Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 035757 из МФЮА

Тема 5. Требования к оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной работы (ВКР)

План лекции:

7.1. Этапы выполнения работы

7.2. Правила оформления выпускной квалификационной работы

7.3. Структура выпускной квалификационной работы

7.4. Требования к содержанию выпускной квалификационной работы

7.5. Правила написания работы

7.6. Подготовка студента к защите выпускной квалификационной работы

7.1. Этапы выполнения работы

Выполнение выпускной квалификационной работы, является заключительным этапом обучения студентов. Она как бы венчает всё обучение и имеет цели: систематизация, закрепление и расширение знаний по специальности; развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой проведения педагогических исследований; определение степени подготовленности студента-выпускника к самостоятельной работе в современных учебных заведениях.

Выполнение выпускной квалификационной работы процесс достаточно длительный и включает в себя следующие основные этапы, с которыми студенту желательно ознакомиться заранее, что позволит рационально распределить силы и время, избежать грубых ошибок:

1. Выбор темы исследования.

Выбор темы работы определяется:

* актуальностью, т.е. важностью в научном и (или) практическом отношении;

* возможностью её выполнения (наличие материального обеспечения, литературы, научного руководства);

* соответствием интересам студента.

Обычно тему исследования определяет руководитель работы. Однако в отдельных случаях студенты сами предлагают заслуживающие внимания темы, обычно связанные с разработкой дидактического материала, наглядных пособий, обобщением передового педагогического опыта и т.п. Лучшим вариантом является тот, когда дипломная работа плавно вырастает из курсовой работы, является её логическим продолжением.

2. Формулировка цели исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы. Обычно цель исследования легко вытекает из темы работы, в то время как выдвижение рабочей гипотезы и её формулировка часто требуют значительных усилий.

3. Знакомство с литературой по теме.

Поиск литературы - трудная работа в наших условиях. Существуют библиографические указатели по той или иной теме за определённые годы. Важный источник информации это реферативные журналы, которые сейчас есть и в электронном варианте. Нужную литературу можно заказать по межбиблиотечному абонементу (МБА). В последнее время большие возможности получения информации предоставляют Интернет и электронные библиотеки.

После нахождения необходимого литературного источника надо записать его полные библиографические данные, которые потребуются в дальнейшем при составлении списка использованных литературных источников. Результатом знакомства с литературой должно стать написания главы "Обзор литературы", в конце которой должны быть сформулированы выводы.

4. Формулировка задач исследования - тех конкретных вопросов, которые необходимо исследовать и получить на них ответы в ходе выполнения работы.

5. Выбор методов исследования.

Он определяется содержанием работы, поставленными целями и задачами.

6. Составление календарного плана работы.

Это важный этап, который, к сожалению, довольно часто студентами игнорируется. Хорошо составленный план и своевременное и надлежащее его выполнение есть гарантия качественной работы. Обычно план составляется вместе с руководителем работы в тот момент, когда заполняется бланк задания на курсовую или дипломную работу. Далее он может быть откорректирован.

7. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике и плану.

8. Анализ результатов работы. Проверка выдвинутой гипотезы и формулировка выводов.

9. Оформление результатов работы.

Это является заключительным этапом и включает в себя не только собственно написание текста работы, но и подбор и изготовление иллюстративного материала для включения в текст работы и для выступления на её защите.

10. Подготовка к процедуре защиты.

Качественная подготовка во многом определяет успешность защиты. Обычно у студента-дипломника на эту подготовку не остается достаточно времени. Собственно подготовка начинается с того момента, когда вы получите на руки отпечатанный и переплетённый экземпляр выпускной квалификационной работы. Теперь необходимо получить отзыв на работу у руководителя. Затем необходимо подготовить текст выступления на защите и провести её репетицию.

7.2. Структура выпускной квалификационной работы

По своей структуре выпускная квалификационная работа должна содержать:

* Титульный лист.

* Содержание.

* Перечень условных обозначений, символов, терминов (при необходимости).

* Введение.

* Обзор литературы.

* Основная часть.

* Заключение (выводы).

* Список использованных источников.

* Приложения (при необходимости).

Задание, отзыв на работу вкладываются после титульного листа в файл, не подшиваются в общий документ, не нумеруются и в Содержании не отражаются.

Содержание включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, приложений с указанием номера страницы начала каждой части. В Содержание титульный лист не включается.

Формы титульного листа, задания, отзыва и рецензии приведены в конце данного Приложения.

7.3. Требования к содержанию выпускной квалификационной работы

1. Введение должно содержать обоснование необходимости проведения работы. В начале введения должны быть показаны актуальность и новизна темы исследования, место данного исследования в общей системе знаний и педагогической практики по данному вопросу.

Во введении следует дать краткую характеристику работы, её основных результатов и выводов. В конце введения обычно приводится общая структура работы в виде простого перечня её элементов по порядку. Во введении также приводятся сведения о месте и времени выполнения работы и проведения педагогического эксперимента.

Содержание введения должно иметь такой характер, чтобы, прочитав его, можно было составить общее представление о работе в целом.

Объём введения определяется спецификой работы и обычно составляет 1-2 страницы.

2. Обзор литературы. Задача этого раздела состоит в том, чтобы продемонстрировать достаточно глубокое знакомство автора с имеющимися литературными источниками и состоянием исследуемой проблемы, показать способность автора к критическому мышлению, осмыслению и объективной оценке сделанного другими исследователями по теме. В обзоре литературы следует показать, что в исследовании вашей темы уже сделано и как сделано, а что не сделано, что предстоит сделать. На основе изученных источников необходимо выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения и подходы, опыт практической педагогической работы учителей над данной темой.

Обычно используется логический порядок обзора литературных источников, что лучше способствует раскрытию темы.

В обзоре следует ограничиваться только теми источниками, которые непосредственно относятся к вашей теме.

В конце обзора литературы обычно формулируется и обосновывается тема дипломной работы, выделяется предмет и объект исследования, даётся перечень задач исследования. При обосновании выбора темы работы необходимо выделить противоречия учебно-воспитательного процесса, на разрешение которых направлены усилия студента-дипломника.

3. Основная часть работы определяется темой. Содержание основной части должно соответствовать теме и служить её исчерпывающему раскрытию. Изложение необходимо строить так, чтобы оно было аргументированным, а подаваемые суждения - взвешенными, логическая канва - продуманной. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, не связанного непосредственно с темой и задачами исследования.

Основная часть работы может быть представлена в нескольких, обычно двух, главах (разделах). В частности, одна глава может быть посвящена описанию используемой методики преподавания той или иной темы учебного материала. Часть этого материала имеет смысл перенести в приложение, например, тексты заданий и задач, описание дидактического материала и средств наглядности. Отдельная глава посвящается описанию педагогического эксперимента и обработке его результатов. Каждая глава, в свою очередь, подразделяется на два-три параграфа (подраздела или пункта).

Обычно содержание второй главы имеет теоретико-методологический характер. Вначале оценивается основная проблема исследования, показываются её истоки, вычленяются противоречия. Затем рассматриваются различные варианты подходов к её разрешению. Далее излагаются собственные взгляды автора работы на пути решения проблемы. Эти взгляды должны аргументировано обосновываться с опорой на проработанные и описанные в литературном обзоре отечественные и зарубежные источники. Если речь идет о предлагаемой новой методике преподавания учебного материала, то здесь необходимо показать её назначение и преимущества при использовании для достижения данных конкретных целей.

Во второй главе должна быть отражена выдвинутая гипотеза исследования и намечены пути её экспериментальной проверки.

4. Заключение является очень важной часть работы, поскольку содержит общие выводы по результатам исследования. Здесь необходимо кратко, в выверенной логической последовательности изложить в порядке хода исследования промежуточные результаты и выводы, затем обобщить их и сформулировать окончательный общий вывод по всей работе.

В заключении должно быть обязательно отражено - подтверждена или нет выдвинутая гипотеза исследования. Следует указать, что конкретно из наблюдаемого позволило сделать вывод о справедливости или нет гипотезы.

Заключение может быть представлено в виде выводов - кратких пронумерованных тезисов с предельно четкой, ясной, краткой и логически безупречной формулировкой.

5. Приложения. В приложениях при необходимости приводят вспомогательный материал, нужный для полноты представления работы.

7.4. Правила написания работы

Ясность изложения, последовательность и систематичность подачи материала являются непременными требованиями для добротной дипломной работы. Текст необходимо делить на абзацы по смыслу. Надо избегать повторений, писать краткими и ясными предложениями, избегая частого повторения и тавтологии.

Изложение должно быть беспристрастным, без ссылок на себя, а при необходимости следует использовать обороты типа: "по нашему мнению", "автор полагает" и т.п.

Не следует перегружать работу иллюстративным материалом - часть его, а также вспомогательный материал можно поместить в приложении. Цифровой материал представляют в виде таблиц, которые обязательно должны иметь наименование и сквозную нумерацию.

Не допускается применять сокращения единиц измерений, если они употребляются в тексте без цифр. Применять следует стандартные единицы физических величин в системе СИ. Не допускается отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме помещаемых в таблицы.

В тексте работы, за исключением формул, таблиц, рисунков, не допускается:

* применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин, а следует писать слово "минус";

* применять знак "O" для обозначения диаметра, а следует писать слово "диаметр" (данный знак можно применять на чертежах);

* применять без числовых значений математические знаки, например >, - больше, более чем;

< - меньше, менее чем;

- Т - возрастает;

- 4- - понижается;

Сокращения, при которых используются только согласные звуки слова:

• пр. вс. - прежде всего; " птч. - потому что; " м.б. - может быть;

• д.б. - должно быть и т.д.;

сокращения, когда используются буквы только начала или начала и конца слова (особенно если слово часто употребляется):

• р-я - реакция;

• разв-е - развитие; " сод-ие - содержание; " ан-ры - анализаторы;

• эк. - экологический;

• ч-к - человек и т. д. 4. При оформлении записи лекции в тетради рекомендуется:

- оставлять поля (не менее 8 клеток) с левой стороны страницы. Они предназначены для фиксирования даты, ключевых, опорных слов, сигналов, выводов, используемых источников, дополнительной литературы, для ссылок, пометок и др.;

- использовать в основной записи лекции (с правой стороны) пасту разного цвета, подчеркивание, заключение в рамку, стрелки, указатели, простейшие схемы, сокращения и др.;

- выделять в абзацы смысловые куски строго;

- вести нумерацию страниц.

Памятка "Как работать над понятием"

Понятие - это логически оформленная мысль о предмете. Последовательность действий.

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.

Памятка "Как разъяснять теорию"

Теория - это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.

Последовательность действий.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.

2. Назови основные понятия, положения теории.

3. Определи крут явлений, объясняемых данной теорией.

4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

5. Назови области практического применения данной теории.

Памятка "Как разъяснять закон"

Закон - это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.

Последовательность действий.

1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.

2. Опиши пути открытия закона.

3. Приведи формулировку закона.

4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.

5. Приведи доказательства в пользу существования закона.

6. Назови области практического применения данного закона

Памятка "Как изучать явление"

Явление - это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

Последовательность действий.

1. Изучи внешние признаки явления.

2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.

3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.

4. Найди связь с другими явлениями.

5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).

6. Рассмотри использования явления в практике.

Памятка "Как проводить сравнение"

Сравнить - поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнения.

1. Ответь на вопросы: "Кто такой?", "Что такое?".

2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

3. Выдели существенные признаки каждого предмета.

4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины их сходства и различия.

Памятка "Как проводить анализ"

Анализ - это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа.

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).

Памятка "Как проводить синтез"

Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Порядок синтеза.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: "На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?".

2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Памятка "Как проводить обобщение"

Обобщение - это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения.

1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

2. Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

Памятка "Как проводить наблюдение"

1. Осмысли цель наблюдения.

2. Уточни предмет наблюдения.

3. Разработай план наблюдения.

4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.

5. Повтори наблюдение 2-3 раза с целью повышения его объективности.

6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

7. Помни, что цель описания явлений - наиболее точно и полно выявить их признаки.

8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.

9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

Примерный план проведения наблюдения и эксперимента

Эксперимент - это научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо.

Алгоритм эксперимента.

1. Формулирование цели проведения эксперимента, наблюдения:

* сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу; выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.

2. Планирование проведения эксперимента (наблюдения):

* выясни, какие условия, материалы необходимы для эксперимента;

* составь мысленно схему его проведения;

" выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.

3. Проведение эксперимента (наблюдения):

* последовательно осуществи все этапы эксперимента;

* сделай необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты;

* проверь точность полученных результатов.

4. Обработка полученных результатов:

* сравни полученный результат с выдвинутой гипотезой; сформулируй вывод;

* объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями и законами.

Обороты научной речи

Термин Определение Проблема Научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая Вопрос Актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный Цель Важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная Задача Первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная Направление Ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее Изучение Объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное Исследование Научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, классическое, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное Путь (изучения) Простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный; опытным путем; путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдения Наблюдения Научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные Эксперимент Аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный Анализ Научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий Материал Научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий Данные Опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные Факт Реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный Информация Точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая

Правила презентации научного исследования

(по Р.Клайэму и И.Лудину)

"Проверка" подготовленности компьютерной презентации

Убедитесь, что слайды вашей презентации:

* выдержаны в едином стиле;

* содержат трудно воспринимаемую информацию - формулы, вычисления, таблицы, рисунки, схемы и т.п.;

* содержат много пустого места и не являются однообразными;

* включают графики/диаграммы, дающие визуальную поддержку и

* вносящие ясность;

* напечатаны достаточно крупно, чтобы все их могли прочесть;

* имеют не больше девяти элементов на странице (правило 7 + 2);

* имеют списки с отступами, показывающие иерархию.

* При использовании слайдов:

* оставляйте слайд на виду, только пока он нужен;

* не читайте все, что представлено на слайде;

* используйте цвет, шрифт, чтобы подчеркнуть важные моменты.

Правила использования хэндаутов

Если вы раздаете хэндауты:

* не читайте все, что на них написано;

* обеспечьте их в достаточном количестве (каждому из присутствующих);

* сделайте их ясными, краткими и понятными;

* не допускайте противоречия содержания хэндаутов с текстом выступления;

* по возможности оставьте хэндауты слушающим.

Правила использования демонстрационных пособий

Пользуясь демонстрационными пособиями:

* проследите, чтобы все могли их видеть;

* держите их на виду, только пока они нужны;

* показывайте их по очереди;

* подготовьте их перед выступлением;

* говорите, повернувшись к слушателям, а не к пособию.

Борьба с вредными привычками

Избегайте следующих вредных привычек

* вставлять в речь "э-э", "м-м", "значит";

* крутить в руках ручки и карандаши;

* держать руки в карманах;

* перебирать в карманах мелочь;

* держаться за кафедру или опираться на нее;

* ходить взад-вперед;

* постоянно приглаживать волосы;

* нервно кашлять;

* размахивать указкой.

Борьба со страхом

Бороться со страхом перед аудиторией можно следующим образом:

* направляйте нервное напряжение в движение;

* направляйте нервное напряжение в голосовые модуляции;

* хорошо выспитесь перед выступлением;

* узнайте как можно больше о своих слушателях;

* пообщайтесь со слушателями перед выступлением;

* воспринимайте свой страх как нечто естественное;

* наберите воздуха, прежде чем начать говорить;

* рассматривайте свою аудиторию как одного человека.

5

Показать полностью… https://vk.com/doc97086838_437598982
178 Кб, 23 июня 2016 в 9:47 - Россия, Москва, МФЮА, 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении