Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 033974 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени О.Е. КУТАФИНА"

Кафедра философских и социально-экономических дисциплин

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рабочая программа научно-исследовательского семинара

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва

2016 Программа одобрена на заседании кафедры от 20 июня 2016 года, протокол № 11

Автор-составитель:

Демина Л.А. - доктор философских наук, профессор

Пржиленский В. И. - доктор философских наук, профессор

Рецензент:

Беляева Т.М.-старший преподаватель кафедры правовой информатики, член Методического совета

Демина Л.А., Пржиленский, В. И.

Методология научного исследования: рабочая программа научноисследовательского семинара/ Л.А. Демина, В. И. Пржиленский. - М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2016-

29 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 030900.68 (40.04.01) "Юриспруденция" (квалификация (степень) - магистр).

(c) Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2016

Оглавление

1. Цели освоения учебной дисциплины......................................4

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП..........................6

3. Структура и содержание учебной дисциплины.........................6

3.1. Тематические планы ...........................................................6

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения.........................6

3.1.2. Тематический план для очно-заочной формы обучения...............7

3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения......................8

3.2. Содержание дисциплины (программа курса).............................10

3.3. Практические занятия.........................................................12

3.4. Самостоятельная работа студента..........................................19

4. Образовательные технологии...............................................21

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов...........................22

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.............26

7. Учебно-методическое обеспечение.........................................27

7.1. Литература.......................................................................27

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.......29

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

Курс методологии научного исследования, внося свой вклад в подготовку ко всем видам профессиональной деятельности магистра как целостной личности профессионального юриста, в особенности нацелен на подготовку к научно-исследовательской и педагогической деятельности, что не исключает формирования компетенций, необходимых для иных видов профессиональной деятельности. Данный курс способствует формированию навыков и умений, необходимых для решения следующих профессиональных задач:

- проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с про-

филем своей профессиональной деятельности; - преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания;

- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

- подготовка нормативных правовых актов;

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Курс методологии научного исследования является не только междисциплинарным, но и полидисциплинарным. Методология и логика как философские дисциплины, имеющие богатую историю и внушительный опыт развития теоретического знания, соединяются в рамках учебного плана с таким прикладным и сугубо технологическим предметом как методика научного поиска. Такое соединение гетерогенных областей знания обусловлено компетентностным подходом и необходимостью обеспечить в рамках единого образовательного пространства "встречу" теории и практики, знаний и умений, целей и средств научного исследования.

Целью курса (проходящего в формате научно-

исследовательского семинара) является изучение научных методов и умение их применять на практике, владение правилами и приемами логического мышления, освоение методики научного поиска как важнейшей составляющей подготовки исследователя, ориентированного на модернизацию всех сфер социальной жизни.

Задачами, решаемыми в процессе изучения курса методологии научного исследования, являются следующие:

- сформировать у студентов важнейшие навыки исследовательской деятельности;

- получить знания основ методологии и логики научного поиска; - научиться применять их на практике.

Таким образом, в ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с технологией проведения научных исследований, приобретают важные умения, составляющие неотъемлемую часть квалификации научного работника. Изучение методологии науки включает в себя освоение знаний об общенаучных методах и методиках, получивших распространение в отдельных отраслях научного знания. Овладение приемами и правилами логического мышления дополняет компетенции, получаемые при освоении методологической и методической тематики. Все это в совокупности позволяет начинающему исследователю претендовать на полноценное участие в научной жизни: искать и получать новые знания, публиковать результаты проводимых исследований, участвовать в научной полемике, отставать собственную точку зрения и продуктивно взаимодействовать с экспертными сообществами.

Особое значение в курсе занимают методические материалы, позволяющие освоить принципы подготовки и защиты квалификационной работы -магистерской диссертации по избранной специальности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью добросовестно исполнять профессиональные обязан-

ности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный

и общекультурный уровень (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным язы-

ками как средством делового общения (ОК-4); компетентным использованием на практике приобретенных умений

и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования

в области права (ПК-11); в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком

теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способностью управлять самостоятельной работой обучающихся

(ПК-13); способностью организовывать и проводить педагогические исследо-

вания (ПК-14).

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Место и роль курса состоит в том, что данная форма учебных занятий является одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с теми видами деятельности, к которым готовится магистр юриспруденции. В связи с тем, что курс относится к дисциплинам, изучаемым в первом семестре 1-го курса, предшествующих дисциплин не существует, кроме требований, предъявляемых на вступительных экзаменах соответственно профилю выбранной специальности (государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой профили).

Взаимосвязь с последующими дисциплинами: данный курс является необходимой базой для выработки умения анализировать различные правовые явления, юридические факты; анализировать и толковать юридические нормы в процессе изучения всего комплекса юридических наук.

Научно-исследовательский семинар является организационной формой научно-исследовательской работы и призван стать основой формирования индивидуальных учебных планов магистров.

3. Структура и содержание учебной дисциплины

3.1. Тематические планы

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа для всех форм обучения. Форма аттестации - зачет.

Тематический план для очной формы обучения

Общая трудоемкость - 4 ЗЕТ, 144 часа, из них практические занятия - 14 часов.

№ п/ п

Раздел (тема) учебной дисциплины Образовательные технологии Формы текущего контроля Практические занятия СРС 1 Пути, формы и дисциплинарная матрица научного исследования 1 2 18 Дискуссия; работа в малых группах, кейсметод, мозговой штурм Реферирование литературы

Опрос Проверка домашних заданий Тестирование 2 Функции методологии в научном исследовании 1 2 18 Работа в малых группах, кейсметод, дерево решений, "эрудит", "броуновское движение", мозговой штурм, дебаты, круглый стол, ролевые игры Реферирование и анализ литературы, разработка плана диссертационного исследования.

Тестирование

3 Основные формы и методы научного познания 1 2 18 Работа в малых группах, кейсметод, дерево решений, "эрудит" Анализ форм и методов научного познания; экспертиза методологической основы диссертационного исследования 4 Логика научного исследования 1 2 18 "Броуновское движение", мозговой штурм Реферирование литературы Опрос

Решение задач 5 Методика подготовки и защиты диссертации 1 2 18 Круглый стол, ролевые игры Подготовка к написанию методологического эссе, анализ проблем 6 Методологическая специфика юридического познания 1 2 20 Дебаты, работа в малых груп-

пах, кейс-метод Написание методологического эссе 7 Научное творче- 1 2 20 Круглый стол Предзащита ме- ство: личностные факторы и социальные аспекты науки тодологического эссе ВСЕГО: 14 130

Тематический план (очно-заочная форма обучения)

Общая трудоемкость - 4 ЗЕТ, 144 часа, из них практические занятия

- 10 часов.

№ п/ п Раздел (тема) учебной дисциплины Образовательные технологии Формы текущего контроля Практические занятия СРС 1 Пути, формы и дисциплинарная матрица научного исследования 1 2 20 Дискуссия; работа в малых группах, кейсметод, мозговой штурм Реферирование литературы

Опрос

Проверка домашних заданий Тестирование 2 Функции методологии в научном исследовании 1 2 18 Работа в малых группах, кейсметод, дерево решений, "эрудит", "броуновское движение", мозговой штурм, дебаты, круглый стол, ролевые игры Реферирование и анализ литературы, разработка плана диссертационного исследования. Тестирование 3 Основные формы и методы научного познания 1 2 18 Работа в малых группах, кейсметод, дерево решений, "эрудит" Анализ форм и методов научного познания; экспертиза методологической основы диссертационного исследования 4 Логика научного исследования 1 2 18 "Броуновское движение", мозговой штурм Реферирование литературы Опрос

Решение задач 5 Методика подготовки и защиты диссертации 1 2 20 Круглый стол,

ролевые игры

Подготовка к написанию методологического эссе, анализ про- блем 6 Методологическая специфика юридического познания 1 20 Дебаты, работа в малых груп-

пах, кейс-метод Написание методологического эссе 7 Научное творчество: личностные факторы и социальные аспекты науки 1 20 Круглый стол Предзащита методологического эссе ВСЕГО: 10 134

Тематический план (заочная форма обучения)

Общая трудоемкость - 4 ЗЕТ, 144 часа, из них практические занятия

- 8 часов.

№ п/ п Раздел (тема) учебной дисциплины Образовательные технологии Формы текущего контроля Практические занятия Самостоятельная работа 1 Пути, формы и дисциплинарная матрица научного исследования 1 2 20 Дискуссия; работа в малых группах, кейс-метод, мозговой штурм Реферирование литературы Опрос

Проверка домашних заданий

Тестирование 2 Функции методологии в научном исследовании 1 2 18 Работа в малых группах,

кейс-метод,

дерево решений, "эрудит", "броуновское движение", мозговой штурм, дебаты, круглый стол, ролевые игры Реферирование и анализ литературы, разработка плана диссертационного исследования. Тестирование

3 Основные формы и методы научного познания 1 2 18 Работа в малых группах,

кейс-метод, дерево решений, "эрудит" Анализ форм и методов научного познания; экспертиза метологической основы диссертационного исследования 4 Логика научного исследования 1 2 20 "Броуновское движение", мозговой штурм Реферирование литературы Опрос

Решение задач

5 Методика подготовки и защиты диссертации 1 20 Круглый стол,

ролевые игры

Подготовка к написанию методологического эссе,

анализ про-

блем 6 Методологическая специфика юридического познания 1 20 Дебаты, работа в малых

группах, кейсметод Написание методологического эссе 7 Научное творчество: личностные факторы и социальные аспекты науки 1 20 Круглый стол Предзащита методологического эссе ВСЕГО: 8 132 Зачет-4 ч

Учебная дисциплина "Методология научного исследования" изучается в течение одного семестра. Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета.

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

Программа курса "Методология научного исследования"

Тема 1. Пути, формы и дисциплинарная матрица научного исследования

Основные тенденции развития современной науки. Внутренние и внешние факторы развития науки. Интернализм и экстернализм. Факторы интеграции и дифференциации наук. Куммулятивизм и антикуммулятивизм. Концепции развития научного знания. Понятия научной парадигмы, дисциплинарной матрицы, оснований науки.

Тема 2. Функции методологии в научном исследовании

Предмет, задачи и функции методологии науки. Уровни и структура методологического знания. Основные этапы развития методологической мысли; понятие о законах и формах мышления; философская идея метода и специфика научного познания; естественный язык и его структура; анализ естественного языка; методология и логика в структуре философского и научного знания. Значение методологических знаний для профессиональной деятельности юриста.

Тема 3. Основные формы и методы научного познания

Критерии научности. Функции научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Язык науки. Понятие научной проблемы, факта, идеи, принципа, гипотезы, закона. Теория как высшая форма организации научного знания. Структура и типология научных теорий.

Понятие метода научного познания. Классификация научных методов. Характеристика методов эмпирического и теоретического уровней познания. Общенаучные подходы.

Тема 4. Логика научного исследования

Основные компоненты научной деятельности: субъект, объект и средства научной деятельности. Формирование субъект-объектной парадигмы и ее современное состояние. Пределы и ценность научного метода.

Прикладная логика и научная методология. Классификация и определение. Методы экспериментального исследования. Статистические методы. Вероятностный вывод в истории и правовых исследованиях. Логика и критическая оценка. Проблема достоверности полученных результатов: проверка гипотез, роль систематического сомнения, самокорректирующая природа научного метода.

Тема 5. Методика подготовки и защиты диссертации

Специфика написания магистерской диссертации. Основные этапы научного исследования. Программа исследования. Информационное обеспечение научной деятельности.

Цель и задачи диссертационного исследования; актуальность темы и степень разработанности проблемы; оценка степени приращения знания; структура и содержание диссертационного исследования; процедура экспертизы и публичной защиты диссертации.

Тема 6. Методологическая специфика юридического познания

Специфика правового познания; соотношение объекта и предмета в юридической науке; формы и методы юридического познания; способы образования понятий в науке и правоприменительной практике; соотношение предмета и метода в юридической науке; особенности формирования предметных областей юридического знания.

Тема 7. Научное творчество: личностные факторы и социальные аспекты науки

Понятие творчества. Этапы творческого процесса. Роль логики, интуиции, воображения в научном творчестве. Открытия парадигмальные и экстраординарные, преднамеренные и случайные. Эвристическая деятельность и ее составляющие. Основные факторы успешной эвристической деятельности. Эвристическая деятельность в структуре творчества.

Наука как социальный институт. Нормы и ценности науки. Наука и ценности общества.

Лекции (не предусмотрены требованиями ФГОС)

3.3. Практические занятия

3.3.1 Практические занятия для студентов очной формы обучения

Практическое занятие № 1 Тема: Пути, формы и дисциплинарная матрица научного исследования (2 часа) Образовательные технологии: дискуссия, кейс-метод

1. Основные тенденции развития современной науки.

2. Факторы развития, интеграции и дифференциации наук.

3. Концепции развития научного знания.

4. Понятия научной парадигмы, дисциплинарной матрицы, оснований науки.

Источники и литература:

1. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г. (или любые другие издания).

2. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: Изд-во "АСТ" 2003 г. (или любые другие издания).

3. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983

г. (или любые другие издания).

4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006 г. Гл.1,2.

Практическое занятие № 2

Тема: Функции методологии в научном исследовании (2 часа) Образовательные технологии: работа в малых группах, кейсметод

1. Понятие метода и методологии науки.

2. Методология и логика в структуре философского и научного знания.

3. Логика и язык: методы анализа естественного языка.

4. Семантическая концепция понимания.

5. Функции методологии в юридическом исследовании. Источники и литература:

1. Фреге Г. Логика и логическая семантика. М.: Аспект Пресс, 2000. С.8-62, 230-246, 326-342.

2. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Гл. 1,2.

Практическое занятие № 3 Тема: Основные формы и методы научного познания (2 часа) Образовательные технологии: работа в малых группах

1. Критерии научности. Функции научного знания.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

3. Язык науки и язык права.

4. Основные формы научного познания.

5. Структура и типология научных теорий.

6. Классификация научных методов. Общенаучные подходы. Литература:

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006 г. Гл.3.

2. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Ч.II. Гл.1-3.

Практическое занятие № 4 Тема: Логика научного исследования (2 часа) Образовательные технологии: работа в малых группах, мозговой штурм

1. Основные компоненты научной деятельности.

2. Пределы и ценность научного метода.

3. Классификация и определение.

4. Виды научного объяснения.

5. Методы экспериментального исследования.

6. Вероятностный вывод в истории и правовых исследованиях.

Литература:

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006 г. Гл.5.

2. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск, Социум, 2010. Гл.12-18.

3. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Ч.II. Гл.4-6.

Практическое занятие № 5 Тема: Методика подготовки и защиты диссертации (2 часа) Образовательные технологии: круглый стол, ролевые игры

1. Специфика написания магистерской диссертации.

2. Основные этапы научного исследования.

3. Информационное обеспечение научной деятельности.

4. Цель и задачи диссертационного исследования.

5. Актуальность темы и степень разработанности проблемы.

6. Оценка степени приращения знания.

7. Структура и содержание диссертационного исследования.

8. Процедура экспертизы и публичной защиты диссертации. Литература:

1. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени. - М.: Ось-89, 2004.

2. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. М.: Инфра-М, 2007.

3. Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. - СПб.: "Симпозиум", 2006.

Практическое занятие № 6 Тема: Методологическая специфика юридического познания (2 часа) Образовательные технологии: дебаты, работа в малых группах

1. Специфика правового познания.

2. Соотношение объекта и предмета в юридической науке.

3. Формы и методы юридического познания.

4. Способы образования понятий в науке и правоприменительной практике.

5. Соотношение предмета и метода в юридической науке.

6. Особенности формирования предметных областей юридического знания.

Литература:

1. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Ч.II. Гл.9.

2. Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. М.: Канон+, Реабилитация, 2010.

Практическое занятие № 7 Тема: Научное творчество: личностные факторы и социальные аспекты науки (2 часа) Образовательные технологии: круглый стол

1. Понятие научного творчества.

2. Этапы творческого процесса.

3. Роль логики, интуиции, воображения в научном творчестве.

4. Открытия парадигмальные и экстраординарные, преднамеренные и случайные.

5. Эвристическая деятельность и ее составляющие.

6. Наука как социальный институт. Наука и ценности общества. Литература:

1. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Ч.II. Гл.7,8.

2. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки (учебное пособие для студентов). - Москва-Ростов н/Д, МарТ, 2006.

3. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М.: Канон+, Реабилитация, 2008.

3.3.2 Практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения

Практическое занятие № 1 Тема: Пути, формы и дисциплинарная матрица научного исследования (2 часа) Образовательные технологии: дискуссия, кейс-метод

1. Основные тенденции развития современной науки.

2. Факторы развития, интеграции и дифференциации наук.

3. Концепции развития научного знания.

4. Понятия научной парадигмы, дисциплинарной матрицы, оснований науки.

Источники и литература:

1. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г. (или любые другие издания).

2. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: Изд-во "АСТ" 2003 г. (или любые другие издания).

3. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983

г. (или любые другие издания).

4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006 г. Гл.1,2.

Практическое занятие № 2 Тема: Функции методологии в научном исследовании (2 часа) Образовательные технологии: работа в малых группах, кейс-метод

1. Понятие метода и методологии науки.

2. Методология и логика в структуре философского и научного знания.

3. Логика и язык: методы анализа естественного языка.

4. Семантическая концепция понимания.

5. Функции методологии в юридическом исследовании. Источники и литература:

1. Фреге Г. Логика и логическая семантика. М.: Аспект Пресс, 2000. С.8-62, 230-246, 326-342.

2. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Гл. 1,2.

Практическое занятие № 3 Тема: Основные формы и методы научного познания (2 часа) Образовательные технологии: работа в малых группах

1. Критерии научности. Функции научного знания.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

3. Язык науки и язык права.

4. Основные формы научного познания.

5. Структура и типология научных теорий.

6. Классификация научных методов. Общенаучные подходы. Литература:

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006 г. Гл.3.

2. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Ч.II. Гл.1-3.

Практическое занятие № 4 Тема: Логика научного исследования (2 часа) Образовательные технологии: работа в малых группах, мозговой штурм

1. Основные компоненты научной деятельности.

2. Пределы и ценность научного метода.

3. Классификация и определение.

4. Виды научного объяснения.

5. Методы экспериментального исследования.

6. Вероятностный вывод в истории и правовых исследованиях. Литература:

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006 г. Гл.5.

2. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск, Социум, 2010. Гл.12-18.

3. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Ч.II. Гл.4-6.

Практическое занятие № 5 Тема: Методика подготовки и защиты диссертации (2 часа) Образовательные технологии: круглый стол, ролевые игры

1. Специфика написания магистерской диссертации.

2. Основные этапы научного исследования.

3. Информационное обеспечение научной деятельности.

4. Цель и задачи диссертационного исследования.

5. Актуальность темы и степень разработанности проблемы.

6. Оценка степени приращения знания.

7. Структура и содержание диссертационного исследования.

8. Процедура экспертизы и публичной защиты диссертации. Литература:

1. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени. - М.: Ось-89, 2004.

2. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. М.: Инфра-М, 2007.

3. Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. - СПб.: "Симпозиум", 2006.

3.3.3. Практические занятия для студентов заочной формы обучения

Практическое занятие № 1 Тема: Пути, формы и дисциплинарная матрица научного исследования (2 часа) Образовательные технологии: дискуссия, кейс-метод

1. Основные тенденции развития современной науки.

2. Факторы развития, интеграции и дифференциации наук.

3. Концепции развития научного знания.

4. Понятия научной парадигмы, дисциплинарной матрицы, оснований науки.

Источники и литература:

1. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г. (или любые другие издания).

2. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: Изд-во "АСТ" 2003 г. (или любые другие издания).

3. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983

г. (или любые другие издания).

4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006 г. Гл.1,2.

Практическое занятие № 2 Тема: Функции методологии в научном исследовании (2 часа) Образовательные технологии: работа в малых группах, кейс-метод

1. Понятие метода и методологии науки.

2. Методология и логика в структуре философского и научного знания.

3. Логика и язык: методы анализа естественного языка.

4. Семантическая концепция понимания.

5. Функции методологии в юридическом исследовании. Источники и литература:

1. Фреге Г. Логика и логическая семантика. М.: Аспект Пресс, 2000. С.8-62, 230-246, 326-342.

2. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Гл. 1,2.

Практическое занятие № 3 Тема: Основные формы и методы научного познания (2 часа) Образовательные технологии: работа в малых группах

1. Критерии научности. Функции научного знания.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

3. Язык науки и язык права.

4. Основные формы научного познания.

5. Структура и типология научных теорий.

6. Классификация научных методов. Общенаучные подходы. Литература:

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006 г. Гл.3.

2. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Ч.II. Гл.1-3.

Практическое занятие № 4

Тема: Логика научного исследования (2 часа) Образовательные технологии: работа в малых группах, мозговой штурм

1. Основные компоненты научной деятельности.

2. Пределы и ценность научного метода.

3. Классификация и определение.

4. Виды научного объяснения.

5. Методы экспериментального исследования.

6. Вероятностный вывод в истории и правовых исследованиях. Литература:

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006 г. Гл.5.

2. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск, Социум, 2010. Гл.12-18.

3. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. М.:

Идея-Пресс, 2010. Ч.II. Гл.4-6.

3.4. Самостоятельная работа студента

Важнейшую роль в овладении дисциплиной "Методология научного исследования" играет самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студента призвана формировать у него такие знания, умения и навыки, которые способствуют становлению научно подготовленного специалиста, квалифицированно и ответственно выполняющего на практике свои профессиональные обязанности. В связи с этим в процессе учебы студент выполняет следующие основные виды самостоятельной работы:

1. Подготовка к практическим занятиям. Практическое занятие - одна из широко применимых форм изучения учебного материала, заключающаяся в организованном обсуждении поставленных вопросов. На них обучаемые углубляют, систематизируют и закрепляют знания, полученные на других видах занятий и в ходе самостоятельной работы. Подготовка к практическим занятиям предполагает:

• Изучение материалов учебников и учебных пособий, первоисточников, материалов, помещенных в электронных средствах информации.

• Формирование умения выделять проблемные вопросы и умения отвечать по существу на основные вопросы, сформулированные в планах занятий, а также в индивидуальных формах заданий.

• Формирование умения обобщать и анализировать изучаемый материал. При подготовке к практическим занятиям студентам важно выработать навыки самостоятельного поиска научной информации, овладеть навыками составления библиографии (списка литературы) и цитирования источников по изучаемой теме, которые необходимы при составлении докладов, эссе, презентаций проектов и других видов сообщений.

2. Самостоятельная работа студентов при подготовке к зачету ? Осмысление и приведение в систему знаний, полученных на лекциях и практических занятиях.

• Знакомство с вопросами для самоконтроля и их уяснение.

• Выделение непонятных вопросов и обращение за консультацией к преподавателю.

В целом, изучение курса "Методология научного исследования" предполагает следующие виды самостоятельной работы:

- подготовка эссе, докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;

- обдумывание проблемных вопросов и проблемных ситуаций по тематике предстоящей лекции, практического занятия и выдвижение их для обсуждения;

- подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, студенческих конференциях;

- опыт рецензирования прочитанной литературы, учебников, статей и т.п.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

1) Одной из важных форм самостоятельной работы является написание реферата. При подготовке и написании реферата необходимо проследить связь между темой реферата и темой магистерской диссертации, показать, какие методологические средства студент может использовать при написании диссертационного исследования.

2) При выполнении задания 1.1 (см. раздел "Задания для самостоятельной работы") необходимо подготовить ответ в письменном виде и подготовиться к обсуждению в группе.

3) Для выполнения задания 1.2 прочитать и критически осмыслить работу П. Фейерабенда "Против методологического принуждения" (см. ссылку); сформулировать свою позицию по отношению к концепции автора.

4) При выполнении задания 2.1 - подготовить примеры из науки и собственной отрасли знания.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения

1) При подготовке к практическим занятиям, прежде всего, необходимо ознакомиться с рекомендованной литературой, выделить проблемные места, сформулировать вопросы к преподавателю.

2) Необходимо выполнять все задания, предлагаемые для самостоятельной работы.

3) Выполнение заданий необходимо совмещать с осмыслением методологии юридической науки, возможностью применения ее на практике.

4) Сформулировать методологические основания собственной магистерской диссертации.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Учитывая ограниченное количество часов, отведенных на аудиторные занятия, студентам заочной формы обучения следует максимально эффективно использовать:

1) сайт Академии, на котором будут размещены необходимые материалы;

2) электронные ресурсы информационно-образовательных порталов, Веб-сайты по предметной области, ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.

3) Необходимо обратить внимание на самостоятельное изучение теоретических источников, рекомендованной литературы, что призвано способствовать выработке понимания современных тенденций в развитии методологии социально-гуманитарной сферы.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В курсе используются активные и интерактивные формы проведения занятий - семинары в диалоговом режиме, дискуссии, разбор конкретных ситуаций, коллективное обсуждение результатов работы и др. Предусмотрены мастер-классы экспертов и специалистов.

Оценка качества освоения содержания курса включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Предусматривается использование фондов оценочных средств (типовые задания, контрольные работы, тесты и иные методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций).

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов 1 Практические занятия Работа в малых группах

"Мозговой штурм"

Дерево решений

"Эрудит" Дебаты

"Ролевая игра"

"Кейс-метод" 2/2/2

2/2/2 2/2/2 2/2/2

2/2/0 2/0/0 2/0/0 Итого: 14/10/8 Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% аудиторных занятий

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

а) Примерная тематика рефератов

1. Особенности научного познания.

2. Наука, философия.

3. Наука и искусство.

4. Наука и обыденное познание.

5. Социальные функции науки

6. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

7. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

8. Западная и восточная средневековая наука.

9. Становление экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

10. Возникновение дисциплинарно организованной науки и ее технологическое применение. Формирование технических наук.

11. Становление социальных и гуманитарных наук.

12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.

13. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

14. Эксперимент и наблюдение.

15. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта.

16. Первичные теоретические модели и развитая теория.

17. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Развертывание теории как процесс решения задач.

18. Математизация теоретического знания и ее интерпретация

19. Основания науки и их структура

20. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность.

21. Научная картина мира, ее исторические формы и функции.

22. Операциональные основания научной картины мира.

23. Философские основания науки. Философские идеи и принципы в обосновании научного знания.

24. Философские идеи как эвристика научного поиска.

25. Логика и методология науки.

26. Методы научного познания и их классификация.

27. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины.

28. Формирование первичных теоретических моделей и законов.

29. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

30. Классический вариант формирования развитой теории.

31. Неклассический вариант формирование развитой теории.

32. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

б) Примерные вопросы для самоконтроля

1. Каковы критерии различения эмпирического и теоретического уровня научного познания?

2. В чем заключается роль эмпирического и теоретического уровней в развитии научного познания?

3. Каким образом формируются научные факты?

4. В чем состоит проблема "теоретической нагруженности" факта?

5. Какова структура научной теории?

6. В чем сходство и различие теории и метода?

7. Посредством каких процедур гипотеза приобретает статус теории?

8. Какую роль в научном познании играют основания науки?

9. В чем проявляется исторический характер картины мира?

10. Как соотносятся научная картина мира и мировоззрение?

11. Почему необходимы не только внутринаучные и социальные нормы научной деятельности?

12. Сформулируйте основные принципы индуктивистской и дедуктивистской моделей развития научного знания. В чем их сильные и слабые стороны?

13. Какова роль научной картины мира в динамике научного знания?

14. В чем суть гипотетико-дедуктивной модели построения теории?

15. Что такое "логика открытия" и "логика обоснования" теории? Являются ли они взаимосвязанными процедурами?

16. В чем разница процессов становления развитой теории в классическом и неклассическом естествознании?

17. Каковы пути включения новых теоретических представлений в культуру?

18. Какова роль традиций в научном познании?

19. Какие виды научных традиций Вы можете назвать?

20. Каковы пути возникновения новаций в научном познании?

21. В чем суть кумулятивистского подхода к истории науки?

22. В чем состоят особенности методологии кейс-стадис в исследовании истории науки?

23. Что представляет собой научная революция?

24. Каковы внутринаучные причины революционных преобразований в науке?

25. Каковы признаки кризиса в науке?

26. Какова роль междисциплинарных взаимодействий в период научной революции?

27. В чем заключается роль философии в период научной революции?

28. В чем суть "принципа относительности" применительно к развитию научного знания?

29. В чем проявляется мировоззренческое значение глобальных научных революций?

30. Почему развитие науки является нелинейным процессом?

31. Перечислите основные черты классической науки.

32. Перечислите основные черты неклассической науки.

33. Каковы критерии различения эмпирического и теоретического уровня научного познания?

34. В чем заключается роль эмпирического и теоретического уровней в развитии научного познания?

35. Каким образом формируются научные факты?

36. В чем состоит проблема "теоретической нагруженности" факта?

37. Какова структура научной теории?

38. В чем сходство и различие теории и метода?

39. Посредством каких процедур гипотеза приобретает статус теории?

40. Какую роль в научном познании играют основания науки?

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1.1

№ 1. Приведите примеры донаучного, антинаучного и научного объяснения одного и того же явления. А) явления природы (не более 1 стр.)

Б) явления общественной жизни (не более 1 стр.)

В) явления из предметной области вашего исследования (не более 1 стр.) № 2. Опишите любой эксперимент из истории развития науки в избранной вами области знания (не более 1 стр.) А) сформулируйте условия его верификации

Б) сформулируйте условия его фальсификации

Задание 1.

Прочитайте текст и дайте ответы на следующие вопросы:

Что понимает автор под принципом методологического анархизма? Как отвечает автор на вопрос "Что есть наука-как она действует, каковы ее результаты?"

В чем, по мнению П. Фейерабенда, состоит ценность науки? Действительно ли она лучше, чем космология хопи, наука и философия Аристотеля, учение о дао? Или наука-один из многих мифов, возникший при определенных исторических условиях?

Как связаны идеи методологического анархизма с концепциями политического либерализма?

Почему в рассматриваемом тексте введения автор сравнивает науку с религией?

Текст: Из книги П. Фейерабенда (Против методологического принуждения1)

Задание 2.

№ 1. Интерналисты утверждают, что развитие науки определяется внутринаучными факторами или логикой развития идей. Какие аргументы можно привести в подтверждение данной позиции. А) из истории науки в целом (не более 1 стр.)

Б) из истории вашей отрасли знаний (не более 1 стр.)

№ 2. Экстерналисты утверждают, что развитие науки детерминировано внешними, прежде всего социокультурными и личностными факторами.

Какие аргументы можно привести в подтверждение данной позиции.

А) из истории науки в целом (не более 1 стр.)

Б) из истории вашей отрасли знаний (не более 1 стр.)

Задание 3.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1. В чем различие между кризисной и нормальной наукой?

2. Почему новые теории порождаются кризисами?

3. Как различить аномалии в описании и объяснении явлений?

4. Почему меняется отношение к трудностям в объяснении явлений?

5. Когда возникает уверенность в необходимости смены инструментария научного исследования?

Текст: КРИЗИС И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ (Из книги Т.

Куна "Структура научных революций2)

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение навыками) и коды общекультурных и профессиональных компетенций, которые формируются при достижении этого результата 1. Пути, формы и дисциплинарная матрица научного исследования

ОК-3. ОК-

4, ПК-12 В результате изучения темы 1 дисциплины обучающийся должен знать: основные тенденции развития современной

науки;

уметь: выделять внутренние и внешние факторы развития науки; владеть:

навыками исследования научной парадигмы, дисциплинарной матрицы, оснований науки 2. Функции методологии в научном исследовании ОК-3, ОК4, ОК-5 В результате изучения темы 2 обучающийся должен знать: предмет, задачи и функции методологии; уметь:

применять навыки анализа естественного языка в юридических контекстах; владеть: приемами и методами логического и методологического исследования научного знания. 3. Основные формы и методы научного познания ОК-5, ПК11 В результате изучения темы 3 обучающийся должен знать: критерии научности, уровни научного познания и его основные формы; уметь:

выделять научные проблемы, научные факты, идеи, принципы, законы; владеть:

основными методами научного познания 4. Логика научного исследования ОК-3, ОК5, ПК-11,

ПК-12 В результате изучения темы 4 обучающийся должен знать:

основные компоненты научной деятельности; логические операции, используемые в научном исследовании; уметь:

строить классификации, давать определения юридических понятий; использовать экспериментальные методы; владеть: статистическими методами, элементами теории вероятностей, методами проверки гипотез. 5. Методика подготовки и защиты диссертации ОК-1, ОК2, ОК-4,

ПК-11 В результате изучения темы 5 обучающийся должен знать:

специфику написания магистерской диссертации, основные этапы научного исследования; уметь:

сформулировать цель и задачи диссертационного исследования, обосновать актуальность темы

и степень ее разработанности; владеть:

методикой написания магистерской диссертации и процедуры ее публичной защиты 6. Методологическая специфика юридического познания ОК-1, ПК11 В результате изучения темы 6 обучающийся должен знать: специфику правового познания, соотношение объекта и предмета в юридической науке; уметь:

применять формы и методы юридического познания; владеть:

методологией юридической науки 7. Научное творчество: личностные факторы и социальные аспекты науки ОК-3, ОК5, ПК-12 В результате изучения темы 7 обучающийся должен знать:

Понятие творчества, этапы творческого процесса, роль логики и интуиции в научном творче-

стве; уметь:

применять основные приемы эвристики; владеть: ценностно-познавательным методом исследования.

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Канке В.А. Современная философия: Учебник. М.: Омега-Л, 2014. -

329 с. 2. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебник для аспирантуры и магистратуры. М.: Норма: ИНФРА М, 2016. - 432 с.

3. Пржиленский В.И. Современная философия: интеллектуальные технологии XXI века. Учебник. М.: Проспект, 2016. - 328 с.

4. Пржиленский В.И. Философия юридической науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М.: Норма: ИНФРА М, 2016. - 208 с.

5. Философия науки: учебник для магистратуры / под ред. А. И. Липкина. М.: Издательство Юрайт, 2015. - 512 с.

Дополнительная литература

1. Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. Канон+, Реабилитация, 2008.

2. Классическая философия науки: Хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского. Москва - Ростов: МарТ, 2007.

3. Конструктивистский подход в эпистемологии и науках и человеке.

М.: Канон+, Реабилитация, 2009.

4. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. - Челябинск, Социум, 2010.

5. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени. - М.: Ось-89, 2004.

6. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М.: Канон+, Реабилитация, 2008.

7. Никифоров А.Л. Философия и история науки. - М.: Идея-Пресс, 2010.

8. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. М.: Инфра-М, 2010.

9. Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. М.: Канон+, Реабилитация, 2010.

10. Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. - СПб.: "Симпозиум", 2006.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://www.edu.ru/ - Федеральный портал "Российское образование"

2. http://auditorium.ru/aud/about/ index.php - Библиотека информационно-образовательного портала "Гуманитарные науки"

3. http://clarino2.narod.ru/ - История, литература, статьи, философия.

4. http://www.sonoteka.spb.ru/ - Аудиоархив лекций ведущих российских преподавателей и ученых по широкому спектру гуманитарных дисциплин

5. ido.tdu.ru/philosophy - Библиотека института дистанционного обучения

6. philosophy.ru/library - Электронная библиотека Института философии РАН

7. rsl.ru - Российская государственная библиотека

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Аудиторный фонд МГЮА

2. Библиотека МГЮА

3. Мультимедийные системы (сканеры, видеомагнитофоны, сигналы от ноутбуков).

1 Пол Фейерабенд. Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания. Предисловие к немецкому изданию. В кн.: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. с.125-127.

2 Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. С. 96-109.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

2

2

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении