Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 035824 из МФЮА

Калининградский филиал

Аккредитованного образовательного частного учреждения

высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА"

"Социология"

Программа дисциплины и вопросы к экзамену

для студентов заочной формы обучения

факультета "Экономика и управление" По направлениям подготовки: 080100 - Экономика

080500 - Менеджмент

Калининград

2012

Социология: Программа дисциплины и вопросы к экзамену для студентов заочной формы обучения / Авт.- сост. Назарова Л.А. - г. Калининград: МФЮА, 2012. -8 с. Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от "___" _октября 2012 г. № _2__ Автор: Назарова Л.А. (c) Назарова Л.А.,

(c) Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012

(c) Калининградский филиал МФЮА, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная социология - одно из важнейших направлений исследования общества. Необходимость ее изучения определяется, прежде всего, возрастанием роли и значения этой науки в настоящих условиях. Главная функция социологического образования - сформировать социологическое мышление, т.е. понимание стоящих перед обществом проблем, причин их возникновения и путей разрешения, умение критически относиться к обыденным ситуациям, стереотипам мышления и социальным предрассудкам массового сознания.

Социология - это часть культуры современного общества. Она позволяет понять ценности и нормы, эффективно регулирующие жизнь людей, найти способы преодоления негативных моментов в жизнедеятельности общества.

Изучение социологии дает возможность студентам сформировать жизненную и гражданскую позиции, ценностные ориентиры, в том числе и профессиональные.

1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "СОЦИОЛОГИЯ".

Целью освоения данной дисциплины является получение студентами систематизированных научных знаний, которые послужат теоретической базой для осмысления социальных процессов и закономерностей развития общества. Это даст возможность осознать место России в современном глобализирующемся мире.

Цель теоретического раздела - ознакомление студентов с понятийно-категориальным аппаратом и основными проблемами социологии.

Цель практического раздела - углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов, формирование у них навыков применения социологических знаний в своей будущей профессиональной и общественной деятельности.

Изучение дисциплины "Социология" призвано помочь студентам на основе научного анализа социальных проблем современного общества сформировать активную жизненную и гражданскую позиции, ценностные и профессиональные ориентиры, достичь более четкого понимания меры своей гражданской ответственности.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА.

Дисциплина "Социология" является одной из учебных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части основной образовательной программы (ООП) бакалавриата.

При изучении дисциплины " Социология" используются знания и навыки, получаемые студентами по курсам "История", "Культурология", "Экономика".

В свою очередь, знания, приобретённые в результате изучения дисциплины "Социология", помогут освоению курсов "Философия", "Политология", "Психология и педагогика".

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ " СОЦИОЛОГИЯ"

В результате освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) компетенции (или их элементы), предусмотренные федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

* Знать:

-основные категории, задачи, функции социологии ;

-варианты классификации обществ и социальные функции культуры в обществе;

-сущность социальной структуры и социальной стратификации общества, отличительные черты стратификационной модели российского общества;

-особенности функционирования социальных институтов в обществе.

* Уметь:

-ориентироваться в основных вопросах социологии ;

-анализировать необходимую для решения профессиональных и общественных задач социологическую информацию;

-аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем;

-использовать полученные знания для осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей с учётом специфики своей профессии.

* Владеть:

-навыками научного анализа социальных проблем современного общества, применяя их в своей дальнейшей профессиональной и общественной деятельности;

-культурой рационального социального поведения в рамках демократического государства и гражданского общества

В результате освоения дисциплины "Социология" у учащегося формируются следующие общекультурные (ОК) компетенции (или их элементы), предусмотренные стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО):

* владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

* способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы

* способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

* способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

* готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

* осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Социология как наука

Определение социологии. Объект, предмет, категории, структура, уровни социологии. Социология в системе гуманитарных и социально-экономических наук, функции социологии.

Понятие "социальное", "социальное явление", "социальные отношения и процессы". Определение предмета социологии. Основные категории и законы науки. Структура социологии: общетеоретическая социология, социология среднего уровня, микросоциология. Классификация структуры науки в зависимости от уровня получаемого знания (теоретическая и эмпирическая), от целей и задач науки (фундаментальная и прикладная социология). Методы социологии.

Соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией. Социология и история. Социология и политология. Связь социологии с экономической наукой. Социология и правоведение. Значение социологии и её роль в современных условиях. Функции социологии.

Тема 2. История социологии. Основные школы современной социологии

История становления и развития социологии. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические теории. Основные идеи Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, В.Парето.

Причины и условия возникновения различных социологических школ и направлений в России. Субъективистское направление. Основные черты марксистской школы. Психологическое направление. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского, Интегральная социология П. А Сорокина.

Современные социологические теории. Структурный функционализм, конфликтологические школы, феноменология. Неофункционализм, символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология.

Тема 3. Общество как социокультурная система. Личность и общество

Общество как социальная система. Социальные действия, связи и взаимодействия. Проблема типизации обществ, эволюция типов. Глобализация современного мира.

Понятие культуры в социологическом аспекте. Основные элементы культуры. Культура как система социальных ценностей, норм, обычаев. Понятие и виды субкультуры. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры.

Личность как объект социологического анализа. Социальные статусы и роли личности. Теории социализации. Ролевая концепция личности. Девиантное поведение. Социализация личности. Социальный контроль. Роль общественного мнения в механизме реализации социального контроля. Способы и механизмы его осуществления.

Тема 4. Социальная структура, социальная стратификация и мобильность в обществе

Социальные различия в обществе. Социальное неравенство - главная черта человеческого общества. Причины социального неравенства. Различные научно-методологические подходы к объяснению этого явления. Значение и функции социального неравенства в обществе.

Понятие социальной структуры и социальной мобильности и ее основные виды. Основа стратификационной структуры - естественное и социальное неравенство людей. Критерии, определяющие принадлежность к той или иной страте. Три основных уровня социальной иерархичности общества. Исторические типы стратификационных систем. Механизмы защиты и воспроизводства социальной иерархии. Понятие социальной мобильности и ее виды. Миграция, эмиграция, иммиграция. Демографические факторы мобильности. Проблемы социальной стратификации и мобильности в современном российском обществе.

Тема 5.Этнические группы и этнические отношения

Этнические структуры и образцы этнических отношений в прошлом и настоящем. Категория "этнос". Этносы в современном мире. Специфика этносоциологических исследований. Основные этнические структуры: племя, народность, нация и их характеристики.

Этнические процессы. Формы этнических взаимодействий в современном мире. Интеграция и дифференциация. Консолидация, ассимиляция, аккультурация и их черты.

Этническая стратификация

Социально-этнические общности как объект социальной политики. Противоречие в развитии этнических процессов на современном этапе. Особенности национальной политики в России в прошлом и настоящем.

Тема 6.Социальные институты, социальные организации и движения.

Понятие "социальный институт". Институализация общественной жизни. Виды и функции социальных институтов. Явные и латентные функции социальных институтов. Причины дисфункций социальных институтов.

Главные и вспомогательные социальные институты. Институциональные признаки главных социальных институтов. Место и роль вспомогательных социальных институтов в обществе, их взаимодействие с основными институтами.

Институт семьи. Понятие семьи. Жизненный цикл семьи. Типы семейных структур. Важнейшие функции семьи. Ролевые отношения в семье. Тенденции развития семейных отношений в современных условиях. Кризис института семьи и брака.

Институты образования в современном обществе. Школьное образование. Высшее образование и наука. Социология интеллигенции. Социальные организации: сущность, структура, функции. Соотношение социологии организаций и социологии управления. Социальные движения. Сущность социальных движений. Классификация социальных движений. Типология организаций. Массовое сознание и массовое действие.

Тема 7. Социальные конфликты.

Понятие конфликта. Мыслители Древней Греции, средних веков, Нового времени о причинах и сущности конфликтов. Современные конфликтологические школы и их особенности: "позитивно-функциональный конфликт" Л. Козера, "конфликтная модель общества" Р. Дарендорфа, "общая теория конфликта" К. Боулдинга.

Этапы протекания социальных конфликтов и способы их разрешения. Функции конфликтов и их типология. Движущая сила и мотивация конфликтов. Основные альтернативы в условиях конфликта. Принципы и правила регулирования конфликтов. Проблема взаимоотношений конфликтов на макро- и микро уровнях.

Общие причины, порождающие конфликты на территории России. Конфликты в социально-экономической сфере. Конфликты в сфере межэтнических отношений. Состояние законодательства и механизмов разрешения социальных конфликтов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине "Социология"

1. Предмет социологии. Основные категории и методы науки.

2. Структура социологии и ее основные функции.

3. Связь социологии с другими науками.

4. Социологическое исследование.

5. Значение социологии и её роль в современных условиях.

6. Условия и причины возникновения социологии как науки об обществе.

7. О. Конт и Г. Спенсер - основоположники науки об обществе.

8. Вклад Э. Дюркгейма в развитие науки об обществе, основное содержание его социологической теории.

9. "Понимающая" социология М. Вебера.

10. Социологическая система В. Парето.

11. Развитие социологии в России.

12. Современные социологические школы Запада.

13. Определение и строение общества.

14. Гражданское общество и правовое государство.

15. Социальный прогресс.

16. Исторические ступени общества.

17. Мировое сообщество и мировая система.

18. Социальные институты и их функционирование.

19. Типология и функции институтов.

20. Институт семьи и брака.

21. Институты образования в современном обществе.

22. Социальный контроль.

23. Отклоняющееся поведение.

24. Формы и виды социальных взаимодействий.

25. Формы массового поведения.

26. Социальная структура: статусы и роли.

27. Социальная стратификация.

28. Классы в российском обществе.

29. Неравенство и бедность.

30. Абсолютная и относительная бедность.

31. Средний класс. Исторические этапы становления среднего класса в России.

32. Высший класс и предприниматели.

33. Рабочий класс и его характеристики.

34. Социальные группы бедных. "Социальное дно" и маргиналы.

35. Определение и классификация мобильности.

36. Мобильность в современной России.

37. Эмиграция и иммиграция.

38. Миграционная картина современной России.

39. Социология организаций.

40. Культура - форма взаимодействия общества и личности. Базисные элементы культуры.

41. Социальная организация и управление.

42. Лидерство и стили руководства.

43. Функции бюрократии. Теория бюрократии М. Вебера.

44. Социализация. Агенты и институты социализации. Социализация и социальный контроль.

45. Формы и разновидности культуры. Культурно-речевая стратификация.

46. Социальные группы и их классификация. Этнические общности.

47. Социальный конфликт, его природа и этапы.

48. Теории конфликтов.

49. Типы конфликтов.

50. Социальные конфликты в современной России.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. А.И. Кравченко. Социология. Учебник для высшей школы, М, Академ. Проект., 2006, - 382 стр.

2. А.А. Радугин, Радугин К.А. Социология, курс лекций, третье издание, М, Центр,.2001, - 224 стр.

3. Кравченко А.И. Общая социология. -М.: ЮНИТИ-Дана, 2001

4. Социология. / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2001.

5. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2001.

Дополнительная

1. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.- М., 1991.

3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

5. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

6. Шарден Т. Феномен человека. - М., 1965.

7. Бергер Питер. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива/Перевод с англ. - М., 1996.

8. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX -XX вв. - M.: Онега, 1995.

9. Гофман А.Е. Семь лекций по истории социологии. -М.: Мартис, 1995.

10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х томах.- М.: ИНФРА-М, 2000.

11. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М., 1999.

12. Филатова О.Г. Общая социология. М, ГАРДАРИКИ. 2005.464 с.

3

Показать полностью… https://vk.com/doc-42601569_159260440
203 Кб, 25 февраля 2013 в 2:55 - Россия, Москва, МФЮА, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении