Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 035643 из МФЮА

Экзаменационные вопросы по дисциплине "Правовые информационные системы"

1. Теоретические основы правовой информатики.

Правовая информатика - это наука, изучающая информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы в правовой сфере на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов.

Предметами правовой информатики являются информация, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы, функционирующие в правовой сфере.

Основными направлениями изучения информации в правовой системе как объекта правовой информатики являются:

-определение и гармоничное сочетание общих свойств социальной информации и специфических свойств правовой информации (особенно нормативной правовой информации);

-классификации социальной информации, циркулирующей в правовой системе;

-исследование проблем оценки количества и качества правовой информации;

-анализ роли информации в принятии юридических решений.

Информационные процессы в правовой системе - это процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации. Правовая информатика одновременно и во взаимосвязи изучает естественно-научную сущность этих процессов с учетом юридических свойств информации и информационных объектов. Целью изучения является, с одной стороны, необходимость эффективной организации информационных процессов во всех видах юридической деятельности, а с другой стороны, выявление их особенностей, учет которых необходим для грамотного правового регулирования тех общественных отношений, к возникновению которых приводят рассматриваемые информационные процессы.

Информационная технология - совокупность средств и методов осуществления информационных процессов и информационные системы, создаваемые на базе использования современных информационных технологий, долгое время рассматривались правовой информатикой только с точки зрения эффективной организации юридической деятельности. Однако в последнее время необходимость взаимодействия специалистов различных профессиональных областей, стоящая перед отраслевыми юридическими науками (в особенности перед информационным правом), требует от юриста знания и учета всех технических и информационных особенностей рассматриваемых объектов. Правовая информатика является инструментальным средством и источником знаний, которые необходимы для решения множества проблем правового регулирования общественных отношений.

2. Основные свойства правовой информации.

Адекватность. В нормах права должны отражаться не только все существующие жизненные ситуации, но и проектироваться (моделироваться) ситуации возможные. Адекватность правовой информации проявляется в высоком качестве законов и подзаконных нормативных правовых актах, свободных от дефектов.

Транспарентность. Правовая информация должна свободно распространяться в обществе и каждый должен иметь возможность использовать ее для улучшения условий своего существования и уважения прав других. Адресат правил поведения должен быть "информирован" об их существовании, т.е. субъекты права должны обладать знаниями о правовой информации.

Системность правовой информации проявляется в объективном процессе организации ее массива в зависимости от логической связанности и характера норм права. Массивы (совокупность) норм права как элементарных частей правовой информации отражают множество существующих правоотношений и формируют критерии (признаки) распределения правовой информации по правовым институтам, отраслям, подотраслям системы права.

Устойчивость. Создание запаса прочности норм права от их "преждевременного старения", т.е. утраты ими юридической силы. При проектировании образов (моделей) правовой информации необходимо учитывать все возможно допустимые угрозы для правовой информации, сохранять ее параметры в состоянии устойчивости.

3. История и предмет правовой информатики.

Отправным началом науки информатики являются проблемы информации и информационных процессов во всех сферах жизни. Причем, в современное время такие проблемы решаются во многом в условиях массового использования вычислительной техники и высоких технологий.

Применительно к правовой сфере мы сделаем предварительный вывод о том, что основными проблемами и содержанием правовой информатики являются соответственно правовая информация и информационные процессы в правовой системе.

Следовательно, предметом правовой информатики являются две группы вопросов. Первая из них заключается в изучении, рассмотрении и решении проблем, стержнем которых является правовая информация и связанные с нею иные подвиды (электронная правовая информации, например). Вторая группа вопросов находится в центре решения проблем информационного процесса (оборота) правовой информации, обрабатываемой с помощью вычислительной техники и высоких информационных технологий.

Таким образом, используя данное нами выше определение информатики применительно к правовой сфере, нетрудно сформулировать сущность проблем правовой информатики.

Давайте попытаемся это сделать.

Первой группой проблем правовой информатики являются вопросы природы (структуры, содержании и характеристики) правовой информации, ее развития и взаимодействия с иными видами информации. В эту группу проблем входят вопросы использования междисциплинарной сферы знаний в области информатики для решения проблем природы правовой информации.

Например, использование знаний в области кибернетики и закономерностей природы информации дает возможность исследовать проблемы правовой информации (как разновидности информации) как системообразующего образования в правовой системе.

Второй группой проблем правовой информатики являются вопросы применения и использования современных информационных средств (электронно-вычислительных машин и высоких технологий) для поиска, создания, обработки, хранения, передачи и распространения правовой информации (т.е. вопросы оборота правовой информации).

4. Практические основы правовой информатики.

Любой компьютер состоит из техничесого обеспечения ( hardware ) и функционирует, решает задачи с помощью программного обеспечения ( software ).

5. Информация и правовые информационные системы.

Информация - Сведения об объектах и явлениях, получаемые из окружающей среды с помощью органов чувств

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологи, средства их обеспечения.

Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.

К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т. п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий.

Основные технические средства - средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др. Программные средства - операцион ные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства. Лингвистические средства - словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства - нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции.

Субъектов в области информационных технологий и средств их обеспечения можно разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.

В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это - органы государственной власти, юридические и физические лица - организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной власти, их подразделения, юридические и физические лица.

Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества.

Информационная инфраструктура - организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов - процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства.

6. Информатизация общества и правовых систем.

"Информатизация - создание потока информации в автоматическом режиме".

Другое определение формулирует: "Информатизация - обеспечение повышения уровня удобства и поддержки потенциала и получения выгоды исключительно за счет применения информационных технологий".

Информатизация - это системный, междисциплинарный процесс внедрения достижений методов информатики и новых информационных технологий в общественную жизнь, в научно-технические, социально-экономические, правовые и другие институты государства с целью повышения их эффективности, всестороннего развития личности.

Правовые основы информатизации - правовые нормы и законы, регулирующие актуализацию информации и информационных систем, технологий.

Информатизация страны состоит в информатизации, в частности, следующих основных систем общества (перечень неполный, хотя и охватывает все основные системы).

1. Банковских систем - виртуальные, компьютерные расчеты и платежи, прогноз банковского кредитного риска и надежности банков, разработка и использование автоматизированного рабочего места (АРМ) банковского работника и др.

2. Систем рыночной экономики - прогноз и анализ спроса и предложения на рынке, моделирование поведения и прибыли на рынке, разработка и использование АРМ работника рыночной экономики и др.

3. Систем социального обеспечения - прогноз и анализ инфляции в страховании, моделирование принятия решений в различных социо-экономических и социо-культурных ситуациях, в частности, катастрофических, разработка и использование АРМ социального работника и др.

4. Систем налоговой службы - прогноз и анализ собираемости налогов, моделирование и прогнозирование тяжести налогового бремени, расчет оптимальных ставок налогообложения, разработка и использование АРМ работника налоговой службы и др.

5. Систем биржи и биржевой деятельности - прогноз и анализ динамики курса ценных бумаг, валют, моделирование потоков (товаров, ценных бумаг, платежей, услуг и др. ресурсов) на бирже, моделирование и прогнозирование аномалий, катастроф на бирже; разработка и использование АРМ работника биржи (брокера) и др.

6. Систем промышленности - прогноз и анализ производительности труда, рентабельности и прибыльности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий, состава и структуры производства, поставок, сбыта, разработка и использование АРМ и др.

7. Систем транспорта и связи - прогноз и анализ, выбор оптимального маршрута движения транспорта, трафика сетей связи, управление транспортными потоками и средствами, навигация транспортных средств, разработка и использование АРМ работника транспорта, связи и др.

8. Систем топливо-энергетического комплекса - прогноз и анализ (распознавание) мощности нефтеносного пласта, его профиля, автоматизация систем распределения и учета расхода энергии, разработка, использование АРМ работника комплекса и др.

9. Систем строительного комплекса - прогноз, анализ (оптимизация) парка строительных машин, механизмов, их простоя, учет стройматериалов, автоматизированная компоновка (например, прокладка с использованием пакета программ AutoCAD водопроводных, тепловых, электрических коммуникаций), расчет надежности и долговечности конструкций и др.

10. Систем правительственных услуг и права - разработка консультационных правовых компьютерных систем, прогноза и анализа динамики правонарушений в зависимости от различных факторов, разработка и использование различных систем консультирования по вопросам права и государства, разработка и использование АРМ работника правительственной службы, права и др.

11. Систем здравоохранения и медицины - прогноз и анализ эпидемий и различных медико-социо-экономических ситуаций, разработка и использование автоматизированных систем "Поликлиника", "Скорая помощь", "Реабилитационный центр" и др., АРМ терапевта, хирурга, кардиолога, медсестры и др.

12. Систем экологии - прогноз и анализ загрязнения водного и воздушного бассейна, моделирование и прогнозирование катастроф, разработка экспертных систем и баз знаний для принятия экологически обоснованных решений, разработка и использование АРМ эколога и др.

13. Систем сельского хозяйства - прогноз и выбор оптимального режима полива и подкормки растений, автоматизация учета и хранения сельскохозяйственной продукции, моделирование прироста биомассы в динамике, принятие рациональных, экологически обоснованных решений; разработка АРМ работника сельского хозяйства и др.

14. Систем образования и образовательных услуг - разработка и использование систем дистанционного обучения, различных программных, методических продуктов педагогического характера, актуализация и визуализация междисциплинарных связей, в частности, с помощью компьютерных лабораторных работ по физике, химии, разработка АРМ директора, завуча, зав. кабинетом, автоматизация составления расписания занятий и др.

15. Систем военного дела - прогноз и анализ ситуаций на военном поле, обеспечение автоматизированных систем управления огнем, оптимальный выбор рациона питания армии, моделирование тактики поведения военных и судов, кораблей, самолетов, танков, в частности, уклонения их от нападения, разработка АРМ военного и др.

16. Систем безопасности - разработка высоконадежных средств шифрования и передачи данных, разработка систем защиты и обеспечения надежности сетей и систем ЭВМ, обеспечение защиты от помех и перехвата информационного характера, разработка АРМ работника системы безопасности и др.

7. Законы РФ по информатизации.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

8. Информационная безопасность в правовых информационных системах.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

(утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.)

I. Общие положения

1. Настоящая Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

В настоящей Доктрине под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

9. Положения Конституции РФ, регулирующие информацию.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ

"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

С изменениями и дополнениями от:

19 декабря 2016 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ в часть 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

10. Базовые информационные технологии в правовых системах.

1. Технология баз данных (БД) и систем управления БД. БД - достаточно большие наборы структурированных данных некоторой предметной области (например, права), представленные на машинных носителях и имеющие общую и удобную структуру, единые организационно-методические, программно-технические и языковые средства обеспечения использования данных различными программами пользователей.

2. Технологии хранилищ данных и интеллектуального анализа данных. Хранилище данных - очень большая специализированная БД и программная система, предназначенная для извлечения, коррекции (чистка, правка) и загрузки данных из источников в БД со сложной структурой, включая средства упрощения доступа, анализа с целью принятия решения.

3. Технология баз знаний (БЗ) и экспертных систем (ЭС). БЗ - накопление, структурирование и хранение с помощью ЭВМ знаний, сведений из различных областей таким организованным способом, что можно иметь доступ к этим знаниям, расширять эти знания, получать, выводить новые знания и т.д.

4. Телеконференция - обмен сообщениями между участниками (подписчиками) конференции, объявленной на специальной электронной доске объявлений. Телеконференция представляет собой технологию на базе программных средств интерактивного доступа к ресурсам сети и предназначена для обсуждения какой-либо тематики, например, "Право в Интернет".

5. Технология автоматизированных рабочих мест (АРМ). В последние годы распространилась концепция корпоративных и распределенных систем, в которых широко используются локальные информационные системы.

6. Технологии компьютерного (компьютеризированного) офиса, коллективной работы в офисе. Компьютерный офис - офис, в котором имеется высокий уровень компьютеризации, внедрения АРМ, систем делопроизводства так, что вся профессиональная деятельность офиса может быть успешно автоматизирована.

7. Технологии машинной графики и визуализации - технологии, базирующиеся на системах рисования и черчения различных графических объектов и образов с помощью компьютеров и устройств рисования, а также их визуального, наглядного представления. Особо следует отметить средства анимации - "оживления" изображений на экране.

8. Гипертекстовые технологии. Гипертекст, hypertext - технология на базе средств обработки больших, структурированных, связанных семантически, понятийно текстов, которые организованы в виде фрагментов, относящихся к одной и той же системе объектов; они позволяют при машинной реализации быстро, нажатием нескольких клавиш, вызывать и помещать в нужное место просматриваемого или организуемого нового текста нужные фрагменты гипертекста. При работе с гипертекстовой системой, пользователь имеет возможность просматривать документы (страницы текста) в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как это принято при чтении книг.

9. Средства и системы мультимедиа (multimedia) и гипермедиа (hypermedia). Мультимедийность - актуализация различных сред и чувств восприятия информации.(звуковые карты)

10. Нейротехнологии - технологии на базе моделей, методов, алгоритмов, программ, моделирующих, имитирующих нейронные сети и процессы решения интеллектуальных задач; позволяют эффективно реализовывать параллелизм, самообучение, распознавание и классификацию, адаптивность, перестройку структуры, топологии.

11. Технология виртуальной реальности, виртуальная реальность - технологии актуализации различных гипотетических сред и ситуации, не существующих реально и возможных как варианты развития реальных аналогов, систем реального мира; эти технологии и системы позволяют управлять виртуальным объектом, системой, путем моделирования законов пространства, времени, взаимодействия, инерции и др.

12. Нечеткие технологии (технологии обработки данных и вывода знаний, принятия решений на основе описания систем аппаратом нечетких множеств и нечеткой логики).(свидетельские показания)

11. Правовая информационная система "Консультант Плюс".

Система "Консультант Плюс" создана в конце прошлого столетия и сеть этой системы объединяет несколько сотен региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Контент "Консультант Плюс" - самый объемный из всех аналогичных систем.

Система позволяет обновлять информационный банк пользователя новыми документами и изменениями без его полной замены. Региональные информационные центры централизованно и регулярно получают в электронном виде текущие дополнения и изменения из удаленной базы Координационного Центра Сети. Пользователь получает их по электронным или иным коммуникациям. В результате выполнения кратковременной процедуры обновления, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

12. Правовая информационная система "Гарант".

Первой негосударственной справочно-информационной правовой системой является система "Гарант". Нормативные акты поступают в базу системы "Гарант" непосредственно из Администрации Президента, Правительства, Министерства финансов, Центрального банка, Федеральной таможенной службы, Государственной налоговой службы и Высшего Арбитражного Суда РФ и других официальных органов.

Система "Гарант" позволяет делать выборку информации и основных документов по всем разделам банковского, таможенного, жилищного, земельного законодательства, уголовному и административному праву и др.

13. Правовая информационная система "Кодекс".

В конце прошлого столетия создана правовая информационно-справочная система "Кодекс", которая имеет в базе данных около нескольких десятков тысяч нормативных актов РФ, а также инструкций, приложений и комментариев, практика применения, консультация, ответы на типовые вопросы и др.

14. Правовая информационная система "Эталон".

Одной и ранних систем является информационно-справочная система "Эталон" Министерства юстиции РФ, которая еще не полностью завершена. "Эталон" имеет полнотекстовую обновляемую регулярно базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов, а также информацией о деятельности судебных органов и Министерства юстиции РФ и др.

15. Правовая информационная система "Министерство Юстиции".

Приказом Минюста РФ от 21 января 2000 г. N 10 была утверждена "Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации" и создание Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.

Информационная система Министерства юстиции имеет подсистему обеспечения электронного документооборота и управления, которая должна поддерживать решение следующих задач: автоматизацию пересылки-приема документов в электронном виде; стандартизацию и унификацию документооборота и делопроизводства.

Работа системы базируется на информационных ресурсах Министерства юстиции РФ и подведомственных организаций, различных базах данных по праву, полнотекстовых документах, а также высокоскоростных коммуникационных линиях.

16. Правовая информационная система "МВД".

Основные цели и направления работ информатизации МВД изложены в "Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью" (МВД РФ, 12 мая 1993 г.) и последующих документов.

Основные цели деятельности информационного центра (ИЦ) системы МВД: перспективное аппаратное, программное, технологическое и коммуникационное обеспечение оперативных подразделений, а также эффективная модернизация, стандартизация и унификация обеспечений. В своей работе они опираются на интегрированные базы данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, состоящую из федерального, региональных и местных информационно-вычислительных сетей.

17. Правовая информационная система "Прокуратура".

В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИОП РФ). Она направлена на создание единой информационной системы, способной эффективно, полно и оперативно удовлетворять информационные потребности всех уровней территориальных органов прокуратуры.

В АСИОП функционируют подсистемы "Жалоба", "Кадры", "Статистика", "Надзор за следствием" и др.

18. Правовая информационная система "Суд".

Государственная политика в области информатизации судебной деятельности отражена в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (одобрена Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 г.), а также в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2010 гг.

Судебная деятельность автоматизируется на основе Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Правосудие", утвержденной Советом судей России в 2002 году.

В Верховном Суде РФ внедрен банк данных судебных решений, используемый сотрудниками суда в режиме удаленного доступа.

При формировании нормативной базы информатизации судебной системы важно определиться с терминологией, организационной структурой, правами и обязанностями, субъектами права, структурой и систематизацией нормативно-правовых актов и др.

19. Правовая информационная система "Адвокатура".

Адвокатура в своей работе опирается, в частности, на свободу поиска, получения, передачи, производства, распространения информации. Эта информация - основа формирования адвокатского досье.

Информация адвокатом может быть получена с помощью информационных систем "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", справочно-адресных, справочно-телефонных и других, а также с использованием ресурсов Интернет.

Используются и аудиовизуальные технологии и средства.

20. Электронное правительство России.

Электронное правительство России Комплекс информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде. В соответствии со стратегией развития информационного общества в РФ к 2018 году уже 70% всех государственных услуг в России должно предоставляться в электронном виде

21. Правовые аспекты в компьютерных сетях и Интернет.

Отсутствие собственника

В интернете обилие информации, которая может быть полезна или нет

Интернет - средство открытого хранения и распространения информации

Интернет может связать каждый компьютер с любым другим, подключённым к сети.

22. Государственная информационная политика.

- "особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями".

23. Моделирование и принятие решений в правовых информационных системах.

Модель - универсальное понятие, атрибут одного из наиболее мощных методов познания в любой профессиональной области, а именно, моделирования.

Модель и моделирование зависят от информационных и математических (логических) связей элементов и подсистем моделируемой системы, ресурсов, связей с окружением, используемых при моделировании, а не от конкретной природы, конкретного наполнения системы.

Модель - система или представление, описание для замещения (при некоторых гипотезах) одной системы (оригинала) другой системой (моделью) с целью изучения или применения её.

Например, деятельность предприятия на рынке (производство товара, услуг, информации) описываемая правовыми нормами и юридическим аппаратом даёт нам правовую модель предприятия на рынке.

Моделирование - универсальный метод получения, описания и использования знаний, позволяющий перекидывать мост между знаниями и реальными или идеальными системами, процессами.

Классификацию моделей проводят различным образом.

Модель - статическая, если явно учитывает время как один из основных параметров.

Модель - динамическая, если лишь неявно учитывает время.

Модель - дискретная, если описывает поведение системы в конечные моменты времени.

Модель - непрерывная, если описывает поведение системы на некотором временном промежутке.

Модель - имитационная, если позволяет проигрывать возможные пути развития и поведения системы варьированием параметра (параметров) модели.

Модель - детерминированная, если каждому набору параметров модели соответствует вполне определенный и однозначно определяемый результат моделирования; иначе - модель недетерминированная, стохастическая (вероятностная).

Модель - визуальная, если она позволяет визуализировать отношения и связи моделируемой системы.

Модель - натурная, если она есть материальная копия моделируемой системы.

Границы между моделями различного типа или же отнесение модели к тому или иному типу - условны.

Основные свойства модели:

* целенаправленность;

* конечность;

* упрощенность;

* приблизительность;

* адекватность;

* наглядность;

* информативность;

* полнота;

* устойчивость;

* адаптивность;

* эволюционируемость.

Жизненный цикл моделируемой системы:

* сбор информации, выдвижение гипотез;

* построение спецификаций модели;

* исследование модели;

* исследование адекватности, устойчивости модели;

* интерпретация, анализ результатов моделирования;

* генерация отчетов;

* уточнение, модификация модели.

Математическая модель описывается или представляется математическими структурами, математическим аппаратом (числа, буквы, геометрические образы, отношения, алгебраические структуры и т.д.).

Математические модели позволяют вникать в структуру и внутреннюю логику моделируемой системы.

Компьютерная модель позволяет актуализировать систему с помощью компьютера, компьютерной системы или технологии с использованием информационно-логических связей и структур, особенно, в режиме реального времени.

Компьютерное моделирование, от постановки задачи - до получения результатов, проходит следующие этапы компьютерного моделирования.

1. Постановка задачи.

2. Анализ данных, аналогов и т.д.

3. Анализ задачи (модели).

4. Исследование модели (построение метода, алгоритма исследования).

5. Программирование (проектирование программы).

6. Тестирование и отладка программы.

7. Оценка средств и адекватности моделирования.

8. Документирование программы и моделирования.

9. Использование модели.

10. Сопровождение модели (программы) при её использовании.

Принятие решения и целеполагающая деятельность человека в социальной, экономической, политической, идеологической, правовой сферах тесно связаны. В них часто не допускаются ошибки, так как они могут привести к пагубным последствиям.

Из-за ограниченных информационных возможностей человека возможны ошибки. Поэтому есть настоятельная необходимость применения научного подхода к обоснованию и принятию решений.

Принятие решений, наряду с прогнозированием, планированием, ситуационным анализом обстановки, исполнением решений, контролем и учетом является функцией управления.

При прогнозировании и планировании принимаются решения, связанные с выбором методов и средств, организаций работы, оценкой достоверности информации, выбором наиболее достоверного варианта прогноза и наилучшего варианта плана. Таким образом, функцияпринятия решений является с методологической и технологической точек зрения более общей, чем другие функции управления.

Для лица, принимающего решение ( ЛПР ), принятие решений является основной задачей, которую он обязан решать в процессе управления. Поэтому знание методов, технологий и средств решений этой задачи является необходимым элементом квалификации руководителя, базой для дальнейшего управления.

Конечным результатом любой задачи принятия решений является решение, конструктивное предписание к действию.

Решение является одним из видов мыслительной деятельности и имеет следующие признаки: наличие выбора из множества возможностей; выбор ориентирован на сознательное достижение целей; выбор основан на сформировавшейся установке к действию.

Основной характеристикой решения является его эффективность, т.е. степень, темп достижения целей и затраты ресурсов для принятия и реализации решения.

Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше стоимость затрат.

Принятие решения - это выбор одного из множества рассматриваемых допустимых вариантов. Обычно их число конечно, а каждый вариант выбора определяет некоторый результат (экономический эффект, например), допускающий количественную оценку.

Такой результат обычно называется полезностью решения. Таким образом, ищется вариант с наибольшим значением полезности решения.

Классические модели принятия решений - оптимизационные, ставящие цель - максимизировать выгоду и на основе этих моделей получить практическую прибыль.

Правовые рекомендации (решения) могут быть получены, если при построении модели принятия решений придать большее значение учету существенных структурных правовых элементов.

На процесс принятия решения часто воздействуют различные случайные параметры, усложняющие принятие решения.

Правильность используемых гипотез необходимо проверять с помощью методов оценки статистических гипотез.

Проблемы принятия решений с недетерминированными параметрами называют проблемами принятия решений в условиях недостатка информации.

Чем меньше информации у нас, тем больше может оказаться различие между ожидаемым и действительным результатами принимаемых решений в целом.

Мера влияния информации (параметров) на результат решения называется релевантностью.

Особо важно в правовой сфере принятие решения при наличии риска (нераскрытия преступления, банкротства, ухудшения условий жизни и т.д.).

В зависимости от критерия эффективности, стратегий и факторов управления выбирается тот или иной метод (алгоритм, процедура) принятия решений.

Система принятия решений - совокупность организационных, методических, программно-технических, информационно-логических и технологических обеспечений принятия решений для достижения поставленных целей.

Ситуационное моделирование - моделирование принятия решений в условиях ограниченных ресурсов и высоких требований надежности (малого риска), например, кризиса.

Ситуационный анализ - анализ эффективности того или иного набора мер и процедур путем сравнения результатов их воздействия на систему.

При ситуационном анализе можно по некоторым критериям оптимальности, выбрать оптимальный набор возможных, допустимых мер и процедур, обеспечивающих достижение требуемой цели.

Одним из эффективных механизмов принятия решений (в проблемах выработки стратегии поведения, развития и т.д.) является использование ИСПР (просто СПР) - информационных систем поддержки решений ( Decision Support Systems ), сочетающих современные средства аналитической обработки и средства визуализации информации и технологии поддержки деятельности экспертной группы.

В области организационного управления наибольший интерес имеют так называемые ситуационные (эмерджентные) комнаты (центры), позволяющие быстро "погрузить" ЛПР в рассматриваемую проблемную ситуацию, обстановку, помочь разобраться в проблеме и принять локально-оптимальное (не обязательно глобально-оптимальное) решение. Существуют ситуационные центры Президента РФ, Совета Безопасности, МЧС. Ситуационные комнаты - это специальное место для поддержки построения, проигрывания проблемной ситуации и принятия решений одним человеком или группой людей. Эффект от использования ситуационной комнаты зависит от корректности поставленной проблемы, полноты и достоверности используемых данных, сценария обсуждения, технологий интеллектуальной и компьютерной поддержки, временного интервала прогноза и др.

Простое использование автоматизированной системы обработки документов, поисковых систем, средств визуализации и мультимедиа - недостаточные условия для функционирования ситуационной комнаты. Основная функция СПР - поддержка умственной, эвристической и творческой деятельности ЛПР.

СПР может работать в следующих режимах:

1. проблемный мониторинг и актуализация информации (СМИ, органов власти, объектов управления и пр.) с целью текущего информирования и предупреждения о накапливающихся небольших негативных явлениях;

2. планово-аналитический режим - плановое заслушивание и обсуждение аналитических докладов по проблемной ситуации с целью поддержки и принятия заслушиваемого решения по заранее фиксированному сценарию;

3. чрезвычайный режим - оперативный мониторинг информации, принятие и контроль исполнения решений по непредвиденным, чрезвычайным проблемам с целью уменьшения негативных факторов, влияющих на обычное в таких ситуациях совмещение построения сценария, обсуждения и принятия решений.

В базовом варианте, ситуационная комната может включать экран коллективного доступа; компьютер (обычно, мощный ноутбук) с возможностью отображения на экран коллективного доступа; средства доступа к базе данных (знаний), в том числе, - с целью сохранения сценария обсуждения, систему подготовки презентаций.

24. Федеральная целевая программа "Электронная Россия".

"Электронная Россия" - федеральная целевая программа, действовавшая в Российской Федерации в 2002-2010 годах и направленная на внедрение технологий "электронного правительства".

Цель программы - обеспечить "кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления"[1].

Результат

По состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась[2][3]. Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 года), фактически было израсходовано лишь 21 млрд руб.[2].

Реакция правоохранительных органов

30 августа 2011 года Генеральная прокуратура РФ сообщила, что направила в Следственный департамент МВД РФ материалы проверки о хищении около 300 млн руб. бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". В ходе проверки, проведённой Генпрокуратурой РФ в Минкомсвязи России и ОАО "Ростелеком", были получены данные, свидетельствующие о хищении части средств из выделенных 2 млрд руб. на выполнение работ в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" путём обмана или злоупотребления доверием.[4] 5 сентября 2011 года в "Российской газете" появилась статья, в которой выражается позиция ОАО "Ростелеком", несогласного с выводами Генпрокуратуры РФ о хищении бюджетных средств.[5] В декабре 2011 года Следственный Департамент МВД России отказался возбуждать уголовное дело по данным, представленным прокуратурой, в связи с недостаточностью материалов.[6]

25. Концепции построения электронного правительства в РФ.

1. Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования ИКТ.

2. Развитие сайтов государственных органов в Интернет, что обеспечит, в частности, полное, достоверное, оперативное размещение и обновление информации, связанной с деятельностью, структурой, адресно-справочной информации, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность для данного государственного органа, оперативный доступ к открытой информации, организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках, обратной связи и обработки обращений граждан. Предусматривается создание единого Интернет-портала государственных услуг, объединяющего в рамках общей системы навигации сайты соответствующих государственных органов в Интернет.

3. Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде, которая будет базироваться, в частности, на сети центров общественного доступа, информационных терминалов устанавливаемых в органах исполнительной власти.

4. Развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений организаций и граждан с целью обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти и получения необходимой справочной информации.

5. Создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами на основе единого реестра государственных услуг и условий их предоставления, общего справочника общественных приемных, центров приема и обслуживания граждан государственными органами.

6. Использование единой сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые позволят, в частности, обеспечить предоставление комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными, региональными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по принципу "одного окна".

7. Предоставление государственных услуг с использованием Интернет, например, приоритетные услуги в сфере учета объектов недвижимости, а также регистрации прав на них и сделок с ними; обеспечения социальной помощи и социальных выплат; оформления правового состояния граждан; получения разрешений для предпринимательской деятельности.

8. Создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия, которая должна обеспечить автоматизацию процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами, обеспечение доступа к ним других государственных органов на основе единой информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.

9. Развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота, которая должна обеспечить оперативный и защищенный информационный и документационный обмен между Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, палатами Федерального Собрания РФ и федеральными органами исполнительной власти.

10. Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов, которые позволят повысить качество принимаемых управленческих решений органов государственной власти, унификацию и автоматизацию процедур сбора и согласования ведомственных планов и отчетности об их исполнении в рамках единой информационной системы мониторинга результативности деятельности государственных органов.

11. Формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства, которая должна обеспечить, в частности, развитие законодательства РФ, обеспечивающего использование ЭЦП в РФ, гармонизированного с международными правовыми актами.

Показать полностью… https://vk.com/doc-129870993_440309649
60 Кб, 25 декабря 2016 в 15:57 - Россия, Москва, МФЮА, 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении