Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 040073 из МАДИ

1.Условия эксплуатации. Факторы их характеризующие.

Дорожные- определяемые характеристиками автомобильной дороги (спуски, покрытие, профиль), интенсивность движения потока, ограничения по скорости.

Природно-климатические- температура, влажность, давление, изменение состояния дорожного покрытия в зависимости от сезона

Транспортные- число пассажиров, вид и характер груза

Экономические- уровень цен, тарифов, налогов, утилизационный сбор

Социальные- представление потребителей авто о моде и т.д.

2.Кинематика автомобильного колеса. Радиус колеса и зависимость их от факторов.

Радиусы колеса:

1.Свободный радиус (rc)- рудиус беговой дорожки колеса, свободного от внешней нагрузки

2.Статический радиус (rст)- расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного нормальной силой, до опорной поверхности

3.Радиус качения (rк)(кинематический)- отношение продольной составляющей скорости колеса к его угловой скорости

4.Динамический радиус (rд) расстояние от центра движущегося колеса до опорной поверхности.

Радиусы: статический, динамический и радиус качения зависят от режима качения, те от нагрузки передаваемого момента и внутреннего давления.

rд, rст уменьшаются с увеличением нормальной нагрузки и с уменьшением давления воздуха в шине.

rд уменьшается с увеличением тормозного или крутящего момента и увеличивается с увеличением угловой скорсти колеса.

rст указывается в справочнике или: rст= 0,5d+?*?см*В, d-посадочный диаметр обода,

?=Н/В (Н-высота профиля, В-ширина профиля), ?см-коэффициент , учитывающий смятие шины под нагрузкой

rд? rст на твёрдом покрытии

rк зависит от деформации шины, вызванной нормальной нагрузкой, передаваемого момента и значения проскальзывания в пятне контакта колеса с дорогой.

rк=rк.в-?*Мкон, rк.в- rк в ведомом режиме(Мкон=0), ?-коэффициент тангенциальной эластичности шины, rк.в=(1.03....1.06) rк

rк=(Vколеса/?колеса)=( Vа/?колеса), 0 ? rк ? ?

3.Динамика колеса. Силы и уравнения движения. Содержание формулы касательного усилия ведущего колеса.

4.Коэффициент сопротивления качению колеса

При качении колеса на набегающей части элементы шины сжимаются, а на сбегающей части- распрямляются. В результате потерь энергии от трения в шине (гистерезисные) элементарные реакции dRz в набегающей части больше, чем в сбегающей. Эпюра dRz сил и реакций, действующих на колесо - несимметрична. Равнодействующая Rz смещена на величину a_ш. a_ш/r_д ?=f?_с- Коэффициент сопротивления качению.

5.Режим качения колеса (ведущий, свободный, нейтральный, ведомый, тормозной).

1) ведущий режим: Rx>0, Mк>0

Mт^^?к, Мт> Rz*f*rд+ к* к

2) ведомый режим: Мк=0, Rxесли есть регулятор b=50/M3 =>нет ограничителя

c=M3/100 ?(Kw/(Kw-1))?^2 частоты c=25/M3 частоты

2) При отсутствии реальной внешней скоростной характеристики двигателя коэффициент ур-ия можно найти, решив систему:

M_cN=a_M*?n_N^ ?^2+b_M n_N+c_M a_M=-(M_emax-M_eN)/((?n_(M-) n_N?^()2) )

M_emax=a_M*?n_M^ ?^2+b_M n_M+c_(M )=> b_M=-(2(M_(emax-) M_lN)n_M)/((?n_(M-) n_N?^()2) ) => K_M=M_emax/N_eN

??a?_M*n_M+b_M=0 c_M=M_lmax-((M_(emax-) M_eN)n_M^2)/((?n_(M-) n_N?^()2) )

3 способ: c=(M_emax/M_eN -1)/((?n_M/n_N )?^2+1-n_M/n_N ) ; b=2cn_M/n_N ; a=1-b+c

11. Силы сопротивления движению автомобиля (качения, подъему, дороги.)

Сила сопротивлению качению Рк автомобиля, движущегося по плоской поверхности, является суммой сил сопротивления качению, приложенной ко всем колесам на поверхностях их контакта с дорогой P_k + P_k1+ P_k2 = fG_a*cos?, где f -коэффициент сопротивления качению, G_a - вес автомобиля

Сила сопротивления подъему Pп : Рп= G_a*sin?=G_a*i

i=tg? - эта сила приложена к центру масс

i - уклон дороги, для спуска "+", для подъема "-"

Сила сопротивления дороги Рд - это сумма сил сопротивления качению и подъему: Рд= Рк+Рп=(f+i) G_a+?*G_a

? = f + i - суммарное дорожное сопротивление

Она определяется суммой Р, зависящий от рельефа и покрытия дороги

? = f + i/100 12. Силы сопротивления воздуха. Коэффициент лобового сопротивления. Коэффициент обтекаемости. Лобовая площадь.

Сила сопротивления воздуха Рв(вдоль оси х) является составляющей полной аэродинамической силы, приложенной к центру лобовой площади:

Pв=0,5с_x*?_в *F*V^2=k_в*F*V^2=W_в*V^2

Cх - коэффициент аэродинамического сопротивления вдоль оси Х

?в - плотность воздуха, F - лобовая площадь обтекания воздухом автомобиля

Кв - коэффициент обтекаемости воздухом

Wв - фактор обтекаемости воздуха

Для грузовых автомобилей F=BHг, для легковых F=0,8BгНг

В - колея, Нг - габаритная высота, Вг -габаритня ширина авто

Скорость обтекания воздухом : V= v(V_a^2+V_в^2+2V_a V_в cos?)

Рв - результирующая сила элементарных аэродинамических сил. Состоит из: сопротивления дороги(50-60% от Рв), внутреннего сопротивления(10-15% от Рв), сопротивления поверхности трения(5-10% от Рв), индуктируемое сопротивление(5..10% от РВ), дополнительное сопротивления(15% от Рв)

13. Сила инерции. Коэффициент учета вращающихся масс. Его физический смысл и методы расчета.

Сила инерции (сопротивления разгону) возникает вследствие затрат энергии на раскручивание вращающихся частей двигателя и трансмиссии, а также колес при движении автомобиля с ускорением.

Сила инерции, Н: Pи=G/g ?вр*j

где G - вес автомобиля, Н; g - ускорение свободного падения, м/с2; ?вр - коэффициент учета вращающихся масс автомобиля; j - ускорение автомобиля, м/с2.

Мощность, кВт, затрачивая на разгон: Nи=(Pи*?)/1000=G/g ?вр*j ?/1000

Коэффициент учета вращающихся масс.

Этот коэффициент учитывает дополнительное сопротивление разгону автомобиля, вызванное раскручиванием вращающихся частей двигателя, трансмиссии и колес.

Коэффициент учета вращающихся масс показывает, во сколько раз мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, больше мощности, необходимой для установившегося движения: ?вр=1+(J_m*u_T^2*?_тр+Jсум)/(Gr_k^2 ) g

где Jм - момент инерции маховика; uт, ?тр - передаточное число и КПД трансмиссии; Jсум - суммарный момент инерции всех колес автомобиля, rк - радиус колеса автомобиля.

Коэффициент учета вращающихся масс для автомобиля с полной нагрузкой можно приближенно рассчитать по формуле ?вр=1+0,05(1+u_k^2 u_Д^2),

где uк, uд - передаточные числа основной и дополнительной коробок передач.

14. Тягово -скоростные свойства ТСС - эксплуатационные свойства, определяющие способность автомобиля двигаться с высокой средней скорость, интенсивно разгоняться, преодолевать подъемы и буксировать прицепы. Оценочные показатели: По ГОСТ 22576-90

1.Макс скорость движения

2.Время разгона на заданном пути

3.Время разгона до заданной скорости

4.Скоростная характеристика разгон-выбег

5.Скоростная характеристика разгона на передаче, обеспечивающей Vamax.

Условия проведения испытания:

1)Дорога ровная, горизонтальная, без поворотов, i = +-0,5%

покрытие дороги: чистая, асфальтобетонная

атмосферные условия t = +5...+25 градусов цельсия, ветер менее 3м/с, нет осадков

загрузка авто полная

температурное состояние авто (все отрегулировано) Испытания( 5 основных = дополнительные)

А) Vmax определяется при полной подаче топлива на передаче, обеспечивающей наибольшую скорость движения, число измерений от 3.

Б) Время разгона на пути 400 и 1000 метров при разгоне с места с полной подачей топлива и переключении передач при номинальной частоте вращения вала ДВС или частоте вращения огр регулятором.

В)Время разгона до заданной скорости Тр: определяется как среднее арифметическое значение

установленного по результатам разгона с места, аналогично предыдущему показателю. 100 км/ч для авто до 3.5 тонны, 60 км/ч для городских автобусов, 80км/ч для ост авто и автопоездов Для авто имеющих Vmax ниже или выше заданной на 5 км/ч, принимаем ближнюю меньшую кратную 10.

Г) Скоростная характеристика разгон-выбег определяется графиками(уч.стр 42)

Для установления этой характеристики выполняют разгон авто с места до наибольшей скорости, достигаемой на пути 2 км и выбег с выключенной передачей до полной остановки.

Д) СХ разгона на передаче обеспечивающей Vmax: определяется при полной подаче топлива на разгоне с Vmin на этой передаче до скорости составляющей 0.9 от Vmax. Используют для оценки обгонных свойств Дополнительные:

Е)ускорение при разгоне определяется как максимальное и среднее значение на каждой передаче. Характеризуют возможности авто при совершении обгона.

Ё)Скоростная характеристика на дороге с переменным продольным профилем.

Ж) Мин устойчивая скорость определяется на высшей и низшей передаче как мин устойчивая

частота вращения вала двигателя.

З) Максимальный преодолеваемый подъем определяется на низшей передаче осн и доп коробок

передач при V = const и полной подаче топлива.

И) установившаяся скорость на затяжном подъеме определяется на заданном подъеме определенной длины, оказывает влияние на среднюю скорость автомоб.

Й) Длина динамически преодолеваемого подъема: определяется на подъеме, который авто не может

преодолеть при равномерном движении даже на низшей передаче. Разгоняют и авто движется до полной установки. Расстояние от начала подъёма до полной остановки-оценивается.

К) сила тяги на крюке: определяется максимальное значение этой характеристики на всех передачах одиночного грузового авто. Способность автомобиля буксировать прицепы.

15. Графо-аналитический метод определения оценочных показателей ТСС.

16. Разгон - выбег, для установления этой характеристики выполняют разгон автомобиля с места до наибольшей скорости, достигаемой на пути 2000м, и выбег с выключенной передачей до остановки. При окончании разгона быстрым переключением передачи автомобиля переводят в режим выбега

17. Тормозные свойства характеризуют приспособленность к быстрому снижению скорости движения, поддержанию определённой скорости на спуске и удержанию на месте при стоянке. Определяют активную безопасность.

Плавное торможение с замедлением 2.5 -3 м/с^2- служебное

Торможение до полной остановки за минимально возможное время и на минимальном отрезке пути называется экстренным 8-9 м/с^2.

Если конечная скорость при торможении = 0 - полное торожение, если нет то чатсичное

Системы тормозные:

Рабочая РТС

Аварийная (запасная)ЗТС

Стояночная СТС

Вспомогательная ВТС

Нормативные документы ГОСТ Р41.13-99(правило еэкоон №13) - требования к тормозным свойствам новых автомобилей

ГОСТ Р 51709-2001 - требования к автомобилю в эксплуатации.

Оценочные показатели:

1) Минимальный остановочный путь (с момента, когда заметили препятствие до полной остановки)

2) Суммарная тормозная сила - сумма продольных реакций на колесах авто на установившейся фазе экстр. торможения - СТС, ЗТС, РТС

3) Удельная тормозная сила Jт= (сумма сил тормозных)/Ga СТС, РТС, ЗТС

4) Время срабатывания тормозного привода - время с момента нажатия на педаль до момента достижения установившегося замедления, РТС длинномеров

5) Установившаяся скорость на затяжном спуске - значнние постоянной скорости на спуске (ВТС)

6) Коэфф осевой направленности тормозных сил - РТС для машин в эксплуатации

K_н^ =|(P_(тор л) ?-P?_(тор п))/(P_(тор л)+P_(тор п) ) |

7)Значение предельного уклона дороги - так угол наклона дороги, при котором СТС еще удерживает автомобиль в неподвижном состоянии.

8)Максимальное усилие на органах управления + максимальное усилие на (хуй пойми что за слово) и ручных органах управления, при которых тормозится с заданной эффективностью (РТС).

18. Категории АТС

Пассажирские: М1(не более 8 мест для сидения), М2, М3

Грузовые: N1, N2, N3

Прицепы и полуприцепы : O1 O2 O3 O4

Дорожные испытания тормозных свойств в большинсте случаев проводятся на сухой и ровной горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием

1.Испытания типа 0 (холодные тормозные механизмы). Практикуются для легковых авто при усилии на педаль 500 Н и скорости 80 км/ч с отсоединением двигателя установлены значения: j_(ус max)>5,8?м/с?^2,S_Т5?м/с?^2,S_Т j = * Ga = * = j ma с a 3 1 2 1 2 a 3 ус

R 1 = Rz1 *

R 2 = Rz2 * Тормозная диаграмма-график, показывающий изменение характер изменения скорости и замедления.

?_рв-время реакции водителя (на диаграмму не наносится) ?_рв=0,2...1,5 с

?_с-время запаздывания(замедления нет,а V снижается)

?_с=0,05...0,07с-дисковые

?_с=0,15...0,2с-барабанные

?_с=0,2...0,4 с - пневматические

?_н-время нарастания замедления (замедление растет от 0 до jустановивш) ?_н? 0,05..02с

jус - установившееся замедление, характеризует эффективность тормозных механизмов, но не учитывает особенности тормозного привода

?_ср=?_с+?_н - время срабатывания тормозного привода.

20.Вывод и анализ формул тормозного пути и установившегося замедления.

Тормозной путь - путь, который проходит автомобиль от момента нажатия водителем на тормозную педаль до полной его остановки. S_T=V_0 (?_c+?0,5??_H )+V_0/(2g?_X)

S=V_0 t+(V_0^2)/2a - движение ещё равномерное

V_0/(2g?_X)-равнозамедленное

Вывод: maj3 = Rx1 + Rx2 =(Rz1 + R 2) = ?_X * Ga/ma; jуст =?_X g

j3 = ?_X * g * jуст

Остановочный путь - S_о=V_0 (?_о+?_c+?0,5??_H )+V_0/(2g?_X)

21.Топливная экономичность. Определения. Оценочные показатели и их содержание (двигателя и автомобиля).

Топливная экономичность - это способность автомобиля двигаться в различных условиях эксплуатации с наименьшим для этих условий расходом топлива.

1.Контрольный расход топлива-это путевой расход топлива при заданной постоянной скорости (при 90 и 120км/ч-для легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей полной массой до 3,5т; при 40 и 60 км/ч-для городских автобусов и полноприводных автомобилей полной массой более 3,5т; при 60 и 80 км/ч-для остальных автомобилей).

2.Расход топлива в магистральном цикле на дороге-это путевой расход топлива автомобиля в режиме, имитирующем движение на загородных дорогах.

3.Расход топлива в городском цикле на дороге-это путевой расход топлива автомобиля в режиме, имитирующем движение на городских дорогах.

4.Расход топлива в городском цикле на стенде (для автомобилей полной массой до 3,5т)- это путевой расход топлива, определяемый аналогично третьему оценочному показателю, но при работе автомобиля на стенде с беговыми барабанами

5.Топливная характеристика установившегося движения для высшей передачи- это зависимость путевого расхода топлива от значения заданной постоянной скорости при движении на высшей передачи.

6.Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге- это зависимость путевого расхода топлива от значения заданной максимально допустимой скорости при движении по реальной дороге с заданным сочетанием подъемов и спусков.

22.Вывод уравнения расхода топлива и его использование для определения показателей топливной экономичности.

Gч = geNe/1000 -путевой расход топлива

= ge ( Nи+Nв+Nн+Nп)

1000*? тр Q_s=(G_Ч*1000)/(V_a ?_T 36) ; ?_T- плотность топлива кг/л, Va-скорость авто км/ч, Qs - путевой расход топлива

Q_s= 1000*ge *( Nи+Nв+Nн+Nп) 60 км/ч обеспечивает экономию до 10%.

Качество шин -снижение сил сопротивления качению f на 10% позволяет экономить до 3% топлива.

24.Плавность хода. Определения. Оценочные показатели и нормы.

Плавность хода-это способность автомобиля уменьшать вибронагруженность, создаваемую воздействием неровностей дороги на водителя, пассажиров, груз и агрегаты автомобиля. Нормы вибраций устанавливает стандарт ГОСТ2004 ,ИСО2631-1997:

-интенсивность колебаний оценивают среднеквадратичным виброускорением ?, м/с2

-спектральный состав вибраций представляют значениями ? для среднегеометрических частот f, Гц, октавах (?_в/?_н=2) или третьоктавных полос. Первые 5 полос f=1;2;4;8 и 16 - механические колебания. F=32 и 64 Гц - вибрации. ? экв = v? i=1(k_i ?_i )

k_i ?2 - недостаточная ?1 m1 - избыточная; m2 ?2 - недостаточная ?1 m1 - избыточная; m2 < m1 - недостаточная. ? k y2 ? k y1 ? k ? k ? k y2 ? k y1 y2 y1 39. Устойчивость. Определения. Оценочные показатели.

Устойчивость - свойство, характеризующее способность авто, сохранять параметры движения под воздействием внешних сил, стремящихся изменить эти параметры.

Различают:

Продольную устойчивость (способность автомобиля противостоять опрокидыванию и скольжению при воздействии продольных сил); Поперечную устойчивость (способность автомобиля противостоять опрокидыванию и скольжению при воздействии поперечных сил);

Курсовая устойчивость (способность сохранять ориентацию продольной оси относительно заданной траектории при воздействии внешних сил); Траекторная устойчивость (способность сохранять заданную траекторию движения при воздействии внеш. сил)

Оценочные показатели поперечной устойчивости:

Критическая скорость движения на повороте по боковому скольжению или опрокидыванию. Испытания проводятся при равномерном движении авто по круговой траектории определенного радиуса на дорогах с различным покрытием и углами поперечного наклона (виражами). Vкр по бок. скольжению - предельная скорость, при которой авто не соскальзывает с заданной полосы движения.

Vкр по опрокидыванию - предельная скорость, при которой внутр. по отношению к центру поворота колёса отрываются от поверхности дороги.

Критический угол косогора по бок. скольжению или опрокидыванию. Испытания проводятся на наклонной поверхности или специальном стенде с переменным углом наклона опорной площадки. Критический угол косогора по бок. скольжению - предельный угол косогора, по которому может двигаться авто, не соскальзывая с заданной полосы.

Критический угол по опрокидыванию - предельный угол косогора, при котором все колёса одного борта отрываются от опорной поверхности. ГОСТ Р 52302-2004.

Коэффициент поперечной устойчивости - предназначен для грубой оценки устойчивости автомобиля против опрокидывания:

?п.у. = В/(2hg); В - ширина колеи, hg - высота центра тяжести авто.

Балльная оценка устойчивости против опрокидывания в испытаниях "пробег".

После пробега по дорогам общего пользования, водитель-эксперт оценивает устойчивость авто против опрокидывания. ГОСТ Р 52302-2004.

Оценочные показатели курсовой и траекторной устойчивости:

Критическая скорость по курсовой устойчивости авто.

R= (L-V_a^2 (m2/(?-k_y2 )-m1/(?-k_y1 )))/? R=0 V_(кр ?)=v(L/((m2/(?-k_y2 )-m1/(?-k_y1 ))))

Критическая скорость автопоезда (АП) по вилянию прицепа.

Предельная скорость прямолинейного движения АП, при которой ширина коридора движения прицепа из-за его колебаний в горизонтальной плоскости относительно точки сцепки с тягачом становится на 6% больше габаритной ширина прицепа.

Балльная оценка курсовой и траекторной устойчивости в испытании "пробег". После пробего по дорогам общего пользования Водитель-эксперт даёт оценку по этим критериям. ГОСТ Р 52302-2004.

40. Испытания на устойчивость. Методика, характеристика, показатели и нормы.

Оценочные показатели поперечной устойчивости:

Критическая скорость движения на повороте по боковому скольжению или опрокидыванию. Испытания проводятся при равномерном движении авто по круговой траектории окр. Радиуса на дорогах с различным покрытием и углами поперечного наклона Vкр по бок. скольж. - предельная скорость, при которой авто не соскальзывает с заданной полосы движения.

Vкр по опрокид. - предельная скорость, при которой внутр. по отношению к центру поворота колёса отрываются от поверхности дороги.

Критич. угол косогора по бок. скольжению или опрокидыванию. Испытания проводятся на наклонной поверхности или спец. Стенде с переменным углом наклона опорной площадки. Критический угол косогора по бок. скольжению - предельный угол косогора, по которому может двигаться авто, не соскальзывая с задан. полосы.

Критический угол по опрокидыванию - предельный угол косогора, при котором все колёса одного борта отрываются от опорной поверхности. ГОСТ Р 52302-2004.

Коэффициент поперечной устойчивости:

?п.у. = В/(2hg); В - ширина колеи, hg - высота центра тяжести авто.

Балльная оценка устойчивости против опрокидывания в испытаниях "пробег".

После пробега по дорогам общего пользования, водитель-эксперт оценивает устойчивость авто

против опрокидывания. ГОСТ Р 52302-2004.

Оценочные показатели курсовой и траекторной устойчивости:

Критическая скорость по курсовой устойчивости авто.

R= (L-V_a^2 (m2/(?-k_y2 )-m1/(?-k_y1 )))/? , при R=0 V_(кр ?)=v(L/((m2/(?-k_y2 )-m1/(?-k_y1 ))))

Критическая скорость автопоезда(АП) по вилянию прицепа.

Предельная скорость прямолинейного движения АП, при которой ширина коридора движения прицепа из-за его колебаний в горизонтальной плоскости относительно точки сцепки с тягачом становится на 6% больше габаритной ширина прицепа.

Балльная оценка курсовой и траекторной устойчивости в испытании "пробег". Водитель-эксперт даёт оценку по этим критериям. ГОСТ Р 52302-2004.

41. Поперечная устойчивость по боковому скольжению колёс. Расчётное определение показателей.

42. Боковое опрокидывание автомобиля. Расчётное определение показателей.

43. Маневренность. Определения. Оценочные показатели, содержание и нормирование.

Манёвренность - свойство, характеризующее возможность автомобиля двигаться на ограниченной площади по траекториям большой кривизны, в том числе и задним ходом.

Оценочные показатели:

Минимальный радиус поворота авто Rmin - расстояние от центра поворота до следа переднего забегающего колеса.

Внешний габаритный радиус Rгаб.max - расстояние от центра поворота до точки автомобиля, наиболее удалённой от центра поворота (например, до буфера или переднего колеса).

Внутренний габаритный радиус Rгаб.min - расстояние от центра поворота до точки авто, наиболее приближённой к центру поворота.

Поворотная ширина по следу колёс - разность самого большого и самого малого радиусов поворота по осям следов соответствующих колёс.

Габаритная полоса движения - Вп = Rгаб.max - Rгаб.min, разность радиусов поворотов точек, наиболее удалённой и наиболее приближённой к центру поворота.

Поворотная ширина и габаритная полоса характеризуют ширину коридора.

Удельная тяговая сила при повороте (сила, необходимая для совершения поворота) - отношение тяговой силы на ведущих колёсах к силе тяжести автомобиля при повороте его с минимальным или близким к минимальному радиусом, а также с минимально устойчивой скоростью Vmin?5 км/ч.

Коэффициент использования сцепной силы колёс (одного моста) при повороте - отношение суммарной силы, действующей в контакте этих колёс, к потенциально возможной силе по сцеплению.

Все оценочные показатели маневренности носят частный характер и могут использоваться только для сравнительной качественной оценки рассматриваемых авто по этому эксплуатационному свойству.

Ограничивающее влияние маневренности на техническую скорость движения особенно проявляется в городских условиях, а на эксплуатационную - в местах погрузки и разгрузки, обычно отличающихся малыми и неудобными площадями.

Показать полностью…
4 Мб, 8 июня 2017 в 13:57 - Россия, Москва, МАДИ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении