Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 040766 из МГАХИ им. Сурикова

1 Собор Святой Софии в Киеве и зодчество Киевской Руси конца 10 - середины 11 века

По книге "Художественно-эстетическая

культура Древней Руси XI-XVII века"

1. Десятинная церковь

2. Спасский собор в Чернигове

3. Собор Святой Софии в Киеве

4. Соборы Святой Софии в Новгороде и Полоцке

5. Золотые ворота в Киеве

В 988 году князь Владимир крестит Русь, в 989 году начато строительство первого каменного храма - Десятинной церкови (церкови Богородицы). Она рухнула во время взятия Киева Батыем в 1240 году. По сохранившимся фрагментам фундамента можно сказать, что десятинная церковь была трехнефным храмом крестовокупольного типа с тремя апсидами и тремя парами столбов. С трех сторон к церкви примыкали галереи, в западной части, возможно, находилась лестничная башня и крещальня. По сведениям из летописи известно, что церковь имела 25 глав, но эта информация недостоверна. Обломки кладок позволили определить, что стены были сложены из плоского византийского кирпича - плинфы на известковом растворе - цемянке. Кладка была выполнена в технике с использование утопленного ряда. Такая кладка (выглядящая полосатой) была характерна для константинопольской школы архитектуры.

Кроме Десятинной церкви мастерами были построены кирпичные ворота - парадный въезд на территории киевского "города Владимира", а также несколько дворцовых зданий.

На площади перед Десятинной церковью были установлены вывезенные из Корсуня трофейные скульптуры. Так на рубеже X и XI века в Киеве был создан первый на Руси ансамбль монументальных построек, резко выделивший стольный город среди всех остальных русских городов.

После смерти князя Владимира Русская земля оказалась разделенной на две части. Территорией к востоку от Днепра владел Мстислав, к западу - Ярослав (позже Мудрый). В 1022 году по распоряжению Мстислава была построена церковь Богородицы в Тмутаракани. В Тамани были обнаружены руины, возможно, этой церкви, построенной местными мастерами. В1030-х годах Мстиславом начато строительство Спасского собора в его стольном граде Чернигове.

Спасский собор в Чернигове является древнейшим полностью сохранившимся памятником каменного зодчества на Руси. Строительная техника - смешанная - близка к Десятинной церкви. На апсидах и башне кладка имеет декоративный характер. Храм трехнефный, трехапсидный, с четко выделенным нартексом. С севера к нартексу примыкает лестничная башня, с юга была пристроена часовня-крещальня (не сохранилась). В интерьере собора сохранились следы фресковых росписей. Собор строили, по всей видимости, константинопольские зодчие.

После смерти Мстислава его брат Ярослав соединил в своих руках управление всей Русской землей. Роль Киева как стольного града усилилась. Его территория увеличилась в несколько раз. В городе развернулось интенсивное кирпичное строительство.

В 1037 году в центре города Ярослава начато строительство собора Святой Софии Премудрости Божией. Собор, искаженный и снаружи оформленный в стиле украинского барокко, все же дошел до нас почти целиком. Строительная техника и архитектурные формы говорят о том, что собор строился константинопольскими мастерами с привлечением русских строителей.

Софийский собор строился как главный храм Киевской Руси. Это пятинефый храм с пятью апсидами. С трех сторон к зданию примыкают галереи. В западную внешнюю галерею включены две лестничные башни. Храм имеет большие хоры. Свет попадает в основном из окон барабана большого купола, кроме которого в соборе есть еще 12 куполов поменьше.

Основной декор фасадов составляют двух- и трехступенчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах (тяги-валики), выложенные их плинфы меандры и кресты. Но наибольшую декоративность фасадам придает живописность кладки с утопленным рядом.

Интерьер Софийского собора во многом сохранил свой первоначальный вид. Центральная часть здания - подкупольное пространство и центральная апсида - покрыты мозаикой, а боковые части украшены фресками. Весь облик собора должен был пропагандировать идею величия христианской церкви и идею божественного происхождения княжеской власти.

София Новгородская и София Полоцкая. После завершения строительства храма Святой Софии в Киеве строители возвели еще два больших Софийских собора в крупнейших городах Руси - в Новгороде и Полоцке. Новгородский собор сохранился почти целиком, а от полоцкого уцелели только фрагменты стен. При постройке этих соборов мастера ориентировались на киевский собор как на образец. Однако оба собора меньше киевского по размерам и имеют только три апсиды.

У новгородского собора пять глав, одна галерея и одна лестничная башня. Вместо мозаик стены расписаны фресками. Внешний вид новгородского собора был более суров и лаконичен, чем в Киеве, из-за двухэтажной галереи и однотонной обмазки стен.

Полоцкий собор был без галерей, потом была пристроена галерея с запада. Так же в соборе есть одна лестничная башня. Полоцкая София была увенчана семью главами.

Золотые ворота в Киеве были построены одновременно с собором Святой Софии. Ворота представляли собой проездную башню с надвратной церковью Благовещения. От ворот остались небольшие участки двух параллельных стенок проезда, а их первоначальный облик утерян. Существуют разные варианты реконструкций.

После окончания строительства полоцкого собора все строительство вновь сконцентрировалось в Киеве. Возможно, в то время на Руси была только одна строительная артель, которой и заказывали свои постройки князья, сменявшие друг друга на киевском престоле.

Зодчество Киевской Руси возникло на базе византийской архитектуры, но даже на самой ранней стадии оно уже имело своеобразный характер, а во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, киевский, а не византийский путь развития.

Показать полностью… https://vk.com/doc-31133476_46921825
33 Кб, 22 января 2012 в 18:18 - Россия, Москва, МГАХИ им. Сурикова, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении