Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 035685 из МФЮА

3 Субъекты рынка оказания аудиторских услуг.

Уполномоченный федеральный орган (Министерство финансов РФ) - осуществляет Государственное регулирование аудиторской деятельности

Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3) одобряет правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

4) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

5) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

6) осуществляет иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Для осуществления перечисленных выше функций уполномоченный федеральный орган, совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

Саморегулируемые организации аудиторов - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 аудиторских организаций,;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях":

1) участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

2) сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой организации аудиторов требованиям, установленным Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

3) сообщает в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору о получении заявления аудиторской организации, включенной в план внешних проверок качества работы организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, утвержденный уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, о выходе из членов саморегулируемой организации аудиторов;

4) сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

5) представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

6) подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;

7) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов;

8) оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (аудиторская организация может являться членом только одной саморегулируемой организации аудиторов).

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.

Аудиторская фирма может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия.

Численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех.

Доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента.

Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа.

Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных Федеральным законом.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, № 307-ФЗ.

Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение:

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

12 Аудиторские доказательства, их виды и классификация

Понятие аудиторских доказательств дано в Федеральном стандарте ФСАД 7/2011 "Аудиторские доказательства" и в МСА 500 "Аудиторские доказательства".

Аудитор должен получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства в целях формулирования разумных выводов по результатам аудита.

Аудиторские доказательства - вся информация, используемая аудитором в процессе формулирования выводов, на которых основывается мнение аудита. Аудиторы не обязаны рассматривать всю информацию, которая может существовать.

В отдельных случаях аудиторским доказательством может являться отсутствие информации, выражением чего может быть, например, отказ руководства аудируемого лица предоставить запрашиваемое аудитором разъяснение.

При выборе и выполнении аудиторских процедур аудитор должен убедиться в уместности и надежности информации, используемой в качестве аудиторских доказательств.

Аудитор должен выбрать и выполнить уместные в рамках конкретного задания аудиторские процедуры получения аудиторских доказательств, одновременно отвечающих следующим условиям:

а) надлежащий характер, т.е. качественная оценка аудиторских доказательств, которая характеризует уместность и надежность выводов, лежащих в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности;

б) достаточность, т.е. количественная оценка аудиторских доказательств, зависящая от аудиторской оценки риска существенного искажения бухгалтерской отчетности (чем выше риск, тем больше требуется доказательств), а также от качества таких доказательств (чем выше их качество, тем меньше требуется доказательств).

К аудиторским доказательствам относятся:

а) документы и информация бухгалтерского учета аудируемого лица;

б) информация, полученная из других источников. В частности: информация, полученная в ходе предыдущего аудита; информация по результатам выполнения процедур внутреннего контроля качества аудитора; информация, подготовленная физическим или юридическим лицом, оказывающим услуги по проведению экспертной оценки и т.п.

Виды аудиторских доказательств:

1. внутренние - полученные от аудируемого лица;

2. внешние -полученные от третьих лиц;

3. смешанные - полученные от аудируемого лица и подтвержденные из внешних источников

Аудиторские доказательства классифицируются по следующим признакам: отношение к объектам аудита; стадии аудиторского процесса, источники получения доказательств, форма представления, процедуры, в результате которых получены аудиторские доказательства.

По отношению к объектам аудита доказательства могут делиться на прямые и косвенные. Прямые доказательства можно получить из первичных документов, рабочих файлов, других материальных свидетельств, касающихся объекта исследования. Прямые доказательства важнейшими факторами для принятия решения аудитором того или иного вопроса. При оценке косвенных доказательств определяют взаимосвязь фактов, взаимно утверждают прямые доказательства. Поэтому для составления предварительных выводов о каждом проверяемой целесообразно применять единый комплексный подход к оценке совокупности прямых и косвенных доказательств, используя анализ, синтез, моделирование, абстрагирование, логические приемы и т.д..

Согласно разделу аудиторского процесса на основные стадии, аудиторские доказательства могут принадлежать к исходной, исследовательской и заключительной стадий. Доказательства, полученные на начальной стадии, имеют превентивный (предварительный) характер и часто являются косвенными. Например, собранные в процессе планирования аудиторские доказательства, удостоверяющие уровень эффективности внутреннего контроля, могут лишь косвенно подтверждать фактическое состояние основных средств, товарно - материальных ценностей и других объектов аудита.

Доказательства, полученные на опытной стадии в процессе проверки объектов аудита, составляют основу для формирования мнения аудитора об этих объектах. Процедуры получения доказательств должны быть проведены в необходимый момент, охватывать достаточное количество единиц исследуемых элементов, обеспечивать принципы репрезентативности и надежности итоговой информации.

Аудиторские доказательства, полученные на завершающей стадии, представляют собой результат процедур, использованных для уточнения спорных моментов, подтверждение некоторых фактов, которые не были выяснены своевременно. Отдельную категорию доказательств завершающей стадии составляют результаты процедур экономического анализа. Эти доказательства являются производными (вторичными) по природе, но имеют большую аналитическую ценность для обобщения и оценки материалов аудиторской проверки.

Следующий признак классификации - источники получения аудиторских доказательств. По этому признаку доказательства делятся на первичные и вторичные (производные). К первичным доказательствам относятся те, которые получены из первоисточника (приходных и расходных документов, актов инвентаризации кассы, сличительных ведомостей и т.д.). Вторичными доказательствами могут быть показания повторного характера (например, приказ руководителя о взыскании убытков с материально ответственного лица.

По форме представления аудиторские доказательства делятся на материальные и устные. Ценные материальные доказательства - документы, машинограммы, информация на магнитных и лазерных носителях, аудио - и видео -записи, схемы, графики и т.п.. Устная информация, полученная от руководства, работников предприятия или третьих лиц, также может использоваться как аудиторские доказательства, но при условии, что источник информации проверенное и надежное.

Материальные аудиторские доказательства подразделяют на хранящиеся на бумажных и технических носителях информации. По нашему мнению, технические носители, в свою очередь, можно классифицировать по видам и способам воспроизведения информации. По видам они подразделяются на магнитные, лазерные, оптические и другие, а по способам воспроизведения информации - звуковые (аудиокассеты), визуальные (компьютерные дискеты, ленты и т.д.) и визуально - звуковые (видеокассеты).

10 Аудиторская выборка

Понятие аудиторской выборки дано в общероссийском правиле (стандарте) № 16 "Аудиторская выборка" и МСА 530"Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования".

Согласно общероссийского правила (стандарта) №16, аудиторская выборка - это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчётности или группе однотипных операций.

В соответствии с МСА 530, аудиторская выборка (выборка) включает в себя применение аудиторских процедур менее чем к 100% статей в пределах сальдо счета или класса операций таким образом, чтобы все элементы выборки имели возможность быть выбранными.

Аудиторская выборка даёт возможность аудиторам получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которых произведена выборка.

Генеральная совокупность означает полный набор данных, из которых аудитор набирает отобранную совокупность и в отношении которой аудитор хочет сделать выводы.

Генеральная совокупность подразделяется на страты или подсовокупности, где каждая страта проверяется отдельно.

Построение выборки может осуществляться несколькими способами:

* случайный отбор, для которого используется таблица случайных чисел или генератор случайных чисел как программный продукт в электронной вычислительной технике

* систематический отбор, при котором число элементов в генеральной совокупности делится на объём отобранной совокупности так, чтобы обеспечить интервал выборки (например, равный 50), и после определения исходной точки в пределах первых 50 элементов, затем отбирается каждый 50 элемент выборки

* бессистемный отбор, при котором совокупность выборки формируется, не следуя какой-либо систематизации

* отбор элементов для проверки блоками.

Аудитор должен проанализировать результаты выборочной проверки, характер и причину любых выявленных ошибок, также их возможное воздействие:

* на цели конкретного теста;

* на другие области аудита;

* на надёжность системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля;

* на планирование аудиторской услуги;

* на достоверность финансовой отчётности.

При анализе выявленных ошибок аудитор должен определить являются ли выявленные ошибки аномальными.

Аномальная ошибка - это ошибка вследствие единичного случая, который не может произойти повторно (за исключением некоторых случаев) и таким образом не является репрезентативной ошибкой с точки зрения данной генеральной совокупности.

Для того чтобы признать ошибку аномальной, аудитор должен провести дополнительную работу и осуществить дополнительные аудиторские процедуры.

Например, в том периоде, в котором выявлены существенные нарушения, исполнитель болел, и его замещал другой работник. Следовательно, аудитор должен выяснить, были ли еще случаи замещения основного работника и провести дополнительный аудит именно таких периодов.

Если ошибка не является аномальной, она должна быть экстраполирована на всю генеральную совокупность. Для оценки общей величины ошибки необходимо к результату полученных при экстраполяции ошибок прибавить величину аномальных ошибок.

Общая величина ошибок не должна превышать допустимую ошибку, которая представляет собой максимальный размер ошибки генеральной совокупности, которую аудитор считает приемлемой.

При оценке величины выявленных ошибок учитываются результаты определения уровня существенности.

Если анализ результатов проверки отобранной совокупности показывает, что необходимо пересмотреть предварительную оценку соответствующей характеристики генеральной совокупности, то аудитор может:

* обратиться к руководству аудируемого лица с просьбой проанализировать выявленные ошибки;

* рекомендовать руководству аудируемого лица принять меры к обнаружению в данной области учёта других ошибок, также произвести необходимые корректировки;

* видоизменить запланированные аудиторские процедуры;

* рассмотреть влияние результатов проверки отобранной совокупности на выводы содержащиеся в аудиторском заключении.

9 Аудиторский риск и его компоненты.

Деятельность аудиторских фирм связана с двумя видами риска:

1) предпринимательский риск - заключается в том, что аудиторская фирма не получит предполагаемую сумму дохода или прибыли или потеряет клиента, даже при условии выдачи им положительного заключения.

2) аудиторский риск - заключается в риске, выражения аудитором ошибочного мнения.

Изучая бизнес клиента, аудитор должен оценить риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Выполняя процедуры оценки рисков, аудитор должен получить аудиторские доказательства в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытия информации и связанных с ними предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также об операционной эффективности средств контроля.

Аудиторский риск может быть связан и не связан с использованием аудиторской выборки.

Например: при проведении тестов средств внутреннего контроля аудитор может не обнаружить ошибок в отобранной совокупности и прийти к выводу о том, что и в генеральной совокупности ошибок нет, в то время как в действительности они существуют.

Это риск, связанный с применением выборки. Если же аудитор выбрал ненадлежащую аудиторскую процедуру, которая не позволила выявить существенные ошибки, то это риск не связанный с применением аудиторской выборки.

В связи с применением аудиторской выборки возникает риск, связанный с тем, что выводы аудитора, сделанные на основе выборочной проверки могут отличаться от вывода, который мог быть сделан в результате сплошной проверки. При этом различают 2 типа риска:

* риск того, что аудитор придёт к выводу о том, что риск средств внутреннего контроля ниже, чем он есть на самом деле или то, что существенной ошибки нет, в то время как она есть

* риск того, что аудитор придёт к выводу о том, что риск внутреннего контроля выше, чем в действительности или что имеет место существенная ошибка, в то время как в действительности её нет.

Риск первого типа оказывает влияние на надёжность аудита и с большой степенью вероятности может привести к ненадлежащему аудиторскому мнению.

Риск второго типа оказывает влияние на эффективность аудита, т.к. обычно он приводит к дополнительной работе по установлению того, что первоначальные выводы были неверны.

Риск, связанный с применением аудиторской выборки, может быть снижен путём увеличения объёма отбираемой совокупности.

Риск не связанный с использованием аудиторской выборки может быть снижен путём надлежащего планирования заданий, текущего контроля за работой членов группы аудиторов и повышения квалификации аудиторов.

Аудиторский риск состоит из трех компонентов:

а) внутрихозяйственный риск;

б) риск средств контроля;

в) риск необнаружения.

Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций:

а) высокий;

б) средний;

в) низкий.

Под внутрихозяйственным риском (чистым риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность появления существенных искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств.

Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.

При оценки внутрихозяйственного риска в отношении баланса и отчетности аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы, как:

а) особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует экономический субъект;

б) специфические особенности деятельности, осуществляемой данным экономическим субъектом;

в) честность персонала экономического субъекта, осуществляющего руководство и ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;

г) опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности;

д) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал экономического субъекта с целью достижения любой ценой определенных показателей бухгалтерской отчетности;

е) возможность контроля за деятельностью предприятия со стороны его собственников.

При оценке внутрихозяйственного риска в отношении конкретных счетов учета и однотипных групп хозяйственных операций аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы, как:

а) отдельные счета учета, для которых характерно появление в них непреднамеренных искажений;

б) отдельные счета учета, для которых характерно появление в них преднамеренных искажений вследствие высокой вероятности использования их для совершения злоупотреблений;

в) сложность учитываемых хозяйственных операций, которая требует для их правильного оформления высокой квалификации исполнителей;

д) наличие хозяйственных операций, бухгалтерское оформление которых может быть основано полностью или частично на субъективном мнении исполнителей;

е) наличие хозяйственных операций, порядок правильного оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;

ж) наличие редких, необычных, нестандартных хозяйственных операций.

При оценке внутрихозяйственного риска аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, однако при этом он обязан убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году, справедливы и для проверяемого года.

Под риском средств контроля (контрольным риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.

Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта.

Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими категориями:

а) высокой надежности соответствует низкий риск;

б) средней надежности соответствует средний риск;

в) низкой надежности соответствует высокий риск.

Тестирование средств контроля может включать в себя:

а) проверку документов, отражающих проведение финансово - хозяйственных операций, и получение в связи с этим аудиторских доказательств того, что средства контроля функционировали надлежащим образом;

б) опросы и наблюдение за оформлением операций с целью получить аудиторские доказательства функционирования средств контроля в случаях, когда невозможно получить прямые документальные подтверждения этого;

в) использование результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.

При анализе результатов тестирования средств контроля аудитор обязан принимать во внимание, что некоторые средства контроля могут быть эффективны в целом, но не быть эффективными в отдельные периоды времени. Это может быть связано со следующими факторами:

а) кратковременная замена учетного работника, ответственного за осуществление данного средства контроля, в связи с отпуском или болезнью;

б) особенности работы бухгалтерии экономического субъекта, отражающие сезонные периоды работы повышенной интенсивности;

в) появление ошибок, имеющих единичный и случайный характер.

При оценке риска средств контроля аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, однако при этом он обязан убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году для соответствующих средств контроля, справедливы и для проверяемого года.

Под риском необнаружения понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.

Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора, он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от таких факторов, как квалификация аудиторов и степень их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.

Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.

Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля:

а) высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;

б) низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.

В случае, если аудитору требуется снизить риск необнаружения, он обязан:

а) модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути;

б) увеличить затраты времени на проверку;

в) повысить объемы аудиторских выборок.

Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемого уровня, это может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Существует два основных метода оценки аудиторского риска:

1. интуитивный - на основе опыта аудитора и знания клиента;

2. количественный, при котором используется следующая модель:

ПАР = ВХР*КР*РН,

где ПАР - приемлемый аудиторский риск;

ВХР- внутрихозяйственный риск;

КР - контрольный риск;

РН - риск необнаружения,

11 Система внутреннего контроля ( внутреннего акдита) в системе управления организацией.

Система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

В систему внутреннего контроля входят следующие элементы:

* контрольная среда - включает позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемого лица.

* процесс оценки рисков аудируемым лицом - представляет собой процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий.

* информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

* контрольные действия - включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются,

* мониторинг средств контроля - представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

(Описание элементов системы внутреннего контроля приведено в приложении N 2 общероссийского правила (стандарта) № 8: "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.11 2008 г. №863).

Внутренний аудит является одним из инструментов повышения эффективности деятельности компании и способствует росту ее инвестиционной привлекательности. Правила крупнейших фондовых бирж требуют наличия соответствующей функции в компаниях, чьи ценные бумаги торгуются на биржах.

Задача внутреннего аудита заключается в проведении оценки надежности и эффективности систем и процессов управления рисками и внутреннего контроля. При этом организация внутреннего контроля и управления рисками относится к задачам менеджмента компании.

При создании внутреннего аудита рекомендуется использовать методологию, в основе которой лежат принципы Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита

Российское законодательство предъявляет требования к внутреннему аудиту в банковской, страховой и бюджетной сферах, определяя роль, задачи, права, обязанности и полномочия внутренних аудиторов.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников.

Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т. е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение:

Внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

сложившейся системы управления экономического субъекта;

состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

проверка деятельности различных звеньев управления;

оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Внутренний аудитор - это сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству.

Внутренний аудитор выполняет следующие функции:

проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;

оценка экономичности и эффективности операций компании;

проверка уровней достижений программных целей;

подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед собственниками и (или) руководством предприятия.

Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

4) оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

1

Показать полностью… https://vk.com/doc156971233_438698302
61 Кб, 4 ноября 2016 в 4:53 - Россия, Москва, МФЮА, 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении