Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 035843 из МФЮА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АОЧУ ВПО "МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА"

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

______________________________

"Правовая статистика"

по направлению подготовки (специальности) 030900.(65)

"Юриспруденция"

Профиль подготовки

"Бакалавр"

Москва 2012

Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании УМС МФЮА

Составитель: к.ю.н., доцент Афанасьева О.Р.,

Правовая статистика: Учебно-методический комплекс. - М.: МФЮА, 2012.

(c) МФЮА, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

стр. 1. Рабочая программа дисциплины (модуля) 4 1.1 Пояснительная записка 4 1.2 Структура и содержание дисциплины 7 1.3. Образовательные технологии 1.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной

аттестации по итогам освоения дисциплины 1.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 1.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1.7. Методические рекомендации по изучению дисциплины

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Пояснительная записка

Правовая статистика относится к числу юридических прикладных дисциплин, преподаваемых на юридических факультетах высших учебных заведений.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Правовая статистика" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников.

Юрист должен овладеть основными вопросами теории статистической методологии, поскольку статистический метод исследования применяется практически во всех областях научного познания юриспруденции.

Особое значение имеет статистика в сфере уголовно-правовых и криминологических исследованиях, поскольку правовая статистика позволяет разрабатывать не только приемы и способы познания характеристик правовых явлений, но и для анализа существующих и прогнозирования будущих.

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения курса "Правовая статистика" является привитие студентам системы теоретических знаний основных положений дисциплины, а также овладение практическими навыками использования полученных знаний, т.е. подготовка квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать задачи в области знания и применения статистических методов при анализе и прогнозировании правовых явлений.

Основными задачами курса являются:

- ознакомление студентов с понятиями, общими принципами, задачами судебной статистики;

- знание принципов современной организации статистических служб, правовых систем, систем информации;

- приобретение студентами навыков практического применения полученных знаний.

Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина "Правовая статистика" в соответствии с Основной образовательной программой высшего профессионального образования по направлению подготовки 030500.62 Бакалавр "Юриспруденция" по уголовно-правовому профилю подготовки относится к дисциплинам по профилю ДП.01.02.

Изучение курса дисциплины предполагает учет его тесной связи с другими предметами такими как: уголовное право, административное право, гражданское право, криминология, уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс и др., что обусловливает необходимость использования содержащихся в них положений при подготовке к занятиям.

Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2. способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

4. способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

5. стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

6. способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

7. владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

8. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

1. способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

2. способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

3. способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

4. способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

5. владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

6. способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

7. готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК- 14);

8. способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

9. способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

В результате изучения дисциплины студенты должны обладать:

- знаниями основных понятий "Судебной статистики" и теоретических положений дисциплины;

- принципы, положенные в основу организации статистической работы в нашей стране на современном этапе;

- основные этапы статистического исследования;

- умением правильно анализировать правовую информацию, организовывать и проводить статистическое исследование;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь использовать методы статистического анализа.

Итоговый контроль - зачет.

1.2. Структура и содержание дисциплины

Структура дисциплины

Дисциплина изучается в 4 семестре. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.

п/п Раздел

дисциплины Всего учебных занятий Всего аудиторных занятий Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах) Формы

текущего

контроля

успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам) Лекции Семинары, практи-ческие занятия Лабораторные работы, активные и интерактивные формы обучения само-стоятель-ная

работа Тема 1. Предмет, метод, отрасли и история развития статистической науки Тема 2. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности Тема 3. Отрасли правовой статистики Тема 4. Структура федеральных органов государственной статистики России Тема 5. Статистическое исследование Тема 6. Статистические показатели в правовой статистике Тема 7. Абсолютные и относительные величины, их применение в правовой статистике Тема 8. Средние величины и их применение в правовой статистике

Тема 9. Выборочный и социологический методы статистического наблюдения в юридических исследованиях Тема 10. Возможности применения индексного и корреляционных методов Тема 11. Уголовная статистика Тема 12. Отчетность правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений Тема 13. Комплексный статистический анализ и его применение в практике правоохранительных органов Итого: зачет

Содержание дисциплины

Тематическое содержание разделов дисциплины

Раздел I Теория правовой статистики

Тема 1. Предмет, метод, отрасли и история развития статистической науки

Статистика как самостоятельная общественная наука и как отрасль практической деятельности. История возникновения и этапы развития статистики в России. Зарождение органов, ведущих статистический учет. Задачи статистики на современном этапе.

Понятие статистики, статистика как отрасль науки и совокупность числовых или цифровых данных, характеризующих различные стороны жизни государства: экономику, население, преступность и т.д.

Принципы организации статистической работы в России на современном этапе. Отраслевые направления статистики.

Тема 2. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности

Правовая статистика - отрасль статистической науки. Понятие, предмет, методология, система правовой статистики и ее роль в обеспечении режима конституционной законности. Предмет и методы правовой статистики. История развития правовой статистики как науки. Теоретические основы правовой статистики. Задачи правовой статистики на современном этапе. Научно-познавательное значение материалов правовой статистики. Взаимосвязь судебной статистики с юридически дисциплинами и общей теорией статистики. Организация статистической работы в правоохранительных органах, органах юстиции и судах. Общая характеристика и история мировой криминальной статистики.

Тема 3. Отрасли правовой статистики

Моральная статистика: история, развитие, задачи на современном этапе. Уголовно-правовая, административно-правовая статистика: объекты и особенности учета, разделы. Роль криминологической статистики в целях предупреждения и анализа преступности, особенности ее объектов. Становление и развитие виктимологической, криминалистической, коммерческо-правовой и других отраслей правовой статистики. Критерии приоритетности отраслей правовой статистики.

Тема 4. Структура федеральных органов государственной статистики России

Федеральная служба государственной статистики РФ как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, главный учетно-статистический центр страны. Ее подчиненность, полномочия, направления взаимодействия с различными организациями.

Структура органов государственной статистики Российской Федерации. Полномочия руководителя ФСГС РФ. Структура центрального аппарата ФСГС РФ. Подведомственные организации и территориальные органы.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, которые подлежат учету.

Раздел II Описательная статистика

Тема 5. Статистическое исследование

Основные этапы статистического исследования, их единство и взаимосвязь. Понятие статистического наблюдения как первого этапа статистического исследования. Задачи и цели статистического наблюдения, его основные формы, виды и способы. Общее понятие об объекте статистического наблюдения.

Группировка и сводка статистических данных - второй этап статистического наблюдения. Основные положения теории группировок. Задачи статистических группировок и их значение в статистическом исследовании. Группировочные признаки и их виды. Качественные и количественные признаки. Виды статистических группировок: типологические, структурные и аналитические и их применение в правовой статистике. Общее понятие статистической сводки; задачи, способы, виды; элементы.

Статистический анализ - третий этап статистического исследования, его цели и задачи. Понятие абсолютных величин. Относительные величины. Метод относительных величин как один из важнейших приемов обобщения анализа статистических данных. Виды относительных величин. Применение относительных величин в правовой статистике. Средние величины. Понятие средней величины. Применение средних величин в правовой статистике.

Тема 6. Статистические показатели в правовой статистике

Природа и содержание понятия статистического показателя, его отличие от признака и социального показателя. Функции и виды показателей правовой статистики. Понятие "показатель-категория" в судебной статистике. Наиболее распространенный вариант системы показателей в правовой статистике.

Тема 7. Абсолютные и относительные величины, их применение в правовой статистике

Понятие абсолютных и относительных величин. Виды относительных величин: интенсивности, структуры, степени и сравнения, динамики, структуры. Особенности применения относительных величин в уголовной статистике для характеристики преступности (система коэффициентов по Г. И. Забрянскому) и эффективности работы следственного аппарата (коэффициент раскрываемости преступлений). Понятие и классификация рядов динамики, условия их построения и приемы анализа рядов динамики преступности.

Раздел III Аналитическая статистика

Тема 8. Средние величины и их применение в правовой статистике

Понятие и виды средних величин. Техника вычисления средних величин: арифметической, геометрической, моды и медианы. Сущность, виды и значение показателей вариации признаков. Способы расчета показателей вариации количественного и альтернативного признаков.

Тема 9. Выборочный и социологический методы статистического наблюдения в юридических исследованиях

Теоретические основы и понятие выборочного наблюдения. Способы отбора единиц выборочной совокупности. Предмет ошибки репрезентативности для количественного и качественного (альтернативного) признаков. Применение выборочного метода в практике правоохранительных органов.

Роль социологического наблюдения при изучении, предупреждении преступлений и анализ работы правоохранительных органов. Особенности применения социального эксперимента в криминологии и правотворческой деятельности.

Тема 10. Возможности применения индексного и корреляционных методов

Понятие и классификация индексов, особенности их применения в правовой статистике. Расчет агрегированных индексов тяжести преступления, судимости, сезонности правонарушений.

Понятие статистических взаимосвязей и причинности. Функциональная и статистическая связь. Статистические методы выявления наличия и измерения тесноты связи между двумя признаками. Расчет парного коэффициента корреляции, коэффициентов Фехнера и ассоциации. Возможности и перспективы корреляционного анализа в праве.

Специальная часть

Тема 11. Уголовная статистика

Роль уголовной статистики в процессе изучения преступности. Основные задачи статистического анализа преступности: определение состояния преступности, ее уровня, интенсивности, динамики, структуры и характера.

Общие условия и документооборот при регистрации сообщений от граждан о происшествиях, в соответствии с действующим законодательством. Порядок учета преступлений и лиц, их совершивших; сведений о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности; о потерпевшем; о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции. Основания регистрации и учета информации об уголовных делах. Документы первичного учета информации о преступности. Карточная и журнальная формы. Статистические отчеты: их виды и назначение. Статистика судимости в России.

Тема 12. Отчетность правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений

Статистическая отчетность - основная форма наблюдения в правовой статистике. Субъекты формирования статистической отчетности. Государственная статистическая отчетность. Ведомственная отчетность о различных аспектах состояния преступности и борьбе с ней. Судебная статистическая отчетность - отражение работы судов по рассмотрению уголовных, гражданских дел и административных производств по оценке мер судебных репрессий.

Тема 13. Комплексный статистический анализ и его применение в практике правоохранительных органов

Понятие и основные виды статистического анализа преступности. Статистические возможности анализа преступности (реальной, зарегистрированной, раскрытой, нераскрытой, латентной). Статистические возможности анализа причин преступности, личности правонарушителей и мотивации преступного поведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

СЕМИНАР 1. Общие положения о статистической науке

Цель семинара: сформировать у студентов общее представление о статистике. Закрепить знания по базовым вопросам дисциплины.

Контрольные вопросы:

1. Этапы развития общей статистики и правовой статистики в России.

1. Система статистики.

2. Понятие правовой статистики и ее место среди других отраслей статистических знаний.

3. Предмет, метод и система правовой статистики.

4. Функции и значение правовой статистики.

5. Отрасли правовой статистики.

6. Принципы, положенные в основу организации статистической работы в нашей стране на современном этапе.

СЕМИНАР 2. Структура федеральных органов государственной статистики России

Цель семинара: сформировать у студентов общее представление о системе органов, занимающихся сбором статистики в России

Контрольные вопросы:

Понятие ФСГС РФ, ее место и подчиненность в системе органов исполнительной власти России.

2. Структура ФСГС РФ. Полномочия руководителя ФСГС РФ.

3. Полномочия и основные направления деятельности центрального аппарата ФСГС РФ.

4. Полномочия и основные направления деятельности подведомственных организации и учреждений ФСГС РФ.

5. Полномочия и основные направления деятельности территориальные подразделений ФСГС РФ.

6. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации.

Задания к практическому занятию:

Согласно разделу 3 "Федерального плана статистических работ", учету подлежит количество зарегистрированных преступлений.

Используя данные о количестве преступлений в 2005-2009 гг. (табл. 1.), вычислите динамику преступности цепным способом (+/-, %). На основании полученных сведений постройте статистическую таблицу данных с результатами.

Таблица 1

2006 2007 2008 2009 2010 Российская Федерация 2968255 2526305 2756398 2893810 3554738 Краснодарский край 77822 61776 58311 56473 63494 Астраханская область 21902 21455 23321 27172 28410 Волгоградская область 54008 47287 46633 45330 54178 Ростовская область 77571 60792 68394 67857 80056

СЕМИНАР 3. Статистическое исследование и методы статистического исследования

Цель семинара: сформировать у студентов знания по методам и этапам проведения статистического исследования.

Контрольные вопросы:

1. Статистическое наблюдение, его основные формы и виды.

2. Понятие основных этапов статистического исследования.

3. Формы статистического наблюдения.

4. Отчетность и смысл ее ведения.

5. Группировка и сводка материалов статистического наблюдения.

6. Обобщение и анализ сводных статистических данных.

7. Назначение специально организованного обследования.

8. Виды статистического наблюдения и основания для их классификации.

9. Статистическая группировка и сводка собранного материала.

10. Группировочные признаки.

11. Классификация группировок в зависимости от количественных признаков.

12. Классификация группировок в зависимости от качественных признаков.

13. Классификация статистических сводок в зависимости от типа обобщаемых документов.

14. Классификация статистических сводок в зависимости от места обработки статистических данных.

15. Обобщение и анализ и статистических сведений.

16. Величины, применяемые для анализа статистических сведений.

17. Средние величины: наименование, понятие и формулы расчета.

18. Графическое изображение средней арифметической величины.

Задания к практическому занятию:

1. Используя данные о количестве совершенных преступлений (табл. 2), определите структуру преступности каждого года.

Таблица 2

Зарегистрировано преступлений 2000 2004 2010 Всего 27560 29520 35550 в том числе: 1 умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 617 498 579 2 разбой 377 394 637 3 грабеж 1410 1320 3440 4 кража 13680 13100 15730 5 преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков 799 244 175 6 нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 500 527 266

Формула для расчета

Ап х l00

Оп = ?????

КП

где:

Оп - относительный показатель вида преступности (в %);

Ап - абсолютный показатель вида преступности;

КП - абсолютный показатель общего количества преступлений (всего).

По результатам постройте столбчатую, нормированную столбчатую и круговые долевые диаграммы.

2. Используя формулу

x1+x2+...xn

Xa= ________________

n где Xa - средняя арифметическая

п - число значений признака

определите среднюю арифметическую величину совершенных преступлений каждого вида (табл. 2).

Постройте линейные графики изменения количества преступлений, на которых отобразите линию Тренда и линию средней величины.

СЕМИНАР 4. Уголовная статистика

Цель семинара: сформировать у студентов знания уголовной статистики и порядка ее анализа

Контрольные вопросы:

1. Правовые основания сбора и учета информации о преступлениях и лицах их совершивших.

2. Формы первичного учета преступлений и регистрации уголовных дел.

3. Общие условия регистрации сообщений от граждан о происшествиях, по действующему законодательству.

4. Документооборот, осуществляемый при регистрации сообщений от граждан о происшествиях, по действующему законодательству.

СЕМИНАР 5. Формы учета статистической информации

Цель семинара: сформировать у студентов знания по основаниям учета о преступлениях и лицах, совершающих преступления.

Контрольные вопросы:

1. Правовые основания учета информации о преступлениях и лицах их совершивших; о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности; о потерпевшем; о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции.

2. Документы первичного учета: виды и назначение.

3. Карточная форма первичного учета информации: правила оформления, сроки предоставления в учетные подразделения, сроки архивного хранения.

4. Журнальная форма первичного учета преступлений, лиц их совершивших и регистрации уголовных дел: правила ведения журналов, сроки архивного хранения.

СЕМИНАР 6. Комплексный анализ статистических показателей

Цель семинара: сформировать у студентов навыки проведения статистического анализа показателей преступности

Задания к практическому занятию:

Используя нижеприведенные таблицы 3-5 абсолютных показателей преступности, определите коэффициенты преступности и лиц, совершивших преступления.

Для решения данного задания следует использовать формулы расчета коэффициентов:

П х 10 000

КП= ???????,

Н

где: КП - коэффициент преступности;

П - общее число зарегистрированных преступлений;

Н - количество проживающего населения;

10 000 - расчетная база населения для определения соотношения преступности в разных населенных пунктах с разным количеством жителей.

Л х 10 000

КЛ= ???????, Н - Н от 0 до 14 лет где:

КЛ - коэффициент лиц, совершивших преступления;

Л - общее число зарегистрированных лиц, совершивших преступления;

10 000 - расчетная база населения для определения соотношения преступности в разных населенных пунктах с разным количеством жителей;

Н - количество проживающего населения;

Н от 0 до 14 лет - количество населения до 14 лет (их следует вычесть, т. к. они не могут быть субъектами состава преступления). Таблица 3

Численность населения по регионам Российской Федерации

(тыс. человек) всего в т.ч. лиц, не достигших 14 лет Российская Федерация 145181,9 6755,3 Краснодарский край 5124,4 238,5 Астраханская область 1007,2 47,1 Волгоградская область 2702,5 125,0 Ростовская область 4406,7 204,3 Таблица 4

Число зарегистрированных преступлений 2005 2006 2007 2008 2009 Российская Федерация 2968255 2526305 2756398 2893810 3554738 Краснодарский край 77822 61776 58311 56473 63494 Астраханская область 21902 21455 23321 27172 28410 Волгоградская область 54008 47287 46633 45330 54178 Ростовская область 77571 60792 68394 67857 80056 Таблица 5

Число зарегистрированных лиц, совершивших преступления 2005 2006 2007 2008 2009 Российская Федерация 1584127 1163152 1178199 1766905 1797369 Краснодарский край 36658 31259 29472 27454 32658 Астраханская область 11247 11984 12135 14873 14982 Волгоградская область 25461 24458 23347 23871 26395 Ростовская область 36473 30671 35332 33676 40851

Сравните полученные данные. Постройте столбчатые диаграммы, исходя из полученных коэффициентов. В ответе укажите регион с самыми большими коэффициентами преступности и лиц, совершивших преступления.

СЕМИНАР 7.

Отчетность правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений

Цель семинара: сформировать у студентов знания по основополагающей теме дисциплины.

1. Определите последовательность действий сотрудников милиции по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины в связи с поступившим от гражданки сообщением о преступлении:

9 января 2010 г в 12.25 в дежурную часть Дзержинского РУВД г. Волгограда обратилась пенсионерка Иванова Галина Михайловна, проживающая по адресу: 400075 г. Волгоград, ул. Толбухина, д. 1, кв. 6; дом. тел.: 35-36-37. Она сообщила дежурному, что 29 декабря 2009 г уехала к родственникам в село на рождественские каникулы. Вернувшись домой 9 января 2010 г. в 11.00, она обнаружила, что ее входная дверь взломана, в квартире беспорядок. Похищены вещи на общую сумму 20 000 рублей, а именно: телевизор стоимостью 7 000 руб., микроволновая печь стоимостью 3 000 руб., кофеварка стоимостью 2 000 руб., видеомагнитофон стоимостью 5 000 руб., пылесос стоимостью 3 000 руб. Квартира сигнализацией оборудована на была.

10 января 2010 г. при попытке сбыта краденных вещей был задержан гр. Петров В.К., который впоследствии признался в краже, и сообщил, что дверной замок он взломал с помощью ломика. Действовал один, не заметно для окружающих.

2. На основании полученной информации определите, какие сведения подлежат обязательному занесению в статистическую карточку формы №1 и другие учетные документы. Заполните эту карточку.

СЕМИНАР 8. Комплексный статистический анализ и его применение в практике правоохранительных органов

Цель семинара: сформировать у студентов знания по основополагающей теме судебной статистики.

Контрольные вопросы:

1. Действующие нормативно-правовые акты, регулирующие основания сбора и учета информации о преступлениях и лицах их совершивших.

2. Общие условия регистрации сообщений от граждан о происшествиях, по действующему законодательству.

3. Документооборот, осуществляемый при регистрации сообщений от граждан о происшествиях, по действующему законодательству.

4. Книга учета сообщений о происшествиях: порядок и сроки ведения, срок архивного хранения.

5. Талон-корешок и талон-уведомление: назначение, порядок заполнения и сроки архивного хранения.

6. Формы первичного учета преступлений и регистрации уголовных дел: их виды и назначение.

7. Карточная форма первичного учета: названия карточек, правила их оформления, сроки предоставления в учетные подразделения, сроки архивного хранения.

8. Журнальная форма первичного учета преступлений, лиц их совершивших и регистрации уголовных дел: виды журналов и их назначение.

9. Правила ведения журналов, сроки архивного хранения.

10. Статистические отчеты: их виды и назначение.

11. Статистика судимости в России.

1.3. Образовательные технологии

Проведение лекций, практических занятий сопровождается демонстрацией презентаций с применением мультимедийного оборудования. Выполнение заданий для самостоятельной работы и написание контрольных работ осуществляется с использованием информационно-справочных систем, электронных библиотек, сайтов статистических служб.

В ходе изучения дисциплины предусматривается использование активных и интерактивных форм занятий: метод проектов с обсуждением в рамках круглых столов по темам рефератов и полученных результатов, метод деловой игры с целью формирования и развития навыков по дисциплине у студентов, решения практических задач по расчету статистических показателей.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются: обсуждение вынесенных в планах занятий вопросов тем и контрольных вопросов; решение тестов; написание контрольных работ, рефератов; подготовка докладов, решение практических задач.

Формой промежуточной аттестации является зачет, который проводится в письменной форме в виде ответов на вопросы билета.

1.4.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусматривается выделение в учебных планах вузов времени, отводимого студентам всех форм обучения на самостоятельную (внеаудиторную) работу.

Самостоятельная работа является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам.

Самостоятельная работа по дисциплине "Правовая статистика" предполагает: выполнение студентами контрольных работ; написания рефератов; решение практических задач, решение тестовых заданий.

Студенту желательно освоить порядок работы с нормативно-правовыми и информационными базами.

В силу особенностей индивидуального режима подготовки каждого студента, представляется, что такое планирование должно осуществляться студентом самостоятельно, с учетом индивидуальных рекомендаций и советов преподавателей дисциплины в соответствии с вопросами и обращениями студентов при встречающихся сложностях в подготовке и освоении дисциплины.

В качестве исходного материала, основы для усвоения предмета представляется важным опираться на лекционные материалы, в которых предполагается изложение основных положений дисциплины, наряду с широко представленными в литературе также и малоизвестные теоретические и исторические сведения по предмету, а также перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих порядок работы с правовой статистической информацией.

В оставшееся время представляется также полезным обращаться к литературе, особенно по тем вопросам, по которым после изучения лекционных материалов, а также по тем вопросам, которые представляют для студента особый интерес.

Важным источником являются также сайты сети Интернет.

Самостоятельную работу можно подразделить на три вида.

Первый - это самостоятельная работа, проводимая под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с нормативными правовыми актами и учебной литературой.

Второй - самостоятельная работа, которую студент планирует лично. Она может осуществляться в любое свободное от занятий время и заключается в самостоятельном изучении уголовного законодательства, чтении учебной и научной литературы, периодических юридических изданий, изучении материалов судебной практики. В ходе нее студенты могут повторять пройденный материал, дорабатывать конспекты лекций, самостоятельно изучать те или иные проблемы правовой статистики, готовить доклады (рефераты), выполнять контрольные работы, решать тесты и задачи. Самостоятельная работа может осуществляться дома, в учебном заведении и библиотеках.

Студентам рекомендуется посещать консультации, проводимые преподавателями. Консультации имеют в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, практических занятий, зачетов и экзаменов, могут проводиться групповые консультации. В ходе консультаций студентам оказывается помощь в освоении наиболее сложных вопросов учебного курса.

Третий вид - это самостоятельная работа, организуемая по отдельным учебным темам на основе соответствующих заданий. Задания разрабатываются кафедрами, исходя из учебного плана, учебной программы и тематического плана изучения дисциплины. Студент обязан выполнить все пункты (разделы) задания, что в конечном счете поможет ему освоить весь учебный материал и хорошо подготовиться к проведению семинара или практического (группового) занятия.

Контроль самостоятельной работы организуется в двух формах:

* самоконтроль и самооценка студента (тесты самопроверки);

* контроль со стороны преподавателей (текущий и промежуточный). Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, промежуточный контроль осуществляется на экзамене в устной форме.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

* уровень освоения студентом учебного материала;

* умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

* сформированность умений;

* обоснованность и четкость изложения ответа;

* оформление материала в соответствии с требованиями.

Перечень тем для самостоятельной работы

1. История возникновения статистики как науки.

2. Первые источники правовой статистики в истории человечества.

3. Становление и развитие статистики в России.

4. Особенности проведения статистических исследований в ОВД.

5. Статистические таблицы: понятие, элементы, виды и использование в аналитической работе правоохранительных органов.

6. Графические способы изложения данных правовой статистики.

7. Криминокартография и возможности ее применения в ОВД.

8. Электронные карты как средство анализа преступности и инструмент практической деятельности полицейских в США.

9. Специфика метода средних величин для анализа информации о преступности.

10. Понятие, источники и виды статистической информации о преступности.

11. Уголовная статистика и ее роль в изучении преступности.

12. Прием сообщений о происшествиях: правила соблюдения учетно-регистрационной дисциплины.

13. Правила регистрации информации о преступлениях, лицах, их совершивших. Регистрация уголовных дел.

14. Карточная система учета информации: исторические тенденции и закономерности.

15. Карточная форма первичного учета информации о преступлениях и лицах их совершивших: история и современность.

16. Значение журнальной формы учета информации о преступности.

17. Виды и назначение статистических отчетов в ОВД.

Тестовые задания

1 Какая из статистик включает в себя правовую статистику в качестве подотрасли? экономическая социальная демографическая медицинская математическая 2 Что изучает правовая статистика? права и обязанности граждан эколого-правовой статус человека бюджетные классификации законы социоприродного развития количественную сторону массовых правовых явлений 3 Какой раздел статистики относится к уголовно-правовой статистике? статистика потерпевших от преступлений статистика деятельности арбитражных судов статистика уголовного судопроизводства статистика административных правонарушений статистика состава судов 4 Какой раздел статистики является статистикой жертв преступлений? криминологическая статистика уголовно-правовая статистика виктимилогическая статистика гражданско-правовая статистика административно-правовая статистика 5 Какой из методов является одним из специфических методов правовой статистики? следственный эксперимент математическое моделирование метод непрерывной инвентаризации сводка и группировка метод экстраполяции 6 Что является первым этапом любого статистического исследования? статистический количественный анализ статистическое наблюдение статистическая сводка статистическая группировка всесторонний качественный анализ 7 Какой из объектов может быть отнесен к объектам гражданско-правовой статистики? преступление преступник наказание истец и ответчик административные правонарушения 8 Как называется в правовой статистике первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности? единица наблюдения статистический показатель единица совокупности единица измерения объект наблюдения 9 Какая единица наблюдения является одним из источников первичной информации в гражданско-правовой статистике? отделение милиции пожарный надзор учреждения исполнения наказаний ГАИ нотариальная контора 10 Как называется научно обоснованный перечень признаков, подлежащих регистрации в процессе статистического наблюдения? статистический отчет программа наблюдения переписной лист опросный бланк статистическая карточка 11 Как называется статистическое наблюдение, заключающееся в регистрации единиц совокупности по мере их возникновения? периодическое дискретное текущее единовременное прерывное 12 Как называется статистическое наблюдение, в результате которого производится учет всех единиц совокупности? несплошное монографическое выборочное сплошное анкетное 13 Какая форма статистической карточки используется для первичного учета преступлений? форма № 1 форма № 2 форма № 3 форма № 4 форма № 6 14 Какой из отчетов входит в систему государственной отчетности судов первой инстанции? отчет о работе прокурора (форма П, полугодовая) отчет о рассмотрении в кассационном и надзорном порядке дел с исключительной мерой наказания (смертной казнью) (форма № 6а) отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений (форма № 4, полугодовая) отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора (форма № 8) отчет о состоянии преступности на транспорте (форма 1- ТР) 15 Как называют расхождения между показателями выборочной и генеральной совокупностей, возникшие вследствие того, что выборочная совокупность недостаточно полно воспроизводит генеральную совокупность? ошибки измерения ошибки регистрации систематические ошибки ошибки репрезентативности преднамеренные ошибки 16 Что является вторым этапом любого статистического исследования? корреляционный анализ статистическое наблюдение статистическая сводка и группировка регрессионный анализ статистический прогноз 17 Как называется операция по подсчету итоговых данных, характеризующих статистическую совокупность? сводка классификация сглаживание рядов табулирование кодификация 18 Как называется сводка, при которой документы первичного учета обобщаются на местах и в вышестоящий орган направляются уже в подытоженном виде? первичная децентрализованная вторичная смешанная централизованная 19 Как называется группировка, представляющая собой распределение по зависимости, взаимосвязи между двумя или несколькими разнородными группами явлений? аналитическая типологическая структурная вариационная альтернативная Что представляет собой статистическая группировка? метод изучения взаимосвязи признаков один из методов обработки статистической информации графическое представление данных статистический критерий способ организации случайной выборки 20 Как называются ряды распределения, построенные по качественному признаку? статистические вариационные динамики атрибутивные моментные 21 Как называются отдельные значения признака, которые он имеет в вариационном ряду? частоты варианты частости моды индексы 22 Как называются числа, показывающие, как часто встречаются те или иные варианты в ряду распределения? показатели коэффициенты редние величины координаты частоты 23 Что характеризуют ряды распределения? величину колеблемости признака неоднородность совокупности ошибку репрезентативности распределение единиц совокупности по изучаемому признаку степень достоверности данных 24 Что такое частость? отношение числа повторяемости данного значения признака к общему числу единиц совокупности значения признака, выраженные в абсолютных единицах. число, показывающее повторяемость значений признака среднее значения признака отклонение значения признака от средней величины 25 Что такое статистическое подлежащее? элемент статистического графика название статистического графика итоговая графа статистической таблицы 4. объект изучения или перечень единиц совокупности, которые характеризуются в таблице общее наименование таблицы 26 Как называется элемент статистической таблицы, представляющий собой совокупность показателей, которыми характеризуется объект изучения? статистическое прилагательное статистическое подлежащее статистическое сказуемое заголовок таблицы итоговая строка 27 Как именуются горизонтальные линии статистической таблицы? графы строки столбцы колонки графоклетки 28 Как называется статистическая таблица, в которой подлежащее подразделяется на отдельные группы по какому-то одному признаку? групповая типологическая аналитическая классификационная простая Примерный перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) по курсу правовой статистики 1. Основные стадии развития статистики в России. 2. Понятие статистики, ее предмет и система. 3. Понятие и задачи статистики и судебной статистики в частности в современном российском государстве. 4. Система судебной статистики. 5. Основные принципы организации статистики в РФ. 6. Понятие и предмет судебной статистики 7. Понятие ФСГС РФ и ее место в системе органов исполнительной власти России. 8. Пределы подчиненности ФСГС РФ другим органам исполнительной власти России. 9. Структура ФСГС РФ. Полномочия руководителя ФСГС РФ, его заместителей, советников и помощника. 10. Понятие основных этапов статистического исследования. 11. Статистическое наблюдение: основные характеристики. 12. Формы статистического наблюдения. 13. Отчетность и смысл ее ведения. 14. Назначение специально организованного обследования. 15. Виды статистического наблюдения и основания для их классификации. 16. Статистическая группировка и сводка собранного материала. 17. Ошибка репрезентативности (выборки). Виды ошибок. Факторы, определяющие величину ошибки. 18. Группировочные признаки. 19. Классификация группировок в зависимости от количественных признаков. 20. Классификация группировок в зависимости от качественных признаков. 21. Классификация статистических сводок в зависимости от типа обобщаемых документов. 22. Классификация статистических сводок в зависимости от места обработки статистических данных. 23. Обобщение и анализ и статистических сведений. 24. Величины, применяемые для анализа статистических сведений. 25. Средние величины: наименование, понятие и формулы расчета. 26. Графическое изображение средней арифметической величины. 27. Действующие нормативно-правовые акты, регулирующие основания сбора и учета информации о преступлениях и лицах их совершивших. 28. Общие условия регистрации сообщений от граждан о происшествиях, по действующему законодательству. 29. Документооборот, осуществляемый при регистрации сообщений от граждан о происшествиях, по действующему законодательству. 30. Книга учета сообщений о происшествиях: порядок и сроки ведения, срок архивного хранения. 31. Талон-корешок и талон-уведомление: назначение, порядок заполнения и сроки архивного хранения. 32. Формы первичного учета преступлений и регистрации уголовных дел: их виды и назначение. 33. Карточная форма первичного учета: названия карточек, правила их оформления, сроки предоставления в учетные подразделения, сроки архивного хранения. 34. Журнальная форма первичного учета преступлений, лиц их совершивших и регистрации уголовных дел: виды журналов и их назначение. 35. Правила ведения журналов, сроки архивного хранения. 36. Статистические отчеты: их виды и назначение. 37. Статистика судимости в России. 38. Общая характеристика индексов, их виды и значение. 39. индекс судимости. 40. Индекс тяжести преступлений. 41. Понятие и классификация рядов динамики. 42. Условия построения рядов динамики. 43. Колебания динамического ряда: понятие, способы выявления. 44. Средняя хронологическая и ее применение в правовой статистике. 45. Средний уровень ряда, его значение. 46. Показатели анализа динамики. Общая характеристика. 47. Понятие связи явлений и ее виды. 48. Коэффициент корреляции: понятие и значение. 1.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// РГ № 7,21.01.2009 // СЗ РФ 26.01.2009. № 4 ст.445 // ПГ №4, 23-29.01 2009 2. Федеральный закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" №149-ФЗ от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448. 3. Федеральный закон № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" от 29 ноября 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №49. Ст. 6043. 4. Закон РФ №2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" от 13 мая 1992 г. (в ред. от 30 декабря 2001 г.). // Российская газета. 1992. 04 июля. № 152. 5. Закон РФ №5485-1 "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. Стр. 8220-8235. 6. Указ Президента РФ от № 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" 30 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4775. 7. Указ Президента РФ №314 "О системе и структуре органов исполнительной власти" от 09 марта 2004 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945. 8. Указ Президента РФ № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" от 24 декабря 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536. 9. Постановление Правительства РФ № 420 "О Федеральной службе государственной статистики" от 02 июня 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 23. Ст. 2710. 10. Постановление Правительства РФ № 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" от 18 августа 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 34. Ст. 3929. 11. Постановление Правительства РФ №595 "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах"" от 2 октября 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 42. Ст. 4377. 12. Федеральный план статистических работ. Утвержден распоряжением Правительства РФ № 671-р от 6 мая 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2383. 13. Межведомственный Приказ №39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. // Российская газета. 2006. 25 янв. № 13. 14. Приказ МВД РФ №985 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях" от 01 декабря 2005 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 52. 15. Приказ МВД РФ №19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" от 17 января 2006 г. 16. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 36 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" от 29 апреля 2003 г. // Российская газета. 2004. 05 нояб. № 246. Основная литература 1. Алексеева А. П. Правовая статистика: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2007. 2. Алексеева А. П. Правовая статистика: Учебное пособие. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2008. 3. Алексеева А. П. Правовая статистика: Справочное пособие. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2008. 4. Правовая статистика: Учебник. / Под ред. С. Я. Казанцева, С. Я. Лебедева. М: "ЮНИТИ", 2009. 5. Савюк Л. К. Правовая статистика: Учебник. М.: Юристъ, 2010 Дополнительная литература 1. Афанасьев В. Н., Маркова А. И. Курс лекций по истории статистики: Учебное пособие для студентов вузов. Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2003. 2. Белоусов И. В. и др. Правовая статистика: Учебное пособие. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008. 3. Ванчаков Н. Б., Григорьев А. Н. Защита информации: Монография. Калининград: КЮИ, 2003. 4. Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения: основные результаты выборочного обследования. / Федеральная служба государственной статистики. М., Тверь: Триада, 2009. 5. Гаврилов Б. Я. Латентная преступность: понятие, структура, факторы латентности и меры по обеспечению достоверности уголовной статистики: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2007. 6. Годин А. М. Статистика: Учебник. 5-е изд., перераб. и испр. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. 7. Горемыкина Т. К. Общая и правовая статистика: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2009. 8. Ефименко М. О. Криминологическая теория и практика в организации ведомственного контроля за достоверностью уголовной статистики. М.: Волтерс Клувер, 2010. 9. Иванов О. В. Теория статистической группировки. М., 1992. 10. История статистики в схемах и таблицах: Учебное пособие. / Сост. Г. В. Лебедева и др. Великий Новгород: Новгор. гос. ун-т, 2002. 11. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: в 9 т. / Редкол.: В. Л. Соколин - пред. и др. М.: Статистика России, 2008. 12. Карабан Л. А. Статистическое наблюдение, сводка и группировка: Учебно-практическое пособие. Брянск: Изд-во БГТУ, 2008. 13. Ли Д. А. Уголовно-статистический учет: Структурно-функциональные закономерности. М.: Рус. мир, 1998. 14. Михайлова Т. М., Михайлов Б. А. Статистические показатели, их структура и единицы измерения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 15. Плошко Б. Г. Группировка и системы статистических показателей. М, 1994. 16. Плошко Б. Г., Елисеева И. И. История статистики: Учебное пособие для вузов. М.: Финансы и статистика, 1990. 17. Правовая статистика: Учебник / Под ред. В. С. Лялина, А. В. Симоненко. М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2008. 18. Пусь В. В. Аналитическая статистика: Учеб. пособие для юристов. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт генеральной прокуратуры РФ, 2004. 19. Рак И. П., Образцов Д. В., Селезнев А. В. Уголовная статистика: Учебное пособие. Тамбов: ТГТУ, 2009. 20. Сажин Ю. В., Бикеева М. В., Семенова О. А. История статистики: Учебно-методическое пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. 21. Семья в России: Статистический сборник. / Редкол.: А. Е. Суринов - пред. и др. М.: Росстат, 2008. 22. Скоморохов Р. В., Шиханов В. Н. Уголовная статистика: обеспечение достоверности. М.: Наука, 2006. 23. Тронева В. Н. Правовая статистика: Учебное пособие. Волгоград: Волгоградская академия государственной службы, 2009. 24. Харченко Л. П. История статистики: Учебное пособие. Новосибирск: НГАЭИУ, 1997. Интернет - ресурсы: 1. общие информационные, справочные и поисковые системы "Консультант Плюс", "Гарант"; 2. официальные сайты Росстата (www.gks.ru) 3. Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/ - 4. Федеральный правовой портал "Юридическая Россия" -http://www.law.edu.ru/ 5. Библиотека законодательных актов Российской Федерации - http://www.vcom.ru/law/rf_law_2.shtm 1.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: * рабочие места по количеству обучающихся; * рабочее место преподавателя; * комплект учебно-методической документации по дисциплине. Проведение лекционных и семинарских занятий предполагает использование мультимедийного оборудования: компьютера, мультимедиапроектора. 1.7. Методические рекомендации по изучению дисциплины Изучение курса "Правовая статистика" завершается зачетом. Зачет является одной из форм итогового контроля знаний (промежуточной аттестации) и навыков, полученных на лекциях, семинарских (практических) занятиях и в процессе самостоятельной работы. Содействуя решению главной задачи высшего профессионального образования - подготовке квалифицированного специалиста, экзамены выполняют следующие функции. Обучающая функция реализуется в процессе подготовки к зачету. В этот период студенты всех форм обучения вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые, совокупность которых позволяет им создать целостное представление о предмете. Оценивающая функция реализуется в процессе проведения зачета. Ответы студентов на контрольные вопросы зачета позволяют комиссии (преподавателю) определить качество изучения пройденного материала и оценить степень усвоения учебной программы. Воспитательная функция состоит в том, что экзамен стимулирует у студентов трудолюбие, взыскательное отношение к уровню своей подготовки, ответственность за выполнение учебной программы, развивает чувство справедливости, уважения к науке, педагогическому труду преподавателей и другие деловые и моральные качества, необходимые для выпускника вуза. Подготовка студентов к зачету включает три стадии: - самостоятельная работа в течение учебного года (семестра); - непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету; - подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билете. На непосредственную подготовку к зачету студенту необходимо отводить не менее трех дней. Ее целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки к зачету может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. Литература для подготовки к зачету обычно рекомендуется преподавателем. Она также может быть указана в программе курса и учебно-методических пособиях. Однозначно сказать, каким именно учебником следует пользоваться для подготовки к экзамену, нельзя, потому что учебники пишутся различными авторами, представляющими свою, иногда отличную от других, точку зрения по различным научным проблемам. Поэтому для полноты учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников (учебных пособий). Студент сам вправе придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от позиции преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации. Наиболее оптимальны для подготовки к зачету учебники и учебные пособия, разработанные преподавателями, которые читают курс в данном учебном заведении. Но такие учебные материалы имеются далеко не всегда. Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций. Учебный материал в лекции дается в систематизированном виде, основные его положения детализируются, подкрепляются современными фактами и нормативной информацией, которые в силу новизны, возможно, еще не вошли в опубликованные печатные источники. Правильно составленный конспект лекций содержит тот оптимальный объем информации, на основе которого студент сможет представить себе весь учебный материал. Следует точно запомнить термины и категории, поскольку в их определениях содержатся признаки, позволяющие уяснить их сущность и отличить эти понятия от других. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обратить внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания категорий и реальных юридических проблем. А это достигается не простым заучиванием, а усвоением прочных, систематизированных знаний, аналитическим мышлением. Следовательно, непосредственная подготовка к экзамену должна в разумных пропорциях сочетать и запоминание, и понимание программного материала. При подготовке ответа студентам рекомендуется применять программу курса "Правовая статистика", которая, как правило, лежит на столе у студентов. Поэтому следует научиться максимально использовать тот информационный минимум, те сведения, которые в ней содержатся. Оценка объявляется студенту после окончания его ответа и обсуждения ее лицами, принимающими зачет, в день сдачи данного предмета. Общая оценка знаний студента на зачете по дисциплине выводится по частным оценкам за ответы на вопросы билета. Преподаватели снижают оценку на экзамене за: 1) недостаточную полноту, аргументированность, неточности в ответах; 2) неумение привести пример, связать теорию с практикой; 3) построение ответа на основе утративших силу, измененных нормативных правовых актов. Методические рекомендации по подготовке рефератов, докладов и т.п. Для более успешной работы по подготовке рефератов, докладов и других видов учебных работ, в частности, по вопросам выбора темы работы, основных направлений ее содержания, структуры, выбора источников и литературы и другим вопросам студентам, при сохранении их индивидуального предпочтения в отношении выбора темы работы, полезно также обращаться за советом к преподавателю дисциплины для получения методологических рекомендаций и советов по подготовке работы. * К общим рекомендациям по данному вопросу можно отнести следующие: * 1. Письменная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменным работам (выровненные поля, единый шрифт, титульный лист, указаны заглавия разделов работы, указана библиография и приведено содержание работы). * 2. Работа (письменная работа с докладом или реферат с докладом) может быть небольшой по объему, но должна быть выполнена самостоятельно. Работы могут быть двух основных видов, а также иных по согласованию с преподавателем: * 1 вид - Письменная работа (с последующим докладом) по изучению отдельного института, проблемы, актуального вопроса и т.п. в области правовой статистики. Желательно брать в качестве темы небольшой вопрос, но проработать его (рассмотреть) на основе нормативно-правовых источников, теоретической литературы, судебной практики. В этом случае в библиографии должно быть не менее 5 источников. По объему работа может занимать около 3-5 страниц. * 2 вид - Реферат с последующим устным его докладом. В данном случае берется значительный по объему основной источник (статья, глава из книги, учебного пособия, текст закона и др.) и реферируется (кратко излагается) студентом в письменном виде и устно представляется на семинарском занятии в виде доклада. * В этом случае реферируемый текст (первоисточник) должен быть по объему не менее 30 страниц. Сам реферат должен быть объемом 5-7 страниц. При этом реферат должен быть не копированием отдельных блоков реферируемой работы, а кратко излагать основное содержание глав, параграфов и разделов реферируемой работы, при желании и необходимости с комментариями студента - автора реферата и доклада. * Библиография ограничивается одним первоисточником или в крайней необходимости по желанию студента какими-либо другими вспомогательными источниками для удобства подготовки и изложения реферата. * Все имеющиеся в творческой работе сноски тщательно выверяются и снабжаются "ссылками", прямые цитаты даются в кавычках и также сопровождаются сносками на источник и авторов. Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в сети Интернет. Необходимо указывать полный адрес сайта, а если на сайте приводится название источника, публикации, имя автора соответствующие данные также должны быть указаны в сносках и перечне источников и литературы, использованных при подготовке творческой работы. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников. Методические рекомендации по использованию дополнительной литературы Следует обратить внимание на особенности приведенного выше списка дополнительной литературы. Во-первых, в него включены основные публикации, с помощью которых студент может разработать тему реферата Во-вторых, фактически все рекомендуемые издания снабжены библиографическими указателями, использование которых позволяет глубже изучить материал. В-третьих, в библиотеке ВУЗа многие издания из списка дополнительной литературы отсутствуют, однако их можно найти в Интернете в электронном виде. При этом следует обратить внимание на то, что при составлении библиографических списков и цитировании необходимо указывать страницы, а значит, рекомендуется использовать все-таки "бумажные" издания. 2

Показать полностью… https://vk.com/doc9307764_275189487
363 Кб, 27 февраля 2014 в 22:58 - Россия, Москва, МФЮА, 2014 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении