Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 035830 из МФЮА

Калининградский филиал

Аккредитованного образовательного частного учреждения

высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА"

"Профессиональная этика и служебный этикет"

Методические указания

для студентов заочной формы обучения

подготовки по специальности 080101.65 - Экономическая безопасность

Калининград

2014

Профессиональная этика и служебный этикет: Методические указания для студентов заочной формы обучения по специальности "Экономическая безопасность" / Авт.- сост. к.ф.н. Станкевич А.Р. - г. Калининград: МФЮА, 2014. - 22 с. Рассмотрена и одобрена в качестве рабочей программы Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от "29" _января_ 2014 г. № 6 Автор: Станкевич А.Р.

(c) Станкевич А.Р., 2014

(c) Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2014

(c) Калининградский филиал МФЮА, 2014 1. Пояснительная записка.

Учебная программа по дисциплине "Профессиональная этика и служебный этикет" разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Профессиональная этика и служебный этикет входит в базовую часть гуманитарного и социального цикла дисциплин подготовки студентов по специальности 080101.65 "Экономическая безопасность", на заочной форме обучения она изучается на первом курсе.

Цель курса:

-сформировать у студентов понимание основ этической теории и служебного этикета;

-сформировать у студентов понимание важнейших нравственных качеств: гуманизма, справедливости, высокой гражданской ответственности, чувства долга, чести, верности и т.д.;

-выработать у студентов потребность систематического нравственного самовоспитания и способности к предупреждению негативных явлений в практической деятельности.

Задачи курса:

-научить студентов анализировать и оценивать с точки зрения нравственности, ситуации, возникающие в сфере действия правовой регуляции;

-научить студентов использовать способы моральной регуляции в своей профессиональной деятельности в целях повышения её эффективности и, в конечном итоге, осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с предъявленными профессиональной этикой требованиями.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по дисциплине "Профессиональная этика и служебный этикет" студенты должны:

Иметь представление:

- о предмете и задачах курса "Профессиональная этика и служебный этикет";

- об общих понятиях и нравственных категориях этики, морали, профессиональном

долге и чести;

- об основных источниках морального и служебного долженствования;

- о процессе формирования и особенностях профессиональной морали сотрудников

по экономической безопасности.

Знать:

- основы профессиональной этики и служебного этикета;

- важнейшие нравственные принципы профессиональной деятельности;

- нравственные аспекты деятельности сотрудника по экономической безопасности.

Уметь:

- анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия правовой регуляции и экономической безопасности;

- анализировать и оценивать нравственные аспекты деятельности сотрудников по экономической безопасности;

- логически и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблемам профессиональной этики и служебного этикета;

- анализировать и оценивать профессиональную деятельность с точки зрения принципов и особенностей служебного этикета.

Владеть:

- понятийным аппаратом, применяемым в профессиональной этике сотрудника по экономической безопасности;

- правилами общего и служебного этикета.

Изучение дисциплины "Профессиональная этика и служебный этикет" способствует формированию гражданской зрелости и общественной активности, правовой и психологической культуры, уважения к закону и бережного отношения к социальным и экономическим ценностям, чести и достоинству гражданина, высокого нравственного сознания, гуманности, твердости моральных убеждений, чувства долга, ответственности и принципиальности.

В результате у студента, обучающегося по специальности "Экономическая безопасность" формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10).

Профессиональные компетенции (ПК):

- организационно-управленческая деятельность способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

Учебная программа рассчитана на подготовку студентов по специальности "Экономическая безопасность" в течение одного семестра обучения. Курс включает в себя семь тем.

Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, в тесной связи со всем комплексом гуманитарных дисциплин, и, прежде всего, с философией, психологией и педагогикой, социологией, культурологией, с практической деятельностью. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.

Преподавание дисциплины студентам заочной формы обучения осуществляется в форме лекций, а также самостоятельной работы студентов. На лекциях, как правило, излагаются наиболее сложные и наиболее значимые в структуре дисциплины учебные вопросы и положения, они имеют целью: дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине; сконцентрировать внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых проблемах психологии и педагогики.

Форма итогового контроля - зачет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в дисциплину "Профессиональная этика и служебный этикет". Понятия "этика", "мораль", "нравственность", их соотношение.

Этика как наука, её предмет. Универсальная и профессиональная этика. Структура этики. Основные направления этических исследований. Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность". Мораль как важнейший элемент гуманизации человека и общества. Проблема происхождения морали. Социальная сущность, назначение и функции морали. Этические теории о сущности морали. Проблемы развития и проявления морали. Противоречивый характер развития морали. Мораль в первобытном обществе. Состояние нравственности в классовом обществе. Мораль в современном обществе. Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральные отношения. Сознание как регулятор поведения и деятельности человека. Структура профессионально-нравственного сознания: моральные ценности, принципы и нормы. Поступок и его основные признаки. Принципиальное единство нравственного и правового сознания. Основные функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочная. Общая характеристика принципов общественной морали. Принцип гуманизма. Возрастание меры гуманности общественных отношений как проявление социально-нравственного прогресса в истории. Личность как основная ценность. Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральные отношения. Сознание как регулятор поведения и деятельности человека.

Тема 2. История развития этики.

Основные этапы развития этики. Предэтика. Античная этика (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур). Древний Восток и. Др. Греция "Упанишады ". Сансара. Нирвана. Даосизм. Конфуцианство, Гедонизм. Эвдемонизм. Средневековая этика. Этика эпохи Возрождения и Нового времени: Т. Мор. Т. Гоббс, Т. Кампанелла, Д. Дидро, Ж. Руссо, Ф. Вольтер, К. Гельвеций, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Ницше. Современная этика: этика ненасилия (Л.Н. Толстой), этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер).

Тема 3. Профессиональная служащих в сфере этика и профессиональная мораль. Основные нравственные принципы и категории и их роль в профессиональной деятельности.

Понятия "нравственные принципы" и "категории этики", их сущность. Важнейшие категории этики: добро и зло, благо, справедливость и несправедливость, совесть и долг, честь и достоинство, ответственность, гуманизм, их содержание, социальная ценность с позиции профессиональной деятельности.

Тема 4. Профессионально-этические кодексы. Этические требования к профессиональному поведению и ценностям в этических кодексах для служащих в сфере экономической безопасности.

Профессионально-этические кодексы, понятие и проблемы формирования кодексов профессиональной этики. Основные свойства профессионально-этического кодекса. Этические и правовые основы деятельности служащего в сфере экономической безопасности. Мораль и право как составные части культуры общества, их соотношение. Основные различия между моралью и правом. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе. Нравственные основы деятельности сотрудника в сфере экономической безопасности, их регламентация в корпоративном, профессиональном, трудовом и кодексе деловой этики. Стандартные элементы кодекса корпоративной этики. Поддержание моральной репутации организации (фирмы). Обеспечение этичности взаимоотношения сотрудников организации (фирмы). Принципы международного бизнеса и партнёрства в кодексе деловой этики.

Тема 5. Этика экономической сферы, бизнеса и услуг. Нравственные проблемы в деятельности сотрудников сферы экономической безопасности. Моральный выбор и риск в их деятельности. Проблема профессионально-нравственной деформации экономической безопасности.

Моральные и этические проблемы и конфликты, этические дилеммы в деятельности сотрудников сферы экономической безопасности, их разрешение. Моральный выбор и риск в их деятельности, его сущность и содержание. Особенности морального выбора в профессиональной деятельности служащих в сфере экономической безопасности. Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников. Нравственно-правовая регламентация морального выбора в их деятельности.

Профессиональный риск с точки зрения морали, его нравственное содержание. Риск как средство решения противоречий. Возможности нравственных границ риска.

Понятие и структура профессиональной деформации сотрудников сферы экономической безопасности: деформация морального сознания, деформация служебных отношений, деформация профессиональной деятельности. Проблемы профессиональной деформации, как отступление от норм требования профессиональной морали. Обстоятельства, способствующие профессиональной деформации: объективные, субъективные, социально-экономические, политические, психологические и другие (микросреда, негативный авторитет). Формы профессионально-нравственной деформации служащих в сфере экономической безопасности. Профилактика профессиональной деформации. Самообразование, самовоспитание, повышение культурного уровня, организация здорового досуга, домашнего быта, принятие соответствующих мер в отношении лиц, нарушающих профессиональные требования.

Тема 6. Служебный этикет. Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета. Создание профессионального имиджа.

Сущность и структура этикета. Правила этикета как выражение признания достоинства человека, уважение к общественным требованиям приличия. Доброжелательность - сущность современного этикета. Основные принципы и формы этикета.

Особенности, принципы служебного этикета (такт, вежливость, внимательность, корректность, учтивость, скромность и др.) и культура поведения в профессиональной деятельности сотрудников сферы экономической безопасности. Требования этикета к культуре внешнего вида сотрудника. Этикет и культура речи (тон, интонация, лексика, выразительность, жесты и мимика). Внешний этикет. Создание профессионального имиджа.

Роль и значение этикета для повышения эффективности деятельности организации и сотрудников.

Тема 7. Этические основы делового общения как социально-психологического феномена. Искусство общения.

Особенности и методы делового общения в профессиональной деятельности сотрудников сферы экономической безопасности. Принципы межличностного общения: доброжелательность, внимательность, проявление интереса к человеку, готовность вовремя прийти на помощь, тактичность в отношениях со старшими и младшими, с подчиненными и начальниками, соразмерность своих чувств с действиями и чувствами других людей. Этика профессиональных отношений в коллективе. Чувство собственного достоинства и уважительное отношение к людям. Деликатность как выражение вежливого отношения к индивидуальным особенностям человека.

Антиподы этики межличностного общения: расхлябанность и манерность, фамильярность и несдержанность, сквернословие и косноязычие, болтливость и развязность.

Культура речи в профессиональной деятельности сотрудников сферы экономической безопасности, её основной критерий и особенности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СДАЧЕ ЗАЧЕТА

для студентов заочной формы обучения:

1. Составить конспект ответов на вопросы для подготовки к зачету по дисциплине "Профессиональная этика и служебный этикет ", иметь конспект лекций.

2. Владеть теоретическим материалом курса (см. перечень вопросов для подготовки к зачету).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ"

1. Понятие и предмет этики.

2. Связь этими с другими науками.

3. Виды и структура этического знания.

4. Сущность морали и ее функции.

5. Основные этапы исторического развития этических учений.

6. Предэтика как этап исторического развития этических знаний.

7. Античная этика.

8. Платон и Аристотель об этике.

9. Понятие и содержание основных категорий этики.

10. Соотношение понятий "мораль" и "нравственность".

11. "Добро" и "зло" в деятельности сотрудника по экономической безопасности.

12. Моральная оценка и самооценка в деятельности сотрудника по экономической безопасности.

13. Долг, совесть и ответственность в работе сотрудника по экономической безопасности.

14. Понятие и сущность морали.

15. Структура морали.

16. Соотношение морали и права.

17. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархичность.

18. Моральное сознание и моральная практика.

19. Моральная деятельность и моральные отношения.

20. Понятие и виды профессиональной этики.

21. Служебный этикет сотрудника по экономической безопасности.

22. Нравственные основы и принципы деятельности сотрудника по экономической безопасности.

23. Кодексы этики, поддерживающие моральную репутацию фирмы или организации.

24. Правила, при которых фирма (организация) считается этичной.

25. Стандартные элементы кодекса корпоративной этики.

26. Структуры и процедуры в организации или фирме, обеспечивающие этичность корпоративной культуры.

27. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности сотрудников фирмы.

28. Разрешение моральных и этических проблем и конфликтов.

29. Этические проблемы и моральный выбор сотрудника.

30. Соблюдение требований служебного этикета.

31. Речевая культура сотрудника и ее основной критерий.

32. Основные качества речи сотрудника по экономической безопасности.

33. Соблюдение требований речевого этикета при ведении деловых бесед и переговоров.

34. Правила ведения деловых бесед.

35. Соблюдение требований служебного этикета.

36. Этические принципы кодекса деловой этики международного бизнеса.

37. Этические принципы ключевого партнерства в бизнесе.

38. Трудовой кодекс РФ о понятиях, основных принципах и системе социального партнерства.

39. Содержание и характер моральных проблем, возникающих в организациях или фирмах.

40. Особенности делового общения в деятельности сотрудника по экономической безопасности.

41. Соотношение норм и правил служебного этикета сотрудника по экономической безопасности с общечеловеческими принципами поведения.

42. Понятие нравственно-профессиональной деформации, ее сущность, причины возникновения и формы проявления в различных сферах общественной жизнедеятельности.

43. Причины и формы проявления нравственно-профессиональной деформации среди сотрудников по экономической безопасности.

44. Диалектика нравственного и профессионального аспектов в деформации личности сотрудников по экономической безопасности.

45. Пути и возможности преодоления нравственно-профессиональной деформации в сфере работников экономической безопасности.

46. Роль руководителя в профилактике негативных явлений среди сотрудников по экономической безопасности.

47. Нравственно-профессиональная деформация человека и проблема духовности.

48. Ответственность как этическая категория в деятельности сотрудников по экономической безопасности.

49. Нравственное воспитание и его значение в профессиональной деятельности.

50. Соотношение общей и профессиональной этики

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М., Гардарики, 2003.

2. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.,ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.

3. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов н/Д: Изд-во "Феникс"?1999.

4. Попов Л.А. Этика: курс лекций. - М.: Центр, 1998.

Дополнительная

1. Зеленкова И.Л. Этика. - Минск., 2011.

2. Зеленкова И. Л. Основы этики : учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. - Минск: ТетраСистемс, 1998. - 496 с.

3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие. - М., 1998.

4. Кондаленко Л.К., Симонова С.М. Этикетная культура. - Мн., 1996.

5. Кузнецова И.Д. Современные этические концепции. - М., 1994.

6. Кузьменко Г. Н. Этика: учебное пособие / Г. Н. Кузьменко. - М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2002. - 144 с.

7. Куракин А. В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции / А.В. Куракин. // Современное право. - 2003. - №2. - С. 3 - 36.

8. Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист): учебно-практ. пособие. - М., 2001.

9. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. - М., 2001.

10. Маслеев А.Г. Этика и профессиональная этика. - Екатеринбург, 2001.

11. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: учеб. Пособие. - М., 2000.

12. Политическая и экономическая этика: учеб. Пособие, - М., 2001.

13. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2012. - 559с.

14. Профессиональная этика / Отв. ред. М. Н. Росенко. СПб., 2006.

15. Радугин А.А. Этика. - М.,2003.

16. Рождественский Ю.В. Словарь терминов (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика. М., 2002.

17. Сокова З.К. Профессиональная этика. - М., 1999.

18. Шрейдер Ю. А. Этика: введение в предмет: учеб. пособие для вузов /Ю. А. Шрейдер. - М.: Текст, 1998.- 271 с.

19. Этика: Энциклопедический словарь. - М., 2001.

20. Этика: Учебник. Под ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М., 1999.

21. Этикет. Авт. сост. Улищенко О.Н. - Харьков, 1998.

22. Юридическая этика / Под ред. И.И. Аминов и др. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 239 с.

Нормативно-правовые акты и иные официальные документы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. - 1993.- 25 дек. (№ 237)

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: утв. постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 нояб. 1991г. (№1920-1) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - 26 дек. - № 52. - Ст. 1865.

3. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 дек. 1948 г. // Сборник международных документов. - Вып.1. - М., 1989.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994 г. - №12.

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.): с изм. на 11 мая 1994 г. // СПС Консультант Плюс.

7. Трудовой кодекс РФ. - М., 2013.

Ресурсы Интернет по курсу "Профессиональная этика и служебный этикет "

1. www.ethicscenter.ru

2. www.jurinfor.ru

3. www.yurist.com

4. www.GAAP.ru

5. www.minfin.ru

6. http://ex-jure.ru/

7. www.audit.ru

8. www.audit-it.ru

Словарь терминов (глоссарий)

Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение "ближнему", готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Формы проявления аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К А. следует отнести также признание законным использование любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности, изуверства (Фанатизм), демагогии. Наконец, аморализм может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.

Аскетизм - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.

Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Природные и общественные явления становятся благом лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные, личные и общественные блага. Материальные блага - предметы, полезные для жизни человека (пища, одежда, жилище и т.д.). Духовные блага - то, что служит для удовлетворения духовных потребностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота). Общественные блага - это совокупность общих материальных и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития. Личные блага - это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящая от общих социальных условий.

Одна из разновидностей духовного блага - моральная ценность, добро (иногда слова "благо" и "добро" в обыденном языке употребляют как синонимы).

Благодарность - отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство - моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает, внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Взаимопомощь - отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина - положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины является выражением морального отношения, в котором

личность находится к другим людям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление вины человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.

Воздаяние - вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости; без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральными санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей.

Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи:

? во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.;

? во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения,

т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.

Вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.

Выбор моральный - акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Особенно отчетливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собственные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.

Грубость - отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Гуманизм - принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Деонтология - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы Долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что "должно быть"), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - деонтологии.

Деятельность моральная - категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.

Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и т.д.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий - благодеяния, добродетели, справедливости и др.

Добродетель - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель - делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью добродетели является понятие порока.

Доверие - отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.

Долг - одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Достоинство - понятие морального сознания, выражающее представления о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.

Жизненная позиция - направленность жизнедеятельности личности, ее точки зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане жизненная позиция - система поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью. Критерий истинности, правильности той или иной жизненной позиции - ее соответствие прогрессивным тенденциям развития общества.

Зависть - неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Зависть возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия.

Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей (оно, например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков).

Законность - принцип права и морали, предписывающий неуклонное соблюдение и правильное применение законов.

Заповедь - нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от какого-либо авторитетного лица. Придание моральной норме формы заповеди связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог.

Зло - категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Последнее является не только моральным, а более широким понятием, которое охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека, препятствующих общественному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрицательные поступки людей.

Золотое правило - одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: "(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Золотое правило встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской "Махабхарате", в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: "чего в других не любишь, того и сам не делай".

Идеал нравственный - понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).

Интуитивизм - направление в этике, сторонники которого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как "самоочевидные истины". Этический интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе.

Иррационализм - методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное в этическом иррационализме - отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следствием этого является вывод, что разум и наука, способные устанавливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформулировать какие-либо общие принципы нравственности, на основании которых человек мог бы принимать конкретные решения в различных практических ситуациях.

Искренность - моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Категории - это универсальные формы человеческого мышления.

Категории этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и место каждой из них в обшей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, совести, чести и др.

Категорический императив - основная категория этики Канта; сформулированный им "нравственный закон", который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). Кант считал, что из этого принципа можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной).

Качества моральные - понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Качества моральные характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Качества моральные разделяют на положительные и отрицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.

Кодекс моральный - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в моральном кодексе, составленном определенным автором, отражаются нравственные требования, которые уже выработало до него стихийно моральное сознание общества. Моральный кодекс обычно охватывает как те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством людей, так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, обязательными.

Конфликт моральный - специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель. Разрешение морального конфликта базируется на осознании иерархии нравственных ценностей (общественный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

Конформизм - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) или неявно (внушением через традицию и др.) В этике конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы, следовательно, отказу от себя как от личности.

Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материальным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочтения личному материальному интересу перед общественным.

Культура - это совокупность всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней' культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в; общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, эстетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика, жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Личность - субъект нравственной деятельности. Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной личности - одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с другими этическими понятиями и проблемами.

Любовь - чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на взаимной заинтересованности и склонности. В этике и философии любовь понимается как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним:

? испытывает потребность к объединению и сближению;

? отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления;

? добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им. Противоположностью любви является ненависть.

Малодушие - отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из неверия в собственные силы.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Включают также совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), характерные для человека походку, жестикуляцию, мимику. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом. Целесообразность определенных манер находит отражение не только в требованиях, имеющих нравственный смысл, но и в .эстетических представлениях о внешнем облике человека. Единство этического и эстетического в оценке манер связано с тем, что внешний образ поведения является наглядной, зримой формой воплощения духовного облика человека, органичным и естественным выражением его общей культуры.

Международный билль о правах человека (International bill of human rights) - общий термин, применяемый к четырем основным международным документам в области прав человека, заключенным под эгидой Организации Объединенных Наций:

1. Всеобщая декларация прав человека;

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

3. Международный пакт о гражданских и политических правах;

4. Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах.

5. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации - иногда считается частью международного билля о правах человека.

Мировоззрение - совокупность взглядов человека на окружающий мир.

Мораль - предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной

жизни. Мораль того или иного общества, прежде всего, предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. Мораль складывается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.

Мотив - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий - стимул, намерение, цель, относящиеся к идеальной сторон поступка. Мотив занимает особое место, являясь основанием поступка, мотив реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и мотивов.

Мужество - моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовность пойти в случае необходимости на самопожертвование.

Навыки - действия, которые человек настолько усвоил в процесс длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, которая включает потребность; склонность человека к действию, навыки касаются лишь технической стороны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В моральной деятельности посредством навыков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

Ненависть - моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. По своему содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла другим; отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство ненависти противоположно чувству любви.

Нигилизм - принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

Норма - это определенный стандарт поведения представителей человеческого общества.

Норма моральная - простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Моральным сознанием моральные нормы формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером могут служить некоторые из "Десяти заповедей", изложенных в Библии ("Не убий", "Не укради", "Почитай отца и мать твоих"). Однако сами по себе моральные нормы не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, моральная норма, как "Не убий", не может применяться во всех случаях без исключения (например, по отношению к закоренелому убийце, представляющему опасность для общества, или по отношению к врагу в условиях военных действий). При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений - принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Различают позитивные и негативные моральные нормы. Позитивные моральные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям ("Будь правдив", "Будь честен"). Негативные моральные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка ("Не укради", "Не убей").

Нормативная этика - составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.

Нравственная культура личности - степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию. Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант лат. термина "мораль", происходит от слова "нрав"), выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее "рамки" достойного поведения.

Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Понятие нравов близко к понятию норм поведения. Но, в отличие от последних, оно характеризует содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу. Им обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей.

Общение - процесс взаимодействия, установления прямого, непосредственного контакта между людьми. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Оно строится на уважении достоинства других, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности.

Общественное мнение - средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она становится законом социальной жизни, которому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе.

Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении - это вопрос о личной ответственности.

Отклоняющееся поведение (девиантное) - особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения.

Отношения моральные - особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности.

Правовая идеология - совокупность понятий, представлений, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности.

Правовая психология - совокупность чувств, эмоций, привычек и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву.

Поведение - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям).

Полезность - одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей. В моральной деятельности понятие полезности характеризует поступок с точки зрения его последствий, реально достигнутого результата.

Правовая ориентация - это совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующая программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Презумпция невиновности - принцип, в соответствии с которым подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом.

Преступление - понятие морального сознания, характеризующее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требования нравственности. К преступлениям обычно относят те поступки, которые особо опасны для человечества, попирают общепринятые представления о гуманности и справедливости, не могут быть оправданы обстоятельствами и совершаются по аморальным мотивам. В большинстве случаев понятия правового и морального преступления совпадают (убийство, воровство). Однако в отличие от права, которое считает преступлением только нарушение официально санкционированного закона, мораль может оценивать как преступления и действие, не наказуемое правом.

Принципиальность - положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

Принципы - одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то принципы в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.

Проступок - поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности.

Профессиональная культура - высокая степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.

Профессиональная мораль - исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.

Профессиональная честь - забота об авторитете своей профессии в обществе.

Профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.

Профессионально - нравственная деформация - искажение характера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера.

Раскаяние - признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раскаяние всегда рассматривалось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозможно исправление человека в дальнейшем. Раскаяние может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль самооценки человеком своих поступков, которая направляет его дальнейшие действия. Раскаяние - специфически моральный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом раскаяния виновного.

Санкция - подтверждение нравственных требований посредством одобрения или осуждения уже совершенных поступков людей. Моральная санкция является одной из форм духовного воздействия, она совершается посредством оценки поведения людей. Оценивая какой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает совершать подобные поступки в дальнейшем. И, наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем.

Смысл жизни - понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.

Совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Сознание моральное - одна из форм общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Социальная установка личности - это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Справедливость - понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага и зла между людьми. Нравственная справедливость - вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требованиями.

Стыд - одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье - понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья.

Такт (тактичность) - принцип этикета, выражающийся в умении человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не поставив в неловкое положение.

Труда нравственность - одна из важнейших сфер действия морали, охватывающая все области общественно полезной деятельности человека. Общественная полезность труда - главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда.

Уважение - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно, более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

Формализм - чисто внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих принципов морали - гуманизма, справедливости, уважения к людям.

Ханжество - отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального формализма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои "добродетели", и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.

Цель - заранее предполагаемый результат действия или деятельности людей, на осуществление которого они направлены. Целенаправленный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. Поскольку целесообразный характер деятельности человека помимо постановки цели предполагает выбор наиболее пригодных из имеющихся в наличии средств для ее осуществления, нравственной оценке в соответствии с действующими в обществе нормами подлежат не только цели, но и использование тех или иных способов и средств их реализации.

Ценности (моральные) - одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются,

? во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;

? во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Цинизм - моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям. Цинизмом называют слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Цинизм в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в том числе и аморальными, средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к аморальному банкротству и духовной опустошенности.

Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, любовь к людям, уважение их достоинства, права на счастье, благожелательность, сочувствие, великодушие, самопожертвование ради интересов других.

Честь - понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.

Чувства - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе чувства - это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным явлениям действительности, основанную на их соответствии или несоответствии потребностям человека.

Эвдемонизм - часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. В отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности эвдемонизм считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков.

Эгоизм - жизненный принцип и моральное качество, характеризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно.

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности. Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о добродетелях человека термин "этика" был введен Аристотелем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика),

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры общества. Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных кругах. В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Современный этикет значительно упрощается, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям. В целом этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта.

22

Показать полностью… https://vk.com/doc-71444969_298110286
349 Кб, 14 мая 2014 в 23:07 - Россия, Москва, МФЮА, 2014 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении