Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 040778 из МГАХИ им. Сурикова

9 Каменные рельефы и монументальная живопись Владимиро-Суздальской Руси

(По материалам сайта artyx.ru

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st003.shtml)

1. Церковь Покрова на Нерли - каменные рельефы

2. Дмитриевский собор во Владимире - каменные рельефы и фрески

3. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - каменные рельефы

Церковь Покрова на Нерли

Резное убранство, характерное для всех построек, относящихся ко времени правления князя Андрея, здесь немногосложно, оно отвечает ясности архитектурного замысла. Резные камни расположены так, чтобы маскировались горизонтали рядов кладки и подчеркивалось движение вверх.

В центральной закомаре каждой из трех стен, кроме восточной с апсидами, расположен рельеф, посвященный библейскому царю Давиду. Давид поет псалмы, его слушают животные. Ниже проходит полоса девичьих масок, по сторонам прорезающих стены окон изображены львы с открытыми глазами как вечные стражи храма. В трактовке животных ясно ощутимо влияние народного искусства, в манере их исполнения сказалось воздействие резьбы по дереву.

Дмитриевский собор

В центральной закомаре каждой из трех стен (кроме восточной) располагается изображение Давида. Со свитком в руке он представлен уже не как псалмопевец, но как проповедник. Вокруг него - сотни зверей, среди них и самые фантастические. Их фигуры чередуются с растениями и светскими (князь с сыновьями) и религиозными (Крещение) сценами. Здесь же - полет Александра Македонского на небо в корзине, которую поднимают птицы, - сюжет из распространенного на Руси средневекового романа "Александрия". Под арками аркатурно-колончатого пояса - изображения неподвижно стоящих святых и среди них русских князей Бориса и Глеба. Легкие и плоские рельефы, словно ковер, покрывают стену. Их строчное расположение напоминает народную вышивку, а резные полуколонки спускаются вниз, подобно бахроме, оторачивающей ткань.

Для оформления своего дворцового храма князь Всеволод пригласил фрескистов из того города, где он получил свое воспитание, - из Константинополя. Здесь, в Дмитриевском соборе, мастера, прибывшие из ведущего культурного европейского центра, каким была столица Византийской империи, работали вместе с русскими. На западной стене и в западной части свода центрального нефа они поместили одну из основных по своему значению композиций в храме. Сцена Страшного суда, грядущего прихода Христа на землю, напоминает верующим о том, что их ждет: Христос будет судить их за грехи.

В обеих частях огромной торжественной сцены, какой явилось здесь изображение Страшного суда, представлены сидящие апостолы. За их тронами стоят склонившие головы ангелы. Лица святых, написанных русскими мастерами, отличаются той мягкостью и душевной добротой, которой не видно в суровых образах святых, созданных византийскими фрескистами.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Скульптурное убранство Георгиевского собора создавалось в два этапа: плоские рельефы с растительными орнаментами, составляющие фон для композиций, были выполнены непосредственно на стенах собора, а камни, которые содержат изображения отдельно стоящих святых и подробно переданные христианские сюжеты, выполнены заранее в технике высокого рельефа и перенесены на стену. Здесь этим сценам в отличие от Дмитриевского собора было отведено много места.

На северном фасаде, обращенном к городской площади, а потому самом главном, торжественно и неподвижно стоящим среди других святых изображен святой Георгий, мужественный воин с мечом и копьем. Над порталом южного притвора - покровительница княжества Богоматерь Оранта. Среди многофигурных сцен особенно выделяется четким построением центрической композиции Преображение. В Евангелии повествуется о том, что, поднявшись с тремя своими учениками на гору Фавор, Христос показал им чудо. Внезапно они увидели своего учителя, озаренного сверхъестественным светом, а по сторонам от него появились два пророка, которые жили, по библейским представлениям, задолго до него, - Моисей и Илья. Как повествовательную композицию с включением большого числа бытовых деталей изобразили скульпторы и сцену Троицы: Авраам и Сарра угощают трех ангелов, пришедших к ним под видом путников.

Показать полностью… https://vk.com/doc-31133476_47584117
29 Кб, 24 января 2012 в 12:57 - Россия, Москва, МГАХИ им. Сурикова, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении