различных ситуациях чрезвычайного характера;

- психологическое моделирование ситуаций;

- развитие мотивации сохранения жизни и воспитание чувства ответственности за свою жизнь, и жизнь окружающих. Достижениями результатов обучения (РО) являются: на уровне знания:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания", правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

- основные методы защиты от вредных и опасных факторов применительно к сфере своей профессиональной деятельности; на уровне умения, навыка:

- эффективное применение методов защиты от негативных воздействий применительно к своей профессиональной деятельности;

- правильный и быстрый просчет ситуации опасности и выбор наиболее рационального пути к спасению пострадавших;

- выбор способов обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; - оказание медицинской помощи пораженным и себе при возможных повреждениях, ранениях; на уровне владения:

- законодательными и нормативно-правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; понятийнотехнологическим аппаратом в области безопасности.

Изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" обеспечивает формирование у выпускников бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция следующих общекультурных компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-

9).

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности относится к Базовому гуманитарному, социальному и экономическому циклу Б.1.Б.5.ОП.

Безопасность жизнедеятельности - это обязательная общеобразовательная дисциплина в высших учебных заведениях, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов в чрезвычайных ситуациях.

Содержание дисциплины Безопасность жизнедеятельности основывается на содержании таких предшествующих дисциплин, как "Основы безопасности жизнедеятельности", "Физическая культура" и создает основу для освоения таких дисциплин, как "Экологическое право", "Трудовое право", "Земельное право", "Конституционное право".

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины на очной форме обучения составляет _2_зачетных единицы, 72 часа.

Тематический план для очной формы обучения

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельно-

сти, и трудоемкость (в

часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля Лекции Практичские занятия СРС 1 Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

2

2

4 Изучение и

закрепление

нового материала с це-

лью формирования и развития

профессиональ-ных

навыков студентов Опрос, прием и оценка зада-ний 2.

Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них.

Характеристика опасностей природного и экологического характера

Характеристика опасностей техногенного и социальнополитического характера

2

2

2 2 6

"Мозговой штурм", разбор конкретных ситуа-

ций, практи-

ка публично-

го выступления Опрос, прием и оценка контрольных заданий

3 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Средства коллективной и индивидуальной защиты и порядок их использования

2

4

Разбор конкретных си-

туаций. Обучающие и

контрольнообучающие

игры, изуче-

ние и закрепление нового материала с целью фор-

мирования и развития

профессиональных

навыков студентов.

Практика публичного выступления Опрос, прием и оценка контроль-

ных заданий 4 Обеспечение ком-

фортных условий для жизни и деятельности человека Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Здоровый образ жизни.

Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Влияние параметров микроклимата на жизнедеятельность человека

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровьесберегающие технологии. Определение уровня психофизического состояния че-

2

2

2 14

Лекцияпрезентация

"Мозговой штурм". Психологический тре-

нинг. Работа в малых

группах. Обучающие и контрольно-

обучающие

игры, разбор конкретных ситуаций, изучение и

Опрос, прием и оценка контроль-

ных заданий

ловека

2 закрепление

нового материала с це-

лью формирования и развития

профессиональных

навыков студентов.

Практика публичного выступления 5 Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Приемы и способы оказания первой медицинской помощи себе и пострадавшему человеку

Основы десмургии. Транспортная иммобилизация при переломах конечностей. Реанимация

2

2

4 6 Лекцияпрезентация

"Мозговой штурм". Ра-

бота в парах, малых группах. Обуча-

ющие и контрольно-

обучающие

ролевые игры, разбор

конкретных ситуаций,

изучение и

закрепление

нового материала с це-

лью формирования и развития

профессиональных

навыков студентов. Опрос, прием и оценка контроль-

ных заданий 6 Управление безопасностью жизнедеятельности

Правовые, нормативнотехнические и органи-

2 6 "Мозговой штурм".

Изучение и

закрепление

нового материала с це- Опрос, прием и оценка контроль-

ных заданий зационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

лью формирования и развития

профессиональных

навыков студентов.

Практика публичного выступления ИТОГО (1 семестр) 12 20 40

Тематический план для очно-заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины на очно-заочной форме обучения составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

п/п Раздел учебной дисциплины Виды учебной деятельно-

сти, и трудоемкость (в

часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля Лекции Практические занятия СРС 1 Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

2

6 Изучение и закрепление

нового мате-

риала с целью

формирования и развития

профессиональ-ных

навыков студентов Опрос, прием и оценка

контроль-

ных заданий

2.

Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них. Характеристика опасностей природного и экологического характера

Характеристика опасностей техногенного и социальнополитического характера

2

2

2 12 "Мозговой штурм", разбор конкрет-

ных ситуаций, практика публичного выступления Опрос, прием и оценка

контроль-

ных заданий 3 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Средства коллективной и индивидуальной защиты и порядок их использования

2

8 Разбор конкретных ситуаций. Обуча-

ющие и контрольно-

обучающие

игры, изуче-

ние и закрепление нового материала с

целью формирования и

развития профессиональ-

ных навыков

студентов.

Практика публичного выступления Опрос, прием и оценка

контроль-

ных заданий 4 Обеспечение ком-

фортных условий для жизни и деятельности человека Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Здоровый образ жизни.

Влияние параметров микроклимата на жизнедеятельность человека. Здоровый образ жизни

18 "Мозговой штурм". Психологический тренинг. Ра-

бота в малых

группах. Обучающие и

контрольнообучающие

игры, разбор конкретных ситуаций,

изучение и закрепление Опрос, прием и оценка

контроль-

ных заданий

2

нового мате-

риала с целью

формирования и развития

профессиональных

навыков сту-

дентов. Практика публичного выступления 5 Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Приемы и способы оказания первой медицинской помощи себе и пострадавшему человеку.

Реанимационные действия. Основы десмургии

2

2 2 10 Лекцияпрезентация

"Мозговой штурм". Ра-

бота в парах, малых груп-

пах. Обучаю-

щие и контрольно-

обучающие

ролевые игры, разбор кон-

кретных ситуаций, изуче-

ние и закрепление нового материала с

целью формирования и

развития профессиональ-

ных навыков студентов. Опрос, прием и оценка

контроль-

ных заданий ИТОГО (1 семестр) 6 12 54

Тематический план для заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

п/п Раздел учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в ча-

сах) Образовательные технологии Формы текущего контроля Лекции Практичские занятия СРС 1 Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

2

10 Изучение и закрепление

нового мате-

риала с целью

формирования и развития

профессиональ-ных

навыков студентов 2 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Средства коллективной и индивидуальной защиты и порядок их использования

2

22 Разбор конкретных ситуаций. Обуча-

ющие и контрольно-

обучающие

игры, изуче-

ние и закрепление нового материала с

целью формирования и

развития профессиональ-

ных навыков

студентов.

Практика публичного выступления Опрос, прием и оценка

контроль-

ных заданий 3 Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Приемы и способы оказания первой медицинской помощи себе и по-

2 30 "Мозговой штурм". Ра-

бота в парах, малых груп-

пах. Обучаю-

щие и контрольнообучающие Опрос, прием и оценка

контроль-

ных заданий страдавшему человеку. Реанимация

ролевые игры, разбор кон-

кретных ситуаций, изуче-

ние и закрепление нового материала с

целью формирования и

развития профессиональ-

ных навыков студентов. ИТОГО(1семестр) 2 4 62 Трудоемкость зачета составляет 4 часа.

3.1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(ПРОГРАММА КУРСА)

В соответствии с рабочими планами Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по подготовке бакалавра очной формы обучения предусмотрено 12 часов лекций, 20 часов практических занятий; по очнозаочной форме обучения лекций 6 часов, практических занятий 12 часов; по заочной форме обучения лекций 2 часа, практических занятий 4 часа.

Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера

Характерные системы "человек-среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Основные понятия и термины. Понятия "опасность", "безопасность". Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасность. Чрезвычайные ситуации - понятие, основные виды. Безопасность, как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире.

Понятие техносфера. Структура техносферы и ее основные компоненты. Этапы формирования техносферы. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

Раздел 2. Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Классификация опасностей природного, экологического и техногенного происхождения, их характеристика. Воздействие основных негативных факторов на человека, их предельно допустимые нормы.

Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств.

Раздел 3. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Основные понятия и определения, опасности социально-политического характера, их характеристика.

Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способов защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.

Раздел 4. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Здоровый образ жизни.

Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Здоровый образ жизни и его составляющие. Психофизическое состояние человека. Здоровьесберегающие технологии.

Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Эргономика, как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система "человек - машина - среда". Организация рабочего места.

Типовые положения инструкций по безопасности в различных сферах жизнедеятельности. Типовые положения и инструкции должностных лиц различных категорий по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности и гражданской обороне. Ответственность за нарушение правил и норм БЖД.

Раздел 5. Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Задачи и принципы организации Всероссийской службы медицины катастроф. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени. Основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения и санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях. Приемы и способы оказания медицинской помощи пораженному при травмах и ранах. Основы десмургии. Термические ожоги: ожоги, химические ожоги, отморожения. Терминальные состояния. Реанимационная помощь. Переломы конечностей, транспортная иммобилизация. Повреждения головы, груди, живота, позвоночника, таза.

Раздел 6. Управление безопасностью жизнедеятельности

Законодательные и нормативно-правовые основы безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды. Страхование рисков. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков.

Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента.

3.2. ЛЕКЦИИ

Лекции для студентов 1 курса очной формы обучения (12 часов)

Раздел 1 Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера

Тема лекции Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Понятие техносферы, этапы ее формирования (2 часа)

План лекции Понятие и определение безопасности. Цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Характерные системы "человек - среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания. Области распространения и масштабы негативного влияния техносферы.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

Раздел 2 Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них

Тема лекции Характеристика опасностей природного и экологического характера. (2 часа)

План лекции Среда обитания человеческого общества. Классификация опасностей. Характеристика опасностей природного и экологического характера.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

Тема лекции Характеристика опасностей техногенного и социальнополитического характера (2 часа)

План лекции Опасности технических систем и технологий. Аварии на опасных производственных объектах. Опасности, возникающие при движении транспортных средств. Аварии в коммунально-энергетических сетях. Опасности, вызванные миграционными процессами в обществе, преступными действиями. Самоуничтожение личности. Опасности военного времени.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

Раздел 4 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Здоровый образ жизни.

Тема лекции Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Здоровый образ жизни и его составляющие (2 часа)

План лекции Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Взаимосвязь показателей комфортности с видами деятельности человека. Рациональная организация рабочего места. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

Раздел 5 Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Тема лекции Основы организации, приемы и способы оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях (2 часа)

План лекции Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф, ее основные задачи. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени. Медицинская помощь при травмах различного характера.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

Раздел 6 Управление безопасностью жизнедеятельности

Тема лекции Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности (2 часа)

План лекции Законодательные и нормативно-правовые основы безопасности жизнедеятельности. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды. Органы государственного управления безопасностью.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

Лекции для студентов 1 курса очно-заочной формы обучения (6 часов)

Раздел 1 Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера.

Тема лекции Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Понятие техносферы, этапы ее формирования (2 часа)

План лекции Понятие и определение безопасности. Цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Характерные системы "человек - среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания. Области распространения и масштабы негативного влияния техносферы.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

Раздел 2 Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них

Тема лекции Характеристика опасностей природного и экологического характера. (2 часа)

План лекции Среда обитания человеческого общества. Классификация опасностей. Характеристика опасностей природного и экологического характера.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

Раздел 5 Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Тема лекции Основы организации, приемы и способы оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях (2 часа)

План лекции Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф, ее основные задачи. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени. Медицинская помощь при травмах различного характера.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

Лекции для студентов 1 курса заочной формы обучения (2 часа)

Раздел 1 Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера.

Тема лекции Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Понятие техносферы, этапы ее формирования (2 часа)

План лекции Понятие и определение безопасности. Цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Характерные системы "человек - среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания. Области распространения и масштабы негативного влияния техносферы.

Задания для подготовки к лекции:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции. Материал для чтения рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (группе).

3.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Планы практических занятий для студентов очной формы обучения

(20 часов)

Практическое занятие № 1

Раздел 2 Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них

Тема занятия Характеристика опасностей природного и экологического характера (2 часа)

1. Аудиторная письменная работа (1-2 стр.) на тему: "Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения".

2. Вопросы по теме: "Геологические опасности", "Метеорологические опасности", "Гидрологические опасности", "Природные факторы", "Изменения состояния суши, гидросферы, биосферы и пр.", "Предельно допустимые уровни опасных и вредных факторов, их воздействие на человека".

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 1-го и 2-го раздела данной программы; - освоение материала 1-й и 2-й темы лекции "Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Понятие техносферы, этапы ее формирования", "Характеристика опасностей природного и экологического характера";

- Учебник, глава 1 (с. 13-49); глава 2, 3 (с.59-164).

- из списка дополнительной литературы - № 10

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Практическое занятие № 2

Раздел 2 Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них

Тематика занятия Характеристика опасностей техногенного характера (2 часа)

1. Вопросы по теме: "Опасности технических систем и технологий", "Аварии на опасных производственных объектах", "Аварии в коммунально- энергетических объектах".

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 2-го раздела данной программы;

- освоение материала 2-й темы лекции "Характеристика опасностей техногенного характера";

- Учебник, глава 2, 3 (с.59-164).

- из списка дополнительной литературы - № 8, 9

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Практическое занятие № 3

Раздел 2 Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них

Тематика занятия Опасности социально-политического характера (2 ча-

са)

1. Вопросы по теме: "Самоуничтожение личности", "Опасности, вызванные демографическими и миграционными процессами в обществе", "Опасности проявления экстремистских и террористических действий", "Опасности военного характера".

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 3-го раздела данной программы;

- освоение материала 3-й темы лекции "Характеристика опасностей техногенного характера";

- из списка дополнительной литературы - № 4, 8

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Практическое занятие № 4

Раздел 3 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Тематика занятия Средства коллективной и индивидуальной защиты и порядок их использования (2 часа)

1. Вопросы по теме: "Коллективная защита".

2. Вопросы по теме: "Устройство противогаза и принцип его защитного действия".

3. Вопросы по теме: "Респираторы, их конструкции".

4. Вопросы по теме: "Индивидуальные средства защиты для детей. Ватно-марлевые повязки".

5. Использование вышеназванных индивидуальных средств защиты.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 3-го раздела данной программы;

- освоение материала 3-й темы лекции "Характеристика опасностей техногенного характера";

- из списка дополнительной литературы - № 4, 8

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания Практическое занятие № 5

Раздел 4 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Здоровый образ жизни.

Тематика занятия Влияние параметров микроклимата на жизнедеятельность человека. Основы эргономики. (2 часа)

1. Организация рабочего места для выполнения работы по профилю профессиональной деятельности.

2. Вопросы по теме: "Классификация видов трудовой деятельности", "Параметры микроклимата", "Психологические особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях".

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 4-го раздела данной программы;

- освоение материала 4-й темы лекции "Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда"; - Учебник, глава 6 (с. 290 - 390).

- из списка дополнительной литературы - № 2, 5, 9

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания Практическое занятие № 6

Раздел 4 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Тематика занятия Здоровый образ жизни и его составляющие (2 часа).

1. Вопросы по теме: "Факторы, влияющие на здоровье человека", "Составляющие здорового образа жизни человека", "Девиантное поведение человека", "Рациональное питание".

2. Вопросы по теме: "Роль двигательной активности в жизнедеятельности человека", "Основы методики самостоятельных занятий по физической культуре", "Самоконтроль".

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 4-го раздела данной программы;

- освоение материала 5-й темы лекции "Здоровьесберегающие технологии. Здоровый образ жизни и его составляющие"; - Учебник, глава 6 (с. 290 - 390).

- из списка дополнительной литературы - № 6, 7, 11.

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Практическое занятие № 7 Тематика занятия Здоровьесберегающие технологии. Определение уровня психофизического состояния человека (2 часа).

1. Вопросы по теме: "Понятие, функции и классификация здоровьесберегающих технологий".

2. Определение уровня физического развития человека: показатели массы и длины тела, весоростовой индекс, кистевую динамометрию, силовой индекс.

3. Определение функциональных показателей дыхательной и сердечнососудистой систем человека. Провести пробы Штанге, Генчи, ортостатическую. Индекс Руфье. Спирометрия (ЖЕЛ), жизненный индекс.

4. Проведение тестов для определения типов темперамента и типов нервной системы человека.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 4-го раздела данной программы;

- освоение материала 5-й темы лекции "Здоровьесберегающие технологии. Здоровый образ жизни и его составляющие";

- Учебник, глава 6 (с. 290 - 390).

- из списка дополнительной литературы - № 6, 7, 11

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Практическое занятие № 8

Раздел 5 Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Тематика занятия Приемы и способы оказания первой медицинской помощи себе и пострадавшему человеку (2 часа)

1. Вопросы по теме: "Медицинская аптечка и правила ее использования".

2. Вопросы по теме: "Травмы", "Раны", "Виды повреждений различных частей тела, термические повреждения, электротравмы и др. Приемы оказания первой медицинской помощи"

3. Заслушивание и обсуждение рефератов по актуальным вопросам темы практического занятия, подготовленных студентами.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 5-го раздела данной программы;

- освоение материала 6-й темы лекции "Основы организации, приемы и способы оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях";

- учебник глава 6 (с. 342-390)

- из списка дополнительной литературы - № 4, 6

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания Практическое занятие № 9-10

Тематика занятия Основы десмургии. Транспортная иммобилизация при переломах конечностей. Реанимация (студенты работают в малых группах или в парах), (4 часа).

1. Освоение различных типов повязок.

2. Оказание транспортной иммобилизации при переломах конечностей.

3. Первая реанимационная помощь.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 5-го раздела данной программы;

- освоение материала 6-й темы лекции "Основы организации, приемы и способы оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях";

- учебник глава 6 (с. 342-390)

- из списка дополнительной литературы - № 4, 6

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Планы практических занятий для студентов очно-заочной формы обучения (12 часов)

Практическое занятие № 1

Раздел 2 Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них Тема занятия Характеристика опасностей природного и экологического характера (2 часа)

1. Аудиторная письменная работа (1-2 стр.) на тему: "Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения".

2.Вопросы по теме: "Геологические опасности", "Метеорологические опасности", "Гидрологические опасности", "Природные факторы", "Изменения состояния суши, гидросферы, биосферы и пр.", "Предельно допустимые уровни опасных и вредных факторов, их воздействие на человека".

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 1-го и 2-го раздела данной программы; - освоение материала 1-й и 2-й темы лекции "Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Понятие техносферы, этапы ее формирования", "Характеристика опасностей природного и экологического характера";

- Учебник, глава 1 (с. 13-49); глава 2, 3 (с.59-164).

- из списка дополнительной литературы - № 10

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Практическое занятие № 2

Раздел 2 Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них

Тематика занятия Характеристика опасностей техногенного характера (2 часа)

1. Вопросы по теме: "Опасности технических систем и технологий", "Аварии на опасных производственных объектах", "Аварии в коммунально- энергетических объектах".

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 2-го раздела данной программы;

- освоение материала 2-й темы лекции "Характеристика опасностей техногенного характера";

- Учебник, глава 2, 3 (с.59-164).

- из списка дополнительной литературы - № 8, 9

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Практическое занятие № 3

Раздел 3 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Тематика занятия Средства коллективной и индивидуальной защиты и порядок их использования (2 часа)

1. Вопросы по теме: "Коллективная защита".

6. Вопросы по теме: "Устройство противогаза и принцип его защитного действия".

7. Вопросы по теме: "Респираторы, их конструкции".

8. Вопросы по теме: "Индивидуальные средства защиты для детей. Ватно-марлевые повязки".

9. Использование вышеназванных индивидуальных средств защиты.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 3-го раздела данной программы;

- освоение материала 3-й темы лекции "Характеристика опасностей техногенного характера";

- из списка дополнительной литературы - № 4, 8

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания Практическое занятие № 4

Раздел 4 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Тематика занятия Влияние параметров микроклимата на жизнедеятельность человека. Основы эргономики. (2 часа)

1. Организация рабочего места для выполнения работы по профилю профессиональной деятельности.

2. Вопросы по теме: "Классификация видов трудовой деятельности", "Параметры микроклимата", "Психологические особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях".

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 4-го раздела данной программы;

- освоение материала 4-й темы лекции "Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда"; - Учебник, глава 6 (с. 290 - 390).

- из списка дополнительной литературы - № 2, 5, 9

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Практическое занятие № 5

Раздел 5 Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Тематика занятия Приемы и способы оказания первой медицинской помощи себе и пострадавшему человеку (2 часа)

1. Вопросы по теме: "Медицинская аптечка и правила ее использования".

2. Вопросы по теме: "Травмы", "Раны", "Виды повреждений различных частей тела, термические повреждения, электротравмы. Приемы оказания первой медицинской помощи"

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 5-го раздела данной программы;

- освоение материала 3-й темы лекции "Основы организации, приемы и способы оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях";

- учебник глава 6 (с. 342-390)

- из списка дополнительной литературы - № 4, 6, 7

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания Практическое занятие № 6

Тематика занятия Основы десмургии. Транспортная иммобилизация при переломах конечностей. Реанимация (студенты работают в малых группах или в парах), (2 часа).

1. Освоение различных типов повязок.

2. Оказание транспортной иммобилизации при переломах конечностей.

3. Первая реанимационная помощь.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 5-го раздела данной программы;

- освоение материала 6-й темы лекции "Основы организации, приемы и способы оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях";

- учебник глава 6 (с. 342-390)

- из списка дополнительной литературы - № 4, 6

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Планы практических занятий для студентов заочной формы обучения

(4 часа)

Практическое занятие № 1

Раздел 3 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Тематика занятия Средства коллективной и индивидуальной защиты и порядок их использования (2 часа)

1. Вопросы по теме: "Коллективная защита".

2. Вопросы по теме: "Устройство противогаза и принцип его защитного действия".

3. Вопросы по теме: "Респираторы, их конструкции".

4. Вопросы по теме: "Индивидуальные средства защиты для детей. Ватно-марлевые повязки".

5. Использование вышеназванных индивидуальных средств защиты.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 3-го раздела данной программы;

- освоение материала 3-й темы лекции "Характеристика опасностей техногенного характера";

- из списка дополнительной литературы - № 4, 8

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

Практическое занятие № 2

Раздел 5 Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Тематика занятия Приемы и способы оказания первой медицинской помощи себе и пострадавшему человеку (2 часа)

1. Вопросы по теме: "Медицинская аптечка и правила ее использования".

2. Вопросы по теме: "Травмы", "Раны", "Виды повреждений различных частей тела, термические повреждения, электротравмы. Приемы оказания первой медицинской помощи"

3. Освоение различных типов повязок.

4. Оказание первой реанимационной помощи.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- внимательное изучение 5-го раздела данной программы;

- учебник глава 6 (с. 342-390)

- из списка дополнительной литературы - № 4, 7

- подготовиться к ответам на вопросы и задания практического задания

3.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Самостоятельная работа заключается:

- в изучении отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе (учебников и учебных пособий, дополнительной литературе по изучаемому разделу);

- в подготовке к лекциям и практическим занятиям, конспектировании текста учебной литературы;

- в освоении разделов, отраженных в программе курса и экзаменационных вопросах, не рассмотренных в ходе лекционных и практических занятий;

- в работе со справочниками и словарями;

- в подготовке к сдаче зачета;

- самостоятельная работа в виде подготовки к обучающим играм, презентациям и другим активным формам участия в образовательной деятельности.

Студент готовит реферат по предложенным темам в рамках проблемного поля дисциплины, также студент может предложить свою тематику реферата. Студент готовит реферат, делает по нему презентацию и доклад перед студентами группы. Качество реферата и уровень доклада учитывается в итоговой оценке по дисциплине.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:

В рамках изучения отдельных тем учебного курса по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" студенту следует уделять внимание анализу причин возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и основных принципов защиты населения. В ходе изучения курса предполагается аналитическая работа. Также предполагается использование ролевых и обучающих игр во время проведения практических занятий, разбор конкретных ситуаций.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов очнозаочной и заочной форм обучения:

В рамках изучения тем учебного курса по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" студенту заочной формы обучения предполагается самостоятельно подготовиться к заданиям, которые предложены в настоящей программе с тем, чтобы в последующем разобрать их во время практических занятий. В том числе студенту необходимо осуществить подборку учебного материала по теме практического занятия согласно перечню, который предлагается в программе, и подготовиться к темам практических занятий по учебникам, предлагаемых кафедрой в качестве литературы.

Непосредственно само практическое занятие должно быть построено на том, чтобы студент заочной формы обучения мог, пользуясь подобранными учебными материалами и знаниями, полученными в ходе прослушивания лекционных занятий и изучения учебников, самостоятельно ответить на контрольные вопросы, которые будут ему предложены, а также разобрать предлагаемые ему модельные задания.

3.4.1. Примерная тематика для самостоятельной реферативной работы студентов заочной формы обучения

Раздел 1 Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера.

1. Анализ понятийно-терминологического аппарата в области безопасности и защиты окружающей среды.

2. Безопасность и профессиональная деятельность

3. Культура человека, общества и безопасность

4. Современные аспекты международного сотрудничества в области безопасности

5. Структура техносферы региона и основные региональные проблемы безопасности

6. Экологическая логистика в техносфере

7. Региональные демографические проблемы в свете состояния среды обитания региона

8. Современные проблемы техносферной безопасности

9. Жизнь, как ценность и объект защиты

Раздел 2 Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, и защита от них

1. Региональные экологически обусловленные заболевания

2. Профессионально обусловленные заболевания, связанные с будущей деятельностью

3. Мобильная связь и здоровье человека. Анализ современных исследований

4. Безопасность генетически модифицированных пищевых продуктов. Анализ современных исследований

5. Лекарственные препараты и безопасность

6. Действие алкоголя и наркотиков на человека и его здоровье

7. Методы сортировки городских отходов

8. Анализ эффективности бытовых очистителей воды

Раздел 3 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

1. Анализ природных катастроф - характер протекания и последствия (по видам стихийных бедствий)

2. Параметры стихийных бедствий, их предвестники и регионы их наиболее частого проявления

3. Анализ современного состояния пожарной безопасности в России и основные причины пожаров

4. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях

5. Типы и характер террористических актов

Раздел 4 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности

1. Влияние световой среды на работоспособность и безопасность труда

2. Современные энергосберегающие источники света - типы, конструкции, экологические аспекты применения

3. Системы кондиционирования - типы и системы кондиционирования, аспекты применения и безопасности

4. Безопасность и человеческий фактор

5. Психологический тип человека, его психологическое состояние и безопасность

6. Принципы и методы эргономики труда

Раздел 5 Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

1. Индивидуальные средства медицинской защиты

2. Поражение боевыми отравляющими веществами, ядами, токсинами

3. Острые бытовые отравления. Отравления ядовитыми растениями, грибами, ядом животных

4. Санитарная обработка людей. Защита и обеззараживание воды, продовольствия, имущества

Раздел 6 Управление безопасностью жизнедеятельности

1. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности в сфере профессиональной деятельности

2. Международные соглашения в области защиты окружающей среды

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в учебном процессе предусматривается лекция-презентация, практика публичного выступления, "мозговой штурм", использование ролевых и обучающих игр, работа в парах, контрольно-обучающие игры, разбор конкретных ситуаций, работа в команде (малой группе), дискуссия, психологические тренинги, изучение и закрепление нового материала с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.

Виды занятий для очной формы обучения, проводимых с использованием интерактивных методов обучения (И)

Семестр Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов I Лекции Лекция-презентация 6 Практические занятия Разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах, ролевая игра, "мозговой

штурм", работа в парах, контрольно-обучающие игры, психологический тренинг.

18 Итого: 24 5.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В качестве оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации могут использоваться:

- контрольные вопросы;

- написание контрольных работ;

- решение модельных заданий;

- написание реферативных работ;

- подготовка докладов студентами;

- проведение экзаменационного зачета по итогам аттестации студента.

5.1. Примерная тематика рефератов и контрольных работ

1. Роль государства в обеспечении жизнедеятельности граждан

2. Характерные системы "человек-среда обитания"

3. Негативные воздействия на человека и природную среду естественного, антропогенного и техногенного происхождения

4. Причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций техногенного характера

5. Основные причины загрязнения окружающей природной среды и последствия загрязнений

6. Экологическая обстановка в г. Москве и Московской области

7. Экологический кризис, его демографические и социальные последствия

8. Основы гармоничного сосуществования общества и природы

9. Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма

10. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам

11. Физиологические основы труда и профилактика утомления

12. Классификация основных форм трудовой деятельности

13. Влияние на организм человека неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики

14. Понятие вреда, наносимого здоровью граждан, и формы реализации права граждан на возмещение вреда здоровью.

15. Влияние антропогенных загрязнений атмосферного воздуха на здоровье человека.

16. Производственная вибрация и ее воздействие на человека.

17. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха в производственных помещениях.

18. Заболевания и травматизм при несоблюдении требований к освещению

19. Влияние шума на организм человека

20. Воздействие на организм электромагнитных полей и неионирующих излучений

21. Ионизирующие излучения и их воздействие на организм человека

22. Последствия Чернобыльской катастрофы и обеспечение радиационной безопасности населения

23.Основные пути снижения утомления и монотонности труда, режим труда и отдыха.

24. Источники и уровни негативных факторов бытовой среды

25. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды

26. Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий

27. Допустимые уровни воздействия вредных веществ на гидросферу, почву, животных и растительность, конструктивные и строительные материалы

28. Воздействие ионизирующих излучений на среду обитания

29. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. Допустимый риск и методы его определения

30. Ранжирование травмирующих и вредных факторов технических систем на основе тяжести возможных травм и заболеваний в условиях эксплуатации

31. Общие требования безопасности технических средств и технологических процессов. Нормативные показатели безопасности

32. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов и этапы ее проведения

33. Современные биотехнологии охраны окружающей среды

34. Средства производственной безопасности

35. Современные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи

36. Обеспечение пожарной безопасности жилых домов, предприятий и учреждений, противопожарная профилактика.

37. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

38. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера

39. Чрезвычайные ситуации экологического характера и их характеристика

40.Причины роста чрезвычайных ситуаций техногенного характера в современных условиях

41. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени

42. Ядерное оружие, его особенности и поражающие факторы

43. Классификация боевых отравляющих веществ и их воздействие на организм человека

44. Радиационные аварии, их виды, динамика развития и основные опасности на различных фазах

45. Принципы радиационной защиты при авариях на радиационно опасных объектах

46. Основные мероприятия по защите населения при радиационной опасности

47. Общие меры профилактики аварий на химически опасных объектах

48. Способы защиты производственного персонала, населения и территорий от химически опасных веществ

49. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики, в чрезвычайных ситуациях

50. Создание и современное состояние Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

51. Гражданская оборона, ее структура и место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты

52. Организация гражданской обороны на объектах экономики

53. Права и обязанности населения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях

54. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения в мирное и военное время

55. Классификация и характеристика средств коллективной защиты населения и персонала

56. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях и порядок проведения эвакуации

57.Основные направления обеспечения защиты населения и его жизнедеятельности, определенные Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

58. Порядок подготовки, заполнения защитного сооружения и правила поведения в нем

59. Организация подготовки населения и руководящего состава в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

60. История создания и дальнейшего развития Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

61. Задачи, организационная структура и развитие Поисковоспасательной службы МЧС России

62. Задачи и структура Центрального аэромобильного спасательного отряда (Ценроспаса)

63. Задачи и структура Государственной противопожарной службы МЧС РФ

64. Создание и дальнейшее развитие службы медицины катастроф в РФ

65. Функции службы медицины катастроф, ее структура и уровни

66. Международное сотрудничество МЧС в начале 21 века

67. Федеральные целевые программы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

68. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного загрязнения

69. Правила поведения и действия людей в зоне химического поражения

70. Основы защиты и правила поведения населения при массовых инфекционных заболеваниях.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Коды форми-

руемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями) 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера ОК-9

Осознание социальной значимости безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания" 2. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания ОК-6

Способность понимать сущность и значение последствий воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду 3. Защита человека и среды обитания от вредных привычек и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения ОК-7

Способность использовать основные методы защиты от вредных и опасных факторов применительно к сфере своей профессиональной деятельности 4. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека ОК-8

Способность использовать основные требования для обеспечения эргономических условий для жизни и профессиональной деятельности человека, ведения здорового образа жизни 5. Основы организации первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях ОК-8 Владение основными методами, способами и средствами оказания медицинской помощи пораженным и себе при возможных повреждениях, ранениях 6. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации ОК-8

Наличие навыков правильно и быстро просчитать ситуацию опасности и выбрать наиболее рациональный путь к спасению пострадавших 7. Управление безопасностью жизнедеятельностью ОК-6

ОК-7 Способность использовать законодательные и нормативноправовые акты в области без- опасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / отв. ред. А.А. Бирюков, В.К. Кузнецов. - М.: Проспект, 2014. - 400 с.

7.2. Дополнительная литература

2. Атлас добровольного спасателя. Первая медицинская помощь на месте происшествия / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. М.: Астрель, 2005.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / под ред. проф. Э.А. Арустамова. 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2008. - 456 с. 4. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учеб. для сред. проф. учеб. заведений / [С.Б, Варющенко, В.С. Гостев, Н.М. Киршин и др.]; под ред. Н.М. Киршина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 320 с.

5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [Л.А. Михайлова, В.М. Губанов, В.П. Соломин и др.]; под. ред. Л.А. Михайлова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 272 с.

6. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/С.В. Белов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 680 с.

7. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2005.

8. Лечебная физкультура: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. С.Н. Попова. - 2-е изд. - М., 2005.

9. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2009. - 320 с.: ил.

10. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс дисциплины. - М.: Академический Проект, 2010. - 558 с.

11. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2010. - 461 с.

12. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2004.

7.3.Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

- Справочно-правовая система "КонсультантПлюс";

- Справочно-правовая система "Гарант";

- www.sledovatel.ru;

- www. yurist.com

Операционные системы Windows, стандартные офисные программы, законодательно-правовая электронно-поисковая база по безопасности жизнедеятельности, электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по видам учебной работы, предусмотренных рабочей программой.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные занятия:

- комплект электронных презентаций/слайдов;

- комплект аудио и/или видео материалов;

- аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)

Практические занятия:

1. аудитория, оборудованная для работы с видео и/или презентационной техникой;

2. аудитория оснащенная инвентарем для проведения функциональных проб и тестов (секундомер, тонометр, спирометр, ручной динамометр, весы напольные)

3. аудитория с инвентарем для проведения мероприятий по оказанию 1-й медицинской помощи и транспортировке пострадавшего (бинты, шины для наложения гипсовых повязок, вспомогательный материал)

4. аудитория для проведения мероприятий по использованию индивидуальных средств защиты Прочее:

- рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером/ноутбуком с доступом в Интернет;

- рабочие места студентов, оснащенные компьютерами/ноутбуками с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.

2

2

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении