Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 040759 из МГАХИ им. Сурикова

2 Мозаики и фрески собора Святой Софии в Киеве

(По материалам сайта artyx.ru

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st003.shtml)

Интерьер собора был богато оформлен. Мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами и особенно живопись создавали главный декоративный эффект убранства. Приглашенные из Византии художники, работавшие одновременно с местными живописцами, декорировали стены мозаичными и фресковыми композициями. Мозаики, занимавшие стены апсиды, центрального нефа и купола, подчеркивали их особое значение, отделяя таким образом от остальной части храма, в которой располагались фрески.

Изображение святых, размещение персонажей и композиций в определенных местах церкви в христианском искусстве подчинены строгим правилам, составляющим иконографический канон, которому обязаны были следовать художники.

Почти всю апсиду заняло изображение Богоматери Оранты (ил. 3), представленной фронтально, с поднятыми и открытыми к зрителю ладонями. В трактовке Богоматери существует несколько типов. Художники Софийского собора в Киеве изобразили Богоматерь молящейся за род людской.

Канон определял и цвет одежд святых. Плащ Богоматери Оранты, спускающийся с ее головы на плечи и называемый мафорием, был окрашен пурпуром - царственным цветом. Синий цвет символизирует ее небесную сущность, потому платье Богоматери было синим. Линии, отмечающие складки ее одежд, прочерчены полосами золота, что напоминало зрителю о ее божественности.

Неподвижно стоящая среди огромного пространства золотого фона, величественная фигура Марии должна была производить на молящихся особое впечатление благодаря силе и значительности своего образа. Ее строго фронтальная поза была определена тем, что между изображенной фигурой и зрителем должна была возникнуть как можно более тесная связь. Это предмет моления. Неестественно увеличенные глаза Богоматери строго смотрели на вошедшего в храм. Киевляне называли ее "нерушимой стеной" и считали защитницей города от врагов.

Богоматерь Оранта имеет приземистые пропорции, а верхняя часть ее фигуры, особенно голова, увеличена. Мозаичисты сознательно ввели эти нарушения в пропорциональном соотношении частей тела, так как фигура расположена на большой высоте.

Фигура Богоматери в алтарной нише не одинока. Она композиционно связана с персонажами, находящимися внизу, под ней. Здесь, во всю длину полукруглой стены, вытянулись двумя поясами изображения, которые в общей композиционной схеме апсидной живописи составляют своего рода постамент для фигуры Марии. Композиции обоих этих регистров построены на контрасте друг к другу. В первом композиционные элементы объединяются движением, развивающимся к центру. Во втором основой композиции служит ритм неподвижно стоящих фигур.

Верхнее из этих изображений представляет сцену Евхаристии (причащение апостолов). Христос подает своим ученикам-апостолам причастие. Его фигура повторена дважды. Наклонившись вправо, он протягивает ученикам хлеб, а обратившись влево, он поит их вином. Хлеб и вино по христианским представлениям символизируют тело и кровь Христа, принесенные им в жертву, когда он принял мученическую смерть, искупая грехи людей. Двенадцать апостолов, разделенные на две равные группы, представлены в застылых, однообразных позах. Эта особенность софийской мозаики становится ясно заметна, если сравнить ее с композицией на ту же тему, выполненной несколько позднее в соборе Михайловского монастыря (ил. 4), где работали константинопольские мозаичисты. Они разнообразили позы апостолов, придавая вытянутым вверх фигурам особую легкость.

Под сценой Евхаристии в храме Софии представлены отцы церкви, то есть первые христианские священники. Они неподвижно стоят на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый держит в руке Евангелие - книгу, содержащую текст учения и жизнеописания Христа.

Изобразить лица отцов церкви поручили лучшим художникам. Они должны были следовать иконографическому канону. Иоанн Златоуст - старец с круглой лысиной и небольшой острой бородой. Василий Великий - с темными волосами и длинной без седины бородой. Но, несмотря на канонические правила, которые в известном смысле ограничивали художников, они сумели внести в изображение очень много своего, личного. Это были мастера ярких индивидуальных характеристик.

Как грозный судия, благословляющий всех вошедших в храм, изображен в медальоне купола высоко над молящимися Христос Пантократор, то есть Вседержитель. Он скован в своих движениях, а круглая рама, очерчивающая композицию, как бы лишает ее воздушного пространства.

Под куполом, на парусах - четыре евангелиста, те, кто, по преданию, написал книги о жизни Христа - Евангелия. На восточных столпах центрального нефа - сцена Благовещения. Архангел Гавриил возвещает Богоматери, представленной справа и отделенной от него пространством нефа, что у нее должен родиться сын, будущий Иисус Христос.

В отличие от византийской традиции в оформлении интерьера киевского Софийского собора были совмещены техники мозаики и фрески.

В западной части главного нефа прямо против алтаря на уровне хоров размещались фрески, на которых было изображено семейство Ярослава Мудрого.

Среди многочисленных фресковых композиций особенно знамениты те, которые находятся на стенах лестничных башен. Поднимаясь на хоры, можно было видеть разнообразные светские изображения: состязания на константинопольском ипподроме, охоту, борьбу. Здесь же были представлены и русские скоморохи, и музыкант со свирелью, и шуты. Светских сцен средневекового периода сохранилось немного, их не часто изображали, к ним не так бережно относились. Тем более дороги нам такие жизненные и выразительные композиции, которые выполняли русские мастера в середине XI века в Киеве.

Показать полностью… https://vk.com/doc-31133476_47614588
32 Кб, 24 января 2012 в 14:36 - Россия, Москва, МГАХИ им. Сурикова, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении