Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 035822 из МФЮА

Калининградский филиал

Аккредитованного образовательного частного учреждения

высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА"

"Культурология"

Программа дисциплины и вопросы к зачету

для студентов заочной формы обучения

для всех направлений

Калининград

2012

Культурология: Программа / Авт.- сост. Армичева В.И. - г. Калининград: МФЮА, 2012. - 16с. Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от "___" _октября__ 2012 г. № _2_ Автор: Армичева В.И. (c) Армичева В.И., 2012

(c) Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012

(c) Калининградский филиал МФЮА, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Становление образования, сочетающего в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным развитием личности студента, а также переход на новые организационные и методические принципы преподавания предметов гуманитарного цикла делают принципиально необходимым включение "Культурологии" в систему высшего образования. Место культурологии в достижении образованности особенно значимо: именно в культуре обнаруживаются универсальные смыслы бытия, как на уровне личности, так и на уровне социального организма.

Культурология подводит человека к основной ценности - пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помогает лучше осознать и собственные культурные ценности.

Данная рабочая программа основана на типовой программе по "Культурологии", утверждённой Минообразования, и соответствует требованиям ГОС по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация бакалавр), 080100 Экономика (квалификация бакалавр), 080200 Менеджмент (квалификация бакалавр). Темам учебной программы соответствует перечень основных культурологических представлений и знаний, а также умений и навыков самостоятельного мышления, которыми должен овладеть студент в процессе прохождения учебного курса.

Цель курса: познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление о месте культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Важным является обучение студентов использованию культурологических знаний в прикладных целях:

* теоретическая интеграция знаний о причинах сходств и различий в поведении и представлениях людей, принадлежащих к различным культурам, облегчает практику межкультурного взаимодействия на уровнях политических контактов, обменов специалистами, культурными ценностями, обыденного общения;

* формулирование культурно значимых проблем, описание и анализ проблемных ситуаций в культуре с выделением обусловливающих или нейтрализующих факторов и механизмов, определение специфики подобных ситуаций для различных регионов, типов поселений, социокультурных групп обеспечивает надежные теоретические основания для разработки и реализации рациональной культурной политики;

* понимание механизмов динамики культуры открывает широкие возможности для разработки средств помощи людям при их адаптации в сложном и изменчивом социокультурном окружении за счет изменения стереотипов, представлений, поведения, структур взаимодействия, навыков, ценностных ориентаций.

"Культурология" является одной из учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.

Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на "пересечении" ряда наук, таких, как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание. Перечень подобных взаимосвязей можно продолжить.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки: усиление процессов интеграции, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного знания ведет к синтезу ряда наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только "питательная" среда, но и необходимый фундамент культурологии.

Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего "объема" культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт - невозможна вне культуры.

Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности мыслить о социальных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в человеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.

Изучению дисциплины "Культурология" должно предшествовать знание следующих учебных дисциплин: мировая художественная культура, литература, отечественная история, всемирная история, обществоведение.

В то же время материал дисциплины "Культурология" будет использоваться при изучении таких дисциплин, как философия, отечественная история, эстетика, этика, социология, политология, психология.

Задачи курса основываются на том, что после его окончания студенты должны:

иметь представление:

- о важнейших областях и этапах становления культурологического знания, об основных научных школах, направлениях и концепциях в культурологии;

- о важной роли культуры в человеческой жизнедеятельности, хранении и передачи социокультурного опыта;

- об основных этапах истории культуры человечества и их хронологии.

знать:

- предмет, задачи и структуру курса, а также его место среди других предметов гуманитарного цикла;

- основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, динамика культуры, культурные ценности и нормы, культурные традиции, модернизация культуры;

- формы и типы культуры, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

- историю культуры России и её место в системе мировой культуры;

- условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры.

уметь:

- понимать и объяснять феномен культуры и её роль в человеческой жизнедеятельности;

- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- анализировать культуры как системы культурных феноменов;

- выделять типы связей между элементами культуры;

- понимать типологию культур;

- понимать культурные коды и коммуникации;

владеть:

- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

- терминологией, введённой и используемой в курсе.

воспитать в себе:

- понимание необходимости изучения культурного наследия;

- ответственность за сохранение культурного наследия;

- нравственные обязанности по отношению к другим людям и самому себе.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

.

Понятие "компетентность" рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом "Культурология".

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции - выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опы В курсе Культурологии формируется ряд значимых компетенций, которые оказывают важное влияние на качество подготовки выпускников.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО нового поколения:

общекультурных (ОК)

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Очевидно, что не все темы, содержащиеся в программе курса, могут быть одинаково подробно рассмотрены во время аудиторных занятий, часть вопросов остаётся для самостоятельной работы студентов. Формой контроля по предмету в соответствии с учебным планом вуза является зачет.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины включает: содержание дисциплины; перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию; список литературы, рекомендуемой для изучения (основной и дополнительной).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Культурология как наука, ее предмет. Функции культуры.

Предмет и метод культурологии. Социальные и теоретические предпосылки культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Основные цели и задачи курса. Теоретическая и прикладная культурология. Культурология как интегральное выражение гуманитарного знания. Культурология и философия культуры, социология культуры. Культурология и история культуры. Культурная антропология, ее основные направления, цели и задачи.

Понятие культуры в современном гуманитарном знании. Сущность культуры, основные подходы к определению ее структуры. Современные научные представления о культуре.

Культура как предмет изучения культурологии. Этимология и генезис понятия "культура". Субъект культуры. Деятельная и аксиологическая концепции культуры. Гносеологическое определение культуры. Семиотическая, или информационно-знаковая концепция культуры. Антропологически-психологические и историко-социальные концепции культуры. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции. Динамика культуры.

Функции культуры в обществе.

Первобытная культура. Генезис культуры. Особенности первобытной культуры. Ритуал и его функции в первобытном обществе. Мифология, магия и религия. Шаманизм и шаманы, их роль в первобытном обществе. Происхождение искусства и его функции.

Тема 2. Методология науки. Методы культурологических исследований.

Методы культурологических исследований. Основные методы культурологических исследований: исторический, сравнительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-функциональный, семиотический, структуральный и др. Дискриптивно-классифицирующий метод исследования культуры (Дж. Фрезер, Э.Б. Тайлор). Системный подход к анализу культуры. Преобладание феноменологического подхода в исследованиях культуры XIX в. Доминирование структурно-функциональной интерпретации культуры в ХХ веке.

Деятельностный подход к культуре.

Культура древневосточных цивилизаций. Культура Древнего Египта. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия и мифология. Теократический характер власти фараона в Древнем Египте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Научная мысль: медицина, математика, астрономия и зачатки научного мировоззрения. Писцы и центры духовной жизни. Эстетические представления древних египтян. Гуманизм древнеегипетской культуры. Наследие Древнего Египта.

Культура Месопотамии. Своеобразие месопотамской культуры: жизнь в Шумере и Вавилоне. Поэма о Гильгамеше. Начала научной классификации явлений мира. Боги как люди. Жрецы, жрицы, обряды. Первые в мире правовые кодексы. Повседневная жизнь жителей Месопотамии. Искусство Двуречья. У истоков библейских сказаний.

Культура Индии. Предыстория: культура Хараппы и культура "Ригведы". Государство: теория и практика политической жизни. Повседневная жизнь: касты, семья и нравы. Религия: индуизм, джайнизм, буддизм и ислам. Философские концепции индийской культуры и научные знания. Искусство Индии, его истоки и специфика. Вклад Индии в мировую культуру.

Китайская культура. Уникальность китайской культуры: ритуал и этика в традиционном Китае. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм. Место буддизма в китайской культуре. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. Китайская социальная утопия. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи. Китайская семья: традиции и тенденции. Научный гений Древнего Китая.

Тема 3. Основные культурологические школы современности

Основные культурологические школы. Общественно-историческая школа, труды Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.

Социологическая школа как неразрывная связь социальных процессов с развитием культуры. Взгляды Т.Элиота, П.Сорокина, А.Вебера. Социология культуры. Классические теории (Э.Д. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер). Социология культуры Альфреда Вебера. Роль духовной элиты в формировании культуры.

Натуралистическая школа. Два направления - фрейдизм (З.Фрейд) и этология (К.Лоренц). Символическая школа, культура как знаковая система.

Культурная антропология: возникновение антропологии как учения о многообразии человеческих культур и обществ. Культурный плюрализм. Э.Кассирер, К. Леви-Строс и теория символических систем. Теоретические концепции: А. Радклиф-Браун, Б. Малиновский.

Классическая древнегреческая культура. Характерные черты культуры Древней Греции. Древнегреческий полис: политика, правопорядок и законы. Боги греческого Олимпа. От религии к философии - Пифагор, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, софисты, Сократ, феномен греческого чуда: рождение научного знания и расцвет искусства. Повседневная жизнь в Афинах. Эллинизм. Великое наследие античной Эллады.

Культура Древнего Рима. Самобытность древнеримской культуры. От гражданина к подданному. От религии общения к мировой религии. Римское право. Место науки в системе мировоззрения. Римское искусство. Художественное конструирование и внутренняя форма римской культуры. Характер культуры и консервативная мораль. Наследие древнеримской культуры.

Тема 4. Развитие культурологии в России

Развитие культурологи в дореволюционный период. Циклическая концепция Н.Я.Данилевского. Место России в системе Восток - Запад. Культурологические идеи западников и славянофилов. Евразийство и проблема культурной идентификации России. Мистическая космология культуры Д. Андреева. Русский культурный архетип.

Развитие культурологических идей в советский период. Ю. Лотман о характере динамических процессов в культуре: культура и взрыв. Волновые модели социокультурной динамики. Концепция длинных экономических волн Н.Д. Кондратьева. Циклическая концепция "этногенеза" Л.Н. Гумилева.

Типология культур в философской школе "диалогики культур" (В. Библер, А. Ахутин), культурологическая концепция М. Бахтина.

Две ориентации деятельностного подхода к культуре в отечественной культурологии: культура как процесс творческой деятельности (М. Каган, Н. Злобин и др.), культура как специфический способ деятельности (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов).

Средневековая культура Западной Европы. Социокультурная ситуация в средневековой Европе. Христианская теология и церковь, их роль в феодальном обществе. Священная инквизиция. Средневековые школы и университеты. Схоластика. Фома Аквинский и его "Сумма теологии". Западноевропейская наука в средние века. Алхимия как феномен средневековой культуры. Роджер Бэкон и опытное знание. Мистика. Латинская литература XII - XIII вв. Героический эпос. "Песнь о Роланде". "Песнь о Нибелунгах". Поэзия трубадуров. Рыцарский роман. Изобразительное искусство в средние века.

Культура Возрождения и Барокко. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения. Характер культуры Ренессанса. Возрождение античности. Открытие мира и человека. Бытовые типы Возрождения. Обратная сторона титанизма. Искусство и литература. Философия, наука, и религия. Н. Макиавелли и его труд "Государь". Культура барокко - эпоха роскоши и смятения.

Тема 5. Основные понятия культурологии: язык и символы культуры, культурные коды. Ценностные парадигмы.

Ценностная природа культуры. Понятие культурной нормы и культурной ценности. Классификация ценностей. Эволюция ценностей. Ценностный аспект межкультурной коммуникации. Теории ценностей (Э. Дюркгейм, Р.Б. Перри, П. Сорокин, Т. Парсонс). Релятивистские и антирелятивистские теории ценностей в западной культурной антропологии. Ценность в политической экономии (К. Маркс). Ассимиляция ценностей при культурном контакте.

Основные понятия культурологии: язык и символы культуры. Культурные коды. Культурные ценности и нормы. Культурные традиции. Морфология культуры. Межкультурные коммуникации, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Нормы как средство добровольного и осознанного сотрудничества людей. Виды норм. Классификация норм по сферам деятельности. Нормы в поведении, хозяйственной деятельности, политике, языке, художественной культуре. Нормы и право. Нормотворчество и предел нормативности. Нарушение норм и смена стереотипов. Отношение индивида к принятым нормам.

Культурные традиции. Понятие традиции. Традиции "как средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений". Традиции как интегральное явление: обычаи, ритуалы, обряды, каноны и т.д. Типы ритуалов по Э. Дюркгейму: аскетические, негативные, имитирующие, коммеративные, пиакулярные (искупительные). Функции ритуалов. Мифы и символические коды. Коммуникативная функция ритуала. Ритуалы и ритуализм в современной жизни. Традиции - канон - стиль.

Язык и символы культуры. Культура как мир знаков и значений, "символическая Вселенная" (Э. Кассирер). Язык как специфический знаковый способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации. Социальные функции языка. Классификация языков: вербальные, невербальные, естественные, искусственные. Сущность и виды знаков. Типология знаковых систем культуры. Естественные знаки. Функциональные знаки. Конвенциональные (условные знаки). Вербальные знаковые системы - естественные знаки. Знаковые системы записи. Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс. Понятие символа. Символичность культуры. Знак - символ - образ. Символ в науке и в искусстве. Определяющая роль символа в религиозных культурах. Символика религиозного текста.

Культурные коды. Понятие культурного кода. Культурные коды в специализированных сферах культуры. Языки различных культур как различные видения мира. Система кодирования культурной информации. Значение в этих процессах архетипа. Система кодирования культурной информации. Культура и философия. Культура и искусство. Культура и религия. Наука и культура. Право и культура. Политика и культура.

Культура эпохи Европейского Просвещения. Предпосылки и истоки европейского Просвещения. Основные черты культуры эпохи Просвещения. Наука и ее "идеалы и нормы". Политические и философские течения: стиль рококо, сентиментализм, классицизм. Культура эпохи Просвещения и Восток. "Век разума" и современность.

Тема 6. Структура культуры: формы, типы, виды. Динамика культуры

Морфология культуры. Понятие типа культуры и типологии. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства. Типологизация как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение многофункциональности и разнообразия форм. Критерии и основания для типологической классификации культуры. Идеальные культурные типы по М. Веберу.

Этнографические критерии (антропологические, лингвистические, географические, хозяйственно-бытовые и т.п.) Понятие "этнос" и "этногенез". Культурно-хозяйственные типы.

Структура культуры: формы, типы, виды. Типологизация как инструмент исследования культуры. Основания культурной типологии. Проблема соотношения Востока и Запада как типов культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Традиционный и современный типы культур. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе. Биосоциальная типология культуры (духовная, художественная и материальная тикультуры). Социальная типология культуры (массовая, элитарная, субкультура, маргинальная).

Жизненно-циклические (возрастные принципы классификации культуры и выделения детской, молодежной, культуры пожилых). Понятие субкультуры. Разновидности субкультур. Национальная культура и народная культура. Массовая культура. Маргинальный характер субкультур.

Элитарная культура (Ф. Ницше, Т. Элиот, Х. Ортега-и-Гассет). Современные типологические классификации культуры: традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры.

Динамика культуры. Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Динамика традиций и инноваций. Прогресс и регресс в культурном развитии. Проблема критериев. Эволюция и прогресс как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. Внутренняя динамика культуры: зарождение, развитие, стабилизация, расцвет, упадок - общий ход линейного, временного развития. Факторы, влияющие на это развитие. Соотношение динамики разных слоев культуры. Внешняя динамика культуры. Межцивилизационная система связей - влияние, диффузии, межкультурная агрессия. Кризисные процессы и процессы восхождений.

Древнерусская культура и искусство. Социальный и политический строй древнерусского государства. Крещение Руси. Самобытность культуры средневековой Руси. Культурные связи Киевской Руси. Древнерусская литература. "Слово о законе и благодати" Иллариона. "Слово о полку Игореве". Летописание и общественно- политическая мысль. Развитие знаний о природе и зачатки рационалистического мировоззрения. Развитие и расцвет древнерусского искусства (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Бытовая культура Древней Руси. Политическая культура. Доктрина "Москва - третий Рим".

Тема 7. Историческая типология культуры. Место России в мировой культуре

Историческая типологизация культуры. Пространственно-региональный (западно-европейская, арабо-мусульманская, восточная, индийская, латино-американская и т.д.). Этническая культура и ее особенности. Понятие национальной культуры. Религиозный критерий: христианский, мусульманский, конфуцианско-даосистский, индо-буддистский типы культуры. Социологический критерий.

Современные типологические классификации культуры: традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Дихотомия "Восток - Запад". Специфические и "серединные" культуры.

Межкультурные коммуникации. Принципы взаимодействия культур в международных отношениях. Структура взаимодействия культур в сфере морали, права, науки, художественной культуры, политической культуры. Уровни взаимодействия культур: между этическими общностями; между нациями; между цивилизациями. Амбивалентность взаимодействия. Механизмы взаимодействия культур: прибавление, усложнение, обеднение, эрозия. Факторы конфликтности, формы подавления, реакция на подавление.

Общение между цивилизациями как наиболее развитая форма взаимодействия. Зависимость взаимодействия от уровня и периода развития. Колонизация и этнокультурные процессы. Особенности европейского колониализма в сфере культуры в XIX - XX вв. Воздействие колонизации. Европоцентризм. Американоцентризм. Транснациональные корпорации и культурная экспансия. Современные тенденции межкультурного взаимодействия. Расширение сферы общемировой культуры. Усиление плюрализма национальных культур. Диалог мировых культур. Культурная картина мира. Основные отличия культурной дихотомии "Восток-Запад". Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. "Черная" и "белая" глобализация.

Типологическая характеристика русской культуры. Культурно-историческая концепция евразийцев. Типологические черты русской культуры. Специфика геополитического, этнического и культурно-исторического развития России. Место России в мировой культуре, в дихотомии Запада и Востока. Специфика современного российского социокультурного пространства. Освоение новых стереотипов и социальных ролей.

Основные направления деятельности Российского фонда культуры и Всероссийского общества охраны памятников культуры и истории. Основные современные направления культуры, анализ, критика

Локальные культуры. Типологические модели культуры. Структурно-антропологические подходы к типологии культур. Женское и мужское начало в культуре (И. Бахофен, Л. Фробениус). Аполлоническая и дионистическая модели культуры Ф. Ницше как выражение естественно-природных начал. Социокультурные суперсистемы П. Сорокина. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Типология культур Г. Гегеля. Ось мирового времени К. Ясперса.

Культура России Нового времени. Эпоха преобразований Петра I. Петровские реформы как опыт государственной секуляризации культуры. Утилитаризм петровского времени. Реформы в области образования, развитие научного знания. Укрепление культурных связей с Западом. Расцвет дворянской культуры екатерининского времени. Особенности русского Просвещения. Дворянская усадьба как социокультурный феномен. Феномен русского масонства. Истоки русского сентиментализма, романтизма и славянофильства. Художественная культура XVIII века.

Тема 8. Культура и цивилизация. Многообразие культурно-исторического развития

Эволюция понятия "цивилизация". Цивилизация и прогресс. Цивилизация и культура. Формирование антитезы "цивилизации - культуры". Понимание цивилизации как тысячелетних циклов, качественно меняющих содержание человеческой истории, в концепции О. Тоффлера. Представления о цивилизациях как стадиях человеческого общества (Л. Морган, Ф. Энгельс).

О. Шпенглер о цивилизации как фазе заката и разложения культурно-исторических систем. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах. Современные представления о цивилизации как ритме смены коренных преобразований на разных этапах развития общества. Цивилизация как этап поступательного саморазвития человечества: мировая цивилизация.

Тождественность и нетождественность понятий цивилизации и культуры. Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Перспективы соотношения культуры и цивилизации.

Русская культура XIX - XX века. Консервативный характер политической культуры царской России, экономические противоречия и взлет культуры. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Нравственные искания Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Расцвет музыкальной культуры: М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский и др. Достижения русской науки. "Серебряный век" русской культуры. "Мир искусства", русский символизм. "Золотой век" русской философии.

Экономический и социально-духовный кризис в обществе на современном этапе. Рост аморализма, коммерциализации и вестернизации культуры. Масскульт и манипуляция сознанием. Русская культура в поисках самоидентичности. Проблемы и перспективы культурного развития России, ее место в мировом сообществе.

Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности. Человек в аспекте глобальных проблем.

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Мозаика культур. Универсализм. Глобальное сознание. Универсальность истории. Характер современной культуры. Масскульт и высокая культура Запада. Массовая культура как средство культурной войны. Культурная самобытность народов мира. Многообразие культур. Космизация и экологизация культуры. Диалог культур Востока и Запада.

Постмодернистская ситуация в культуре XX - XXI века. Постмодернизм как гибридное поле социологии, религиоведения, архитектуры, философии и культурологии. Противоречия модернизма и постмодернизма (Ю. Хабермас, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Рорти и др.) Постмодернистская идея демократизации культуры (М. Хайдеггер). Концепция писателя как "двойного агента" (Л. Фидлер, У. Эко). Боди-арт. Кинетическое искусство. Видео-арт. Компьютерная графика. Концептуальное искусство. Фотография. Коллажи. Киберкультура. Виртуальная компьютерная технология фракталов. Постмодернизм как проблема исчерпанности культуры.

Культура и природа. Соотношение "природного" и "культурного". Единство и различие природного и культурного. Биологическая предыстория человека и его культуры. Культурное как надприродное и внебиологическое явление. Соотнесение "культуры" и "натуры". Эволюция представлений о месте человека в природе. Антропоцентрическая картина мира у гуманистов эпохи Возрождения. Идея возвращения к природе. Ж.Ж. Руссо. И. Гердер, Ш. Монтескье о влиянии климатических условий на общественное устройство. Культура как деградация человеческой природы в учении Ф. Ницше. Культура как инструмент подавления природных влечений у З. Фрейда. Смысл и назначение существования культуры в природе.

Культура и общество. Сущность культуры общества. Соотношение понятий "цивилизаций и культуры общества" (Альфред Вебер). Культура - качество общественной жизни. Культура и свобода общества. Социальный прогресс как цель культурного развития общества. Культура личности и активность масс. Культурная политика. Социальные и культурные факторы активизации жизнедеятельности общества. Роль искусства в динамике творческих ориентаций. Место и роль интеллигенции в общественной жизни. Влияние культуры на интеграционные процессы и формирование общностей.

Культура и глобальные проблемы современности. Глобальный кризис культуры XX века - смена типов культуры. Кризис искусства. Кризис в системах истины: наука, философия, религия. Кризис этики и права. Кризис общества: "Восстание масс". Контуры планетарной цивилизации. Альтернативные пути развития мировой цивилизации.

Культура и человек. Социальная сущность личности. Рассмотрение личности в философии, антропологии, социальной психологии, социологии культуры и т.д. Проблема личности в рамках марксистской философии. Проблема человека в русской философии. Культурная антропология. Гуманистический подход к человеку. Идеология и личность. Плюрализм образов природы человека и типы механизмов формирования личности. Культурные факторы формирования личности. Место личности в духовной регуляции общества. Различия в подходе к личности в разных системах Запада и Востока. Основные этапы и типы социализации личности. Гуманистический потенциал рационально-этического индивида и культурная проблематичность индивидуальности. Индивидуализм и сферы его проявления. Границы индивидуализма, его издержки и формы его ограничения.

Инкультурация и социализация. Понятие "инкультурация". Индивидуальный мир культуры. Структура индивидуальной культуры. Основные элементы индивидуальной культуры: телесная и эротическая культура, интеллектуальная, психологическая, нравственная, политическая, правовая, мировоззренческая, эстетически-художественная, религиозная, профессиональная. Человек - творец и творение культуры. Творчество как способ инкультурации. Культурное наследие и культурная эволюция. Значение культурного достояния, его содержание и механизмы сохранения. Культурное наследие в современных условиях. Сохранение культуры как одна из глобальных проблем современности. Основные проблемы и задачи в деле сохранения культурного наследия России.

Роль культуры в процессах социализации. Многообразие функций культуры. Культурные механизмы социализации. Нормы и значения как средства социализации человека на разных этапах его жизни. Противоречия между внешними формами и реальными функциями в культурном общении. Статусное использование культуры в условиях массового производства. Мода и престижное потребление как символы статуса. Ролевая символика в молодежных и гендерных субкультурах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине "Культурология"

1. Статус культурологии в системе современного гуманитарного знания.

2. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции.

3. Предмет, задачи и структура курса

4. Основные методы культурологического знания

5. Этимология и генезис понятия "культура".

6. Психоаналитическая концепция культуры.

7. Аксиологическая концепция культуры.

8. Деятельностная концепция культуры.

9. Информационно-знаковая (семиотическая) концепция культуры.

10. Универсальные категории культуры (характерные черты и функции).

11. Символ как универсальная категория культуры.

12. Миф как универсальная категория культуры.

13. Мистика как феномен культуры.

14. Игра как феномен культуры.

15. Праздник как универсальная категория культуры.

16. Стиль как структурная форма культуры.

17. Культурные традиции и инновации.

18. Ценности культуры

19. Нормы культуры

20. Эволюционные концепции развития культуры.

21. Циклические концепции развития культуры (Н.Данилевский).

22. Циклические концепции развития культуры (О. Шпенглер).

23. Циклические концепции развития культуры (А.Дж.Тойнби ).

24. Социодинамика культуры П.Сорокина.

25. Натуралистическая школа в современной культурологии

26. Символическая школа в современной культурологии

27. Социологическая школа в современной культурологии

28. Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории.

29. Идея "прогресса" и ее значение для философии культуры и науки о культуре.

30. Культурное многообразие и проблема типологии культур.

31. Биосоциальная типология культуры (духовная, художественная и материальная культуры).

32. Этно-национальная типология культуры (этническая, национальная и мировая культуры).

33. Восточный и западный типы культур.

34. Традиционный и современный типы культур.

35. Типологические особенности русской культуры.

36. Место России в дихотомии Запада и Востока.

37. Специфика современного российского социокультурного пространства.

38. Социальная типология культуры (элитарная, массовая).

39. Социальная типология культуры (субкультура, маргинальная культура).

40. Сущность процессов инкультурации и социализации.

41. Современная культура (модернизм, постмодернизм).

42. Культура и глобальные проблемы современности.

43. Роль туристической и экскурсионной деятельности в пропаганде и сохранении культурного наследия.

44. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы.

45. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д: "Феникс", 2011.

2. Каверин Б.И. Культурология. М., 2001

3. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2002.

4. Культурология./ Под ред А.Н.Марковой - М., 2003

5. Культурология./ Под ред А.А.Радугина - М., 2003

6. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001

Дополнительная

1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М., 1993.

2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб.: МИФРИЛ, 1995.

3. Борзова. Е.П. Культурология. - С-Пб., 2001.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1986.

5. Вейнберг И.П. Человек в культуре Ближнего Востока. - М.: Наука, 1986.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: М.Вебер. Избранные произведения.- М., 1990.

7. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - СПб., 1992.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

9. Запад и Восток: традиции и современность / Под. Ред. Добрыниной В.И. - М., 1993.

10. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.

11. Кагановский В.В. История культуры западной Европы. - Минск: ИП -Экоперспектива, 1998.

12. Кондаков И.В. Культура России. - М., 1999.

13. Кононенко Б.И. Основы культурологии. - М., 2002.

14. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

15. Лихачёв Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992.

16. Лосев А.Ф. Мифология философия культура. - М., 1991.

17. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1987.

18. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.

19. Лотман Ю.М. Феномен культуры//Избранные статьи. - Т. I. - Таллинн, 1992.

20. Малюга Ю.А. Культурология. - М., 2002.

21. Мареева Е.В. Культурология. - М., 2002

22. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. - М., 1991.

23. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.

24. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1983.

25. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.

26. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

27. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. - М., 1996.

28. Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1983.

29. Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М.: "Наука", 1988.

30. Хёйзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 1997.

31. Шендрик А.И. Теория культуры. - М., 2002

32. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. - М., 1993.

33. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для студентов вузов. - М.:Высш. шк., 1999.

34. Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М., 1991.

35. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1991.

Справочная

1.Античная культура: Театр. Искусство. Философия. Наука.: Словарь-справочник // Под. ред. В.Н. Ярхо. - М.: Высшая школа, 1998.

2.Библейская энциклопедия. - М., 1996.

3.Буддизм: Словарь. - М., 1992.

1. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. - СПб., 1995.

2. Волков Ю.Г. Поликарпов В.С. - Человек: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 1999.

3. Керлот Х.Э. Словарь символов. - М., 1994.

4. Культурология. Краткий тематический словарь. - Ростов - н/-Д., 2001.

5. Культура ХХ век: Словарь. - СПб., 1997.

6. Культура ХХ век: Энциклопедия. - В 2 т.- СПб., 1997-1998.

7. Мифология: Энциклопедия. - М., 1997.

8. Словарь античности. - М., 1994.

9. Христианство: Энциклопедия. - В 3 т. - М., 1993.

10. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. - М., 1997.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc-42601569_159260428
263 Кб, 25 февраля 2013 в 2:55 - Россия, Москва, МФЮА, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении