Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 040070 из МАДИ

1.Условия эксплуатации. Факторы их характеризующие.

Дорожные- определяемые характеристиками автомобильной дороги (спуски, покрытие, профиль), интенсивность движения потока, ограничения по скорости.

Природно-климатические- температура, влажность, давление, изменение состояния дорожного покрытия в зависимости от сезона

Транспортные- число пассажиров, вид и характер груза

Экономические- уровень цен, тарифов, налогов, утилизационный сбор

Социальные- представление потребителей авто о моде.

2.Кинематика автомобильного колеса. Радиус колеса и зависимость их от факторов.

Радиусы колеса:

1.Свободный радиус (rc)- рудиус беговой дорожки колеса, свободного от внешней нагрузки

2.Статический радиус (rст)- расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного нормальной силой, до опорной поверхности

3.Радиус качения (rк)(кинематический)- отношение продольной составляющей скорости колеса к его угловой скорости

4.Динамический радиус (rд) расстояние от центра движущегося колеса до опорной поверхности.

Радиусы: статический, динамический и радиус качения зависят от режима качения, те от нагрузки передаваемого момента и внутреннего давления.

rд, rст уменьшаются с увеличением нормальной нагрузки и с уменьшением давления воздуха в шине.

rд уменьшается с увеличением тормозного или крутящего момента и увеличивается с увеличением угловой скорсти колеса.

rст указывается в справочнике или: rст= 0,5d+?*?см*В, d-посадочный диаметр обода,

?=Н/В (Н-высота профиля, В-ширина профиля), ?см-коэффициент , учитывающий смятие шины под нагрузкой

rд? rст на твёрдом покрытии

rк зависит от деформации шины, вызванной нормальной нагрузкой, передаваемого момента и значения проскальзывания в пятне контакта колеса с дорогой.

rк=rк.в-?*Мкон, rк.в- rк в ведомом режиме(Мкон=0), ?-коэффициент тангенциальной эластичности шины, rк.в=(1.03....1.06) rк

rк=(Vколеса/?колеса)=( Vа/?колеса), 0 ? rк ? ?

4.Коэффициент сопротивления качению колеса

При качении колеса на набегающей части элементы шины сжимаются, а на сбегающей части- распрямляются. В результате потерь энергии от трения в шине (гистерезисные) элементарные реакции dRz в набегающей части больше, чем в сбегающей. Эпюра dRz сил и реакций, действующих на колесо - несимметрична. Равнодействующая Rz смещена на величину a_ш. a_ш/r_д ?=f?_с- Коэффициент сопротивления качению.

5.Режим качения колеса (ведущий, свободный, нейтральный, ведомый, тормозной).

1) ведущий режим: Rx>0, Mк>0

Mт^^?к, Мт> Rz*f*rд+

2) ведомый режим: Мк=0, Rxесли есть регулятор b=50/M3 =>нет ограничителя

c=M3/100 ?(Kw/(Kw-1))?^2 частоты c=25/M3

2) При отсутствии реальной внешней скоростной характеристики двигателя коэффициент ур-ия можно найти, решив систему:

M_cN=a_M*?n_N^ ?^2+b_M n_N+c_M a_M=-(M_emax-M_eN)/((?n_(M-) n_N?^()2) )

M_emax=a_M*?n_M^ ?^2+b_M n_M+c_(M )=> b_M=-(2(M_(emax-) M_lN)n_M)/((?n_(M-) n_N?^()2) ) => K_M=M_emax/N_eN

??a?_M*n_M+b_M=0 c_M=M_lmax-((M_(emax-) M_eN)n_M^2)/((?n_(M-) n_N?^()2) )

3 способ: c=(M_emax/M_eN -1)/((?n_M/n_N )?^2+1-n_M/n_N ) ; b=2cn_M/n_N ; a=1-b+c

11. Силы сопротивления движению автомобиля (качения, подъему, дороги.)

Сила сопротивлению качению Рк автомобиля, движущегося по плоской поверхности, является суммой сил сопротивления качению, приложенной ко всем колесам на поверхностях их контакта с дорогой P_k + P_k1+ P_k2 = fG_a*cos?, где f -коэффициент сопротивления качению, G_a - вес автомобиля

Сила сопротивления подъему Pп : Рп= G_a*sin?=G_a*i

i=tg? - эта сила приложена к центру масс

i - уклон дороги, для спуска "+", для подъема "-"

Сила сопротивления дороги Рд - это сумма сил сопротивления качению и подъему: Рд= Рк+Рп=(f+i) G_a+?*G_a

? = f + i - суммарное дорожное сопротивление

Она определяется суммой Р, зависящий от рельефа и покрытия дороги

? = f + i/100

12. Силы сопротивления воздуха. Коэффициент лобового сопротивления. Коэффициент обтекаемости. Лобовая площадь.

Сила сопротивления воздуха Рв(вдоль оси х) является составляющей полной аэродинамической силы, приложенной к центру лобовой площади:

Pв=0,5с_x*?_в *F*V^2=k_в*F*V^2=W_в*V^2

Cх - коэффициент аэродинамического сопротивления вдоль оси Х

?в - плотность воздуха, F - лобовая площадь обтекания воздухом автомобиля

Кв - коэффициент обтекаемости воздухом

Wв - фактор обтекаемости воздуха

Для грузовых автомобилей F=BHг, для легковых F=0,8BгНг

В - колея, Нг - габаритная высота, Вг -габаритня ширина авто

Скорость обтекания воздухом : V= v(V_a^2+V_в^2+2V_a V_в cos?)

Рв - результирующая сила элементарных аэродинамических сил. Состоит из: сопротивления дороги(50-60% от Рв), внутреннего сопротивления(10-15% от Рв), сопротивления поверхности трения(5-10% от Рв), индуктируемое сопротивление(5..10% от РВ), дополнительное сопротивления(15% от Рв)

13. Сила инерции. Коэффициент учета вращающихся масс. Его физический смысл и методы расчета.

Сила инерции (сопротивления разгону) возникает вследствие затрат энергии на раскручивание вращающихся частей двигателя и трансмиссии, а также колес при движении автомобиля с ускорением.

Сила инерции, Н: Pи=G/g ?вр*j

где G - вес автомобиля, Н; g - ускорение свободного падения, м/с2; ?вр - коэффициент учета вращающихся масс автомобиля; j - ускорение автомобиля, м/с2.

Мощность, кВт, затрачивая на разгон: Nи=(Pи*?)/1000=G/g ?вр*j ?/1000

Коэффициент учета вращающихся масс.

Этот коэффициент учитывает дополнительное сопротивление разгону автомобиля, вызванное раскручиванием вращающихся частей двигателя, трансмиссии и колес.

Коэффициент учета вращающихся масс показывает, во сколько раз мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, больше мощности, необходимой для установившегося движения: ?вр=1+(J_m*u_T^2*?_тр+Jсум)/(Gr_k^2 ) g

где Jм - момент инерции маховика; uт, ?тр - передаточное число и КПД трансмиссии; Jсум - суммарный момент инерции всех колес автомобиля, rк - радиус колеса автомобиля.

Коэффициент учета вращающихся масс для автомобиля с полной нагрузкой можно приближенно рассчитать по формуле ?вр=1+0,05(1+u_k^2 u_Д^2),

где uк, uд - передаточные числа основной и дополнительной коробок передач.

14. Тягово -скоростные свойства ТСС - эксплуатационные свойства, определяющие способность автомобиля двигаться с высокой средней скорость, интенсивно разгоняться, преодолевать подъемы и буксировать прицепы. Оценочные показатели: По ГОСТ 22576-90

1.Макс скорость движения

2.Время разгона на заданном пути

3.Время разгона до заданной скорости

4.Скоростная характеристика разгон-выбег

5.Скоростная характеристика разгона на передаче,обеспечивающей Vamax.

Условия проведения испытания:

1)Дорога ровная, горизонтальная, без поворотов,

i = +-0,5% покрытие дороги: чистая, асфальтобетонная

атмосферные условия t = +5...+25 градусов цельсия, ветер менее 3м/с, нет осадков

загрузка авто полная

5) температурное состояние авто( все отрегулировано)

Испытания ( 5 основных + дополнительные)

А) Vmax определяется при полной подаче топлива на передаче, обеспечивающей наибольшую скорость движения, число измерений от 3.

А) Vmax определяется при полной подаче топлива на передаче, обеспечивающей наибольшую скорость движения, число измерений от 3.

Б) Время разгона на пути 400 и 1000 метров при разгоне с места с полной подачей топлива и переключении передач при номинальной частоте вращения вала ДВС или частоте вращения огр регулятором.

В)Время разгона до заданной скорости Тр: определяется как среднее арифметическое значение

установленного по результатам разгона с места, аналогично предыдущему показателю. 100 км/ч для авто до 3.5 тонны, 60 км/ч для городских автобусов, 80км/ч для ост авто и автопоездов Для авто имеющих Vmax ниже или выше заданной на 5 км/ч, принимаем ближнюю меньшую кратную 10.

Г) Скоростная характеристика разгон-выбег определяется графиками

Для установления этой характеристики выполняют разгон авто с места до наибольшей скорости, достигаемой на пути 2 км и выбег с выключенной передачей до полной остановки.

Д) СХ разгона на передаче обеспечивающей Vmax: определяется при полной подаче топлива на разгоне с Vmin на этой передаче до скорости составляющей 0.9 от Vmax. Используют для оценки обгонных свойств Дополнительные:

Е)ускорение при разгоне определяется как максимальное и среднее значение на каждой передаче. Характеризуют возможности авто при совершении обгона.

Ё)Скоростная характеристика на дороге с переменным продольным профилем.

Ж) Мин устойчивая скорость определяется на высшей и низшей передаче как мин устойчивая

частота вращения вала двигателя.

З) Максимальный преодолеваемый подъем определяется на низшей передаче осн и доп коробок

передач при V = const и полной подаче топлива.

И) установившаяся скорость на затяжном подъеме определяется на заданном подъеме определенной длины, оказывает влияние на среднюю скорость автомоб.

Й) Длина динамически преодолеваемого подъема: определяется на подъеме, который авто не может преодолеть при равномерном движении даже на низшей передаче.

Расстояние от начала подъёма до полной остановки- оценивается.

К) сила тяги на крюке: определяется максимальное значение этой характеристики на всех передачах одиночного грузового авто. Способность автомобиля буксировать прицепы.

15. Графо-аналитический метод определения оценочных показателей ТСС.

P_ui ?=P?_Ti ?-P?_k-P_п ?-P?_В ?-(P?_еn=0)=>P_Ti ?=P?_ui ?+P?_k+P_п ?+P?_В

P_Ti- сила тяги на и-той передаче, P_u,P_k,P_п ?,P?_В - сила сопротивления качению, подъему, воздуху, разгону.

К рис.1? P?_k=G_a cos?? P?_n=G_а i P_в=k_в*F*V^2 ? P?_и=m_a*?_вр*j

К рис.2,3. Если умножить обе части на ?/1000 , то получим мощностной баланс. N_T ?=N?_u ?+N?_k+N_п ?+N?_В

N_T ?=N?_е ?*n_T*K?_р, где n_T- КПД трансмиссии, K_р - коэф. коррекции хар-ки двигателя по мощности. Динамическая характериска: вместо сил тянги, строят графики динам. хар-ки - безразмерная величина для сравнения АТС. D_T ?=((P_Ti-P_в)/G_a )?_ =?+(?_врi*Jа)/g

16. Разгон - выбег, для установления этой характеристики выполняют разгон автомобиля с места до наибольшей скорости, достигаемой на пути 2000м, и выбег с выключенной передачей до остановки. При окончании разгона быстрым переключением передачи автомобиля переводят в режим выбега

17. Тормозные свойства характеризуют приспособленность к быстрому снижению скорости движения, поддержанию определённой скорости на спуске и удержанию на месте при стоянке. Определяют активную безопасность.

Плавное торможение с замедлением 2.5 -3 м/с^2- служебное

Торможение до полной остановки за минимально возможное время и на минимальном отрезке пути называется экстренным 8-9 м/с^2.

Если конечная скорость при торможении = 0 - полное торожение, если нет то чатсичное

Системы тормозные:

Рабочая РТС

Аварийная (запасная)ЗТС

Стояночная СТС

Вспомогательная ВТС

Нормативные документы ГОСТ Р41.13-99(правило еэкоон №13) - требования к тормозным свойствам новых автомобилей. ГОСТ Р 51709-2001 - требования к

автомобилю в эксплуатации.Оценочные показатели:

1) Минимальный остановочный путь (с момента, когда заметили препятствие до полной остановки)

2) Суммарная тормозная сила - сумма продольных реакций на колесах авто на установившейся фазе экстр. торможения - СТС, ЗТС, РТС

3) Удельная тормозная сила Jт= (сумма сил тормозных)/Ga СТС, РТС, ЗТС

4) Время срабатывания тормозного привода - время с момента нажатия на педаль до момента достижения установившегося замедления, РТС длинномеров

5) Установившаяся скорость на затяжном спуске - значнние постоянной скорости на спуске (ВТС)

6) Коэфф осевой направленности тормозных сил - РТС для машин в эксплуатации K_н^ =|(P_(тор л) ?-P?_(тор п))/(P_(тор л)+P_(тор п) ) |

7)Значение предельного уклона дороги - так угол наклона дороги, при котором СТС еще удерживает автомобиль в неподвижном состоянии.

8)Максимальное усилие на органах управления + максимальное усилие на (хуй пойми что за слово) и ручных органах управления, при которых тормозится с заданной эффективностью (РТС).

18. Категории АТС

Пассажирские: М1(не более 8 мест сидения), М2, М3

Грузовые: N1, N2, N3

Прицепы и полуприцепы : O1 O2 O3 O4

Дорожные испытания тормозных свойств в большинсте случаев проводятся на сухой и ровной горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием

1.Испытания типа 0 (холодные тормозные механизмы). Практикуются для легковых авто при усилии на педаль 500 Н и скорости 80 км/ч с отсоединением двигателя установлены значения: j_(ус max)>5,8?м/с?^2,S_Т5?м/с?^2,S_Т60 км/ч обеспечивает эко до 10%.

Качество шин -снижение сил сопротивления качению f на 10% позволяет экономить до 3% топлива.

24.Плавность хода. Определения. Оценочные показатели и нормы.

Плавность хода-это способность автомобиля уменьшать вибронагруженность, создаваемую воздействием неровностей дороги на водителя, пассажиров, груз и агрегаты автомобиля. Нормы вибраций устанавливает стандарт ГОСТ2004 ,ИСО2631-1997:

-интенсивность колебаний оценивают среднеквадратичным виброускорением ?, м/с2

-спектральный состав вибраций представляют значениями ? для среднегеометрических частот f, Гц, октавах (?_в/?_н=2) или третьоктавных полос. Первые 5 полос f=1;2;4;8 и 16 - механические колебания. F=32 и 64 Гц - вибрации. ? экв = v? i=1(k_i ?_i )

k_i ?2 - недостаточная ?1 m_1/(?-k_y1 ) -избыточная

m_2/(?-k_y2 ) ?2 - недостаточная ?1 m_1/(?-k_y1 ) -избыточная

m_2/(?-k_y2 )

39. Устойчивость. Определения. Оценочные показатели.

Устойчивость - свойство, характеризующее способность авто, сохранять параметры движения под воздействием внешних сил, стремящихся изменить эти параметры.

Различают:

Продольную устойчивость (способность автомобиля противостоять опрокидыванию и скольжению при воздействии продольных сил); Поперечную устойчивость (способность автомобиля противостоять опрокидыванию и скольжению при воздействии поперечных сил);

Курсовая устойчивость (способность сохранять ориентацию продольной оси относительно заданной траектории при воздействии внешних сил); Траекторная устойчивость (способность сохранять заданную траекторию движения при воздействии внеш. сил)

Оценочные показатели поперечной устойчивости:

Критическая скорость движения на повороте по боковому скольжению или опрокидыванию. Испытания проводятся при равномерном движении авто по круговой траектории определенного радиуса на дорогах с различным покрытием и углами поперечного наклона (виражами). Vкр по бок. скольжению - предельная скорость, при которой авто не соскальзывает с заданной полосы движения.

Vкр по опрокидыванию - предельная скорость, при которой внутр. по отношению к центру поворота колёса отрываются от поверхности дороги.

Критический угол косогора по бок. скольжению или опрокидыванию. Испытания проводятся на наклонной поверхности или специальном стенде с переменным углом наклона опорной площадки. Критический угол косогора по бок. скольжению - предельный угол косогора, по которому может двигаться авто, не соскальзывая с заданной полосы.

Критический угол по опрокидыванию - предельный угол косогора, при котором все колёса одного борта отрываются от опорной поверхности. ГОСТ Р 52302-2004.

Коэффициент поперечной устойчивости - предназначен для грубой оценки устойчивости автомобиля против опрокидывания:

?п.у. = В/(2hg); В - ширина колеи, hg - высота центра тяжести авто.

Балльная оценка устойчивости против опрокидывания в испытаниях "пробег".

После пробега по дорогам общего пользования, водитель-эксперт оценивает устойчивость авто против опрокидывания. ГОСТ Р 52302-2004.

Оценочные показатели курсовой и траекторной устойчивости:

Критическая скорость по курсовой устойчивости авто.

R= (L-V_a^2 (m2/(?-k_y2 )-m1/(?-k_y1 )))/? R=0 V_(кр ?)=v(L/((m2/(?-k_y2 )-m1/(?-k_y1 ))))

Критическая скорость автопоезда (АП) по вилянию прицепа.

Предельная скорость прямолинейного движения АП, при которой ширина коридора движения прицепа из-за его колебаний в горизонтальной плоскости относительно точки сцепки с тягачом становится на 6% больше габаритной ширина прицепа.

Балльная оценка курсовой и траекторной устойчивости в испытании "пробег". После пробего по дорогам общего пользования Водитель-эксперт даёт оценку по этим критериям. ГОСТ Р 52302-2004.

40. Испытания на устойчивость. Методика, характеристика, показатели и нормы.

Оценочные показатели поперечной устойчивости:

Критическая скорость движения на повороте по боковому скольжению или опрокидыванию. Испытания проводятся при равномерном движении авто по круговой траектории окр. Радиуса на дорогах с различным покрытием и углами поперечного наклона Vкр по бок. скольж. - предельная скорость, при которой авто не соскальзывает с заданной полосы движения.

Vкр по опрокид. - предельная скорость, при которой внутр. по отношению к центру поворота колёса отрываются от поверхности дороги.

Критич. угол косогора по бок. скольжению или опрокидыванию. Испытания проводятся на наклонной поверхности или спец. Стенде с переменным углом наклона опорной площадки. Критический угол косогора по бок. скольжению - предельный угол косогора, по которому может двигаться авто, не соскальзывая с задан. полосы.

Критический угол по опрокидыванию - предельный угол косогора, при котором все колёса одного борта отрываются от опорной поверхности. ГОСТ Р 52302-2004.

Коэффициент поперечной устойчивости:

?п.у. = В/(2hg); В - ширина колеи, hg - высота центра тяжести авто.

Балльная оценка устойчивости против опрокидывания в испытаниях "пробег".

После пробега по дорогам общего пользования, водитель-эксперт оценивает устойчивость авто

против опрокидывания. ГОСТ Р 52302-2004.

Оценочные показатели курсовой и траекторной устойчивости:

Критическая скорость по курсовой устойчивости авто.

R= (L-V_a^2 (m2/(?-k_y2 )-m1/(?-k_y1 )))/? , при R=0 V_(кр ?)=v(L/((m2/(?-k_y2 )-m1/(?-k_y1 ))))

Критическая скорость автопоезда(АП) по вилянию прицепа.

Предельная скорость прямолинейного движения АП, при которой ширина коридора движения прицепа из-за его колебаний в горизонтальной плоскости относительно точки сцепки с тягачом становится на 6% больше габаритной ширина прицепа.

Балльная оценка курсовой и траекторной устойчивости в испытании "пробег". Водитель-эксперт даёт оценку по этим критериям. ГОСТ Р 52302-2004.

43. Маневренность. Определения. Оценочные показатели, содержание и нормирование.

Манёвренность - свойство, характеризующее возможность автомобиля двигаться на ограниченной площади по траекториям большой кривизны, в том числе и задним ходом.

Оценочные показатели:

Минимальный радиус поворота авто Rmin - расстояние от центра поворота до следа переднего забегающего колеса.

Внешний габаритный радиус Rгаб.max - расстояние от центра поворота до точки автомобиля, наиболее удалённой от центра поворота (например, до буфера или переднего колеса).

Внутренний габаритный радиус Rгаб.min - расстояние от центра поворота до точки авто, наиболее приближённой к центру поворота.

Поворотная ширина по следу колёс - разность самого большого и самого малого радиусов поворота по осям следов соответствующих колёс.

Габаритная полоса движения - Вп = Rгаб.max - Rгаб.min, разность радиусов поворотов точек, наиболее удалённой и наиболее приближённой к центру поворота.

Поворотная ширина и габаритная полоса характеризуют ширину коридора.

Удельная тяговая сила при повороте (сила, необходимая для совершения поворота) - отношение тяговой силы на ведущих колёсах к силе тяжести автомобиля при повороте его с минимальным или близким к минимальному радиусом, а также с минимально устойчивой скоростью Vmin?5 км/ч.

Коэффициент использования сцепной силы колёс (одного моста) при повороте - отношение суммарной силы, действующей в контакте этих колёс, к потенциально возможной силе по сцеплению.

Все оценочные показатели маневренности носят частный характер и могут использоваться только для сравнительной качественной оценки рассматриваемых авто по этому эксплуатационному свойству.

Ограничивающее влияние маневренности на техническую скорость движения особенно проявляется в городских условиях, а на эксплуатационную - в местах погрузки и разгрузки, обычно отличающихся малыми и неудобными площадями.

42. Боковое опрокидывание автомобиля. Расчётное определение показателей.

41. Поперечная устойчивость по боковому скольжению колёс. Расчётное определение показателей.

Показать полностью…
3 Мб, 8 июня 2017 в 23:13 - Россия, Москва, МАДИ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении