Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 035683 из МФЮА

Примерные тесты по социологии для подготовки к экзамену

1. Социология - это:

а) точная наука, опирающаяся на эмпирические факты и математические методы исследования;

б) наука о поведении личности в обществе;

в) наука о законах становления, функционирования и развития общества, а также о социальных отношениях и социальных общностях.

2. Задачей социологии является:

а) анализ социальных, экономических и политических процессов в общественных системах;

б) выработка, принятие и реализация управленческих решений;

в) изучение социальных фактов, явлений и поведения людей в обществе.

3. Какие ниже перечисленные социальные явления и образования называются социальными институтами:

а) общественные системы, мировое сообщество, цивилизация;

б) базисные механизмы регулирования общества;

в) малые социальные группы, стратификационные системы.

4. Социальная структура - это:

а) совокупность взаимосвязанных экономически активных, трудоспособных людей общества;

б) многомерное иерархически организованное социальное пространство, в котором группы и слои различаются социальным статусом;

в) совокупность устойчивых социальных общностей людей, находящихся в определенной взаимосвязи и взаимодействии.

5. Социализацию можно охарактеризовать как:

а) процесс усвоения культурных норм, ценностей и освоения социальных ролей;

б) социальный процесс, который заканчивается в зрелом возрасте;

в) социальное явление, связанное с поведенческими стереотипами.

6. Какой из перечисленных социальных статусов является достигаемым:

а) государственный служащий;

б) дворянин;

в) русский.

7. Девиантное поведение - это:

а) следование принятым нормам;

б) различного рода экономические преступления, коррупция, взяточничество;

в) отступление от исторических традиций.

8. Социальная норма может быть определена:

а) как среднестатистический показатель;

б) поведение не соответствующее ожиданиям группы;

в) правила, указывающие как должны вести себя люди в различных ситуациях.

9. Понятие "личность" в социологии определяется следующим образом:

а) совокупность социальных, биологических и психологических качеств;

б) устойчивые особенности социального поведения;

в) индивидуальное выражение социально значимых свойств.

10. Понятие "массовое общество" означает:

а) общество с высокой плотностью населения;

б) социальную структуру, нивелирующую и обезличивающую личность;

в) бесклассовое общество.

11. Увеличение доли численности среднего класса в обществе влияет на:

а) численность работающих;

б) повышение квалификации работающих;

в) устойчивость и стабильность общества.

12. Революционное или скачкообразное изменение - это вариант:

а) социального развития;

б) циклического процесса;

в) социального прогресса.

13. Фанаты, которые громят скамьи на стадионе - это:

а) массы; б) толпа;

в) социальная группа.

14. Главный предмет, которым интересуется социология - это:

а) люди;

б) группы;

в) "межличностное пространство" или социальная структура.

15. Концепция трех измерений социальной стратификации берет свое начало от:

а) Маркса;

б) Дэвиса и Мура;

в) Вебера.

16. Социальные отношения связывают друг с другом:

а) действия;

б) личности;

в) позиции (статусы).

17. Социология от обычного знания отличается тем, что:

а) она дает нам верные, несомненные, твердые знания;

б) она дает нам систематизированные знания, имеющие эмпирические подтверждения;

в) она делает возможным научное управление государством.

18. Все социальные статусы, которые вы одновременно занимаете, формируют:

а) ансамбль ролей;

б) статусный набор;

в) социальную организацию.

19. Понятие первичных групп ввел:

а) Вебер;

б) Зиммель;

в) Кули. 20. Престиж определяется:

а) объемом власти;

б) общественным уважением;

в) связями.

21. Награды и наказания - это две разновидности:

а) социальных санкций;

б) норм;

в) взаимодействия.

22. Противоположностью этноцентризма является:

а) патриотизм;

б) шовинизм;

в) культурный релятивизм.

23. Аристотель считал опорой стабильности и порядка:

а) средний класс;

б) земледельцев;

в) богатых людей.

24. Основателем социологического позитивизма является:

а) Г.Спенсер;

б) О.Конт;

в) Э.Дюркгейм.

25. В социологической концепции Э.Дюркгейма целью общественного развития является:

а) развитие личности;

б) нарастание солидарности;

в) социальная справедливость.

26. Субъективный метод русской социологии создали:

а) П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский;

б) Г.В.Плеханов и В.И.Ленин

в) М.М.Ковалевский и П.А.Струве.

27. Какие из двух перечисленных признаков характеризуют действие как социальное:

а) ориентация на ожидаемое поведение других;

б) соответствие морально-нравственным нормам;

в) субъективная мотивация индивида или группы.

28. Взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи в социологии называется:

а) конкуренция;

б) кооперация;

в) кооптация.

29. К методам социального контроля не относится:

а) принуждение;

б) убеждение;

в) манипулирование.

30. Стихийная, относительно неорганизованная реакция на социальную ситуацию, затрагивающая интересы общности людей - это:

а) массовое сознание;

б) массовое поведение;

в) массовые стереотипы.

31. Какое утверждение является верным:

а) социальное и социологическое исследование - это идентичные понятия;

б) социальные исследования проводят только профессионалы, а социологические - специалисты разного профиля;

в) социологический исследовательский проект - это система научно-исследовательских процедур, методик поэтапного изучения социальных явлений.

32. К характерным признакам традиционного общества не относится.

а) коллективная собственность;

б) ручной труд;

в) индивидуализм.

33. К признакам общественной организации не относится:

а) добровольность объединения;

б) изоляция от внешней среды;

в) общность интересов ее членов.

34. Тип семьи, характерный для индустриального общества - это:

а) пуналуальная семья;

б) нуклеарная семья;

в) расширенная семья.

35. В современную систему образования как социального института в России не входит:

а) вечерняя школа;

б) общеобразовательная школа;

в) воскресная школа.

36. Авторитетный член группы, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой, благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи - это:

а) лидер;

б) субъект;

в) актор. 37. Социальной общностью не является:

а) молодежь;

б) горожане;

в) "дети-маугли".

38. Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях, о должном и непозволительном - это нормы:

а) морали;

б) права;

в) эстетики.

39. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе называется:

а) стратификация;

б) диффузия;

в) интеграция.

40. В систему критериев социальной стратификации современного общества не входит следующий:

а) наличие собственности на средства производства;

б) наличие высшего профессионального образования;

в) наличие исключительных физических данных.

41. Синонимом понятия "социальный статус" не является термин:

а) социальное положение;

б) социальная роль;

в) социальная позиция.

42. Концепции циклических изменений общественного процесса, из перечисленных ученых, не придерживался:

а) Н.Я.Данилевский;

б) А.Тойнби;

в) К.Маркс.

43. Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого, называется:

а) альтруизм;

б) индивидуальность;

в) темперамент.

44. Процесс утраты личностью навыков социального поведения называется:

а) адаптация;

б) десоциализация;

в) ресоциализация.

45. К низшему уровню потребностей личности, согласно иерархической теории потребностей А. Маслоу относится потребность:

а) в общении;

б) в безопасности;

в) в уважении.

46. "Закрытыми" называют такие вопросы социологической анкеты, где:

а) респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответа;

б) респондент сам формулирует вопрос;

в) респондент может сам предложить варианты ответа.

47. Какое определение является правильным:

а) опросы подразделяются на включенные и не включенные;

б) контент-анализ - разновидность выборочного опроса;

в) в эксперименте создают 2 группы - экспериментальную и контрольную.

48. Что подразумевает социологический термин "выборка"

а) сбор объективной информации;

б) выбор методов исследования;

в) отбор респондентов.

49. Что можно назвать анкетой:

а) любой перечень вопросов, адресованных респонденту;

б) лист, содержащий упорядоченную последовательность вопросов;

в) определённый набор вопросов, задаваемых исследователем респонденту.

50. Стороны и свойства объекта, подлежащие изучению, - это ___________ исследования

а) гипотеза

б) проблема

в) задачи

г) предмет

51. Причиной самоубийства как социального явления, по мнению Э.Дюркгейма, является:

а) индивидуально-личностные мотивы

б) нисходящая социальная мобильность

в) низкий уровень жизни

г) кризисное состояние общества

52. Основателями социал-дарвинистского направления в социологии являются:

а) А. Смит, Т. Мальтус

б) Г. Спенсер, Л. Гумплович

в) Э. Дюркгейм, М. Вебер

г) О. Конт, Г. Зиммель

53. Понятие "теории среднего уровня" сформулировал:

а) Г. Гарфинкель

б) Т. Парсонс

в) Ч. Кули

г) Р. Мертон

54. Научно-обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки, - это

а) проблема

б) методология

в) гипотеза

г) интерпретация понятий

55. Предварительное исследование, проводимое с целью проверки основного исследования и внесения в него корректив, является

а) аналитическим

б) разведывательным

в) описательным

г) сравнительным

56. Вопрос, предлагающий респонденту выбор одного из представленного перечня ответов, - это вопрос

а) контрольный

б) открытый

в) фильтр

г) закрытый

57. Собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению социологического знания, - это

а) социологический метод

б) задачи соц. исследования

в) цели социологического исследования

г) техника соц. исследования

58. Автором теории структурного функционализма является

а) Ф. Теннис

б) У. Смол

в) Т. Парсонс

г) П. Сорокин

59. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности, - это

а) интерпретация

б) верификация

в) валидность

г) репрезентативность

60. Работу "Рассуждения о духе позитивной философии" написал

а) Г. Спенсер

б) О. Конт

в) Т. Гоббс

г) А. де Сен-Симон

61. Разрешение социального конфликта возможно лишь при

а) завершении инцидента

б) изменения конфликтной ситуации

в) прекращения открытых действий

г) прекращения скрытых действий

62. Совокупность иерархически расположенных в вертикальном порядке социальных слоев можно назвать

а) социальным неравенством

б) социальной стратификацией

в) социально-классовой структурой

г) социальной дифференциацией

63. В стабильных обществах социальные движения выливаются в русло

а) движения реформ

б) регрессивных движений

в) культурных течений

г) утопических движений

64. Социальные общности, выделяемые по одному или нескольким признакам - доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п., называются

а) социальными классами

б) социальными слоями

в) социальными группами

г) статусными группами

65. Способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования, - это

а) аномия

б) социальный контроль

в) социальная стратификация

г) социальный конфликт

66. Ведущим фактором современных социальных изменений являются

а) технологические факторы

б) конкуренция

в) классовая борьба

г) политические факторы

67. Способ управления, при котором основания для принятия решений передаются одним из действующих лиц другому, - это

а) инновация

б) рефлексивное управление

в) реформа

г) социальный контроль

68. Автором теории "зеркального я" является

а) Э. Дюркгейм

б) Ч. Х. Кули

в) Дж. Г. Мид

г) Г. Тард

69. Обоснование социального значения разделения труда принадлежит

а) М. Веберу

б) В. Парето

в) Ф. Теннису

г) Э. Дюркгейму

70. Автором метода социометрии является

а) У. Самнер

б) А. Смолл

в) Дж. Морено

г) Л. Уорд

71. Основоположником позитивизма является

а) Г. Спенсер

б) B. Дильтей

в) О. Конт

г) М. Вебер

72. Понятие солидарности играло главную роль в концепциях

а) B. Парето

б) Э. Дюркгейма

в) Г. Тарда

г) Дж. Г. Мида

73. Профессионалов, имеющих, как правило, высшее образование, занятых творческим трудом, имеющих свое дело, можно отнести к

а) рабочему классу

б) номенклатуре

в) среднему классу

г) бюрократии

74. Поведение, которое частично соответствует принятым в обществе или социальной группе нормам, - это

а) социальный конфликт

б) аномия

в) социальная дезорганизация

г) первичное отклонение

75. Вторичная группа - это

а) социальная группа, отношения между членами которой носят безличный характер

б) некоторое количество людей, собранных в определенном месте

в) группа, к которой индивид реально принадлежит

г) малая группа, отношения в которой выступают в форме личных контактов

76. Социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей и средств их достижения, - это

а) идеалы

б) социальные ценности

в) социальные нормы

г) образцы поведения

77. Несмотря на различия в понимании общества, все социологи рассматривают его как

а) совокупность социальных групп и общностей

б) целостную социальную систему

в) совокупность множества индивидов

г) систему социальных ценностей и норм

78. Количество людей, собранных в определенном физическом пространстве, - это

а) квазигруппа

б) номинальная группа

в) социальная группа

г) агрегация

79. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, называется

а) социализацией

б) культурой

в) культурным наследием

г) производством

80. Понятийный, знаково-символический элемент культуры, служащий средством коммуникации, - это

а) понятие

б) язык в) символ

г) слово 81. Индивид становится личностью

а) в процессе взросления

б) с момента рождения

в) в процессе обучения

г) в процессе освоения социальных функций и развития

82. Группа, на ценности которой индивид ориентируется, - это

а) квазигруппа

б) референтная группа

в) группа членства

г) первичная группа

83. Система ценностей, установок, способов поведения определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, называется

а) контркультурой

б) народной культурой

в) субкультурой

г) массовой культурой

84. Общество с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами - это общество

а) индустриальное

б) традиционное

в) простое

г) закрытое

85. Социальный статус, приобретаемый человеком благодаря наследуемым признакам, - это статус

а) достигаемый

б) формализованный

в) предписанный

г) смешанный

86. Совокупность ролей, соответствующих определенному статусу, называется

а) результатом социализации

б) ролевым ожиданием

в) ролевым набором

г) ролевым исполнением

87. Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования - это

а) рабочий план исследования

б) выборка

в) отчет г) программа исследования

88. Истолкование, уточнение смысла исходных понятий в социологии называется

а) верификацией

б) интерпретацией

в) операционализацией

г) квантификацией

89. Формализованный метод исследования содержания информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста, - это

а) логический анализ

б) экспертный опрос

в) стандартизированное интервью

г) контент-анализ

90. Исследование, проводимое через определенные промежутки времени по одной программе и одними и теми же методами, - это

а) аналитическое

б) панельное

в) полевое

г) точечное

91. Переход социального объекта из одного состояния в другое - это

а) социальное изменение

б) социальный процесс

в) социальный прогресс

г) социальное развитие

92. Социальная дистанция между наивысшим и самым низшим статусами стратификации данного общества:

а) достигаемый статус;

б) высота стратификации;

в) аскриптивный статус;

г) ролевая дистанция.

93. Ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве:

а) статусная кристаллизация;

б) ролевой конфликт;

в) ролевая дистанция;

г) статусная несовместимость.

94. Теория, рассматривающая социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери; основное внимание уделяет изучению воздействия затрат и вознаграждений на поведение людей:

а) этнометодология;

б) управление впечатлениями;

в) теория обмена;

г) символический интеракционизм.

95. Группа, включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы:

а) вторичная группа;

б) референтная группа;

в) формальная группа;

г) группа влияния.

96. Понятие, обозначающее процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на "внутренний" уровень:

а) конформность;

б) интернализация;

в) ресоциализация;

г) институционализация.

97. Распределение страт по всему социальному пространству, соотношение численности различных страт на различных статусных уровнях:

а) ролевая дистанция;

б) высота стратификации;

в) секуляризация;

г) профиль стратификации.

98. Многозначное понятие, обозначающее: определенный уровень общественного развития материальной и духовной культуры общества; период развития общества, следующий за варварством; конкретный культурно-исторический тип развития общества:

а) эволюция;

б) аккультурация;

в) институционализация;

г) цивилизация.

99. Исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства:

а) общественно-экономическая формация;

б) цивилизация;

в) идеациональная суперкультура;

г) секуляризация.

100. Период развития общества, характеризующийся резким ростом численности и плотности народонаселения и связанный с переходом от одного типа демографической стабильности с высокими показателями рождаемости и смертности к другому - с низкими показателями рождаемости и смертности:

а) экономика пропитания;

б) аккультурация;

в) секуляризация;

г) демографический переход.

101. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов:

а) социальный класс;

б) социальный институт;

в) социальная страта;

г) профиль стратификации.

102. Понятие, характеризующее конкретный вид производства, осуществляемого в рамках исторически определенных общественных отношений; совокупность базиса и надстройки:

а) локальная цивилизация;

б) экономика пропитания;

в) производственные отношения;

г) способ производства.

103. Этап социализации, совпадающий с периодом получения формального образования:

а) первичная;

б) вторичная;

в) демографический переход;

г) аккультурация.

104. Процесс непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения неодушевленных источников энергии к механизации производства:

а) социальная мобильность;

б) революция;

в) индустриализация;

г) институционализация.

105. Совокупность всех общественных отношений - идеологических, политических, религиозных и т. п., - остающихся "за вычетом" производственных:

а) надстройка;

б) базис; в) локальная цивилизация;

г) ресоциализация.

106. Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса:

а) социальный характер;

б) конформность;

в) аттитюд;

г) социальная роль.

107. Понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов:

а) ролевая дистанция;

б) социальная дистанция;

в) ролевой конфликт;

г) производственные отношения.

108. Тип экономики, характеризующийся следующими моментами: производственная единица, такая как крестьянская семья, производит продукцию главным образом для своего непосредственного потребления; единица в своем потреблении не зависит (или слабо зависит) от рынка; слабая специализация или разделение труда:

а) индустриальное общество;

б) транснациональная экономика;

в) экономика пропитания;

г) хозяйственный коллапс.

109. Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия:

а) достигаемый;

б) профессиональный;

в) аскриптивный;

г) экономический.

110. Утверждение, что процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические и культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры:

а) аномическая теория;

б) закон возвышения потребностей;

в) тезис конвергенции;

г) парадигма.

111. Концепции, объясняющие эволюционные процессы необходимостью решения для данного общества проблем внутреннего характера:

а) экзогенные теории эволюции;

б) эндогенные теории эволюции;

в) органические теории эволюции;

г) механические теории эволюции.

112. Относительно устойчивая система убеждений, относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом его оценку:

а) конформное поведение;

б) революционное поведение;

в) эволюционное поведение;

г) аттитюд.

113. Усвоение и соблюдение социальным актором определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы:

а) инновация;

б) конформность;

в) ритуализм;

г) ретритизм.

114. Общепризнанная всеми представителями социологической науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования:

а) этнометодология;

б) органическая аналогия;

в) парадигма;

г) символический интеракционизм.

115. Течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в общество проникают социальные влияния извне:

а) органическая аналогия;

б) социал-дарвинизм;

в) социологический реализм;

г) диффузионизм.

116. Совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции одного и того же социального субъекта в социальном пространстве:

а) высота стратификации;

б) статусный набор;

в) профиль стратификации;

г) статусная кристаллизация.

117. Малая группа, являющаяся составной частью другой малой группы (вторичной по отношению к ней), но отличающаяся более высокой частотой и плотностью контактов между ее членами:

а) референтная;

б) формальная;

в) первичная;

г) внеформальная.

118. Процесс устранения статусной несовместимости:

а) статусная кристаллизация;

б) ролевой конфликт;

в) упорядочение статусного набора;

г) приведение к нормальному статусу.

119. Процесс формирования различных видов социальной практики в качестве социальных институтов:

а) статусная кристаллизация;

б) институционализация;

в) урегулирование ролевого конфликта;

г) сглаживание профиля стратификации.

120. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия:

а) вторичная социализация;

б) аккультурация;

в) ресоциализация;

г) аккомодация.

121. Теоретическое направление в социологии, сосредоточивающее внимание на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании:

а) теория обмена;

б) символический интеракционизм;

в) этнометодология;

г) управление впечатлениями.

122. Позиция человека в обществе, определяемая его правами и обязанностями в отношении других (сопряженных) позиций:

а) статус;

б) аттитюд;

в) инкамбент;

г) роль. 123. Предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия:

а) приказ;

б) социальная норма;

в) закон; г) санкция.

124. Общество, в котором осевой принцип развития образует информация, совокупность накопленных человечеством знаний:

а) примитивное общество;

б) традиционное общество;

в) индустриальное общество;

г) постиндустриальное общество.

125. Совокупность отношений, в которые вступают люди по поводу производства, распределения и потребления материальных благ:

а) экономические;

б) политические;

в) брачно-семейные;

г) духовные.

126. Группа, система ценностей и норм которой является для индивида своеобразным эталоном поведения:

а) вторичная;

б) формальная;

в) референтная;

г) неформальная.

127. Процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают доминирующее социальное значение:

а) инициация;

б) конфирмация;

в) секвестрование;

г) секуляризация.

128. Совокупность всех социальных статусов данного общества:

а) социальное пространство;

б) статусное поле;

в) статусный комплекс;

г) статусный фон.

129. Социальные последствия действия социального актора в рамках требований социальных ролей, находящие свое выражение в виде одобрения или порицания (наказания) со стороны окружающих:

а) социальная дистанция;

б) секуляризация;

в) социальная санкция;

г) секвестрование.

130. Совокупность личностных и вещественных элементов производства, предназначенная для производства из объектов природы вещей, способных удовлетворять потребности людей:

а) средства труда;

б) производительные силы;

в) предметы труда;

г) трудовые ресурсы.

131. Статус, для достижения которого не нужно затрачивать усилий:

а) приобретаемый;

б) кристаллизованный;

в) общепризнанный;

г) аскриптивный.

132. Субъективное отделение (отстраненность) актора от выполняемой им роли:

а) ролевая дистанция;

б) ролевой конфликт;

в) ролевая параметризация;

г) ролевая санкция.

133. Центральным понятием "понимающей социологии" Макса Вебера является:

а) социальный факт;

б) закон интеллектуальной эволюции;

в) социальное действие;

г) способ производства.

134. Суть позитивизма как социологического метода заключается в:

а) отрицании основных принципов негативизма;

б) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;

в) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

г) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла.

135. Автором классической социологической работы "Самоубийство" является:

а) Карл Маркс;

б) Макс Вебер;

в) Эмиль Дюркгейм;

г) Герберт Спенсер.

136. Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является:

а) малая группа;

б) семья; в) род;

г) личность.

137. Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изучения:

а) социальной статики;

б) социальной динамики;

в) социальной физики;

г) социометрии.

138. Эволюция, по Г. Спенсеру, - это:

а) синоним прогресса;

б) процесс быстрого, скачкообразного перехода материи из одного состояния в другое;

в) процесс плавного, постепенного накопления количественных изменений в состоянии материи;

г) интеграция материи с переходом из неопределенного состояния в определенное.

139. Общество, по мнению Спенсера, - это:

а) случайное скопление взаимодействующих между собой людей;

б) группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой;

в) достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия;

г) продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие.

140. Базис в марксистской аналитической схеме общества - это:

а) производительные силы общества;

б) фундамент, на который опирается управление обществом;

в) производственные отношения;

г) совокупность производительных сил и производственных отношений.

141. Эмилю Дюркгейму принадлежит:

а) теория общественного договора;

б) закон иерархии наук;

в) концепция механической и органической солидарности;

г) теория общественно-экономических формаций.

142. Главные признаки социальных фактов по Дюркгейму:

а) принадлежность их к общественной жизни и независимость от природной среды;

б) независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление (принудительная сила);

в) происхождение из социального взаимодействия членов общества;

г) культурная и политическая природа.

143. Создателем теории социального конфликта считают:

а) Огюста Конта;

б) Макса Вебера;

в) Карла Маркса;

г) Питирима Сорокина.

144. Какие из обществ, по Э. Дюркгейму, основаны на механической солидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом:

а) архаические;

б) индустриальные;

в) гражданские;

г) постиндустриальные.

145. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот:

а) Герберт Спенсер;

б) Эмиль Дюркгейм;

в) Макс Вебер;

г) Карл Маркс.

146. Какую из научных дисциплин О. Конт поставил в основание своей "иерархии наук":

а) социологию;

б) физику;

в) математику;

г) астрономию.

147. Кто из классиков социологии застал начальную стадию капитализма:

а) М. Вебер;

б) Э. Дюркгейм;

в) О. Конт;

г) Г. Спенсер.

148. Кого принято считать пионером социальной статистики в социологии:

а) О. Конта;

б) П. Сорокина;

в) Э. Дюркгейма;

г) К. Маркса.

149. Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:

а) О. Конт;

б) К. Маркс;

в) М. Вебер;

г) Э. Дюркгейм.

150. Согласно концепции М. Вебера, социальным действиями, в наибольшей степени определяющими последовательную рационализацию общественной жизни, являются:

а) целерациональные;

б) ценностно-рациональные;

в) традиционные;

г) аффективные.

151. Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение эволюции:

а) О. Конту;

б) Г. Спенсеру;

в) К. Марксу;

г) П. Сорокину.

152. Идея о необходимости революционного преобразования социальных отношений составляет главный вывод:

а) позитивизма;

б) исторического материализма;

в) понимающей социологии;

г) социологического реализма.

153. Эмилю Дюркгейму принадлежит:

а) теория эволюции;

б) концепция идеальных типов;

в) идея о различии механической и органической солидарности;

г) теория конфликта.

154. Суть исторического материализма состоит в:

а) рассмотрении исторического процесса как материальной субстанции;

б) признании преимущества материального мира перед духовным;

в) выделении в качестве ведущих отношений по поводу производства материальных благ;

г) особом внимании к материальным объектам и вещам.

155. Кто из классиков социологии изучал особое влияние религиозных воззрений на способы организации хозяйственной жизни:

а) М. Вебер;

б) Э. Дюркгейм;

в) О. Конт;

г) К. Маркс.

156. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением:

а) целерационального типа социального действия;

б) ценностно-рационального типа социального действия;

в) традиционного типа социального действия;

г) аффективного типа социального действия.

157. Что общего, по Э. Дюркгейму, содержится во всех религиях:

а) концепция Бога как могущественного сверхъестественного существа;

б) наличие института церкви;

в) деление всего мира на две категории: сакральное и профаническое;

г) наличие культов поклонения.

158. Кто из социологов-классиков, в противовес К. Марксу, настаивал на определяющем воздействии надстройки на базис:

а) О. Конт;

б) Г. Спенсер;

в) Э. Дюркгейм;

г) М. Вебер.

159. Аномическое самоубийство, согласно Э. Дюркгейму, в наибольшей степени характерно для тех обществ, где:

а) господствует политеизм;

б) преобладает органический тип солидарности;

в) преобладает механический тип солидарности;

г) не наблюдается углубленного разделения труда.

160. Какие факторы социального развития Г. Спенсер относит к вторичным:

а) климат;

б) последствия вырубания лесов;

в) флору и фауну;

г) интеллектуальные качества социальных единиц.

161. Автором концепции харизматического господства является:

а) Огюст Конт;

б) Герберт Спенсер;

в) Эмиль Дюркгейм;

г) Макс Вебер.

162. Определяющим фактором развития индустриального общества является:

а) банковско-финансовая система;

б) информатика и сфера обслуживания;

в) политические институты;

г) промышленное производство.

163. Понятие социальной модернизации:

а) в переводе на русский язык означает "движение вперед";

б) относится к революционному переходу от индустриального общества к постиндустриальному;

в) основано на социальных изменениях, происходящих прежде всего в общественном сознании;

г) включает в себя растущую грамотность, урбанизацию и упадок традиционной авторитарности.

164. Социальная революция представляет собой:

а) основную причину групповой мобильности;

б) смену религиозного вероисповедания большинством членов общества;

в) изменение гражданства для большинства членов общества;

г) приход к государственной власти более компетентных людей.

Показать полностью… https://vk.com/doc-129870993_438818418
274 Кб, 7 ноября 2016 в 19:07 - Россия, Москва, МФЮА, 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении