Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 035661 из МФЮА

Учебный план лекционного курса

"Отечественная история ХХ - начала ХХ в."

Лекция восьмая

Современная Россия

Преобразования 1990-х гг.

Политическое развитие России в 1990-е гг.

Россия на грани веков.

Экономическое развитие

Стремление к самостоятельности в рамках СССР Россия продемонстрировала уже в июне 1990 г., приняв Декларацию о государственном суверенитете. Но ещё в течение полутора лет ей пришлось бороться с союзным центром за получение реальных прав. Августовские события 1991 г. и их последствия привели к распаду СССР. После десятилетий нивелирования России в составе Советского Союза, когда ею были утрачены многие обязательные атрибуты государственности, начался новый этап в тысячелетней истории Российского государства, его становление как самостоятельного субъекта международных отношений. Этот сам по себе непростой процесс совпал по времени с ломкой прежних политических и экономических механизмов, что предопределило серьёзные трудности на пути к рыночной экономике и демократическому переустройству.

Созданная в СССР планово-распределительная экономика в восьмидесятых годах прошлого века исчерпала свои возможности роста, показала свою неэффективность на фоне успехов стран, вступивших в постиндустриальную стадию развития. Разрыв по большинству социально-экономических показателей между СССР и этими странами не сокращался, а увеличивался. Поэтому уже в последние годы существования Советского Союза дискутировался вопрос о переходе к рыночной экономике, предлагалось несколько программ такого перехода, но дальше разговоров дело не пошло. Экономика стала заложницей политической борьбы.

После августовских событий 1991 г. российские власти приняли принципиальное решение о переходе к рыночной экономике. Но для практического осуществления такого перехода нужны были люди, не обременённые догмами и практикой социалистического планирования и опытом партийно-государственного руководства хозяйственной жизнью. Не случайно поэтому, что президент Б.Н.Ельцин, взяв на себя в этот переломный момент обязанности главы правительства, ввёл в его состав молодых интеллектуалов, многим из которых не было и 40 лет, но которым казалось, что они знают всё о рыночной экономике. 35-летний доктор наук Егор Тимурович Гайдар, став заместителем председателя правительства, а с июня по декабрь 1992 г. и исполняющим обязанности премьер-министра, возглавил радикальное преобразование российской экономики на рыночных началах. Программа такого преобразования включала три элемента: освобождение цен от жёсткого государственного регулирования, снятие ограничений на любую торговую деятельность, начало широкомасштабной приватизации государственной собственности. По замыслу Е.Т.Гайдара и его команды, все эти мероприятия должны быть проведены в сжатые сроки, приведя к появлению рыночной инфраструктуры в стране. Реформаторы предполагали, что произойдёт снижение жизненного уровня значительной части населения, появится безработица, но надеялись, что "шоковая терапия" будет непродолжительной, начнётся стабилизация, а потом и подъём экономики на здоровой, рыночной основе.

В жизни всё оказалось значительно сложнее, чем в программных разработках. Появились трудности, многие из которых просто не предполагалось. Освобождение цен на товары и услуги сразу же привело к их многократному увеличению, значительно большему, чем предвиделось. В результате компенсационные выплаты к зарплате просто не соответствовали скачку цен, из-за чего падение уровня жизни оказалось просто катастрофическим, охватившим широкие слои населения, чего явно не предполагало правительство. На смену товарному дефициту или скрытой инфляции пришла инфляция открытая: рубль быстро обесценился.

Либерализация цен, опередившая необходимые антимонопольные меры и создание конкурентной среды, не сопровождалась соответствующим появлением рыночных механизмов регулирования ценообразования. Проще говоря, производитель товаров волен был назначать любые цены, не особенно заботясь о снижении экономических издержек.

Отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю привёл к преодолению товарного дефицита, наполнению рынка широким ассортиментом импортных продовольственных и промышленных товаров (часто не лучшего качества), вытеснивших продукцию отечественных товаропроизводителей. Это усугубило экономический спад, потребовало больших инвестиций в модернизацию и структурную перестройку народного хозяйства страны.

Быстрый отказ государства от собственности на основе чековой (ваучерной) приватизации, когда каждый гражданин страны получил чек, дававший ему формальное право на равную долю общенационального достояния, не привёл к формированию многомиллионного зажиточного "среднего класса", который преобладает в западных странах. Реальными собственниками стали преимущественно прежние руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представители партийно-советской и комсомольской номенклатуры.

В ходе приватизации не было создано надёжных заслонов от проникновения в экономику уголовных элементов. Криминальный капитал, сформировавшийся за многие десятилетия подпольной деятельности, в новых экономических условиях смог легализоваться.

Тем не менее, несмотря на указанные серьёзные просчёты и издержки, в первые годы самостоятельного развития России правительству, главой которого в декабре 1992 г. стал В.С.Черномырдин, удалось сделать первый, самый трудный в рыночной экономике шаг. Однако шоковая терапия не только больно ударила по населению, но и практически на десять лет ввергла страну в глубочайший экономический кризис, из которого Россия начала с большим трудом выходить лишь в 2000-2002 гг. К 1997 г. в результате инфляции зарплаты россиян стали измеряться миллионами рублей. Правительство вынуждено было провести 1 января 1998 г. деноминацию - на новых российских банкнотах были "урезаны" три нуля, цены вновь начали исчисляться в рублях, а зарплаты - в тысячах. Но после отставки весной 1998 г. В.С.Черномырдина с поста премьер-министра новому премьеру С.В.Кириенко и его кабинету не удалось удержать курс доллара по отношению к российскому рублю в рамках валютного коридора 5-6 руб. В августе 1998 г. произошёл обвал курса российского рубля, теперь за один доллар давали не 5-6 руб., как раньше, а 24 руб. К началу лета 2002 г. доллар на российском рынке стоил более 31 руб., к осени 2004 г. курс незначительно снизился и в настоящее время составляет чуть более 29 руб. за доллар. До 2000 г. государственный бюджет страны сводился с дефицитом, начиная с 2001 г. - с профицитом (превышением доходов над расходами). Сократилось количество россиян, проживающих за чертой бедности, - с 40 млн в 2002 г. до 27 млн в 2004 г.

Противоречия политического развития

Демократическое общество, к созданию которого приступила Россия ещё до обретения государственной самостоятельности, предполагает гармоничное распределение функций между всеми ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной. При их тесной взаимосвязи должна существовать независимость их друг от друга и обоюдный контроль, которые не позволяют одной из ветвей доминировать над другими. Пока Россия вела борьбу с союзным центром за расширение своих прав, законодательная и исполнительная ветви власти действовали совместно, их противоречия не выходили на поверхность. Но после обретения Россией государственной самостоятельности выявились претензии законодательной власти в лице Съезда народных депутатов на всевластие. Тем более, что действовавшая тогда конституция, принятая ещё в 1978 г. и "подправленная" в 1989-1991 гг., благоприятствовала подобным намерениям. К этому добавились и личные конфликты президента Б.Н. Ельцина и председателя Верховного Совета Р.И.Хасбулатова. Результатом явилась почти двухлетняя борьба двух ветвей власти, которая то разгоралась, то тлела, чтобы вновь вспыхнуть с ещё большей силой.

Постепенно Верховный Совет, председателем которого Б.Н. Ельцин был целый год, поддержавший его уже как российского президента в противоборстве с союзным центром и ГКЧП, перешёл в оппозицию к президенту. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин, чтобы разрядить обстановку и ускорить проведение пробуксовывавших реформ, издал указ № 1400, по которому на 12 декабря назначались выборы в Федеральное собрание и всенародное голосование по новой конституции, а деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета прекращались. Это решение Б.Н.Ельцина, формально выходившее за рамки его тогдашних конституционных полномочий, вызвало бурную реакцию Верховного Совета, срочно созвавшего внеочередной Съезд народных депутатов для смещения Ельцина с поста президента. Страна оказалась на грани гражданской войны. Законодательная власть приняла постановление об отстранении Ельцина от обязанностей президента и привела к присяге в качестве и.о. президента вице-президента А.В.Руцкого, в сентябрьские дни окончательно порвавшего с Ельциным. Были назначены новые силовые министры.

Две недели в стране фактически сохранялось двоевластие: два президента, по два министра обороны, внутренних дел, руководителей спецслужб. Весь мир с тревогой следил за развитием событий в нашей стране. Одно дело гражданская война в 1918-1921 гг., совершенно иное - гражданская война в стране, являющейся одной из двух ядерных сверхдержав. Как всегда бывает в переломные минуты российской истории, Русская Православная церковь взяла на себя роль посредника-миротворца. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил свои услуги в качестве посредника между конфликтующими законодательной и исполнительной властями. Две недели в резиденции патриарха в московском Свято-Даниловом монастыре продолжались переговоры, закончившиеся безрезультатно.

3 октября 1993 г. А.В. Руцкой и другие руководители оппозиции призвали своих сторонников к штурму здания московской мэрии и Останкинского телерадиокомплекса. Мэрия была захвачена восставшими, а здание телецентра как военный объект, охранявшийся спецназом, им взять не удалось. Ровно сутки колебалась армия, не знавшая, на сторону какого из двух президентов ей встать. В конце концов тогдашний министр обороны России П.С. Грачёв предпочёл занять сторону всенародно избранного президента. 4 октября американская телекомпания Си-Эн-Эн в прямом эфире транслировала на весь мир позорное событие: танками и самоходными артиллерийским установками российская армия расстреляла собственный парламент... В ходе этого вооружённого конфликта, по официальным данным, погибло около 150 чел. Лидеры оппозиции были арестованы. Но судебный процесс над ними не состоялся. В феврале 1994 г. Государственная Дума амнистировала их, а заодно и членов ГКЧП. Большинство из амнистированных вновь включились в активную политическую деятельность.

Вскоре после подавления восстания Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске Советов всех уровней. Таким образом, советская власть в России официально прекратила своё существование в октябре 1993 г.

10 ноября на всенародное обсуждение был вынесен проект новой российской Конституции, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.

Согласно вновь принятой Конституции, Россия (Российская Федерация) стала президентской республикой. Парламент страны - Федеральное Собрание - состоит из двух палат. Верхняя - Совет Федерации - из 178 "сенаторов", в котором каждый из 89 субъектов Федерации представляют два человека - по одному от исполнительной и законодательной властей региона. Нижняя палата - Государственная Дума, в которой насчитывается 450 депутатов. Половина - 225 человек - избирается по партийным спискам (партии, участвующие в выборах, должны преодолеть 5%-ный барьер голосов избирателей), а другая половина - по одномандатным округам на альтернативной основе.

В декабре 2003 г. состоялись выборы уже четвёртого состава Государственной Думы. Если первые две Думы откровенно противопоставляли себя президенту Б.Н. Ельцину, то III Дума вела себя по отношению к исполнительной власти достаточно конструктивно, а в IV Думе пропрезидентская партия "Единая Россия" имеет конституционное большинство голосов депутатов, что даёт ей возможность принимать любые решения и законы, нужные исполнительной власти.

В 1996 г. во время очередных президентских выборов Б.Н.Ельцину не удалось одержать победу в первом туре голосования. Потребовался второй тур, на котором исход голосования в пользу Б.Н.Ельцина фактически решили голоса избирателей, в первом туре отдавших предпочтение А.И.Лебедю, кандидату, занявшему третье место. Осенью 1996 г. состояние здоровья Б.Н.Ельцина резко ухудшилось. Ему была сделана операция на сердце. К активной работе президент вернулся лишь в начале 1997 г. В дальнейшем состояние здоровья Б.Н.Ельцина позволяло ему работать лишь 2-3 часа в день, срывались даже графики международных визитов. Между тем как снежный ком росли проблемы: невыплаты зарплат государственным служащим, учителям, врачам, библиотекарям, пенсий старикам, налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Не способствовала стабилизации обстановки и частая смена руководителей правительства. В марте 1998 г. был отправлен в отставку "политический тяжеловес" В.С. Черномырдин. Сменивший его самый молодой за всю историю существования должности премьер-министра Председатель Правительства России С.В. Кириенко был отставлен от должности в августе 1998 г. из-за финансового кризиса. Общество было возмущено кадровой непоследовательностью Б.Н.Ельцина, предложившего Государственной Думе утвердить на вакантное место премьер-министра... В.С. Черномырдина. Вполне естественно, что Дума дважды отклоняла его кандидатуру. Третье отклонение означало бы роспуск Думы и политический кризис в стране, находившейся в тяжёлом финансовом кризисе. Президент, фактически не имевший сил для острой политической борьбы, пошёл на компромисс с Думой, предложив кандидатуру Е.М.Примакова, занимавшего должность министра иностранных дел в прежних кабинетах. Правительству Е.М. Примакова удалось стабилизировать катастрофическое положение в экономике и социальной сфере. Но в мае 1999 г. и оно было отправлено в отставку. Новый премьер С.В. Степашин проработал чуть более 100 дней и был вскоре после начала второй чеченской войны, в сентябре 1999 г. заменён новым премьер-министром В.В. Путиным, до этого год с небольшим проработавшим директором Федеральной Службы Безопасности.

31 декабря 1999 г. первый президент России Б.Н. Ельцин ушёл в отставку, досрочно прекратив свои полномочия. Проработав три месяца, и.о. президента В.В. Путин был избран Президентом России в первом же туре внеочередных президентских выборов 2000 г. С большим перевесом В.В. Путина переизбрали на второй срок на очередных президентских выборах 14 марта 2004 г. С его приходом к власти в стране наступила долгожданная политическая и экономическая стабильность. Снизилось налоговое бремя. Для физических лиц установлен самый низкий в Европе уровень подоходного налога - 13%. Регулярно повышаются пенсии и зарплаты бюджетникам. Впервые в новейшей истории России прекратилось противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Решение национальных проблем

Как известно, Россия - страна многонациональная, на её территории проживает более ста национальностей, многие из которых имеют свои национально-государственные образования, входящие в состав Российской Федерации в качестве её субъектов. Дезинтеграционные процессы, вызвавшие распад СССР, не обошли своей стороной и Россию. С обретением Россией самостоятельности остро встал вопрос о судьбах прежних автономий, их взаимоотношениях с российским центром. В рамках общего процесса демократизации в стране они повысили свой статус, значительно расширили свои права. В некоторых республиках рост национального самосознания привёл к появлению сил, выступавших с сепаратистских позиций за отделение от России. Непростыми были проблемы во взаимоотношениях с Татарией, Башкирией, Якутией, Тувой и рядом других республик. В результате длительных переговоров, взаимных уступок, разумных компромиссов удалось сохранить целостность Российской Федерации, подписать с республиками договоры о разграничении предметов ведения центра и субъектов Федерации. В большинстве случаев республики получили значительные возможности в решении вопросов внутренней жизни и даже развития международных экономических, культурных и политических связей.

Наиболее сложными оказались взаимоотношения с Чечнёй, где у власти с сентября 1991 г. оказался генерал Д.Дудаев, фактически совершивший государственный переворот и отстранивший законные органы власти. Попытка президента Ельцина в ноябре того же года ввести в Чечне чрезвычайное положение и устранить режим Дудаева была заблокирована Верховным Советом. За этим последовал период длительного невмешательства российских властей в события в Чечне, что привело к упрочению национально-криминального режима Д.Дудаева, создавшего хорошо вооружённые воинские формирования. В Чечне повсеместным явлением стало нарушение гражданских и имущественных прав, особенно русского и русскоязычного населения, вынужденного покидать республику. Усилия по мирному урегулированию чеченской проблемы ни к чему не привели, поскольку дудаевцы настаивали на безусловной независимости Чечни, что нарушало Конституцию РФ.

В декабре 1994 г. Ельцин принял решение о применении вооружённых сил для восстановления конституционного порядка в Чечне. Начавшаяся война приняла затяжной и кровопролитный характер, привела к многочисленным жертвам и разрушениям. Летом 1996 г. в преддверии и вскоре после очередных президентских выборов в России военные действия в Чечне были прекращены. Воюющие стороны подписали так называемые "Хасавюртовские соглашения", отодвинувшие конкретное решение чеченской проблемы на 2001 год. Российские войска были выведены с территории мятежной республики. В январе 1997 г. под наблюдением международных представителей в Чечне состоялись выборы президента (Д.Дудаев погиб в ходе боевых действий) и парламента. Главой республики стал генерал А. Масхадов.

Однако в августе 1999 г. чеченские боевики начали очередную военную кампанию, напав на соседний Дагестан. В истории современной России началась вторая чеченская война. Боевые действия вновь велись на всей территории Чеченской республики. Их удалось прекратить лишь к весне 2003 г. Центр вновь пошёл на стабилизацию политического режима: в Чечне прошли президентские выборы, на которых новым президентом республики стал бывший муфтий Чечни А.Х. Кадыров, вставший на путь диалога с федеральной властью. В республике начались широкомасштабные мероприятия по восстановлению экономики. Заработали школы и больницы, пенсионеры впервые за десять с лишним лет регулярно стали получать пенсии, как и в любом другом российском регионе, развернулось массовое жилищное строительство.

Однако процесс стабилизации в Чечне не устраивает боевиков, ещё продолжающих свою борьбу в горных районах республики. 9 мая 2004 г. в результате теракта на центральном стадионе Грозного был убит президент Чечни А. Кадыров. Республика вновь оказалась перед трудным выбором.

Культура нашей страны во второй половине ХХ века и в начале ХХI века

Российская культура во второй половине ХХ в. имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с предшествующим периодом. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. советская наука вышла на передовые позиции в мире по освоению космоса. По мнению аналитиков ЦРУ, подготовивших доклад тогдашнему президенту США Д. Кеннеди, это стало возможным благодаря созданной в СССР системе образования. С другой стороны, многие отрасли науки и культуры долгие годы находились под идеологическим прессом. Каковы же наиболее крупные достижения российской культуры второй половины ХХ в.?

В 1951 г. при раскопках в Новгороде археологи открыли берестяные грамоты - доказательство высокой культуры наших предков из этого древнейшего центра русской государственности. В октябре 1952 г. создана первая советская электронно-вычислительная машина, прообраз нынешних компьютеров. 27 июня 1954 г. пущена в действие первая в мире атомная электростанция. Лауреатом Нобелевской премии в области химии 1956 г. стал Н.Н. Семёнов. 4 октября 1957 г. выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. 5 декабря 1957 г. на воду спущен первый в мире атомный ледокол "Ленин". Нобелевская премия в области физики 1958 г. присуждена советским учёным И.Е. Тамму, П.А. Черенкову, И.М. Франку. Лауреатом Нобелевской премии в области литературы в том же году стал Б.Л. Пастернак (от Нобелевской премии Пастернак вынужден был отказаться под угрозой выдворения из СССР; диплом лауреата вручён его сыну только в 1990 г.). В 1960 г. был создан первый в мире лазер. 12 апреля 1961 г. первым космонавтом планеты стал Ю.А. Гагарин. Нобелевская премия по физике 1962 г. присуждена Л. Ландау, 1964 г. - Н.Г. Басову и А.М. Прохорову. Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены М.А. Шолохов в 1965 г. и А.И. Солженицын в 1970 г. В июле 1975 г. осуществлён совместный советско-американский космический полёт по программе "Союз" - "Аполлон". В том же 1975 г. Нобелевская премия в области экономики присуждена Л.В. Канторовичу. В августе 1977 г. впервые в истории мореплавания советский атомный ледокол "Арктика" достиг Северного географического полюса Земли. В 1987-1989 гг. опубликовано большинство запрещённых в своё время произведений советской литературы - романы и повести А.И. Солженицына, А.П. Платонова, Б.Л. Пастернака, В.В. Набокова и др. Нобелевская премия 1987 г. в области литературы присуждена русскоязычному поэту И. Бродскому. 1 августа 1990 г. был принят закон о средствах массовой информации, пресса и литература были освобождены от цензурного гнёта.

После распада СССР и начала становления современной российской государственности отечественная культура стала переживать тяжёлые времена. Резко сократилось финансирование социальной сферы, в том числе науки, образования, медицины. Происходит "утечка мозгов" за границу, прежде всего в США. По американским данным, две трети потребностей США в математиках и программистах удовлетворены за счёт эмигрантов из бывшего СССР. Резко сократилось производство художественных фильмов всеми киностудиями страны. Экраны кинотеатров, телеэфир и видеопрокат заполнили фильмы "массовой культуры", в основном голливудского производства. Снизилось число учёных, награждённых Нобелевской премией. За период 1992-2003 г. лауреатами Нобелевской премии в области физики стали лишь трое российских учёных за открытия, сделанные ещё в советское время.

Положение с культурой стало меняться к лучшему лишь в годы президентства В.В.Путина. Увеличилось государственное финансирование науки, образования, медицины, киноискусства. Российские кинематографисты уверенно побеждают на крупнейших международных кинофестивалях. Принимаются меры к сокращению "утечки мозгов", повышению заинтересованности молодых специалистов в работе на Родине.

Основные направления внешней политики

Становление самостоятельной государственности определило особенности внешней политики России, которая на международной арене стала правопреемником СССР. В этом качестве она заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН, получила членство в других международных организациях, взяла на себя ответственность за заключенные Советским Союзом договора и соглашения, его финансовые обязательства. Из всех четырёх республик бывшего СССР - России, Украины, Белоруссии и Казахстана, на территории которых к моменту распада СССР находилось атомное оружие, только Российская Федерация, согласно международным договорам, сохранила за собой статус ядерной державы.

К числу приоритетов внешней политики России следует отнести взаимоотношения со странами Ближнего Зарубежья, как у нас в стране стали называть бывшие республики СССР в отличие от Зарубежья Дальнего - всех остальных стран мира. Также важными являются вопросы взаимовыгодного сотрудничества со странами "большой восьмёрки", куда, кроме России, входят США, Япония, Канада, Великобритания, Франция, Италия, ФРГ; укрепление позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе; участие в урегулировании региональных конфликтов; борьба с международным терроризмом.

Особенно важны отношения со странами Ближнего Зарубежья, которые, за исключением трёх Прибалтийских республик, входят в СНГ - Содружество Независимых Государств. Это важно с точки зрения таких проблем, как положение русского населения в этих странах (по численности русская диаспора вышла на второе место в мире после китайской, после распада СССР за рубежом России проживает более 20 млн русских), восстановление экономических связей, охрана внешних границ Содружества, сохранение единого информационного пространства. За годы, прошедшие после распада СССР, отношения России со странами СНГ прошли нелёгкий путь от разбегания и изоляции, в результате чего Россия в период президентства Б.Н.Ельцина потеряла былые позиции в Центральной Азии, Закавказье. Только в годы президентства В.В.Путина началось урегулирование ряда спорных проблем и сближение на новых основах бывших республик СССР. Формируется единое экономическое пространство четырёх основных республик - России, Украины, Белоруссии и Казахстана, активизировался процесс интеграции России и Белоруссии в единое государство, с 1 января 2006 г. единой валютой на территории обеих стран станет российский рубль. Восстановлена российская авиабаза в Канте близ Бишкека на территории Киргизии. Несмотря на попытки подтолкнуть руководство Таджикистана вывести российскую 201-ю мотострелковую дивизию с территории республики, это соединение повысило свой статус до постоянной российской военной базы. Успешно развивается сотрудничество России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Китая в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества.

Существенное воздействие на мировые процессы оказывают страны "восьмёрки", обладающие громадной экономической и военной мощью. Заслугой президента Б.Н.Ельцина стало принятие России в эту неформальную организацию ведущих мировых держав, которая до вступления в неё России называлась "семёркой". Нынешний президент России В.В.Путин постоянно участвует во всех саммитах "восьмёрки" как равноправный партнёр.

Налаживая отношения со странами "восьмёрки" в целом, Россия не оставляет без внимания и двухсторонние отношения со странами, входящими в эту организацию. Дружеские отношения В.В.Путина с премьер-министром Великобритании Э.Блэром, канцлером ФРГ Г.Шрёдером, премьер-министром Италии С.Берлускони, президентом Франции Ж.Шираком способствуют укреплению взаимовыгодного сотрудничества и партнёрства. Примером таких отношений стало недавнее удочерение германским канцлером трёхлетней российской сироты из Петербурга. Делаются попытки вывести из тупика отношения нашей страны с Японией, с которой у России до сих пор нет мирного договора по итогам Второй мировой войны.

К концу ХХ в. обнаружилась тенденция перемещения центра мировой экономической и политической активности на берега Тихого океана, где располагаются такие мощные и влиятельные страны, как США, Япония, Китай, Россия, Канада и др. Возникло и развивается сообщество государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Российская Федерация исправила ошибку Советского Союза, который из-за войны в Афганистане оказался вне рамок этой организации. Особенно интенсивно стали развиваться отношения с Китаем.

Особую озабоченность вызывали в кругах российской общественности отношения с США. В годы президентства Б.Н.Ельцина внешняя политика России носила откровенно проамериканский характер. Ориентировав экономику страны на американский доллар, фактически ставший неофициальной второй валютой в России, руководство страны волей-неволей вынуждено было играть роль младшего партнёра заокеанской державы. Яркий пример - события весны 1999 г., когда американские войска нанесли военный удар по суверенной европейской стране Югославии, как в то время назывался союз Сербии и Черногории. Единственное, что могла себе позволить Россия в лице её тогдашнего премьер-министра Е.М.Примакова, - развернуть правительственный самолёт в небе над Атлантическим океаном и отменить визит в США. Этот дипломатический маневр получил в международных кругах название "петля Примакова".

Ситуация резко изменилась после прихода к власти в качестве законно избранного президента В.В.Путина и после событий 11 сентября 2001 г. Террористические акты с многочисленными жертвами, совершённые в Нью-Йорке и в Вашингтоне исламскими террористами, не только резко изменили международную ситуацию, но и преобразили российско-американские отношения. Возросла роль России в международной антитеррористической коалиции. Наша страна оказала США необходимую информационную помощь в проведении антитеррористической операции в Афганистане. В.В.Путин назвал терроризм "нацизмом ХХI века". Впервые после Второй мировой войны у России и США появился общий враг. В мае 2002 г. в ходе визита в Россию американский президент Джордж Буш-младший подписал Договор о сокращении наступательных потенциалов, предусматривающий к 2012 г. сократить число ядерных боеголовок в каждой из наших двух стран до 1700-2200 вместо нынешних шести-семи тысяч.

Россия вступила в новое столетие, отягощённая бременем множества нерешённых проблем, прежде всего экономического характера. Хочется надеяться, что обладающая крупнейшим в мире экономическим, научным, культурным потенциалом, богатейшими природными ресурсами и высокоодарённым "человеческим фактором" (россияне привыкли и умеют преодолевать трудности), наша страна сделает решительные шаги, чтобы в относительно короткий исторический срок занять достойное место в мировой цивилизации III тысячелетия.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему Россия, на ваш взгляд, пошла по польскому, а не китайскому пути перехода от социализма к капитализму?

2. В чём, по вашему мнению, была историческая роль Б.Н. Ельцина?

3. Корректно ли утверждать, что сегодня в России строится государственно-рыночный капитализм с "человеческим лицом"?

4. Согласны ли вы с утверждением, что В.В. Путин - это П.А. Столыпин сегодня?

5. В чём вы видите историческую миссию России в начале ХХI в., исходя из вызовов сегодняшнего дня?

Список рекомендованной литературы

Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М., 2000.

Внешняя политика России: От Ельцина к Путину. М., 2002.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Россия в 90-е гг. ХХ в. М., 2002.

Россия: Поиски пути. М., 1999.

Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. М., 2001.

Что нужно знать о народах России: Справочник. М., 1999.

Эпоха Ельцина: Очерки политической истории. М., 2001.

Показать полностью… https://vk.com/doc-133783878_439415631
29 Кб, 26 ноября 2016 в 0:52 - Россия, Москва, МФЮА, 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении