Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 040713 из МГАХИ им. Сурикова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный академический

художественный институт имени В.И.Сурикова"

/МГАХИ им. В.И. Сурикова/

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

очная форма обучения, квалификация "Бакалавр"

специальность 073900 Теория и история искусств

(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1161

от 16 ноября 2010 года)

факультет теории и истории искусств

Рассмотрено и утверждено Автор-составитель

на заседании Ученого Совета Арустамова Ирина Левоновна,

МГАХИ им. В.И. Сурикова кандидат искусствоведения,

протокол № 5 доцент, член-корреспондент

от "21" декабря 201 г. РАХ

Ректор А. А. Любавин

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Искусство Византии" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 073900 - Теория и история искусств (квалификация (степень) "Бакалавр").

Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла и является обязательной для изучения

Рекомендован кафедрой Теории и истории искусств протокол № 2 от "02" ноября 2011г.

(c) МГАХИ им. В.И.Сурикова, 2011

(c) Арустамова Ирина Левоновна, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование раздела Стр. 1 Организационно-методический раздел 4 2 Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий 5 3 Содержание учебной дисциплины 7 4 Планы семинарских занятий 15 5 Примерная тематика рефератов 19 6 Материалы для самостоятельной работы 20 7 Уровень требований и критерии оценок 23 8 Перечень контрольных вопросов 24 9 Рекомендуемая литература 25

I. Организационно-методический раздел

1.Цели и задачи дисциплины

Цель курса

Настоящий курс является одним из базовых общих, профессиональных курсов и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 073900 Теория и история искусств (квалификация (степень) "Бакалавр")

Целью данного курса является ознакомление студентов с основными этапами развития художественной культуры Византии и сопредельных государств, оказавшихся под ее непосредственным влиянием.

Предметом курса является история развития изобразительного искусства и архитектуры периода раннего христианства (II-VI вв.), а также Византийской империи (V-XV вв.) Курс является одним из этапов освоения учащимися истории зарубежного искусства, знание которого необходимо для профессионального становления будущих искусствоведов.

Специфика курса предполагает знакомство и подробное изучение наиболее значительных произведений византийской культуры, ставших не только характерным явлением своего времени, но вошедших в мировую сокровищницу художественного творчества.

Задачи курса

Знакомство студентов не только с определенными художественными произведениями, но и с историческими событиями, фактами, духовными исканиями, социальными причинами, обусловившими ход развития изобразительного искусства и архитектуры данного региона. Этим обусловлены и основные уровни рассмотрения художественного процесса в читаемом лекционном курсе: исторический, социокультурный, формально-предметный.

Место курса в системе профессиональной подготовки выпускников

После изучения данного курса студент должен знать: основные художественные направления, методы, школы византийского искусства и архитектуры; творчество отдельных мастеров и историю создания наиболее значительных памятников искусства.

Студент должен уметь: атрибутировать и анализировать памятники искусства Византии; рецензировать художественные произведения и работать со специальной искусствоведческой литературой.

Студент должен владеть: методикой исторического анализа произведений искусства Византии; навыками научной и методической работы.

В процессе обучения предусмотрены лекционные и семинарские занятия, а также применение технических средства обучения.

Лекции проводятся с целью дать систематизированные знания в области истории культуры и искусства Византии. Структура лекций носит хронологический характер и в зависимости от исторических периодов подразделяется по видам художественной деятельности (архитектура, монументальная живопись, книжная миниатюра, икона, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

Цель семинаров - обсуждение основных проблем, углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Семинары проводятся, как правило, в форме дискуссии.

Самостоятельная работа студентов организуется с целью закрепления и углубления полученных знаний и навыков, изучения научной, учебной и специальной литературы, а также формирования культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Она должна носить систематический и творческий характер.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов подразделяется на текущий и итоговый.

Текущий контроль предназначен для проверки качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом и стимулирования учебной работы студентов. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Итоговый контроль предназначен для определения качества достижения учебных целей по изучаемому курсу.

Форма контроля знаний и компетенций - экзамен.

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

2 4 5 № п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час.) В том числе Лекции Семинары 1

2 3 4 5 Раздел I. Раннехристи-анское искусство Раннехристианское искус искусство 4 4 - 1 Тема 1.

Искусство II-III вв. 2 2 - 2 Тема 2.

Искусство IV-VI вв.

2 2 - Раздел II. Искусство Византии V-VIII вв.

10 6 4 3 Тема 3. Искусство

Константинополя V-VIII в вв.

4 2 2 4 Тема 4.

Памятники

Равенны V-VI вв.

2 2 - 5 Тема 5.

Иконоборчество

4 2 2 Раздел III.

Искусство Византии

IX-XII вв. 10 6 4 6 Тема 6.

Архитектура и

монументальное

искусство

4 2 2 7 Тема 7.

Миниатюра, икона,

прикладное искусство 2 2 - 8 Тема 8.

Памятники Италии XII в. 4 2 2 Раздел IV.

Искусство Византии

XIII-XV вв.

6 4 2 9 Тема 9.

Архитектура и монумен-

тальная живопись

4 2 2 10 Тема 10.

Икона, миниатюра и

прикладное искусство

2 2 - Всего по дисциплине: 30 20 10

2. Содержание учебной дисциплины

II. Содержание курса

Раздел I. Раннехристианское искусство

Тема 1. Искусство II-III вв.

Архитектура.

Влияние архитектурных приемов римского зодчества на дальнейшее развитие средневековой архитектуры. Храм Фортуны Верилис на Бычьем форуме в Риме (I в. до н.э.). Новые пространственные категории в архитектуре. Пантеон (118-125 гг.) и форум Траяна - архитектор Аполлодор Дамасский. Термы Каракаллы (210 г.) и термы Диоклетиана (кон. III в.). Дворец Диоклетиана в Сплите (284-305 гг., Хорватия). Базилика Максенция - Константина (нач. IV в.).

Скульптура III-IV вв.

Портреты "солдатских императоров" и колоссальные статуи императора Константина (нач. IV в.). Колосс из Барлетто (370 г.). Статуи тетрархов. Работа с камнем, трудно поддающимся обработке: порфир, лабрадор и др.

Рельефы саркофагов Италии, раннехристианского Востока, Галлии. Саркофаг Александра Македонского (IV в. до н.э., Стамбул, Археологический музей). Саркофаг Людовизи (260 г., Рим, Национальный музей). Саркофаг "двух братьев" (IV в., Рим, Ватиканские музеи). Саркофаг Юния Басса (после 359 г., Рим, Ватиканские музеи) - новое понимание пространства.

Саркофаги из порфира - Констанции (ок. 350 г.) и Елены (1-я пол. IV в.).

Рельефы арки Константина (312-316 гг.) и обелиска Феодосия (381 г.) - поиски новых приемов изображения: принцип изокефалии, обратная перспектива.

Христианская тематика. Статуи "Доброго пастыря" (IV в., Рим, Латеранский музей; V в., ГЭ).

Ограниченность распространения скульптурных изображений и ее причины. Преобладание рельефа в дальнейшем развитии искусства Византии.

Фрески катакомб.

Враждебность материальному воплощению религиозных образов. Преобладание во фресках символики и аллегории. Круг изображаемых сюжетов и персонажей, причины, определившие их выбор. Декоративная система росписей и технические приемы.

Ранняя живопись восточной части Римской империи. Искусство Сирии и его значение для формирования христианской иконографии. Фрески Дура-Европос (245-256 гг.).

Тема 2. Искусство IV-VI вв.

Миланский эдикт императора Константина 313 г. Признание христианства и превращение его в IV в. в государственную религию.

Архитектура.

Начало церковного строительства. Раннехристианская базилика, ее происхождение, форма и конструкция.

Храмы времени императора Константина на Святой Земле: Храм Гроба Господня в Иерусалиме (ок. 335 г.), базилика Рождества в Вифлееме (начата в 332 г.) - свидетельства христианских событий. Соединение базилики и центрического сооружения.

Римские базилики. Базилика Святого Петра (324-349 гг.). Церковь Сан Паоло фуори ле мура (381-400 гг.). Базилика Санта Сабина (422-432 гг.) - одна из первых трехнефных базилик. Церковь Санта Мария Маджоре (432-440 гг.), посвященная Богоматери.

Центрические здания Рима: мавзолей Санта Констанца (ок. 315 г.), Сан Стефано Ротондо (480-е гг.).

Сирийские базилики и особенности их конструкции. Базилика в Кальб-Лузе (кон. V в.). Калат-Семан - Мартирий Симеона Столпника близ Антиохии (ок. 490 г.) - сочетание 4 базилик с объединяющим их куполом.

Базилика Св. Иоанна в Эфесе (527-565 гг.) - реконструкция. Планировка в виде креста с 5 куполами.

Постройки Греции. Базилика Ахийропиитос (V в.) и церковь Святого Димитрия в Салониках (629-634 гг.). Особенности планировки интерьера. Центрическое здание - Ротонда Св. Георгия (мавзолей императора Галерия) в Салониках (ок. 306 г.).

Базилики Равенны: Сан Франческо (V в.), Сан Джованни Евангелиста (425 г.) и их перестройка в X-XII вв. Особенности строительной техники. Мавзолей Галлы Плацидии (ок. 425-450 гг.) - планировка в виде креста в сочетании с куполом, не просматривающимся в наружном облике. Баптистерии Равенны: епископа Неона (451-473 гг.) и арианский (493-526 гг.).

Монументальная живопись.

Спор о допустимости религиозных изображений в храмах и их постепенное признание. Дидактическая роль церковной монументальной живописи и ее декоративные функции. Контраст между скромным наружным обликом храма и пышностью внутреннего убранства. Разработка системы внутреннего оформления храма. Репрезентативные и символические изображения в украшении апсиды и триумфальной арки и повествовательные циклы на стенах центрального нефа. Мозаика, ее происхождение, отличие от античной. Смальта как главный материал мозаики раннехристианских храмов.

Римские мозаики IV-VI вв. Символика росписей свода мавзолея Санта Констанца (ок. 315 г.). Апсида церкви Санта Пуденциана (401-417 гг.) - изображение Христа с апостолами, тетраморф. Мозаики церкви Сан Паоло фуори ле мура (кон. IV в.) - репрезентативное изображение Христа и апостолов в конхе апсиды. Церковь Санта Мария Маджоре: ветхозаветные сцены в центральном нефе (425 г.), мозаики триумфальной арки на сюжеты Нового Завета (432 г.). Стилистическое различие мозаик базилики. "Вознесение Христа" в апсиде церкви Косма и Дамиано (526-530 гг.) - отход от классических принципов передачи пространства и действия.

Храм Осиос Давид в Салониках (V в.) - мозаика в конхе апсиды. Мозаики Ротонды Св. Георгия в Салониках (нач. V в.) - особенности построения пространства.

Раздел II. Искусство Византии V-VIII вв.

Тема 3. Искусство Константинополя V-VIII вв.

Основание Константинополя 11 мая 330 г. История развития города. Отделение Восточной Римской империи от Западной в 395 г. Территория Византийской империи. Расцвет Византийской империи при Юстиниане (527-565 гг.).

Истоки византийского искусства. Наследие эллинистического Востока и Рима.

Архитектура V-VI вв.

Планировка города и его основные памятники. Ипподром и Форум Константинополя. Дворцы, храмы и оборонительные сооружения IV в. Их перестройка в V-VI вв. "Золотые ворота", Большой дворец, Буколеон. Система водоснабжения: акведуки и цистерны. Строительство в столице при императоре Юстиниане.

Разнообразие типов храма в зодчестве ранней Византии.

Базилика Иоанна Предтечи Студийского монастыря (463 г.) - связь с греческой архитектурной традицией.

Купольные постройки. Реконструкция пятикупольной церкви Святых Апостолов и ее значение для дальнейшего развития византийской и западноевропейской архитектуры. Церковь Святых Сергия и Вакха (527-563 гг.). Церковь Святой Ирины (532 г.).

Собор Святой Софии (532-537 гг.) - архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл. История строительства. Своеобразие композиционного плана собора, смелость конструктивного и пространственного решения, его декоративное убранство.

Монументальная живопись V-VI вв.

Сведения о светских монументальных росписях. Фрагменты мозаик пола в Большом дворце (VI в., Стамбул, музей мозаик). Вопрос о первоначальных мозаиках Собора Святой Софии. Литературные источники о мозаиках церкви Святых Апостолов.

Скульптура.

Сведения об утраченных монументальных памятниках. Конная статуя императора Юстиниана на площади Августеон в Контантинополе, памятники, установленные на ипподроме. Обелиск императора Феодосия (381 г.) - рельефы на базе. Статуя императора Юстиниана на родине, в основанном им городе Юстиниана Прима. Рельеф "Архангел Гавриил" (VI в., Анталия, Археологический музей).

Мелкая пластика из слоновой кости. Консульские диптихи (406-540 гг.): их назначение и датировка. Диптих с цирковыми сценами (сер. V в., ГЭ). Диптих консула Ареобинда (506 г., ГЭ) и другие - два типа построения пространства в рельефе. Ларцы и пиксиды. Трон архиепископа Максимиана (550 г., Равенна, Архиепископский музей), выполненный александрийскими, константинопольскими и мастерами других школ.

Декоративно-прикладное искусство.

Изделия из серебра с добавлением позолоты из мастерских византийской империи, продолжающие античные традиции; их датировка. Блюдо епископа Патерна (IV-VI вв., ГЭ).

Ткани - привозные и местного производства. Появление и развитие при Юстиниане шелкового производства в ткацких мастерских Большого императорского дворца.

Миниатюра V-VI вв.

Переход от свитка к пергаменному кодексу. Позднеантичные иллюстрации: "Илиада" (кон.V - нач. VI вв., Милан, Амброзиана). "Вергилий" (нач. V в., Ватикан, Библиотека). Первые христианские иллюстрированные рукописи. "Книга Бытия" (V-VI вв., Вена, Национальная библиотека).

Разработка основных принципов композиции и иконографии. Особенности столичной и провинциальных школ. Рукопись сочинений Диоскорида (до 512 г., Вена, Национальная библиотека) - введение в книгу портрета заказчика. Евангелие из Россано (2-я пол. VI в., Сокровищница собора в Россано, Калабрия) - пурпурный фон рукописи. Евангелие Рабулы (586 г., Флоренция, Лауренциана) - архитектурные элементы, орнамент, работа сирийских художников.

Монументальная живопись VI-VIII вв.

Работа столичных художников в храмах на территории империи.

Мозаики базилики Богоматери в монастыре Святой Екатерины на Синае (сер. VI в.): "Преображение" в конхе апсиды. Мозаики триумфальной арки. Церковь Панагии Ангелоктиссы на Кипре (VII в.) - мозаики апсиды.

Провинциальное искусство. Мозаики базилики Святого Димитрия в Салониках (кон.VI-X вв.). "Святой Димитрий с ктиторами" (после 640 г.)

Фрески церкви Санта Мария Антиква в Риме (VI-VII вв., 705 г., кон. VIII в.). Ранние группы фресок работы византийских мастеров.

Фрески церкви Санта Мария дель Кастельсеприо близ Милана (кон. VIII в.) Евангельские сюжеты в восточной апсиде храма.

Церковь Успения Богоматери в Никее (VII-IX вв.). Изображения ангелов - "Силы небесные" в пресбитерии. Фигура Богоматери в конхе апсиды (ок. 848 г.), заменившая крест.

Иконопись.

Ранние византийские иконы и их истоки.

Энкаустические иконы. "Спаситель" (VI в.) и "Святой Петр" (нач. VI в.) из монастыря Святой Екатерины на Синае. Иконы из собрания Порфирия Успенского, находящиеся в Киевском музее западного и восточного искусства: "Богоматерь с младенцем" (V в.), "Иоанн Предтеча" (кон. V в.), "Сергий и Вакх" (VI в.). Икона Богоматери с предстоящими Феодором и Георгием из монастыря Святой Екатерины на Синае (кон. VI-нач. VII вв.). Темперные иконы.

Тема 4. Памятники Равенны V-VI вв.

Равенна. История развития города. Императоры Аркадий и Гонорий, Галла Плацидия. Теодорих Великий. Равенна времени императора Юстиниана.

Мавзолей Теодориха (ок. 526 г.). Постройки времени Теодориха. Мавзолей Галлы Плацидии (ок. 425-450 гг.) - особенности архитектурного решения. Мозаики: "Добрый пастырь", "Мученичество Святого Лаврентия" и др. Православный баптистерий архиепископа Неона (451-473 гг.). Решение внутреннего пространства. Мозаики купола (449-452 гг.). Арианский баптистерий - мозаика купола - "Крещение Христа" (493-526 гг.). Архиепископская капелла во дворце Теодориха (494-519 гг.). Внутреннее мозаичное убранство.

Базилики Равенны и их архитектурные особенности. Базилика Сант Аполлинаре Нуово (526 г.). Мозаика центрального нефа (530, 556 гг.). Процессии мучеников и мучениц, чудеса и страсти Христовы - история создания, стилистические особенности. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе (освящена в 549 г.) - мозаика апсиды.

Церковь Сан Витале (526-547 гг.) как образец центрической постройки по типу константинопольских храмов Святых Сергия и Вакха и Святой Софии. Архитектурные особенности. Отличие от константинопольских образцов. Мозаики апсиды: "Христос Эммануил со Святым Виталием и епископом Экклесием"; процессии "Юстиниан со свитой" и "Феодора со свитой". Мозаики пресбитерия. Библейские сюжеты. Изображения евангелистов.

Своеобразие стиля мозаик Равенны.

Тема 5. Иконоборчество

Характер и причины иконоборчества. Эдикт императора Льва III Исавра 726 года. Никейский собор 787 г. Восстановление иконопочитания в 843 году.

Сведения о декоре храмов этого периода. Развитие орнаментально-декоративных мотивов. Широкое использование светской тематики.

Мозаики Храма Скалы в Иерусалиме (692 г.) и мечети Омейадов в Дамаске (711-715 гг.).

Пещерные храмы Каппадокии. Заповедник Гюреме - фрески времени иконоборчества (IX в.).

Мозаика с изображением креста в апсиде церкви Святой Ирины в Константинополе.

Церковь Святой Софии в Салониках (780-797 гг.) - купольная базилика. Мозаики: купол со сценой Вознесения (ок. 849 г.), изображение Богоматери в апсиде (ок. 885 г.).

Книжная миниатюра. Появление минускула - "Евангелие Николая Исповедника" (835 г., С.-Петербург, Гос. Публичная библиотека). Отражение борьбы иконоборцев и иконопочитателей в иллюстрациях рукописей, выполненных вскоре после отмены иконоборчества. Хлудовская псалтирь (1-я пол. IX в, ГИМ) - "псалтирь монастырской редакции". Скрипторий Студийского монастыря в Константинополе.

Раздел III. Искусство Византии IX-XII вв.

Новое укрепление и возвышение Византийской империи. Македонская династия: 867-1057 гг., Комниновский период: 1057-1204 гг. Культурные связи Византии с другими странами.

Тема 6. Архитектура и монументальное искусство

Архитектура.

Литературные источники и археологические данные о дворцовом строительстве в Константинополе. Дворец Василия I - Кенургий. Влахернский дворец Мануила Комнина (1054 г.). Текфур-серай. Описание внутреннего убранства дворцовых покоев императором Константином Багрянородным и посланником Лиутпрандом.

Культовое зодчество. Крестовокупольный храм, его конструкция и основные варианты. Его символика. Литературные источники о пятиглавой церкви "Неа" Василия I в Константинополе (освященной в 881 г.). Храм Мирелейон в Константинополе (Будрум-Джами, 2-я четверть X в.).

Крестовокупольные храмы на территории Греции.

Постройки XI-XII вв. Монастыри Афона. Сложение основных принципов монастырского зодчества.

Кафоликон и церковь Богоматери в монастыре Осиос Лукас в Фокиде (кон.X-1-я пол. XI в.). Монастырь Неа Мони на острове Хиосе (1042 г.). Церковь монастыря Дафни близ Афин (2-я пол. XI в.).

Церкви Афин: Святого Феодора (ок. 1070 г.), Капникарея (сер. XI в.) и Малая Митрополия.

Церковь Св. Пантелеймона (Исакие-Джами) в Салониках (XII в.).

Перестройка и расширение старых церквей Константинополя. Церковь Св. Феодора (Килиссе-Джами, 2-я пол. XII в.). Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами). Комплекс монастыря Пантократора (Зейрек-Джами).

Монументальная живопись.

Сохранение в некоторых произведениях традиций периода иконоборчества: преобладание символики, абстрактность композиционного построения, насыщенность декоративными элементами.

Мозаики Собора Святой Софии в Константинополе. Изображение Богоматери с младенцем и ангела в апсиде (867 г.). Мозаики в покоях патриарха - святые и патриархи - иконофилы. "Лев VI Мудрый перед троном Христа" (до 912 г.). "Богоматерь с младенцем и императоры Константин и Юстиниан" (ок. 950 г.). Более поздние мозаики собора. "Христос между императором Константином IX Мономахом и его женой Зоей" (1042-1056 гг.). "Богоматерь с младенцем между императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной" (1118 г.). Изображение наследника царевича Алексея (1122 г.).

Иконографический канон росписи крестовокупольного храма.

Развитие местных школ. Мозаики и фрески кафоликона в монастыре Осиос Лукас в Фокиде (1-я пол. XI в.). Мозаики церкви Неа Мони на острове Хиос (1042-1056 гг.). Усиление спиритуалистического начала. Цикл мозаик церкви монастыря Дафни (2-я пол. 11 в.).

Тема 7. Миниатюра, икона, прикладное искусство

Миниатюра

Миниатюра периода Македонской династии. Поиски структуры кодекса. Заставки, инициалы. "Евангелие" на пурпурном фоне (X в., С.-Петербург, Российская национальная библиотека) - золотой минускул текста, серебряный унциал комментариев.

Антикизирующее направление в искусстве, ярко представленное памятниками книжной миниатюры. Кодекс "Омилии Григория Назианзина" (879-883 гг., Париж, Национальная библиотека). "Христианская топография" Косьмы Индикоплова (посл. четверть IX в.). "Парижская псалтирь" (ок. 950 г., Париж, Национальная библиотека). Свиток Иисуса Навина (X в., библиотека Ватикана). Трапезундское евангелие (X в., С.-Петербург, Российская национальная библиотека). Минологий Василия II (нач. XI в., библиотека Ватикана). Псалтирь Василия II (нач. XI в., Венеция, библиотека Марчиана).

Миниатюра XI-XII вв. Единство текста и изображения. Окончательное оформление особенностей декора книги. Ювелирная тщательность исполнения рисунков. Рукописи Императорского скриптория: "Омилии Иоанна Златоуста" с изображениями императора Никифора Вотаниата (1078-1081 гг., Париж, Национальная библиотека), Псалтирь (1066 г., С.-Петербург, Российская национальная библиотека). Рукописи Студийского монастыря и обращение к ее образцам русских и болгарских миниатюристов. Иконография Студийских кодексов. Рукописи Афонских монастырей XI-XII вв.

Иконопись.

Дальнейшее развитие иконописи. "Иоанн Лествичник" (XI в.) из монастыря Святой Екатерины на Синае. Лучший образец - "Владимирская Богоматерь" (ок. 1132 г., ГТГ). "Григорий Чудотворец" (XII в., ГЭ). Ангел "Златые Власы" (XII в., ГРМ).

Образы святых воинов - "Святой Феодор, Святой Димитрий и Святой Филипп" (кон. XI- нач. XII вв., ГЭ).

Декоративность фона в иконах "Преображение " (XII в., ГЭ) и "Воскрешение Лазаря" (XII в., Афины, частное собрание).

Мозаичные иконы: "Спас Элеймон" (1-я пол. XII в., Берлин), "Христос" (XII в., Флоренция).

Прикладное искусство XI-XII вв.

Расцвет эмальерного искусства. Особенности византийской эмали. Реликварий Никифора Фоки (964-965 гг.) из Лимбурга-на-Лане. Оклады богослужебных книг. Императорские короны. Корона Константина Мономаха (1042-1050 гг.) и корона Святого Стефана (ок. 1070 г., обе в Будапеште). Сочетание эмали с драгоценными камнями в изделиях. Икона "Архангел Михаил" (кон.XI-нач.XII вв., Венеция, Сокровищница Сан Марко). Работа византийских мастеров по заказам из Западной Европы. "Пала д'Оро" - алтарный образ (976, 1102-1117 гг., Венеция, Сан Марко).

Резная кость. Ларцы, пиксиды. "Ларцы с розетками". Обращение к сценам из греческой мифологии в сочетании с ветхозаветными и евангельскими сюжетами. Ларец Вероли (кон. X в., Лондон, Музей Виктории и Альберта). Пластина "Коронация Константина VII" (кон. IX в., ГМИИ). "Коронация Романа II и Евдокии" (945 г., Лувр, кабинет медалей). Высокий уровень исполнения произведений. Портативные составные иконы. Употребление слоновой кости в столичных мастерских, кости домашних животных в провинции. После 1071 г. cлоновая кость становится редкостью из-за прерванной торговли с Востоком.

Резьба по камню. Стеатиты. Портативные иконки, образы святых, иногда с росписью и позолотой. Применение золота и серебра в окладах икон.

Развитие под воздействием византийской культуры самостоятельных художественных школ на Руси, в Сербии, Болгарии, Италии.

Тема 8. Памятники Италии XII в.

Центры византийского искусства на севере (Венеция) и юге страны (Сицилия). Собор Сан Марко в Венеции как вариант крестовокупольного храма. Наличие в его архитектуре элементов романского стиля, поздние дополнения на фасаде. Мозаики собора XII в. Монументальная живопись византийского круга на севере Италии. Мозаики собора в Торчелло (XII в.).

Памятники Сицилии. Влияние норманнской и византийской архитектуры в памятниках Палермо. Мозаики церкви Санта Мария дель Амиральо (Марторана) и Палатинской капеллы в Палермо. Преобладание в Италии храмов базиликального типа. Мозаики сицилийских храмов. Апсида собора в Чефалу (1131-1148 гг.). Мозаики собора Успения Богоматери в Монреале (1174-1189 гг.).

Раздел IV. Искусство Византии XIII-XV вв.

Захват и разрушение Константинополя крестоносцами в 1204 г. Освобождение столицы в 1261 г. Образование латинской империи после IV крестового похода (1204-1261 гг.) "Никейское изгнание". Византия в XIV-XV вв. Палеологовский период -1261-1453 гг. Борьба против турок. Взятие Константинополя турками в 1453 г. и конец Византийской империи.

Сложность византийской культуры XIII-XIV вв. Зарождение гуманистических идей, усиление светского начала, интерес к античному наследию. Исихазм.

Тема 9. Архитектура и монументальная живопись.

Архитектура.

Усложнение плана крестовокупольного храма, богатство наружного декора. Храмы Константинополя. Семейная усыпальница Палеологов - южная церковь Иоанна Крестителя в монастыре Липса (1282 г.). Церковь Богоматери Паммакаристос (Фетхие-Джами, 1292-1294 гг.). Монастырь Хора (Кахрие-Джами, XIV в.).

Пятиглавая церковь Святых Апостолов в Салониках (Сууксу-Джами, 1312-1315 гг.).

Комплекс монастырских зданий в Мистре на Пелопоннесе (XIII-XIV вв.) - варианты крестовокупольных зданий. Церковь Святого Димитрия (1291-1292, 1312 гг.). Церкви Богоматери и Святой Софии монастыря Перивлептос. Церковь Святых Феодоров (1295 г.) и церковь Богоматери Одигитрии (Афендико, 1311-1312 гг.) монастыря Бронтохион. Храм Богоматери монастыря Пантанасса (1428 г.). Светские постройки Мистры - Дворец деспотов (XII-XV вв.).

Монументальная живопись.

Возрастающее значение фресковой живописи, вытесняющей мозаику. Обновление тематики росписей, свобода живописных приемов, усложнение красочной гаммы в конце XIII-нач. XIV вв. Мозаики Святой Софии Константинополя - "Деисус" (1261 г.). Мозаики Кахрие-Джами (1303-1320 гг.). Новизна композиций, появление элементов пейзажей, архитектурные фоны, свобода и живость в изображении фигур. Фрески пареклесия церкви (1320-1321 гг.). Мозаики Фетхие-Джами (1304-1308 гг.). Мозаики церкви Святых Апостолов в Салониках (1312-1315 гг.).

Эволюция византийской живописи 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV вв. Отход от живописности и усиление графического начала. Фрески Мистры: собора Святого Димитрия; церквей Святых Феодоров и Афендико монастыря Бронтохион; церкви Богоматери монастыря Перивлептос (1310-1350 гг.); церкви Богоматери монастыря Пантанасса (1428-1445 гг.).

Тема 10. Икона, миниатюра и прикладное искусство.

Иконопись XIII-XIV вв.

Дальнейшее развитие стиля и иконографии. Распространение иконостасов. Иконы столичных мастерских. "Христос Пантократор" (1363 г., ГЭ). "Двенадцать апостолов" (1-я пол. XIV в., ГМИИ). "Пименовская Богоматерь" (до 1379 г., ГТГ) и "Донская Богоматерь (ГТГ). "Успение Богоматери" (ГМИИ). "Григорий Палама" (кон. XIV в., ГМИИ). Высоцкий чин (до 1387 г., ГТГ, ГРМ). Иконы "Благовещение" (1340-1350 гг., ГМИИ и нач. XV в., ГТГ), "Сошествие во ад" (нач. XV в). Иконы "Троица" (2-я четверть XV в., ГЭ и нач. XV в., Афины, музей Бенаки).

Мозаичные иконы, выполненные в императорской мастерской. "Распятие" (1-я пол. XIII в., Берлин, Государственные музеи). Феодор Стратилат (ГЭ), "Благовещение" (2-я четверть XIV в., Лондон, Музей Виктории и Альберта). Диптих "Праздники" (сер. XIV в., сокровищница Флорентийского собора).

Миниатюра.

Влияние иконы на оформление иллюстрированных кодексов. Создание иллюстраций отдельно от текста. Рукопись Сочинений Иоанна Кантакузина (1375 г., Париж, Национальная библиотека). Рукопись Сочинений Гиппократа (сер. XIV в., Париж, Национальная библиотека). Рукопись сочинений Никиты Хониата (1-я пол. XIV в., Вена, Национальная библиотека). Акафист Богоматери (кон. XIV в., ГИМ). Рукописи после середины XV в. с подкрашенными перовыми рисунками.

Прикладное искусство.

Утрата секрета многих техник декоративно-прикладного искусства.

Ткани, украшенные шитьем. Саккос митрополита Петра (1322 г.), Малый саккос митрополита Фотия (сер. XIV в.), Большой саккос митрополита Фотия (1414-1417 гг., все - Оружейная палата Московского Кремля). Далматика Карла Великого (XV в., Ватикан).

Немногочисленность изделий из золота и серебра, выполненных в столице. Серебряные оклады Евангелия, обрамления ставротек, реликварии. Появление новых орнаментальных мотивов, заимствованных с Востока. Оклад иконы Владимирской Богоматери (золото, XV в.) - работа греческих мастеров в Москве. Реликварий кардинала Виссариона (сер. XV в.)

Продолжение традиций византийского искусства в афонских монастырях XV в., в архитектуре, росписях и декоративно-прикладном искусстве земель, приобщенных к православию, в итало-критской школе иконописи XV-XVII вв.

3. Планы семинарских занятий

Семинары проводятся для обсуждения вопросов лекционных занятий, а также тем, по которым лекции не проводятся.

Семинары проводятся методом круглого стола или обсуждения выступлений на занятии.

Проводятся для студентов, обучающихся по очной форме обучения.

Семинар № 1. Искусство Константинополя V-VIII вв.

Цели: 1. Определить истоки и влияния сложения культуры столицы

2. Определить ведущую роль Константинополя в художественной жизни империи.

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Географическое и экономическое положение новой столицы

2. Заимствование позднеантичных приемов в строительстве

3. Планировка города и основные постройки

4. Создание основных принципов нового типа храма - крестовокупольного

5. Столица империи - ведущий центр прикладного искусства

6. Создание в VI в. византийского художественного стиля

Литература:

Основная

1. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. М.,1981; 2-е изд., М.,1986

2. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Т.1. Ранний и средний периоды. СПб., 2004

Дополнительная

1. Дашков С.В. Императоры Византии. М., 1997

2. История Византии. Под ред. Сказкина С.Д., Удальцовой З.В. Т.1, М.,1967

3. Культура Византии. Под ред. Удальцовой З.В. Т.1, М.,1984

4. Каплан М. Золото Византии. М., Аст-Астрель, 2002

5. Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб., 2000

Семинар № 2. Иконоборчество

Цели: 1. Определить значение иконоборчества в процессе развития православной художественной культуры.

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки возникновения иконоборчества

2. Позиция Западной церкви

3. Программа иконопочитания Иоанна Дамаскина

4. Деятельность Студийского монастыря

5. Восстановление иконопочитания

Литература:

Основная

1. Культура Византии т. 2. М., 1989

2. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Т.1, Ранний и средний периоды. М., 2004, с.257-274

Дополнительная

1.Дашков С.В. Императоры Византии. М., 1997

2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: В 2 т. Т.1, М., 1998.

2. Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Пг., 1920

3. Синай. Византия. Русь. Православное искусство 6 - начало 20 века. СПб., 2000

4. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М., 1989

5.Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтири. Греческий иллюстрированный кодекс IX в. М., 1977

Семинар № 3. Архитектура и монументальное искусство IX-XII вв.

Цели:

1. Определить единство стиля в архитектуре и изобразительном искусстве IX-X вв.

2. Определить XI-XII вв. как классическую эпоху византийского искусства

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Внешняя политика Византии в IX-XII вв.

2. Окончательное сложение крестовокупольного типа храма

3. Иконографический канон расположения мозаик в крестовокупольном храме

4. Выработка основных принципов монастырского зодчества

5. Мозаики Греции (Осиос Лукас, Неа Мони, Дафни)

6. Спиритуалистический стиль византийского искусства XI-XII вв.

Литература:

Основная

1. Всеобщая история архитектуры: В 8 т. М.-Л., 1966. Т.3

2. Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001

3. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Т.1. Ранний и средний периоды. М., 2004

4. Культура Византии. Под ред. Удальцовой З.В. Т.2. М., 1989, Т.3. М., 1991

5. Лазарев В.Н. История византийской живописи: В 2 т., М., 1986

6. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. М., 1986

Дополнительная

1. Византия. Южные славяне. Древняя Русь. Сб. ст., посвященный В.Н. Лазареву. М., 1973

2. Восточно-христианский храм: литургия и искусство. Сб. ст. / Под ред. А.М. Лидова. СПб., 1994

3. Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000

4. Лихачева В.Д. Византийская литература. М., 1977

5. Этингоф О. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. М., 2000

6. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX-XV вв. Л., 1987

Семинар № 4. Памятники Италии XII в.

Цели: 1. Проследить влияние византийского искусства на развитие художественной культуры отдельных регионов Италии в XI-XII вв.

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние византийского искусства на художественную культуру Запада

2. Собор Святого Марка в Венеции как образец воздействия византийской культуры

3. Норманнская Сицилия

4. Своеобразие архитектуры и мозаик в памятниках Палермо

5. Чефалу и Монреале - система декора сицилийской базилики

Литература:

Основная

1. Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001

2. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Т.1. Ранний и средний периоды. СПб., 2004

3. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. М., 1986

Дополнительная

1. Лазарев В.Н. История византийской живописи. В 2 т. М., 1986

2. Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006

3. Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1950

4. Demus O. The Mosaics Decoration of San Marco. Venice, Chicago, London. 1988

5. Kitzinger E. Mosaici di Monreale. Palermo, 1960

6. Kitzinger E. Mosaici Santa Maria del Amiralio. Palermo, 1990

Семинар № 5. Архитектура и монументальная живопись XIII-XV вв.

Цели:

1. Определение стилистической четкости и цельности палеологовского искусства, несмотря на его многогранность

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Территориальные границы византийской империи в XIII-XV вв.

2. Внешнеполитические отношения с Западом и Востоком

3. Появление новых стилистических особенностей в искусстве 1204-1261 гг.

4. Возрождение интереса к античному наследию

5. Исихазм. Григорий Палама

6. Византийские экфразисы XIV-нач. XV вв.

7. Монастырь Хора - архитектура и мозаики

8. Мистра - центр византийских и итальянских гуманистов

9. Новые черты иконографии во фресках монастырских комплексов Мистры

Литература:

Основная

1. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Т.2. Поздний период. СПб., 2004

2. Культура Византии. Под ред. Удальцовой З.В. Т.3. М., 1991

3. Лазарев В.Н. История византийской живописи. В 2 т. М., 1986

4. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. М., 1986

Дополнительная

1. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. Пг., 1917

2. Всеобщая история архитектуры. В 8 т. М.-Л., 1966, Т.3

3. Лихачева В.Д. Византийская литература. М., 1977

4. Мейендорф И. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы. СПб., 1997

5. Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006

6. Chatzidakis N. Bysantine Mosaics of Greece. Athens, 1994

7. Weitzmann K. The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai. Princeton, 1990

4. Примерная тематика рефератов

1. Влияние архитектурных приемов римского зодчества на развитие средневековой архитектуры

2. Рельефы саркофагов раннего христианства

3. Символика во фресках римских катакомб

4. Раннехристианские базилики на Святой Земле

5. Архитектурные особенности римских базилик IV-V вв.

6. Центрические здания раннего христианства

7. Мавзолей Санта Констанца в Риме: архитектура и мозаики

8. Мозаики римских базилик V-VI вв.

9. Мозаики Равенны

10. Церковь Сан Витале в Равенне: архитектура и мозаики

11. Церковь Святого Димитрия в Салониках: архитектура и мозаики

12. Ранние византийские иконы

13. Базилика Богоматери монастыря Святой Екатерины на Синае: архитектура, мозаики, иконы

14. Миниатюры Хлудовской псалтири

15. Мозаики Собора Святой Софии в Константинополе IX-XII вв.

16. Монастырь Осиос Лукас в Фокиде: архитектура, мозаики и фрески

17. Миниатюра "Македонского Возрождения"

18. Миниатюра XI-XII вв. - особенности стиля

19. Византийские эмали IX-XII вв.

20. Изделия из слоновой кости IX-XII вв.

21. Собор Святого Марка в Венеции: архитектура и мозаики византийских мастеров

22. Мозаики Чефалу и Монреале

23. Византийские мозаики в Палермо

24. "Деисус" - мозаики Собора Святой Софии и церкви монастыря Хора в Константинополе

25. Монастырь Хора в Константинополе: история строительства, архитектура, мозаики и фрески

26. Фрески монастырей Мистры

27. Икона времени Палеологов

28. Образ Богоматери в палеологовском искусстве

29. Миниатюры столичных рукописей палеологовского периода

При выборе темы студент составляет план реферата, который включает введение, основную часть и заключение.

Во введении обосновывается выбор данной темы с точки зрения её актуальности, излагаются цель и задачи работы, делается библиографическое описание.

В основной части раскрываются вопросы, которые, по мнению автора, целесообразно осветить в работе. При этом следует учитывать особенности изложения материала в рефератах репродуктивных (рефератах-конспектах и рефератах-резюме) и продуктивных (рефератах-обзорах и рефератах-докладах) и не допускать дословной переписки текстов из учебников. Реферирование предполагает интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

В заключении автор делает выводы по теме.

В конце работы приводится список использованной литературы.

Реферат должен иметь титульный лист, ссылки (сноски) на справочный материал, нумерацию страниц. Объём реферата - 15 страниц.

5. Материалы для самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает изучение студентами программного учебного материала во внеаудиторное время. Она может включать:

* работу с учебной литературой по темам, которые были предметом обсуждения на лекциях;

* изучение литературы при подготовке к практическим занятиям;

* реферирование библиографических источников по вопросам, которые требуют самостоятельного освоения;

* выполнение контрольных заданий во время или после изучения темы;

* устные или письменные ответы на предлагаемые вопросы для самопроверки;

* подготовку итогового комплексного задания.

Тема 1. Искусство II-III вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Новое понимание пространства в архитектуре Рима периода поздней империи

2. Символика раннего христианства

3. Рельефы раннехристианских саркофагов

4. Римский скульптурный портрет III-IV вв.

Тема 2. Искусство IV-VI вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Влияние эллинистического Востока на формирование христианской культуры

2. Утверждение христианства и новые задачи искусства

3. Базилики и центрические постройки - особенности архитектурного решения

4. Новые принципы построения рельефа

5. Мавзолей Санта Констанца в Риме

6. Постройки времени императора Константина на Святой Земле

Тема 3. Искусство Константинополя V-VIII вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Территориальные границы византийской империи в V-VIII вв.

2. Продолжение традиций эллинистического гражданского зодчества в архитектуре столицы

3. Ипподром Константинополя, гражданские сооружения столицы

4. Церковная и светская книга V в.

5. Консульские диптихи

6. Изделия из серебра V-VII вв. - "византийские антики"

7. Миниатюра Константинополя, Александрии, Антиохии - особенности стиля

8. Император Юстиниан

9. Церковь Святого Димитрия в Салониках - архитектурные особенности и мозаики VI-X вв.

10. Происхождение иконы

11. Художественные мастерские Большого императорского дворца

Тема 4. Памятники Равенны V-VI вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Мавзолей Теодориха в Равенне

2. Мавзолей Галлы Плацидии

3. Система расположения мозаичного декора в базиликах Равенны

4. Мозаики баптистерия Православных и Арианского баптистерия

5. Церковь Сан Витале

Тема 5. Иконоборчество

Вопросы для самоконтроля

1. Роль иконы в жизни византийского общества

2. Позиция императора в иконоборческих спорах

3. Изменение тематики изобразительного искусства

4. Фрески Каппадокии

5. Студийский монастырь - крупный культурный и художественный центр

6. Евангелие Николая Исповедника - появление минускула

7. Восстановление иконопочитания в 843 году и его значение для дальнейшего развития художественной культуры византийской империи

8. Миниатюры Хлудовской псалтири

Тема 6. Архитектура и монументальное искусство IX-XII вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Монастыри Афона

2. Церкви Константинополя

3. Экфразисы IX-X вв.

4. Иконографический канон в мозаиках IX-X вв.

5. Церковь Успения Богоматери в Никее

6. Михаил Пселл - "Хронография"

7. Византийская эстетика XI-XII вв.

8. Культурные связи Византии с другими странами

9. Строительство XI в. в столице

10. Церкви Афин XI в.

11. Мозаики и фрески кафоликона Осиос Лукас

12. Мозаики Собора Святой Софии IX-XII вв.

Тема 7. Миниатюра, икона и прикладное искусство IX-XII вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Влияние эллинистической живописи в миниатюре, иконе и прикладном искусстве

2. Образы - персонификации в миниатюре IX-X вв.

3. Свиток Иисуса Навина

4. Поиски структуры кодекса в оформлении византийских рукописей IX-X вв.

5. Изделия из слоновой кости IX-X вв.

6. Техника византийской эмали

7. Столичная школа иконописи XI-XII вв.

8. Императорский скрипторий XI-XII вв.

9. Рукописи Студийского монастыря XI-XII вв.

Тема 8. Памятники Италии XII в.

Вопросы для самоконтроля

1. Архитектурное решение Собора Святого Марка в Венеции

1. Византийские мозаики Собора Святого Марка в Венеции

2. Мозаики Торчелло

3. Памятники Палермо - влияние норманнской и византийской архитектуры

4. Мозаики Палатинской капеллы и Мартораны

5. Мозаики апсиды собора в Чефалу

6. Собор Успения Богоматери в Монреале: архитектура и мозаики

Тема 9. Архитектура и монументальная живопись XIII-XV вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя

2. Никейское изгнание

3. Архитектура церквей Константинополя 2-й пол.XIII-XIV вв.

4. "Деисус" Собора Святой Софии в Константинополе

5. Архитектура и пейзаж в монументальной живописи

6. Церковь монастыря Хора в Константинополе: мозаики и фрески

7. Своеобразие архитектуры монастырей и светских построек Мистры.

8. Развитие стиля во фресках Мистры

Тема 10. Икона и миниатюра XIII-XV вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Евангелие из Карахиссар - новые черты иконографии

2. Светское начало в трактовке религиозных сюжетов палеологовского периода

3. Проявление учения об исихии в произведениях иконописи и миниатюры

4. "Экфразис" Иоанна Евгеника (1-я пол. XV в.) - новое отношение к иконе

5. Развитие стиля и иконографии в иконе палеологовского времени

6. Рукописи скрипториев Константинополя палеологовского периода

7. Шитье константинопольских мастерских XIV в.

8. Завоевание Константинополя турками в 1453 году

II. Материалы к проведению промежуточных и итоговых аттестаций

1. Уровень требований и критерии оценок

Контроль знаний студентов по дисциплине "Искусство Византии" подразделяется на текущий и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ.

Контроль уровня усвоения учебного материала может осуществляться посредством проблемных вопросов, например, в начале лекции даётся задание: письменно сформулировать не менее одного содержательного вопроса проблемно-эвристического или полемического характера по поводу освещённого в предыдущей лекции материала, поставленных научных проблем, изложенных концепций. Необходимость выполнить задание такого рода ставит студента в ситуацию внутреннего диалога с преподавателем, концентрирует внимание на содержательных моментах лекции и активизирует процесс усвоения.

Уместность поставленных вопросов, научная корректность их формулировок, глубина проникновения в проблемное поле дисциплины дают достаточные основания для суждений о степени овладения содержанием лекционного курса. В то же время эти вопросы являются для преподавателя ориентирами в корректировке последующего материала, в поиске более эффективных путей преподавания, а ответы на них своевременно ликвидируют пробелы в студенческом восприятии и понимании данной дисциплины, повышая эффективность всего учебного процесса.

Контроль внеаудиторной самостоятельной учебной работы может быть реализован в формах проверки конспектов первоисточников, заполнения рабочей тетради студента, обзорных и исследовательских рефератов.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме в виде ответов на вопросы билета. Количество вопросов - 2. Для сдачи экзамена необходимо знать подробные ответы на 2 вопроса.

Оценка знаний студентов осуществляется комплексно с учетом:

• оценки по итогам промежуточного контроля (аттестации);

• оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных работ,

написание рефератов, эссе, курсовых работ и т.д.);

• оценки итоговых знаний в ходе экзамена.

Оценка знаний по 5-балльной шкале реализуется следующим образом: "ОТЛИЧНО" - если студент усвоил весь программный материал:

исчерпывающее, последовательно, грамотно его излагает, увязывает с практикой в соответствующей предметной области, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями (при их наличии), правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно излагать и обобщать материал.

Оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, знающим основную и дополнительную литературу.

"ХОРОШО" - если студент знает программный материал: грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответах, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Как правило, оценка "хорошо", выставляется студентам, показавшим достаточные знания по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, усвоившим основную литературу.

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - если студент усвоил только основной материал, знаком с основной литературой, но допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - если студент не знает основной части программного материала, допускает существенные ошибки при ответе на поставленные вопросы, с большими затруднениями выполняет практические задания.

2. Перечень контрольных вопросов

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Фрески катакомб

2. Раннехристианская базилика, ее происхождение, форма и конструкция

3. Раннехристианские центрические постройки

4. Раннехристианские мозаики

5. Мавзолей Галлы Плацидии

6. Гражданская архитектура Византии V-VII вв. Памятники Константинополя

7. Архитектурное решение Собора Святой Софии в Константинополе

8. Мозаики базилик Равенны

9. Церковь Сан Витале в Равенне

10. Ранние византийские иконы

11. Книжная миниатюра V-VI вв.

12. Византийская резная кость

13. Иконоборчество и его влияние на развитие изобразительного искусства

14. Гражданская архитектура IX-XII вв.

15. Мозаики Собора Святой Софии в Константинополе

16. Книжная миниатюра периода Македонской династии

17. Миниатюра династии Комнинов

18. Собор Сан Марко в Венеции: архитектура и мозаики

19. Мозаики Сицилии

20. Крестовокупольные храмы на территории Греции

21. Развитие монастырских комплексов

22. Иконографический канон росписи крестовокупольного храма

23. Византийские иконы XI-XII вв.

24. Византийские эмали

25. Мозаики Кахрие-Джами

26. Поздневизантийские фрески

27. Византийская миниатюра XIII-XV вв.

28. Иконопись XIII-XIV вв.

III. Рекомендуемая литература

Основная

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972

2. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М.,2001

3. История Византии. Под ред. Сказкина С.Д., Удальцовой З.В.: В 3 т., М.,1967

4. Колпакова Г.C. Искусство Византии. Т.1-Ранний и средний периоды; Т.2-Поздний период. СПб.,2004

5. Культура Византии. Под ред. Удальцовой З.В.: В 3 т., М.,1984,1989,1991

6. Лазарев В.Н. История византийской живописи: В 2 т., М.,2006

7. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.,1971

8. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. М.,1981; 2-е изд., М.,1986

9. Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. М.,1977

10. Тяжелов В., Сопоцинский О. Искусство средневековья (Византия, Передняя Азия, Балканы, Россия). М.,1976

Дополнительная

1. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. Петроград, 1917

2. Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1990

3. Античность и Византия. М.,1975

4. Банк А.В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. Л.,1960

5. Банк А.В., Бессонова М.А. Искусство Византии в собраниях Советского Союза. Л.-М.,1966

6. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.,1977

7. Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII-XV вв. М.,1991

8. Византия и Русь. М.,1989

9. Византия. Южные славяне. Древняя Русь: Сб.ст., посвященный В.Н.Лазареву. М.,1973

10. Восточно-христианский храм. Литургия и искусство: Сб.ст. \ Под ред. А.М. Лидова. СПб.,1994

11. Всеобщая история искусств: В 6 т. Т.2.М.,1962

12. Всеобщая история архитектуры: В 8 т. Т.3.М.-Л.,1966

13. Грабар А. Император в искусстве Византии. М.,2000

14. Гийу А. Византийская цивилизация. Пер. с франц. Д. Лоевского. Екатеринбург, У-Фактория, 2005, 2007

15. Дашков С.Б. Императоры Византии. М., Красная площадь, 1997

16. Дворжак М. Живопись катакомб. Начала христианского искусства. В кн. История искусства как история духа. СПб., 2001

17. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М.,2000

18. Диль Ш. Византийские портреты. В 2 т. М.,1994

19. Иванов С. Византия. М.,2001

20. Искусство Западной Европы и Византии. М.,1978

21. Каждан А.П. Византийская культура X-XII вв. М.,1968

22. Каплан М. Золото Византии. М.,Аст-Астрель,2002

23. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: В 2 т. М.,1998

24. Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Пг.,1920

25. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М.,1978

26. Липшиц Е.Э. Очерки византийского общества и культуры (VIII-IX вв.) М.-Л.,1961

27. Лихачева В.Д. Византийская литература. М.,1977

28. Лихачева В.Д. Искусство книги. Константинополь XI в. М.,1976

29. Мейендорф И. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы. СПб.,1997

30. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. СПб., Азбука, 2000

31. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001

32. Попова О.С. Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV в. Milano,1996

33. Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. М.,2003

34. Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М.,2006

35. Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. СПб.,1896

36. Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира: Тезисы докладов и материалы симпозиума. М.,2000

37. Синай. Византия. Русь. Православное искусство 6 - начало 20 века. СПб., 2000

38. Сокровища монастыря Св. Екатерины. Автор текста К.Росси. М.,Магма, 2007

39. Тальбот Райс Дэвид. Искусство Византии. М.,Слово,2002

40. Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб.,2000

41. Удальцова З.В. Византийская культура. М.,1988

42. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М.,1989

43. Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 2 т. М.,1996

44. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси: Сб.ст. \ Под ред. А.М. Лидова. М.,1996

45. Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтири. Греческий иллюстрированный кодекс IX в. М.,1977

46. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. М., 2000

47. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л.,1983

48. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX-XV вв. Л.,1987

49. Chadsidakis N. Bysantine Mosaics of Greece. Athens, 1994

50. Demus O. Bysantin Art and the West. London,1971

51. Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1950

52. Demus O. The Mosaics Decoration of San Marco. Venice, Chicago, London, 1988

53. Dichl Ch. Manuel d'art bysantin. Paris,1925-1926

54. Grabar A. Bysantine Painting. Geneva, Skira, 1953

55. Grabar A. L'age d'or de Justinien. Paris, 1965

56. Forma e colore I mosaici ravennati. Sadea/sansoni editori

57. Kitzinger E. Mosaici di Monreale. Palermo, 1960

58. Kitzinger E. Mosaici Santa Maria del Amiralio. Palermo, 1990

59. L'art pictural bysantain.1968

60. Les mosaiques de Ravenne a Saint-Vital. Milano.S/a.Hachette.Fabbri-Skira

61. Talbot Rice D. Art of Bysantine Era. London,1963

62. Weitzmann K. The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai. Princeton, 1990

2

Показать полностью… https://vk.com/doc-100319882_438273859
296 Кб, 15 октября 2016 в 18:06 - Россия, Москва, МГАХИ им. Сурикова, 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении