Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 040715 из МГАХИ им. Сурикова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный академический

художественный институт имени В.И.Сурикова"

/МГАХИ им. В.И. Сурикова/

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ИСТОРИЯ

очная форма обучения, квалификация "Бакалавр"

специальность 073900 Теория и история искусств

(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1161

от 16 ноября 2010 года)

Факультет теории и истории искусств

Рассмотрено и утверждено Автор-составитель

на заседании Ученого Совета Чёрная Людмила Алексеевна,

МГАХИ им. В.И. Сурикова доктор исторических наук,

протокол № 5 профессор

от "21" декабря 2011 г.

Ректор А. А. Любавин

Учебно-методический комплекс по дисциплине "История" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 073900 - Теория и история искусства (квалификация - "бакалавр")

Дисциплина входит в базовую часть гуманитарного и социально-экономического цикла.

Рекомендован кафедрой Теории и истории искусств протокол № 2 от 02 ноября 2011г.

(c)МГАХИ им. В.И.Сурикова,2011

(c)Чёрная Людмила Алексеевна, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование раздела Стр. 1 Организационно-методический раздел 4 2 Распределение учебного времени по разделам и

темам, видам учебных занятий 6 3 Содержание учебной дисциплины 8 4 Примерная тематика рефератов 10 5 Материалы для самостоятельной работы 11 6 Уровень требований и критерии оценок 19 7 Перечень контрольных вопросов 21 8 Рекомендуемая литература 22

1. Организационно-методический раздел

Цели и задачи дисциплины

Цель курса

Настоящий курс является одним из базовых общих, профессиональных курсов и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 073900 - Теория и история искусств. Целью данного курса является усвоение основных политических, социальных и культурных процессов русской истории с древнейших времен до начала XIX в., а также выработка навыков анализа исторических источников.

Предметом курса является история России, основные этапы и особенности исторического развития с древнейших времен до начала XIX в..

Специфика курса предполагает подробное изучение и знакомство с важнейшими событиями русской истории, осмысление мирового исторического процесса в целом. В рамках изучения огромного комплекса исторических фактов особое внимание уделяется историко- культурному развитию Древней Руси и России.

Задачи курса

После изучения курса студент должен знать: основные события, факты отечественной истории, имена исторических деятелей, основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России и России в истории человечества и в современном мире, место личности в историческом процессе.

Студент должен уметь: анализировать и оценивать социальную информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учётом результатов этого анализа; самостоятельно анализировать социально-политическую, научную и историческую литературу по изучаемым вопросам.

Студент должен владеть: знаниями о содержании специальной литературы, об источниках информации в различных областях истории и художественной культуры, методиками сбора и анализа необходимого научного материала.

Место курса в системе профессиональной подготовки выпускников

История России - одна из важнейших дисциплин, составляющих основу современного гуманитарного образования. Настоящий курс позволяет студентам овладеть знаниями, которые обеспечат глубокое понимание истории России, а также дадут возможность ориентации в общемировом историческом процессе, будут необходимы для эффективной работы с историческими источниками.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов комплексного обучения: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

При изучении дисциплины обращается внимание студентов на ее фундаментальный характер; показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.

Лекции проводятся с целью дать систематизированные знания в области истории. Семинары проводятся с целью обсуждения основных проблем, углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над научной и учебной литературой. Семинары проводятся, как правило, в форме докладов, сопровождающихся обсуждением и дискуссией.

Самостоятельная работа студентов организуется и проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний и навыков, изучения научной, учебной и специальной литературы, а также формирования культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Она должна носить систематический, творческий и непрерывный характер.

Освоение дисциплины предполагает теоретическое осмысление ее разделов и тем, обсуждение и закрепление их на практических занятиях.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов подразделяется на текущий и итоговый.

Текущий контроль предназначен для проверки качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом и стимулирования учебной работы обучаемых. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Итоговый контроль предназначен для определения качества достижения учебных целей по изучаемому курсу и проводится путем принятия экзаменов и зачётов.

Форма контроля знаний и компетенций экзамен.

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

2 4 5 № п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час.) В том числе Лекции Семинары 1

2 3 4 5 Раздел I. История

Древней Руси 23,2 23,2 1 Тема 1.

Образование древнерусского государства. 3,2 3,2 2 Тема 2.

Киевская Русь.

3,2 3,2 3 Тема 3.

Русь в XII-XIII вв.

3,2 3,2 4. Тема 4.

Иго Золотой Орды

16 1,6 5 Тема 5.

Возвышение Москвы

3,2 3,2 6 Тема 6.

Правление Ивана Калиты.

1,6 1,6 7 Тема 7. Правление

Дмитрия Донского. Куликовская битва 3,2 3,2 8 Тема 8. Создание Московского царства.

Правление Ивана III. 3,2 3,2 Раздел 2. Россия в XVI-XVIII вв. 23,2 23,2 9 Тема 9. Россия в первой половине XVI в.

1,6 1,6 10 Тема 10.

Правление Ивана IV

3,2 3,2 11. Тема 11.

Правление Бориса Годунова. 1,6 1,6 12. Тема 12.

Россия в эпоху Смуты

3,2 3,2 13. Тема 13.

Правление Михаила Федоровича Романова 1,6 1,6 14. Тема 14. Правление Алексея Михайловича

32 3,2 15. Тема15. Правление царевны Софьи

1,6 1,6 16. Тема 16.

Реформы Петра Великого 3,2 3,2 17. Тема 17.

Россия в середине XVIII в

0,8 0,8 18. Тема 18.

Правление Екатерины II. 3,2 3,2 19. Тема 19.

Правление Павла I

0,8 0,8 Всего по дисциплине: 46,4 46,4

2. Содержание учебной дисциплины

II. Содержание курса

Раздел I. История Древней Руси.

Тема 1. Образование древнерусского государства.

Историография и источниковедение Древней Руси. Периодизация истории Древней Руси. Восточные славяне в VI-IX вв. Соседи восточных славян. Путь из варяг в греки. Норманнская теория и ее критика.

Тема 2. Киевская Русь.

Теория двух центров Древней Руси. Правление первых русских князей. Владимир Святославович и принятие христианства. Ярослав Мудрый и "Русская правда". Владимир Мономах и борьба с половцами. Культура Руси в XI-XII вв.

Тема 3. Русь в XII-XIII вв.

Феодальная раздробленность и ее понимание в современной исторической науке. Роль Андрея Боголюбского в создании Владимиро-Суздальского княжества. Особенности боярской республики Новгорода Великого. Владимиро-Галицкие земли. Культура отдельных княжеств и земель.

Тема 4. Иго Золотой Орды.

История империи великих моголов. Нашествие татаро-монголов на Русь. Причины покорения Руси в 1240 г. Политическое устройство Золотой Орды. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Особенности развития русской культуры под игом Золотой Орды.

Тема 5. Возвышение Москвы.

Русь в начале XIV в. Правление московского князя Даниила и начало процесса "собирания русских земель". Причины возвышения Москвы. Начало борьбы Москвы и Твери за лидерство.

Тема 6. Правление Ивана Калиты.

Внутренняя и внешняя политика Ивана Калиты. Роль московского князя в возвышении Москвы и собирании русских земель. Восстание в Твери 1327 г. против золотоордынского ига и участие Ивана Калиты в подавлении восстания.

Тема 7. Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва.

Победа русских войск в битве с татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 г. Борьба Дмитрия Донского с Тверью за великое княжение.

Тема 8. Создание Московского царства. Правление Ивана III.

Присоединение Новгорода к Москве. "Стояние на Угре" 1480 г. и конец Ордынского ига.

Раздел 2. Россия в XVI-XVIII вв.

Тема 9. Россия в первой половине XVI в.

Правление Василия III. Реформы Елены Глинской. "Семибоярщина".

Тема 10. Правление Ивана IV.

Реформы начала царствования Ивана Грозного. Опричнина. Ливонская война.

Тема 11. Правление Бориса Годунова.

Царствование Феодора Иоанновича и роль Бориса Годунова во внешней и внутренней политике. Приход к власти Бориса Годунова. Введение крепостного права. "Годуновский стиль" в культуре конца XVI в.

Тема 12. Россия в эпоху Смуты.

Причины Смуты. Лжедмитрий I. Правление Василия Шуйского. Польско-шведская интервенция. Первое и второе ополчения.

Тема 13. Правление Михаила Федоровича Романова.

Избрание Михаила Романова на царство в 1613 г. Преодоление последствий Смутного времени. Роль патриарха Филарета в восстановлении государства.

Тема 14. Правление Алексея Михайловича.

Городские восстания и "Соборное Уложение" 1649 г. Церковный раскол. Соляной и медный бунты. Придворная и городская культура середины XVII в.

Тема 15. Правление царевны Софьи.

Правление Федора Алексеевича. Отмена местничества в 1682 г.. Регентство царевны Софьи при царях Иоанне и Петре. Открытие Славяно-греко-латинской академии в 1687 г.

Тема 16. Реформы Петра Великого.

Военная реформа и ее влияние на последующие преобразования. Введение подушной подати. Административная реформа. Учреждение Сената и Синода. Указ о единонаследии. "Табель о рангах". "Правда воли монаршей". Преобразования в культуре.

Тема 17. Россия в середине XVIII в.

Правление Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Внешняя и внутрення политика эпохи женского правления. Дворцовые перевороты.

Тема 18. Правление Екатерины II.

Реформы Екатерины Великой. "Жалованная грамота дворянству". Жалованная грамота городам". Русско-турецкие войны и присоединение Крыма. Культура эпохи Еватерины Великой.

Тема 19. Правление Павла I.

Личность Павла I. Ошибки во внутренней и внещней политике. Свержение Павла I.

Семинарские занятия выделены в отдельный блок в Вариативной части общепрофессионального цикла.

4. Примерная тематика рефератов

1. Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства.

2. Государство Русь в Х - начале XII века. Внутренняя и внешняя политика.

3. Общественный строй Древней Руси.

4. Культура Киевской Руси.

5. Русские земли в XII - первой трети XIII вв.

6. Культура русских земель и княжеств XII - первой трети XIII вв.

7. Борьба русского народа с нашествием монголо-татар и крестоносной агрессией в XIII в.

8. Русские земли в конце XIII - середине XIV в. Возвышение Москвы. Иван Калита.

9. Русь и Золотая Орда.

10. Начало борьбы за освобождение от ордынского ига. Дмитрий Донской.

11. Московское великое княжество в первой половине - середине XV в.

12. Предпосылки, особенности и этапы образования единого Российского государства.

13. Завершение объединения русских земель при Иване III и Василии III.

14. Русская культура XIV-XV вв.

15. Внутренняя политика в середине и второй половине XVI в. Иван Грозный.

16. Внешняя политика в середине и второй половине XVI в.

17. Русская культура XVI в.

18. Россия в годы Смуты.

19. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

20. Политическое развитие России и внутренняя политика первых Романовых. 1613-1682 гг.

21. Народные движения в XVII в. Городские восстания. Крестьянская война С.Т.Разина.

22. Церковь и государство в XVII - первой четверти XVIII в.

23. Внешняя политика первых Романовых. 1613-1682 гг.

24. Русская культура XVII в.

25. Реформы Петра I.

26. Россия во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты.

27. Внутренняя политика Екатерины II. "Просвещенный абсолютизм".

28. Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII в. Северная война.

29. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

30. Русская культура первой половины XVIII в.

31. Русская культура второй половины XVIII в.

32. Система крепостного права в России. Происхождение, развитие, историческое значение.

33. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. Правление Павла I.

При выборе темы студент составляет план реферата, который включает Введение, основную часть и Заключение.

Во Введении обосновывается выбор данной темы с точки зрения её актуальности, излагаются цель и задачи работы, делается библиографическое описание.

В основной части раскрываются вопросы, которые, по мнению автора, целесообразно осветить в работе. При этом следует учитывать особенности изложения материала в рефератах репродуктивных (рефератах-конспектах и рефератах-резюме) и продуктивных (рефератах-обзорах и рефератах-докладах) и не допускать дословной переписки текстов из учебников. Реферирование предполагает интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитическое преобразование информации и создание нового текста.

В Заключении автор делает выводы по теме.

В конце работы приводится Список использованной литературы.

Реферат должен иметь титульный лист, ссылки (сноски) на справочный материал, нумерацию страниц. Объём реферата - 15-20 страниц.

5. Материалы для самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает изучение студентами программного учебного материала во внеаудиторное время. Она может включать:

* работу с учебной литературой по темам, которые были предметом обсуждения на лекциях;

* изучение литературы при подготовке к практическим занятиям;

* реферирование библиографических источников по вопросам, которые требуют самостоятельного освоения;

* выполнение контрольных заданий во время или после изучения темы;

* устные или письменные ответы на предлагаемые вопросы для самопроверки;

* подготовку итогового комплексного задания.

Тема 1. Образование Древнерусского государства.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите роль фактора природной среды в развитии человеческого общества и преобразовании окружающей действительности?

2. В чём состоит научное значение образования Древнерусского государства?

3. Какова необходимость изучения истории процесса образования государства на Руси?

4. Какова взаимосвязь истории славянских племен VI-IX вв. и движения варягов по освоению пути в Византию.

Тема 2. Киевская Русь.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику русскому государству в X - начале XII вв..

2. Какова периодизация древнерусской истории.

3. Когда и как было принято христианство на Руси?

4. Каковы взаимоотношения Руси с европейскими правящими домами?

5. Дайте характеристику культуре и искусству времени Владимира Святого.

6. Каковы хронологические периоды развития культуры и искусства средневековья?

7. Дайте характеристику культуры Византии.

8. Каково значение византийской культуры для средневековой Европы и ее

роль в становлении и развитии русской художественной культуры?

9. Дайте характеристику церковного зодчества Древней Руси.

10. В чём заключалась общность основных черт византийской и древнерусской культуры?

11. Каковы важнейшие памятники культуры Древней Руси?

Тема 3. Русь в XII-XIII вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику социальных типов по "Русской Правде".

2. Какова роль византийского церковного права в формировании законов "Русской правды"?

3. Назовите основные этапы развития холопства на Руси.

4. В чём заключалась юридическая разница между свободным и холопом в древней Руси?

5. Как проходил переход от княжеских дружинников к боярству?

6. Каковы основные тенденции развития общественного строя Древней Руси?

7. Охарактеризуйте особенности политического устройства Новгородской республики.

8. Каковы исторические причины феодальной раздробленности?

9. Каковы хронология и периодизации эпохи феодальной раздробленности?

10. Дайте общую характеристику Древней Руси периода раздробленности.

11. Почему Владимиро-Суздальское княжество стало новым центром русского государства этого времени?

12. Охарактеризуйте Галицко-Волынское княжество XII - первой трети XIII вв.

13. Каковы характерные черты общественного устройства в Новгороде Великом?

14. Охарактеризуйте культуру Древней Руси после принятия христианства.

15. Почему Новгород Великий - главный центр формирования основных направлений в культуре того времени?

16. Дайте характеристику новгородских берестяных грамот.

17. В чём особенность новгородской архитектуры и живописи XII - первой трети XIII веков?

18. В чём своеобразие владимиро-суздальской культуры?

19. Каковы особенности романского стиля владимиро-суздальской архитектуры?

20. Как проходило развитие древнерусской культуры данного периода?

Тема 4. Иго Золотой Орды

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику исторической ситуации кануна нашествия монголо-татар.

2. Охарактеризуйте развитие отдельных земель и княжеств.

3. Перечислите походы татаро-монголов на половцев и Русь.

4. Как проходило формирование империи великих монголов?

5. Охарактеризуйте сопротивление русского народа нашествию.

6. Каковы особенности развития отношений между Русью-данницей и Золотой Ордой?

7. В чём заключались "тарханы"?

8. Каковы характерные черты положения русской церкви в период ига?

9. Почему культура и искусство Руси не подпали под влияние татаро-монголов?

10. Каково политическое значение относительной свободы русских князей?

11. Дайте характеристику основным событиям этого периода.

12. Особенности русской живописи и декоративно-прикладного искусства этого времени.

13. Охарактеризуйте историю Руси конца XIII - ХIV вв.

Тема 5. Возвышение Москвы

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы последствия нашествия войск Батыя на Русь?

2. В чём выражался упадок политической и культурной жизни?

3. Охарактеризуйте состояние московского княжества в конце XIII- середине XIV вв.

4. Каковы причины возвышения Москвы (внутренние и внешние, объективные и субъективные)?

5. Как проходила борьба за лидерство между Москвой и Тверью?

6. Каковы характерные черты и основные этапы возвышения Москвы?

Тема 6. Правление Ивана Калиты.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте роль личности Ивана Калиты в собирании русских земель?

2. Каковы особенности политики московских князей?

3. В чем выразилось новое политическое значение московского князя?

Тема 7. Дмитрий Донской. Куликовская битва

Вопросы для самоконтроля

1. Какое влияние оказало возвышение Москвы на нарастание сопротивления Золотой Орде ?

2. В чём заключалась политика "активной обороны" Дмитрия Донского?

3. Как проходила подготовка к Куликовской битве 1380 г.?

4. Охарактеризуйте ход Мамаева побоища?

5. Какова роль засадного полка в победе на Куликовом поле?

6. В чём заключалась роль Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго?

7. В чём выражалось влияние победы на Куликовом поле на русскую культуру?

Тема 8. Создание Московского царства. Правление Ивана III

Вопросы для самоконтроля

1. Каково положение Московского великого княжества в начале XV в.?

2. Охарактеризуйте состояние Руси накануне Феодальной войны.

3. Как проходило развитие конфликта между Василием Темным и претендентами на власть?

4. Почему московское боярство и горожане остались на стороне Василия Темного?

5. Охарактеризуйте этапы Феодальной войны.

6. В чём особенность Феодальной войны по сравнению с другими подобными войнами?

7. Дайте общую характеристику развитию России во второй половине XV века.

8. Каковы основные предпосылки образования единого государства?

9. Перечислите традиционные и новые направления в искусстве?

10. В чем характерные особенности данного процесса.

11. Дайте характеристику этапов образования единого государства

12. Охарактеризуйте деятельность Ивана III по собиранию русских земель.

13. Какова общая характеристика правлений Ивана iii и Василия III.

14. Охарактеризуйте походы Москвы против Новгорода Великого.

15. Определите основные достижения Московского княжества в падении ордынского ига?

16. Каковы причины "стояния на Угре"?

17. Как проходило "Стояние на Угре" 1480 г.?

18. Определите роль Василия III в завершении объединения русских земель..

19. Определите вклад Василия III в борьбу с Казанским ханством.

20. Назвать общие черты культуры средневековой Руси.

21. Основные направления в русской культуре "эпохи Куликовской битвы".

22. Роль канона в литературе и искусстве.

23. Мировое значение творчества Андрея Рублева.

24. Почему "Жития святых" были основным жанром литературы?

Тема 9. Россия в первой половине XVI в.

Вопросы для самоконтроля

1. Дать общую характеристику развития русской культуры в XVI в.

2. Влияние политики царя на культуру в целом.

3. Дать характеристику "Степенной книги" и "Лицевого летописного свода".

4. Роль идеологического канона в культуре данного периода.

5. Значение "Годуновского стиля" в русской культуре

Тема 10. Правление Ивана Грозного

Вопросы для самоконтроля

1. Характеристика личности Ивана Грозного.

2. Как повлияла "семибоярщина" на характер царя?

3. Значение "Избранной рады" в реформах раннего периода правления Ивана Грозного.

4. Основное содержание реформ 1550-х годов.

5. Характеристика местничества.

6. Основные идеи Стоглавого собора 1551 г.

7. Причины опричнины.

8. Ход опричнины и опричный террор.

9. Последствия ошибок внутренней политики Ивана Грозного

Тема 11. Правление Бориса Годунова

Вопросы для самоконтроля

1. Назвать основных союзников Руси в середине и второй половине XVI века..

2. Дать характеристику Ливонской войны 1558-1583 гг.

3. Причины Ливонской войны.

4. Общая характеристика отношений России и Англии в XVI в..

5. В чем проявилось взаимовлияние русской и английской политики?

Тема 12. Россия в эпоху Смуты

Вопросы для самоконтроля

1. Дать характеристику России накануне Смутного времени.

2. Причины Смуты.

3. Роль самозванчества в расширении Смуты.

4. Социально-культурная характеристика период в целом.

5. Основные особенности правления Василия Шуйского.

6. Почему Польша и Швеция вторглись на территорию России.

7. Роль Первого и Второго ополчения в освобождении от иностранной интервенции.

Тема 13. Правление Михаила Фёдоровича Романова

Вопросы для самоконтроля

1. Связь социально-экономического развития России с последствиями Смуты.

2. Какова роль купечества в ликвидации последствий Смутного времени?.

3. Особенности внутренней политики Михаила Романова в первые годы после Смуты.

4. Роль патриарха Филарета в ликвидации последствий Смуты.

5. Почему XVII век называют "бунташным" столетием?

6. Рост городов и купечества в XVII в.

7. Дать характеристику Русско-Польским отношениям в XVII в.

8. Перечислить русско-польские войны на протяжении XVII в.

9. Каким образом Швеция пыталась воспользоваться Смутой в России.

10. В чем состояли основные принципы внешней политики первых Романовых?

Тема 14. Правление Алексея Михайловича

Вопросы для самоконтроля

1.Общая характеристика правления Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича.

** В чем значение "Соборного Уложения" 1649 г.?

** Дать характеристику внутренней политики Алексея Михайловича.

** Особенности правления Феодора Алексеевича..

** Становление абсолютизма в России..

** Охарактеризовать события, предшествовавшие Малоярославской раде 1654 г. и присоединению Украины к России.

7. Дать оценку развитию крепостного права в XVII в.

8. Перечислить причины народных движений и городских восстаний.

9. Проследить ход Соляного и Медного бунтов.

10. Описать последствия восстания в Москве в 1648 г.

11. Дать характеристику движению под руководством Степана Разина.

Тема 15. Правление царевны Софьи

Вопросы для самоконтроля

1. Почему XVII столетие называют "переходным периодом"?

2. В чем особенности русской культуры XVII в.

3. Какие новые области культуры появились в России данного времени.

4. Охарактеризуйте зарождение портрета в русском искусстве.

5. Перечислите имена деятелей русской культуры XVII в.

Тема 16. Реформы Петра Великого

Вопросы для самоконтроля

1. Причины преобразований петровского времени.

2. Охарактеризуйте ход реформ.

3. Вскройте влияние Северной войны на логику и темпы реформ.

4. Роль личности Петра Великого в реформировании России.

5. Успехи и неудачи реформ Петра в экономической, политической и социо- культурной сферах.

6. Охарактеризовать положение русской Церкви в XVII - первой четверти XVIII вв.

7. Как реформы Петра I сказались на положении Церкви.

8. Что такое Синодальный период в истории русской Церкви.

9. Как проходила церковная реформа Петра Великого.

10. Перечислите причины Северной войны.

11. Определите значение Полтавской битвы как переломного момента в ходе войны.

12. Охарактеризуйте морские сражения Северной войны.

13. Покажите влияние Северной войны на ход петровских преобразований.

Тема 17. Россия в середине XVIII в.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем причины дворцовых переворотов в России XVIII в.

2. Охарактеризуйте ход дворцовых переворотов.

3. Покажите роль гвардии в подготовке и проведении дворцовых переворотов.

4. Дайте общую краткую характеристику правлений Екатерины I и Петра II.

5. Охарактеризуйте реформы Петра Великого в области культуры и образования.

6. Проведите анализ понятий "западное влияние", "европеизация".

7. Опишите смену образа жизни верхушки русского общества.

8. Как изменилось положение женщины в культуре петровского времени.

Тема 18. Правление Екатерины II

Вопросы для самоконтроля

1. Значение личности Екатерины II.

2. В чем особенности "просвещенного абсолютизма" в России?

3. Охарактеризуйте основные идеи "просвещенного абсолютизма".

4. Перечислите основные итоги работы Уложенной комиссии.

5. Опишите деятельность типографий периода свободного книгопечатания.

6. Опишите русско-турецкие отношения накануне войны.

7. Изложите ход Чесменской битвы.

8. Вскройте значение присоединения Крыма к России в результате русско- турецких войн.

9. Покажите роль России в трех разделах Польши.

10. В чем проявилось влияние "просвещенного абсолютизма" на культуру?

11. Роль придворной культуры Екатерины Великой.

12. Как свободное книгопечатание повлияло на развитие русского общества.

13. Основные достижения русской культуры второй половины XVIII века.

.Тема 19. Правление Павла I.

Вопросы для самоконтроля

1. Роль личности Павла I.

2. В чем причины внутренней и внешней политики Павла I.

3. Что спровоцировало заговор и убийство царя.

4. В чем кроются причины крепостничества в России.

5. Как развивалось крепостное право.

6. Роль экономических кризисов в развитии крепостного права.

7. В чем историческое значение крепостного права.

II. Материалы к проведению промежуточных и итоговых аттестаций

1. Уровень требований и критерии оценок

Контроль знаний студентов по дисциплине "История" подразделяется на текущий и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ.

Контроль уровня усвоения учебного материала может осуществляться посредством проблемных вопросов, например, в начале лекции даётся задание: письменно сформулировать не менее одного содержательного вопроса проблемно-эвристического или полемического характера по поводу освещённого в предыдущей лекции материала, поставленных научных проблем, изложенных концепций. Необходимость выполнить задание такого рода ставит студента в ситуацию внутреннего диалога с преподавателем, концентрирует внимание на содержательных моментах лекции и активизирует процесс усвоения.

Уместность поставленных вопросов, научная корректность их формулировок, глубина проникновения в проблемное поле дисциплины дают достаточные основания для суждений о степени овладения содержанием лекционного курса. В то же время эти вопросы являются для преподавателя ориентирами в корректировке последующего материала, в поиске более эффективных путей преподавания, а ответы на них своевременно ликвидируют пробелы в студенческом в восприятии и понимании данной дисциплины, повышая эффективность всего учебного процесса.

Контроль внеаудиторной самостоятельной учебной работы может быть реализован в формах проверки конспектов первоисточников, заполнения рабочей тетради студента, обзорных и исследовательских рефератов.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме в виде ответов на вопросы билета. Количество вопросов - 2. Для сдачи зачета необходимо знать подробные ответы на 2 вопроса.

Оценка знаний студентов осуществляется комплексно с учетом:

• оценки по итогам промежуточного контроля (аттестации);

• оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных работ,

написание рефератов, эссе, курсовых работ и т.д.);

• оценки итоговых знаний в ходе экзамена.

Оценка знаний по 5-балльной шкале реализуется следующим образом: "ОТЛИЧНО" - если студент усвоил весь программный материал:

исчерпывающее, последовательно, грамотно его излагает, увязывает с практикой в соответствующей предметной области, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями (при их наличии), правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно излагать и обобщать материал.

Оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, знающим основную и дополнительную литературу.

"ХОРОШО" - если студент знает программный материал: грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответах, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Как правило, оценка "хорошо", выставляется студентам, показавшим, достаточные знания по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, усвоившим основную литературу.

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - если студент усвоил только основной материал, знаком с основной литературой, но допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - если студент не знает основной части программного материала, допускает существенные ошибки при ответе на поставленные вопросы, с большими затруднениями выполняет практические задания.

Критерии оценки знаний студентов с использованием или введением рейтинговых систем, инновационных методов преподавания и т.д., например:

• 0-49 % правильных ответов - "неудовлетворительно";

• 50-75 % правильных ответов - "удовлетворительно";

• 76-90 % правильных ответов - "хорошо";

• 91 - 100 % правильных ответов - "отлично".

Оценка знаний студентов осуществляется комплексно с учётом:

- оценки по итогам промежуточного контроля;

- оценки за работу на практических занятиях в семестре;

- оценки за выполнение реферата;

- оценки итоговых знаний в ходе экзамена.

2. Перечень контрольных вопросов

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Племена восточных славян накануне образование Древнерусского государства.

2. Государство Русь в Х - начале XII века.

3. Введение христианства в Древней Руси.

4. Культура Киевской Руси.

5. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.

6. Культура русских земель и княжеств XII - первой трети XIII вв.

7. Монголо-татарское нашествие и иго.

8. Возвышение Москвы.

9. Русь и Золотая Орда.

10. Дмитрий Донской.

11. Феодальная война.

12. Образования единого Российского государства.

13. Завершение объединения русских земель при Иване III.

14. Русская культура XIV-XV вв.

15. Иван Грозный.

16. Внешняя политика в середине и второй половине XVI в.

17. Русская культура XVI в.

18. Россия в годы Смуты.

19. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

20. Политическое развитие России и внутренняя политика первых Романовых. 1613-1682 гг.

21. Народные движения в XVII в. Городские восстания. Крестьянская война С.Т.Разина.

22. Церковь и государство в XVII - первой четверти XVIII в.

23. Внешняя политика первых Романовых. 1613-1682 гг.

24. Русская культура XVII в.

25. Реформы Петра I.

26. Россия во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты.

27. Внутренняя политика Екатерины II. "Просвещенный абсолютизм".

28. Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII в. Северная война.

29. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

30. Русская культура первой половины XVIII в.

31. Русская культура второй половины XVIII в.

32. Система крепостного права в России. Происхождение, развитие, историческое значение.

33. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. Правление Павла I.

III. Рекомендуемая литература

Литература по курсу "История России с древнейших времен до начала XIX в."

Основная:

1. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И.Павленко. (Любое изд.)

2. История России с древнейших времен до конца XVII века./ Под ред. Л.В.Милова. М., 2006.

3. История России XVIII-XIX вв. / Под ред. Л.В.Милова. М., 2006.

4. Моряков В.И. История России IX-XVIII вв. М., 2004.

5. История России с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. чл.-корр. РАН Б.Н.Флори. М., 2010.

Дополнительная:

1. Повесть временных лет. М.-Л., 1950. Ч. 1-2.

2. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. / Под ред. М.Н.Тихомирова. М., 1960.

3. Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII вв. / Под ред. А.А.Зимина. М., 1962.

4. Хрестоматия по истории СССР. XVIII в. / Под ред. Л.Г.Бескровного, Б.Б.Кафенгауза. М., 1963.

5. Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской правды. М., 1953.

6. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г. М., 1961.

7. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л., 1950.

8.Памятники литературы Древней Руси. Кн..1-12. Л.., 1978-1994.

Литература

1. Борисов Н.С. Политика московских князей. Конец XIII - первая половина XIV в. М., 1999.

2. Горский А.А. Русь: от славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

3. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

4. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. М., 1990-1994. Т.1-7.

5. Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII в. (20-е - начало 60-х гг.) М., 1999.

6. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. Л., 1980.

7. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1997.

8. Милов Л.В. По следам ушедших эпох. М., 2006

9. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в. М., 1994.

10. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1985.

11. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. (Любое изд.)

12. Рыбаков Б.А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. М., 1993.

13. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XVI-XVII вв. М., 1969.

14. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.

15. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1990-1995. Кн.1-8.

16. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. (Любое изд.)

17. Флоря Б.Н. Польско-литовская интервенция и русское общество. М., 2005.

18. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.

19. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989.

20. Черная Л.А. История культуры Древней Руси. М., 2007.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc-100319882_438273873
226 Кб, 15 октября 2016 в 18:06 - Россия, Москва, МГАХИ им. Сурикова, 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении