Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 033968 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)"

Кафедра теории государства и права

Социология права

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, очно - заочная, заочная

Москва

2017 Программа одобрена на заседании кафедры теории государства и права от 24 ноября 2016 года, протокол № 3.

Авторы:

Корнев А.В. -д.ю.н., профессор

Радько Т.Н. -д.ю.н., профессор Липень С.В.-д.ю.н., доцент

Рецензенты:

Лазарев В.В.-д.ю.н., профессор

Гунибский М.Ш.-к.ф.н., доцент кафедры философских и социальноэкономических дисциплин, член Методического совета

Корнев А.В., Радько Т.Н., Липень С.В.

Социология права: рабочая программа / Корнев А.В., Радько Т.Н., Липень С.В. - М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина

(МГЮА), 2017.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 030900.68 (40.04.01) Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр").

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017

Оглавление

1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП 6

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 7

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Тематические планы 7

3.2 Содержание учебной дисциплины (программа курса) 10 3.3 Лекции 14

3.4 Практические занятия 14

3.5 Самостоятельная работа 19 4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 21

5 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ 22 УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 24 ДИСЦИПЛИНЫ

7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ 27 ДИСЦИПЛИНЫ

8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 29

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели освоения учебной дисциплины

Цели курса состоят в ознакомлении с основами социологии права: объектом, предметом, структурой и методологией. Право - явление социальное, призванное регулировать общественные отношения, поэтому социология права как наука и учебная дисциплина ориентирует на изучение общественных отношений через призму социальных связей, интересов и потребностей людей, их мнений, ожиданий и предпочтений. Социология права обобщает то, что называется юридическим опытом или более широко - социальной действительностью права.

Задачи изучения курса состоят в том, чтобы сформировать представление о социальном механизме действия права применительно ко всем уровням социальной организации - общества в целом, социальных групп, социальных общностей, социальных организаций и отдельных личностей.

В результате освоения учебной дисциплины "Социология права" должно сформироваться понимание закономерностей функциональной взаимосвязи между различными формами выражения права и соответствующими сферами общественной жизни, а также усвоение роли права в жизни общества и тенденций его дальнейшего развития.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

правотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; организационно-управленческая; научно-исследовательская; педагогическая.

В соответствии с п. 4.4 ФГОС ВПО магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов; б) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей ре-

шений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, об-

щества и государства; охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм соб-

ственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование

правонарушений;

г) экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам пра-

ва;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций; е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с про-

филем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) знать:

- предмет и методологию социологии права;

- место и роль социологии права в системе юридических наук;

- социальный механизм действия права;

- формы взаимодействия структурных элементов права и соответствующих сфер общественной жизни; 2) уметь:

- применять знания социальной действительности в сфере правотворчества, правореализации и правоохраны;

- ориентироваться в социальных проблемах правовой действительности;

- оценивать социальные последствия правовой политики;

- анализировать эффективность правового регулирования, диалектически сочетая социальные и юридические критерии; 3) владеть:

- элементарными понятиями общей социологии и социологии права;

- методикой социологических исследований правовой действительности;

- навыками теоретического осмысления эмпирических данных;

- опытом использования полученных данных в целях решения конкретных правовых проблем.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способность компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК- 5). Профессиональные компетенции:

- способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

- способность принимать оптимальные управленческие компетенции (ПК-9);

- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП

Социология права относится к вариативной части общенаучного цикла ОП. Дисциплина уточняет и конкретизирует общетеоретические юридические знания студента, понимание им социальных аспектов действия и функционирования права, правотворческой и правореализационной деятельности, правового поведения, возможностей использования социологического метода к изучению правовой действительности.

Изучение дисциплины "Социология права" основывается на таких дисциплинах как "Теория государства и права", "Проблемы теории государства и права", "Социология", "Философия права".

Содержание предмета "Социология права" до настоящего времени является дискуссионным. Вместе с тем, социология права в контексте общей социологии значительно отличается от социологии права в системе юридических наук. В своем втором значении социология права является составной частью общей теории права, которая в настоящее время имеет все основания рассматриваться уже в качестве самостоятельной юридической дисциплины. Право является общим объектом для трех юридических дисциплин - теории права, социологии права и философии права, и изучать его нужно параллельно. Единство объекта изучения (право) и различие задач и методов диктуют объективную необходимость взаимодействия всех дисциплин. Теория права, изучающая структурные элементы социального регулирования с нормативным содержанием, не может продуктивно развиваться без обобщения социальной действительности и юридического опыта (социология права), а также без усвоения идей и ценностей, лежащих в основе права (философия права).

3. Структура и содержание учебной дисциплины.

Данная учебная дисциплина входит в программу 2 семестра (на очной форме обучения; на очно-заочной и вечерней формах обучения - в программу 1-го и 2-го семестров). Формой аттестации выступает экзаменационный зачет.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

3.1. Тематические планы.

Тематический план для очной формы обучения

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в ча-

сах) Образовательные технологии Форма текущего контроля Лек ции Практические занятия СРС 1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук. 2 21 2 6 Лекцияпрезентация, работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. 2. Становление и развитие социологии права. 2 6 Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 3. Социологический подход к пониманию права. 2 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. 4. Социальный механизм действия права. 2 6 Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 5. Социальная эффективность правотворчества и 2 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые Научная дискуссия по теме, опрос. правореализации. столы 6. Правовая социализация личности. 2 2 4 Работа в группах, задания, столы малых кейскруглые Научная дискуссия по теме, опрос. 7. Правовое поведение и социальная девиация. 2 2 6 Работа в группах, задания, столы малых кейскруглые Научная дискуссия по теме, опрос. 8. Юридическая конфликтология. 2 6 Работа в группах, задания, столы малых кейскруглые Научная дискуссия по теме, опрос. 9. Правовое обеспечение социальной безопасности. 2 6 Работа в группах, столы малых круглые Научная дискуссия по теме, эссе. 10 Социологическое исследование

правовой действительности. 2 2 6 Работа в группах, задания, столы малых кейскруглые Научная дискуссия по теме, опрос. ВСЕГО 2 12 58

Тематический план для очно-заочной формы обучения.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины. Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Форма текущего контроля Лек ции Практические занятия СРС 1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук. 2 2* 2 6 Лекцияпрезентация, ра-

бота в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. 2. Становление и развитие социологии права. 2 6 Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебнометодического обеспечения Опрос. 3. Социологический подход к пониманию права. 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. 4. Социальный механизм действия права. 2 2 6 Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации. 2 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 6. Правовая социализация личности. 2 6 Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебнометодического обеспечения Опрос. 7. Правовое поведение и социальная девиация. 2 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 8. Юридическая конфликтология. 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 9. Правовое обеспечение социальной безопасности. 2 6 Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебнометодического обеспечения Опрос. 10. Социологическое исследование правовой действительности. 2 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. ВСЕГО 2 10 60

Тематический план для заочной формы обучения.

п/п Раздел (тема) учебной дисциплины. Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в ча-

сах) Образовательные технологии Форма текущего контроля Лек ции Практические занятия СРС 1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук. 2 2* 2 6 Лекция-

презентация, работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. 2. Становление и развитие социологии права. 2 6 Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос. 3. Социологический подход к пониманию права. 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. 4. Социальный механизм действия права. 2 6 Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации. 2 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 6. Правовая социализация личности. 2 6 Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос. 7. Правовое поведение и социальная девиация. 2 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 8. Юридическая конфликтология. 2 6 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 9. Правовое обеспечение социальной безопасности. 2 6 Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос. 10. Социологическое исследование правовой действительности. 2 6 Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос. ВСЕГО 2 6 60

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)

Тема 1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин.

Объект и предмет социологии права. Взаимосвязь социологии права, философии права и общей теории права. Социология права и общая социология. Социология права и юридическая социология.

Методы социологии права (общенаучные, частные, специальные).

Структура социологии права. Уровни социологического знания правовой действительности. Структура социологии права по отраслям права.

Место социологии права в системе общественных наук. Взаимосвязь социологии права с другими социальными науками. Функции социологии права.

Тема 2. Становление и развитие социологии права.

Зарождение социологического подхода к правовым явлениям в

Древнем Китае, Египте, Индии. Античная правовая мысль. Правовые идеи Средневековья. Особенности правовых концепций эпохи Возрождения и Нового времени.

Роль О. Конта, А. Кетле, Г. Спенсера в процессе становления социологии права. Развитие социологии права в трудах Р. Иеринга, Г. Еллинека, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Л. Дюги, Е. Эрлиха и др. авторов.

Социология права в Западной Европе во второй половине ХХ в. Теория коммуникативного действия, теория общественной эволюции Ю. Хабермаса. Особенности понимания им права как социального института. Н. Луман и его понимание права. Правовой солидаризм А. Леви-Брюля. Теория социального права Г. Д. Гурвича.

Особенности развития социологии права в США. Концепция американской социологии права: Р. Мертон, Р. Паунд, Т. Парсонс и др. Правовые теории социологов и правоведов русского зарубежья: П. А. Сорокин и Н. С. Тимашев. Реалистическая теория права в США: Дж. Фрэнк, Т. Арнольд, К. Ллевеллин, О. Холмс.

Развитие российской социологии права. Содержание и особенности воззрений в области социологии права в дореволюционной России: С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий, Б. Н.Чичерин, И. А. Ильин. Особенности развития социологии права в советский период в работах П. И. Стучки, Е. Б. Пашуканиса, А. Я. Вышинского, М. С. Строговича и др. авторов. Современное состояние социологии права в России.

Тема 3. Социологический подход к пониманию права.

Особенности социологического подхода. Социология права и социологическая теория права. Соотношение социологического похода с иными правовыми школами (нормативистской, естественно-правовой, психологической, реалистической, либертарно-юридической и др.). Развитие правопонимания в отечественной науке. "Узкий" и "широкий" подход к пониманию права.

Понятие, виды и функции социальных институтов. Характеристика основных социальных институтов. Право как социальный институт.

Соотношение права и морали: сходство, различие, взаимодействие. Соотношение государства и права. Источники права в юридическом и материальном смысле. Процесс правообразования. Право в условиях глобализации.

Социальные функции права: интегративная, регулятивная, охранительная, коммуникативная, коммуникативная, воспитательная.

Тема 4. Социальный механизм действия права.

Социальный механизм действия права. Механизм правового регулирования. Основные элементы социального механизма действия права: человек, социальная группа, общественное мнение, корпус профессиональных юристов. Стадии действия права. Общественное мнение как элемент социального механизма действия права. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения.

Соотношение юридического, социального, психологического, кибернетического (управленческого) механизма действия права. Комплексный механизм действия права.

Тема 5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации.

Социальная обусловленность права. Факторы, определяющие формирование права. Социологические аспекты правотворческого процесса.

Социологические исследования в правотворческой сфере.

Социологические аспекты законотворческого процесса. Стадии законотворческого процесса.

Проблемы эффективности права. Эффективность правовых норм и эффективность правового регулирования. Юридические критерии эффективности права. Социальные критерии эффективности права. Их соотношение.

Основные направление повышения эффективности правотворчества и правореализации.

Тема 6. Правовая социализация личности.

Понятие социализации личности. Объект и субъект социализации. Различные формы социализации личности. Ресоциализаци и десоциализация.

Особенности правовой социализации, ее пути и методы. Роль юристов в процессе социализации личности.

Правовая культура как фактор социализации. Правовое образование и правовое воспитание. Особенности российской правовой культуры.

Правовое сознание: понятие и содержание. Особенности правового сознания как социального явления. Уровни правового сознания. Формирование правового сознания. Влияние правосознания на формирование права.

Правовой нигилизм и правовой идеализм. Виды правового нигилизма. Истоки правового нигилизма и пути его преодоления.

Тема 7. Правовое поведение и социальная девиация.

Сущность и функции социального контроля. Элементы социального контроля. Социальные нормы и санкции. Право как средство социального контроля. Соотношения права с другими средствами социального контроля

(обычаи, религии, мораль.)

Понятие правового поведения и его признаки. Правомерное и неправомерное поведение. Взаимосвязь между правовой информированностью и правовым поведением человека. Презумпция знания права.

Девиантное поведение. Основные концепции девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). Основные виды девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания и др.). Социальная природа правонарушения. Преступная субкультура. Социальные корни, сущность и особенности девиантного поведения.

Тема 8. Юридическая конфликтология.

Конфликтология как наука. Понятие социального конфликта. Предмет конфликтологии. Юридизация конфликта. Причины социальных конфликтов.

Координация интересов и перевод их на общегосударственный и общеправовой уровень.

Общая характеристика социально-правовых конфликтов. Социально- политические конфликты.

Профилактирование социальных конфликтов. Роль права и государства в минимизации социальных конфликтов.

Тема 9. Правовое обеспечение социальной безопасности.

Понятие социальной безопасности. Факторы, влияющие на социальную безопасность. Личная, общественная и государственная безопасность: их соотношение.

Экономическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и др. виды безопасности. Роль права и государства в их обеспечении.

Тема 10. Социологическое исследование правовой действительности.

Роль социологических исследований социально-правовых проблем. Этапы социолого-правового исследования. Программы исследования: понятие, структура, функции. Формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач.

Организация и проведение социологического исследования. Оформление результатов социологического исследования.

Конкретные методы сбора эмпирической информации и его основные виды. Понятие документа в социологии.

Метод наблюдения и его виды. Методы опроса и его основные виды. Эксперимент, интервью и другие виды сбора социологической информации.

3.3. ЛЕКЦИИ

Лекции для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения

Лекция 1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин. (2 часа) План:

1. Объект и предмет социологии права.

2. Методы социологии права.

3. Структура социологии права.

4. Место социологии права в системе общественных и юридических наук.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции необходимо вспомнить общенаучные и общетеоретические положения об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук. В связи с определением специфики предмета социологии права, ее положения в системе юридических наук следует иметь в виду взаимосвязи, существующие между теоретическим и отраслевым юридическим знанием.

3.4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия для студентов очной формы обучения

Занятие 1. (Тема 1). Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин. (2 часа) План:

1. Объект и предмет социологии права.

2. Методы социологии права.

3. Структура социологии права.

4. Место социологии права в системе общественных и юридических наук.

Задания для подготовки к практическому занятию:

На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся социологии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между социологией права и другими юридическими науками.

Занятие 2. (Тема 3). Социологический подход к пониманию пра-

ва. (2 часа)

План: 1. Социология права и социологическая теория права. Социологический поход к пониманию права в сравнении с иными правовыми школами.

2. Понятие, виды и функции социальных институтов.

3. Право как социальный институт.

4. Социальные функции права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного социального явления, о его социальных функциях следует уяснить сущность социологического подхода к пониманию права, основные характеристики права как социального института. Дискуссии, практические задания могут быть связаны со спецификой социологического подхода к пониманию права, с особенностями реализации социальных функций права.

Занятие 3. (Тема 5). Социальная эффективность правотворчества и правореализации. (2 часа) План:

1. Социологические аспекты правотворческого процесса.

2. Социологические аспекты реализации права.

3. Эффективность правовых норм и эффективность правового регулирования.

4. Основные направление повышения эффективности правотворчества и правореализации.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам социологии правотворческой и правореализационной деятельности, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры эффективного и недостаточно эффективного действия правовых норм.

Занятие 4. (Тема 6). Правовая социализация личности. (2 часа) План:

1. Понятие и формы правовой социализации личности.

2. Правовая культура как фактор социализации.

3. Правовое сознание как социальное явление. Формирование правового сознания.

4. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам правовой социализации личности и социологии правосознания, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры проявления правового нигилизма и правового идеализма. Продумать, в чем конкретно заключаются особенности российской правовой культуры, какие мероприятия являются наиболее эффективными для формирования должного уровня общественного правосознания.

Занятие 5. (Тема 7). Правовое поведение и социальная девиация. (2 часа)

План:

1. Право как средство социального контроля.

2. Социальные свойства правомерного поведения.

3. Основные концепции девиантного поведения.

4. Социальная природа правонарушения.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам правомерного и противоправного поведения, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи уровня правосознания субъектов правового общения с видами правомерного и противоправного поведения; уяснить взаимовлияние различных социальных причин правонарушений.

Занятие 6. (Тема 10). Социологическое исследование правовой действительности. (2 часа) План:

1. Социологические исследования социально-правовых проблем: основные этапы.

2. Организация и проведение социологического исследования.

3. Характеристика отдельных методов социологического исследования.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой, повторить материал предыдущих тем; подготовить программу социологического исследования соответствующих правовых проблем (в соответствии с избранной тематикой магистерской диссертации).

Практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения

Занятие 1. (Тема 1). Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин. (2 часа) План:

1. Объект и предмет социологии права.

2. Методы социологии права.

3. Структура социологии права.

4. Место социологии права в системе общественных и юридических наук.

Задания для подготовки к практическому занятию:

На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся социологии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между социологией права и другими юридическими науками.

Занятие 2. (Тема 4). Социальный механизм действия права. (2

часа) План:

1. Социальный механизм действия права: понятие и элементы.

2. Стадии социального действия права.

3. Общественное мнение как элемент социального механизма действия права.

4. Комплексный механизм действия права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С учетом общетеоретических представлений о механизме правового регулирования общественных отношений, о его стадиях и элементах необходимо уяснить значение каждой стадии социального действия права. Для рассмотрения всех элементов социального механизма действия права важным представляется понимание общественного мнения, роли средств массовой информации в его формировании.

Занятие 3. (Тема 5). Социальная эффективность правотворчества и правореализации. (2 часа) План:

1. Социологические аспекты правотворческого процесса.

2. Социологические аспекты реализации права.

3. Эффективность правовых норм и эффективность правового регулирования.

4. Основные направление повышения эффективности правотворчества и правореализации.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам социологии правотворческой и правореализационной деятельности, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры эффективного и недостаточно эффективного действия правовых норм.

Занятие 4. (Тема 7). Правовое поведение и социальная девиация. (2 часа)

План:

1. Право как средство социального контроля.

2. Социальные свойства правомерного поведения.

3. Основные концепции девиантного поведения.

4. Социальная природа правонарушения.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам правомерного и противоправного поведения, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи уровня правосознания субъектов правового общения с видами правомерного и противоправного поведения; уяснить взаимовлияние различных социальных причин правонарушений.

Занятие 5. (Тема 10). Социологическое исследование правовой действительности. (2 часа) План:

1. Социологические исследования социально-правовых проблем: основные этапы.

2. Организация и проведение социологического исследования.

3. Характеристика отдельных методов социологического исследования.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой, повторить материал предыдущих тем; подготовить программу социологического исследования соответствующих правовых проблем (в соответствии с избранной тематикой магистерской диссертации).

Практические занятия для студентов заочной формы обучения

Занятие 1. (Тема 1). Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин. (2 часа) План:

1. Объект и предмет социологии права.

2. Методы социологии права.

3. Структура социологии права.

4. Место социологии права в системе общественных и юридических наук.

Задания для подготовки к практическому занятию:

На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся социологии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между социологией права и другими юридическими науками.

Занятие 2. (Тема 5). Социальная эффективность правотворчества и правореализации. (2 часа) План:

1. Социологические аспекты правотворческого процесса.

2. Социологические аспекты реализации права.

3. Эффективность правовых норм и эффективность правового регулирования.

4. Основные направление повышения эффективности правотворчества и правореализации.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам социологии правотворческой и правореализационной деятельности, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры эффективного и недостаточно эффективного действия правовых норм.

Занятие 3. (Тема 7). Правовое поведение и социальная девиация. (2 часа)

План:

1. Право как средство социального контроля.

2. Социальные свойства правомерного поведения.

3. Основные концепции девиантного поведения.

4. Социальная природа правонарушения.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам правомерного и противоправного поведения, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи уровня правосознания субъектов правового общения с видами правомерного и противоправного поведения; уяснить взаимовлияние различных социальных причин правонарушений.

3.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Виды самостоятельной работы студента по дисциплине "Социология права":

- написание эссе, контрольной работы, реферата;

- составление библиографического списка по заданной научной проблеме,

- подготовка презентации;

- подготовка тезисов докладов, сообщений для участия в научных конференциях;

- выполнение индивидуальных заданий, практических заданий, кейсзаданий.

3.5.1. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

№ Название темы Задание для самостоятельной работы студента Форма контроля преподавателем 1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 2. Становление и развитие социологии права. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка пись- менных работ, выполнения индивидуальных заданий. 3. Социологический подход к пониманию права. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 4. Социальный механизм действия права. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 6. Правовая социализация личности. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 7. Правовое поведение и социальная девиация. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 8. Юридическая конфликтология. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 9. Правовое обеспечение социальной безопасности. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 10. Социологическое исследование правовой действительности. Подготовка докладов, сообщений,

эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.

3.5.2. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

№ Название темы Задание для самостоятельной работы студента Форма контроля преподавателем 1. Предмет и метод социологии права. Социология права Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам дисциплинарной са- Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, в системе юридических наук. мостоятельности социологии права, ее функций, взаимосвязи с другими юридическими и социальными науками. проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 2. Социологический подход к пониманию права. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам различных вариантов социологического подхода к пониманию права. Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 3. Социальный механизм действия права. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам соотношения юридического, социального, психологического механизмов действия права Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 4. Социальная эф-

фективность правотворчества и правореализации. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам повышения эффек-

тивности правотворческой и правоприменительной деятельности.

Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 5. Правовое поведение и социальная девиация. Подготовка докладов, сообщений, эссе по социологическим проблемам мотивации и оценки правомерного и противоправного поведения. Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 6. Юридическая конфликтология. Доклады, сообщения, эссе по проблемам социальной обусловленности конфликтов, их профилактики, разрешения правовыми средствами. Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Необходимость использования при проведении практических и лекционных занятий той или иной образовательной технологии определяется преподавателем:

- лекция-презентация;

- семинары в диалоговом режиме могу проводиться по всем темам практических занятий;

- деловые и ролевые игры (проведение фрагмента семинара, лекции с последующим анализом; демонстрация методов обучения);

- методика проектов может использоваться по любой из тем практических занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы;

- практическая работа по теме "Социологическое исследование правовой действительности".

- реализация мультимедийных методик при проведении аудиторных занятий и оценки качества успеваемости студентов.

Не менее 30 процентов аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах.

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов 2 Лекции Дистанционные технологии, компьютерные симуляции 2 Практические занятия Презентация проекта, обучающая игра, работа в малых группах, технология портфолио, интернет конференции, разбор конкретных ситуаций, "кейсстадии" 4 ИТОГО 6

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬ-

НОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ.

1. Социологи права как самостоятельная юридическая дисциплина.

2. Методы сбора эмпирической информации.

3. Становление и развитие социологии права в западных странах.

4. Становление и развитие социологии права в России.

5. Современное состояние социологии права в России.

6. Правовая проблематика в трудах классиков социологии.

7. Социологический подход к пониманию права.

8. Социальный механизм действия права.

9. Проблемы эффективности законодательства.

10. Общественное мнение и право.

11. Юридическая конфликтология. 12. Методика социологических исследований.

5.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕ-

СТАЦИИ (ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАЧЕТА) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Объект и предмет социологии права.

2. Структура и функции социологии права.

3. Взаимосвязь социологии права, философии права и общей теории права.

4. Особенности права как социального института.

5. Социальная обусловленность права.

6. Социологический подход к пониманию права.

7. Характеристика основных социальных институтов.

8. Право в структуре общества.

9. Материальные источники права.

10. Социальные функции права: общая характеристика.

11. Понятие социализации личности.

12. Правовая культура как фактор социализации.

13. Правовое образование и воспитание.

14. Правовое сознание: понятие и содержание.

15. Уровни правового сознания. Правовое сознание как социальное явление.

16. Правовой нигилизм и основные направления его преодоления.

17. Сущность и функции социального контроля.

18. Социальные нормы и санкции.

19. Право как средство социального контроля.

20. Понятие правового поведения и его социальная характеристика.

21. Правомерное и противоправное поведение.

22. Девиантное поведение. Основные концепции девиантного поведения.

23. Социальная природа правонарушения. Преступная субкультура.

24. Социологические аспекты правотворческого процесса.

25. Социальные и юридические критерии эффективности правового регулирования.

26. Общественное мнение и право.

27. Лоббизм и его влияние на формирование права.

28. Социальные интересы и право. Проблемы выражения социальных интересов в праве.

29. Основные элементы социального действия права.

30. Стадии действия права.

31. Комплексный механизм действия права.

32. Взаимодействие правовой системы с социальной, экономической, политической системами.

33.Сущность и особенности социального конфликта.

34.Виды социальных конфликтов.

35. Социологические исследования в правовой сфере. 36. Методы сбора и анализа социологических данных.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Название раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (в т.ч. знания, умения, владение компетенциями) 1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук. ОК-1;

ОК-3;

ОК-5; ПК-9;

ПК-10; ПК-11 Знать: общеобразовательное и профессиональное значение социологии права; историю и современное состояние учебной дисциплины. Предмет социологии права, методологию социологии права, структуру социологии права.

Уметь: определить место социологии права в учебном плане подготовки магистров. Определить взаимосвязь курса с юридическими и другими общественными учебными дисциплинами.

Владеть: соответствующей научной терминологией, навыками работы с научной литературой и нормативными правовыми актами. 2. Становление и развитие социологии права. ОК-1;

ОК-3;

ОК-5; ПК-9;

ПК-10; ПК-11 Знать: основные этапы становления и развития социологии права, их конкретное содержание.

Уметь: определять сущность исторических социолого-правовых доктрин, выявлять их сходства и отличительные особенности.

Владеть: научной, юридической терминологией, навыками работы с научной литературой, навыками анализа источников, различными методами научного анализа. 3. Социологический подход к пониманию права. ОК-1;

ОК-3;

ОК-5; ПК-9;

ПК-10; ПК-11 Знать: различные подходы к пониманию права, сущность социологического подхода к пониманию права, понятие, виды и функции социальных институтов, характеристики права как социального института. Уметь: сопоставлять различные подходы к пониманию права, выявлять их отличительные особенности и общие характеристики.

Владеть: общенаучной, юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методами сравнительного и системного анализа. 4. Социальный ОК-1; Знать: основные элементы социального

механизм действия права. ОК-3;

ОК-5; ПК-9;

ПК-10; ПК-11 механизма действия права, его основные стадии, комплексный механизм действия права.

Уметь: сопоставлять содержание различных стадий действия права, содержание юридического, социального, психологического механизмов действия права.

Владеть: общенаучной и юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методами сравнительного и системного анализа. 5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации. ОК-1;

ОК-3;

ОК-5; ПК-9;

ПК-10; ПК-11 Знать: основные положения о социальной обусловленности права, социологические аспекты правотворческого и правореализационного процессов, проблемы повышения их эффективности.

Уметь: сопоставлять различные подходы к повышению эффективности правотворчества и правореализации.

Владеть: общенаучной и юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методом сравнительного и системного анализа. 6. Правовая социализация личности. ОК-1;

ОК-3;

ОК-5; ПК-9;

ПК-10; ПК-11 Знать: понятие правовой социализации личности, социологические особенности формирования правосознания и правовой культуры.

Уметь: выявлять особенности правовой социализации личности, сопоставлять виды правового сознания.

Владеть: общенаучной и юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методом сравнительного и системного анализа. 7. Правовое поведение и социальная девиация. ОК-1;

ОК-3;

ОК-5; ПК-6;

ПК-9; ПК-10;

ПК-11 Знать: основные положения о сущности и функциях социального контроля, о роли права как средства социального контроля, о социологических характеристиках правомерного и противоправного поведения. Уметь: сопоставлять право с другими видами социального контроля, характеризовать основные виды правомерного и девиантного поведения, выявлять социальные причины противоправных деяний. Владеть: общенаучной и юридической терминологией, навыками работы с право- выми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методом сравнительного и системного анализа. 8. Юридическая конфликтология. ОК-1;

ОК-3;

ОК-5; ПК-6;

ПК-9; ПК-10;

ПК-11 Знать: основные понятия юридической конфликтологии.

Уметь: давать характеристику социальноправовых конфликтов, указывать на конкретные правовые средства разрешения социальных конфликтов.

Владеть: общенаучной и юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методом сравнительного и системного анализа. 9. Правовое обеспечение социальной безопасности. ОК-1;

ОК-3;

ОК-5; ПК-6;

ПК-9; ПК-10;

ПК-11 Знать: понятие и виды социальной безопасности, положения о роли права и государства в обеспечении социальной безопасности.

Уметь: сопоставлять характеристики различных видов социальной безопасности. Владеть: общенаучной и юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методом сравнительного и системного анализа. 10 Социологическое исследование правовой действительности. ОК-1;

ОК-3;

ОК-5; ПК-6;

ПК-9; ПК-10;

ПК-11 Знать: основные этапы и методы социолого-правовых исследований.

Уметь: составлять программу социологоправовых исследований, оформлять их результаты.

Владеть: общенаучной и юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методом сравнительного и системного анализа.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Корнев, А. В. Социология права: учебник / А. В. Корнев. - М.: Проспект, 2015. - 336 с.

2. Мальцев, Г. В. Культурные традиции права: монография / Г. В. Мальцев. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2013. - 608 с.

3. Сырых, В. М. Социология права: учебник / В. М. Сырых. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Юстицинформ, 2016. - 472 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Агафонов Ю. А., Шалин В. В., Зимонина Н. А. Русская философия и социологи права. М., 2005.

5. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения М., 2001.

6. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

7. Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. 1093 с.

8. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

9. Блюдина У. А., Петражицкий Л. И. польская школа социологии права // Социологические исследования. 2004. № 9.

10. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

11. Габрелян Э. В. Теоретическое государствоведение и современная социальная наука // Правоведение. 2012. № 2. С. 40-51.

12. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4.

13. Глотов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация. // Социологические исследования. 2003. № 3.

14. Гревцов Ю. И. Социология права: Курс лекций. СПб., 2001.

15. Гречин А. С. Социология правового сознания. М., 2001.

16. Гурвич Г. Д. Философия и социология права. СПб,. 2004.

17. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования 1994. № 5.

18. Дмитриев А. В. Социальный конфликт: Общее и особенное. М., 2002.

19. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория права. М., 1908.

20. Еллинек Г. Общее учение о государстве. М., 1908.

21. Жуков В. Н. Изменение и развитие как категории социологии права // Государство и право. 2012. № 11. С. 47-59.

22. Жуков В. Н. Социология права: история, теория, методология // Государство и право. 2013. № 4. С. 20-35.

23. Иеринг Р. Цель в праве. СПб. 1881.

24. Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права: учеб. М., 1995. 297 с.

25. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

26. Керимов Д. А. Проблемы общей теории права и государства. В 3 т. Т.

1. Социология права. М, 2001. 265 с.

27. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998.

28. Ковлер А. И. Антропология права. М., 2002.

29. Козлов В. А., Суслов Ю. А. Конкретно-социологические исследования в области права. Л., 1981.

30. Корнев А. В. Социология права в методологическом инструментарии юриспруденции // Методология сравнительно-правовых исследований.

Жидковские чтения: материалы Всерос. науч. конф. / под ред. Г. И. Муромцева, М. В. Немытиной. М., 2013. С. 42-49.

31. Корнев А. В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1988. № 5.

32. Ксенофонтов В. Н. Социология права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. 159 с.

33. Кудрявцев В. Н. Социальные отклонения М.,1990.

34. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.

35. Кульчар К. Основы социологи права. М., 1981.

36. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987. 37. Лапаева В. В. Социология права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

336 с.

38. Лапаева В. В. Социология права. М., 2004.

39. Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина? // Социологические исследования. 1999. № 7.

40. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

41. Луковская Д. И. Социология права Франции. СПб., 1996.

42. Луман Н. Социология права // Правовая мысль ХХ века. М., 2002.

43. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2007.

44. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1996.

45. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

46. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М, 1974. 328 с.

47. Поляков А. В. Общая теория права. СПб, 2006.

48. Саидов А. Х. Социология права. Ташкент, 2007. 32 с.

49. Саидов А. Х. Социология права: каков ее научный статус // Социологические исследования. 2006. № 7.

50. Спиридонов Л. И. Социальное развитие и право. Л., 1973. 208 с.

51. Сырых В. М. Социология права: учебник. М.: Юстицинформ, 2012.

472 с.

52. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? М.,2002.

53. Эрлих О. Основоположение социологии права / пер. с нем

М. В. Антонова; под ред. В. Г. Графского, Ю. И. Гревцова. СПб., 2011. 704 с.

54. Яковлев А. М. Социальная структура общества и право: учеб. пособие. М., 2009. 368 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Институт государства и права Российской академии наук www.igpan.ru/rus

Государственная публичная историческая библиотека России www.shpl.ru

Научная библиотека МГУ имени М. В. Ломоносова http://www.nbmgu.ru

Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета http://www.lib.pu.ru

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Видеопроектор, интерактивная доска.

2. Аудиторный фонд Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

3. Библиотека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

4. Программное обеспечение, включая доступ в сеть Интернет.

5. Сайт Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) WWW.MSAL.RU.

1 Читается обзорная лекция по курсу.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

2 2

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении