Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 035840 из МФЮА

При подборе постоянных работников в качестве важнейшего требования выступает профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции) с соответствующим опытом работы и подходящим по умственным и морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе., которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя.

1. Метод самооценки

Оценка сотрудником собственной деятельности производиться путем заполнения специально разработанной анкеты, в которой тестируемый должен кратко описать текущую работу, отметить, какие задачи он считает приоритетными и наиболее трудозатратными, а также определить личные сильные и слабые стороны.

Очевидным недостатком такого типа исследований является склонность некоторых работников к снисходительному (или же, наоборот, чрезмерно критичному) отношению к себе. По мнению доктора философии Хьюстонского университета Лиэнн Атуотер (Leanne E. Atwater), повысить точность самооценки может предоставление обратной связи, благодаря которой сотрудники получали бы анонимные мнения коллег о своей деятельности. Кроме того, целесообразно заранее уведомлять персонал о критериях оценки эффективности его деятельности, что позволит людям проявлять большую ответственность в областях, подлежащих проверке.

Метод самооценки позволяет выявить не только уровень квалификации сотрудника, но и определить степень совпадения его взглядов и мнения руководителя относительно организации работы службы безопасности.

Моральная (нравственная) оценка - это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.[4]

Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Моральная оценка опирается на понимание добра и зла.

Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.

Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.

Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.

Самооценка - это самостоятельное, "на свой страх и риск" определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость, стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Совесть - это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь - это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Долг - ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

1. Профессиональная честь как моральная основа сплоченности служебного коллектива.

Честь - понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. (Философский словарь)

Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь - это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности, благородства.

Категории этики тесно связаны между собой, содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д.

Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание "человек чести" можно только безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности.

Профессиональная честь проявляется у сотрудников правоохранительных органов, прежде всего в выполнении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива - это и его честь. Здоровое честолюбие - не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива - это степень способности сотрудников противостоять преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневные трудности и негативное воздействие факторов, ослабляющих чувство долга, ответственности, чести, профессионального и человеческого достоинства.

Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает чувство гордости, т.е. моральной удовлетворенности сотрудников правоохранительных органов от осознания своей принадлежности к ним. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у них несомненно были. Традиции - это не просто история, а могучее средство воспитания молодого поколения людей, стоящих на страже общественного порядка, в том числе и воспитания у них чувства чести.

В то же время честь сотрудника правоохранительных органов требует и движения вперед, овладения современной техникой и новейшими приемами и методами выполнения своих профессиональных обязанностей.

Одной из составляющих категории чести является верность данному слову. Это такое важное качество человека, что иногда оно отождествляется с понятием чести. Ничто так не подрывает чести сотрудника правоохранительных органов, как нарушение данного слова или отступление от него.

Категория чести действительно одна из важнейших в нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов. Дорожить честью - это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по государственному. Этому надо постоянно учиться.

2. Долг и моральная ответственность сотрудников ОВД.

Категория долга - одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики в особенности.

Долг - то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг - это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Особенно большое признание категория долга получила в сфере военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах долг используется как крайне действенная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудников правоохранительных органов - это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти понятия. Долг - это требование общества, коллектива, а желаемое - атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.

В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг - действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требований служебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества - исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение - это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.

Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.

В связи с этим крайне важное значение в деятельности правоохранительных органов приобретает категорияморальной ответственности.

Категория моральной ответственности в существенной мере коррелируется с категорией профессионального долга, являясь в определенной степени одной из его составляющих. Ответственность выражает отношение общества или человека к выполнению субъектом нравственного долга.

Моральная ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ответственность - это способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя ответственность выступает в виде общественных санкций за действия личности.

Иногда ответственность подразделяют на позитивную и негативную. Позитивная ответственность - это сознательное и добросовестное выполнение личностью предъявляемых к ней требований. Она ориентирует с на должное исполнение субъектом возложенных на него обязанностей. Негативная ответственность - реакция общества или личности на совершенные проступки.

Моральная ответственность отличается от юридической, которая всегда связана с применением мер государственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные действия может предъявлять не только общество, но и сам субъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с общественным и личным осуждением.

В этой связи встает вопрос о мере ответственности. В определении юридической ответственности действуют четкие правовые рамки. Моральная ответственность таких рамок не имеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.к. общество или сам человек в каждой конкретной ситуации определяет, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Однако, это не означает что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Такими основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя.

Мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна в меру свободы выбора, т.е. она отвечает лишь за то, что она объективно могла и субъективно должна была выбрать и реализовать в поступке.

В последние годы остро встал вопрос об ответственности правоохранительных органов и их сотрудников за совершенные ими действия. Суть этого вопроса состоит в следующем: в какой мере и за что они могут и должны нести ответственность.

Мера ответственности, как было отмечено выше, определяется мерой свободы выбора, т.е. наличием объективных возможностей для альтернативных действий и степенью следования нравственным требованиям. Сотрудники правоохранительных органов должны нести ответственность за конкретные противоправные или аморальные действия конкретных лиц или органов государства. Однако в действительности оценка действий человека или целой организации не всегда укладывается в ту или иную формулу. Многие вопросы требуют глубокого анализа и должны решаться по-своему в каждом конкретном случае с учетом всех сопутствующих им обстоятельств.

3. Профессиональное достоинство и "честь мундира".

Достоинство - категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. (Философский словарь)

Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства . Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

Достоинство выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство - эмоциональное.

Понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения к личности - в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности - это огромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированнй характер - от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей и т.д. степень этого уважения определяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, авторитетом, в том числе и незапятнанной честью.

Чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.

Достоинство для человека имеет не меньшую, а чаще большую роль, чем материальное благополучие, здоровье или даже сама жизнь.

Поэтому всегда и везде охрана и защита достоинства человека - важнейшая цель всех политико-правовых институтов и любой государственности. Это выдвигает необходимость утверждения принципа человеческого достоинства как абсолютно нравственно-правового принципа правопорядка. Этот принцип:

· устанавливает, что только тот имеет право на применение закона к поведению человека, кто по-настоящему уважает неповторимую индивидуальность другого и не допускает отношения к нему просто как средству, но всегда только как к цели общественного развития, к достижению общего блага;

· запрещает в процессе профессионально-правоохранительного общения допускать пренебрежение, умаление или ущемление достоинства личности и предписывает вносить в свое поведение чувство меры и такта, объективности и беспристрастности в отношении к лицам, с которыми сотрудник правоохранительных органов соприкасается в силу исполнения служебных обязанностей;

· предписывает в полную меру использовать процессуальные и институциональные возможности установленного правопорядка, чтобы оградить достоинство и права личности от умаления и нарушения, будь то со стороны граждан или со стороны государственных органов и учреждений.

Понятие "честь мундира" можно определить как совокупность моральных качеств, которые должны быть присущи сотруднику правоохранительных органов: самоотверженное выполнение своего служебного долга в соответствии с такими понятиями как: профессиональная честь сотрудника и честь коллектива, верность профессии, чувство профессионального достоинства, профессиональная совесть, моральная ответственность. Это отражено в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации:

П-ф 1. Долг чести сотрудника органов внутренних дел - быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

П-ф 4. помнить старинное российское правило: "Честь - в службе!". Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка.

Делом отстаивать честь и авторитет своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство.

П-ф 5. Не терять самообладания и достоинства при вынужденном и правомерном применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными.

П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так и в семье и в быту.

П-ф 12. Высокая честь - заслужить право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

§ 1. Содержание и характер моральных проблем в таможенном деле

Таможенное дело регулируется комплексом разнообразных этических принципов, правил, стандартов, которые помогают таможенным органам реализовывать свое предназначение, выявлять и решать многочисленные и сложные моральные проблемы, возникающие в процессе их деятельности Источниками этических правил, принципов и стандартов являются* российское законодательство, международные соглашения и договоры, участниками которых является Российская Федерация В соответствии со ст 6 Таможенного кодекса РФ в том случае, если "международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора" В частности, Россия с ноября 1997 г является членом межправительственного форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) и как член АТЭС она и ее таможенные органы подчиняются руководящим принципам, принятым данным форумом (см приложение 9).

Помимо этого источником этических принципов являются Кодекс чести таможенника, присяга сотрудников таможенных органов, различные корпоративные документы, имеющие силу в рамках таможенной системы (должностные инструкции, стандарты поведения, технологии, инструкции, приказы, распоряжения, рекомендации, резолюции и др.), сложившаяся практика поведения и взаимоотношений сотрудников и структур таможенной системы, не зафиксированная в письменных документах, но принятая и одобренная таможенным сообществом.

Причины возникновения моральных проблем в сфере таможенной деятельности различны. Часть из них имеют институциональный характер, т. е. связаны с взаимоотношениями государств; общества и государства; различных институтов государственной власти и т. д. Изучением этих проблем и обеспечением поддержки в их разрешении занимается макроэтика. Другие проблемы проявляются на уровне одной или нескольких организаций внутри таможенной системы и носят корпоративный характер. Их изучает и помогает решить микроэтика.

Моральные проблемы таможни, которые возникают на институциональном уровне, связаны с природой и предназначением таможенных органов.

Одной из таких проблем является согласование действий различных структурных компонентов таможенной системы для проведения единой таможенной политики. Несогласованность действий подразделений и структур системы приводит к конфликтам на индивидуальном уровне, т. е. на уровне межличностного общения руководителей и сотрудников различных отделов и организаций.

В соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса РФ таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, которая является частью внутренней и внешней политики страны, а также средства проведения этой политики в жизни: таможенный контроль, таможенное оформление, взимание таможенных платежей, порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти, в частности таможенных органов, которые в соответствии с законодательством РФ являются правоохранительными органами. Таможенные органы составляют единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ), региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ. Они призваны осуществлять единую таможенную политику, но наряду с этим имеют особые, присущие только данной части системы цели, задачи, функции и следуют своим "правилам игры", т. е., говоря на языке этики, реализуют собственную моральную ответственность.

Например, и ГТК РФ, и таможенный пост, и отдел по борьбе с контрабандой, и отдел кадров имеют свои собственные цели и собственную моральную ответственность, обусловленную этими целями Решение же указанной выше данной проблемы состоит в осознании и определении границ моральной ответственности структур таможенной системы.

Другая институциональная моральная проблема связана с гибкостью таможенной системы, ее способностью быстро и экологично (с минимальными вредными последствиями) реагировать на актуальные потребности государства и общества.

Ее суть состоит в способности таможенной системы осуществлять таможенную политику. В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса РФ целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики и т. д. Таможенные органы в целях осуществления таможенной политики должны защищать экономические интересы Российской Федерации, вести борьбу с контрабандой, обеспечивать (в пределах своей компетенции) экономическую безопасность страны, содействовать развитию внешнеэкономических связей республик в составе федерации и т. д. (ст. 10). Таможенная политика, как мы видим, должна сочетать в себе такие таящие внутренние противоречия, цели, как наполнение доходной части бюджета, поддержка отечественных товаропроизводителей, насыщение внутреннего рынка товарами, недопущение ввоза некачественных товаров, контроль за соблюдением внешнеэкономической деятельности. На практике изначальная противоречивость целей таможенной политики приводит к парадоксальной ситуации: когда таможенную службу РФ рассматривают исключительно как фискальный орган, главная задача которого состоит в том, чтобы обеспечить максимальное поступление доходов в бюджет, то таможенные органы сосредотачивают свои усилия в большей степени на сборах таможенных платежей, чем на защите отечественных товаропроизводителей. Главный источник налогообложения и, следовательно, поступлений в бюджет - это импорт. Поэтому политика либерализации по отношению к импортным товарам, проводимая таможенными органами, влечет за собой рост импорта товаров, как правило, более дешевых и качественных, чем отечественные. Товары отечественных товаропроизводителей пока, к сожалению, не могут конкурировать с импортными, поэтому при таком подходе таможенных органов возрождение национального производства и стимулирование развития национальной экономики становится затруднительным. (См.: Блинов Н М, Иванов В. Н., Кухаренко В. Б. От культа таможни к таможенной культуре М., 2000 С. 139, 144)

В то же время повышенные ставки таможенных пошлин (защищающие российский рынок от дешевого импорта) препятствуют нормальному обороту товаров и созданию здоровой конкурентной среды. Как видим, и здесь одна задача таможенной политики - регулирование товарооборота - приходит в противоречие с другой: защита отечественного товаропроизводителя.

Рассматриваемая моральная проблема заявляет о себе в тех ситуациях, когда таможенные органы становятся объектами критики со стороны как российских товаропроизводителей, а также российских граждан и организаций, так и иностранных торговых партнеров. Таможенные органы вынуждены работать в постоянном клубке объективных (не зависящих от воли самой таможни) противоречий: к примеру, удовлетворив требования российских граждан в дешевых качественных товарах, таможня создает конкуренцию товарам, которые производят на своих предприятиях те же самые граждане, в результате чего предприятия, чья продукция не раскупается, разоряются и закрываются, а работники - граждане, желающие иметь дешевые импортные товары, - остаются без работы.

Данная институциональная моральная проблема самым негативным образом может отразиться на репутации таможенных органов и их сотрудниках, поэтому они вынуждены постоянно отстаивать свое доброе имя и демонстрировать сообществу свои благие намерения.

Еще одна моральная проблема связана с "непрозрачностью таможенной системы для участников внешнеэкономической деятельности и частных лиц" и заключается в том, что таможенное законодательство РФ содержит многочисленные формулировки, которые не позволяют однозначно понимать таможенные законы, правила, административные акты и процедуры. Примерами подобных многозначных ("каучуковых", как их иногда называют юристы) формулировок являются, в частности, выражения "добросовестный декларант", "жизненно важные интересы" и т. п. В связи с этим в сфере таможенного дела издается большое количество подзаконных актов, трактующих Таможенный кодекс РФ приказов, распоряжений, инструкций, - что приводит к закрытости таможенной системы от контроля со стороны сообщества и участников внешнеэкономической деятельности. Немаловажное значение имеет проблема ответственности таможенной службы за свои действия перед Государством, участниками внешнеэкономической деятельности, российскими и иностранными гражданами. Она возникает в силу того, что отдельные сферы отношений между таможней и декларантом не урегулированы на правовом уровне. Подобная практика характерна не только для России. Во многих странах допускается наделение сотрудников таможенных органов правом действовать по собственному усмотрению в тех или иных ситуациях. Это право таможенных органов компенсируется соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или в административном порядке, однако правовая неурегулированность данного вопроса иногда причиной произвола сотрудников таможни, который проявляется в том, что они необоснованно ограничивают права участников внешнеэкономической деятельности, вмешиваются во внешнеторговые отношения, нанося тем самым ущерб экономике в целом.

Одним из решений данной проблемы является обеспечение легкодоступного административного или судебного пересмотра неправомерных действий таможенных органов.

Следующая моральная проблема связана с чрезмерно большими властными полномочиями таможенной системы.

В ст. 10 Таможенного кодекса РФ говорится, что таможенные органы участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику. Иными словами, законодательная и исполнительная власть в рамках таможенного дела не строго отделены друг от друга. В свою очередь, таможенная политика, о чем уже говорилось выше, может быть ориентирована как на протекционизм и защиту отечественных предпринимателей, так и на либерализацию внешней торговли. Получается, что таможенные органы в политическом и правовом смысле возвышаются над многими другими общественными институтами. (Блинов И М, Иванов В Н, Кухаренко В Б, Указ. соч. С. 145)

Одним из способов преодолеть эту чреватую злоупотреблениями власти ситуацию является проведение таможенными органами политики открытости, общественного диалога и взаимодействия с другими органами государственной власти, общественными институтами, а также добровольного самоограничения и самоконтроля по отношению к себе. В противном случае возможно появление еще одной, куда более серьезной моральной проблемы - оказание негативного влияния на общественно-политический процесс в целом путем внесения в законодательство тех изменений, которые в большей степени соответствуют интересам таможенной системы, а не общества и государства в целом.

Мы рассмотрели самые важные и острые из институциональных моральных проблем, которые возникают в деятельности российских таможенных органов. Существуют и другие проблемы, которые требуют более специализированного рассмотрения, как добросовестность партнеров таможенной службы по реализации целей таможенной политики (таможенных брокеров, фирм, оказывающих консультационные услуги; таможенных перевозчиков и т. д.); проблема упрощения таможенных правил и процедур для участников внешнеэкономической деятельности, проблема защиты нравственности населения и др.

Нерешенные институциональные проблемы тяжелым грузом ложатся на плечи сотрудников, которые не в состоянии восполнить пробелы в законодательстве, гармонизировать цели таможенной политики, повлиять на внешнее окружение таможенной системы и уменьшить количество контрабанды, подлогов, обмана и пр.

Ряд моральных проблем в таможенном деле возникает, как уже говорилось, на корпоративном, внутриведомственном уровне.

Каждый день государство и общество выдвигают все новые требования к деятельности таможенной системы. Она должна не только успевать выполнять эти требования, но еще при этом и развиваться. Таможенная система, как и любой другой социальный организм, имеет подвижные и в то же время весьма определенные границы, которые как раз и способствуют ее выживанию, воспроизводству и развитию. Эту открытость и одновременно устойчивость системы обеспечивает определенный, ограниченный набор коммуникаций, осуществляемых в соответствии с определенными нормами, правилами, принципами и стандартами, которые могут быть зафиксированы письменно - в приказах, инструкциях, положениях законов и соглашений, и т д , а могут существовать в рамках неформальных каналов - вербальных и невербальных.

Любая моральная проблема, возникающая в системе, несет в себе потенциальную угрозу существованию последней в том случае, если она не будет своевременно решена, снята или смягчена, так как моральные проблемы имеют свойство разрастаться подобно снежному кому. Здесь уместно провести сравнение с разрастанием чувства обиды или оскорбленного самолюбия в случае, если не удается вовремя "выяснить отношения" с обидчиком или оскорбителем и восстановить самооценку. В то же время моральная проблема может иметь конструктивное значение для развития организации, так как она способна сигнализировать о том, что возник вопрос, требующий срочного принятия решения.

Для любой организации типичными являются ситуации, когда два отдела не могут согласовать свои действия; когда между вышестоящим руководством ("штабными") и нижестоящим ("линейными") нет отношений сотрудничества и эффективной обратной связи; когда нарушается принцип единоначалия - т. е. один и тот же сотрудник получает от двух разных начальников противоречащие друг другу указания; когда сотрудник одновременно должен и подчиняться руководству во всех своих действиях (соблюдать принцип иерархии) и в то же время принимать самостоятельные решения и нести за них личную моральную и даже уголовную ответственность. Распространенными являются также моральные проблемы служебных разоблачений: доносительства, взяточничества, дискриминации, воровства, фаворитизма.

Любую моральную проблему, возникшую в организации, лучше рассматривать не как угрозу, а как вызов и стремиться принять данный вызов, поскольку от выявления, признания и успешного решения данной проблемы зависит существование и функционирование системы как целостного организма.

Среди наиболее важных и острых моральных проблем, возникающих на корпоративном уровне в таможенной системе, можно назвать следующие:

• проблема моральных затрат профессии таможенника;

• проблема противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы;

• проблема низкого качества обслуживания клиентов;

• проблема установления отношений сотрудничества и доверия между различными подразделениями и структурами таможенной системы в процессе решения возникающих проблем.

• проблема контроля за соблюдением сотрудниками корпоративных этических стандартов: лояльности, порядочности, ответственности, честности, служения (помощи), коллегиальности;

• проблема согласования строгой иерархии и управленческого авторитаризма с широкими полномочиями и личной ответственностью сотрудников при принятии решений.

Ниже рассматриваются проблемы моральных затрат профессии таможенника и противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы. Другие проблемы требуют специализированного рассмотрения и решаются в рамках науки управления организацией - менеджмента.

Проблема моральных затрат профессии таможенника. Профессия таможенника сопряжена с риском. Не так уж редки случаи применения физического и психического насилия осуществляющему таможенный контроль. Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия независимо от степени его тяжести. И физическое, и психическое насилие чревато моральными травмами, которые в дальнейшем могут повлиять на здоровье сотрудников и на качество исполнения ими своих профессиональных обязанностей. Не случайно говорят о миссии профессии таможенника, имея в виду ее высокое предназначение и связанную с этим опасность для его жизни и здоровья.

Миссия профессии таможенника состоит:

• в обеспечении соблюдения законодательства в таможенном деле;

• в защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, в том числе защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

• в обеспечении в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации;

• в защите экономических интересов Российской Федерации;

• в пресечении контрабанды, других нарушений таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

• в оказании содействия в борьбе с международным терроризмом;

• в пресечении незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации в аэропортах РФ;

• в защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения;

• в защите жизни и здоровья человека;

• в охране окружающей природной среды, защите животных и растений (ст. 10 Таможенного кодекса РФ).

Проблема противоречия между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы. При прохождении службы в таможенных органах для их сотрудников в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах" установлены определенные ограничения, связанные с этическими проблемами конфликта интересов, взяточничества, коррупции. Эти проблемы обусловлены наличием противоречий между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы.

Конфликт интересов возникает, если у человека есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых сотрудником при исполнении им служебных обязанностей, либо относительно действий организации или ее планов на будущее. В целях предотвращения конфликта интересов закон запрещает сотрудникам таможенных органов:

• заниматься предпринимательской деятельностью;

• руководить коммерческой организацией (состоять членом ее органа управления);

• совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутатов органов законодательной власти на всех уровнях;

• проходить службу в одном и том же таможенном органе с близкими родственниками (или состоящими между собой в свойстве - братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В целях пресечения возможных ситуаций взяточничества и коррупции ст. 7 упомянутого закона запрещает сотрудникам таможенных органов:

• получать гонорары за публикации и выступления, подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдых, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

• принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

• выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

• использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

Показать полностью… https://vk.com/doc86905364_392121423
44 Кб, 19 мая 2015 в 12:31 - Россия, Москва, МФЮА, 2015 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении