Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 040765 из МГАХИ им. Сурикова

6 Архитектура Галича, Полоцка, Гродно в 12 - 13 веках

По книге "Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века"

и по материалам сайтов: zodchestvodrev.ru, http://ru.wikipedia.org и др.

Галич: 1. Успенский собор (1157 г.) (не сохранился)

2. Церкви ротонды и квадрифольи (церковь Ильи Пророка (не сохранилась))

3. Церковь Пантелеймона в Шевченкове

Полоцк: 1. Храмы Бельчинского монастыря: Большой храм, Борисоглебский собор, и Пятницкая Церковь.

2. Спасо-Преображенская церковь Евфросиниевского монастыря

3. Благовещенский собор в Витебске

Гродно:

1. Нижняя церковь (не сохранилась)

2. Борисоглебский собор на Коложе

В XII веке в стране начал развиваться процесс феодального дробления, приведший к созданию значительного количества самостоятельных или полусамостоятельных княжеств. В разных русских земля развитее искусства, в частности архитектуры, происходило по-разному.

Галич

В строительной технике и в архитектурных деталях Галицкие мастера использодвали романские формы. На рубеже 40-х и 50-х годов XII века построен главный храм Галича - Успенский собор. Он представлял собой крупный четырехстолпный храм с примыкающими с трех сторон галереями. Сложен он был из хорошо отесанных блоков, причем наряду с известняком здесь применялся алебастр. В соборе существенную роль играла каменная пластика

Во второй половине XII в. в окрестностях Галича было возведено несколько сравнительно небольших церквей. Среди них имелись четырехстолпные храмы, почти полностью совпадающие по плану с ранними галицкими постройками. Но параллельно с четырехстолпными храмами в окрестностях Галича в это время строили и сооружения совершенно другого типа - центрические - ротонды и квадрифолии. Так, церковь Ильи Пророка представляла собой небольшую круглую постройку, к которой с востока примыкала апсида, а с запада - прямоугольное помещение. У побережья был раскопан храм в форме квадрифолия с очень четко очерченными четырьмя полукружиями.

Галич. Планы храмов.

1 - Ильи Пророка,

2 - в Побережье,

3 - "Полигон".

Церковь Пантелеймона в Шевченкове

Древний Галич представлял собой не город, а конгломерат слобод, усадеб и крепостей, вытянутый на семь километров. Когда-то тут было четырнадцать белокаменных церквей, и считается, что именно галицкие мастера, позаимствовав эту технологию из романского зодчества, занесли ее во Владимирскую Русь. Уцелела лишь одна церковь Святого Пантелеймона (1194) на самом краю древнего города, в селе Шевченкове за три километра от современного Галича.

Храм Святого Пантелеймона - это монументальная церковь с образцами изысканной белокаменной резьбы и многочисленными рисунками на стенах. Он располагался в центре хорошо укрепленного городища, возможно, монастыря. Стены, насколько дотягивается рука, покрыты древними граффити: кресты, фигуры (чаще всего кони), очень редко - надписи, ведь большинство прихожан не умели читать.

В памятнике органически воплотились черты древнерусской и романской архитектуры. Слияние элементов архитектуры запада и востока создало стиль, присущий только строительству галицкой земли XII-XIII вв. На запад от памятника расположена кирпичная, прямоугольная колокольня в строгих формах ренессанса.

Полоцк

В конце 30-х годов XII века в Полоцк прибывает киевская строительная артель. Она продолжает киевские традиции строительства XI века. Прием положения кладки из плинфы с утопленным рядом становится характерным для полоцких построек XII века.

Храмы Бельчинского монастыря:

Первым возведенным в Полоцке зданием был Большой собор Бельчицкого монастыря. Раскопки показали, что это был шестистолпный храм с небольшими притворами с трех сторон. Значительное новшество, примененное здесь, это то, что подкупольный квадрат расположен между западными парами столбов, т.е. купол сдвинут к западу на одно членение.

Борисоглебский собор представлял собой небольшой шестистолпный храм с одной апсидой, имевший много общего со Спасо-Преображенским собором Спасо-Ефросиниевского монастыря и, по всей вероятности, предвосхищавший его композицию.

Пятницкая Церковь представляет собой крохотный бесстолпный храм (570 на 510 см) с совершенно романской прямоугольной апсидой. Имеет аналоги среди усыпальниц, примыкавших к апсидам полоцкого Софийского собора. Стены были высотой не менее 700 см.

Спасская церковь Евфросиньевского монастыря была построена в 50-х годах XII века и сохранилась до наших дней полностью, но в несколько перестроенном виде. Она представляла собой небольшой храм с нартексом и одной апсидой. Западное членение храма понижено, квадратная подкупольная часть становится выше остального объема. Высокий барабан главы поднят на специальный пьедестал, украшенный кокошниками. Такая форма называется не закомарной, а кокошником. Из-за увеличенной нагрузки на центр храма боковые нефы сделаны более узкими.

Спасская церковь является первым архитектурным памятником, в котором византийские традиции уже совершенно переработаны и переосмыслены в духе национально русского зодчества.

Благовещенский собор в Витебске это одноапсидный шестистолпный храм, в котором западная пара столбов соединена с боковыми стенами, выделяя нартекс. Хоры занимали западное членение и в боковых нефах образовывали замкнутые камеры-часовни. Лестница для подъема размещена в толще западной стены. Пары столбов делят здание на равные отрезки, придавая квадратный план среднему нефу, что более характерно для византийского зодчества, чем для древнерусского. То же можно сказать о технике кладки из тесаных известняковых квадров, проложенных двойчатыми рядами плинфы. Стены снаружи затерты раствором, по которому имитируется кладка из крупных каменных блоков.

Церковь была взорвана и восстановлена. В нынешней постройке сохранились незначительные фрагменты западной и южной стен.

Гродно

Нижняя церковь в Детинце (не сохранилась) была построена возможно не позднее 1183 года. Она представляла собой шестистолпный одноапсидный храм с плоскими лопатками. Имела квадратные столпы со скошенными углами. Равно скошены были углы и самого здания. Боковые восточные членения пониженные, что вело к переносу давления на западную пару столбов. В юго-западном углу располагалась винтовая лестница для подъема на хоры, выделенная полукруглой стенкой. В убранстве стен, кроме полихромных камней и плиток были применены поливные блюда.

Борисоглебский собор на Коложе построен в середине XII века. Это одноглавая трехапсидная церковь на восьми круглых столбах. Наружные пилястры - двухуступчатого профиля, со скругленными углами. Хоры располагались в западном членении и были доступны через лестницу в толще западной стены. Назначение лестниц в стенах боковых апсид неясно, так как южная стена храма обрушилась и отсутствуют своды. Кирпичная кладка, как и в киевских памятниках, равнослойная, но примечательна вкраплениями цветных шлифованных камней и фигурных керамических плиток, образующих кресты и другие узоры. Керамическая плитка пола фигурная, что позволяло набирать различные рисунки. Фрески - только в конхах, а интерьер декорирован бесчисленными сосудами-голосниками.

Церковь сохранилась не полностью: её своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в Неман в результате оползня. Коложская церковь - единственный сохранившийся (в искажённом виде) памятник чернорусского зодчества.

Показать полностью… https://vk.com/doc-31133476_47635222
60 Кб, 24 января 2012 в 15:36 - Россия, Москва, МГАХИ им. Сурикова, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении