Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 035885 из МФЮА

Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Стилистика характеризует использование в речи тех или иных лексических средств языка и ратует за правильное словоупотребление. Самым действенным является нормативно стилистический подход к изучению лексики. Он включает в себя анализ часто допускаемых речевых ошибок. Употребление слова без учета его семантики, нарушение лексической сочетаемости, неправильный выбор синонимов, неверное употребление антонимов, многозначных слов и омонимов, смешение паронимов, немотивированное объединение стилистически несовместимых лексических средств. Нормативный стилистический подход предусматривает:

1) устранение лексико-стилистических ошибок речи

2) выражение мысли

3) литературное редактирование текста

Недостаточно знать их точное значение. Необходимо учитывать особенности лексического значения и способность слов употребляться друг с другом. Прилагательные: длинный, долгий, долговременный, продолжительный. Период, путь, сборы, кредит. Слова с одинаковым значением могут иметь разную лексическую сочетаемость: истинный друг, подлинный документ. Отдельно стоит сказать о лексической сочетаемости в экспрессивной речи. Законы сочетаемости в экспрессивной речи особенные. В текстах художественных и текстах публицистических, например, ограничения лексической сочетаемости не распространяются на переносное словоупотребление. Есть словосочетания, которые кажутся бессмысленными в том случае, если составляющие их слова понимать в буквальном значении. Если автор не стремится к определенной стилистической цели, то нарушение лексической сочетаемости становится речевой ошибкой. Отметим, в одном случае явление, представляющее собой отклонение от языковой нормы оказывается действенным средством в создании речевой экспрессии. А в другом случае, результатом невнимательного отношения автора к слову. В этом отражается диалектическая особенность двойственной природы языка. Нарушение лексической сочетаемости - ошибка весьма распространенная. Нарушение может вызвано контаминацией, то есть взаимодействием близких по значению и звучанию языковых единиц (чаще всего слов и словосочетаний), приводящих к возникновению новых единиц, а именно сочетаний похожих внешне. Например, сочетание "удовлетворять современным потребностям". Здесь смешанно сочетание "отвечать потребностям" и "удовлетворять требования". Пример ошибки не играет значения. Причиной речевой недостаточности может стать случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли. Речевая недостаточность часто возникает в устной речи. Особенно когда говорящий торопится и не следит за правильностью выражения. Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические связи, лексические связи, логические связи в предложении. Затемняется свойства предложения. В результате пропуска слова могут возникнуть ошибки логического характера. Это приводит к алогизму. Пример- язык героя Шолохова резко отличается от героев других писателей. Нередко в результате пропуска слова может возникать подмена понятия. Например - Больные, не посещавшие амбулаторию в течение трёх лет выкладываются в архив. Подобная речевая недостаточность может вызывать и провоцировать комизм и его абсурдность. Речевую недостаточность как ошибку следует отличать от стилистической фигуры- эллипсиса. Это стилистическая фигура, основанная на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности.

Показать полностью… https://vk.com/doc-43681364_137457001
27 Кб, 5 декабря 2012 в 13:54 - Россия, Москва, МФЮА, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении