Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 040776 из МГАХИ им. Сурикова

3 Архитектура Киева и Владимира Волынского второй половины 11 - 12 веков

По книге "Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века"

и по книге П.А. Раппопорта "Зодчество Древней Руси",

а также по материалам сайта ru.wikipedia.org

1. Собор Богоматери Влахернской Кловского монастыря

2. Михайловский собор Михайлово-Златоверхого монастыря

3. Михайловский собор Выдубицкого монастыря

4. Борисоглебский собор в Вышгороде

5. Церковь Спаса на Берестове

6. Кирилловская церковь в Киеве

7. Церковь Успения Богородицы Пирогощи на Подоле

8. Успенский собор во Владимире-Волынском

После окончания возведения Софийского собора в Полоцке все строительство вновь сконцентрировалось в Киеве. Возможно, в то время на Руси была только одна строительная артель, которой и заказывали свои постройки князья, сменявшие друг друга на киевском престоле.

В 60-х годах XI века был заложен собор Димитриевского монастыря, в 1070 году - собор Выдубицкого монастыря, в 1073 году - Успенский собор Печерского монастыря. Последний собор сыграл большую роль в развитии русского зодчества. Для его строительства были приглашены византийские зодчие, которые, по всей видимости, руководили киевской строительной артелью.

Памятники второй половины XI в. изучены очень неполно, так как в подавляющем большинстве они не дошли до наших дней. В настоящее время сохранились лишь надвратная церковь Печерского монастыря и частично собор Выдубицкого монастыря.

Вскоре после завершения строительства Успенского собора Печерского монастыря был основан Собор Богоматери Влахернской Кловского монастыря. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран. Скорее всего, это был крупный храм с галереями; центральная его часть завершалась огромным куполом, опиравшимся на восемь опорных столбов. Купол в диаметре достигал примерно 9.6 м, т. е. был самым большим во всем русском зодчестве домонгольского времени. Тип храма с куполом на восьми опорах до этого ни разу не был применен на Руси, хотя в византийской архитектуре он хорошо известен. В дальнейшем данный тип не получил распространения на Руси; Кловский собор остался здесь единственным его представителем.

Следующий по времени возведения крупный киевский храм - собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г.) - продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению с юга примыкала маленькая церковь, вероятно крещальня. Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, возможно, были самостоятельные главы. Собор отличался богатым внутренним убранством: апсиду его украшала мозаичная живопись, а остальные части - фрески. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи.

Михайловский собор Выдубицкого монастыря

От собора Выдубицкого монастыря сохранилась только западная половина здания, тогда как восточная уже в древности обрушилась в Днепр. Несмотря на проведенные здесь раскопки, остается неизвестным, имел ли собор дополнительное членение перед апсидами. Лестничная башня в Выдубицком соборе сильно утоплена в тело храма и незначительно выступает наружу.

Исследование показало, что нартекс собора (вместе с лестничной башней) был построен не одновременно с основным зданием, а несколько позже, хотя, видимо очень скоро. Разновременность частей свидетельствует, однако, не об изменении замысла постройки, а лишь о своеобразной организации работ, при которой здание возводилось в два этапа.

Вскоре после Выдубицкого собора было начато строительство Борисоглебского собора в Вышгороде, затянувшееся, однако, более чем на 20 лет. Раскопки фундаментов показали, что храм был трехнефным и имел очень вытянутые пропорции плана, поскольку перед апсидами в нем существовало дополнительное членение; таким образом здание было по существу восьмистолпным. Лестничная башня здесь целиком введена в тело здания, занимая его северо-западное членение и совершенно не выступая наружу.

В зодчестве Киева начала XII века продолжали сохраняться традиции, возникшие еще в предшествующий период. Наиболее значимой постройкой этого периода была церковь Спаса в Берестове, возведенная между 1113 и 1125 годом. От этой церкви сохранилась только ее западная часть. Благодаря сохранившимся фундаментам остальной части церкви, ее план можно реконструировать. В плане церкви Спаса на Берестове есть отличия от планов более ранних киевских храмов. Основу храма составлял по-прежнему трехнефный трехапсидный храм с нартексом, но лестничная башня и крещальня, примыкающие к нартексу, настолько его расширяли, что он выступал за пределы основного объема здания. Кроме того, перед всеми порталами были небольшие притворы. Возможно, храм был завершен трехлопостным перекрытием. Декор церкви составляли двухуступчатые ниши, кресты и меандры, выложенные из плинфы.

В начале 40-х годов XII века черниговские мастера по заказу Всеволода Ольговича возводят в Киеве Кирилловскую церковь. Это первая киевская постройка нового типа, очень близкая черниговским и рязанским. Диаметр купола церкви равен диаметру купола собора Святой Софии в Киеве, хотя по размеру она примерно равна черниговскому Елецкому собору. Церковь сохранилась целиком, но в перестроенном виде. В интерьере Кирилловской церкви расчищены значительные участки фресковой живописи.

Церковь Успения Богородицы Пирогощи на Подоле согласно летописи построена в 1132-1136 годах при княжении сына Владимира Мономаха - Мстислава Великого, на Подоле, у подножия Замковой горы. Храм неоднократно разрушался и восстанавливался, последнее восстановление было в XIX веке, а в 1935 году храм был снесен.

До начала XX века формы храма не менялись - он был крестовокупольным, трёхапсидным, шестистолпным, однокупольным. Фасады чередовались пилястрами дорического ордера, завершались треугольными фронтонами с росписями в тимпанах. Центральную часть здания венчал гранёный в плане барабан с полусферическим куполом и фонарём. С западной стороны на фундаменте XVIII века в 1835 году была пристроена круглая по плану трёхъярусная колокольня с полусферическим куполом и высоким шпилем.

Церковь была отстроена заново в 1997-98 годах в формах древнерусского (византийского) зодчества.

Успенский собор во Владимире-Волынском был построен в 1160 г. волынским князем Мстиславом Изяславичем как шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм (как Кирилловская церковь в Киеве), что свидетельствует, что его строили киевские строители. Стены храма гармонично расчленены полуколоннами на прясла, подчеркнутые арками. Храм имел фресковые росписи. Был перестроен в XVIII веке.

Показать полностью… https://vk.com/doc-31133476_47757414
37 Кб, 24 января 2012 в 19:54 - Россия, Москва, МГАХИ им. Сурикова, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении