Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 033961 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)"

Кафедра теории государства и права

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА

Рабочая программа

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, очно - заочная, заочная

МОСКВА

2017 Программа одобрена на заседании кафедры теории государства и права 05 октября 2016 года, протокол №2

Авторы:

Петручак Л.А. - доктор юридических наук, профессор

Барзилова И.С. - доктор юридических наук, профессор

Рецензент

Кашанина Т.В. - доктор юридических наук, профессор

Демина Л.А.- доктор юридических наук, профессор, член Методического совета

Петручак Л.А., Барзилова И.С.

Методика преподавания права: рабочая программа / Л.А. Петручак, И.С. Барзилова.-М., 2017-27 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) -

"магистр")

(c) Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017

Оглавление

1. Цели освоения учебной дисциплины 4

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП 6

3. Структура и содержание учебной дисциплины 7

3.1. Тематические планы 7

3.2. Содержание дисциплины (программа курса) 8

3.3. Лекции 11

3.4. Практические занятия 12

3.5. Самостоятельная работа студента 16

4. Образовательные технологии 18

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, 18

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

и контроля самостоятельной работы студентов

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины 21

7. Учебно-методическое обеспечение 24

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины 27

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины "Методика преподавания права" является подготовка обучающихся к педагогической деятельности, как одному из видов профессиональной деятельности магистра, закрепленному в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 (40.04.01) "Юриспруденция", утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. №1763. Педагогическая деятельность предполагает преподавание юридических дисциплин и осуществление правового воспитания.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Магистр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческой;

б) правоприменительной;

в) правоохранительной;

г) экспертно-консультационной;

д) организационно-управленческой;

е) научно-исследовательской;

ж) педагогической.

В соответствии с п. 4.4 ФГОС ВО магистр по направлению подготовки 030900.68 (40.04.01) "Юриспруденция" должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность: - подготовка нормативных правовых актов; б) правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов; в) правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охрана общественного порядка;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

г) экспертно-консультационная деятельность:

- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; д) организационно-управленческая деятельность: - осуществление организационно-управленческих функций; е) научно-исследовательская деятельность:

- проведение научных исследований по правовым проблемам;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность: - преподавание юридических дисциплин;

- осуществление правового воспитания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать:

• цели и задачи отечественного юридического образования и основные пути повышения его качества;

• организационно-правовые и нормативные основы функционирования системы образования;

• основные методы и средства обучения студентов, формы организации учебного процесса;

• методы, средства и формы воспитания;

• требования к профессиональным компетенциям педагога - преподавателя юридического ВУЗа.

2) Уметь:

• определять цели и задачи обучения и планировать содержание обучения в соответствии с заданными целями;

• проектировать и планировать учебно-воспитательный процесс;

• управлять самостоятельной работой учащихся; ? эффективно осуществлять правовое воспитание. 3) Владеть:

• способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

• способностью эффективного осуществления правового воспитания;

• способностью структурировать и грамотно преобразовывать юридическое знание в учебный и методический материал;

• владеть навыками профессионального педагогического общения;

• владеть компетентностным подходом в образовании;

• владеть современными методами обучения и современными образовательными технологиями;

• владеть методами научных исследований в области юриспруденции

и основами организации научно-исследовательской работы обучаемых.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способность компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК- 5).

Профессиональные компетенции:

- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-

15).

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП

Методика преподавания права относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в ходе освоения программ бакалавриата или специалитета, а также знание теоретических дисциплин, изученных в рамках базового (профессионального) цикла: "Философия права", "Социология права", "Основы педагогики". Знания этих наук позволяют правильно определять цели воспитания и обучения, содержание обучения.

Методика преподавания права изучается студентами после освоения курса "Основы педагогики".

Настоящий курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по действующему учебному плану.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематические планы

Данная учебная дисциплина входит в учебный план второго семестра.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Формой аттестации выступает экзаменационный зачет.

Тематический план для очной формы обучения

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля Лек- ции Практ. заня- тия СРС 1 Методика преподавания права как учебная дисциплина. 2 2 5 Лекцияпрезента ция, работа в малых группах Научная дискус

сия, опрос 2 Организационно-правовые основы профессионального образования в РФ 5 3 Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании. Методы и методические приемы в преподавании права 2 2 15 Работа в парах, дебаты

Научная дискус сия, эссе 4 Основные формы преподавания права. Оценка знаний студентов 2 20 Работа в парах, практика публичного выступле ния Научная д дискус сия, опрос 5 Воспитание в юридическом вузе. Профессиональная культура преподавателя права 2 15 Дебаты, практика публичного выступления Контрольная работа, эссе ВСЕГО 4 8 60 72

Тематический план для очно-заочной формы обучения

№ п/ п Раздел (тема) учебной дисциплины

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образователь ные технологии Формы

текущего контроля Лек- ции Практ. заня- тия СРС 1 Методика преподавания права как учебная дисциплина. Ор- 2 16 Работа в малых группах Научная дискус ганизационно-правовые основы профессионального образования в РФ сия, опрос 2 Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании. Методы и методические приемы в преподавании права 2 2 16 Лекцияпрезентация, работа в парах, дебаты Научная дискус сия, эссе 3 Основные формы преподавания права. Оценка знаний студентов 2 16 Работа в парах, практика публичного выступления Научная дискус сия, опрос 4 Воспитание в юридическом вузе. Профессиональная культура преподавателя права 16 Контрольная работа ВСЕГО 2 6 64 72

Тематический план для заочной формы обучения

№ п/ п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы

текущего контроля Лек- ции Практ. заня- тия СРС 1 Методика преподавания права как учебная дисциплина. Организационно-правовые основы профессионального образования в РФ 2 16 Работа в малых группах Научная дискус

сия, опрос 2 Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании. Методы и методические приемы в преподавании права 2 2 18 Лекцияпрезентация, работа в парах, дебаты Научная дискус сия, эссе 3 Основные формы преподавания права. Оценка знаний студентов 16 Контрольная работа 4 Воспитание в юридическом вузе. Профессиональная культура преподавателя права 16 Контрольная работа ВСЕГО 2 4 62 72

3.2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (программа курса)

Тема 1. Методика преподавания права как учебная дисциплина

Место учебного курса "Методика преподавания права" в учебном плане подготовки магистров. Взаимосвязь курса с юридическими и другими общественными учебными дисциплинами.

Предмет методики преподавания права. Значение теоретических, методологических и методических знаний, умений и навыков правового обучения в подготовке к педагогической деятельности.

Методология педагогической науки. Педагогические методики в инструментарии педагогической науки. Структура учебного курса.

Тема 2. Организационно-правовые основы профессионального образования в Российской Федерации

Государственная политика в области образования. Роль юридического образования в становлении профессионального сознания будущих юристов.

Современное юридическое образование в РФ. Среднее, высшее и послевузовское образование. Система высшего юридического образования. Юридические дисциплины в структуре образовательных программ неюридического профиля.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты.

Тема 3. Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании

Понятие и значение правового образования в построении правового государства в России. Сущность, цели и задачи правового образования в современный период. Содержание, формы и уровни правового образования.

Соотношение правового образования с образованием гражданским, нравственным, политическим.

Правовое образование, правосознание, правовая культура: аспекты соотношения и взаимосвязи.

Правовое обучение и правовое воспитание как органические составляющие правового образования: понятие, грани соотношения. Понятие и сущность правового обучения. Цели, задачи и функции правового обучения.

Формы, методы и уровни обучения праву: общая характеристика. Инновации в правовом обучении.

Тема 4. Методы и методические приемы в преподавании права

Понятие метода, методики и методических приемов в преподавании юриспруденции. Основные элементы методики правового обучения.

Множественность оснований классификации методов правового обучения. Критерий выбора методов обучения в процессе преподавания права.

Словесные методы обучения праву. Наглядные методы правового обучения. Практические методы обучения праву.

Игровой метод. Объяснительно-иллюстративный метод. Репродуктивный метод. Проблемный метод. Частно-поисковый метод. Исследовательский метод.

Лекционная форма обучения праву: сущность, задачи, виды лекций.

Методика организации, подготовки и проведения (чтения) лекций.

Методы организации, подготовки и проведения практических, семинарских занятий при преподавании юриспруденции. Методы интерактивного обучения праву: деловая игра, дискуссии, "круглый стол" и др.

Тема 5. Основные формы преподавания права

Формы организации занятий в правовом обучении: понятие, основная классификация. Факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

Индивидуальная форма обучения. Индивидуально-групповая форма организации учебного процесса при обучении праву.

Основные формы организации правового обучения в образовательных учреждениях: урок, лекция, практическое занятие, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа студентов, педагогико-правовая практика.

Основные формы, средства и методы самостоятельной работы обучающих. Самостоятельная работа с юридической научной и учебной литературой, работа с нормативными правовыми актами. Выполнение письменных работ по правовой тематике (контрольные работы, курсовые работы, рефераты, дипломные работы).

Тема 6. Оценка знаний студентов

Понятие и формы контроля качества правового обучения. Система контроля. Балльно-рейтинговая система оценки знаний. Методические приемы обеспечения эффективности текущего и итогового контроля правовых знаний, умений и навыков. Оценки знаний обучающихся.

Тема 7. Воспитание в юридическом вузе

Цели, принципы, содержание и методы воспитания. Сущность личности, процесс социализации личности. Воспитание как формирование и развитие личности обучаемого. Формы организации воспитательного процесса в вузе.

Профилактика и коррекция девиантного поведения.

Тема 8. Профессиональная культура преподавателя права Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу. Сущность способностей педагога: дидактические, научнопедагогические, коммуникативные, организаторские и другие способности современного педагога. Понятие педагогической компетентности педагога, ее структура, содержание.

3.3. Лекции

Лекция 1. Методика преподавания права как учебная дисциплина. Организационно - правовые основы профессионального образования в Российской Федерации (очная форма - 2часа) План:

1. Предмет методики преподавания права.

2. Методология педагогической науки. Педагогические методики в инструментарии педагогической науки. Структура учебного курса.

3. Государственная политика в области образования: основные направления формирования и осуществления.

4. Современное юридическое образование в РФ: понятие, система, нормативная основа.

5. Юридические дисциплины в структуре образовательных программ неюридического профиля. Федеральные государственные образовательные стандарты: понятие, содержание и виды.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции магистры должны восполнить знания и умения, приобретенные ими в результате освоения программ бакалавриата или специалитета, теоретических дисциплин, изучаемых в рамках базового (профессионального) цикла: философии права, социологии права, теории права, основы педагогики.

Особое внимание студенты должны уделить правилам, принципам познания, понятийному аппарату педагогической науки, особенностям их применения с учетом специфики политико-правовой материи; вопросам образования как одного из направлений социальной политики государства, реформам системы образования и основным мероприятиям по ее осуществлению.

Лекция 2. Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании. Методы и методические приемы в преподавании права

(очная, очно-заочная, заочная формы - 2 часа) План:

1. Правовое образование: сущность, цели и функции. Содержание, формы и уровни правового образования.

2.Понятие и сущность правового обучения. Формы, методы и уровни обучения праву.

3. Понятие метода, методики и методических приемов в преподавании права. Классификация методов обучения праву.

4. Формы организации занятий в правовом обучении: понятие, классификация.

5. Индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения праву. Основные формы организации правового обучения в образовательных учреждениях: понятие и виды.

6. Основные формы, средства и методы самостоятельной работы обучающихся.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции магистры должны восполнить знания и умения, приобретенные ими в результате освоения программ бакалавриата или специалитета, теоретических дисциплин, изучаемых в рамках общенаучного и базового (профессионального) цикла, уделив пристальное внимание вопросам образования как одного из направлений социальной политики государства, реформам системы образования и основным мероприятиям по ее осуществлению.

Изучение данной темы предполагает наличие у студентов знаний Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", содержащего понятия "образование". "воспитание", "обучение", "образовательный стандарт", "образовательные программы", а также законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих систему современного юридического образования в России, федеральных государственных образовательных стандартов.

3.4. Практические занятия

Тема 1. Методика преподавания права как учебная дисциплина.

Организационно-правовые основы профессионального образования в

Российской Федерации (очная, очно-заочная, заочная формы - 2 часа) План:

1.Место учебного курса "Методика преподавания права" в учебном плане подготовки магистров. Предмет методики преподавания права.

2.Методология педагогической науки. Педагогические методики в инструментарии педагогической науки.

3. Государственная политика в области образования. Роль юридиче-ского образования в становлении профессионального сознания будущих юристов.

4. Современное юридическое образование в РФ. Среднее, высшее и послевузовское образование. Система высшего юридического образования.

5. Основные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Рассмотрение данной темы предполагает наличие у студентов знаний и умений, приобретенных ими в результате освоения программ бакалавриата или специалитета, теоретических дисциплин, изучаемых в рамках общенаучного и базового (профессионального) цикла. Пристальное внимание необходимо уделить вопросам образования как одного из направлений социальной политики государства, реформам системы образования и основным мероприятиям по ее осуществлению; Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", содержащему понятия "образование", "воспитание", "обучение", "образовательный стандарт", "образовательные программы", а также законам и подзаконным нормативным актам, регулирующим систему современного юридического образования в России, федеральным государственным образовательным стандартам.

Студентам необходимо уяснить, что государственная политика в сфере образования основывается на законодательно установленных принципах, гарантиях, осуществляется с помощью механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создающих условия для развития системы образования, защиты прав и интересов участников отношений в данной сфере.

Тема 2. Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании. Методы и методические приемы в преподавании права (очная, очно-заочная, заочная формы - 2 часа) План:

1. Сущность, цели, задачи, содержание, формы и уровни правового образования в современный период. Правовое образование, правосознание, правовая культура: аспекты соотношения и взаимосвязи.

2. Понятие, сущность, цели, задачи и функции правового обучения. Правовое обучение и правовое воспитание. Формы, методы и уровни обучения праву: общая характеристика. Инновации в правовом обучении.

3. Понятие метода, методики и методических приемов в преподавании юриспруденции. Основные элементы методики правового обучения. Множественность оснований классификации методов правового обучения.

4.Словесные методы обучения праву. Наглядные методы правового обучения. Практические методы обучения праву.

5.Игровой метод. Объяснительно-иллюстративный метод. Репродуктивный метод. Проблемный метод. Исследовательский метод.

6.Лекционная форма обучения праву: сущность, задачи, виды лекций. Методика организации, подготовки и проведения (чтения) лекций.

7.Методы организации, подготовки и проведения практических, семинарских занятий при преподавании права. Методы интерактивного обучения праву: деловая игра, дискуссии, "круглый стол" и др.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Для работы над данной темой студенты должны знать Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", содержащий понятия "образование", "воспитание", "обучение", "образовательный стандарт", "образовательные программы"; структуры системы образования в современной России; федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования с целью более глубокого уяснения места правового обучения в процессе правового образования.

Студентам необходимо понимать, что экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития России, реализации приоритетных направлений ее политики в сфере образования. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научнопедагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Изучение данной темы предполагает наличие у студентов знаний теоретических и прикладных аспектов методики правового обучения, ее основных элементов, способствующих формированию умений и навыков поведения в юридической сфере. Магистры должны иметь четкое представление о методах, приемах и средствах применительно к формам обучения праву. Особое внимание необходимо уделить образовательным технологиям, используемым при реализации различных видов учебной работы; активным и интерактивным формам проведения занятий для реализации компетентностного подхода в процессе правового обучения.

Тема 3. Основные формы преподавания права. Оценка знаний студентов (очная, очно-заочная формы - 2 часа) План:

1.Формы организации занятий в правовом обучении: понятие, основная классификация. Факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

2.Индивидуальная форма обучения. Индивидуально-групповая форма организации учебного процесса при обучении праву.

3.Основные формы организации правового обучения в образовательных учреждениях: урок, лекция, практическое занятие, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа студентов, педагогико-правовая практика.

4.Основные формы, средства и методы самостоятельной работы обучающих. Самостоятельная работа с юридической научной и учебной литературой, работа с нормативными правовыми актами. Выполнение письменных работ по правовой тематике (контрольные работы, курсовые работы, рефераты, дипломные работы).

5.Понятие и формы контроля качества правового обучения. Система контроля. Балльно-рейтинговая система оценки знаний.

6. Методические приемы обеспечения эффективности текущего и итогового контроля правовых знаний, умений и навыков. Оценки знаний обучающихся.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Подготовка к практическому занятию по данной теме связана с изучением Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", системы законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере образования. Магистр должен иметь представление об организационных формах обучения праву, выполняющих интегративную роль, обеспечивающих взаимодействие всех компонентов образовательного процесса, направленных на достижение конечного результата обучения в органической связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями.

Особое внимание необходимо уделить образовательным технологиям, используемым при реализации различных видов учебной работы; активным и интерактивным формам проведения занятий для реализации компетентностного подхода в процессе правового обучения.

Изучение данной темы связано с оценкой знаний студентов при освоении образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождающееся промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Итоговая аттестация предполагает собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимся образовательной программы. Особое внимание необходимо уделить формам текущего контроля правовых знаний, умений и навыков.

При подготовке к практическому занятию студент должен подробно изучить Положение о балльно-рейтинговой системе измерения и оценки образовательной деятельности студентов МГЮА, определяющее единые подходы к выполнению задач, связанных с обеспечением перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и реализацией ФГОС ВПО.

Тема 4. Воспитание в юридическом вузе. Профессиональная культура преподавателя права (очная форма - 2 часа) План:

1. Цели, принципы, содержание и методы воспитания.

2. Сущность личности, процесс социализации личности. Воспитание как формирование и развитие личности студента.

3. Формы организации воспитательного процесса в вузе. Профилактика и коррекция девиантного поведения.

4.Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу. Сущность способностей педагога: дидактические, научнопедагогические, коммуникативные, организаторские и другие способности современного педагога.

5. Понятие педагогической компетентности педагога, ее структура, содержание.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Подготовка к практическому занятию связана с актуализацией знаний, касающихся роли воспитания в образовательном процессе, полученных магистром при освоении предыдущих тем дисциплины "Методика преподавания права". Студент должен уяснить, что от состояния юридического образования, эффективности осуществления воспитания при обучении праву во многом зависит подготовка высококвалифицированных юристов и качество осуществляемой ими деятельности, оказывающей существенное воздействие на разные стороны развития российского общества. Особое внимание необходимо уделить психологии и формам девиантного поведения, основным направлениям его профилактики и коррекции.

При подготовке к практическому занятию студент должен подробно рассмотреть содержание и структуру профессионально-педагогической культуры, включающей педагогические ценности, личностно-творческий компонент и технологии педагогической деятельности; основные тенденции и принципы формирования профессиональной культуры преподавателя права.

Студенту необходимо подробно остановиться на психологопедагогической, коммуникативной, социально-организационной и креативной составляющих профессиональной компетенции преподавателя; его правовом статусе, включающем право на занятие педагогической деятельностью, отвечающей квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах.

3.5. Самостоятельная работа студента

Виды самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Методика преподавания права":

- поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;

- написание эссе, контрольной работы, реферата по заданной теме;

- написание магистерской диссертации;

- подготовка и участие в вузовских и межвузовских конференциях

Модели (особенности) самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения по отдельным разделам и темам курса

№ Название темы Задания для самостоятельной работы Форма контроля преп вателем 1 Методика преподавания права как учебная дисциплина. Организационно - правовые основы профессионального образования в Российской Федерации Подготовить доклад с изложением основных точек зрения по данной теме Обсуждение доклада на практическом занятии 2 Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании.

Методы и методические

приемы в преподавании

права Подготовка эссе на тему: "Правовое обучение: проблемы совершенствования в современной России". Участие в дискуссии на тему: "Современные проблемы совершенствования методов и методических приемов в преподавании права" Обсуждение эссе на практическом занятии, оценка участия и результатов дискуссии 3 Основные формы преподаван Права. Оценка знаний студентов Обзор публикаций и подготовка сообщения для выступления на практическом занятии Дискуссия и обсуждение на практическом

занятии 4 Воспитание в юридическом вузе. Профессиональная культура преподавателя Участие в

Дискуссии Оценка участия в дискуссии

Модели (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по отдельным разделам и темам курса

№ Название темы Задания для самостоятельной работы Форма контроля преподавателем 1 Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании.

Методы и методические

приемы в преподавании

права Участие в дискуссии на тему: "Современные проблемы совершенствования методов и методических приемов в преподавании права" Оценка участия и результатов дискусс 2 Воспитание в юридическом вузе. Профессиональная культура преподавателя Обзор публикаций и подготовка сообщения для выступления на практическом занятии Дискуссия и обсуждение на практическом занятии

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используются активные и интерактивные формы проведения занятий:

- практические занятия в диалоговом режиме могу проводиться по всем темам учебной дисциплины;

- лекция-презентация;

- деловые и ролевые игры (проведение фрагмента семинара, лекции с последующим анализом; демонстрация методов обучения). Технология применяется по темам: "Методы и методические приемы в преподавании права" и "Основные формы преподавания права";

- проведение мастер-класса с участием приглашенных преподавателей. На мастер-классах демонстрируются современные образовательные технологии, элементы компетентностного подхода в обучении;

- методика проектов может использоваться по любой из тем практических занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы; - практическая работа по теме: "Оценка знаний студентов".

Необходимость использования при проведении практических и лекционных занятий той или иной образовательной технологии определяется преподавателем.

Не менее 30 процентов аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах.

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество сов ча- 2 Лекции Дистанционные технологии, компьютерные симуляции 2 Практические занятия Презентация проекта, обучающая игра, работа в малых группах, технология портфолио, разбор конкретных ситуаций 4 ИТОГО: 6

5 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы эссе (письменной работы):

1. Словесные методы обучения праву.

2. Современное юридическое образование в России: состояние и перспективы развития.

3. Профессионально значимые качества личности преподавателя.

4. Девиантное поведение: причины, профилактика, коррекция.

5. Юридическое образование в контексте модернизации высшей школы. 6. Профессиональные и общекультурные компетенции юриста в условиях модернизации.

7. Структура отечественного юридического образования.

8. Нормативная правовая база организации учебного процесса.

9. Рейтинговая система оценки знаний.

10. Методика проведения зачетов и экзаменов.

11. Методика проведения интерактивного занятия 12. Основные элементы методики правового обучения.

13. Формы, методы и уровни обучения праву.

14. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: понятие и содержание.

15. Система контроля качества правового обучения.

16. Практические методы обучения праву.

17. Сущность личности, процесс социализации личности.

18. Методология педагогической науки.

19. Образовательные технологии: понятие и виды. 20. Формы организации воспитательного процесса в вузе.

Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации:

1. Предмет методики преподавания права. Значение теоретических, методологических и методических знаний, умений и навыков правового обучения в подготовке к педагогической деятельности.

2. Современное юридическое образование в Российской Федерации.

3. Понятие метода, методики и методических приемов в преподавании юриспруденции.

4. Основные элементы методики правового обучения.

5. Юридические дисциплины в структуре образовательных программ неюридического профиля.

6. Понятие, виды и роль федеральных государственных образовательных стандартов.

7. Система высшего юридического образования: понятие, структура, нормативная основа.

8. Понятие и сущность правового обучения. Цели, задачи и функции правового обучения.

9. Лекционная форма обучения праву: сущность, задачи, виды лекций.

10. Словесные методы обучения праву.

11. Среднее, высшее и послевузовское образование. Система высшего юридического образования.

12. Понятие педагогической компетенции педагога: структура и содержание.

13. Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу. Дидактические, научно-педагогические, коммуникативные, организаторские и другие способности современного педагога.

14. Формы, методы и уровни обучения праву.

15. Система контроля качества правового обучения. Балльнорейтинговая система оценки знаний.

16. Множественность оснований классификации методов правового обучения.

17. Сущность личности, процесс социализации личности. Воспитание как формирование и развитие личности обучающегося.

18. Образовательные технологии: понятие и виды.

19.Сущность, цели и задачи правового образования в современной России.

20. Практические методы обучения праву.

21. Основные формы, средства и методы самостоятельной работы обучающихся.

22. Игровой, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения праву.

23. Правовое обучение и правовое воспитание как органические составляющие правового образования: понятие, грани соотношения.

24. Интерактивные методы обучения праву.

25. Понятие педагогической компетенции педагога: структура и содержание.

26. Проблемный, частно-поисковый и исследовательский методы правового обучения.

27. Самостоятельная работа студентов с юридической научной и учебной литературой, работа с нормативными правовыми актами. Выполнение письменных работ по правовой тематике.

28. Профилактика и коррекция девиантного поведения.

29. Наглядные методы правового обучения.

30. Формы организации занятий в правовом обучении: понятие, классификация.

31. Методика организации, подготовки и проведения (чтения) лекций.

32.Методы организации, подготовки и проведения практических, семинарских занятий при преподавании юриспруденции.

33. Особенности использования компетентностного подхода при обучении в юридическом вузе. Понятие общекультурных и профессиональных компетенций.

34. Формы организации воспитательного процесса в вузе.

35. Содержание, формы и уровни правового образования.

36. Особенности и тенденции развития системы образования в современной России.

37. Государственная политика в области образования. Роль юридического образования в становлении профессионального сознания будущих юристов.

38. Правовое образование, правосознание, правовая культура: аспекты соотношения и взаимосвязи.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование раздела (темы)

учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения 1. Методика преподавания права как

учебная дисциплина

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-5,

ПК-12, ПК-13,

ПК-14, ПК-15 Знать: общеобразовательное и профессиональное значение методики преподавания права; историю и современное состояние учебной дисциплины; предмет методики преподавания права, значение теоретических, методологических и методических знаний, умений и навыков правового обучения в подготовке к педагогической деятельности, методологию педагогической науки; структуру учебного курса.

Уметь: определить место методики преподавания права учебном плане подготовки магистров. Определить взаимосвязь курса с юридическими и другими общественными учебными дисциплинами. Различать педагогические методики и инструментарии педагогической науки.

Владеть: соответствующей научной терминологией, навыками работы с научной литературой и нормативными правовыми актами, анализа изучаемого образовательного процесса. 2. Организационноправовые основы профессионального образования в РФ ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-5,

ПК-12, ПК-13,

ПК-14, ПК-15 Знать: основные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования; структуру и содержание федеральных государственных образовательных стандартов; систему юридического образования в РФ.

Уметь: определить основные направления государственной политики в области образования; роль юридического образования в становлении профессионального сознания будущих юристов; место юридических дисциплин в структуре образовательных программ неюридического профиля. Показать отличительные особенности среднего, выс-

шего и послевузовского образования. Владеть: научной, юридической и педагогической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников и изучаемого образовательного процесса, различными методами научного анализа. 3. Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-5,

ПК-12, ПК-13,

ПК-14, ПК-15 Знать: понятие и значение правового образования в современной России; содержание, формы и уровни правового образования; соотношение понятий "правовое образование" и "правовое обучение"; соотношение правового обучения, правовой культуры и правосознания; общую характеристику обучения праву.

Уметь: сопоставить составляющие компоненты правового образования в современной России, выявить их отличительные особенности и общие характеристики. Определить взаимосвязь правового образования с правовой культурой; правового обучения и правового воспитания. Раскрыть сущность правового обучения, его цели, задачи, функции, формы, методы и уровни.

Владеть: научной, юридической и педагогической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников и изучаемого образовательного процесса, различными методом сравнительного и системного анализа. 4. Методы и методические приемы в

преподавании пра-

ва ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-5,

ПК-12, ПК-13,

ПК-14, ПК-15 Знать: понятие метода, методики и методических приемов в преподавании права; структуру методики правового обучения; критерии классификации методов правового обучения; основные словесные, наглядные и практические методы обучения праву, их общую характеристику.

Уметь: сопоставлять элементы методики преподавания права; определять основания классификации методов правового обучения; применять методы в зависимости от форм обучения праву. Показать отличительные особенности словесных, наглядных, практических методов обучения праву; интерактивных методов. Дать оценку применяемым методам правового обучения, определить факторы их результативного использования.

Владеть: научной, юридической и педагогической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой,

навыками анализа источников и изучаемого образовательного процесса, различными методом сравнительного и системного анализа. 5. Основные формы

преподавания пра-

ва ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-5,

ПК-12, ПК-13,

ПК-14, ПК-15 Знать: формы организации занятий в правовом обучении; факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения. Отличительные особенности индивидуальной и индивидуально-групповой форм преподавания; основных форм организации правового обучения в образовательных учреждениях. Характеристику основных форм, средств и методов самостоятельной работы обучающихся.

Уметь: определять основные формы организации занятий в правовом обучении. Описать урок, лекцию. практическое занятие, самостоятельную работу. научноисследовательскую работу студентов, педагогико-правовую практику. Определять роль самостоятельной работы студентов в процессе правового обучения.

Владеть: научной, юридической и педагогической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников и изучаемого образовательного процесса, различными методом сравнительного и системного анализа. 6. Оценка знаний студе ОК-1, ОК-2, нОК-3, ОК-5,

ПК-12, ПК-13,

ПК-14, ПК-15 Знать: понятие и формы контроля правового обучения; содержание положения о балльнорейтинговой системе оценки знаний в вузе; понятие текущего, промежуточного и итогового контроля правовых знаний, умений и навыков.

Уметь: определять критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе правового обучения; применять приемы оценки знаний студентов, определять место различных форм контроля в процессе правового обучения.

Владеть: научной, юридической и педагогической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников и изучаемого образовательного процесса, различными методом сравнительного и системного анализа. 7. Воспитание в юридическом вузе ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-5,

ПК-12, ПК-13,

ПК-14, ПК-15 Знать: основные цели, принципы и методы воспитания в вузе; основные особенности процесса социализации личности; формы организации воспитательного процесса в вузе. Понятие, психологические особенности девиантного поведения. Уметь: применять различные методы воспитания в процессе правового обучения в зависимости от психологических особенностей обучающегося; определять объективные и субъективные факторы социализации личности. Дать оценку основным формам девиантного поведения, определять основные направления проведения профилактических мер.

Владеть: научной, юридической и педагогической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников и изучаемого образовательного процесса, различными методом научного анализа. 8. Профессиональная культура преподавателя права ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-5,

ПК-12, ПК-13,

ПК-14, ПК-15 Знать: систему профессионально обусловленных требований к педагогу; понятие педагогической компетенции; ее структуру и содержание.

Уметь: выделять дидактические, научнопедагогические, коммуникативные, организаторские и другие составляющие системы способностей педагога. Дать их оценку применительно к основным формам преподавания права. Раскрыть отличительные особенности педагогической компетентности педагога применительно к основным методам и методическим приемам в преподавании юриспруденции.

Владеть: научной, юридической и педагогической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников и изучаемого образовательного процесса, различными методом научного анализа.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ.2012. №53 (ч.1). Ст.7598.

Основная литература:

1. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К.М. Левитан. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2016. - 416 с.

2. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.:

РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 112 с.

3. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе: учеб. пособие / Г.А. Торгашев; Рос. акад. правосудия. - М.: РАП, 2010. - 340 с.

Дополнительная литература:

1. Бельский К.С. Проведение семинарского занятия по финансовому праву. Методические аспекты // Право и государство: теория и практика. 2011. № 8.

2. Бельский К.С. Управление педагогическим процессом в юридическом вузе // Государство и право. 2009. № 8.

3. Богословкий В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки в соотвествии с ФГОС ВО: нормативно-методические аспекты. Учебно-методическое пособие. М., 2010.

4. Голиченков А.К. Юридическое образование в России: вызовы XXI века // LEX RUSSICA. 2010. № 2.

5. Еникеев З.Д. Актуальные проблемы юридического образования и правового воспитания в современной России и других странах СНГ // Евразийский юридический журнал. 2010. № 11.

6. Еникеев З.Д. Ориентиры развития юридического образования в современной России // Государство и право. 2010. № 2.

7. Звонников В.И. Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М., 2009.

8. Зеер Э.Ф Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург,2006.

9. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный поход. М., 2005.

10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы права. Методическое пособие для преподавателей. М., 2005.

11. Левитан К.М., Югова М.А. Становление демократической личности юриста в вузе //Юридическое образование и наука. 2004. № 3.

12. Методика преподавания правовых дисциплин. /Болотова Е.Л. М., 1999.

13. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М., 2004.

14. Методическое пособие по организации обучения учителей преподаванию права: в 2-х ч. / Н.Г.Суворова, С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.А.Вакуленко, Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин. М., 1999.

15. Морозова В.С. Современные педагогические технологии в области правового обучения // Вестник международного юридического института при МЮ РФ. 2001. №2.

16. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. М., 2004.

17. Мохов А.А. К вопросу о преподавании права в юридических вузах // Право и образование. 2003. №1. С.54-58.

18. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М., 2008.

19. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М: Академия, 2009.

20. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2003.

21. Петров А.В., Горбатова М.К. Юридическое образование как элемент правовой культуры общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 3.

22. Петручак Л.А. Многоуровневое образование как условие модернизации высшего юридического образования// Юрист ВУЗа. 2011.№9. С.5-11.

23. Петручак Л.А. Правовая культура и юридическое образование в контексте модернизации российского общества. Монография. М., Проспект, 2011.

24. Петручак Л.А. Правовая социализация студентов в юридическом вузе//Право и политика. 2011. №9. С.1591-1596.

25. Петручак Л.А. Проблемы правового обеспечения модернизации профессионального образования//Право и образование. 2011. №7. С.411.

26. Петручак Л.А. Юридическое образование в эпоху глобализации//LEX RUSSICA (Научные труды МГЮА). 2011. №4. С.789-795.

27. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. М., 2004.

28. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. Учеб. пособие / Под ред. С.Д.Резника. М., 2009.

29. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М., 2008.

30. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7.

31. Синюков В.Н., Синюкова Т.В. О развитии университетского и прикладного юридического образования в России // Государство и право. 2010. № 3.

32. Толстых В.Л. Некоторые проблемы высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. 2006. № 7.

33. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М., 2005.

34. Шестак Н.В. Профессиональное образование и компетентностный подход // Высшее образование в России. 2010. № 3.

35. Юридическая педагогика / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

36. Юридическое образование в России: в поисках новой модели

//Сб. статей. Отв. ред. М.В. Немытина, С.В. Кодан. Саратов; Екатеринбург, 2005.

37. Ягофаров Д.А. Педагогическая юриспруденция. Современный подход к правовому образованию. // Основы государства и права. 2000.

№4.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://mon.gov.ru - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

2. http://vak.ed.gov.ru - Официальный сайт Высшей аттестационной комиссии (ВАК)

3. http://www.obrnadzor.gov.ru - Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

4. http://www.mpgu.edu - Официальный сайт Московского педагогического государственного университета

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

- аудиторный фонд МГЮА;

- библиотека МГЮА;

- оборудование для дистанционного проектирования в лекционных залах учебного материала;

- компьютерное оборудование и программное обеспечение, включая доступ в Интернет;

- наглядный схематический материал по основным темам методики преподавания права.

2

2

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении