Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 033971 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)"

Кафедра административного права и процесса

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Рабочая программа учебной дисциплины

Магистерская программа:

"Юрист в сфере государственного управления"

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва

2017 Программа одобрена на заседании кафедры

"20" сентября 2016 г., протокол № 2.

Автор:

Зубарев С.М. - доктор юридических наук, профессор.

Рецензенты:

Старостин С.А. - доктор юридических наук, профессор; Студеникина М.С. - кандидат юридических наук, профессор. Барзилова И.С.- доктор юридических наук, профессор, член Методического совета

Зубарев, С.М.

Обеспечение законности в государственном управлении: рабочая программа / С.М. Зубарев. - М.: 2017 - 36 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 (40.04.01) Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр").

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017

Оглавление

1. Цели освоения учебной дисциплины.............................................4

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП.................................6

3. Структура и содержание учебной дисциплины.................................7

3.1. Тематические планы...............................................................7

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения...........................7

3.1.2. Тематический план для очно-заочной формы обучения..................8 3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения.......................9

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)................................10

3.3. Лекции...............................................................................12

3.4. Практические занятия............................................................13

3.5. Самостоятельная работа студента.............................................19

4. Образовательные технологии......................................................20

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов..................................................................24

5.1. Контрольные вопросы, темы рефератов, эссе для текущего контроля по учебной дисциплине "Обеспечение законности в государственном управлении"......................................................................................24

5.2. Вопросы к зачёту по учебной дисциплине "Обеспечение законности в

государственном управлении".......................................................25

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины..................27

7. Учебно-методическое обеспечение..............................................32

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины............36

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" предполагают:

- получение студентами систематизированных знаний и практических навыков в области обеспечения законности деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих;

- приобретение магистрантом компетенций, необходимых для последующей профессиональной правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере обеспечения законности в государственном управлении.

Задачами учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" являются:

- формирование стройной системы знаний о законности в государственном управлении и основных способах (средствах) ее обеспечения;

- ознакомление с правовым регулированием и практикой государственного и общественного контроля в сфере государственного управления;

- изучение порядка обжалования действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц и государственных служащих;

- установление сущности административного принуждения как способа обеспечения законности в государственном управлении;

- выявление особенностей юридической ответственности должностных лиц и государственных служащих органов государственного управления;

- формирование навыков работы с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность по обеспечению законности в сфере государственного управления.

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка магистранта в рамках учебной дисциплины:

- правотворческая;

- правоприменительная;

- правоохранительная;

- экспертно-консультационная;

- организационно-управленческая; - научно-исследовательская; - педагогическая.

В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка магистрантов к решению следующих профессиональных задач в области деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов; б) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей ре-

шений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

в) правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, об-

щества и государства; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; г) экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам пра-

ва;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с про-

филем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания.

В процессе освоения учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):

осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью добросовестно исполнять профессиональные обязан-

ности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный

и общекультурный уровень (ОК-3); компетентным использованием на практике приобретенных умений

и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Освоение учебной дисциплины способствует выработке у обучающихся следующих профессиональных компетенций (ПК):

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению

коррупционного поведения (ПК-6);

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

- способностью принимать оптимальные управленческие решения

(ПК-9);

- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); способностью квалифицированно проводить научные исследования в

области права (ПК-11); способностью преподавать юридические дисциплины на высоком

теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способностью управлять самостоятельной работой обучающихся

(ПК-13); способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-

15).

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП

Учебная дисциплина "Обеспечение законности в государственном управлении" является обязательной дисциплиной вариативной части профессионального цикла ОП "Юрист в сфере государственного управления".

Дисциплина изучается на 1 курсе (2 семестр) и базируется на основе знаний, умений и навыков, полученных при освоении дисциплин базовой и вариативной частей общенаучного и профессионального цикла, прежде всего дисциплин "Теория государственного управления", "Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации", "Правовые основы организации исполнительной власти".

Для изучения учебной дисциплины магистрант должен обладать следующими "входными" знаниями и умениями:

знание общетеоретических категорий юридической науки, основных

понятий о государстве и праве; наличие базовых представлений о способах обеспечения законности

в государственном управлении; владение основными категориями административного права "орган

исполнительной власти", "законность", "функция исполнительной власти", "контроль", "надзор", "обжалование", "административное принуждение", "административная ответственность".

умение осуществлять поиск, толкование и использование норматив-

ных правовых актов и иных юридических документов, включая судебную практику; умение подбирать и анализировать учебную и монографическую ли-

тературу, а также комментарии к действующему законодательству; наличие навыков выполнения письменных работ.

Дисциплина "Обеспечение законности в государственном управлении" призвана углубить знания магистрантов, сформировать у них определенные практические навыки и умения по вопросам организации и функционирования системы органов исполнительной власти Российской Федерации. Дисциплина содержательно-логически взаимосвязана с такими дисциплинами ООП, как "Механизм реализации исполнительной власти", "Правовые акты органов исполнительной власти", "Правовое регулирование государственной службы РФ". Компетенции, полученные при изучении дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" создают основу для освоения учебных дисциплин "Административные процедуры контроля и надзора", "Административная ответственность: современное состояние и пути совершенствования", "Административная юстиция", "Административная юрисдикция" и др.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа.

3.1. Тематические планы

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения

Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра

Форма итогового контроля - зачёт

№ п/ п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные техноло-

гии Формы текущего контроля лекции

Практиче-

ские

Занятия СРС 1 Понятие и значение законности в государственном управлении 2 2 8 Дискуссия Устный

опрос 2 Основные способы и средства обеспечения законности в госу- 2 2 2 10 Лекциядискуссия Коллоквиум Устный опрос Проверка дарственном управлении Реферат реферата 3 Контроль и надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении 2 2 10 Дискуссия

Устный опрос Тестирование 4 Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности в государственном управлении 2 2 12 Деловая игра

Оценка участия в деловой игре 5 Административное принуждение в системе способов обеспечения законности в государственном управлении 2 2

10

Коллоквиум Эссе Устный опрос

Проверка эссе 6 Юридическая ответственность должностных лиц и государственных служащих органов государственного управления 2 2 8 Круглый стол с участием представителей

ФОИВ Оценка участия в круглом столе Всего 2 12 58

3.1.2. Тематический план для очно-заочной формы обучения

Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра

Форма итогового контроля - зачёт

№ п/ п Раздел (тема) учебной Дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные техноло-

гии Формы текущего контроля лекции

Практиче-

ские занятия

СРС 1 Понятие и значение законности в государственном управлении 2 2 8 Дискуссия Устный

опрос 2 Основные способы и средства обеспечения 2 2 2 12 Лекциядискуссия Устный опрос законности в государственном управлении Коллоквиум Реферат Проверка реферата 3 Контроль и надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении 2 2 12 Дискуссия

Устный опрос Тестирование 4 Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности в государственном управлении 2 2 8 Деловая игра Оценка участия в деловой игре 5 Административное принуждение в системе способов обеспечения законности в государственном управлении 2

10

Эссе Проверка эссе 6 Юридическая ответственность должностных лиц и государственных служащих органов государственного управления 2 2 10 Круглый стол с участием представителей

ФОИВ Оценка участия в круглом столе Всего 2 10 60

3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения

Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра

Форма итогового контроля - зачёт

№ п/ п Раздел (тема) учебной Дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в ча-

сах) Образовательные техноло-

гии Формы текущего кон-

троля лекции

Практические занятия СРС 1 Понятие и значение законности в государственном управлении 2 2 8 Дискуссия Устный

опрос 2 Основные способы и 2 2 2 12 Лекция- Проверка средства обеспечения законности в государственном управлении дискуссия Реферат реферата 3 Контроль и надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении 2 2 10 Дискуссия Устный опрос Тестирование 4 Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности в государственном управлении 2 2 8 Деловая игра Оценка участия в деловой игре 5 Административное принуждение в системе способов обеспечения законности в государственном управлении 2

10

Эссе Проверка эссе 6 Юридическая ответственность должностных лиц и государственных служащих органов государственного управления 2 10 Решение казусов и тестов Проверка казусов. Тестирование Всего 2 8 58 4 - зачет

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

Тема 1. Понятие и значение законности в государственном управлении

Законность и целесообразность в государственном управлении на современном этапе развития общества и государства. Законность в государственном управлении как принцип, режим и метод деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих.

Сущность законности: верховенство закона, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность законности. Соотношение законности и правопорядка, легитимности и государственной дисциплины.

Законность как объективное условие эффективности государственного управления.

Значение законности для обеспечения единообразного понимания и применения правовых норм как управляющими, так и управляемыми субъектами государственного управления.

Тема 2. Основные способы и средства обеспечения законности в государственном управлении

Система способов и средств обеспечения законности в государственном управлении. Взаимосвязь общих условий (предпосылок) и специальных юридических, организационно-правовых способов и средств обеспечения законности.

Общие условия (предпосылки) формирования законности: политические (идеологические), экономические, организационные.

Специальные юридические способы и средства обеспечения законности: правовые гарантии, контроль и надзор, обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, административное принуждение, поощрение, юридическая ответственность.

Правовые гарантии прав и свобод граждан. Процессуальные гарантии обеспечения законности.

Тема 3. Контроль и надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении

Теоретико-методологические и правовые основы контрольной деятельности в Российской Федерации. Социально-правовое назначение контроля в современных условиях. Особенности контроля и надзора в государственном управлении.

Понятие и сущность системы контроля в государственном управлении. Организационно-функциональная структура, механизм и процесс контроля как подсистемы контроля.

Понятие и содержание организационно-функциональной структуры контроля (цели, принципы, объект, предмет, субъекты, виды контроля). Характеристика отдельных элементов. Правовой статус субъектов государственного контроля. Правовое положение субъектов общественного контроля. Взаимодействие субъектов государственного и общественного контроля.

Механизм контроля: понятие и структура (методы, средства и формы контрольной деятельности).

Содержание процесса контроля. Стадии процесса контроля.

Соотношение контроля и надзора. Виды надзора за законностью деятельности государственных органов: судебный, прокурорский, административный.

Тема 4. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности

в государственном управлении

Понятие и сущность обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих.

Роль в обеспечении законности административного и судебного обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих.

Правовые основы административного и судебного обжалования.

Порядок и содержание административного обжалования. Порядок и содержание судебного обжалования.

Тема 5. Административное принуждение в системе способов обеспечения законности в государственном управлении

Основные виды мер государственного принуждения: дисциплинарное, административное, гражданско-правовое, уголовно-правовое. Понятие и сущность административного принуждения. Виды мер административного принуждения.

Общая характеристика мер административного предупреждения. Их значение для обеспечения режима законности.

Виды и характеристика мер административного пресечения.

Виды и характеристика мер административно-процессуального обеспечения. Общая характеристика мер административной ответственности.

Тема 6. Юридическая ответственность должностных лиц и государственных служащих органов государственного управления

Понятие и виды юридической ответственности должностных лиц и государственных служащих. Соотношение понятий "государственный служащий" и "должностное лицо".

Должностное лицо как специальный субъект юридической ответственности. Уголовно-правовое и административно-правовое понимание должностного лица.

Дисциплинарная ответственность государственного гражданского служащего.

Административная ответственность должностных лиц государственных органов.

Понятие и основание уголовной ответственности должностных лиц и государственных служащих.

3.3. Лекции

Тема 2. Основные способы и средства обеспечения законности в государственном управлении

(очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

1. Система способов и средств обеспечения законности в государственном управлении.

2. Общие условия (предпосылки) формирования законности: политические (идеологические), экономические, организационные.

3. Специальные юридические способы и средства обеспечения законности: правовые гарантии, контроль и надзор, обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, административное принуждение, поощрение, юридическая ответственность.

Задания для подготовки к лекции

1. Установить, в каких нормативных источниках закреплены способы и средства обеспечения законности в государственном управлении.

2. Ознакомиться с учебной и научной литературой по теме лекции, подготовить вопросы, требующие уточнения или дополнительного разъяснения.

3.4. Практические занятия

Тема 1. Понятие и значение законности в государственном управлении

(очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

1. Законность в государственном управлении как принцип, режим и метод деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих.

2. Сущность законности: верховенство закона, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность законности.

3. Соотношение законности и правопорядка, легитимности и государственной дисциплины.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить положения о законности, изложенные в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федеральных законах: от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от

17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции". Определить, в каких из них законность в государственном управлении закреплена как принцип, режим или метод деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих.

2. Изучить рекомендованную учебную и научную литературу и подготовиться к дискуссии по теме "Обеспечение законности как фактор повышения эффективности деятельности государственных органов".

Тема 2. Основные способы и средства обеспечения законности в государственном управлении

(очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

1. Система способов и средств обеспечения законности в государственном управлении. Взаимосвязь общих условий (предпосылок) и специальных юридических, организационно-правовых способов и средств обеспечения законности.

2. Общие условия (предпосылки) формирования законности: политические (идеологические), экономические, организационные.

3. Специальные юридические способы и средства обеспечения законности: правовые гарантии, контроль и надзор, обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, административное принуждение, поощрение, юридическая ответственность.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Используя справочные правовые системы и сеть Интернет, определить виды нормативных правовых актов, устанавливающих юридические способы и средства обеспечения законности в государственном управлении.

2. Изучить рекомендованные нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу, подготовиться к коллоквиуму по теме "Система способов и средств обеспечения законности в государственном управлении".

3. На основе нормативных правовых актов, учебной и научной литературы, информации, размещенной на официальных сайтах государственных органов и общественных структур, подготовить реферат, посвященный одному из способов обеспечения законности в государственном управлении, по выбранной студентом теме, указанной в разделе 5.1.

Тема 3. Контроль и надзор как способы обеспечения законности

в государственном управлении

. (очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

1. Теоретико-методологические и правовые основы контрольной деятельности в Российской Федерации.

2. Понятие и сущность системы контроля в государственном управлении.

3. Понятие и содержание организационно-функциональной структуры контроля (цели, принципы, объект, предмет, субъекты, виды контроля).

4. Механизм контроля: понятие и структура (методы, средства и формы контрольной деятельности).

5. Содержание процесса контроля. Стадии процесса контроля.

6. Соотношение контроля и надзора. Виды надзора за законностью деятельности государственных органов: судебный, прокурорский, административный.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить рекомендованные нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу по теме практического занятия.

2. Подготовиться к дискуссии "Система контроля в государственном управлении: теория и практика" и тестированию по теме.

Тема 4. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности в государственном управлении

(очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа, заочная форма обучения - 2 часа)

1. Понятие и сущность обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих.

2. Роль в обеспечении законности административного и судебного обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих.

3. Правовые основы административного и судебного обжалования.

4. Порядок и содержание административного обжалования. 5. Порядок и содержание судебного обжалования.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Провести подбор и анализ нормативных правовых актов, устанавливающих порядок рассмотрения жалоб граждан в органах исполнительной власти (по выбору студента).

3. Подготовиться к деловой игре по теме "Административный порядок обжалования неправомерных действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих (на примере ФНС России".

3.1. Действующие лица: руководитель территориального органа федерального органа испол-

нительной власти (УФНС России); руководитель структурного подразделения, ответственного за прием-

отправку корреспонденции; руководитель структурного подразделения, ответственного за работу

с обращениями граждан; руководитель структурного подразделения, которому передана жа-

лоба для рассмотрения; специалист структурного подразделения, ответственного за прием-

отправку корреспонденции; специалист структурного подразделения, ответственного за работу с

обращениями граждан; специалист структурного подразделения, которому передана жалоба

для рассмотрения (исполнитель).

3.2. Описание ситуации:

В Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации поступила жалоба от гражданина Н., в которой он указывал на неправомерные действия должностных лиц районной налоговой инспекции, проявившиеся в отказе его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (по причине непредставления документа об уплате государственной пошлины и справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам).

3.3. Задания участникам игры:

1. Изучить нормативные правовые акты, определяющие порядок рассмотрения жалоб в ФНС России.

2. Исходя из предмета жалобы, определить порядок ее рассмотрения.

3. Составить подробный алгоритм действий специалистов и должностных лиц УФНС России по рассмотрению жалобы.

4. Подготовить проект ответа заявителю.

5. Решить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц районной налоговой инспекции, если факт их неправомерных действий будет подтвержден.

Тема 5. Административное принуждение в системе способов обеспечения законности в государственном управлении

(очная форма обучения - 2 часа)

1. Основные виды мер государственного принуждения: дисциплинарное, административное, гражданско-правовое, уголовно-правовое.

2. Понятие и сущность административного принуждения.

3. Общая характеристика мер административного предупреждения.

4. Общая характеристика мер административного пресечения.

5. Общая характеристика мер административно-процессуального обеспечения.

6. Общая характеристика мер административной ответственности.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Изучить нормативные правовые акты, определяющие порядок применения мер административного принуждения с целью обеспечения законности.

3. Подготовиться к коллоквиуму по теме "Административное принуждение: понятие, виды, механизм применения".

4. Используя нормативные, научные и учебные источники, правоприменительную практику подготовить эссе на тему "Административное принуждение в системе способов обеспечения законности".

Тема 6. Юридическая ответственность должностных лиц и государственных служащих органов государственного управления

(очная форма обучения - 2 часа, очно-заочная форма обучения - 2 часа)

1. Понятие и виды юридической ответственности.

2. Должностное лицо как специальный субъект юридической ответственности. Соотношение понятий "государственный служащий" и "должностное лицо".

3. Дисциплинарная ответственность государственного гражданского служащего.

4. Административная ответственность должностных лиц государственных органов.

5. Понятие и основание уголовной ответственности должностных лиц и государственных служащих.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Ознакомиться с нормативными правовыми актами, основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Подготовиться к круглому столу с участием представителей федеральных органов исполнительной власти по теме "Юридическая ответственность должностных лиц и государственных служащих федеральных органов исполнительной власти".

2.1. Вопросы для обсуждения:

1. Должностное лицо как специальный субъект юридической ответственности.

2. Соотношение понятий "государственный служащий" и "должностное лицо".

3. Дисциплинарная ответственность государственного гражданского служащего.

4. Административная ответственность должностных лиц государственных органов.

5. Уголовная ответственность должностных лиц и государственных служащих.

3. Изучите нормативные правовые акты и решите следующие задачи (казусы):

3.1. Лейтенант полиции Тарасов и его жена, отдыхая в выходной день в лесу, нарушили правила пожарной безопасности, за это лесничий оштрафовал каждого из них на месте на 2 тыс. руб. и сообщил о происшедшем в РОВД по месту работы Тарасова. Начальник РОВД объявил Тарасову выговор.

Правомерны ли действия должностных лиц?

3.2. Руководителю одного из подразделений центрального аппарата Рос*****надзора К. во время служебной командировки в Канаду было присвоено почетное звание профессора Карлтонского университета за особые достижения в науке. К. после своего возвращения доложил об этом факте руководителю федеральной службы, который указал на то, что присвоенное звание К. мог принять только с письменного разрешения представителя нанимателя. В связи с данным фактом К. был объявлен выговор и ему было предложено отказаться от присвоенного звания. Дайте правовую оценку ситуации.

3.3. С целью репетиции призыва на военную службу городской военный комиссар отдал устное распоряжение о проведении пробного призыва с обязательной явкой граждан, подлежащих призыву, на призывные пункты. Однако отдельные призывники не выполнили это распоряжение, так как оно было отдано до опубликования Указа Президента РФ об очередном призыве на военную службу и об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших сроки военной службы. Военный комиссар города потребовал от начальника городского управления внутренних дел осуществить привод этих лиц, последний данное указание не выполнил. Дайте правовую оценку действиям должностных лиц.

3.5. Самостоятельная работа студента

Самостоятельная работа при освоении учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" является важным условием формирования соответствующих общекультурной и профессиональных компетенций у обучающихся. Тематическими планами на самостоятельную работу магистрантов отводится: очная форма обучения - 58 часов, очно-заочная и заочная формы обучения - 60 часов.

Самостоятельная работа магистрантов осуществляется в следующих формах:

• изучение рекомендованных нормативных правовых актов, основной и дополнительной литературы;

• поиск и изучение дополнительных нормативных правовых актов, научной литературы и примеров из судебной практики, в том числе с использованием сети Интернет и справочных правовых систем;

• поиск и анализ различной правовой и общественно-политической информации по темам учебной программы, в том числе с использованием сети Интернет;

• решение задач (кейсов) и тестовых заданий на основании материалов, имеющихся на кафедре;

• подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций; ? составление схем, таблиц, диаграмм и аннотаций к ним;

• проектная деятельность.

Модель (особенности) самостоятельной работы магистрантов по отдельным разделам и темам курса:

• изучение нормативных правовых актов, учебной и научной литературы по соответствующей теме;

• определение и подготовка для обсуждения неясных и

дискуссионных вопросов;

• составление схем, сравнительных таблиц и аннотаций к ним;

• написание эссе, рефератов по заданной (избранной) теме;

• изучение дополнительных вопросов и тем, определяемых по согласованию с преподавателем (факультативно).

Примерная тематика заданий для самостоятельной работы по

темам учебной дисциплины

№ п/п Тема занятия Тема задания для самостоятельной работы Форма контроля 1 Понятие и значение законности в государственном управлении Составление таблицы, содержащей нормы

Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отражающих законность как принцип, метод и режим Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия 2 Основные способы и средства обеспечения законности в государственном управлении Составление схемы способов обеспечения законности в государственном управлении Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия 3 Контроль и надзор как способы обеспечения законности в государ-

ственном управлении Составление схемы, раскрывающей устройство системы контроля в государственном управлении и взаимосвязь ее элементов Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия 4 Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности в государственном управлении Составление схемы "Алгоритм обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц в

административном порядке" Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия 5 Административное принуждение в системе способов обеспечения законности в государственном управлении Составление таблицы, раскрывающей содержание различных мер административного принуждения Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия 6 Юридическая ответ-

ственность должностных лиц и государственных служащих органов государственного управления Составление таблицы

"Юридическая ответственность должностных лиц и государственных служащих, отражающей виды

ответственности, ее основания, виды наказаний (санкций) Проверка преподавателем, обсуждение в ходе практического занятия

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компетентностный подход предусматривает широкое использование в процессе освоения учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков магистрантов.

В процессе освоения учебной дисциплины предусмотрены следующие образовательные технологии:

Одной из активных форм формирования профессиональных компетенций является проведение практических занятий с участием представителей структурных подразделений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Правительства г. Москвы. В частности, по теме 6 предусмотрено проведение круглого стола "Юридическая ответственность должностных лиц и государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" с участием представителей федеральных органов исполнительной власти.

Лекции - дискуссии - это форма организации учебного процесса, в условиях которой преподаватель системно и последовательно излагает, и объясняет учебный материал по теме, а обучающиеся слушают и записывают содержание лекции, а также задают вопросы, на которые преподаватель отвечает. Предусматривается сопровождение лекций демонстрацией презентаций с помощью мультимедийного оборудования.

Практическое занятие - форма организации обучения, при которой на этапе его подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе практического занятия идут активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.

Главным элементом практического занятия является дискуссия. Как известно, дискуссия - это речемыслительная деятельность, и поэтому результат ее не более как вывод на словах, будь он или теоретически доказательным, или гипотетическим, или просто практически целесообразным.

Дискуссия состоит из следующих этапов:

- вводное информирование, при котором излагается основной замысел дискуссии, постановка проблемы, выделение основных вопросов;

- выступление основного докладчика;

- выступления содокладчиков;

- прения по докладу и содокладам - аналитические выступления;

- завершение дискуссии - обобщение результатов, выработка решения проблемы.

Докладчики могут использовать информационные и коммуникационные технологии для презентаций (тезисы, схемы, видеодемонстрации, моделирование). После каждого доклада проводится коллективное обсуждение. При этом учитывается ряд показателей, характеризующих качество проведения семинара: научность, доказательность, новизна, самостоятельность, стиль изложения, активность при обсуждении вопросов.

При освоении учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" предусмотрено проведение дискуссии по темам 1 и 3.

Деловая игра как групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ней сочетаются два разных принципа обучения - принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности. Она проводится по заранее подготовленному сценарию с распределением ролей между обучающимися. При освоении учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" предусмотрено проведение деловой игры по теме 4.

Коллоквиум - это вид практических занятий, представляющих собой обсуждение под руководством преподавателя широкого круга проблем, относительно самостоятельного большого раздела учебного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, коллективного опроса, позволяющая в короткий срок выяснить уровень знаний большого количества студентов по разделу курса. Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих. Студентам дается возможность высказать свое мнение, точку зрения, критику по определенным вопросам. При высказывании требуется аргументированность и обоснованность собственных оценок. Вне глубины и осознанности изученного этого не продемонстрируешь. Либо это практическое занятие, на котором обсуждаются доклады. Форма коллоквиума определяется преподавателем по согласованию со студентами.

В конце практического занятия преподаватель подводит итоги указанного занятия и выставляет оценки (баллы).

При освоении учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" предусмотрено проведение коллоквиумов по темам 2 и 5.

Таким образом, практическое занятие представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Для организации самостоятельной работы студентов используются следующие образовательные технологии:

Консультации - форма обучения, при которой в результате педагогического общения проходит устранение трудностей организационного и учебно-содержательного характера, возникающих у студентов в процессе учебы. Консультации, с согласия преподавателя, могут проводиться по телефону и электронной почте, причем последний вариант встречается чаще.

Индивидуальное (домашнее) задание - это достаточно гибкий жанр работы студента. Наиболее распространены такие задания, как проработка источника, поиск источника в сети, каталогизация и т. д. Можно выделить типичные виды заданий по проработке первоисточников, например: составление плана и/или тезисов публикации; выделение основных мыслей; реферирование; полемизирование; рецензирование; обзор.

Результаты работы могут быть представлены в разных формах, например: реферат, эссе, курсовая работа и др.

Реферат - это форма изложения имеющейся информации; краткое, сокращенное изложение содержания научной работы или его части. Необходимость в реферировании возникает при пересказе содержания документа или его части. Реферат представляет собой обзор нескольких источников информации или мнений нескольких людей по определенной теме. Другой вариант - анализ какого-либо одного источника или теоретического наследия в рамках заданной темы. Объем реферата составляет обычно 10-12 страниц.

В задачу реферирования входит раскрытие наиболее важной составляющей содержания работы. Вместе с тем реферат должен давать ясное представление о сути предложенного юридического научного или практического решения. Логика реферирования должна соответствовать логике научного исследования. Реферат должен отражать взгляды авторов реферируемой работы. Заглавие реферата, как правило, соответствует заглавию реферируемой работы.

При освоении учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" предусмотрено подготовка реферата по теме 2.

Эссе - это относительно свободные рассуждения студента по теме, заданной преподавателем. Объем эссе обычно 5-7 страниц. Главным критерием оценки эссе будет степень отражения в нем изученного материала. Должна быть также оценена оригинальность подхода студента к проблеме, аргументация, способность обоснованно отстаивать свою точку зрения.

При освоении учебной дисциплины "Обеспечение законности в государственном управлении" предусмотрено написание эссе по теме 5.

Семестр Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов 2 Лекции Лекция-дискуссия с использованием презентаций 2 Практические занятия Деловая игра.

Круглый стол с участием представителей федеральных органов исполнительной власти. 2

2 Итого: 6

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1. Контрольные вопросы, темы рефератов, эссе для текущего контроля по учебной дисциплине "Обеспечение законности в государственном управлении"

1. Законность в государственном управлении как принцип, метод и режим.

2. Сущность законности.

3. Соотношение законности и правопорядка, легитимности и государственной дисциплины.

4. Значение законности для государственного управления.

5. Понятие и элементы системы способов и средств обеспечения законности в государственном управлении.

6. Общие условия (предпосылки) формирования законности.

7. Специальные юридические средства и способы обеспечения законности в государственном управлении.

8. Понятие и виды юридических гарантий законности в государственном управлении.

9. Сущность и социально-правовое назначение контроля в государственном управлении.

10. Понятие и содержание системы контроля в государственном управлении.

11. Организационно-функциональная структура контроля в государственном управлении.

12. Механизм контроля в государственном управлении.

13. Процесс контроля в государственном управлении.

14. Контрольные компетенция и полномочия Президента РФ.

15. Контрольные полномочия Правительства РФ.

16. Методы, средства и формы контрольной деятельности федеральных органов исполнительной власти.

17. Контрольные полномочия Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

18. Судебный нормоконтроль в области государственного управления.

19. Административная юстиция: понятие, признаки, формы.

20. Понятие и сущность прокурорского надзора.

21. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

22. Государственный финансовый контроль в системе государственного управления Российской Федерации.

23. Правовые и организационные основы общественного контроля.

24. Обращения граждан как вид общественного контроля.

25. Порядок и содержание административного обжалования.

26. Порядок и содержание судебного обжалования.

27. Понятие и роль юридического принуждения в обеспечении законности в государственном управлении.

28. Основные виды мер государственного принуждения: дисциплинарное, административное, гражданско-правовое, уголовно-правовое.

29. Общая характеристика мер административного предупреждения.

30. Общая характеристика мер административного пресечения.

31. Общая характеристика мер административно-процессуального обеспечения.

32. Общая характеристика мер административной ответственности.

33. Понятие и признаки юридической ответственности.

34. Должностное лицо как специальный субъект юридической ответственности.

35. Должностное лицо и государственный служащий: соотношение понятий.

36. Виды юридической ответственности должностных лиц органов государственного управления.

37. Дисциплинарная ответственность государственного гражданского служащего.

38. Административная ответственность должностных лиц: основные подходы.

39. Понятие и основание уголовной ответственности должностных лиц и государственных служащих.

40. Виды преступлений против интересов государственной службы и их характеристика.

5.2. Вопросы к зачёту по учебной дисциплине "Обеспечение законности в государственном управлении"

1. Законность и целесообразность в государственном управлении на современном этапе развития общества и государства.

2. Законность в государственном управлении как принцип, режим и метод деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих.

3. Сущность законности.

4. Соотношение законности и правопорядка, легитимности и государственной дисциплины.

5. Законность как объективное условие эффективности государственного управления.

6. Значение законности для обеспечения единообразного понимания и применения правовых норм как субъектами, так и объектами государственного управления.

7. Система способов и средств обеспечения законности в государственном управлении.

8. Общие условия (предпосылки) формирования законности.

9. Специальные юридические способы и средства обеспечения законности.

10. Юридические гарантии прав и свобод граждан.

11. Понятие и сущность системы контроля в сфере государственного управления.

12. Понятие и содержание организационно-функциональной структуры контроля в сфере государственного контроля.

13. Правовой статус субъектов государственного контроля.

14. Правовое положение субъектов общественного контроля.

15. Взаимодействие субъектов государственного и общественного контроля.

16. Механизм контроля в сфере государственного управления.

17. Содержание и стадии процесса контроля в сфере государственного управления.

18. Соотношение контроля и надзора.

19. Виды надзора в сфере государственного управления.

20. Понятие и сущность обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих.

21. Роль в обеспечении законности административного и судебного обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих.

22. Правовые основы административного и судебного обжалования.

23. Порядок и содержание административного обжалования.

24. Порядок и содержание судебного обжалования.

25. Понятие и сущность административного принуждения.

26. Общая характеристика мер административного предупреждения.

27. Общая характеристика мер административного пресечения.

28. Общая характеристика мер административно-процессуального обеспечения.

29. Общая характеристика мер административной ответственности.

30. Понятие и виды юридической ответственности.

31. Должностное лицо как специальный субъект юридической ответственности.

32. Соотношение понятий "государственный служащий" и "должностное лицо".

33. Дисциплинарная ответственность государственного гражданского служащего.

34. Административная ответственность должностных лиц государственных органов.

35. Понятие и основание уголовной ответственности должностных лиц и государственных служащих.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/ п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды форми-

руемых компетенций Планируемый результат обучения 1. Понятие и значение законности в государственном управлении ОК - 1,

2, 3, 5

ПК - 2, 3, 6, 7 - 13, 15.

Знать: - соотношение понятий "законность" и "целесообразность";

- содержание законности в государственном управлении как принципа, режима и метода деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих;

- сущность законности;

- соотношение законности и правопорядка, легитимности и государственной дисциплины;

- значение законности для государственного управления.

Уметь: - оперировать изученными административноправовыми и управленческими понятиями и

категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними управленческие отношения;

- правильно применять полученные знания в правоприменительной практике;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические

заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической, управленческой и научной

терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме.

2. Основные способы и средства обеспечения законности в государственном управлении ОК - 1,

2, 3, 5

ПК - 2, 3, 6, 7 - 13, 15.

Знать:

- систему способов и средств обеспечения законности в государственном управлении;

- взаимосвязь общих условий (предпосылок) и специальных юридических, организационно-правовых способов и средств обеспечения законности; - общие условия (предпосылки) формирования законности;

- специальные юридические способы и средства обеспечения законности;

- юридические гарантии прав и свобод граждан. Уметь:

- оперировать изученными административноправовыми и управленческими понятиями и категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними управленческие отношения;

- осуществлять выбор способа обеспечения

законности;

- давать квалифицированные юридические

заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической, управленческой и научной

терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме. 3. Контроль и надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении ОК - 1,

2, 3, 5

ПК - 2, 3, 6, 7 - 13, 15.

Знать: - теоретико-методологические и правовые основы контрольной деятельности в Российской Федерации; - понятие и сущность системы контроля в государственном управлении;

- понятие и содержание организационнофункциональной структуры контроля;

- правовой статус субъектов государственного контроля;

- правовое положение субъектов общественного контроля;

- механизм взаимодействия субъектов государственного и общественного контроля; - механизм и процесс контроля; - соотношение контроля и надзора.

Уметь:

оперировать изученными административноправовыми и управленческими понятиями и

категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними управленческие отношения;

- правильно применять полученные знания в правоприменительной практике;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические

заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической, управленческой и научной

терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; - навыками структурно-функционального анализа деятельности контрольно-надзорных органов. 4 Обжалование действий и решений органов исполни-

тельной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности в государственном управлении ОК - 1,

2, 3, 5

ПК - 2, 3, 6, 7 - 13, 15.

Знать: - понятие и сущность обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих; - роль в обеспечении законности административного и судебного обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих;

- правовые основы административного и судебного обжалования;

- порядок и содержание административного обжалования;

- порядок и содержание судебного обжалования.

Уметь: - оперировать изученными административноправовыми и управленческими понятиями и

категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними управленческие отношения;

- правильно применять полученные знания в правоприменительной практике;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические

заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы в связи с обжалованием;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической, управленческой и научной

терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и

теоретическими источниками по изученной теме;

- навыками подготовки и подачи жалобы в государственные ораны и суд. 5 Административное принуждение в системе способов обеспечения законности в госуда ственном управл нии ре- ОК - 1,

2, 3, 5 ПК - 2, 3, 6, 7 - 13, 15.

Знать: - основные виды мер государственного принуждения;

- понятие и сущность административного принуждения;

- общую характеристику мер административного предупреждения;

-общую характеристику мер административного пресечения;

- общую характеристику мер административнопроцессуального обеспечения;

- общую характеристику мер административной ответственности.

Уметь:

- оперировать изученными административноправовыми и управленческими понятиями и

категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними управленческие отношения;

- правильно применять полученные знания в правоприменительной практике;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические

заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической, управленческой и научной

терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и

теоретическими источниками по изученной теме;

- навыками выбора и применения мер административного принуждения в целях обеспечения законности в государственном управлении. 6 Юридическая от-

ветственность должностных лиц и государственных ОК - 1,

2, 3, 5 ПК - 2,

3, 6, 7 - Знать:

- соотношение понятий "государственный служащий" и "должностное лицо";

- особенности дисциплинарной ответственность служащих органов государственного управления 13, 15.

государственного гражданского служащего;

- специфику административной ответственности должностных лиц государственных органов;

- понятие и основание уголовной ответственности должностных лиц и государственных служащих.

Уметь:

- оперировать изученными административноправовыми и управленческими понятиями и

категориями;

- анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними управленческие отношения;

- правильно применять полученные знания в правоприменительной практике;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические

заключения и консультации;

- правильно составлять и оформлять юридические документы;

- находить и анализировать новую научную литературу по теме.

Владеть:

- юридической, управленческой и научной

терминологией по изученной теме;

- навыками работы с правовыми актами и

теоретическими источниками по изученной теме; - навыками выбора и применения мер юридической ответственности в случае совершения правонарушения (преступления).

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

а) нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2016.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5768.

3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

4. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 898.

5. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации.

10. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

11. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

12. Федеральный закон от 17.11.1995 № 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

13. Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ "О парламентском контроле" // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2304.

14. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

15. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

16. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

17. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч.

I). Ст. 3441.

18. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6249.

19. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

20. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

21. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6228.

22. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 2001. № 331 (ч.1). Ст. 3417.

23. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

24. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6079.

25. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 903.

26. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч.4). Ст. 6259.

27. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4213.

28. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

29. Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"// СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.

30. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

31. Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490 // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.

32. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утв. Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

33. Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.

34. Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утв. Указом Президента РФ от 27.02.2010 № 201 // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 838.

35. Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3256.

36. Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области связи", "Положением о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха", "Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов", "Положением о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания", "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах", "Положением о государственном ветеринарном надзоре", "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре" // СЗ РФ.

2013. № 24. Ст. 2999.

37. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (вместе с "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре") // СЗ РФ. 2012. № 17. Ст. 1964.

38. Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (вместе с "Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации") // СЗ РФ. 2012. № 35. Ст. 4829.

39. Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 479 "О порядке направления членов Общественной палаты РФ для участия в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2005. № 32. Ст. 3320.

40. Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 481 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ" // СЗ РФ. 2005. № 32. Ст. 3322. 41. Положение о Федеральной службе по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2899. 42. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2900.

43. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.

44. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

45. Приказ Минфина России от 22.06.2012 № 87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" // СПС КонсультантПлюс.

46. Закон Московской области от 19.07.2005 № 185/2005-ОЗ О системе исполнительных органов государственной власти Московской области" // Ежедневные Новости. Подмосковье. 23.07.2005. № 136.

47. Указ Мэра Москвы от 19.07.2007 № 44-УМ "Об органах исполнительной власти города Москвы"// Вестник Мэра и Правительства Москвы. 02.08.2007. № 43.

б) основная литература:

1. Административное право: учебник / А.Б. Агапов, Э.П. Андрюхина [и др.]; ред.: Л.Л. Попов, М.С. Студеникина; Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2016. - 704 с.

2. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; ред. Л.Л. Попов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2014. - 519 с.

3. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров/ под ред. С.А. Старостина,- Москва: Проспект, 2016. - 336 с.

в) дополнительная литература:

1. Беляев, В.П. Контроль и надзор в Российском государстве, М.: Проспект, 2005.

2. Беляев, В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различие. // Государство и право. 2006. № 7.

3. Бородушко, И.В. Институт контроля в Российской Федерации: организационно-правовые основы и система контролирующих органов. СПб., 2002.

4. Буравлев, Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: Монография. М.: Юрист, 2008.

5. Горшенев, В.М., Шахов, И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.: Юрид.лит., 1987.

6. Государственный и общественный контроль в СССР / Под ред.

В.И. Туровцева. М.: Наука, 1970.

7. Грачева, Е.Ю., Толстопятенко, Г.П., Рыжкова, Е.А. Финансовый контроль,

М.: ИД "Камерон", 2004.

8. Зубарев, С.М. Обеспечение законности в деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012.

9. Зубарев, С.М. К вопросу об основаниях и видах дисциплинарных проступков на государственной гражданской службе // Российский следователь. 2015. № 16.

10. Зубарев, С.М. О соотношении понятий "контроль" и "надзор" в публичном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 10.

11. Зубарев, С.М. Система общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // Административное право и процесс. 2014. № 10.

12. Зубарев, С.М. Механизм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // Lex Russica. 2014. № 7 (Том XCII).

13. Зубарев, С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5.

14. Зубарев, С.М. Контроль за деятельностью государственных гражданских служащих: вопросы теории и правового регулирования // СПС КонсультантПлюс.

15. Зырянов, С.М. Административный надзор. М.: Юриспруденция, 2010.

16. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004.

17. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях /под ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект, 2015.

18. Лапина, М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Издательство Института проблем риска, 2006.

19. Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России: монография / под ред. С.М. Зубарева. М.: Финансовый университет, 2011.

20. Подзорова, Г.В. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц // Административное право и процесс. 2014. № 5.

21. Попов, Л.Л., Мигачев, Ю.И., Тихомиров, С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

22. Попова, Н.Ф. Государственное управление на современном этапе развития России: теория и практика: Монография. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2011.

23. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации:

проблемы и перспективы: монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013.

24. Серков, П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2012.

25. Студеникина, М.С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юрид. лит., 1974.

26. Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: монография / А.Б. Зеленцов, Н.М. Касаткина, В.И. Лафитский и др.; отв. ред. В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко. М.: ИЗиСП, ИНФРАМ, 2015.

27. Хаманева, Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти, М., 1999.

28. Шорина, Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления. М.: Наука, 1981.

29. Шугрина, Е.С. Общая характеристика ответственности органов публичной власти и их должностных лиц // Евразийский юридический журнал. 2013. № 4.

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Официальный сайт Президента РФ - www.kremlin.ru

Официальный сайт Правительства РФ - www.government.ru

Сервер органов государственной власти РФ - www.gov.ru

Официальный сервер Правительства Москвы - www.mos.ru

Поисковая система нормативных правовых актов Гарант - www.garant.ru Поисковая система нормативных правовых актов КонсультантПлюс - www.consultant.ru

д) научная периодика:

1. Актуальные проблемы российского права.

2. Административное и муниципальное право.

3. Административное право и процесс.

4. Государство и право.

5. Государственная власть и местное самоуправление.

6. Евразийский юридический журнал.

7. Законность.

8. Закон и право.

9. Право и политика.

10. Российская юстиция.

11. Lex Russica.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Аудиторный фонд вуза, включая аудиторию, оборудованную под зал судебного заседания для проведения игровых процессов.

2. Кабинеты для проведения консультаций и внеаудиторной работы.

3. Кабинеты, оборудованные персональными компьютерами и доступом в Интернет.

4. Лекционные залы, допускающие возможность демонстрации электронных презентаций.

5. Библиотека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

2

2

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении