Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 035754 из МФЮА

Задание на практику

специальность 40.02.01 "Права и организация социального обеспечения"

Вариант 3

* Общее понятие права социального обеспечения.

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, право социального обеспечения - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании. Другими словами, социальное обеспечение- это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой). Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

• необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

• осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

• установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

• закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

* Предмет права социального обеспечения.

Предмет отрасли права представляет собой группу общественных отношений, характеризующуюся определенным внутренним единством, которая наряду со специальным методом регулирования соответствующих отношений позволяет говорить о самостоятельности отрасли права.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права в системе российского права сформировалось в середине 70-х годов XX в. До этого времени отношения по социальному обеспечению регулировались нормами трудового, административного, гражданского права, а отраслевая принадлежность некоторых правоотношений (по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечению, по обеспечению граждан ежемесячными и единовременными пособиями и др.) не определялась.

Основоположник права социального обеспечения, B.C. Андреев, предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствовали следующим критериям:

1. одним из их субъектов являлся гражданин, а другим - государство в лице его органов управления или профсоюзов, наделенных государством необходимыми полномочиями, или органы колхозов;

2. носили алиментарный характер;

3. обеспечение осуществлялось за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение1Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР. М., 1974. С. 36. 37..

Признак алиментарности, присущий праву социального обеспечения советского периода, охарактеризовал А.Д. Зайкин, указав, что все виды социального обеспечения обладают этим признаком: "Социально-алиментарные выплаты - денежное содержание, предоставляемое без применения договорных начал в обязательном порядке государством из фонда социального обеспечения бесплатно, безэквивалентно, но, как правило, в связи с общественно полезной деятельностью, как постоянный источник жизнеобеспечения или как государственная помощь, временно заменяющая оплату труда либо ее дополняющая в старости, при постоянной, временной утрате трудоспособности, потере кормильца, деторождении и других случаях, установленных в законе, в твердых размерах или размерах, соизмеримых с оплатой труда"2Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 23, 24..

Однако в современной российской действительности признак алиментарности утратил актуальность, поскольку в большинстве случаев социальное обеспечение предоставляется за счет средств социального страхования (на возмездной основе при условии уплаты страховых взносов), а не за счет бюджетных средств, как это было в советский период. M.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо отмечают, что "с определенной долей условности алиментарными можно считать лишь отношения по социальному обеспечению человека как члена общества"3Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувср, 2004. С. 79..

Одной из наиболее актуальных проблем, связанных с определением предмета права социального обеспечения, является установление видов правоотношений, регулируемых данной отраслью права.

Исследователи советского периода (М.И. Полупанов) относили к предмету права социального обеспечения только отношения по выплате пенсий и пособий. Другие добавляли к материальным формам социального обеспечения социальное обслуживание (В.Ш. Шайхатдинов), отношения по медицинскому обслуживанию и лечению (B.C. Андреев), санаторно-курортное обеспечение (К.С. Батыгин), бесплатное образование (Р.И. Иванова, В.А. Тарасова).

Положения Конституции РФ 1993 г. позволяют сделать вывод о том, что виды социального обеспечения, регулируемые правом социального обеспечения, базируются на социальных рисках (болезнь, старость, инвалидность, нетрудоспособность и др.), перечисленных в законодательстве. Понятие "социальное обеспечение" включает денежные выплаты, услуга либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении определенных социальных рисков. Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения перечисляет следующие виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, безработице, старости, инвалидности, потере кормильца, беременности и родам, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия. Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление различных льгот и преимуществ нуждающимся (по оплате коммунальных услуг, лекарственных средств, по бесплатному проезду и др.).

М.И. Лепихов и Е.Е. Мачульская отмечают, что характеристика обеспечения в качестве "социального" подразумевает, что оно осуществляется за счет государственных средств (бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов)4Лепихов М.И. Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Монография. М.: РАГС, 2005. С. 170, 171; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М.. 2000. С. 35.. Однако анализ положений ст. 39 Конституции России позволяет отнести к предмету права социального обеспечения не только отношения по социальному обеспечению за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов, но и другие виды социального обеспечения, которые финансируются из иных источников (негосударственные пенсионные фонда, собственные средства предприятий и профсоюзных организаций, благотворительных ассоциаций и фондов и др.).

Таким образом, конституционные нормы содержат потенциал для развития отношений в сфере социального обеспечения с учетом современных экономических реалий. Построение экономики рыночного типа приводит к расширению общественных отношений, попадающих в сферу правового регулирования права социального обеспечения. Многие ученые обращают внимание на эти процессы. М.В. Лушникова выделяет два основных вида отношений по социальному обеспечению - социально-страховые и отношения по социальной помощи, при этом каждый из видов подразделяет на обязательные, вытекающие из закона и не зависящие от желания сторон, и добровольные, основанные на договорных началах, включая все это в предмет права социального обеспечения5Лушникова М.В. Право социального обеспечения (Общая часть): Учебное пособие. Ярославль. 1997. С. 10, 11.. М. Захаров и Э. Тучкова констатируют, что "на современном этапе социальное обеспечение как системное образование высшего порядка состоит из государственной и негосударственной системы социального обеспечения"6Захаров М.Л.. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер. 2004. С. 36..

Таким образом, предмет права социального обеспечения - общественные отношения по обеспечению нуждающихся граждан при наступлении социальных рисков за счет средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов, благотворительности и других источников. Кроме основных отношений, в предмет права социального обеспечения включаются две группы производных отношений - процедурные и процессуальные.

* Метод права социального обеспечения.

Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений. Решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.

Особенности метода проявляются в совокупности определенных признаков, к которым относят:

-порядок установления прав и обязанностей субъектов;

-степень определенности предоставленных прав и "автономности" действий субъектов;

-взаимоотношения субъектов правоотношений;

-наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей;

-пути и средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей.

Метод ПСО является особой трансформацией общего метода правового регулирования и представляет собой специфический комплекс основных и дополнительных способов правового регулирования, который существует только в системе конкретных отраслевых правовых норм и первоочередно взаимообусловлен, неразрывно связан с соответствующей группой общественных отношений - предметом ПСО и отражает следующие отличительные юридические свойства ПСО: сочетание императивного и диспозитивного приемов правового регулирования, при доминировании первого; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (фактическими составами); применение правовосстановительных, правоограничивающих, правопресекательных санкций.

* Система права социального обеспечения.

* Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

* Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

* Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

* Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

* Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

* Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части

Показать полностью… https://vk.com/doc145015454_437638330
28 Кб, 5 июля 2016 в 11:28 - Россия, Москва, МФЮА, 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении