Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 033952 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕСРСИТЕТ имени О.Е. Кутафина (МГЮА)"

кафедра иностранных языков

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки: юриспруденция.

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва

2016 Программа одобрена на заседании кафедры

28 октября 2015 г., протокол № 2.

Автор:

Сорокина Г.А. - кандидат философских наук, доцент

Рецензенты:

Влахова А.С. - кандидат исторических наук, доцент

Сорокина Г.А.

Латинский язык : рабочая программа / Г.А. Сорокина. - М., 2016 - _30_с.

Программа составлена в соответствии с требованиями

ФГОС ВО по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) бакалавр).

(c)Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016

Оглавление

Введение.....................................................................................4

1.Цели и задачи освоения учебной дисциплины.....................................5

2.Место учебной дисциплины в структуре ОП...............................7

3.Структура и содержание учебной дисциплины.............................7

Тематические планы .......................................................................8

3.1. Содержание дисциплины (программа курса)................................14

3.2. Лекции...............................................................................15

3.3. Практические занятия............................................................16

3.4. Самостоятельная работа студента.............................................20

4. Образовательные технологии.....................................................22

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое

обеспечение самостоятельной работы студентов......................................23

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины..................28

7. Учебно-методическое обеспечение..............................................30

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины............30

Введение

Данная Программа дисциплины "Латинский язык", разработанная на основе Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) бакалавр) (ФГОС ВО), ставит своей целью обучение студентов владению латинским языком в сфере профессиональной деятельности юриста. Курс латинского языка представлен не только как язык римского права, он также отражает термины, понятия, универсалии, вошедшие в мировую юридическую теорию и практику.

Учебная дисциплина "Латинский язык" является необходимой частью профессиональной подготовки студентов-юристов.

Кроме того, учебная дисциплина "Латинский язык" направлена на формирование общекультурных компетенций и на развитие и совершенствование общелингвистической, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций студентов.

Под общелингвистической компетенцией понимается овладение и оперирование новыми языковыми средствами (графическая сторона речи и орфография, произносительная, лексическая и грамматическая стороны речи), а также увеличение объема знаний за счет информации профильноориентированного характера (в частности терминологии).

Под речевой компетенцией понимается функциональное использование латинского языка как средства познавательной деятельности: умение понимать аутентичные тексты общекультурного и профильноориентированного характера, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо) с учетом специфики ситуаций.

Социокультурная компетенция подразумевает расширение объема знаний и социокультурной специфики функционирования латинского языка в истории и современности, умение строить свое речевое поведение адекватно специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты.

Компенсаторная компетенция - это дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств с помощью знания латинских корней, международных слов, основанных на латинском языке, латинских клише, формул и афоризмов.

Учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению латинским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования.

Необходимо отметить, что программа построена на принципе нелинейности, который подразумевает не последовательное, а одновременное использование различных источников информации, ротацию ранее полученной информации в различных модулях курса для решения новых задач. Данный принцип предполагает также возможность формирования или совершенствования нескольких разных компетенций при прохождении одной темы.

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:

- изучение дисциплины "Латинский язык" обеспечивает подготовку бакалавров по направлениям:

• нормотворческая;

• экспертно-консультационная;

- изучение дисциплины "Латинский язык" обеспечивает подготовку бакалавров для решения следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:

• нормотворческая деятельность;

• участие в подготовке нормативно-правовых актов;

• обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

• составление юридических документов;

• консультирование по вопросам права;

• осуществление правовой экспертизы документов;

- изучение дисциплины "Латинский язык" обеспечивает формирование у выпускников бакалавриата следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

• осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

• способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

• способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК- 4);

• стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

• способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

• способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

- в нормотворческой деятельности:

• способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- в экспертно-консультационной деятельности:

• способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

• способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

Основной задачей курса является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции на базе знания латинского языка как основы профессиональной деятельности на иностранном и русском языках, что предполагает:

1. Освоение обучаемыми языкового материала - лингвистических, социолингвистических, культурологических, дискурсивных знаний, в том числе расширение словарного запаса за счет общеупотребительной, общенаучной, общепрофессиональной и специальной правовой лексики.

2. Развитие и совершенствование навыков чтения литературы по специальности с целью получения профессионально значимой информации (кодексы, нормативные акты, судебные решения, научная литература, меморандумы, контракты). Особое внимание уделяется овладению навыками чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового), поскольку чтение как вид речевой деятельности широко востребовано при решении многих профессиональных задач.

3. Развитие и совершенствование навыков произношения латинских слов, терминов и афоризмов и восприятия их на слух ориентировано на выражение и понимание информации, характерной для профессиональноделовой сферы деятельности будущих юристов, а также для ситуаций социокультурного общения (сообщение, доклад, дискуссия).

4. Формирование навыков работы с профессиональной информацией на различных языках с использованием латинского языка, его переработки в различные виды документации посредством реферирования, аннотирования и перевода литературы по специальности.

5. Формирование и развитие навыков письма, а также ведения рабочих записей при чтении и аудировании текстов, функционирующих в конкретных ситуациях профессионально-делового общения, составления рефератов и аннотаций.

6. Формирование и развитие навыков достижения смысловой эквивалентности передачи информации социокультурного и профессионального характера с латинского языка на русский язык, а также при переводе с иностранных языков на русский.

7. Развитие способностей выражать этическую оценку и формировать свою позицию по различным аспектам изучаемого материала (латинские крылатые выражения, максимы, афоризмы, тексты).

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП

Дисциплина "Латинский язык" относится к Б1 В1 гуманитарного, социального и экономического цикла Основных Образовательных Программ и рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки бакалавра.

Начальный базовый курс обучения латинскому языку осуществляется на основе гуманитарных знаний, полученных ранее, прежде всего на основе русского и иностранных языков.

Требования к уровню подготовки студента - сформированность системных знаний по дисциплинам гуманитарного цикла среднего (полного) общего образования (история, обществознание, литература, русский язык, география); владение умениями применять полученные знания в практической (учебной) деятельности.

Изучение дисциплины "Латинский язык" является основой для освоения дисциплин базовой и вариативной части.

3. Структура и содержание учебной дисциплины

Трудоемкость дисциплины "Латинский язык" составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, включающих в себя 36 аудиторных часа (из них 6 часов лекций и 30 практических занятий) и 36 часов самостоятельной работы (в соответствии с учебным планом).

Тематический план - ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения Виды учебной деятельности и их трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля Лекции Практические занятия СРС Модуль 1

Введение в курс латинского языка

Занятия 1 - 5 учебника. личностноориентированные технологии; модульноблочные технологии; игровые технологии;

опрос (устный - сплошной или выборочный);

1 Историкокультурологическое введение. Занятие 1. 2 2 2 2 Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение. Занятие 1. 2 2 3

3 Занятия 2, 3.

Грамматический строй латинского языка. Имена существительные. Существительные в словаре.

Понятие склонения.

Типы склонений. Прилагательные. Глагол esse. 2 2 2 проектные

технологии;

технология развития критического мышления

через чтение и письмо (вызов- осмысление- рефлексия);

технология интерактивного обучения;

практика публичного

выступления

игровые технологии;

проектные

технологии

технология проверка выполнения индивидуальных домаш-

них заданий;

тестирование (письменное или компьютер-

ное);

оценка участия в подготовке и проведении ролевых игр (дискуссий);

другие формы

(по усмотрению преподавателя)

тестирова-ние (письменное 4 Занятие 4. Глагол.

Основы и основные формы. Настоящее время изъявительного наклонения активного и пассивного залога. 2 3 5 Занятие 5. Повелительное наклонение глагола. Глаголы, образованные от esse. 2 2 Рубежный контроль 1 Навыки чтения. Освоения понятия "словарная форма" существительных, прилагательных 1, 2 скл., глагола. Навык работы со словарем. Оценка самостоятельной творческой работы по поиску интернационализмов на основе латинского языка. Модуль 2

Занятия 6 - 15. 6 Занятие 6. Существительные третьего склонения. 2 2 7 Занятие 7. Прилагательные третьего склонения. 2 2 8 Занятие 8. Четвертое, пятое склонения. Текст "Вещи манципируемые и неманципируемые" 2 3

9 Занятие 9. Степень сравнения прилагательных.

Текст "Ограничение правоспособности". 2 2 интерактивного обуче-

ния;

проектные

технологии

практика публичного

выступле-ния

личностноориентированные технологии

игровые технологии

проектные технологии или компьютер-

ное);

проверка выполнения индивидуальных домаш-

них заданий;

опрос (устный - сплошной или выборочный);

оценка участия в подготовке и проведе-нии роле-вых игр (дискус-сий); тестирование 10 Занятие 10. Причастия. Образование и склонение. Текст

"Точное толкование". 2 3 11 Занятие 11. Система местоимений. Текст "Вещи материальные и нематериальные". Чтение, перевод и разбор студенческого гимна "Gaudeamus" 2 2 12 Занятие 12. Герундий. Герундив. Текст "О сервитутах". 2 3 13 Занятие 13. Отложительные и полуотложительные глаголы. Тексты "О личном праве", "Гражданское право и право народов". 2 2 14 Занятие 14. Числительные. Запись чисел римскими цифрами. 2 3 15 Занятие 15. Повторение пройденного материала. Текст "Об источниках римского права". 2 2 Рубежный контроль 2 Дальнейшее углубление навыков работы со словарем: существительные и прилагательные 3 скл., существительные 4,5 скл., причастия, герундий, герундив. Перевод юридических текстов. Поиск международных слов на основе этих текстов. Студенческий гимн

Gaudeamus - наизусть. практика публичного

выступления

Работа в малых группах Всего часов 6 30 36 Тематический план ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения

Виды учебной деятельности и их трудоемкость (в часах)

Образова- тельные технологии

Формы текущего контроля Лекции Практические занятия СРС Модуль 1

Введение в курс латинского языка

Занятия 1 - 5 учебника.

личностноориентированные технологии; модульноблочные технологии; технология развития критического мышления

через чтение и письмо (вызов- осмысление- рефлексия);

технология интерактивного обучения;

практика публичного

выступления

модульноблочные технологии;

опрос (устный - сплошной или выборочный);

проверка выполнения индивидуальных

домаш- них заданий;

тестирование (письменное или компьютер-

ное);

другие формы

(по усмотрению преподавателя)

проверка выполнения индивидуальных

домаш-

них заданий;

1 Историкокультурологическое введение. Занятие 1. 2 2 2 Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение. Занятие 1. 2 2 10 3 Грамматический строй латинского языка. Имена существительные. Существительные в словаре. Понятие склонения. Типы склонений. Прилагательные. Глагол esse.

Занятия 2, 3. 2 8 4 Занятие 4. Глагол. Основы и основные формы. Настоящее время изъявительного наклонения активного и пассивного залога. 2 2 5 Занятие 5. Повелительное наклонение глагола. Глаголы, образованные от esse. 2 2 Рубежный контроль 1 Навыки чтения. Освоения понятия "словарная форма" существительных, прилагательных 1, 2 скл., глагола. Навык работы со словарем. Оценка самостоятельной творческой работы по поиску интернационализмов на основе латинского языка. Модуль 2

Занятия 6 - 15. 6 Занятие 6. Существительные третьего склонения. 2 10

технология интерактивного обучения;

практика публичного выступления

тестирование (письменное или компьютерное

7 Занятие 7. Прилагательные третьего склонения. 2 10 8 Занятие 8. Четвертое, пятое склонения.

Текст "Вещи манципируемые и неманципируемые" 2 10 Рубежный контроль 2 Дальнейшее углубление навыков работы со словарем: существительные и прилагательные 3 скл., существительные 4,5 скл., причастия, герундий, герундив. Перевод юридических текстов. Поиск международных слов на основе этих текстов. Студенческий гимн Gaudeamus - наизусть.

технология

развития критического

мышления

через чтение и письмо (вызов-

осмысление- рефлексия); опрос (устный - сплошной или выборочный);

Всего часов 2 16 54

Тематический план

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения Виды учебной деятельности и их трудоемкость (в часах) Образова- тельные технологии Формы текущего контроля Лекции Практические занятия СРС 1 Историкокультурологическое введение. 2 личностноориентированные технологии;

модульноблочные тех- опрос (устный - сплошной или выборочный);

2 Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение. Отработка навыков чтения 2 20 3 Имена существительные. Существительные в словаре. Понятие склонения. Типы склонений.

Словарные формы существительных, прилагательных, глаголов. Отработка навыков чтения 2 20 нологии;

технология развития критического мышления

через чтение и письмо (вызов- осмысление- рефлексия);

технология интерактивного обучения

проверка выполнения индивидуальных домаш-

них заданий;

другие формы

(по усмотрению преподавателя)

4 Глагол esse. Существительные и прилагательные I, II склонения

Чтение и разбор латинского текста

"У судьи" Отработка навыков работы со словарем. Отработка навыков чтения. Юридическая фразеология наизусть. 2 20 Всего часов 2 6 60 Трудоёмкость зачета - 4 часа

Тематический план

ОЧНО-ЗАОЧНАЯ УСКОРЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

п/п Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения

Виды учебной деятельности и их трудоемкость (в часах) Образова- тельные технологии Формы текущего контроля Лекции Практические занятия СРС 1 Историкокультурологическое введение. 2 личностноориентированные технологии;

модульноблочные

технологии;

технология развития критического мышления через чтение и опрос (устный - сплошной или выборочный);

проверка выполнения индивидуальных домаш-

них заданий; 2 Латинский алфавит.

Правила чтения. Ударение. 2 3 Грамматический строй латинского языка. 2 4 Имена существительные. Существительные в словаре. Понятие склонения. Типы склонений.

Отработка навыков чтения 2 20 5 Глагол esse. Существительные и прилагательные I, II склонения Отработка навыков чтения 2 20 письмо (вызов- осмысление- рефлексия);

технология интерактивного обучения

другие формы

(по усмотрению преподавателя)

6 Чтение и разбор латинского текста

"У судьи". Отработка навыков работы со словарем.

Отработка навыков чтения 2 20 Всего часов 6 6 60 Тематический план

ЗАОЧНАЯ УСКОРЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения Виды учебной деятельности и их трудоемкость (в часах) Образова- тельные технологии Формы текущего контроля Лекции Практические занятия СРС 1 Историкокультурологическое введение. 2 личностноориентированные технологии;

модульноблочные технологии; технология развития критического мышления через чтение и письмо (вызов- осмысление- рефлексия); технология интерактивного обуче-

ния опрос (устный - сплошной или выборочный);

проверка выполнения индивидуальных

домаш- них заданий;

другие формы

(по усмотрению преподавателя) 2 Латинский алфавит.

Правила чтения. Ударение.

Отработка навыков чтения 2 30 4 Имена существительные. Существительные в словаре. Понятие склонения. Типы склонений. Глагол esse. Запись слов в словаре. Отработка навыков чтения. Юридическая фразеология наизусть. 2 32 Всего часов 2 4 62 Трудоёмкость зачета - 4 часа Тематический план

ЗАОЧНАЯ УСКОРЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (ГРУППА ВЫХОДНОГО ДНЯ)

п/п Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения Виды учебной деятельности и их трудоемкость (в часах) Образова- тельные технологии Формы текущего контроля Лекции Практические занятия СРС 1 Историкокультурологическое введение. 2 личностноориентированные технологии;

модульноблочные

технологии;

технология развития критического мышления через чтение и письмо (вызов- осмысление- рефлексия);

технология интерактивного обуче-

ния опрос (устный - сплошной или выборочный);

проверка выполнения индивидуальных домаш-

них заданий;

другие формы

(по усмотрению преподавателя)

2 Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение. Отработка навыков чтения 2 30 4 Имена существительные. Существительные в словаре. Понятие склонения. Типы склонений. Глагол esse. Запись слов в словаре. Отработка навыков чтения. 2 32 Всего часов 2 4 62 Трудоёмкость зачета - 4 часа

3.1. Содержание дисциплины (программа курса)

Изучение латинского языка является составной и необходимой частью профессиональной подготовки студентов-юристов. Курс рассчитан на студентов, ранее не изучавших латинский язык, но изучавших один из европейских языков.

Программа ориентирована не только на дальнейшее изучение курса римского частного права, но и других юридических дисциплин, в которых латинский язык исторически занимает свое место.

Программа по латинскому языку рассчитана из объема 36 часов в течение одного семестра. Основной формой работы являются семинарские занятия под руководством преподавателя и самостоятельная работа студентов. Закрепление пройденного материала и контроль его усвоения предусматривается в форме письменных домашних работ, проверки выученной юридической терминологии, сдачи экзаменационного зачета.

Курс латинского языка содержит следующие темы:

История латинского языка и его место в мировой культуре, связь латинского языка с правом. Фонетика. Звуки и буквы.

Имя существительное. Категории имени (названия родов, единственного и множественного числа, падежей). 1, 2, 3, 4, 5 склонения существительных.

Имя прилагательное. Прилагательные 1-2 склонений. Прилагательные 3 склонения. Степени сравнения прилагательных.

Глагол. Настоящее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов. Повелительное наклонение. Причастия. Герундий. Герундив. Отложительные и полуотложительные глаголы.

Местоимения. Личные, возвратные, указательные, определительные, вопросительные, относительные местоимения.

Синтаксис. Латинские падежи. Порядок слов в предложении. Предлоги. Синтаксис страдательной конструкции.

Имя числительное. Порядковые числительные. Запись чисел римскими цифрами.

Культурная традиция предписывает студентам вузов выучить наизусть и научиться исполнять международный студенческий гимн "Gaudeamus".

Лекции

Введение в курс латинского языка:

Лекция 1. Историко-культурологическое введение. 2 часа

План лекции: История развития латинского языка в контексте истории Древнего Рима. Мифы и легенды Древнего Рима как составная часть его истории. Латинский язык и римское право. Римские юристы. Мировое значение римского права. Римские писатели и поэты.

Вопросы к лекции: Определите понятие "Античность".

Что такое "Латинская империя"?

Лекция 2. Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение. 2 часа План лекции: Ознакомление с латинским алфавитом - гласные и согласные. Диграфы и дифтонги. Правила чтения.

Правила ударения.

Вопросы к лекции: Повторить образования форм актива и пассива у глаголов в изучаемых языках для сравнения с латинским языком.

Повторить систему падежей русского языка для дальнейшего сравнения с латинской системой.

Лекция 3. Грамматический строй латинского языка. 2 часа

План лекции: Имена существительные. Существительные в словаре. Понятие склонения. Типы склонений. Прилагательные. Глагол esse.

Вопросы к лекции: Какова этимология и значение слов "кодекс", "рецепция", "корпус" и их значения в изучаемых языках.

3.3. Практические занятия

№ п/ п

Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения Модуль 1

1 Занятие 1: (2 часа)

Практическое освоение правил чтения и ударения.

Домашнее задание:

Юридическая фразеология (наизусть). 2 Занятие 2: (2 часа)

Склонение имен существительных. Система латинских падежей. Словарная форма существительных. Существительные 1 склонения. Работа со словарем - практическое закрепление. Глагол "быть" - sum, fui, -

, esse

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский.

Юридическая фразеология (наизусть). 3 Занятие 3: (2 часа)

Существительные 2 склонения. Предлоги. Прилагательные 1-2 склонений. Притяжательные местоимения. Порядковые числительные.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский.

Текст "У судьи". Юридическая фразеология (наизусть). 4 Занятие 4: (2 часа)

Глагол. Основы и основные формы. Настоящее время изъявительного наклонения активного залога. Настоящее время изъявительного наклонения пассивного залога.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский.

Юридическая фразеология (наизусть).

5 Занятие 5: (2 часа)

Повелительное наклонение глагола. Глаголы, образованные от esse.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский.

Юридическая фразеология (наизусть). Рубежный контроль 1

Навыки чтения. Освоения понятия "словарная форма" существительных, прилагательных 1, 2 скл., глагола. Навык работы со словарем. Оценка самостоятельной творческой работы по поиску интернационализмов на основе латинского языка. Модуль 2 6 Занятие 6: (2 часа)

Существительные 3 склонения. Некоторые особенности существительных 3 склонения.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский.

Юридическая фразеология (наизусть). 7 Занятие 7: (2 часа)

Прилагательные третьего склонения.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский.

Юридическая фразеология (наизусть). 8 Занятие 8: (2 часа)

Четвертое, пятое склонения.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский.

Текст "Вещи манципируемые и неманципируемые" - анализ текста и дальнейшее формирование навыков перевода.

Юридическая фразеология (наизусть). 9 Занятие 9: (2 часа)

Степени сравнения прилагательных.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский.

Текст "Ограничение правоспособности" - анализ текста и дальнейшее формирование навыков перевода.

Юридическая фразеология (наизусть).

10 Занятие 10: (2 часа)

Причастия. Образование и склонение.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский.

Текст "Точное толкование" - анализ текста и дальнейшее формирование навыков перевода.

Юридическая фразеология (наизусть).

Чтение, перевод и разбор студенческого гимна "Gaudeamus". 11 Занятие 11: (2 часа)

Система местоимений: личные, возвратные, указательные, определительные, вопросительные, относительные.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский. Текст "Вещи материальные и нематериальные" - анализ текста и дальнейшее формирование навыков перевода. Юридическая фразеология (наизусть).

12 Занятие 12: (2 часа)

Герундий. Герундив.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский. Текст "О сервитутах" - анализ текста и дальнейшее формирование навыков перевода.

Юридическая фразеология (наизусть). 13 Занятие 13: (2 часа)

Отложительные и полуотложительные глаголы.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский. Тексты "О личном праве", "Гражданское право и право народов" - анализ текста и дальнейшее формирование навыков перевода.

Юридическая фразеология (наизусть). 14 Занятие 14: (2 часа)

Количественные числительные. Запись чисел римскими цифрами.

Домашнее задание:

Письменные упражнения, перевод с латинского на русский. Текст "Вещи материальные и нематериальные" - анализ текста и дальнейшее формирование навыков перевода.

Юридическая фразеология (наизусть). 15 Занятие 15: (2 часа)

Повторение пройденного материала.

Текст "Об источниках римского права" - анализ текста и дальнейшее формирование навыков перевода.

Исполнение студенческого гимна "Gaudeamus". Рубежный контроль 2

Дальнейшее углубление навыков работы со словарем: существительные и прилагательные 3 скл., существительные 4,5 скл., причастия, герундий, герундив. Перевод юридических текстов. Поиск международных слов на основе этих текстов. Студенческий гимн Gaudeamus - наизусть.

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

№ п/ п Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения 2 Занятие 1 (2 часа)

Отработка навыков чтения. Грамматический строй латинского языка. Существительные и прилагательные в словаре. Глагол esse. Письменный перевод, отработка навыков работы со словарем. Юридическая фразеология (наизусть). 3 Занятие 2 (2 часа).

Отработка навыков чтения. Письменный перевод, отработка навыков работы со словарем. Текст "У судьи". Юридическая фразеология (наизусть). 4 Занятие 3 (2 часа).

Отработка навыков чтения. Письменный перевод, отработка навыков работы со словарем. Юридическая фразеология (наизусть). Всего часов

ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (по ускоренной программе)

№ п/ п Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения 2 Занятие 1. (2 часа)

Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение. Отработка навыков чтения. 3 Занятия 2. (2 часа)

Отработка навыков чтения. Грамматический строй латинского языка. Существительные и прилагательные в словаре. Понятие склонения. Типы склонений. Глагол esse. Письменный перевод. Юридическая фразеология (наизусть). 4 Занятие 3. (2 часа).

Отработка навыков чтения. Глагол. Основы и основные формы. Настоящее время изъявительного наклонения активного и пассивного залога. Письменный перевод. Юридическая фразеология (наизусть). 5 Занятие 4. (2 часа)

Повелительное наклонение глагола. Глаголы, образованные от esse.

Чтение студенческого гимна "Gaudeamus". Письменный перевод.

Юридическая фразеология (наизусть). 6 Занятие 5. (2 часа).

Текст "У судьи". Письменный перевод. Юридическая фразеология (наизусть).

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (по ускоренной программе)

№ п/ п

Тематика учебной дисциплины

"Латинский язык" по модулям обучения 2 Занятие 1 (2 часа).

Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение. Отработка навыков чтения. Юридическая фразеология (наизусть). 3 Занятие 2 (2 часа).

Отработка навыков чтения.

Грамматический строй латинского языка. Существительные и прилагательные в словаре. Глагол esse. Юридическая фразеология (наизусть).

3.4. Самостоятельная работа студента

Особое внимание необходимо уделить самостоятельной работе студентов по латинскому языку, т.к. именно она позволяет сделать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции непрерывным и развить у обучаемых потребность в постоянном самообразовании. Нужно иметь в виду, что в рамках Болонского процесса требования к квалификациям специалистов с высшим образованием и академической степенью первого цикла (бакалавриат) включают обязательное развитие навыков самообучения с высокой степенью автономии и способности к самообучению в условиях полной автономии. Признание этих умений функциональными означает, что они необходимы каждому специалисту и являются неотъемлемой частью их профессиональной компетенции.

Организация самостоятельной работы студента представляет единство трех взаимосвязанных форм:

1. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

2. Внеаудиторная самостоятельная работа по заданию преподавателя.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

При проведение аудиторной работы допускается отсутствие компьютерных средств. Основным же аспектом лингвокомпьютерного обучения студентов становится их внеаудиторная самостоятельная и творческая работа в домашних условиях. Аудиторная же работа становится при этом подготовительным этапом к самостоятельному выполнению заданий.

Главным в организации самостоятельной работы студентов является оптимизация отдельных ее видов и создание условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Студенты, имеющие слабую подготовку в рамках базового курса средней школы, должны более интенсивно вовлекаться в самостоятельную работу, выполнять большее количество заданий. Необходимо наличие условий для формирования у студентов желания самостоятельно добывать знания, проявлять инициативу, готовность обсуждать результаты своей работы.

Преподаватель при организации самостоятельной работы должен играть целый ряд ролей: помощника, источника информации, консультанта, партнера, который приходит на помощь только по просьбе обучаемого и никогда не навязывает своего решения. Новая организация самостоятельной работы по иностранным и латинскому языку требует внедрения мультимедийных технологий. Владение иностранным языком и на этой основе латинским и умение пользоваться компьютером - это, по современным представлениям, зафиксированным в базовых Европейских документах по компетенциям, необходимые каждому специалисту функциональные умения.

Студентам предлагаются разнообразные задания по латинскому языку, для выполнения которых требуются умения пользоваться электронными словарями, библиотеками, базами данных, поисковыми системами (Google, Yandex), Для формирования навыков анализа, аннотирования, реферирования и комментирования неадаптированной литературы научного и профессионального характера, планирования собственной образовательной деятельности, подготовки сообщений, написания рефератов на иностранном языке (при необходимости с включением латыни) студенты должны использовать материалы специализированных веб-сайтов, где публикуются тематические статьи.

Виды внеаудиторной и творческой самостоятельной работы:

1. Получение, обработка и фиксация информации по заданной теме. 2. Ознакомление с лингвострановедческой и культурологической информацией для подготовки сообщений в аудитории.

3. Ознакомление с профессионально значимой информацией, предъявляемой с использованием латинского языка по заданной теме.

4. Подбор и ознакомление/перевод в зависимости от цели правовых иноязычных текстов/документов на русский язык, необходимых для изучения правовых дисциплин.

При определении итоговой оценки за курс латинского языка 30% ее должна составлять оценка самостоятельной работы студентов.

Контроль (проверка) самостоятельной работы обучаемых осуществляют преподаватели, проводящие учебные занятия, в целях оценки освоения знаний, умений и уровня приобретаемых компетенций. Этот контроль осуществляется в виде рубежного контроля в форме оценки самостоятельной внеаудиторной и самостоятельной творческой работы по окончанию обучения по каждому модулю. Таким образом, контроль осуществляется 2 раза за время всего курса обучения латинскому языку. По окончанию 1, 2 модулей проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы.

Примеры самостоятельной внеаудиторной и творческой работы.

1. Выполнить грамматический разбор латинских предложений по стандартной схеме, с которой студенты знакомятся на первом семинарском занятии.

2. Выполнить задания по определению словарных форм на основе косвенных форм существительных, прилагательных, местоимений, глаголов.

3. Предложить найти в латинских текстах домашних заданий или других текстах однокоренные, родственные слова из других известных студентам языков: русском, английском, французском, немецком, испанском, т.е. обнаружить так называемые международные слова.

4. На семинарах под руководством преподавателя студенты могут выполнять блиц-задания, т.е без предварительной подготовки им предлагается ответить на вопросы о родственных основах слов в разных языках.

5. Выполнить упражнения на выработку ораторских навыков, связанных с комментированием студентами переводимых фраз. Высказать свое мнение (этическую позицию) по поводу латинских максим и афоризмов.

6. Выполнить упражнения на продумывание и конструирование ситуаций возможного употребления заученных терминов и афоризмов.

4. Образовательные технологии

Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе и напрямую связан с гуманизацией образования. Технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.

Образовательные технологии, лежащие в основе обучения латинскому языку и используемые при составлении практических занятий:

- личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития и реализации ее природного потенциала (дифференцированные и разноуровневые задания);

- модульно-блочные технологии, в которых минимальной единицей учебного процесса является цикл уроков/семинаров, направлены на достижение одной локальной цели (повторение, закрепление, изучение нового материала, коррекция, контроль);

- игровые технологии повышают эмоциональную мотивацию изучения языка, способствуют укреплению межличностных отношений, стимулирует студента к достижению цели, т.к. результат зависит от самого участника (творческие задания, задания на быстроту реакции, на восприятие речи с включением латинских терминов и афоризмов и вычленении в устной и письменной речи латинского компонента)

- технология развития критического мышления через чтение и письмо (вызов-осмысление-рефлексия) существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации (поиск и подбор профессионально ориентированных текстов, упражнений, комментарии);

- технология интерактивного обучения обеспечивает коммуникативную компетенцию, позволяет организовать на занятиях групповое взаимодействие в процессе познания, где каждый студент высказывает свое мнение, в результате чего происходит обсуждение неоднозначных, сложных и дискуссионных вопросов. Таким образом осуществляется обмен знаниями, их расширение и формирование позиций по обсуждаемым проблемам. Это предполагает как самостоятельное решение проблем, так и с использованием Интернета.

Каждое занятие по латинскому языку проводиться с использованием интерактивных методов обучения (не менее 20 % занятия, итого - общий объем около 7 часов).

Образовательная технология гарантирует точность образовательных результатов и детальный уровень управления действиями и операциями учебной деятельности.

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-

методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации в целях повышения качества образования в систему высшего профессионального образования вводится Положение о балльно-рейтинговой системе измерения и оценки образовательной деятельности студентов, включающей в себя осуществление текущей аттестации знаний и умений студентов в процессе освоения учебной дисциплины в течение семестра, рубежного контроля по завершению модуля и промежуточную аттестацию, проводимую в виде экзаменационного зачета в конце семестра, которые позволяют создать рейтинг студентов, т.е. ранжирование студентов по результатам кумулятивной (накопительной) оценки их персональных достижений в учебной деятельности.

Использование данной системы направлено на решение следующих основных задач:

- повышение мотивации студентов к активной и равномерной образовательной деятельности в течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ научных знаний и приобретению общих и профессиональных компетенций;

- совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством усиления роли индивидуализации обучения, мотивированной планомерной самостоятельной работы студентов, нацеленной на саморазвитие и самореализацию;

- выработки единых требований к оценке достижений студентов в рамках учебной дисциплины;

- получение разносторонней и дифференцированной информации о качестве и результативности обучения на основе упорядочения системы контроля знаний, умений и компетенций;

- выявление перспективных направлений совершенствования учебнометодической и научно-методической работы преподавателей;

- формирование образовательной среды, позволяющей осуществить переход к кредитно-модульной организации учебного процесса;

- формирование объективной информации о персональных учебных достижениях студентов для их морального и материального поощрения.

В течение семестра преподавателем должно быть проведено не более 3х контрольных проверок знаний каждого студента из учебной группы. Контроль за усвоением учебного материала должен быть равномерно распределен в течение семестра.

Аттестационная оценка за освоение дисциплины, выставляемая в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента, формируется на основе накопленных баллов по итогам текущего, промежуточного контроля и оценки компетенции студента.

Виды и формы контроля

Основными видами контроля уровня образовательных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личностных качеств - компетенций) в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине являются:

- текущая аттестация;

- рубежный контроль по дисциплинарному модулю;

- промежуточная аттестация по дисциплине - для очной формы обучения контрольная работа, предполагающая перевод со словарем и разбор латинского текста по стандартной схеме (указывается форма слова в предложении - падеж, число, форма глагола - и словарная форма).

Образец типового задания и стандартной схемы разбора латинского предложения.

На первом семинарском занятии преподаватель вводит схему разбора латинского предложения, которой студенты должны следовать при переводе всех предложений и текстов. Такой разбор является типовым заданием к каждой домашней работе.

Суть этого формализованного задания:

а) найдите глагол-сказуемое, т.е. глагол, стоящий в личной форме, определите эту форму.

б) подберите под него подлежащее (найдите его в предложении).

в) определите падеж и число других слов - существительных, прилагательных, местоимений. Логически свяжите их. г) переведите предложение.

Задание выполняется в тетради письменно. Это формирует навыки латинского письма, способность записывать латинский текст на слух, под диктовку, что в свою очередь закрепляет навыки чтения и воспроизведения латинизмов.

Указанная схема реализуется в рамках каждого семинарского занятия, при выполнении домашнего задания, обсуждается при проверке домашнего задания и, в конечном итоге, осваивается студентами. Проверка усвоения этой схемы проводится на контрольных работах I и II рубежного контроля.

Образец контрольной работы

Vitae magistram studiosi historiam vocant. Et ita est. Historia enim viris multa dicit et bene vivere docet. Inter antiquos populos Romanus primus est. Lingua Latina est lingua multorum populorum.

Ключи к контрольной работе:

Задание: перевести текст и сделать его грамматический разбор по стандартной схеме, найти родственные с латинскими слова в русском и изучаемом иностранном языке.

Схема разбора:

1. Найти сказуемое - vocant - 3 л. Pl. - они называют, словарная форма - vocо, vocare

Найти подлежащее - studiosi - nom. Pl - ученые - словарная форма studiosus, i - m 2 скл.

historiam - acc. Sg.1 скл. - словарная форма - historia, ae f - история magistram - acc. Sg.1 скл. - словарная форма - magistra, ae f - учитель-

ница vitae - gen. |Sg. 1 cкл. - словарная форма - vita, ае, f - жизнь Перевод: Ученые называют историю учительницей жизни.

2. Et - и ita - так est - есть, является, 3 л. Sg. - словарная форма - sum, esse Перевод: И это так.

3. Enim - ведь

Сказуемое - dicit- 3л. Sg. - говорит - словарная форма - dico, dicere; docet - 3л. Sg - учит - словарная форма - doceo, docere Viris - dat.Pl. 2скл. - мужам - словарная форма - vir, i m Multa - n. acc. Pl. - многое - словарная форма - multus, a um.

Bene - хорошо, достойно

Перевод: Ведь история многое говорит мужам и учит жить хорошо (достойно).

4. Сказуемое - est - есть, является Подлежащее: Romanus - римский - словарная форма - Romanus, а, um.

Inter - среди

рopulos - acc. Pl. 2 скл. - словарная форма - рopulus, i m - народ antiquos - acc. Pl. 2 скл. - словарная форма - antiquus, a, um - древний

primus - словарная форма - primus, a, um - 1 Перевод: Среди древних народов римский является первый.

5. Сказуемое - est - есть, является Latina est lingua.

Подлежащее - lingua

Populorum - gen.Pl - словарная форма - рopulus, i m - народ

Multorum - gen.Pl - словарная форма - multus, a, um - многие Перевод: Латинский язык является языком многих народов.

Родственные слова: рус.яз. - романизация, романтика, роман; лингвистика, популярный, популяция, мультипликация; англ.яз.: Roman, Romanization, population, popular, language, linguistic; нем.яз.: romer, romisch, romantisch, romanisch, multiplication, multilateral, popular, popularitat; фр.яз.: populair, population, langue, romain, roman, romance, romaniser; исп.яз.: romano, romance, romantismo, romantico, romanizacion, vivir, vida, bueno, bien, popular, popularidad.

Формами текущей аттестации могут быть:

• опрос (устный - сплошной или выборочный);

• проверка выполнения индивидуальных домашних заданий;

• тестирование (письменное или компьютерное);

• оценка участия в подготовке и проведении ролевых игр (дискуссий)

• другие формы (по усмотрению преподавателя).

При оценке текущей успеваемости студента преподавателю необходимо учитывать следующие виды учебной деятельности студента (аудиторная и внеаудиторная):

1. активность его участия в работе в аудитории;

2. успешность формирования навыков общекультурных компетенций в виде публичных выступлений, умения внимательно слушать и понимать высказывания других студентов, задавать вопросы;

3. способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

4. способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

5. готовность студента к занятию, полнота выполнения домашнего задания;

6. использование дополнительных источников информации при подготовке домашнего задания, в том числе из глобальных компьютерных се-

тей; 7. репрезентативность формы выполнения домашнего задания.

В качестве форм рубежного контроля учебного модуля можно использовать:

• тестирование (в том числе компьютерное);

• собеседование /зачет;

• контрольную работу;

• самостоятельную (индивидуальную творческую) работу;

• деловую игру - ее вариантами являются: а) подготовленная групповая дискуссия на тему одного из латинских афоризмов; б) спонтанная групповая дискуссия.

• другие формы (по усмотрению преподавателя).

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранным языкам считается тест. Основное различие между традиционными контрольными заданиями и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы (матрицы). Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподавателя. Стандартная форма заданий при этом обеспечивает оперативность в работе и легкость подсчета результатов.

Среди многочисленных типов заданий, которые используются для составления тестов и контрольных работ, можно предложить следующие:

- ответ на вопрос, перевод, грамматический разбор текста и другие.

Контроль лексики предполагает перевод слов с латинского языка на русский или упражнения на словообразование, поиск родственных с латинскими словами слов в русском и иностранных языках.

Промежуточная аттестация по дисциплине - это форма контроля, проводимая в середине и в конце семестра.

В соответствии с учебным планом итоговой аттестацией по дисциплине является экзаменационный зачет, предполагающий для очной и очнозаочной форм обучения (не ускоренной):

• чтение и перевод без словаря ранее изученных латинских текстов, включенных в базовое пособие;

• поиск лексических параллелей латинского языка в других языках: русский, английский, французский, немецкий, испанский;

• образец задания на поиск лексических параллелей:

Ius civile et ius gentium

Omnes populi, qui legibus et moribus reguntur, partim suo proprio, partim communi omnium hominum iure utuntur. Nam ius, quod quisque populus ipse sibi constitit, id ipsius civitatis proprium est vocaturque ius civile, quasi ius proprium civitatis.

Для всех форм заочного обучения итоговая аттестация включает:

• чтение текста, включенное в базовое пособие;

• знание наизусть 20 латинских терминов и афоризмов, включенных в базовое пособие (по выбору преподавателя или по собственному выбору);

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

№ п/п

Наименование раздела Коды формируемых компетенций

Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями) 1. Занятие 1. Латинский язык и право. Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение.

ОК-1; ОК-2;

ОК-3; ОК-4;

ОК-7

ОК-8; ОК-9;

ОК-12; ПК-1;

ПК-15 ПК-16:

Студент должен знать:

- значение и место латинского языка и римской культуры в мировой культуре и европейской цивилизации; - исторические данные о связи латинского языка с римским правом;

- грамматическую систему латинского языка.

- значение новых лексических единиц, терминов, связанных как с профессиональной тематикой курса, так и с широкой сферой культуры, литературы и искусства; 2. Занятие 2. Грамматический строй латинского языка. Имена существительные. Понятие склонения. Типы склонений. I склонение.

Глагол esse.

3. Занятие 3. Существитель-

ные II склонения. Предлоги. Прилагательные I и II склонений. Притяжательные местоимения. Порядковые числительные. Текст "У судьи".

- идиоматические выражения, клише, необходимое количество (более 200) латинских юридических терминов и афоризмов;

- принципы словообразования юридических и общенаучных терминов.

Студент должен уметь:

-произносить латинские термины и выражения, согласно традиционным правилам латинского языка, правильно ставить ударения;

- пользоваться латинско-русским словарем;

- переводить с помощью словаря несложные юридические тексты - узнавать латинские корни (основы) в других языках, включая русский; - понимать письменное сообщение, используя различные виды чтения в зависимости от конкретной коммуникативной задачи: а) детальное понимание текста; б) нахождение и понимание информации, ограниченной коммуникативным заданием; - понимать общий смысл устного сообщения, содержащего латинские термины и выражения, вычленять и понимать информацию, ограниченную коммуникативным заданием, а также воспринимать и осмысливать сообщения с учетом намерения, установки, состояния и пр. говоряще-

го;

- построить собственную речь с элементами рассуждения, критики, оценки, выражения собственного мнения с ориентацией на профессиональную юридическую терминологию, интернационализмы и слова общекультурного значения, опирающиеся на латинский язык.

Студент должен владеть:

- навыками чтения и письма на латинском языке;

- навыками перевода на русский язык с помощью словаря;

- основами терминологии римского права; 4. Занятие 4. Глагол. Основы и основные формы. Настоящее время изъявительного наклонения активного и пассивного залога.

5. Занятие 5. Повелительное наклонение глагола. Глаголы, образованные от esse.

6. Занятие 6. Существительные третьего склонения.

7. Занятие 7. Прилагательные третьего склонения.

8. Занятие 8. Четвертое, пятое склонения.

Текст "Вещи манципируемые и неманципируемые". 9. Занятие 9. Степень сравнения прилагательных. Текст "Ограничение правоспособности". 10. Занятие 10. Причастия. Образование и склонение. Текст "Точное толкование".

Чтение, перевод и разбор студенческого гимна "Gaudeamus". 11. Занятие 11. Система местоимений.

Текст "Вещи материальные и нематериальные". Работа с текстом гимна "Gaudeamus". 12. Урок 12. Герундий. Герундив.

Текст "О сервитутах". Работа с текстом гимна "Gaudeamus". 13. Занятие 13. Отложительные и полуотложительные глаголы.

Тексты "О личном праве", "Гражданское право и право народов". - навыками поиска необходимой информации, связанной с латинским языком, посредством мультимедийных средств и Интернет-ресурсов;

- навыками оформления юридической документации; - навыками аналитико-

синтетической переработки информации посредством компрессирования содержания с использованием латинских терминов, формул и клише. 14. Занятие 14. Числительные. Запись чисел римскими цифрами.

Текст "Вещи материальные и нематериальные". 15. Занятие 15. Повторение пройденного материала. Текст "Об источниках римского права".

Исполнение студенческого гимна "Gaudeamus".

7. Учебно-методическое обеспечение

Учебная литература:

Основная

1. Римское частное право (Текст): учебник // ред.: И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский. - М.: Юрайт, 2013. - 608 с. - (Основы наук).

2. Сорокина Г.А.,, Ульянова И.Л. Латинский язык в сфере юриспруденции. М.: Проспект, 2015. - 112 с.

3. http://www.ancientrome.ru - сайт по истории Древнего Рима, где размещены материалы по римскому праву.

4. http://www.textkit.com - учебные материалы для изучающих латинский язык.

2. Дополнительная

1. Дыдынский Ф.М. Латино-русский словарь к источникам Римского права: По изданию 1896 г. - М.: Издательство "Спарк", 1998. - 560 с

2. Светилова Е.И. Латинский язык для юристов: учебник. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2007. - 336 с.

3. Франчози Дж. Институционный курс римского права (Текст)/Дж. Франчози. - М.: Статут, 2004. - 428 с.

4. Газиева И.А. Латынь и римское право (Текст): учебник // И.А. Газиева; Моск. акад. экон. и права. - М.: Экзамен, 2004. - 336 с. - (Сер. "Учебник для вуза").

5. Памятники Римского права. Законы ХII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана М.: Зерцало, 1997. - 590 с.

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Освоение дисциплины "Латинский язык" предполагает использование академической аудитории для проведения практических занятий с необходимыми техническими средствами (доска, мел) и смарт-борд при чтении лекций.

2

2

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении