Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 035876 из МФЮА

Раскол русской православной церкви.

Церковный раскол - общественно - религиозное движение, возникшее в России в середине 17 века в ответ на религиозную реформу, проводимую церковными и государственными властями. Поводом для раскола послужила реформа церковной обрядности. Реформа, которую начал в 1653 году патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича. Цели:

1) Приведение к единым образцам церковных обрядов и богослужебной литературы.

2) Необходимо очистить церковь, в идеале - все общество, от всего, что не соответствует христианским заповедям в морально-этической сфере.

3) Никон хочет превратить церковь в жестко централизованную авторитарную организацию, способную эффективно добиваться выполнения принятых решений.

4) Добиться для церкви лидирующего положения по отношению к государству, а для патриарха - верховной власти (выше чем власть царя).

В этой обновленной церкви патриарх должен был занять место, подобное месту царя в государстве.

Ревнители Русского Благочестия.

Ревнители выдвинули Никона и добились у царя место митрополита для Никона. Противник Никона - протопоп Аввакум. В качестве образцов Аввакум предлагает древнерусские обряды, а Никон предлагает византийские обряды. Цель Никона - сделать московский патриархат центром всемирного православия. Последователи Никона - никонианцы, последователи Аввакума - раскольники, старообрядцы.

Социальная база - те слои общества, которые недовольны усилением авторитарности в обществе, государстве, церкви. Недовольные усилением авторитарности: аристократия (боярыня Морозова), крестьяне, горожане, стрельцы, казаки (Степан Разин). На стороне официальной церкви: государственный аппарат, чиновники, армия. Реформа распространяется насильственно-террористическими методами. Начинается массовый уход староверов на окраины государства (в Сибирь, в казачьи районы, поморье) и даже за границу. Для возвращения раскольников организуют военные экспедиции. Оставшиеся старообрядцы разделились на два течения: поповщина и беспоповщина. Первые считали необходимым наличие профессионального священника-старовера. Вторые же сами выбирали из рядовых прихожан наиболее авторитетных людей, которые становятся проповедниками. На основе поповщины сложилась - ИРПЦ (Истинно Русская Православная Церковь). На основе беспоповщины - сложились толки (наиболее авторитетный - поморский). Построив авторитарную церковь, Никон начинает борьбу за власть. Царь объявил анафему старообрядцам и снял сан с Никона. Реформа была продолжена, доведена до конца, достигла всех целей, кроме одной - верховной государственной власти. В результате этой реформы церковь, лишившись авторитета, оказалась в подчинении государства.

Показать полностью… https://vk.com/doc-43681364_132504787
25 Кб, 11 октября 2012 в 0:37 - Россия, Москва, МФЮА, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении