Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 036984 из МАрхИ

ЖИЗНЬ НОГИ

Нога-убийца, или Фантомные боли войны.

Иван Чужой играет Демона соцреализма • Чужой Белый, но Свой ли Рябой?

Мальчики и Афган/

"Нога" - фильм киностудии "12-А" по мотивам новеллы Уильяма Фолкнера.

У нас в гостях его авторы - драматург Надежда КОЖУШАНАЯ,

режиссер Никита ТЯГУНОВ, актер Иван ОХЛОБЫСТИН (Чужой).

НАДЕЖДА

"Нога"- это житие мальчика девятнадцати лет, у которого в Афганистане отняли ногу. Мальчик стал юродивым. Пожил немного, потом встретился со своей Ногой - и умер.

Подобное происходит с людьми на войне.

Я очень рада, что в "Ноге"" есть музыка. Ее автор - "моя любовь" Олег Николаевич Каравайчук. Он прекрасно чувствует материал. Никита Тягунов рассказывал, как для своих экспериментов Каравайчук требовал записи шумов, от горящей мечети до гремучей змеи, ползущей по песку. Нашему звукооператору, когда он прочитал список этих шумов, стало дурно. А Олег Николаевич загонял их на дискету и воспроизводил ту

музыку, которая звучит. Как ни странно, своей "дурной" музыкой из машины он сделал фильм прокатным. На ней мы с ним сошлись, потому что у меня такое же отношение к этой самой войне. Это что-то вне человеческого разума.

Говорят, среди тех, кого считают раненными в Афганистане, немало лишившихся рассудка. У меня есть друг, он ТАМ был и заработал неизлечимую шизофрению, которая проявляется циклами,- раз в год он сходит с ума. Я сказала Никите: ищи "эпизоды" сам. Ой принес пять, я выбрала один, самый "интеллигентный", где ящик с частями Рыжего, но ЭТОГО не видно,- я его написала, расписала, и меня рвало.

На самом деле нога - не двойник. Может, это не сразу приходит в голову, но если от человека отрезать ноги, то из него получится блаженный, юродивый. Возможно, этого никто не заметит, но: я вижу, и я спокойна. Моя десятилетняя дочка, которая знает сценарий, режиссера, Ванечку, исполнителя главной роли, очень боялась смотреть кино. Я попросила Ваню, чтобы он сидел с Катей. Он сел, задрал штанину, показал, что у него две ноги, все рассказал. Они держались за руки и после просмотра оба вышли в слезах. А мой друг, который болен, сказал: "Какое право ты имеешь чувствовать так же?" У нас в титрах важно стоит "консультанты" - это просто рядовые ребята, которые прошли Афганистан, все трое безногие, один без обеих ног, двое - без правых. Во всяком случае, здесь мы не соврали.

НИКИТА

Мы отталкивались от любой неправедной войны. Но потом поняли: надо

брать близкое - наших ребят, Афган, потому что нам не дотянуться до менталитета, например, выпускников дореволюционных университетов.

Мы написали для "Дебюта" новеллу. Писали с огромным трудом, потому что

Фолкнер сочинял свой рассказ во время работы над романами типа "Шум и ярость". У него все закручено фолкнеровским узлом, и нам тоже не хочется все до конца объяснять.

Не случайно меня так поразила фолкнеровская новелла. Подвигнутые Фолкнером, мы начинали думать про 1917 год, то есть совершенно не про Афганистан, вообще не про какую-нибудь конкретную войну.

Мы отталкивались от любой бессмысленной, неправедной войны, от персонажей с определенным менталитетом.

Заявку для "Дебюта" не самый глупый человек Сергей Александрович

Соловьев рассмотрел и сказал: "Ребята, я прочитал ее трижды, прежде чем понял, про что. В кино так не бывает". А когда у нас был "дебютный" вариант сценария, мы увидели, что в "Дебют" мы уже не влезаем по метражу: получается минимум четыре с половиной части. Совершенно случайно заявка попала в руки Александру Александрову, он был главным редактором у Быкова и буквально заставил Ролана Антоновича прочитать ее. Руководитель Центра кино и телевидения для детей и юношества тут же решил: "Никаких дебютов - это моя картина".

Если она и состоялась, то в первую очередь благодаря исполнителю главной роли. Ваня Охлобыстин - это наше СЧАСТЬИЦЕ, которое упало нам на голову после того, как мы перепробовали человек, не соврать, восемьдесят. Пришло оно на кинопробы само. Дело в том, что Ваня - сосед нашего оператора-постановщика Сергея Любченко по общежитию ВГИКа. Во ВГИКе Ваня учился на режиссерском в мастерской у Таланкина.

Сам снял уже два короткометражных фильма, получил призы...

Меня он поставил в известность: "Никита, я не актер, я - чудовище". В этом я имел удовольствие убедиться: во время съемок счастьице объявило меня идиотом, а после просмотра заявило, что я поколебал его эстетические устои, Надежда зовет его "божественная обезьяна". В нем такое количество энергии, совершенно фантастической и не всегда направленной в нужную сторону, что удивительно, как он до сих пор сидит в кресле, а не на шкафу или не бегает по потолку. Найти ему партнера - проблема. Только поэтому маленькую роль брата я рискнул предложить очень занятому Пете Мамонову, с которым дружен. Петя ответил, что материал совершенно не его, но если мне нужно, он

сыграет. Действительно, безумная история безумно далека от Мамонова, несмотря на его безумный облик. Зато столкнулись две индивидуальности, яркие, да еще нерассчитанно - вдруг! - похожие.

ИВАН

Быков сказал; "Если вы не найдете курицу, из которой можно будет варить этот бульон, лучше не снимать". Вот, нашли... (Надежда и Никита).

Сережа, наш оператор, застал меня в подходящей обстановке. Я был тогда вторым воплощением Кришны, у меня было духоборчество - ко мне в общежитие приходили люди, я им давал напутствия. Еще панкам, своим друзьям, читал лекции по античности, время от времени мне танцевали одалиски, дым стоял столбом. Пришел Сережа, а он грустный у нас, оператор, попросил: "Нужно сыграть демона соцреализма". Делать все

равно было нечего, я согласился - нужен демон, будет демон. Они меня на море вывезли, хорошо было - солнце, женщины, я купался, читал. Спросил: "Сколько заплатите?" Сказали: нисколько. Меня это устроило.

В принципе с самого начала было понятно, что здесь нужно. Война делает людей искренними, а я знаком с такими людьми. Петя Мамонов тоже искренний, сейчас это очень редко в людях. Меня в фильме как бы четыре человека, все Искренние: студент в шиллеровской шляпе, искренний солдат, демон соцреализма и последний - САМА ИСКРЕННОСТЬ. САМА ИСКРЕННОСТЬ - самая кайфовая. Картина поколебала мое представление о реальности - я думал, ничего не получится.

МЫ

"Чайка села на волну, и волна ее качает.

Мне б вернуться на войну, чтоб на сердце полегчало".

МЫ желаем картине легкой волны в дальних странствиях.

МЫ надеемся на ее успех в Испании, Голландии, Германии и на признание

соотечественников.

МЫ рады за дебютантов и недебютантов и от души их поздравляем.

КАЙФ, чтоб вы знали!

Story by Наталья РТИЩЕВА

Показать полностью…
34 Кб, 30 марта 2012 в 19:42 - Россия, Москва, МАрхИ, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении