Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 040115 из МАДИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МАДИ)

КАФЕДРА Физического воспитания

Реферат по дисциплине "Физическая культура"

На тему: "Социальные функции физической культуры и спорта"

Студент: Сурков А. А.

Группа: 3бТВ

Преподаватель: Кузнецов Ю. В.

Оглавление

Введение.......................................................................................3

Социальная сфера...........................................................................4

Физическая культура в обществе. Задачи физического воспитания..............5

Значение физической культуры и спорта (подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга)......................................................7

Роль спорта в формировании личности.................................................8

Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры....10

Заключение..................................................................................13

Список литературы........................................................................14

Введение

Физическая культура и спорт являются основными инструментами для улучшения физического состояния и здоровья человека. Однако помимо своих основных функций физическая культура, как любая другая культура, выполняет еще и социальные функции. К примеру, Ю.В. Найденов в своей статье приводит следующий список социальных функций физической культуры:

- укрепление здоровья людей, содействие воспроизводству населения и сохранению генофонда страны;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности со стремлением к достижению ею физического совершенства;

- удовлетворение потребностей общества в людях, физически подготовленных к современному производству, к выполнению патриотического долга по защите Родины;

- интернациональное воспитание граждан страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между народами. [1]

По моему личному мнению, в этот список необходимо включить пункт об удовлетворении потребности человека в активном отдыхе как социальной функции спорта, а также дополнить второй пункт фразой о стремлении к достижению не только физического, но и нравственного совершенства.

Далее рассмотрим некоторые из социальных функций подробнее.

Роль физической культуры и спорта в социальной сфере человеческой деятельности

Социальная функция - использование того или иного механизма социальных взаимодействий для достижения определённой цели или реализации определённых ценностей. [2] Такое определение дает "Национальная социологическая энциклопедия", где под определенными ценностями подразумеваются функции социальной сферы, а именно образ и уровень жизни людей, их благосостояние.

Вот что пишет о социальных функциях физической культуры и спорта в своей книге Виленский М. Я.: "Социальные функции спортивной деятельности по отношению к отдельному человеку и по отношению к человечеству в целом - различны. Применительно к отдельному индивидууму спорт является средством самосовершенствования, достижения предельно возможного развития физических способностей. В спорте человек обретает душевный комфорт, способность к самоанализу, самонаблюдению, критическому отношению к собственным ошибкам, достижениям и неудачам. Современный спорт высших достижений требует наблюдательности, умения быстро оценивать ситуацию, молниеносно принимать решения. Высокоразвитый, острый ум спортсмену нужен не только для вдумчивого изучения специальной спортивной литературы, но и для срочного анализа своих достоинств и недостатков, точного исполнения тактических и стратегических элементов спортивной борьбы. Наконец, в спорте каждый человек может наилучшим образом выразить себя в деятельности, которая ему более всего по душе. В процессе занятий спортом формируются такие важные черты характера, как стремление помочь товарищу, доброжелательность, честность и бескорыстие при выполнении сложных обязанностей, связанных с требованиями тренировки и соревнований". Если это командный вид спорта, то формируются чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и доверять окружающим.

Спорт - одно из эффективных средств формирования социально ценной личности. Выполнение огромных объемов тренировочной нагрузки формирует трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм - эти столь необходимые для человека качества. Выявление и воспитание спортивных талантов, удовлетворение потребности в разумном, эмоционально насыщенном проведении свободного времени - одна из существенных сторон социальной функции спорта. Кроме того спорт помогает человеку преодолеть комплексы, раскрепоститься, найти общий язык со сверстникам и людьми разных поколений. Он выполняет и социально-политическую функцию, создавая условия для укрепления международных контактов, развития и укрепления международной солидарности и мира. [3]

Таким образом, мы видим, что огромное влияние на процесс социализации личности оказывает спорт, благодаря которому она проходит более интенсивно. Социализация через спорт выражается в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности; выстраиваются модели поведения человека, формируются его базовые ценности.

Физическая культура в обществе. Задачи физического воспитания

"Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою: воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью". [4]

Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.

Работа по физическому воспитанию в школах и высших учебных заведениях проводится по программе, утвержденной Министерством образования РФ. Программа предусматривает проведение учебных занятий в объеме трех часов в неделю. Кроме того, предусматривается проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные минутки и т. д.), массовой физкультурной и спортивной работы во внеучебное время (секции по видам спорта, группы общей физической подготовки, спортивные соревнования и оздоровительные мероприятия, дни здоровья, занятия в спортивно-оздоровительном лагере). Программой рекомендуется примерный тематический план занятий по физическому воспитанию с определением видов занятий (теория, практика), видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры) и расчетом часов по годам обучения. Приводится содержание тем по теории физического воспитания, а также объем знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, осваивая технику видов спорта.

Программой установлены учебные контрольные упражнения и нормативы их выполнения, основой которых являются нормы и требования комплекса ГТО, с недавних пор вновь введенного в РФ на добровольной основе, определяет требования по выполнению правил гигиены, рациональному режиму учебы, отдыха, питания, сознательному и активному участию в занятиях по физическому воспитанию, спортивных соревнованиях и оздоровительных мероприятиях, постоянному совершенствованию физической подготовки.

Основными же задачами физического воспитания молодого поколения являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение детям и молодежи необходимых двигательных навыков, совершенствование их физических способностей, содействие формированию важнейших морально-волевых качеств, а также мышечной силы, физической выносливости, ловкости, скорости реакции, быстроты движений.

Один из современников П. Ф. Лесгафта описал один из результатов физического воспитания: "Занятия по физическому воспитанию проводились ежедневно. В их программу входили гимнастика, игры, фехтование, бег на коньках, физический труд (столярное дело). Результат от этих занятий был поразительный. Хилые, бледные, вялые девицы обращались через год в крепких, энергичных людей, стойких и выносливых". [5]

В процессе занятий физкультурой воспитываются такие морально-волевые качества как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку и пр. При этом большое значение имеет педагогически правильная организация самих учебных и тренировочных занятий, спортивных соревнований и всех остальных физкультурных мероприятий.

Рассмотрим немного подробнее влияние спорта и физической культуры на интеллектуальное развитие.

Эффективность усвоения двигательного опыта в спорте связана со способом формирования и уровнем психологической структуры двигательного действия (физического упражнения). Процесс формирования сознательного двигательного действия - произвольно управляемый акт, сопровождаемый значительной интеллектуальной активностью, которую нужно преднамеренно обеспечивать и направлять в процессе обучения. Поступающая при этом в сознание занимающихся информация подвергается сложной и многостепенной переработке.

При усвоении и усовершенствовании двигательной деятельности в спорте характерными являются главным образом три формы связи между мыслью и действием:

* Интеллектуальная активность сопутствует исполнению двигательного действия, а процесс мышления выполняет функции непосредственного контролера и регулятора движений;

* Мышление предшествует практическому действию и участвует в планировании и предварительной организации действия;

* Мышление участвует в анализе и оценке совершенного им двигательного акта.

Все три вида взаимосвязи между мыслью и действием различаются не только по своей форме, но и по характеру и в определенной степени влияют на развитие творческих способностей занимающихся спортом. [!!!!]

Значение физической культуры и спорта для здоровья человека

Физические упражнения оказывают благотворное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды. Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию и развитию скелета и мышц. Физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни способствуют нормальной работе сердца. При физической работе увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами. Это способствует укрепления сердечной мышцы и ее развитию. При снижении физических нагрузок сердечная мышца слабеет.

Физическая активность и закаливание организма сохраняют и укрепляют здоровье. Они повышают работоспособность, стимулируют защитно-приспособительные реакции организма. Физические упражнения имеют важное значение не только в предупреждении, но и в успешном лечении различных заболеваний.

Физические упражнения позволяют обеспечивать правильное развитие организма, повышают иммунитет, способствуют адаптации к возрастающим нагрузкам.

В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся, восстанавливаются утраченные и развиваются новые двигательные навыки и физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем, что в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим сдвигам в состоянии организма. Физическая нагрузка в процессе занятий должна быть адекватна функциональным возможностям человека. Так, в пожилом возрасте удлиняется период, необходимый для адаптации к заданному уровню нагрузки, снижается толерантность к физической нагрузке, замедляются процессы восстановления.

Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью комплексной системы воспитания. Недостаточная двигательная активность может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии.

Эффективность физической культуры зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств физической культуры, последовательности физических упражнений. Физическим трудом, физическими упражнениями нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. В основе физической культуры лежат дидактические принципы физической тренировки: повторность, регулярность и длительность воздействия, необходимые для укрепления двигательного навыка; постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического перенапряжения; всесторонность воздействия с помощью упражнений для разных групп мышц; доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями больного. Выбор средств физической культуры зависит от состояния человека, режима двигательной активности.

Для человека здоровье имеет первостепенное значение, так как именно от него зависит успешная жизнедеятельность. Хорошее здоровье и общее физическое развитие позволяют быть полноценным членом общества, участвовать в его жизни, успешно социализироваться и многое другое. Поэтому очень важно помнить про положительное влияние физической культуры и спорта на здоровье человека.

Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Физическая культура реализуется в следующих формах:

* физическое воспитание - связанно с освоением физических и духовных сил человека;

* спорт - совершенствование этих сил;

* физическая рекреация - их поддержание,

* двигательная реабилитация - восстановление.

Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического. Центральным фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

В теории физической культуры процесс физического воспитания определяется видовым понятием "воспитание" и в силу этого характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса. Отличительными же чертами являются направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность. Специалисты, как правило, подчеркивают, что в физическом воспитании следует различать две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств. [!!!]

В случае, если физическое воспитание "замкнуто" только на двигательной деятельности и целенаправленно не воздействует на духовное развитие и чувственную сферу, то наряду с положительными нравственными качествами оно может формировать асоциальное поведение и эгоизм человека.

Наибольшего положительного результата можно достичь с помощью создания условий для формирования потребности у человека в физической культуре, что обеспечивает осознанный здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности у человека.

Выносливость, сила, быстрота, высокий уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут быть приобретены только путем организации физических тренировок в объеме, достаточном для адаптации организма к необходимым физическим нагрузкам.

При максимальном учете индивидуальных двигательных характеристик человека и социально-психологических факторов, создаются предпосылки для его самоопределения, самовоспитания, саморазвития и самореализации в различных видах физкультурной деятельности.

"Спортивный путь - это энциклопедия технологий культурного преобразования телесного (физического), психического и нравственного в личности, и не использовать его в физкультурном воспитании современного человека было бы ошибочным. Наибольшей популярностью у студенческой молодежи пользуется физическая рекреация". [6]

Физическая рекреация как вид физической культуры вошла в жизнь в различных терминах и понятиях, характеризующих ее отдельные стороны: "массовая физическая культура", "оздоровительная", "массовый спорт", "активный отдых" и др. В действительности "физическая рекреация" охватывает содержание всех указанных выше терминов.

Она представляет собой процесс использования физических упражнений, игр, видов спорта в упрощенных формах с целью активного отдыха, развлечения, переключения на другие виды деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические утомления, получения удовольствия, наслаждения от физкультурной деятельности.э

Заключение

Таким образом, физическая рекреация удовлетворяет потребности, интересы, мотивы людей в эмоциональном активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. Она удовлетворяет групповые и индивидуальные потребности в нерегламентированной, относительно свободной формой двигательной активности, адекватной их субъективным возможностям, содействуя при этом нормальному функционированию организма путем создания оптимального физического состояния. При этом повышая дисциплинированность и общую моральную составляющую, работоспособность, как производственную, так и интеллектуальную. Кроме этого способствует улучшению генофонда страны и развитию социальных отношений, как в узких общественных кругах, так и на уровне международных коммуникаций.

Всё это делает физическую культуру еще более привлекательным инструментом для повышения качества жизни населения и общего состояния общества, производства и т.д.

Список литературы

1. Найдёнов Ю.В. (2014) Социальные функции физической культуры, стр.1-2.

2. Функция // voluntary.ru. [2016] URL:http://voluntary.ru//?oldid=77545080 (дата обращения: 03.04.2016).

3. Виленский М. Я., Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2001.

4. В. М. Выдрин "Лесгафтовцы", Ленинград, "Лениздат", 1986 год, стр. 25.

5. П. Ф. Лесгафт "Избранные труды", Москва, "Физкультура и спорт", 1987 год, стр. 25.

6. "Спорт в современном обществе", гл. редактор - В. М. Выдрин, Москва, "Физкультура и спорт", 1980 год.

2

МОСКВА 2016

Показать полностью…
69 Кб, 19 февраля 2017 в 17:49 - Россия, Москва, МАДИ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении