Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 033975 из МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)"

Кафедра теории государства и права

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, очно - заочная, заочная

Москва

2017 Программа одобрена на заседании кафедры теории государства и права от 24 ноября 2016 года, протокол № 3.

Авторы:

Мартышин О.В. -д.ю.н., профессор

Корнев А.В. -д.ю.н., профессор

Завьялов Ю. С. -к.ю.н., профессор Липень С.В.-д.ю.н., доцент

Рецензенты:

Лазарев В.В.-д.ю.н., профессор

Гунибский М.Ш.-к.ф.н., доцент кафедры философских и социальноэкономических дисциплин, член Методического совета

Мартышин О.В., Корнев А.В., Завьялов Ю.С., Липень С.В. История политических и правовых учений: рабочая программа / Мартышин О.В., Корнев А.В., Завьялов Ю.С., Липень С.В. - М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр").

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017

Оглавление

1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП 7

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 7

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Тематические планы 7

3.2 Содержание учебной дисциплины (программа курса) 10 3.3 Лекции 12

3.4 Практические занятия 12

3.5 Самостоятельная работа 23 4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 24

5 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ 25

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И

КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 27

ДИСЦИПЛИНЫ

7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ 29 ДИСЦИПЛИНЫ

8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 32

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели освоения учебной дисциплины

Учебный курс "История политических и правовых учений" предлагает обучаемым системное знание закономерностей исторического развития политико-правовых доктрин.

Принципиальные проблемы организации политико-правовой системы общества привлекали к себе внимание мыслителей и политических деятелей всех эпох, предметом разработки были происхождение, сущность, организация политической власти, основные методы государственного управления, положение личности, ее взаимоотношения с государственной властью, понимание права, соотношение естественного и волеустановленного права, принципиальные проблемы правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государства, вопросы политико-правового реформирования (направленность, темпы, способы проведения реформ политико-правовой системы общества, реформы и революции) и др.

Данные вопросы находили различную разработку в разные эпохи исторического развития, рабочей программой учебного курса "История политических и правовых учений" предусматривается изучение политикоправовой мысли Древнего мира, Средних веков, эпох Возрождения и Реформации, буржуазных революций, свободной конкуренции, эпохи империализма, социалистических революций, освобождения колониальных стран, кризиса "реального социализма" и формирования "социального государства" на Западе.

Преподавание учебного курса "История политических и правовый учений" ориентировано на выявление огромного исторического опыта осмысления ключевых проблем юридической науки, который можно воспринимать и в современных условиях в практической и научной деятельности, в том числе при подготовке магистерских диссертационных исследований.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

правотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; организационно-управленческая; научно-исследовательская; педагогическая.

В соответствии с п. 4.4 ФГОС ВПО магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов; б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей ре-

шений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; в) правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, об-

щества и государства; охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм соб-

ственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование

правонарушений;

г) экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам пра-

ва;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; д) организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций; е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с про-

филем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.

В результате освоения истории политических и правовых учений обучающийся должен: 1) знать:

- предмет и методологию истории политических и правовых учений;

- место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук;

- основные закономерности развития учений о государстве и праве;

- современное состояние науки истории политических и правовых учений;

2) уметь:

- применять знания закономерностей развития политико-правовых явлений и учений в сфере правотворчества, правореализации и правоохраны;

- ориентироваться в социальных проблемах правовой действительности;

- с учетом исторического опыта анализировать современные проблемы правового регулирования общественных отношений; 3) владеть:

- современной и исторической общей юридической терминологией;

- навыками теоретического осмысления исторического интеллектуального политико-правового опыта;

- навыками использования полученных знаний в целях решения конкретных правовых проблем.

Процесс изучения истории политических и правовых учений направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способность компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). Профессиональные компетенции:

- готовность к обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-3);

- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-

15).

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП

Учебная дисциплина "История политических и правовых учений" относится к базовой части общенаучного цикла ОП.

Структура учебного курса "История политических и правовых учений" построена в соответствии со сложившимися традициями преподавания историко-политученческого знания, содержание учебного курса отражает современный уровень научных исследований истории учений о праве и государстве.

При изучении учебного курса "История политических и правовых учений" следует опираться знания, полученные на первой ступени высшего юридического образования при освоении учебных курсов теоретического и исторического характера ("Теория государства и права", "История государства и права зарубежных стран", "История отечественного государства и права"). Успешное освоение вопросов учебного курса "История политических и правовых учений" позволит поднять на новый уровень общеметодологическую и общетеоретическую подготовку будущих магистров.

3. Структура и содержание учебной дисциплины.

Данная учебная дисциплина входит в программу 2 семестра. Формой аттестации выступает экзамен (трудоемкость составляет: 27 часов для очной формы обучения, 36 часов для очно-заочной формы обучения и 9 часов для заочной формы обучения).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

3.1. Тематические планы.

Тематический план для очной формы обучения

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Форма текущего контроля Лек ции Практические занятия СРС 1. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации 2 21 2 27 Лекцияпрезентация, ра-

бота в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. 2. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции 2 8 20 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 3. Политические уче- 2 2 20 Работа в малых Научная дис- ния эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы группах, круглые столы куссия по теме, эссе. ВСЕГО 2 12 67 Экзамен - 27

ч. Тематический план для очно-заочной формы обучения.

п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в ча-

сах) Образовательные технологии Форма текущего контроля Лек ции Практические занятия СРС 1. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации 2 2* 2 20 Лекцияпрезентация, работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. 2. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции.

2 6 20 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 3. Политические учения эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы 2 2 20 Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. ВСЕГО 2 10 60

Тематический план для заочной формы обучения.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Форма текущего контроля Лек Прак- СРС ции тические занятия 1. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации 2 2* 2 29 Лекцияпрезентация, ра-

бота в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. 2. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции 2 6 30 Работа в малых группах, кейсзадания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос. 3. Политические учения эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы 2 30 Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе. ВСЕГО 2 8 89

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)

Тема 1. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации.

Политико-правовая мысль Древней Индии (брахманизм, буддизм, "Артхашастра" Каутильи, индуизм). Политико-правовая мысль Древнего Китая (Конфуций, даосизм, легизм, моизм).

Политические учения Древней Греции (Платон, Аристотель). Основные направления политико-правовой мысли Древнего Рима (Цицерон и др.)

Христианская политико-правовая мысль (раннее христианство, Августин, Фома Аквинский, политические идеи Реформации). Исламская политико-правовая мысль.

Формирование светской политической науки. Н. Макиавелли. "Утопия" Т. Мора. Учение Ж. Бодена о суверенитете.

Политико-правовая мысль в России IX-XVI вв. "Слово о законе и благодати", "Поучение" Владимира Мономаха, теория "Москва - третий Рим", иосифляне и нестяжатели, антифеодальные еретические течения.

Тема 2. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции.

Политические и правовые учения в Голландии XVII в. (Г. Гроций и Б. Спиноза).

Политико-правовые идеи эпохи Английской революции. (Т. Гоббс и Дж. Локк).

Политико-правовые учения во Франции эпохи Просвещения (Ш. Л.

Монтескье, Ж. Ж. Руссо).

Политико-правовые учения в США в период борьбы за независимость (Т. Джефферсон, федералисты).

Политико-правовые учения представителей немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель).

Консервативная реакция на Великую Французскую революцию (Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд, историческая школа права).

Политические и правовые идеи в России XVII - начала XVIII вв. (Ю. Крижанич, А. Ордин-Нащокин, Симеон Полоцкий, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Т. Посошков). Политические и правовые воззрения русских просветителей (Н. И. Панин, М. М. Щербатов, Н. И. Новиков, Я. П. Козельский, Д. И. Фонвизин, С. Е. Десницкий, А. Н. Радищев). Политикоправовые взгляды декабристов (П. И. Пестель, Н. М. Муравьев).

Политико-правовая идеология западноевропейского либерализма (А.

де Токвиль, Б. Констан, И. Бентам, Дж. Остин, Дж. Ст. Милль).

Политические идеи утопических социалистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

Политико-правовые идеи основоположников социологии (О. Конт, Г.

Спенсер).

Западноевропейский анархизм (М. Штирнер, П. Ж. Прудон).

Политико-правовое учение марксизма.

Ранняя либеральная политико-правовая мысль в России (западники и славянофилы).

Политико-правовая идеология русского крестьянского социализма (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, революционное и либеральное народничество). Российский анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).

Тема 3. Политические учения эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы.

Основные направления правовой теории конца XIX - первой половины XX в. (реалистическая, социологическая, нормативистская теории, теория солидаризма).

Политико-правовые идеи классиков социологии и политологии (теория бюрократии, теории элит, школа психоанализа).

Идеология политических движений (фашистская политическая идеология, политические идеи западноевропейской социал-демократии, движение "новых левых).

Политико-правовая идеология русского консерватизма второй половины XIX - начала XX в. (К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский).

Политико-правовая идеология русского либерализма второй половины XIX - начала XX в. (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, П. Б. Струве, В. С. Соловьев).

Основные направления правовой мысли в России конца XIX - начала XX в. (позитивистская, социологическая теории, теория естественного права, психологическая школа).

Марксистские политико-правовые учения в России (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Советская правовая теория периода ее становления (М. А. Рейснер, П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис).

Политико-правовые идеи русской эмиграции (консервативнолиберальная идеология, монархическое направление, евразийцы).

Политико-правовые идеи национально-освободительных движений в колониальных и зависимых странах (Сунь Ятсен, Мао Цзэдун, Махатма Ганди, Джавахарлал Неру).

3.3. ЛЕКЦИИ

Лекции для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения

Лекция 1. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации. (2 часа) План:

1. Древневосточная политико-правовая мысль.

2. Политические и правовые учения Древней Греции и Древнего Рима.

3. Политико-правовые учения Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации.

4. Политико-правовая мысль в России IX-XVI вв.

Задания для подготовки к лекции: уяснить содержание основных исторических периодов в развитии политико-правовой мысли, вспомнить общие закономерности эволюции политико-правовой системы общества, повторив соответствующий материал истории государства и права.

3.4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия для студентов очной формы обучения

Занятие 1. (Тема 1). Политические и правовые взгляды Платона и Аристотеля. (2 часа).

План:

1. Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона и Аристотеля.

2. Понятие "полис" и его соотношение с современным понятием "государство".

3. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом). Государство - органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой проблеме.

4. Представления Платона и Аристотеля о справедливости.

5. Идеальное государство Платона ("коммунистический проект") и его критика Аристотелем. Сравнение представлений о наилучшем государстве в диалогах Платона "Государство" и "Законы". Отношение к собственности и рабовладению.

6. Формы правления и их эволюция по Платону и Аристотелю.

7. Виды права по Аристотелю.

8. Вклад Платона и Аристотеля в развитие политической и правовой мысли.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Древней Греции, указать на социальную обусловленность концепций Платона и Аристотеля, уметь сравнить основные их положения между собой.

Занятие 2. (Тема 2.1). Политические и правовые взгляды

Т. Гоббса и Дж. Локка. (2 часа).

План: 1. Английская буржуазная революция. Отношение к ней Гоббса и Локка.

2. Общая характеристика мировоззрения Т. Гоббса и Дж. Локка. Основные труды мыслителей.

3. Две картины естественного состояния. Взгляды Гоббса и Локка на естественное право и естественный закон.

4. Цели заключения общественного договора. Характер государства и пределы его власти по Гоббсу и Локку. Соотношение государства и права.

5. Формы правления. Кому принадлежит суверенитет.

6. Положение личности в системах Т. Гоббса и Дж. Локка.

7. Отношение Гоббса и Локка к проблеме разделения властей.

8. Способы ограничения государственной власти по Дж. Локку.

9. Гоббс и Локк о праве народа на восстание.

10.Оценка политических и правовых взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Новое время, указать на обусловленность концепций Т. Гоббса и Дж. Локка социальными и экономическими факторами, уметь сравнить основные положения рассматриваемых теорий между собой.

Занятие 3. (Тема 2.2). Политические и правовые взгляды Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. (2 часа).

План:

1. Идейная подготовка французской революции. Монтескье и Руссо как представители эпохи Просвещения. Особенности их мировоззрения. Сочинения Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо.

2. Представления Монтескье и Руссо о естественном состоянии и общественном договоре. Особенности подхода Руссо. Сравнение его работ "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и "Общественный договор или принципы политического права".

3. Монтескье об "общем духе" народа и факторах, влияющих на его формирование.

4. Формы правления по Ш. Л. Монтескье. Их природа и принципы. Форма правления, обеспечивающая политическую свободу.

5. Концепции общей воли и народного суверенитета у Ж. Ж. Руссо. Формы осуществления народного суверенитета. Общая воля и права человека. Фома государства и форма правления у Руссо.

6. Оценка вклада Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо в развитие политической и правовой мысли.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Новое время, указать на обусловленность концепций Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо социальными и экономическими факторами, уметь сравнить основные положения рассматриваемых теорий между собой, уметь охарактеризовать современное значение взглядов Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо.

Занятие 4. (Тема 2.3). Политические и правовые идеи И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. (2 часа).

План:

1. Сочинения И. Канта. Общая оценка его мировоззрения. Два периода в развитии философских взглядов Канта.

2. Этическое учение Канта. Понятие категорического императива. Соотношение права, морали, добродетели и нравственности. Понятие права. Виды права.

3. Происхождение государства. Принципы народного суверенитета, свободы и равенства в трактовке И. Канта. Представления о форме правления. Разделение властей.

4. Кант о войне, мире и международных отношениях.

5. Основные произведения Г. В. Ф. Гегеля. Общая характеристика его мировоззрения. Место государства и права в философской системе Гегеля. Объективный дух. Абстрактное право, мораль и нравственность.

5. Гегелевское понимание права.

6. Гражданское общество. Концепция государства по Гегелю. Его взгляды на конституцию.

7. Представления о войне, мире и международных отношениях.

8. Общая оценка политических и правовых взглядов И. Канта и

Г. Ф. В. Гегеля.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Новое время, охарактеризовать феномен немецкой классической философии, уметь охарактеризовать современное значение взглядов И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

Занятие 5. (Тема 2.4). Политические и правовые взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. (2 часа).

План: 1. Общественная деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Их сочинения. Материалистическая интерпретация истории и концепция классовых интересов и классовой борьбы - важнейшие методологические принципы основоположников марксизма. Идея исторической неизбежности коммунизма. Общественные и личностные цели революции. Преодоление отчуждения.

2. Классовое понимание государства, сочетание в нем всеобщих и классовых интересов. Диктатура пролетариата. Марксистское понимание происхождения государства. Концепция отмирания государства.

3. Марксистское понимание сущности права. Характеристика буржу-азного права. Право в переходный период от капитализма к коммунизму.

4. Политическая деятельность В. И. Ленина и его важнейшие произведения. Особенности ленинской интерпретации марксизма. Концепция империализма.

5. Ленинское учение о революции. Идеи революционно-

демократической диктатуры пролетариата и крестьянства и перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

6. "Апрельские тезисы". Республика советов как форма диктатуры пролетариата и крестьянства.

7. Защита революционной интерпретации марксистского учения о государстве в работах "Государство и революция", "Пролетарская революция и ренегат Каутский". Ленин о соотношении демократии и диктатуры.

8. Ленин о федеративном и унитарном государстве.

9. Общая оценка исторического, политического и научного значения деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. Историческое значение учения и деятельности В. И. Ленина.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений рассматриваемого периода, указать на обусловленность возникновения марксизма социальными и экономическими факторами, уметь сравнить основные положения взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина с другими социалистическими и коммунистическими учениями, уметь анализировать современные интерпретации марксизма.

Занятие 6. (Тема 3). Социологическая школа права. Политические и правовые взгляды Л. И. Петражицкого. (2 часа).

План:

1. Эволюция правовых доктрин в XIX - начале ХХ в.

2. Учение Р. Иеринга о государстве и праве.

3. Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, "реалисты").

4. Социологическая юриспруденция в России.

5. Место психологической теории среди основных направлений по-нимания права на рубеже XIX-XX веков. Научная и общественная деятельность Л. И. Петражицкого. Общая характеристика мировоззрения.

6. Классификация психических переживаний по Петражицкому: односторонне-пассивные, односторонне-активные и двусторонние (эмоции). Этические эмоции: моральные (императивные) и правовые (императивноатрибутивные). Правовая эмоция как норма права.

7. Правовой плюрализм Л. И. Петражицкого. Автономное (интуитивное) и гетерономное (позитивное) право. Различные виды гетерономного (позитивного) права.

8. Отношение Петражицкого к юридическому позитивизму и теории естественного права. Его программа преобразований (политика права). Оценка теории Л. И. Петражицкого.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений второй половины XIX - начала ХХ в., уметь анализировать основные правовые школы данного периода, их основные аргументы в обоснование собственной позиции, в конкуренции с психологической теорией права, подготовить материал о современных интерпретациях психологической теории права Л. И. Петражицкого.

Практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения

Занятие 1. (Тема 1). Политические и правовые взгляды Платона и Аристотеля. (2 часа).

План:

1. Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона и Аристотеля.

2. Понятие "полис" и его соотношение с современным понятием "государство".

3. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом). Государство - органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой проблеме.

4. Представления Платона и Аристотеля о справедливости.

5. Идеальное государство Платона ("коммунистический проект") и его критика Аристотелем. Сравнение представлений о наилучшем государстве в диалогах Платона "Государство" и "Законы". Отношение к собственности и рабовладению.

6. Формы правления и их эволюция по Платону и Аристотелю.

7. Виды права по Аристотелю.

8. Вклад Платона и Аристотеля в развитие политической и правовой мысли.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Древней Греции, указать на социальную обусловленность концепций Платона и Аристотеля, уметь сравнить основные их положения между собой.

Занятие 2. (Тема 2.1). Политические и правовые взгляды

Т. Гоббса и Дж. Локка. Политические и правовые взгляды

Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. (2 часа).

План: 1. Английская буржуазная революция. Отношение к ней Гоббса и Локка. Общая характеристика мировоззрения Т. Гоббса и Дж. Локка. Основные труды мыслителей.

2. Две картины естественного состояния. Взгляды Гоббса и Локка на естественное право и естественный закон.

3. Цели заключения общественного договора. Характер государства и пределы его власти по Гоббсу и Локку. Соотношение государства и права. Формы правления. Кому принадлежит суверенитет. Отношение Гоббса и Локка к проблеме разделения властей. Способы ограничения государственной власти по Дж. Локку.

4. Положение личности в системах Т. Гоббса и Дж. Локка. Гоббс и Локк о праве народа на восстание.

5. Идейная подготовка французской революции. Монтескье и Руссо как представители эпохи Просвещения. Особенности их мировоззрения. Сочинения Ш. Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо.

6. Представления Монтескье и Руссо о естественном состоянии и общественном договоре. Особенности подхода Руссо. Сравнение его работ "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и "Общественный договор или принципы политического права". Концепции общей воли и народного суверенитета у Ж. Ж. Руссо. Формы осуществления народного суверенитета. Общая воля и права человека. Фома государства и форма правления у Руссо.

7. Монтескье об "общем духе" народа и факторах, влияющих на его формирование. Формы правления по Ш. Л. Монтескье. Их природа и принципы. Форма правления, обеспечивающая политическую свободу.

8. Оценка политических и правовых взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка. Оценка вклада Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо в развитие политической и правовой мысли.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Новое время, указать на обусловленность концепций Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо социальными и экономическими факторами, уметь сравнить основные положения рассматриваемых теорий между собой, уметь охарактеризовать современное значение взглядов рассматриваемых мыслителей.

Занятие 3. (Тема 2.2). Политические и правовые идеи И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. (2 часа).

План:

1. Сочинения И. Канта. Общая оценка его мировоззрения. Два периода в развитии философских взглядов Канта.

2. Этическое учение Канта. Понятие категорического императива. Соотношение права, морали, добродетели и нравственности. Понятие права. Виды права.

3. Происхождение государства. Принципы народного суверенитета, свободы и равенства в трактовке И. Канта. Представления о форме правления. Разделение властей.

4. Кант о войне, мире и международных отношениях.

5. Основные произведения Г. В. Ф. Гегеля. Общая характеристика его мировоззрения. Место государства и права в философской системе Гегеля. Объективный дух. Абстрактное право, мораль и нравственность.

5. Гегелевское понимание права.

6. Гражданское общество. Концепция государства по Гегелю. Его взгляды на конституцию.

7. Представления о войне, мире и международных отношениях.

8. Общая оценка политических и правовых взглядов И. Канта и

Г. Ф. В. Гегеля.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Новое время, охарактеризовать феномен немецкой классической философии, уметь охарактеризовать современное значение взглядов И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

Занятие 4. (Тема 2.3). Политические и правовые взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. (2 часа).

План: 1. Общественная деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Их сочинения. Материалистическая интерпретация истории и концепция классовых интересов и классовой борьбы - важнейшие методологические принципы основоположников марксизма. Идея исторической неизбежности коммунизма. Общественные и личностные цели революции. Преодоление отчуждения.

2. Классовое понимание государства, сочетание в нем всеобщих и классовых интересов. Диктатура пролетариата. Марксистское понимание происхождения государства. Концепция отмирания государства.

3. Марксистское понимание сущности права. Характеристика буржу-азного права. Право в переходный период от капитализма к коммунизму.

4. Политическая деятельность В. И. Ленина и его важнейшие произведения. Особенности ленинской интерпретации марксизма. Концепция империализма.

5. Ленинское учение о революции. Идеи революционно-

демократической диктатуры пролетариата и крестьянства и перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

6. "Апрельские тезисы". Республика советов как форма диктатуры пролетариата и крестьянства.

7. Защита революционной интерпретации марксистского учения о государстве в работах "Государство и революция", "Пролетарская революция и ренегат Каутский". Ленин о соотношении демократии и диктатуры. 8. Ленин о федеративном и унитарном государстве.

9. Общая оценка исторического, политического и научного значения деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. Историческое значение учения и деятельности В. И. Ленина.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений рассматриваемого периода, указать на обусловленность возникновения марксизма социальными и экономическими факторами, уметь сравнить основные положения взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина с другими социалистическими и коммунистическими учениями, уметь анализировать современные интерпретации марксизма.

Занятие 5. (Тема 3). Социологическая школа права. Политические и правовые взгляды Л. И. Петражицкого. (2 часа).

План:

1. Эволюция правовых доктрин в XIX - начале ХХ в.

2. Учение Р. Иеринга о государстве и праве.

3. Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, "реалисты").

4. Социологическая юриспруденция в России.

5. Место психологической теории среди основных направлений по-нимания права на рубеже XIX-XX веков. Научная и общественная деятельность Л. И. Петражицкого. Общая характеристика мировоззрения.

6. Классификация психических переживаний по Петражицкому: односторонне-пассивные, односторонне-активные и двусторонние (эмоции). Этические эмоции: моральные (императивные) и правовые (императивноатрибутивные). Правовая эмоция как норма права.

7. Правовой плюрализм Л. И. Петражицкого. Автономное (интуитивное) и гетерономное (позитивное) право. Различные виды гетерономного (позитивного) права.

8. Отношение Петражицкого к юридическому позитивизму и теории естественного права. Его программа преобразований (политика права). Оценка теории Л. И. Петражицкого.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений второй половины XIX - начала ХХ в., уметь анализировать основные правовые школы данного периода, их основные аргументы в обоснование собственной позиции, в конкуренции с психологической теорией права, подготовить материал о современных интерпретациях психологической теории права Л. И. Петражицкого.

Практические занятия для студентов заочной формы обучения

Занятие 1. (Тема 1). Политические и правовые взгляды Платона и Аристотеля. (2 часа).

План:

1. Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона и Аристотеля.

2. Понятие "полис" и его соотношение с современным понятием "государство".

3. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом). Государство - органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой проблеме.

4. Представления Платона и Аристотеля о справедливости.

5. Идеальное государство Платона ("коммунистический проект") и его критика Аристотелем. Сравнение представлений о наилучшем государстве в диалогах Платона "Государство" и "Законы". Отношение к собственности и рабовладению.

6. Формы правления и их эволюция по Платону и Аристотелю.

7. Виды права по Аристотелю.

8. Вклад Платона и Аристотеля в развитие политической и правовой мысли.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Древней Греции, указать на социальную обусловленность концепций Платона и Аристотеля, уметь сравнить основные их положения между собой.

Занятие 2. (Тема 2.1). Политические и правовые взгляды

Т. Гоббса и Дж. Локка. Политические и правовые взгляды

Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. (2 часа).

План: 1. Английская буржуазная революция. Отношение к ней Гоббса и Локка. Общая характеристика мировоззрения Т. Гоббса и Дж. Локка. Основные труды мыслителей.

2. Две картины естественного состояния. Взгляды Гоббса и Локка на естественное право и естественный закон.

3. Цели заключения общественного договора. Характер государства и пределы его власти по Гоббсу и Локку. Соотношение государства и права. Формы правления. Кому принадлежит суверенитет. Отношение Гоббса и Локка к проблеме разделения властей. Способы ограничения государственной власти по Дж. Локку.

4. Положение личности в системах Т. Гоббса и Дж. Локка. Гоббс и Локк о праве народа на восстание.

5. Идейная подготовка французской революции. Монтескье и Руссо как представители эпохи Просвещения. Особенности их мировоззрения. Сочинения Ш. Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо.

6. Представления Монтескье и Руссо о естественном состоянии и общественном договоре. Особенности подхода Руссо. Сравнение его работ "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и "Общественный договор или принципы политического права". Концепции общей воли и народного суверенитета у Ж. Ж. Руссо. Формы осуществления народного суверенитета. Общая воля и права человека. Фома государства и форма правления у Руссо.

7. Монтескье об "общем духе" народа и факторах, влияющих на его формирование. Формы правления по Ш. Л. Монтескье. Их природа и принципы. Форма правления, обеспечивающая политическую свободу.

8. Оценка политических и правовых взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка. Оценка вклада Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо в развитие политической и правовой мысли.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Новое время, указать на обусловленность концепций Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо социальными и экономическими факторами, уметь сравнить основные положения рассматриваемых теорий между собой, уметь охарактеризовать современное значение взглядов рассматриваемых мыслителей.

Занятие 3. (Тема 2.2). Политические и правовые идеи И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. (2 часа).

План:

1. Сочинения И. Канта. Общая оценка его мировоззрения. Два периода в развитии философских взглядов Канта.

2. Этическое учение Канта. Понятие категорического императива. Соотношение права, морали, добродетели и нравственности. Понятие права. Виды права.

3. Происхождение государства. Принципы народного суверенитета, свободы и равенства в трактовке И. Канта. Представления о форме правления. Разделение властей.

4. Кант о войне, мире и международных отношениях.

5. Основные произведения Г. В. Ф. Гегеля. Общая характеристика его мировоззрения. Место государства и права в философской системе Гегеля. Объективный дух. Абстрактное право, мораль и нравственность.

5. Гегелевское понимание права.

6. Гражданское общество. Концепция государства по Гегелю. Его взгляды на конституцию.

7. Представления о войне, мире и международных отношениях.

8. Общая оценка политических и правовых взглядов И. Канта и

Г. Ф. В. Гегеля.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений в Новое время, охарактеризовать феномен немецкой классической философии, уметь охарактеризовать современное значение взглядов И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

Занятие 4. (Тема 2.3). Политические и правовые взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. (2 часа).

План: 1. Общественная деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Их сочинения. Материалистическая интерпретация истории и концепция классовых интересов и классовой борьбы - важнейшие методологические принципы основоположников марксизма. Идея исторической неизбежности коммунизма. Общественные и личностные цели революции. Преодоление отчуждения.

2. Классовое понимание государства, сочетание в нем всеобщих и классовых интересов. Диктатура пролетариата. Марксистское понимание происхождения государства. Концепция отмирания государства.

3. Марксистское понимание сущности права. Характеристика буржу-азного права. Право в переходный период от капитализма к коммунизму.

4. Политическая деятельность В. И. Ленина и его важнейшие произведения. Особенности ленинской интерпретации марксизма. Концепция империализма.

5. Ленинское учение о революции. Идеи революционно-

демократической диктатуры пролетариата и крестьянства и перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

6. "Апрельские тезисы". Республика советов как форма диктатуры пролетариата и крестьянства.

7. Защита революционной интерпретации марксистского учения о государстве в работах "Государство и революция", "Пролетарская революция и ренегат Каутский". Ленин о соотношении демократии и диктатуры. 8. Ленин о федеративном и унитарном государстве.

9. Общая оценка исторического, политического и научного значения деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. Историческое значение учения и деятельности В. И. Ленина.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых учений рассматриваемого периода, указать на обусловленность возникновения марксизма социальными и экономическими факторами, уметь сравнить основные положения взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина с другими социалистическими и коммунистическими учениями, уметь анализировать современные интерпретации марксизма.

3.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Виды самостоятельной работы студента по дисциплине "История политических и правовых учений":

- написание эссе, контрольной работы, реферата;

- составление библиографического списка по заданной научной проблеме,

- подготовка презентации;

- подготовка тезисов докладов, сообщений для участия в научных конференциях;

- выполнение индивидуальных заданий, практических заданий, кейсзаданий.

3.5.1. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

№ Название темы Задание для самостоятельной работы сту-

дента Форма контроля преподавателем 1. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 2. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. 3. Политические учения эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.

3.5.2. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения:

- активное использование методической литературы, разработанной кафедрой;

- активное использование интернет-технологий для поиска источни-

ков;

- посещение еженедельных консультаций преподавателей;

- самостоятельная подготовка эссе, докладов на практические занятия с использованием библиотечного фонда МГЮА, интернет-технологий.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Необходимость использования при проведении практических и лекционных занятий той или иной образовательной технологии определяется преподавателем:

- лекция-презентация;

- семинары в диалоговом режиме могу проводиться по всем темам практических занятий;

- деловые и ролевые игры (проведение фрагмента семинара, лекции с последующим анализом; демонстрация методов обучения);

- методика проектов может использоваться по любой из тем практических занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы;

- реализация мультимедийных методик при проведении аудиторных занятий и оценки качества успеваемости студентов.

Не менее 30 процентов аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах.

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов 2 Лекции Дистанционные технологии, компьютерные симуляции 2 Практические занятия Презентация проекта, обучающая игра, работа в малых группах, технология портфолио, интернет конференции, разбор конкретных ситуаций, "кейсстадии" 6 ИТОГО 8

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯ-

ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ.

1. Проблема совершенного общественного и политического устройства в трудах Платона и Аристотеля.

2. "Макиавеллизм". Проблема политического реализма в произведениях Н. Макиавелли.

3. Дж. Локк как представитель раннего европейского либерализма.

4. Особенности понимания народовластия Ж. Ж. Руссо.

5. Проблема соотношения нравственности и права в трудах И. Канта.

6. Философия права Гегеля. Право как диалектически развивающийся феномен.

7. Взгляд на судьбы государства и права в анархистских учениях.

8. Особенности марксисткой трактовки политики и права. Государство и право как надстроечные явления.

9. Эволюция политических взглядов В. И. Ленина.

10.Влияние идей Л. И. Петражицкого на развитие юридической мысли.

5.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕ-

СТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА) ПО ДИСЦИПЛИНЕ (примерный перечень)

1. Политико-правовые учения Древней Индии.

2. Политико-правовое учение Конфуция.

3. Учение Платона о государстве и праве.

4. Учение Аристотеля о государстве и праве.

5. Политико-правовые идеи раннего христианства.

6. Политико-правовые идеи Августина Блаженного.

7. Политико-правовые идеи Фомы Аквинского.

8. Политико-правовая концепция ислама.

9. Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли.

10. Политические взгляды Т. Мора.

11.Политические идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).

12.Учение Ж. Бодена о государстве и праве.

13.Политико-правовые идеи Г. Гроция.

14.Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.

15.Политико-правовые взгляды Т. Гоббса.

16.Политико-правовые взгляды Дж. Локка.

17.Политико-правовые взгляды Ш. Л. Монтескье.

18.Политико-правовые взгляды Ж. Ж. Руссо.

19.Политико-правовые взгляды И. Канта.

20.Политико-правовые взгляды Г. В. Ф. Гегеля.

21.Историческая школа права.

22.Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона.

23.Политические воззрения К. А. де Сен-Симона.

24.Политико-правовые взгляды А. Н. Радищева.

25.Политические взгляды декабристов.

26.Политико-правовые взгляды И. Бентама.

27.Политико-правовые взгляды Дж. Ст. Милля.

28.Политико-правовые взгляды О. Конта.

29.Политико-правовые взгляды славянофилов.

30.Политико-правовые взгляды А. И. Герцена.

31.Политико-правовые взгляды Н. Г. Чернышевского.

32.Политико-правовые взгляды П. Ж. Прудона.

33.Политико-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

34.Политическая платформа революционного народничества 60-70 годов XIX века.

35.Политико-правовые взгляды М. А. Бакунина.

36.Политико-правовые взгляды П. А. Кропоткина.

37.Политико-правовые взгляды В. И. Ленина.

38.Учение Р. Иеринга о государстве и праве.

39.Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, "реалисты").

40.Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.

41.Чистая теория права Г. Кельзена.

42.Теория солидаризма Л. Дюги.

43.Теория элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).

44.Политические концепции фашизма.

45.Политические идеи западноевропейской социал-демократии.

46.Политические идеи русской эмиграции.

47.Политико-правовые взгляды Сунь Ятсена.

48.Политико-правовые взгляды Махатмы Ганди.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п Название раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых ком-

петенций Планируемый результат обучения (в т.ч. знания, умения, владение компетенциями) 1. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации ОК-1; ОК-2;

ОК-5; ПК-3; ПК-11;

ПК-15 Знать: общеобразовательное и профессиональное значение истории политических и правовых учений; основные закономерности развития политико-правового знания в древневосточных, античных, средневековых учениях. Уметь: использовать исторический опыт, применять знания закономерностей развития политико-правовых явлений и учений в правотворческой и правоприменительной деятельности. Владеть: исторической научной терминологией, навыками работы с первоисточниками, с научной литературой и нормативными правовыми актами.

2. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции ОК-1; ОК-2;

ОК-5;

ПК-3; ПК-11;

ПК-15 Знать: основные закономерности развития политико-правовой мысли в XVII - XVIII вв., основные положения концепций классиков буржуазной политикоправовой мысли.

Уметь: использовать исторический опыт, применять знания закономерностей развития политико-правовых явлений и учений в правотворческой и правоприменительной деятельности, в научном исследовании современных политико-правовых проблем. Владеть: исторической научной терминологией, навыками работы с первоисточниками, с научной литературой и нормативными правовыми актами.

3. Политические учения эпохи империализма, социалистических ОК-1; ОК-2;

ОК-5;

ПК-3; ПК-4;

ПК-5; ПК-11; Знать: основные закономерности развития политико-правовой мысли в XIХ - XХ вв., взгляды основных представителей либеральных, консервативных, соци- революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы ПК-15 алистических и коммунистических учений, позитивистских, социологических, естественноправовых, психологических юридических теорий.

Уметь: использовать исторический опыт, применять знания закономерностей развития политико-правовых явлений и учений в правотворческой и правоприменительной деятельности, в научном исследовании современных политико-правовых проблем; уметь выявлять современные тенденции развития политикоправового знания.

Владеть: исторической и современной научной терминологией, навыками работы с первоисточниками, с научной литературой и нормативными правовыми актами.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История политических и правовых учений: учебник / ред. О. В. Мартышин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. - 800 с.

2. История политических и правовых учений: учебник / Ю. Я. Баскин, А. В. Корнев [и др.]; ред. В. В. Лазарев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2016. - 800 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3. Адоратский В. В. О теории и практике ленинизма (революционного марксизма). М.-Л., 1924.

4. Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988.

5. Алексеев А. С. Макиавелли как политический мыслитель. М., 1880.

6. Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997.

7. Асмус В. Ф. Ж. Ж. Руссо. М., 1962.

8. Асмус В. Ф. Кант. М., 1973.

9. Асмус В. Ф. Платон. М., 1975.

10. Бабич М. Д. Политическая мысль Платона и Аристотеля. М., 1995.

11. Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987.

12. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма. Становление историзма. М., 1998.

13. Баскин М. П. Монтескье. М., 1965.

14. Баскин Ю. Я. Кант. М., 1984.

15. Бонташ П. К., Прозорова Н. С. Томас Мор. М., 1983.

16. Бурлацкий Ф. М. Николо Макиавелли. Советник государя. М., 2002.

17. Бурханов Р. А. Политическое учение Джона Локка. Нижневартовск, 1999. 18. Бурханов Р. А. Политическое учение Томаса Гоббса. Нижневартовск, 1999.

19. Валентинов Н. Недорисованный портрет. Встречи с Лениным. Малознакомый Ленин. Ранние годы Ленина. М., 1993.

20. Волков В. А. Политическая философия И. Канта. СПб., 2001.

21. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978.

22. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

23. Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.

24. Графский В. Г. Бакунин. 1985.

25. Гурвич Г. Д. Руссо и Декларация прав (идея неотъемлемых прав индивида в политической доктрине Руссо). Пг., 1918.

26. Гурвич Г. Д. Философия и социология права. Избранные сочинения - СПб, 2009.

27. Епископосов Г. Л. Гегель о свободе и социальной справедливости.

М., 1995.

28. Засулич В. Ж. Ж. Руссо. Опыт характеристики его общественных идей. М., 1923.

29. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

30. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI -XX вв. М., 1995.

31. История государственно-правовых учений: учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2006.

32. История государственно-правовых учений: хрестоматия / авт.-сост.

С. В. Липень; под ред. В. В. Лазарева. М., 2006.

33. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2008.

34. История политических и правовых учений. Древний мир / отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: "Наука", 1985. 349 с.

35. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1986.

36. История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. / отв. ред.

В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1989. 448 с.

37. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995.

38. Каутский К. Томас Мор и его утопия. М., 1924.

39. Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве. М., 1947.

40. Лапаева В. В. Вопросы права в "Капитале" К. Маркса. М., 1982.

41. Левит К. От Гегеля к Ницше. СПб., 2002.

42. Ленин В. И. Государство и революция // ПСС, т.33.

43. Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции // ПСС, т.11.

44. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма // ПСС, т.27.

45. Ленин В. И. О диктатуре пролетариата // ПСС, т.39.

46. Ленин В. И. О некоторых особенностях исторического развития марксизма. Исторические судьбы учения Карла Маркса. Три источника и три составных части марксизма. Карл Маркс. М., 1989.

47. Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти // ПСС, т.36.

48. Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // ПСС, т.37.

49. Ленин В. И. Что делать // ПСС, т.6.

50. Ленин. Взгляд с Запада. М., 1990.

51. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч., т.3, М., 1988.

52. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества.

М., 1987.

53. Любшина С. С. Карл Маркс о коммунистическом производстве. М., 1985.

54. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. СПб., 2002.

55. Мапельман В. М. Опыт прочтения работы М. А. Бакунина "Государственность и анархия": учебное пособие для студентов всех специальностей. М., 1991.

56. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Соч., т.8.

57. Маркс К. Гражданская война во Франции // Соч., т.17.

58. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Соч., т.1.

59. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Соч., т.13.

60. Маркс К. Критика Готской программы // Соч., т.10.

61. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч., т.4.

62. Маркузе Г. Разум и революция: Гегель и становление социальной теории. СПб., 2000.

63. Мееровский Б. В. Гоббс. М., 1975.

64. Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность.

Иркутск, 1981.

65. Монтескье Ш. Л. О духе законов. М., 1999.

66. Монтескье Ш. Л. Персидские письма. Размышления о причинах величия и падения римлян. М., 2002.

67. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1998.

68. Нерсесянц В. С. Политические учения древней Греции. М., 1979.

69. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М., 1998.

70. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000.

71. Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986.

72. Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1985.

73. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

74. Пионтковский А. А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963.

75. Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. М., 1990.

76. Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998.

77. Плеханов Г. В. Ж. Ж. Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми. М.-Л., 1925.

78. Прудон П. Ж. Что такое собственность? Бедность как экономический принцип. Порнократия, или Женщины в настоящее время. М., 1998.

79. Пяткина С. А. Петражицкий и его эмоционалистская школа в системе правовых идей отечественной юриспруденции. М., 2000.

80. Ракитская И. Ф. Онтология права в русской научной традиции. (Л.И. Петражицкий). СПб., 2002.

81. Риклин А. Николо Макиавелли: искусство властвовать. СПб., 2002.

82. Саидов А. Х. Философско-правовое наследие Иммануила Канта и современная юриспруденция. Ташкент: Patent-Press, 2008. 228 с.

83. Сатышев В. Е. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазных революций XVII века. М., 1985.

84. Стеклов Ю. М. Прудон. Отец анархии. Пг., 1919.

85. Царьков И. А. Философские и государственно-правовые взгляды Джона Локка. Тольятти, 1996.

86. Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1987.

87. Честнов И. Л. История политических и правовых учений: теоретикометодологическое введение: учебное пособие. СПб., 2009.

88. Шохина С. Вопросы гражданского права в "Капитале" К. Маркса: Учебное пособие. М., ВЮЗИ, 1990.

89. Ямамото К. Политическая философия Бакунина. М., 2001.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Институт государства и права Российской академии наук www.igpan.ru/rus

Государственная публичная историческая библиотека России www.shpl.ru

Научная библиотека МГУ имени М. В. Ломоносова http://www.nbmgu.ru

Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета http://www.lib.pu.ru

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Видеопроектор, интерактивная доска.

2. Аудиторный фонд Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

3. Библиотека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

4. Программное обеспечение, включая доступ в сеть Интернет.

5. Сайт Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) WWW.MSAL.RU.

1 Читается обзорная лекция по курсу.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

2 2

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении