Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 035665 из МФЮА

Лекция третья

Страна в 1920 - 1930-х годах

Социально-экономическое и политическое развитие в период нэпа. Россия в изгнании.

Политическая система СССР 1930-х гг. Экономика и социальная сфера СССР в 1930-е гг.

Политика военного коммунизма и, прежде всего, ее продовольственная составляющая вызвали рост недовольства со стороны крестьян. Советской власти пришлось жестоко подавлять их выступления на Среднем Поволжье, Дону, Кубани, в Западной Сибири. Антибольшевистские настроения охватили даже Балтийский флот - бывший оплот большевиков в октябрьские дни 1917 г. Весной и летом 1921 г. положение обострил невиданный по масштабам голод в Поволжье. Причины голода - отсутствие зерна, изъятого по осени в ходе продразверсток и недостаточного даже на посев, засуха. Погибло более 5 млн человек. Национальный доход в период с 1917 по 1920 гг. упал с 11 млрд. до 4 млрд. рублей, промышленное производство сократилось в семь раз по сравнению с 1913 г., металла выплавляли столько же, сколько при Петре I, нефть добывали на уровне ХIХ столетия, из-за нехватки топлива закрылись многие предприятия, производительность труда составляла лишь 20% от довоенной, железные дороги перевозили лишь 12% грузов (по сравнению с тем же временем).

Все вышеуказанные причины заставили советское руководство в 1921 г. перейти к новой экономической политике (нэпу). Нэп был призван преодолеть не только экономический кризис, но и политический, вернуть доверие населения к власти большевиков, существенно подорванное трагедией голода и хозяйственными неурядицами.

Составляющими элементами нэпа стали: замена продразверстки продналогом (продналог - установленный государством фиксированный обязательный платеж, взимаемый с крестьянских хозяйств), денационализация (возвращение прежним владельцам) мелкой и части средней промышленности, децентрализация (перенос управления на места) хозяйства, начальное планирование экономического производства, разрешение вложения в экономику иностранного капитала, развитие сельскохозяйственной кооперации, аренда земли и право использования наемной рабочей силы, отмена всеобщей трудовой повинности, финансовая реформа, стабилизация рубля.

Нэп продолжался с 1921 до 1929 г. К его несомненным успехам следует отнести возвращение страны в 1923 г. на мировой сельскохозяйственный рынок, восстановление к 1927 г. почти в полном объеме довоенного уровня сельскохозяйственного производства.

События Первой мировой и Гражданской войн, двух революций ускорили распад Российской империи. Прибалтийские государства - Латвия, Литва, Эстония, а также Польша - стали самостоятельными. 31 декабря 1917 г. Финляндия получила независимость. На остальной территории бывшей империи установилась советская власть. Формально автономными считались Украина, Белоруссия и закавказские республики - Грузия, Армения, Азербайджан, объединенные в Закавказскую Федерацию. Опасность иностранной военной интервенции, экономическая разруха облегчала объединение советских республик в единое государство.

Существовали два плана объединения. План И.В.Сталина предусматривал вхождение всех республик в РСФСР (Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, как стала называться советская Россия) на правах автономных, без права выхода из федерации. План В.И. Ленина предусматривал их равноправное объединение в совершенно иное государство - с правом выхода из него. В ходе ожесточенной борьбы победил ленинский план. 30 декабря 1922 г. на Первом Всесоюзном съезде Советов было провозглашено образование СССР - Союза Советских Социалистических Республик, просуществовавшего до 25 декабря 1991 г. Первоначально в составе СССР было 4 республики - РСФСР, УССР, БССР и Закавказская Федерация. В результате многолетнего процесса национально-государственного размежевания к моменту распада в 1991 г. СССР насчитывал 15 союзных республик - Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Молдавию, Грузию, Армению, Азербайджан, Киргизию, Туркмению, Таджикистан, Литву, Латвию, Эстонию.

К началу 1920-х гг. значительная часть наших соотечественников - почти 2,5 млн. - оказалась за пределами СССР, и не только потому, что они проживали в российской части Польши или в Финляндии, ставших самостоятельными. Десятую часть из них составляли бывшие офицеры и солдаты Белой армии. Наиболее крупными были остатки армии П.Н.Врангеля (около 150 тыс. человек), бежавшие из Крыма под натиском красных в Турцию и на Балканы.

Больше всего наших эмигрантов оказалось в Германии (600 тыс. человек), 400 тыс. осело во Франции, 150 тыс. проживало в Китае (в Маньчжурии), из них в Харбине - 120 тыс. Россияне добрались до США, Латинской Америки, Австралии, Африки - в Тунисе из остатков экипажей 35 кораблей врангелевского флота и 6 тыс. гражданских беженцев (бывших на их борту) образовалась российская колония.

Среди огромного потока беженцев оказалось немало деятелей культуры - ученых, писателей, артистов, художников, композиторов. По-разному сложились судьбы эмигрантов. Некоторые приобрели и славу, и деньги - достаточно вспомнить И.И.Сикорского, прославленного русского и американского авиаконструктора, И.А.Бунина, первого русского писателя, ставшего лауреатом Нобелевской премии в области литературы, В.В.Набокова, одинаково блестяще писавшего как на родном русском, так и на английском языках (его знаменитая "Лолита" вначале была создана на английском, а затем фактически переведена самим автором на русский язык).

Кто-то нашел себя в преподавательской работе, писал мемуары, например, А.Ф.Керенский дожил до брежневских времен (умер в 1970 г.), будучи профессором истории одного из американских университетов. Но многие эмигранты не выдерживали ностальгии и возвращались на родину, уже в СССР, где их ждала порой сложная судьба. И если после возвращения из эмиграции А.М.Горький, А.Н.Толстой были обласканы режимом и жили вполне обеспеченно (по советским меркам), а А.И.Куприн успел провести на родине последние месяцы своей жизни, то М.И.Цветаева, не выдержав гнета тоталитарного режима, покончила с собой вскоре после начала Великой Отечественной войны.

В начале введения нэпа обострилась борьба за лидерство внутри руководства большевистской партии. Эти кризисные процессы были связаны с ухудшением состояния здоровья бесспорного вождя большевиков В.И.Ленина. Самой популярной после председателя Совнаркома фигурой у большевиков был Л.Д.Троцкий. Он внес неоспоримый вклад и в совершение самого Октябрьского переворота, и в организацию Красной Армии, и в победу в Гражданской войне. Претендовать на роль наследников угасающего вождя могли, кроме того, Г.Е.Зиновьев (вместе с которым Ленин скрывался от Временного правительства в Разливе летом 1917 г.) и Л.Б.Каменев (также один из ближайших ленинских соратников). Но все они недооценили И.В.Сталина. С 1922 г. он являлся генеральным секретарем ЦК ВКП(б). Мы не случайно написали название его должности с маленькой буквы - секретариат ЦК поначалу играл чисто техническую роль. Но в руках Сталина сосредоточились все кадровые вопросы, и важнейшие среди них - назначение и перемещение партийных работников. Полугодовая его деятельность в качестве генсека вызвала опасения даже со стороны дряхлеющего вождя. В одной из своих последних статей В.И.Ленин предложил перевести Сталина на другую работу. Но этого не случилось. Генсек мастерски направил острие критики против Л.Д.Троцкого. Одержав победу над ним в 1925 г. (оставшиеся 15 лет жизни Л.Д.Троцкий посвятил борьбе против Сталина и был убит в эмиграции в далекой Мексике от руки советского агента), Сталин по очереди объединялся с основными лидерами партии, организуя травлю других и устраняя своих соперников. Окончательно тоталитарная партийно-государственная система в СССР сложилась уже в 1930-е гг., после заката нэпа.

В конце 1920-х гг. начался кризис нэпа. Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства. Крестьянин-единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. Посевные площади стали сокращаться. Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. Преодолеть кризис можно было двумя путями. Экономический план, сторонниками которого были Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие их партийные единомышленники, предусматривал иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления). Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. И.В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный в годы Гражданской войны способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян. С этой целью в 1928 г. было решено провести коллективизацию (коллективизация - политика советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств - колхозов). Целью коллективизации провозглашались: "ликвидация кулачества как класса", обобществление средств производства, централизованное управление сельским хозяйством, повышение эффективности сельскохозяйственного труда, получение средств на индустриализацию страны. Ее результатом стал голод в основных хлебопроизводящих районах страны, унесший несколько миллионов жизней, и начался новый виток репрессий в стране. К 1934 г. коллективизация в основном была завершена. Хотя общий уровень сельскохозяйственного производства снизился, а поголовье скота уменьшилось в 2-3 раза, объем государственных хлебозаготовок и заготовок других видов сельхозпродукции резко возрос.

Насильственное проведение коллективизации обеспечило приток средств для проведения индустриализации (индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, формирование новой социальной структуры и переход на этой основе от аграрного общества к индустриальному). Впервые лозунг перехода к индустриализации провозгласила ХIV Всероссийская партийная конференция большевиков в 1925 г. Целями индустриализации определялись: преодоление технико-экономической отсталости СССР от развитых западных государств, превращение страны из аграрной в индустриальную, ликвидация отсталости аграрного сектора экономики, создание мощной оборонной системы и укрепление международного положения СССР. Основными направлениями индустриализации стало строительство крупных предприятий (ДнепроГЭСа, Магнитогорского металлургического комбината, Уралмашзавода, Сталинградского тракторного завода и др.) и создание военной промышленности. Индустриализация имела следующие основные источники финансирования: доходы, получаемые из аграрного сектора экономики, налоги с частных предпринимателей (нэпманов) и займы у населения, прибыль от государственной монополии на внешнюю торговлю и доходы от легкой промышленности. Процесс индустриализации в нашей стране историки делят обычно на два периода. Первый (1926-1928), - когда в основном реконструировались и переоснащались старые промышленные предприятия и второй (1929-1937), характеризующийся усиленным темпом строительства предприятий тяжелой промышленности. В результате индустриализации Советский Союз совершил громадный промышленный рывок, выйдя по основным промышленным показателям на второе место в мире после США. Наша страна перестала зависеть от западных поставок черного металла, сельхозмашин, тракторов, многих видов сырья. Была заложена основа ВПК - военно-промышленного комплекса, позволившего одержать победу в Великой Отечественной войне. Изменилась социальная структура населения: в городах к 1941 г. проживало уже 63 млн. человек против 29 млн. в 1928 г. Но форсированная (ускоренная) индустриализация не могла быть обеспечена в достаточном количестве рабочими кадрами. Бывшие крестьяне, в срочном порядке сменившие плуг на станок, пришли на производство слабо подготовленными технически, что стало причиной многочисленных аварий.

Для успешного проведения коллективизации и индустриализации потребовалось держать в повиновении миллионы людей, не допускать никаких проявлений самостоятельности и инакомыслия. С этой целью в нашей стране была создана могучая репрессивная система, возникшая еще в годы Гражданской войны и окончательно сформировавшаяся в 1930-х гг. Ее основу составили органы наркомата внутренних дел - НКВД, пришедшие на смену ВЧК-ОГПУ (ВЧК - всероссийская, затем всесоюзная чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, ОГПУ - объединенное государственное политическое управление), которые постепенно вышли из-под контроля не только государства, но и партийного аппарата, непосредственно подчиняясь лишь И.В.Сталину. Органы НКВД создали огромную сеть осведомителей, секретных агентов, "стучавших" о любых проявлениях нелояльности к партии, государству, их вождям. Часто эти доносы просто фабриковались, но по ним арестовывались миллионы людей, сотни тысяч расстреливались, а остальные попадали в ГУЛАГ (ГУЛАГ - Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения НКВД, а затем МВД СССР) минимум на десять лет. Репрессиям в те годы подвергались целые семьи: если арестовывался муж, то вскоре забирали жену и детей.

Особенного размаха волна репрессий достигла после 1 декабря 1934 г., когда в Ленинграде в Смольном был убит один из лидеров партии С.М.Киров. Тайна смерти первого секретаря Ленинградского обкома и горкома партии, члена Политбюро ЦК ВКП(б) не разгадана до сих пор. Киров был единственным, кроме Сталина, партийным лидером, выступление которого на ХVII съезде партии, состоявшемся в том же 1934 г., делегаты встретили стоя. По воспоминаниям немногих из оставшихся в живых после репрессий 1930-х гг. делегатов съезда, именно С.М.Кирову группа делегатов предлагала возглавить партию вместо И.В.Сталина. Вероятней всего, последний, знавший эти обстоятельства, убийством Кирова не только устранил опаснейшего конкурента, но и развязал руки для проведения массовой чистки внутри партийных рядов. В 1936-1938 гг. прошли три открытых политических процесса, на которых обвинения в шпионаже, терроризме, диверсиях были выдвинуты против ближайших соратников Ленина - Зиновьева, Каменева, Бухарина, Рыкова, Сокольникова, Пятакова и др. Из 130 членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б), избранных ХVII съездом партии, было репрессировано 98 человек, или 70%. Из пяти первых маршалов Советского Союза репрессировано трое. Та же участь постигла большинство руководителей промышленности и транспорта.

Не следует думать, что репрессии касались лишь высшего партийного, экономического и военного руководства, культурной и научной элиты страны. Среди миллионов жертв сталинской эпохи основную массу составляли рядовые рабочие, крестьяне, оказавшиеся в зоне внимания стремившихся отличиться местных органов внутренних дел.

Нужно отметить, что сталинская политика находила одобрение у основной массы коммунистов, вступивших в партию в то время, когда И.В.Сталин был ее генеральным секретарем. Это были в своей основной массе малообразованные, культурно отсталые, политически неграмотные люди, связывающие свое вступление в партию с возможностью сделать быструю карьеру, получить привилегированное положение. Репрессии выдвигали на руководящие должности - первых секретарей обкомов, наркомов, директоров крупнейших заводов - молодых людей в возрасте тридцати с небольшим лет. Вот почему перед Великой Отечественной войной среди высшего руководства страны, командующих армиями и военными округами оказалось слишком мало опытных кадров.

Режим власти, созданный И.В.Сталиным в 1930-е гг., получил название тоталитарного. При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верной провозглашается та доктрина (доктрина - учение, научная теория, система политических воззрений, руководящий принцип), которой придерживается лидер. Но для существования тоталитарного режима необходимо было создать особую государственную систему. Сталин ее создал, и она получила название командно-административной. Основу ее составлял бюрократический аппарат, номенклатура (номенклатура - круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа). Именно в руках номенклатуры сосредоточивалось управление всеми сферами жизни советского общества. Административно-командная система напоминала пирамиду, на вершине которой находился вождь, окруженный пятью-шестью ближайшими соратниками, вместе с которыми он вырабатывал основные решения по вопросам внутренней и внешней политики страны, позднее оформлявшимися номенклатурой в виде законов и указов (по некоторым данным, за все годы советской власти, с 1917 по 1991, число лиц, непосредственно участвовавших в принятии и оформлении таких кардинальных решений, не превысило 2-3 тыс. человек). В основании же пирамиды находились миллионы простых советских тружеников - рабочие, крестьяне, интеллигенция.

Уже в 1936 г., подводя итоги второй пятилетки (пятилетка - пятилетний план социально-экономического развития страны и период его осуществления), Сталин заявил, что в СССР построено в основном социалистическое общество. Реализация этой задачи резко изменила социальный облик нашей страны. Индустриализация вызвала резкий рост численности рабочего класса - с 9 млн. человек в 1928 г. до 23 млн. человек в 1940 г. Строительство новых предприятий (4,5 тыс. только за первые две пятилетки) покончило с безработицей в стране, последняя биржа труда закрылась в 1930 г. Но по-прежнему высокой оставалась текучесть кадров (переход рабочих и служащих с одного предприятия на другое), немало было прогулов и опозданий на работу. Во многом эти явления объяснялись отсутствием материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Чтобы покончить с нарушениями трудовой дисциплины и текучестью кадров, государство пошло на ужесточение трудового законодательства. В 1938 г. в стране были введены трудовые книжки, которые вот уже почти 70 лет являются единственным источником сведений о трудовом стаже работников. Из числа рабочих пополнялась и интеллигенция - 1,6 млн. бывших рабочих, получив среднее специальное или высшее образование, стали в 1930-е гг. служащими.

Численность крестьянства в 1930-е гг. значительно сократилась - на 35 млн. человек. Большая часть стала рабочими, не выдержав прессинга коллективизации и уехав в город. Но несколько миллионов человек стали "незапланированными потерями". К ним можно отнести жертвы массового голода начала 1930-х гг., разразившегося в основных хлебопроизводящих районах страны - на Украине, Поволжье, Казахстане, в Средней Азии.

Стремительно выросла численность трудовой интеллигенции (лиц умственного труда): с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. человек к 1940 г. Это было достигнуто благодаря стремительному развитию образования, науки и культуры в нашей стране. Но людей с высшим и средним специальным образованием все же не хватало.

Интеллектуальную и культурную жизнь СССР в 1920-1930-е гг. можно охарактеризовать как крайне противоречивую. Несомненны успехи: введение всеобщего бесплатного образования (сначала начального, а потом и 7-летнего), ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры миллионов людей. Но была и оборотная сторона медали: создан идеологический пресс, все сильнее уродующий развитие культуры и искусства, втискивающий ее в узкие рамки социалистического реализма, велась борьба с любыми проявлениями инакомыслия, варварски, беспощадно искоренялась религия, из страны изгонялись выдающиеся деятели культуры, а ее оставшиеся представители подвергались массовым репрессиям.

В годы первой пятилетки развернулось большое школьное строительство. Еще в 1920-х гг. большевики обещали поставить народного учителя на невиданную в России высоту, что привлекло на их сторону значительную часть преподавателей, получивших образование еще до революции. Педагогические институты, училища, техникумы увеличивали выпуск учителей. Все это позволило в 1932 г. ввести обязательное начальное четырехклассное обучение. За годы второй пятилетки в основном была решена проблема охвата обучением детей школьного возраста. Поэтому была выдвинута новая задача - постепенный переход к неполному среднему (7 классов) образованию.

В результате школьных реформ в стране возникла единая школьная система, состоящая из школ трех типов: начальные (1-4 классы), неполные средние (1-7 классы), средние (1-9, а потом и 1-10 классы). Во всех школах одного типа преподавались одинаковые предметы, обучение велось по одним и тем же учебникам. Серьезные изменения претерпела и система высшего и среднего специального образования. В годы гражданской войны было сделано многое, чтобы вузы стали доступны широкому кругу трудящихся, даже не имевшим среднего образования. Были отменены вступительные экзамены, принимались все желающие, открывались сотни новых учебных заведений, не обеспеченных материально-технической базой и квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами. Постепенно вводился классовый принцип отбора студентов в вузы - дети так называемых "бывших" (дворян, духовенства, офицеров царской армии, купцов, чиновничества) лишались права получить высшее образование. Несколько раз ставился вопрос о ликвидации университетов, прекращалось преподавание многих предметов, особенно гуманитарного цикла.

В конце 1920-х гг. в стране была введена ускоренная система подготовки специалистов в технических вузах за 3-4 года. В 1930-х гг. сеть таких вузов быстро росла, резко увеличился выпуск инженеров и техников. Сеть же университетов расширялась крайне медленно, гуманитарное образование стало восстанавливаться в полном объеме только с середины 1930-х гг. Серьезным достижением первых двух десятилетий советской власти можно считать открытие университетов и технических вузов во всех национальных союзных республиках, где до революции (за исключением Украины) их не было. По количеству студентов вузов и техникумов Советский Союз вышел на одно из первых мест в мире.

Одним из новых обязательных предметов во всех вузах стал научный атеизм (атеизм - система воззрений, отвергающая всю совокупность религиозных представлений). Ожесточенность борьбы с религией, развернутой советской властью, объяснялась прежде всего тем, что вековое мировоззрение, основанное на служении Богу и жизни по его заповедям, оказалось несовместимым с мифами о всевластии человека и служении его социальным утопиям, кроме того, Церковь как носительница и хранительница народных традиций не смогла примириться с большевистским подходом к культуре и образованию. Репрессии в отношении священнослужителей и верующих, изъятие церковных ценностей начались еще в годы Гражданской войны, но особый размах приобрели в 1930-е. В городах и селах были уничтожены десятки тысяч храмов, многие из которых являлись памятниками архитектуры, построенными на народные деньги. В оставшихся церквях, мечетях, синагогах открывались клубы, склады, зернохранилища. Закрыты были почти все духовные учебные заведения. Тысячи священников и мирян были расстреляны или сосланы в лагеря, преследовались их семьи. Было создано Всесоюзное общество безбожников, проводившее массовые антирелигиозные мероприятия, как правило, в очень грубой, оскорбительной для верующих форме. Объявлялось, что пребывание в рядах компартии и комсомола, пионеров несовместимо с верой. Коммунистам и комсомольцам из всех традиционных обрядов оставили лишь поминки.

Фактически речь шла о замене религиозного мировоззрения марксистским и делалось это насильственным путем, силовыми методами, с нанесением огромного ущерба духовному миру людей.

Непросто складывались отношения новой власти с учеными. Центром научной жизни в России была Академия наук, куда входили крупнейшие специалисты. Лишь после ее пополнения новыми кадрами ученых-марксистов, отъезда многих дореволюционных академиков за границу, исключения инакомыслящих из академических рядов Академия наук СССР к концу 1920-х гг. стала частью советской идеологической и культурной системы. Если в этом десятилетии связи советских ученых с их зарубежными коллегами развивались успешно, то с началом 1930-х гг. международные контакты начали сворачиваться, советских ученых практически не выпускали в зарубежные командировки, а иностранцы почти перестали приглашаться в СССР. Это можно частично объяснить засекречиванием научных исследований в физике, химии, биологии, которые могли принести ощутимый результат в оборонной промышленности.

До середины 1920-х гг. сказывалось влияние "серебряного века" русского искусства. Его творческая инерция была столь сильна, что выдержала все революционные бури. Многих мастеров увлекла идея сделать высокую классическую культуру достоянием народа. Возникли новые формы пропаганды искусства: митинги-концерты, театрализованные представления на улицах и площадях (они дожили до наших дней, например, народные гулянья в День города и т.д.). В рамках новой культуры вполне мирно уживались различные направления - от классического реализма до модернизма. Международного признания добились художники Малевич и Кандинский, архитектор Татлин, театральные режиссеры Вахтангов, Мейерхольд, Таиров, кинорежиссеры Эйзенштейн и Пудовкин. Но с середины 1920-х гг. многообразие форм творчества стало подавляться. Компартия стремилась поставить под свой контроль деятельность людей искусства. При оценке их произведений на первый план выдвигались не художественная ценность и мастерство создателей, а идеологические установки, верность партийной (сталинской) линии.

В 1932 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. Спустя два года, в 1934 г., был создан Союз советских писателей, во главе которого стал Горький, бывший отцом-создателем социалистического реализма - метода, провозглашенного единственным (и официально признанным) в советской литературе.

В те же 1930-е гг. была значительно расширена материальная база пропаганды культуры: открыты сотни новых театров, построены тысячи клубов и библиотек, музеев. Широкое распространение получила художественная самодеятельность, которая стала начальной школой многих известных деятелей искусства.

К достижениям советской литературы и искусства 1920-1930-х гг. можно отнести романы М.А. Шолохова "Тихий Дон" и "Поднятая целина", симфонии С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича, фильмы С.М.Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"" и В.И.Пудовкина "Мать", театральные постановки Е.Б.Вахтангова и В.Э.Мейерхольда, картины

В.М.Васнецова и П.П.Кончаловского, поэзию Б.Л.Пастернака и А.А.Ахматовой и многое другое.

Составной частью культурной жизни общества были занятия физкультурой и спортом, поощрявшиеся государством, - стране были нужны физически крепкие граждане, способные встать в ряды бойцов Красной Армии, в самых трудных условиях вести строительство фабрик, заводов, железных дорог. Для поощрения занятий спортом в 1930-е гг. была создана система сдачи норм ГТО (готов к труду и обороне), ГСО (готов к санитарной обороне), Ворошиловский стрелок. Постепенно стал развиваться и профессиональный спорт с упором на высокие достижения. В 1930-е гг. в него вторглась политика: спортивные победы повышали международный престиж страны, отвлекали людей от насущных забот, от тягот повседневной жизни.

Подведем итоги сказанного. Если сравнить построенное в СССР за годы предвоенных пятилеток социалистическое общество с тем, каким его представляли себе основоположники марксизма - свободным от эксплуатации, с отмирающей государственной властью, развитой демократией, - то несоответствие окажется колоссальным. Общим можно назвать только формальную ликвидацию частной собственности на орудия и средства производства и, соответственно, ликвидацию эксплуататорских классов. Во всем остальном трудно найти сходство между социалистическим идеалом, социалистическим проектом и советским обществом 1920-1930-х гг. Общественная собственность не находилась в собственности народа, ею управляла номенклатура, постепенно превращавшаяся в новый привилегированный класс. Можно ли было назвать социалистическим государство, где отсутствовала демократия, где господствовал принудительный труд, где один человек диктовал свою волю миллионам людей? Поэтому существует много терминов для обозначения советского общества конца 1930-х гг.: государственный социализм, казарменный социализм, феодальный социализм. Вряд ли в действительности приемлем любой из них, ибо изначальное содержание термина "социализм" совершенно отличается от характеристик общества, построенного в СССР. Можно лишь отметить, что подобный "социализм" только дискредитировал саму социалистическую идею, подрывал международный авторитет нашей страны.

Историографическое примечание

Остановимся кратко на перекрестке мнений российских историков по поводу событий 1920-1930-х гг. Раньше нэп привычно отождествлялся с рыночными методами регулирования. Сегодня историки уточняют, что государство с помощью налогов и административно-командного метода все-таки регулировало рыночные отношения. В.И. Секунин иллюстрирует это положение на примере лениградского руководства, отдел губсовнархоза которого "держал в своих руках административный рычаг управления частной промышленностью, имел возможность включать в план всей ленинградской индустрии те объемы и ту номенклатуру, которую в виде программы обязан был представлять частный предприниматель" (Секунин В.И. Отторжение: нэп и командно-административная система. СПб., 2000. С. 24).

Кроме того, предметом дискуссии стал вопрос - что означал кризис нэпа для власти. А.О.Чубарьян и возглавляемый им авторский коллектив считают: "Кризис нэпа поставил правящую элиту государства перед выбором - либо отказ от перспективы индустриального переустройства и превращение СССР в обычную аграрно-индустриальную страну Восточной Европы, либо разрушение традиционных общественных структур" (Чубарьян А.О. и др. История России ХХ века. М., 2003). В этой связи гипотеза Л.А. Гордона и Э.В. Клопова о том, что "сохранение преимущественно экономических форм управления, т.е. нефорсированное развитие, и у нас привело бы к бурному подъему", не лишена основания.

До сих пор нет единого мнения по вопросу о становлении советской политической системы, завершившийся в 1930-х гг. Часть историков (Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. М., 1994; Кацва Л.А. История России. Советский период. 1917-1941. М., 2002 и другие работы) по-прежнему считает, что в 1930-е гг. в нашей стране завершилось формирование тоталитарного политического режима, имеющего не только общие черты с другими европейскими странами этого времени, но и ярко выраженную собственную специфику. Другие (Дмитренко В.П. и др. История Отечества. ХХ век. М., 1995; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век. М., 2001 и другие работы) полагают, что была построена мобилизационная модель политической организации, рассчитанная на объединение усилий общества в борьбе за построение основ индустриального общества в СССР.

Авторский коллектив под руководством А.О. Чубарьяна придерживается второй точки зрения: "Таким образом, в 30-е гг. в СССР оформилась общественная система мобилизационного типа, названная в литературе начала 90-х гг. тоталитарной" (Чубарьян А.О. и др. Указ. соч. С. 97).

Дискуссионными продолжают оставаться и проблемы социалистической индустриализации. В литературе утвердились две основные точки зрения на этот вопрос. Сторонники первой считают, что задача индустриализации могла быть решена только советской властью, т. к. именно она лучше других сил представляла суть национальных интересов страны и вектор общественного развития. Представители второй полагают, что задача индустриализации стояла перед страной объективно, но практика индустриализации оказалась менее удачной, нежели в странах Запада. То же самое можно сказать и о проблемах коллективизации аграрного сектора экономики России. В центре обсуждения здесь оказались вопросы объективных предпосылок для перемен в аграрном секторе, а также проблема альтернатив реализации курса на коллективизацию в политике властей в конце 1920-х гг. Коллектив авторов под руководством А.О. Чубарьяна полагает, что в целом индустриализация позволила создать основу для победы в Великой Отечественной войне, подчеркивая, что рост тяжелой промышленности был "достигнут ценой отставания легкой и пищевой промышленности, стагнации аграрного сектора, сверхцентрализации экономической жизни и окончательного слома механизмов саморегуляции экономики" (Чубарьян А.О. и др. Указ. соч. С. 99-100).

Вопросы для самоконтроля

1. Корректно ли утверждать, что недостатки в системе политической власти в России не позволили ей оказаться среди стран-победителей Первой мировой войны?

2. Отречение Николая II - гражданский подвиг или уход от политической ответственности?

3. Почему для России осенью 1917 г. оказался невозможным демократический путь развития страны?

4. Почему не получила поддержки у народа "третья сила" в годы Гражданской войны?

5. Был ли "военный коммунизм" дорогой в никуда?

Список рекомендованной литературы

Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917-1923 гг.

М., 1995. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан на события 1918-1932 гг. М., 1998.

Горинов М.М. НЭП: Поиски путей развития. М., 1990. Два взгляда из-за рубежа (А.Жид и Л.Фейхтвангер). М., 1990.

Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930-е гг. СПб., 1999.

Нэп: взгляд со стороны. М., 1991.

Осокина Е.А. Иерархия потребления: О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928-1935 гг. М., 1993.

Россия в изгнании: Судьбы российских эмигрантов за рубежом. М., 1999.

Тепцов Н.В. Аграрная политика: На крутых поворотах 20-30-х гг. М., 1990.

Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история советской России в 30-е годы: Город. М., 2001.

Хлевнюк О.В. 1937-й. Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992.

Цакунов С.В. В лабиринте доктрины: Из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы. М., 1994.

Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.). СПб., 1997.

Показать полностью… https://vk.com/doc-133783878_439415602
31 Кб, 26 ноября 2016 в 0:50 - Россия, Москва, МФЮА, 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении