Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 036983 из МАрхИ

Месопотамия и Эгейская культура

10. Архитектура Месопотамии. Периодизация, господствующие типы сооружений, основные памятники.

Месопотамия

4 тыс. лет до н. э. Додинастический шумер (аккадская цилиндрическая печать)

32-20 вв. до н.э. Шумер (Зиккурат в Уре, адократы(молящиеся), Штакдарт из Ура)

24-21 вв. Аккад (медная голова Саргона 2-го, статуи Гудеа)

20-17 вв. до н.э. Старовавилонский период (стема Хаммурапи, камни кудурру)

9-7 вв. до н.э. Искусство Ассирии (дворец Ашшурнасерапала II, дворец Саргона в Дур-Шарруки, крылатые стражи ворот из дворца Саргона II)

6 вв. до н.э. Нововавилонское искусство (городские стены Вавилона, ворота Иштар)

6-4 вв. до н.э. Ахеменидский Иран (Персия). (Персеполь, Рельефы дворца в Персеполе V в. до н.э., "Ворота народов" Пропилеи Ксеркса)

Господствующие типы сооружений :

Зиккураты имели пирамидальную форму; их строили из высушенного на солнце кирпича; своим обликом они походили на библейскую Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта храмового комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень, тем ярче был цвет.

Дворцы. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде был возведен на укрепленном основании и наряду с городскими стенами служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой - помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие.

Стены были украшены каменными барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.

11. Зиккурат в Уре (времен правления III династии), Ассирии и Вавилоне. Композиционные особенности, время постройки, основные памятники.

Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами.

Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.

Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм бога луны Наннара. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской ба

Зиккурат в Уре (около 2047 до н. э.)

Зиккурат в Вавилоне.

В Вавилоне Зиккурат находился в центре города и назывался "Врата Бога". Семи ярусный зиккурат. Колоссальное сооружение высотой около 90 м. Квадратный нижний ярус зиккурата 90x90 м имел высоты 33 м. Ядро башни было выполнено из кирпича-сырца, а облицовка, толщиной 15 м. из обожженного кирпича, уложенного на битум. Разноцветые ярусы зиккурата были расчленены плоскими нишами.

Зиккурат в Вавилоне не ранее 612 г. до н. э, не позднее 538 г. до н. э

Зиккурат в Ассирии

В культовом ансамбле древних ассирийских городов важную роль играл зиккурат, заимствованный у шумерийцев, но более геометризированный, по сравнению с южными. Обычно ассирийский зиккурат строили семиярусным (в древности 7 полагали магическим числом). В одном городе могло быть несколько зиккуратов, посвященным разным божествам, иногда возводили сдвоенные зиккураты (храм Ану и Адада в Ашшуре, относящийся к XI в. до н.э.).

1 - главный вход во дворец со стороны города;

2-официальная часть дворца, двор сераля и расположенный за ним главный зал;

3-служебные помещения;

4-гарем; 5-предполагаемое летнее жилище Саргона типа бит-хилани;

6-зиккурат.

12. Архитектура минойской эпохи. Периодизация. Основные памятники, время и места постройки. Схема плана минойского дворца (на примере Кносса, Феста или Малии).

Эгейская цивилизация:

Искусство Кикладских островов 25- 20 вв. до н.э.

Искусство Крита 22 в. - 1450 до н.э.

Микенская (Ахейская) культура:

(1900-1200 до н.э. )

Эпоха старых дворцов 1900-1700гг до н. э. ("Мозаика города", Кносс, эпоха Старых дворцов, ок. 1800 г. до н.э)

Эпоха новых дворцов 1650-1450гг до н. э.

(Кносский дворец XVII-XV вв. до н.э)

(Гробница Атрея в Микенах, 14 в. до н.э.)

Период и место Крито-Микенской культуры.

Троянский период (IV-III вв. до н.э.):

- основной тип жилых сооружений мегарон,

- малые размеры городов-крепостей, стоящих на одном месте длительное время,

- основной строительный материал камень (стены крепостей, дворцов, фундаменты), кирпич-сырец с деревянным каркасом и связями или деревянная каркасная конструкция с глинобитным заполнением.

(Поселения Троя 1, Троя П, Троя 1У)

Критская (Миносийская) культура (XVIII-XIV вв. до н.э.):

- своеобразие планировки внутреннего пространства дворца;

- высокая степень благоустройства;

- были выработаны новые сейсмостойкие конструкции:

- расширяются вверх колонны на пьедестале с широкой капителью и большой квадратной абакой,

Типы капителей в догреческой архитектуре Эгейского мира:

1,2,4 - прототип ионической капители (Малая Азия); 3 - капитель лампы-колонны из Кносса; 5 - капитель колонны портика "Гробницы Атрея".

- накатные перекрытия из круглых балок,

- деревянный каркас со связями и заполнением, выполненными из сырца и каменных блоков;

- сложился тип двухколонного портика "в антах";

- помещения штукатурились и украшались фресками и резными рельефами и изображением сбора урожая, игр - это первая известная после палеолита реалистичная живопись.

- возникли основы ландшафтной архитектуры.

Микенский период (XIV-II вв до н.э.):

- появился новый тип оборонительных сооружений акропль- на возвышенности города крепость.

- сложился новый тип монументальных гробниц.

- появляются двухнефные храмы, праобразом которых является мегарон.

- появляется новые типы конструкций - ложные своды и купола.

- циклопическая - крупная кладка.

- львиные ворота - камни в распор.

Архитектура о. Крит. эпоха бронзы, города нерегулярной планировки в центре дворец, Кносский дворец - в виде лабиринта. Особенности:

- все расположено вокруг большого прямоугольного внутреннего двора,

- здания в 2-3 этажа террасами спускается по склону и много залов, тупиковых коридоров.

- многочисленные складские помещения на 1 этажа, на 2 и 3 культовые и парадные помещения,

- жилые помещения выделены в восточный блок к которому ведет портик лестница, на окраинах мастерские, жилища слуг и рабов, птичники.

1. Западный двор Кносского дворца.

2. Коридор с фреской "Процессия"

3. Южный дом.

4. Южные границы дворца, "Рога посвящения".

5. Центральный двор

6. Фреска Принц с лилиями.

7. Южные Пропилеи.

8. Лестница на Piano Nobile (главный этаж К.Д)

9. Piano Nobile

10. Западные кладовые.

11. Тронный зал.

12. Трехчастное Святилище.

13. Большая лестница (Парадная лестница)

14. Зал Двойных Секир или Мегарон царя.

15. Мегарон царицы со знаменитой фреской "Дельфины".

16. Мастерская Ремесленника и Школа.

17. Склад Гигантских Пифосов.(глин ваз)

18. Коридор шашечной доски (Шахматный Коридор, Коридор Затрикия).

19. Коридор Северного Входа.

20. Гипостильный Зал

21. Северный Бассейн Омовений.

22. Театр

Дворец состоял из множества помещений, связанных друг с другом сложными переходами, часто напоминающими лабиринт. Косвенно, на наличие лабиринта в самом большом Минойском дворце на Крите указывали монеты с изображением лабиринта, которые печатал древний город Кносс. Строительство дворцов свободной (лабиринт) планировки, росписи дворцов, особенность критской (сейсмоустойчивой) колонны. Пологие площадки, терраса, застройки ассиметричные, террасные дома, глинобитные стены выдержат землетрясение, утолщение колонны к верху, стены штукатурили, украшали фресками, резной рельеф, ковровая роспись - фигуры людей, растительность.

В Кносском дворце фрески на бытовую тему.

13. Ахейская архитектура материковой Греции и Трои. Периодизация. Основные типы построек. Функциональная и композиционная схема мегарона на примерах построек Микен, Тиринфа, Трои.

1700-1200 гг. до н. э. - период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 т) и планировкой в двух уровнях: нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома - мегарона, прообраза древнегреческого храма в антах. Лучше других раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом (гробница Атрея около Микен, 1400-1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700-1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из шахтовых гробниц в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах шахтовых гробниц, похоронные маски, некоторая посуда из захоронений, как кубок Нестора). Искусство 1500-1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа львиных ворот в Микенах).

(Гробница Атрея в Микенах, 14 в. до н.э.)

Тиринф

(Микены. Львиные ворота)

Понятие мегарона - вытянутое по продольной оси прямоугольное или овальное помещение с лоджией входа, без окон, с отверстием в потолке, образованными балками, опирающимися на стены или столбы, если помещение было большим. В центре круглый очаг или жаровня. Тип мегарона лег в основу планировки греческих храмов.

Крепостная архитектура Микен и Тиринфа.

Основные сходные черты всех периодов:

- В планировке учитываются природные и ландшафтные особенности местности.

- Применяются одинаковые строительные материалы - кирпич-сыпец, камень, дерево для перекрытий и каркаса.

- Складывается единая ордерная система. Колонны украшаются спиралями, зигзагами, узорами из металлических колец и т.п.

3

Показать полностью…
5 Мб, 12 января 2014 в 16:41 - Россия, Москва, МАрхИ, 2014 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении