Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 035821 из МФЮА

Министерство образования и науки Российской Федерации

Аккредитованное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ

ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА"

Калининградский филиал

"Концепции современного естествознания"

Методические указания для студентов заочной формы обучения

По направлению:

030900 "Юриспруденция"

080100 "Экономика

080200 "Менеждмент"

080109 "Бухгалтерский учет, анализ,

аудит"

Калининград

2011

Концепции современного естествознания: Методические указания для студентов заочной формы обучения

/Авт.- сост. к.ф.н. Акулич Н.М. - г. Калининград: МФЮУ, 2011. - 11 с. Рассмотрена и одобрена кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮУ, протокол №2 от "_14__" октября 2011 г. Автор: к.ф.н. Акулич Н.М.

(c) Акулич Н.М., 2011

(c) Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2011

(c) Калининградский филиал МФЮУ, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение дисциплины "Концепции современного естествознания" преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям, с неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что сейчас рациональный естественнонаучный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.

Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Несмотря на необходимое присутствие элементов истории и философии науки, основное содержание дисциплины предполагает целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте. Курс задуман как междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании.

В результате изучения дисциплины студент должен

Иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепции пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о концептуальной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе;

- об иерархичности, уровнях организации и функциональной ассимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

Знать:

- фундаментальные законы природы, которые открыты в физике, химии и биологии, границы их применимости;

- возможности современных научных методов разработанных в естественнонаучных дисциплинах;

- принципы преемственности и непрерывности в изучении живой и неживой материи, необходимости смены парадигм, при переходе от изучения простых механических к массовым статистическим системам, от объектов неживой природы к объектам живой природы и обществу;

- принципы эволюционного подхода и синергетики в исследовании сложных иерархических систем в неживой и живой природе и обществе.

Уметь:

- формулировать научную проблему, осуществлять ее логический анализ;

- применять современные научные методы с учетом их специфики;

- творчески использовать представления об основных принципах, закономерностях и подходах, присущих современному естествознанию, в ситуациях, связанных с необходимостью решения мировоззренчески значимых проблем и профессиональной деятельности.

Разбираться:

- в современных течениях научной мысли (естествознания);

- в достижениях естественных наук ХХ - начала ХХI в.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины "Концепции современного естествознания"

для студентов заочной формы обучения

№ темы Наименование темы Количество аудиторных часов Самостоятельная работа Всего лекции семинары 1. Наука как форма знания, деятельность и социальный институт 1 - 6 7 2. Основные модели научного знания и проблема демаркации 1 - 6 7 3. Физическая картина мира 1 - 6 7 4. Пространство и время - - 6 6 5. Основные проблемы современной космологии 1 - 6 7 6. Основы химической картины мира 1 - 6 7 7. Концептуальные основы современной биологии 1 - 6 7 8. Биология и генетика - - 6 6 9. Концепция биосферы и основы экологии. Ноосфера 1 - 6 7 10. Синергетическая парадигма

1 - 6 7 11. Человек как предмет естествознания - - 2 2 Итого 8 - 62 70

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Наука как форма знания, деятельность и социальный институт.

Понятие науки. Функции науки. Специфика научного знания. Уровни и формы научного знания. Понятие научного метода. Классификация научных методов.

Наука как социальный институт. Основные этапы формирования науки как социального института. Научно-техническая революция.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Путь к единой культуре. История естествознания. Панорама современного естествознания: тенденции развития.

Тема 2. Основные модели научного знания.

Понятие модели научного знания. Научное знание и проблема демаркации. Классические модели научного знания: дедуктивизм и индуктивизм. Стандартная модель науки: критерий верифицируемости. Модель науки К. Поппера: критерий фальсифицируемости. Концепция развития науки Т. Куна.

Тема 3. Физическая картина мира.

Понятие физической картины мира: структура и функции. Предмет физики и его структура. Место физики в системе естествознания. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры.

Классическая механика. Принцип относительности Галилея. Основные законы ньютоновской механики и их ковариантность группе преобразования Галилея. Корпускулярная концепция физической реальности. Принцип дальнодействия.

Классическая термодинамика. Три начала термодинамики. Принципы возрастания энтропии. "Энтропия" и необратимость времени. Второе начало термодинамики и гипотеза "тепловая смерть Вселенной".

Классическая электродинамика. Теория электромагнитного поля. Континуальная концепция физической реальности. Принцип близкодействия.

Специальная теория относительности (СТО). Принцип относительности А.Эйнштейна и постоянство скорости света - два постулата СТО. Понятие пространственно-временного континуума. Релятивистские сокращение длины и замедление времени. Инвариантность пространственно-временного интервала.

Общая теория относительности (ОТО). СТО и принцип эквивалентности инерциальной и гравитационной масс - исходные предпосылки формирования А.Эйнштейном ОТО. Тяготение и искривление пространства времени.

Квантовая механика. Проблема детерминизма (и индетерминизма) в микромире. Динамические и статистические (стахостические) закономерности в природе. Принципы неопределенности и дополнительности.

Физика элементарных частиц. Классификация элементарных частиц. Кварковая модель. Теория струн. Физический вакуум.

Фундаментальные физические взаимодействия. Теория электрослабых взаимодействий. Единая теория поля. Законы сохранения. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принципы симметрии. Принцип суперпозиции.

Тема 4. Пространство и время.

Концепция пространства и времени в механике И. Ньютона. Современные представления о пространстве. Измерения пространства. Геометрия пространства.

Время. Стрела времени. Прошлое и будущее с точки зрения естествознания. Обратимые и необратимые процессы. Время в теории относительности Эйнштейна. Относительность одновременности.

Тема 5. Основные проблемы современной космологии.

Современные представления о Вселенной. Единицы измерения в астрономии. Структура галактик. Галактика. Модели образования Вселенной. "Большой взрыв". Химический состав вещества во Вселенной Расширяющаяся Вселенная. Красное смещение.

Звезда. Эволюции звезд. Характеристики звезд: расстояние, масса, светимость, температура, размер, химический состав. Методы измерения характеристик звезд. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Представления об образовании планет Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Кометы, астероиды, метеоры и метеориты. Проблема астероидной опасности.

Тема 6. Основы химической картины мира.

Становление и развитие химии как науки о превращениях веществ. Строение и взаимодействие химических элементов. Химические системы, энергетика химических процессов. Химическая реакционная способность веществ. Классическая атомно-молекулярная химическая концепция. Постклассическая химия и ее тесная взаимосвязь с квантовой механикой. Эволюционная химия как перспективный путь развития химической науки.

Тема 7. Концептуальные основы современной биологии.

Место биологии в системе наук. Проблема интеграции биологического знания.

Особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Определение живого: способность к получению и хранению информации, самовоспроизводству и самообновлению. Гипотеза Опарина-Холдейна. Биологические молекулы: ДНК, ферменты. Молекулярные механизмы живых организмов. Метаболизм, многообразие его механизмов и их эволюция. Фотосинтез - основа энергетики биосферы. Клетка - функциональная единица живого. Наследственность и изменчивость организмов. Цикличность процессов жизнедеятельности, биологические часы. Биологическое время. Биологический смысл смерти.

Тема 8. Биология и генетика.

Генетика и эволюция. Строение ДНК. Генетический код. Синтез белка и его механизм. Генетическая и клеточная инженерия. Клонирование. Геном человека. Три закона Менделя. Правило Харди-Вайнберга.

Тема 9. Концепция биосферы и основы экологии. Ноосфера.

Биосфера как геологическая оболочка Земли. Границы биосферы. Биосфера как экологическая система. Среда обитания, условия жизни, экологический фактор. Типы экологических факторов. Энергия в экологической системе Круговорот вещества на Земле. Пищевая цепь. Биогеохимический цикл. Предпосылки возникновения на Земле органического вещества. Предбиологическая эволюция органического вещества. Биогеохимические принципы эволюции биосферы. Надорганизменные структуры жизни. Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Биологический вид как особое явление органической природы. Биосфера и космические циклы. Ноосфера - сфера разума.

Тема 10. Синергетическая парадигма.

Порядок и беспорядок в природе; хаос. Становление синергетики как нелинейной динамики и как теории самоорганизации. Второе начало термодинамики и необратимость времени. Энтропия в открытых системах. Устойчивые и неустойчивые равновесия. Диссипативные структуры. Термодинамическая ветвь и точка бифуркации. Значение флуктуации в точках бифуркации и возможность возникновения порядка из хаоса. Аттракторы и фракталы. Принципы самоорганизации: незамкнутость, неравновесность, нелинейность, необратимость, иерархичность. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма.

Тема 11. Человек как предмет естествознания.

Место человека в структуре животного мира. Антропосоциогенез. Роль биологических факторов и социальных условий в становлении и развитии человека. Трудовая концепция антропосоциогенеза.

Физиология человека: общие принципы. Здоровье и работоспособность. Роль центральной, вегетативной и периферийной нервной систем в управлении физиологическими процессами и всей жизнедеятельности человека. Биологические основы и социальные условия формирования речи (языка), мышления и сознания человека. Рефлекторная теория. Теория отражения.

Генетические детерминанты поведения и психики человека. Сознание, предсознательное и бессознательное как элементы человеческой психики по З.Фрейду. Коллективное бессознательное К.Г.Юнга. Современный психоанализ.

Эмоции и творчество. Память. Морфологические и химические концепции памяти. Процесс социализации человека. Психофизиологические пердпосылки и социокультурные факторы формирования человеческой личности, человеческой индивидуальности.

Биоэтика: история возникновения, актуальность и проблемное поле.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине "Концепции современного естествознания"

1. Концепции современного естествознания: содержание, цели и задачи курса.

2. Научная картина мира: понятие, структура, функции.

3. Понятие науки. Функции науки. Наука и иные формы постижения бытия.

4. "Преднаука" и наука. Основные этапы развития науки.

5. Специфика научного знания.

6. Наука как социальный институт.

7. Уровни и формы научного познания.

8. Понятие научного метода. Классификация научных методов познания.

9. Интернализм и экстернализм в трактовке факторов развития науки.

10. Механическая картина мира.

11. Электромагнитная картина мира.

12. Квантово-полевая картина мира.

13. Индуктивизм и дедуктивизм как классические модели научного знания.

14. Концепция развития науки Т. Куна.

15. Наука и ценности техногенной цивилизации.

16. Стандартная концепция науки: принцип верифицируемости.

17. Модель науки К. Поппера: принцип фальсифицируемости.

18. Проблема дифференциации и единства науки.

19. Физика: предмет, структура, методы. Взаимосвязь физики и других областей знания.

20. Понятие физического закона. Динамические и статистические закономерности, их специфика.

21. Физические взаимодействия. Основные типы физических взаимодействий. Теория "великого объединения".

22. Структурные уровни организации физической реальности.

23. И. Ньютон - основоположник классической механики. Законы И. Ньютона.

24. Модели строения атома: Томсон, Резерфорд и Бор.

25. Принципы неопределенности В. Гейзенберга и дополнительности Н. Бора.

26. Корпускулярно-волновой дуализм, его сущность.

27. Элементарные частицы, их свойства и классификация. Теория кварков.

28. Специальная и общая теории относительности А. Эйнштейна и их влияние на современное естествознание.

29. Современные представления о пространстве и времени.

30. Начала термодинамики. Понятие энтропии. Порядок и беспорядок в природе.

31. Неравновесная термодинамика и живые системы.

32. Понятие рациональности. Исторические типы рациональности.

33. Основные проблемы современной космологии. Антропный принцип в космологии.

34. Современная модель Вселенной.

35. Структурная самоорганизация Вселенной: рождение и эволюция планет, звезд, галактик.

36. Земля как планета Солнечной системы.

37. Биоэтика: понятие, предпосылки становления, структура и проблемное поле.

38. Системный подход в современной науке.

39. Синергетика как новое миропонимание.

40. Синергетические представления экономического развития и менеджмента.

41. Биология как система наук о живой природе: предмет и методы. Проблема интеграции биологического знания.

42. Социобиология: основные постулаты.

43. Развитие эволюционных идей в биологии. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

44. Синтетическая теория эволюции.

45. Система органического мира: иерархия, уровни.

46. Свойства и сущность "живого", отличие от "неживого". Основные концепции происхождения жизни.

47. Строение и эволюция биосферы.

48. Общая характеристика клетки как сложной самоорганизующейся системы.

49. Основы генетики. Генетический код и его свойства.

50. Геномные исследования и человек.

51. Предмет и методы химического знания. Основные концептуальные уровни химического знания. Роль химии в современном обществе.

52. Современное представление о химической связи. Типы химических связей.

53. Экология: предмет и методы исследования. Экологическое сознание. Экологический кризис и будущее цивилизации.

54. Социальная экология.

55. Концепция глобального эволюционизма.

56. Концепция ноосферы и ее научное обоснование.

57. Кибернетика: предпосылки возникновения, предмет, основные проблемы. Кибернетика и синергетика.

58. Происхождение и эволюция человека. Факторы эволюции современного человека.

59. Современная наука о человеческой психике и сознании.

60. Тенденции развития современного естествознания.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. для вузов / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 539 с.

10.Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 464с.

2. Иконникова, Н. И. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Иконникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. для вузов / С. Х. Карпенков. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2009. - 670 с.

4. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. Уч. Пособие. -М.: "Инфра" - М", 2000. - 608 с.

5.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник под ред. акад. М.Ф. Жукова. - 2-ое издание. - М.: ИВЦ "Маркетинг"; Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2000. - 832с.

6.Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. - М.: Логос, 2002. - 368с.

7.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2001. Изд. 3-е, испр. и доп. -639с.

8.Концепции современного естествознания / под ред. профессора С.И. Самыгина. - Ростов н/Д "Феникс", 2005.- 448с.

9.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - М.: "Юнити", 2003. - 287 с.

Дополнительная литература

11. Вернадский, В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения [Текст] : научное издание / В. И. Вернадский. - М. : Наука, 2001. - 376 с.

12. Вернадский, В. И. Биосфера [Текст] : (Избранные труды по биохимии.) / [Ред., вступит. ст. и примеч. А. И. Перельмана]. - М.: Мысль, 1967. - 376 с.

13. Гейзенберг, В. Избранные философские работы. Шаги за горизонт. Часть и целое (Беседы вокруг атомной физики) [Текст] / В. Гейзенберг ; пер. с нем. А. В. Ахутина и В. В. Бибихина. - СПб. : Наука, 2006. - 571 с.

14. Карнап, Р. Философские основания физики [Текст] : введение в философию науки : пер. с англ. / предисл. и коммент. Г.И. Рузавина. - 2-е, испр. - М. : УРСС, 2003. - 387 с.

15. Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов / Авт.-сост. А.А. Горелов. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2004. - 366 с.

16. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. - 440 с.

17. Поппер, К. Р. Квантовая теория и раскол в физике [Текст]: из "Постскриптума" к "Логике научного открытия" : пер. с англ. / К. Р. Поппер; сопр. А. А. Печенкин; Ин-т "Открытое общество". - М.: Логос, 1998. - 190 с.

18. Пригожин, И. Время, хаос, квант [Текст] : к решению парадокса времени / Пер. с англ. Ю.А.Данилова. - М. : Прогресс, 1999. - 266 с.

19. Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой [Текст] : научное издание / Пер.с англ. Ю.А. Данилова. - 3-е изд. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 310 с.

20. Рейхенбах, Г. Философия пространства и времени [Текст] : пер. с англ. / общ. ред. А.А. Логунова, Ю.Б. Молчанова. - 2-е, стер. - М.: УРСС, 2003. - 321 с.

21. Фейгин О.О. Великая квантовая революция. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.

22. Чернов А.Д. Космология: Большой Взрыв. - Фрязино: "Век 2", 2005. - 64 с.

23.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. -512с.

24.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮНВА, 1997. -830с.

25.Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -232с

26.Хорошавина С.Г. "Концепции современного естествознания". Курс лекций. Ростов -н/ Д.: "Феникс", 2002. -408с.

Интернет-ресурсы

1. http://www.geoinform.ru/

(Все о минерально-сырьевой базе и недропользовании в России)

2. http://elementy.ru/

(Популярный сайт о фундаментальной науке "Элементы". Новости науки)

3.http://www.ecolife.ru/

(Научно-популярный и образовательный журнал "Экология и жизнь")

4. http://www.vernadsky.ru/

(Сайт фонда им. В.И. Вернадского и журнала "Ноосфера")

5.http://www.rae.ru/

(Сайт Российской академии естествознания)

6. http://www.rae.ru/ru/publishing/

(Перечень изданий Российской академии естествознания в открытом доступе)

7.http://www.scientific.ru/

(Междисциплинарный научный сервер)

8. http://www.bionet.nsc.ru/vogis/

(Информационный вестник Вавиловского общества генетиков и селекционеров)

9. http://www.rfbr.ru/

(Российский фонд фундаментальных исследований)

10. http://spkurdyumov.narod.ru/

(Сайт С.П. Курдюмова "Синергетика")

12

Показать полностью… https://vk.com/doc-42601569_159260421
279 Кб, 25 февраля 2013 в 2:54 - Россия, Москва, МФЮА, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении