Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 033969 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)

Кафедра административного права и процесса

ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

(М2.В.ОД.7)

Рабочая программа

Магистерская программа

"Юрист в сфере государственного управления"

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва

2017

Программа одобрена на заседании кафедры от "20" сентября 2016 г., протокол № 2

Авторы:

Старостин С.А. -доктор юридических наук, профессор; Поляков М.М. -кандидат юридических наук, доцент.

Рецензенты:

Зубарев С.М. - доктор юридических наук, профессор; Кожеуров Я.С. -кандидат юридических наук, доцент, член Методического совета.

Старостин С.А., Поляков М.М.

Правовые акты государственного управления: рабочая программа / С.А. Старостин, М.М. Поляков - М., 2017 - 33 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 (40.04.01) Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр").

(c) Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017

Оглавление

I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................ 4

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ

ПРОГРАММЫ ..................................................................................................... 6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................. 7

3.1.1 Тематический план для магистров очной формы обучения .................. 7

3.1.2 Тематический план для магистров очно-заочной формы обучения ..... 8

3.1.3 Тематический план для магистров заочной формы обучения .............. 9

3.2 Содержание дисциплины (программа курса) ........................................... 10

3.3 Лекции .......................................................................................................... 11

3.4 Практические занятия ................................................................................. 11

3.5 Самостоятельная работа студента ............................................................. 15 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ..................................................... 17

4.1 Образовательные технологии для магистров очной формы обучения.. 19 4.2 Образовательные технологии для магистров очно-заочной формы

обучения ............................................................................................................. 20

4.3 Образовательные технологии для магистров заочной формы

обучения ............................................................................................................. 21

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ........... 22

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................ 25

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................ 31

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................ 33

I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины "Правовые акты органов государственного управления" является формирование у магистранта систематизированных знаний и практических навыков для определения правового статуса, системы и назначения исполнительной власти в реализации законов, исполнении их требований применительно к функционированию государственного механизма, удовлетворения запросов и нужд населения в правоприменительной и в подзаконной нормативно-регулирующей деятельности.

Задачами учебной дисциплины "Правовые акты государственного управления" являются:

- усвоение ключевых правовых категорий и терминов, связанных с функционированием системы органов исполнительной власти;

- исследование различных видов нормативных правовых актов государственного управления в современной России.

- изучение содержания федеральных законов, регулирующих порядок функционирования органов исполнительной власти;

- знание актов исполнительной власти органов государственного управления, а также специфические признаки ведомственных актов.

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины:

- правотворческая;

- правоприменительная;

- правоохранительная;

- экспертно-консультационная;

- организационно-управленческая; - научно-исследовательская; - педагогическая.

В рамках учебной дисциплины "Правовые акты государственного управления" осуществляется подготовка магистров к решению следующих профессиональных задач в области:

а) правотворческой деятельности: - подготовка нормативных правовых актов; б) правоприменительной деятельности:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

в) правоохранительной деятельности:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охрана общественного порядка;

- защита частной, государственной и иных форм собственности;

- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационной деятельности:

- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; е) научно-исследовательской деятельности:

- проведение научных исследований по правовым проблемам;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогической деятельности: - преподавание юридических дисциплин; - осуществление правового воспитания.

В процессе освоения учебной дисциплины "Правовые акты государственного управления" магистрант формирует и демонстрирует следующие компетенции:

- общекультурные (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- профессиональные (ПК): в правоохранительной деятельности:

- способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); в экспертно-консультационной деятельности:

- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8); в организационно-управленческой деятельности:

- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); в научно-исследовательской деятельности:

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); в педагогической деятельности:

- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-

15).

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕР-

СКОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина "Правовые акты государственного управления" является обязательной дисциплиной вариативной части профессионального цикла ОП "Юрист в сфере государственного управления" (М2.В.ОД.7).

Дисциплина изучается на 1 курсе (2 семестр) после изучения дисциплин базовой и вариативной частей общенаучного цикла и на основе полученных в рамках этих дисциплин знаний, умений и навыков (компетенций).

Дисциплина "Правовые акты государственного управления" выполняет важную роль в профессиональной подготовке магистранта. Она выполняет системную задачу и должна сформировать комплексное представление о государственно-правовом институте исполнительной власти.

При изучении учебной дисциплины студент, в частности, должен обладать следующими "входными" знаниями и умениями:

- знание общетеоретических категорий и концепций юридической науки, основных понятий о государстве и праве;

- наличие базовых представлений об основных институтах и сферах регулирования административного права;

- умение осуществлять поиск, толкование и применение нормативных правовых актов и иных юридических документов, включая судебную практику.

Структурно-логические связи учебной дисциплины "Правовые акты государственного управления"

Учебные дисциплины, на которые опирается содержание данной учебной дисциплины Учебные дисциплины, для которых содержание данной учебной дисциплины выступает опорой М2.Б.4 - Актуальные проблемы административного права и

процесса;

М2.В.ОД.3 - Теория

государственного управления; М2.В.ОД.8 - Административная юстиция;

М2.В.ОД.9 -

Административная юрисдикция;

М2.В.ОД.6 - Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации ;

М2.В.ДВ.3 - Правовые основы организации исполнительной власти. М2.В.ДВ.4 - Проблемы формирования эффективной исполнительной власти;

М2.В.ДВ.4 - Административные регламенты в сфере государственного управления.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематические планы

Общая трудоёмкость дисциплины по всем формам обучения составляет 3 зачётные единицы, 108 часов. Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра. Итоговая форма контроля - экзамен (трудоемкость составляет: 27 часов для очной формы обучения, 36 часов для очно-заочной формы обучения и 9 часов для заочной формы обучения).

3.1.1 Тематический план для магистров очной формы обучения

Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра Итоговая форма контроля - экзамен

№ п/ п Раздел учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля1 Лек ции Практические занятия СРС 1. Понятие, виды и юридическое значение правовых актов государственного управления. 2 2 4 15 Реферат. Устное проведение занятия 2. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти РФ. 2 - 2 13 Реферат. Устное проведение занятия 3. Правовые основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти. 2 - 2 13 Реферат.

Устное проведение занятия 4. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти. 2 - 2 12 Ситуационные задачи (кейсы). Устное проведение занятия 5.

Обжалование и опротестование правовых актов государственного управления органов исполнительной власти. 2 - 4

12

Ситуационные задачи

(кейсы).

Устное проведение занятия Всего 2 14 65 108

3.1.2 Тематический план для магистров очно-заочной формы обучения

Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра Итоговая форма контроля - экзамен

№ п/ п Раздел учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля2 Лек ции Практические занятия СРС 1. Понятие, виды и юридическое значение правовых актов государственного управления. 2 2 4 12 Реферат. Устное проведение занятия 2. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти РФ. 2 - 2 12 Реферат. Устное проведение занятия 3. Правовые основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти. 2 - 2 12 Реферат. Устное проведение занятия 4. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти. 2 - 2 12 Ситуационные задачи (кейсы). Устное проведение занятия

3.1.3 Тематический план для магистров заочной формы обучения

5.

Обжалование и опротестование правовых актов управления органов исполнительной власти. 2 - 2 10 Ситуационные задачи (кейсы). Устное проведение занятия Всего 2 12 58 108

Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра Итоговая форма контроля - экзамен

№ п/ п Раздел учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля3 Лек ции Практические занятия СРС 1. Понятие, виды и юридическое значение правовых актов государственного управления. 2 2 2 18 Реферат. Устное проведение занятия 2. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти РФ. 2 - 2 18 Реферат. Устное проведение занятия 3. Правовые основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти. 2 - 2 18 Реферат. Устное проведение занятия 4. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти. 2 - 2 18 Ситуационные задачи (кейсы). Устное проведение занятия 5.

Обжалование и опротестование правовых актов государственного управления органов исполнительной власти. 2 - 17 Ситуационные задачи (кейсы). Устное проведение занятия Всего 2 8 89 108

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Раздел 1. Правовые акты управления: понятие, виды, правовое регулирование правотворческого процесса. 1. Тема 1. Понятие, виды и юридическое значение правовых актов государственного управления.

1. Понятие и назначение правовых актов государственного управления.

2. Виды правовых актов государственного управления, критерии их классификации.

3. Юридическое значение правовых актов государственного управления. 2. Тема 2. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти РФ.

1. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.

2. Правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти РФ.

3. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ. 3. Тема 3. Правовые основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти.

1. Законодательные основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти.

2. Правовые акты Президента и Правительства РФ, регулирующее правотворческую деятельность исполнительной власти в РФ.

3. Правовые акты субъектов РФ, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти. Раздел 2. Подготовка, принятие, опубликование, вступление в силу и обжалование правовых актов управления. 4. Тема 4. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти. 1. Подготовка правовых актов управления.

2. Порядок принятия правовых актов управления.

3. Опубликование и вступление в законную силу правовых актов управления. 5. Тема 5. Обжалование и опротестование право- 1. Административный порядок обжалования правовых актов государственного управления. вых актов государственного управления органов исполнительной власти. 2. Опротестование правовых актов государственного управления.

3. Обжалование правовых актов государственного управления в судах общей юрисдикции.

4. Обжалование правовых актов государственного управления в арбитражных судах.

3.3 Лекции

Тема 1. Понятие, виды и юридическое значение правовых актов государственного управления.

(очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

1. Понятие и назначение правовых актов государственного управления.

2. Виды правовых актов государственного управления, критерии их классификации.

3. Юридическое значение правовых актов государственного управления.

Задания для подготовки к лекции

1. Ознакомиться с учебной и научной литературой по теме лекции.

2. Подготовить вопросы, требующие уточнения или дополнительного разъяснения.

3.4 Практические занятия

Тема 1. Понятие, виды и юридическое значение правовых актов государственного управления.

(очная форма обучения - 4 часа, очно-заочная форма обучения - 4 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

1. Понятие и назначение правовых актов государственного управления.

2. Виды правовых актов государственного управления, критерии их классификации. 3. Юридическое значение правовых актов государственного управления.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Ознакомиться с нормативными материалами по теме практического занятия.

3. На основании основной, дополнительной литературы и нормативных материалов подготовиться к написанию рефератов по данной теме.

Темы рефератов к практическому занятию:

1. Нормативный правой акт в системе актов государственного управления.

2. Индивидуальные акты в системе актов государственного управления.

3. Ведомственные правовые акты.

4. Особенности правовых актов глав субъектов РФ

5. Особенности правовых актов высших органов исполнительной власти субъектов РФ.

Тема 2. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти РФ.

(очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

1. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.

2. Правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти РФ.

3. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Ознакомиться с нормативными материалами по теме практического занятия.

3. На основании основной, дополнительной литературы и нормативных материалов подготовиться к написанию рефератов по данной теме. Темы рефератов к практическому занятию:

1. Правовые акты Президента РФ.

2. Правовые акты Правительства РФ.

3. Порядок издания актов Президента РФ и Правительства РФ.

4. Основания прекращения действия актов Президента РФ и

Правительства РФ

5. Отмена актов Президента РФ и Правительства РФ.

6. Публично-правовые акты, возникающие в процессе реализации актов государственного управления и укрепления законности.

7. Отличие правового акта исполнительной власти от правовых актов иных органов государственной власти.

Тема 3. Правовые основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти.

(очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

1. Законодательные основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти.

2. Правовые акты Президента и Правительства РФ, регулирующее правотворческую деятельность исполнительной власти в РФ.

3. Правовые акты субъектов РФ, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Ознакомиться с нормативными материалами по теме практического занятия.

3. На основании основной, дополнительной литературы и нормативных материалов подготовить реферат по темам, указанным в рабочей программе.

Темы рефератов к практическому занятию:

1. Функции правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Юридические коллизии правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

3. Правовой статус высших исполнительных органов субъектов РФ.

4. Правовые акты высших исполнительных органов субъектов РФ.

5. Действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ во времени, пространстве и кругу лиц.

Тема 4. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти. (очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 1 час)

1. Подготовка правовых актов управления.

2. Порядок принятия правовых актов управления.

3. Опубликование и вступление в законную силу правовых актов управления.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Ознакомиться с нормативными материалами по теме практического занятия.

3. На основании основной, дополнительной литературы и нормативных материалов подготовиться к решению ситуационной задачи (кейса) по данной теме.

Задача (кейс) к практическому занятию:

Согласно ст. 43 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По отношению к федеральным органам исполнительной власти оно осуществляет функцию руководства. Подобные различия правового механизма организации взаимодействия в системе исполнительной власти обусловлены рядом конституционных принципов ее организации.

Вопросы к задаче:

Изложите содержание вопроса с указанием на его проблемный характер в целом и каждой его части.

Определите, присутствует ли здесь коллизия правовых норм?

При выявлении коллизии предложите возможные способы ее разрешения.

Тема 5. Обжалование и опротестование правовых актов государственного управления органов исполнительной власти. (очная форма обучения - 4 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 1 час)

1. Административный порядок обжалования правовых актов государственного управления.

2. Опротестование правовых актов государственного управления.

3. Обжалование правовых актов государственного управления в судах общей юрисдикции.

4. Обжалование правовых актов государственного управления в арбитражных судах.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Ознакомиться с нормативными материалами по теме практического занятия.

3. На основании основной, дополнительной литературы и нормативных материалов подготовиться к решению ситуационной задачи (кейса) по данной теме.

Задача (кейс) к практическому занятию:

Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2013 года было утверждено новое Положение об Аппарате Правительства РФ, согласно которому полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности палат Федерального Собрания РФ, а также Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ передавались данному органу. Инициативная группа депутатов Государственной Думы РФ во главе с лидером фракции коммунистов З. 10 апреля 2013 года передала официальный запрос в Конституционный Суд РФ его Председателю З. с требованием о проверке конституционности положений данного постановления и соблюдения принципа разделения властей.

Вопросы к задаче:

Насколько правомерно наличие таких широких полномочий у Аппарата Правительства РФ?

Перечислите все необходимые правовые акты, необходимые для разрешения данной ситуации.

Перечислите основные полномочия, а также охарактеризуйте организационно-правовой статус Аппарата Правительства РФ.

Составьте рекомендации для подготовки правовой позиции Конституционного Суда РФ по данному делу.

3.5 Самостоятельная работа студента

Самостоятельная работа магистрантов проводится в форме изучения основной и дополнительной литературы, нормативных материалов по учебной дисциплине.

Виды самостоятельной работы:

• поиск и изучение нормативных правовых актов, договоров, в том числе с использованием электронных баз данных;

• поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети Интернет;

• поиск и изучение судебной практики по определённым вопросам;

• решение задач (кейсов) и тестовых заданий на основании материалов, имеющихся на кафедре;

• подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций;

• проектная деятельность.

Модель (особенности) самостоятельной работы магистрантов по отдельным разделам и темам курса:

• изучение учебной литературы и нормативных материалов по соответствующей теме;

• подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов;

• составление схем, сравнительных таблиц;

• изучение дополнительных тем, определяемых по согласованию с преподавателем (факультативно).

Модель (особенности) самостоятельной работы магистрантов очнозаочной формы обучения:

• самостоятельное планирование времени изучения тем в течение семестра;

• изучение учебной литературы и нормативных материалов на основе списка литературы;

• изучение судебной практики;

• подготовка письменных работ;

• подготовка к практическим занятиям;

• изучение дополнительных тем, определяемых по согласованию с преподавателем (факультативно).

Примерная тематика заданий для самостоятельных работ4

Семестр Тема занятия Тема задания для самостоятельной работы Форма контроля 2 1. Понятие, виды и юридическое значение правовых актов государственного управления. Подготовка таблицы "Виды нормативных правовых актов государственного управления". Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия 2 2. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти РФ. Подготовка таблицы, содержащей характеристику правовых актов

государственного управления, издаваемых федеральными органами исполнительной власти РФ. Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия 2 3. Правовые основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти. Подготовка схемы

"Полномочия Президента РФ и Правительства РФ в сфере правотворческой деятельности". Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия 2 4. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти. Подготовка таблицы, содержащей характеристику действия правовых актов государственного управления в пространстве, времени и кругу лиц. Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия 2 5. Обжалование и опротестование правовых актов государственного управления органов исполнительной власти. Подготовка таблицы, содержащей характеристику различных способов обжалования правовых актов государственного управления. Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках образовательного процесса по дисциплине "Правовые акты государственного управления" предусматриваются активные и интерактивные формы проведения занятий. Особое место занимает разбор конкретных ситуаций в сфере исполнительной власти и практических задач (кейс-стади) правоприменительной деятельности. В рамках учебного курса предполагаются встречи с представителями структурных подразделений Правительства Российской Федерации, ФОИВ и Правительства г. Москвы.

Конкретные образовательные технологии, которые будут использоваться в образовательном процессе:

4.1. Лекции - это форма организации учебного процесса, в условиях которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а обучающиеся слушают и записывают содержание лекции, а в отдельных случаях задают вопросы, на которые преподаватель отвечает. Предусматривается сопровождение лекций демонстрацией слайд-презентаций с помощью мультимедийного проектора.

4.2. Практическое занятие - форма организации обучения, при которой на этапе его подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе практического занятия идут активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.

4.2.1. Главным элементом практического занятия является дискуссия. Как известно, дискуссия - это речемыслительная деятельность, и поэтому результат ее не более как вывод на словах, будь он или теоретически доказательным, или гипотетическим, или просто практически целесообразным. Дискуссия состоит из следующих этапов:

- вводное информирование, при котором излагается основной замысел дискуссии, постановка проблемы, выделение основных вопросов;

- выступление основного докладчика;

- выступления содокладчиков;

- прения по докладу и содокладам - аналитические выступления;

- завершение дискуссии - обобщение результатов, выработка решения проблемы.

Докладчики могут использовать информационные и коммуникационные технологии для презентаций (тезисы, схемы, видеодемонстрации, моделирование). После каждого доклада проводится коллективное обсуждение. При этом учитывается ряд показателей, характеризующих качество проведения семинара: научность, доказательность, новизна, самостоятельность, стиль изложения, активность при обсуждении вопросов.

4.2.2. Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация. Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания выступления и слушателям все понятно.

4.3. Консультации - форма обучения, при которой в результате педагогического общения проходит устранение трудностей организационного и учебно-содержательного характера, возникающих у студентов в процессе учебы. Консультации, с согласия преподавателя, могут проводиться по телефону и электронной почте, причем последний вариант встречается чаще.

4.4. Индивидуальное (домашнее) задание - это достаточно гибкий жанр работы студента. Наиболее распространены такие задания, как проработка источника, поиск источника в сети, каталогизация и т. д. Можно выделить типичные виды заданий по проработке первоисточников, например: составление плана и/или тезисов публикации; выделение основных мыслей; реферирование; полемизирование; рецензирование; обзор.

Результаты работы могут быть представлены в разных формах, например: реферат, эссе, курсовая работа и др.

4.4.1. Реферат - это форма изложения имеющейся информации; краткое, сокращенное изложение содержания научной работы или его части. Необходимость в реферировании возникает при пересказе содержания документа или его части. Реферат представляет собой обзор нескольких источников информации или мнений нескольких людей по определенной теме. Другой вариант - анализ какого-либо одного источника или теоретического наследия в рамках заданной темы. Объем реферата составляет обычно 15-20 страниц.

В задачу реферирования входит раскрытие наиболее важной составляющей содержания работы. Вместе с тем реферат должен давать ясное представление о сути предложенного юридического научного или практического решения. Логика реферирования должна соответствовать логике научного исследования. Реферат должен отражать взгляды авторов реферируемой работы. Заглавие реферата, как правило, соответствует заглавию реферируемой работы.

4.4.2. Ситуационные задачи (кейс-стади) - способствуют формированию у будущего специалиста умения формулировать и решать задачу (проблему) в определенной обстановке. Ситуационные задачи существенно отличаются от учебных задач-упражнений: если в последних всегда сформулировано условие (что дано) и требование (что надо найти), то в ситуационной производственной задаче, как правило, таких параметров нет. Обучающемуся в ходе решения подобных задач необходимо прежде всего разобраться в реальной ситуации, определить, существует ли проблема и в чем она состоит, т. е. самостоятельно установить, что ему известно и что надо определить для принятия решения.

Кейс-стади - это описание реальной или вымышленной ситуации профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы или тематического блока. И задания (вопросы) в большей степени связаны с анализом и оценкой действий участников. Кейсы могут быть придуманы преподавателем, взяты из реальной практики, журналов, газет, других изданий. Часто делается кейс-ссылка: указать студентам соответствующее место в сети и попросить проанализировать ту ситуацию, которая описана там. Прочтя и проанализировав ситуацию, студенту нужно будет ответить на ряд вопросов. Эти вопросы продумывает сам преподаватель. Главное, чтобы вопросы были тесно связаны с темой и теоретическими аспектами изучаемого материала, способствовали глубокому проникновению в суть ситуации и побуждали студента примерить эту ситуацию на "себя".

Типичные критерии оценки по данному виду самостоятельной работы: минимум 1,5 стандартных страниц текста; своевременность представления (как указано в инструкции); соответствие выводов теоретическому материалу (с соответствующими ссылками на теоретический материал по данной теме); обоснованность и аргументированность своей точки зрения (в том числе практическими примерами).

Основные направления использования интерактивных образовательных технологий по различным формам обучения указаны в приводимых ниже таблицах.

4.1 Образовательные технологии для магистров очной формы обучения

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные

образовательные технологии Количеств о часов 2 Лекция и практическое занятие по теме:

"Понятие, виды и юридическое значение правовых актов

государственного управления". Интерактивная лекция и семинар-дискуссия, проверка рефератов, практика публичного выступления. 4 2 Практическое занятие по теме: "Правовые акты,

принимаемые органами исполнительной власти

РФ". Семинар-дискуссия, проверка рефератов, практика публичного выступления. 2 2 Практическое занятие по теме: "Правовые основы правотворческой

деятельности органов исполнительной власти". Семинар-дискуссия и проверка рефератов, практика публичного выступления. 2 2 Практическое занятие по теме:

"Порядок подготовки, принятия, опубликования

и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти". Семинар-дискуссия в форме работы в малых группах и решение ситуационной задачи (кейс-стади). 2 2 Практическое занятие по теме: "Обжалование и опротестование правовых

актов государственного управления органов исполнительной власти". Семинар-дискуссия в форме работы в малых группах и решение ситуационной задачи (кейс-стади). 2 Итого 12 Интерактивные занятия

Семестр Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов 2 Практические занятия Разрешение и анализ казусов, подготовленных кафедрой по материалам административных дел и судебной практики ("кейсстади"), подготовка рефератов и практика публичного выступления. Дискуссии по актуальным и спорным вопросам. 6 Итого: 6 4.2 Образовательные технологии для магистров очно-заочной формы

обучения

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные

образовательные технологии Количеств о часов 2 Лекция и практическое занятие по теме:

"Понятие, виды и юридическое значение правовых актов

государственного управления". Интерактивная лекция и семинар-дискуссия, проверка рефератов, практика публичного выступления. 4 2 Практическое занятие по теме: "Правовые акты,

принимаемые органами исполнительной власти РФ". Семинар-дискуссия, проверка рефератов, практика публичного выступления. 2 2 Практическое занятие по теме: "Правовые основы правотворческой Семинар-дискуссия и проверка рефератов, практика публичного выступления. 2 деятельности органов исполнительной власти". 2 Практическое занятие по теме:

"Порядок подготовки, принятия, опубликования

и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти". Семинар-дискуссия в форме работы в малых группах и решение ситуационной задачи (кейсстади). 2 2 Практическое занятие по теме: "Обжалование и опротестование правовых

актов государственного управления органов исполнительной власти". Семинар-дискуссия в форме работы в малых группах и решение ситуационной задачи (кейсстади). 2 Итого 12

Интерактивные занятия

Семестр Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов 2 Практические занятия Разрешение и анализ казусов, подготовленных кафедрой по материалам административных дел и судебной практики ("кейсстади"), подготовка рефератов и практика публичного выступления. Дискуссии по актуальным и спорным вопросам. 6 Итого: 6

4.3 Образовательные технологии для магистров заочной формы обучения

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные

образовательные технологии Количество часов 2 Лекция и практическое занятие по теме:

"Понятие, виды и юридическое значение правовых актов

государственного управления". Интерактивная лекция и семинар-дискуссия, проверка рефератов, практика публичного выступления. 4 2 Практическое занятие по теме: "Правовые акты,

принимаемые органами исполнительной власти РФ". Семинар-дискуссия, проверка рефератов, практика публичного выступления. 2 2 Практическое занятие по теме: "Правовые основы правотворческой Семинар-дискуссия и проверка рефератов, практика публичного выступления. 2 деятельности органов исполнительной власти". 2 Практическое занятие по теме:

"Порядок подготовки, принятия, опубликования

и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти". Семинар-дискуссия в форме работы в малых группах и решение ситуационной задачи (кейс-стади). 1 2 Практическое занятие по теме: "Обжалование и опротестование правовых

актов государственного управления органов исполнительной власти". Семинар-дискуссия в форме работы в малых группах и решение ситуационной задачи (кейс-стади). 1 Итого 10

Интерактивные занятия

Семестр Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов 2 Практические занятия Разрешение и анализ казусов, подготовленных кафедрой по материалам административных дел и судебной практики ("кейс-стади"), подготовка рефератов и практика публичного выступления. Дискуссии по актуальным и спорным вопросам. 4 Итого: 4

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1. Темы контрольных работ по дисциплине "Правовые акты государственного управления":

1. Нормативный правой акт в системе актов управления.

2. Процесс создания правовых актов органов исполнительной власти.

3. Правовые акты Правительства РФ.

4. Ведомственные правовые акты.

5. Особенность правовых актов глав субъектов РФ.

6. Правовой статус высших исполнительных органов субъектов РФ.

7. Правовые акты высших исполнительных органов субъектов РФ.

8. Порядок издания актов органов исполнительной власти.

9. Основания прекращения действия актов органов исполнительной власти.

10. Отмена актов органов исполнительной власти.

11. Порядок официального опубликования нормативных актов органов исполнительной власти.

12. Юридические коллизии правовых актов органов исполнительной власти.

13. Порядок разрешения споров о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, между ними и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления.

14. Публично-правовые акты, возникающие в процессе реализации актов государственного управления и укрепления законности.

15. Отличие правового акта исполнительной власти от правовых актов иных органов государственной власти.

5.2. Вопросы к экзамену по курсу "Правовые акты государственного управления"

1. Понятие и признаки правового акта государственного управления.

2. Виды правовых актов государственного управления.

3. Функции правовых актов государственного управления.

4. Отличия правового акта органа исполнительной власти от законодательных актов.

5. Признаки и отличия нормативных и индивидуальных актов от актов правоприменения.

6. Юридическое значение правовых актов органов исполнительной власти.

7. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.

8. Правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти РФ.

9. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и высшими должностными лицами субъектов РФ.

10. Законодательные основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти.

11. Правовые акты Президента и Правительства РФ, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти в РФ.

12. Правовые акты субъектов РФ, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти.

13. Порядок подготовки и опубликования правовых актов органов исполнительной власти.

14. Государственная регистрация нормативных правовых актов исполнительной власти.

15. Вступление в силу правового акта государственного управления. 16. Прекращение действия правового акта государственного управления.

17. Административный порядок обжалования правовых актов государственного управления.

18. Опротестование правовых актов государственного управления.

19. Обжалование правовых актов государственного управления в судах общей юрисдикции.

20. Обжалование правовых актов государственного управления в арбитражных судах.

5.2.1. Некоторые методические замечания и рекомендации 1. Экзамен согласно учебному плану проводится после изучения курса "Правовые акты государственного управления".

2. Вопросы по курсу, сообразуясь с учебной программой, в перечне расположены по темам и разделам курса. Изучение учебного материала, и подготовка ответов на вопросы именно в указанной последовательности, как свидетельствует многолетняя учебная практика, методически наиболее эффективны.

3. Указанные выше вопросы включаются в билеты для экзамена. В каждом билете для экзамена будет по два вопроса.

4. Получив билет для экзамена, прежде всего следует внимательно прочитать его и точно уяснить, в чем именно суть каждого данного вопроса, о чем надо говорить. При малейшей неясности необходимо посоветоваться с преподавателем, чтобы избежать иногда встречающейся ошибки - так называемой невольной "подмены вопроса": в билете стоит один вопрос, а студент отвечает на какой-то другой.

5. При подготовке к ответу на вопросы билета, уяснив их содержание, необходимо сформулировать определения соответствующих понятий или раскрыть другие теоретические положения; активно использовать относящиеся к вопросу положения Конституции РФ, конституционных и федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, а также других нормативно-правовых актов и судебной практики. Требуется знание не только общих положений, но и конкретных правовых актов.

Таким образом, от студента потребуются не только знания теоретических положений, но и умение ориентироваться в системе действующих актов административного законодательства, а также знание соответствующего конкретного правового акта (правовой нормы) по указанному в экзаменационном билете вопросу.

6. В учебной литературе и правовых актах материалы по этим вопросам достаточно чётко и компактно изложены. Надо только суметь во время экзамена кратко и системно изложить свой ответ.

Словом, при подготовке к ответам на подобные вопросы от студента требуются не просто знания, а творческо-системное обобщение этих знаний.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Основной целью курса "Правовые акты государственного управления" является достижение следующих образовательных результатов:

Студент должен:

знать:

- понятие, признаки и виды правовых актов государственного управления;

- систему правового регулирования правотворческой деятельности органов исполнительной власти;

- порядок принятия, опубликования, действия и обжалования правовых актов государственного управления; уметь:

- выявлять и анализировать проблемы, стоящие перед субъектами исполнительной власти в области правотворческой деятельности;

- анализировать положения законодательства РФ в сфере правового регулирования правотворческой деятельности органов исполнительной власти;

- применять полученные знания для анализа проблем системы государственного и муниципального управления как управленческой науки; владеть навыками:

- самостоятельного анализа научной литературы применительно к правотворческой деятельности органов исполнительной власти;

- критики взглядов и позиций учёных-правоведов по дискуссионным проблемам государственного и муниципального управления в России;

- анализа правовых актов государственного управления.

п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды

Формируе мых

компетен ций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)

1. Понятие, виды и юридическое значение правовых актов государственного управления.

ПК-2, ПК7, ПК-12,

ПК-13 Знать:

- понятие и систему нормативных правовых актов государственного управления;

- виды нормативных правовых актов государственного управления;

- нормативные правовые акты, устанавливающие систему и структуру исполнительной власти.

- нормативные правовые акты в сфере функционирования исполнительной власти. Уметь:

- оперировать изученными юридическими

понятиями и категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды;

- принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- осуществлять правовую экспертизу

нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической и научной терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; - навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права

2. Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти РФ. ПК-11,

ПК-14,

ПК-15 Знать:

- основные требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления;

- виды правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти РФ;

- виды правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов РФ.

Уметь:

- оперировать изученными юридическими

понятиями и категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды;

- принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- осуществлять правовую экспертизу

нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической и научной терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; - навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права

3. Правовые основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти.

ПК-10, Знать:

- федеральные законы и законы субъектов РФ, устанавливающие основы правотворческой деятельности органов исполнительной власти.

- основные правовые акты Президента и Правительства РФ, регулирующее правотворческую деятельность исполнительной власти в РФ.

- основные правовые акты субъектов РФ, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти.

Уметь:

- анализировать полномочия органов исполнительной власти в сфере правотворческой деятельности;

- оперировать изученными юридическими

понятиями и категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды;

- принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- осуществлять правовую экспертизу

нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической и научной терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; - навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права

4. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти.

ПК-6,

ПК-8 7, Знать:

- содержание процедуры подготовки правовых актов государственного управления;

- порядок принятия правовых актов государственного управления;

- порядок опубликования и вступления в законную силу правовых актов государственного управления.

Уметь:

- правильно и корректно подготавливать правовые акты государственного управления;

- оперировать изученными юридическими

понятиями и категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды;

- принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- осуществлять правовую экспертизу

нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической и научной терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; - навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права;

- навыками подготовки и принятия правовых актов государственного управления. 5. Обжалование и опротестование правовых актов государственного управления органов исполнительной власти. ПК-6, 7, 8

Знать:

- содержание административного порядка обжалования правовых актов государственного управления.

- процедуру опротестования правовых актов государственного управления;

- процессуальный порядок обжалования правовых актов государственного управления в судах общей юрисдикции.

- процессуальный порядок обжалования правовых актов государственного управления в арбитражных судах.

Уметь:

- оперировать изученными юридическими

понятиями и категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды;

- принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- осуществлять правовую экспертизу

нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической и научной терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; - навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕ-

ЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №

11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru;

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О

Правительстве Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru;

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014;

4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации, URL:

http://www.pravo.gov.ru;

5. Федеральный закон от 14.06.1994 №5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // Официальный интернет-портал правовой информации,

http://www.pravo.gov.ru;

6. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru;

7. Закон г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" // Ведомости Московской Думы, № 4, 1995;

8. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru;

9. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru;

10. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru;

11. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru;

12. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 22.08.2016)

"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru;

13. Приказ Минюста РФ N 3, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ N 51 от 10.01.2001 "Об утверждении Методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти" // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru.

б) официальные акты высших судебных органов:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от

09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" // КонсультантПлюс, URL: www.consultant.ru;

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" // КонсультантПлюс, URL: www.consultant.ru;

3. Позиция ВАС РФ: Производство по делу об оспаривании акта органа исполнительной власти субъекта РФ, регулирующего порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель, подлежит прекращению Постановление Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 N 9504/07 по делу N А72-7891/06-4/432 Применимые нормы: п. 1.1 ч. 1 ст. 29, п. 1 ч. 1 ст. 150, ч. 4 ст. 191 АПК РФ // КонсультантПлюс, URL: www.consultant.ru.

в) основная литература:

1. Административное право в схемах и таблицах: учебное пособие / Н.Г. Деменкова, М.С. Игнатова, И.Ю. Стариков. - Москва: Проспект, 2014. Электронный ресурс: https://www.book.ru/book/906264

2. Административное право России: учебник / А.М. Волков. - Москва: Проспект, 2015. Электронный ресурс: https://www.book.ru/book/917376

3. Административное право (краткий курс): учебное пособие / А.В. Мелехин под ред. - Москва: Юстиция, 2016. Электронный ресурс: https://www.book.ru/book/919906 4. Законодательная и исполнительная власть субъектов РФ в теории и практике государственного строительства: монография / В.А. Лебедев. - Москва: Проспект, 2015. Электронный ресурс: https://www.book.ru/book/916430

5. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть. Учебник для магистров: учебное пособие / С.А. Старостина, под ред. - Москва: Проспект, 2016. Электронный ресурс: https://www.book.ru/book/920807

г) дополнительная литература:

1. Административное право. Учебник. Под ред. доктора юридических наук, Л.Л.Попова. М. Юристъ. 2006.

2. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.

3. Гончаренко Г.С. Правовые акты государственного управления: Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2007.

4. Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: Монография. Под ред. Ю.Н. Старилова. М., 2010.

5. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. - М.: Новая Правовая культура, 2004.

6. Исполнительная власть в Российской Федерации. Под ред. А.Ф. Ноздрачева,

Ю.А. Тихомирова- М.: БЕК, 1996.

7. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв.

ред. д-р юрид. наук Бачило И.Л. - М.: Юристъ, 1998.

8. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право. Учебник. М. Прогресс. 2006.

9. Попов Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В.Тихомиров; ред. Л. Л. Попов. - Москва: Норма; Москва: ИНФРА-М, 2011.

10. Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практическое пособие.

Под ред. Ю.А.Тихомирова и др., М. 2010.

11. Проблемы административного и административно-процессуального права. МГЮА. М. 2005.

12. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2008.

13. Тихомиров Ю.А., Котелевская К.В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. - М.: Юринформцентр, 1999.

14. Хаманева Н.Ю., Салищева Н.Г. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М. 2001.

д) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Официальный сайт Президента РФ - www.kremlin.ru

Официальный сайт Правительства РФ - www.government.ru

Сервер органов государственной власти РФ - www.gov.ru

Официальный сервер Правительства Москвы - www.mos.ru

Поисковая система нормативных правовых актов Гарант - www.garant.ru

Поисковая система нормативных правовых актов КонсультантПлюс - www.con-

sultant.ru

е) научная периодика:

1. Актуальные проблемы российского права.

2. Административное и муниципальное право.

3. Административное право и процесс.

4. Государство и право.

5. Евразийский юридический журнал.

6. Законность.

7. Закон и право.

8. Право и политика.

9. Российская юстиция.

10. Lex Russica.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ-

ПЛИНЫ

1. Аудиторный фонд вуза, включая аудиторию, оборудованную под зал судебного заседания для проведения игровых процессов.

2. Кабинеты для проведения консультаций и внеаудиторной работы.

3. Кабинеты, оборудованные ЭВМ и доступом в Интернет.

4. Лекционные залы, допускающие возможность демонстрации электронных презентаций.

5. Библиотека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

1 По усмотрению преподавателя с учётом имеющегося на кафедре фонда оценочных средств возможно

2 По усмотрению преподавателя с учётом имеющегося на кафедре фонда оценочных средств возможно

3 По усмотрению преподавателя с учётом имеющегося на кафедре фонда оценочных средств возможно

4 Примечание: по согласованию с преподавателем могут быть избраны другие темы, не предусмотренные в таблице, но имеющие существенное теоретическое и практическое значение для учебной дисциплины.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

2

2

использование иных форм текущего контроля.

7 использование иных форм текущего контроля.

7

использование иных форм текущего контроля.

7 2

2

2

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении