Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 035872 из МФЮА

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

( по материалам первой части Налогового кодекса)

составитель к.э.н. Андреянова Н.И.

ВОПРОСЫ

1. Общие положения о налоговом законодательстве Российской Федерации

2. Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации

3. Понятие субъектов налоговых правоотношений и их краткая характеристика

4. Объекты налоговых правоотношений

5. Элементы налогообложения, установленные законодательством Российской Федерации

6. Налоговое обязательство, условия его возникновения, изменения и прекращения

7. Изменение срока уплаты налогов и сборов

8. Порядок и условия предоставления и прекращения отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов

9. Порядок и условия предоставления и прекращения действия инвестиционного налогового кредита

10. Требование об уплате налогов и сборов

11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

12. Налоговая декларация

13. Налоговый контроль и формы его проведения

14. Виды налоговых проверок

15. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

16. Виды защиты прав налогоплательщиков

1. Общие положения о налоговом законодательстве Российской Федерации

Налоговое законодательство - совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г. № 2118-1, введенным в действие с 1 января 1992 года, были заложены правовые основы налогообложения в Российской Федерации.

С 1 января 1999 года с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.98 г. № 146-ФЗ развитие налогового законодательства в Российской Федерации вступило в новый этап.

Причины, вызвавшие необходимость разработки и введения в действие Налогового кодекса РФ:

- изменения в области политики и экономики;

- изменения правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти;

- процесс интегрирования российской экономики в мировую;

- недостатки налоговой системы, сложившейся за период 1992 -1998 годов.

Громоздкость Непредсказуемость Обособленность от других правовых документов Регулирование налоговых отношений не законодательными актами, а подзаконными (инструкциями, разъяснениями, телеграммами, письмами), в частности, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ

Принятие Налогового кодекса - эволюционное и качественное развитие налогового законодательства РФ, устранение имеющихся недостатков налоговой системы.

Цель разработки и принятия Налогового кодекса РФ - создание рациональной и справедливой налоговой системы, обеспечение ее стабильности и предсказуемости.

Часть первая Налогового кодекса отражает правовую концепцию налоговых отношений в России, т.е. основные принципы российского налогового права, а именно:

- раскрывает понятие законодательства РФ о налогах и сборах;

- устанавливает общие принципы налогообложения;

- определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

- устанавливает правовой статус участников налоговых отношений и их ответственность;

- содержит общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

- устанавливает формы и методы налогового контроля;

- регулирует порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура части первой Налогового кодекса Российской Федерации

Разделы Главы , статьи Раздел I. Общие положения

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц

Глава 6. Органы внутренних дел

IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

7. Объекты налогообложения 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов 9. Изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пени 10. Требование об уплате налогов и сборов 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм V. Налоговая декларация и налоговый контроль 13. Налоговая декларация 14. Налоговый контроль VI. Налоговые правоотношения и ответственность за их совершение

15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений 16. Виды налоговых правонарушений и ответственности за их совершение 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц 20. Рассмотрение жалобы и принятие решений по ней Экономическая концепция, т.е. экономическое содержание налоговых правоотношений определено в части второй Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 января 2001 года. Она содержит законоположения о порядке исчисления и уплаты конкретных видов налогов, в частности: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и др.

2. Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации - взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня:

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит исключительно из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных налоговых законов.

Законодательство субъектов Федерации (краев, областей, республик, автономных округов) о налогах и сборах характеризуется признаками:

1. состоит не только из законов, но и иных нормативных актов (решений, постановлений и т.д.);

2. принимается в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления, могут устанавливать и вводить местные налоги и сборы только в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Законодательно установлен приоритет в отношении Налогового кодекса по сравнению с федеральными налоговыми законами. Все иные законы, принимаемые "не в соответствии с Кодексом", не могут регулировать налоговые отношения.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации

(по состоянию на 1.01.2012 года) Федеральные Субъектов Российской Федерации (региональные) Местные Налог на добавленную стоимость Налог на имущество организаций Земельный налог Акцизы Транспортный налог

Налог на имущество физических лиц Налог на доходы физических лиц Налог на игорный бизнес Налог на прибыль организаций Государственная пошлина Налог на добычу полезных ископаемых Сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов Водный налог

Федеральные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы, устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Общие условия установления налогов и сборов

Налог считается установленным в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- налоговый период;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога;

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Кроме того, частью первой НК РФ предусматривалось разработка и введение в действие специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей ( единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

3. Понятие субъектов налоговых правоотношений и их краткая характеристика

Субъекты (участники) налоговых отношений - лица, обладающие правосубъектностью, т.е. являющиеся носителями субъективных прав и обязанностей.

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Российской Федерации Налогоплательщики организации физические лица Налоговые агенты организации физические лица Налоговые органы Таможенные органы Сборщики налогов и сборов Финансовые органы Органы государственных внебюджетных фондов Органы внутренних дел Налогоплательщики и плательщики сборов - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Налоговые агенты - лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые органы - централизованная система контроля:

- за соблюдением законодательства о налогах и сборах,

-за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов,

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Они призваны обеспечить поступление налоговых платежей в бюджеты соответствующих уровней:

- в федеральный;

- в бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты);

- в бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Таможенные органы - Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за исполнением законодательства о налогах и сборах.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Сборщики налогов и сборов - государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые могут осуществлять прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет.

Финансовые органы - Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных налоговым кодексом. Дают разъяснения по налоговому законодательству.

Органы государственных внебюджетных фондов. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за исполнением законодательства о налогах и сборах.

Органы внутренних дел - выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

4. Объекты налоговых правоотношений

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Объекты налогообложения

Имущество

Виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Прибыль Экономическая выгода в денежной форме, учитываемая и оцениваемая при определении налога на прибыль (доход) организаций.

Доход

Экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая и оцениваемая при определении подоходного налога с физических лиц, налога на доходы от капитала, полученная:

- от источников в РФ;

- от источников за пределами РФ.

Стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

Товар - имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Иной объект Объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Не признаются дивидендами:

- выплаты акционеру (участнику) организации в денежной или натуральной форме, не превышающие его взноса в уставный (складочный) капитал организации при ее ликвидации;

- выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

- выплаты некоммерческой организации на осуществление ее уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

5. Элементы налогообложения, установленные законодательством Российской Федерации

К ним относятся: налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, налоговые льготы

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Порядок ее определения устанавливается Налоговым кодексом по федеральным, региональным, местным налогам.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Устанавливается по федеральным налогам Налоговым кодексом, региональным налогам - законами РФ, местным налогам - нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах установленных.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Устанавливается применительно к каждому налогу:

- по федеральным налогам - Налоговым кодексом;

- по региональным и местным налогам - соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Льготы по налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, имеющим преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

6. Налоговое обязательство, условия его возникновения, изменения и прекращения

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется, прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора со смертью налогоплательщика. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица погашается в пределах стоимости наследственного имущества с ликвидацией организации-налогоплательщика

Неисполнение обязанности по уплате налога (неуплата или неполная уплата налога (сбора) в установленный срок) является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

в бесспорном порядке в судебном порядке

7. Изменение срока уплаты налогов и сборов

Формы изменения срока уплаты налога и сбора: отсрочка или рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

8. Порядок и условия предоставления и прекращения отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов

Отсрочка или рассрочка по уплате налога - изменение срока уплаты налога заинтересованному лицу на срок от одного до шести месяцев при наличии хотя бы одного из следующих оснований (условий):

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;

6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

При предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основаниям:

- 3, 4, 5 - на сумму задолженности начисляются проценты исходя из 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки;

- 1, 2 - на сумму задолженности проценты не начисляются.

9. Порядок и условия предоставления и прекращения действия инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- проведение этой организацией НИР или ОКР либо технического перевооружения собственного производства, направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами (сумма кредита - 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей);

- осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов (сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией);

- выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией).

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

10. Требование об уплате налогов и сборов

Требование об уплате налога - письменное извещение, направленное налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога и сбора направляется налоговым органом при наличии у налогоплательщика недоимки, независимо от привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику по результатам налоговой проверки, направляется ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения налоговым органом.

11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Залог имущества - способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, в случае изменения сроков оформляется договором между налоговым органом и залогодателем.

Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

Предмет залога - имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, может оставаться у залогодателя или передаваться налоговому органу (залогодержателю), с возложением на него обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Поручительство - способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налогов и сборов оформляется договором между налоговым органом и поручителем.

Договор поручительства подлежит регистрации в налоговом органе по месту учета налогоплательщика в течение трех дней со дня его заключения. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Приостановление операций по счетам в банке оформляется решением руководителя налогового органа, направившим требование налогоплательщику об уплате налога, в случае:

- неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате налога;

- непредставления налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока;

- отказа от представления налоговых деклараций.

Оно направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.

Срок действия решения - с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

Арест имущества - способ обеспечения исполнения решения о взыскании налога (сбора). Это действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Он производится:

- в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога;

- при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть частичным, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа, или полным, при котором налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Он может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации. Арест подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

Срок действия решения: с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где оно должно находиться.

Отчуждение, растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

12. Налоговая декларация

Налогоплательщик в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, должен:

- самостоятельно уплатить налог;

- представить в налоговые органы по месту учета налоговую декларацию.

Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика о:

- налоговых льготах и исчисленной сумме налога;

- источниках доходов;

- полученных доходах и произведенных расходах;

- других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

13. Налоговый контроль и формы его проведения

Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах:

- по месту нахождения организации или её обособленных подразделений;

- по месту жительства физического лица;

- по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств и недвижимого имущества.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной.

14. Виды налоговых проверок

Налоговые проверки - форма налогового контроля в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Субъектами налоговых проверок являются министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых проверок - денежные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Виды налоговых проверок: камеральная и выездная.

по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком или имеющихся у налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа без специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов

Основными задачами камеральной проверки являются:

- визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;

- проверка правильности составления расчетов по налогам;

- логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в отчетности и налоговых расчетах;

- предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проводится:

- на основании решения руководителя налогового органа;

- не чаще одного раза в год;

- по одному или нескольким налогам;

- не более двух месяцев.

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить: инвентаризацию имущества налогоплательщика; осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода; изъятие документов.

Изъятие документов производится:

- при наличии у проверяющих лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены;

- по акту.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. В срок не позднее двух месяцев после составления справки должен быть подготовлен акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается проверяющими лицами и руководителем проверяемой организации. При отказе представителя организации подписать акт, об этом в нем делается запись.

В акте указываются:

- документально подтвержденные факты налоговых правонарушений ( или отсутствие таковых);

- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;

- ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт вручается руководителю организации-налогоплательщика под расписку или направляется по почте. В этом случае датой вручения считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, в двухнедельный срок со дня его получения представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт.

15. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Ответственность - соответствие поведения лица социально-нормативным требованиям, его долгу и обязанностям и подчиненность поведения лица социальному контролю.

За нарушение налогового законодательства предусматриваются различные формы юридической ответственности.

Юридическая ответственность - вид социальной ответственности, связанный с возможностью применения принудительной силы государства, зафиксированной в санкциях правовых норм. Юридическая ответственность - мера государственного принуждения, связанная с нанесением правонарушителю лишений различного характера. Применяется к лицу, совершившему правонарушения.

Налоговая ответственность - применение налоговых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов.

Административная ответственность - одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение или административный проступок. За совершение административного правонарушения применяется административное взыскание.

Уголовная ответственность - является правовым последствием совершения преступления. Заключается в применении к виновному лицу государственного принуждения в форме наказания.

Налоговая ответственность за совершение налоговых правонарушений

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или их представителей, за которое установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана решением суда.

юридического лица: - совершение его вследствие стихийного бедствия или непреодолимых обстоятельств; - выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции; физического лица: совершение его вследствие болезненного состояния.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция. Вид налоговой санкции - штраф (денежное взыскание).

Налоговые санкции (штрафы) устанавливаются и применяются в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом.

Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов)

Нарушение Ответственность Налоговая Административная Уголовная Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе: Штраф налогоплательщика

Штраф должностных лиц Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 рублей;

предупреждение или штраф: 500 - 1000 рублей Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или без лицензии Штраф налогоплательщика

Штраф должностных лиц 1) Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ 10 % от дохода, полученного за время такой деятельности, но не менее 40 000 рублей штраф 2000-3000 рублей 2) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

2) Штраф до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 2 лет, или

обязательные работы до 480 часов, или

арест до 6 мес. 3) То же деяние, что и в пункте 2):

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере. 3) Штраф 100 тыс. - 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 до 3 лет, или

принудительные работы на срок до 5 лет, или

лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 6 мес. либо без такового. Нарушение срока представления информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке. Штраф налогоплательщика

- 5 000 рублей Штраф должностных лиц:

предупреждение или штраф 1 000 - 2 000 руб Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок: Штраф налогоплательщика

Штраф должностных лиц:

предупреждение или штраф - 300 - 500 рублей 1). для налогоплательщиков (кроме управляющих товарищей)

1). 5% от суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но всего не менее 1000 руб. и не более 30% 2). Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества 2). 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. 3). Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере 3). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или

принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или

арест до 6 месяцев, или

лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового. 4).То же деяние, что и в п. 3, совершенное:

а)группой лиц по предварительному сговору

б) в особо крупном размере 4). Штраф от 200 тыс.руб. до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 3 лет, или

принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового. Неуплата или неполная уплата сумм налога: Штраф налогоплательщика 1). в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ 1). 20% от неуплаченной суммы налога

2). те же деяния, совершенные умышленно 2). 40% от неуплаченной суммы налога 3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере 3) Штраф в размере от 200 тыс. руб. до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо

принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо

лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) Штраф налогоплательщика Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ. 200 руб Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения Штраф налогоплательщика

1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения 40 000 руб

2. Те же деяния, совершенные умышленно 80 000 руб. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником Штраф налогоплательщика 1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

1). 20 % от неуплаченной суммы налога. 2.Те же деяния, совершенные умышленно 2).40 % от неуплаченной суммы налога. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках Штраф налогоплательщика Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения 5 000 рублей Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения: Штраф налогоплательщика Штраф должностных лиц:

2 000 - 3 000 рублей 1.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения:

в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения 1) 10 000 рублей. 2) Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода 2) 30 000 рублей.

3) Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы 3) 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов:

Штраф налогового агента:

- 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. 1)Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 2). Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере

2). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или

принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

арест на срок до 6 месяцев, или

лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового

3)То же деяние, что и в пункте 2), совершенное в особо крупном размере 3). Штраф от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 2 до 5 лет, или

принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или

лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога Штраф налогоплательщика

30 000 рублей Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля:

Штраф налогоплательщика Штраф:

- граждан: 100 - 300 рублей

- должностных лиц: 300 - 500 рублей 1) непредставление документов и (или) сведений в установленный срок, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений 1) 200 рублей за каждый непредставленный документ

2) отказ (уклонение) организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; иное уклонение от предоставления таких документов; предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями , если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах 2) 10 000 рублей Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган Штраф налогоплательщика

20 000 рублей Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций Штраф:

- должностных лиц: 4 000 -

5 000 рублей

- юридических лиц: 40 000 - 50 000 рублей Выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки в случае, если такая маркировка обязательна Штраф:

- должностных лиц: 3 000 - 5 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения

- юридических лиц: 30 000 - 50 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения Продажа немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна, хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта Штраф:

- граждан: 2000 - 2500 рублей с конфискацией предметов правонарушения

- должностных лиц: 4000 - 5000 рублей с конфискацией предметов правонарушения

- юридических лиц: 40 000 - 50 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок

совершенные в крупном размере

штраф до 200 тыс. рублей, или

в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо

принудительные работы на срок до 3 лет, либо

лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев. Те же деяния, что и в пункте выше, совершенные:

а)организованной группой

б)в особо крупном размере штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс руб. или

в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо

принудительные работы на срок до 5 лет, либо

лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

Пояснения к таблице:

Понятие размера ущерба (Статья 199 УК РФ):

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 10 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета:

Грубое нарушение Содержание - правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения 1. отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета

2. систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. - правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности 1. искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%

2. искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% 16. Виды защиты прав налогоплательщиков

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Возможны два вида защиты прав налогоплательщика: административная и судебная.

Налогоплательщики ( налоговые агенты) при нарушении их права могут обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Административная защита прав налогоплательщиков

Административное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предусматривает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в письменной форме подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. До принятия решения по жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы:

- по тем же основаниям;

- в тот же налоговый орган;

- тому же должностному лицу.

Жалоба налогоплательщика вышестоящему налоговому органу (должностному лицу) рассматривается в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы выносятся решения:

О принятом решении в трехдневный срок со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта.

Судебная защита прав налогоплательщиков

Установленный законом административный порядок рассмотрения жалоб оставляет налогоплательщику право обжаловать акты ненормативного характера, действия и бездействие налоговых органов и их должностных лиц в судебном порядке.

Налогоплательщики ( налоговые агенты) при нарушении их права могут обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов в арбитражном суде - организации и индивидуальные предприниматели, в суде общей юрисдикции - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, путём подачи искового заявления.

Споры юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - судам общей юрисдикции.

1) о признании недействительными актов (в том числе нормативных) налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц; 2) о возврате денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований того или иного нормативного акта; 3) о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, по которым взыскание средств производится в бесспорном порядке; 4) о возмещении причиненных убытков.

Акт налогового органа, в отношении которого ведется спор в арбитражном суде, должен отвечать следующим условиям:

- затрагивать или нарушать субъективные права юридического лица или гражданина-предпринимателя;

- иметь подпись руководителя (его заместителя) налогового органа;

- быть составлен в письменной форме.

Основаниями для обжалования акта налогового органа могут быть:

- отсутствие в действиях налогоплательщика налоговых нарушений;

- отсутствие тех составов или обстоятельств, с которыми законодательство связывает применение санкций.

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Причинение налогоплательщику материального ущерба незаконными действиями налоговых органов влечет обязанность возместить ему причиненные этими нарушениями как прямые убытки, так и убытки в виде упущенной выгоды. Требование о возмещении убытков должно подтверждаться надлежащими доказательствами; оно может заявляться наряду с другими требованиями в защиту нарушенного права.

1

Показать полностью… https://vk.com/doc-45521664_336709001
268 Кб, 26 октября 2014 в 17:30 - Россия, Москва, МФЮА, 2014 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении