Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pptx

Студенческий документ № 043097 из НИТУ МИСиС

ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Особенности современной западной философии. Иррационализм "философии жизни" и экзистенциализма. Современная религиозная философия.

2. Сциентистские направления в современной западной философии (позитивизм, феноменология, прагматизм).

3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (герменевтика, структурализм, постмодернизм).

4. Особенности, периодизация и источники русской философии. Философская мысль на Руси XI - первой половины XIX в

5. Зарождение и расцвет оригинальной русской философии (первая половина XIX- начало XX века)

6. XX век: философия "русского зарубежья" и советская философия

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 1

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. "ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ".

ОСНОВАНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ - "недоимки" классической философии: абсолютизация разумного; оторванность от жизненных проблем; игнорирование отдельного, "конкретного" человека.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ - кризис западной цивилизации: империализм, обострение классовой борьбы, первая мировая война.

3. КУЛЬТУРНЫЕ - новые направления в искусстве: модернизм (символизм, акмеизм, импрессионизм) и авангард (футуризм, сюрреализм, дадаизм).

4. НАУЧНЫЕ - кризис механической картины мира: открытие микромира, теория относительности Эйнштейна.

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 1

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 1

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 1

СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕОТОМИЗМ

1. ОНТОЛОГИЯ: Бог воспринимается как первопричина, вещи - как соединение материи и формы, процессы - как переход потенции в актуальность.

2. ГНОСЕОЛОГИЯ: постулируется гармония веры и разума. Природа была сотворена Богом, и все, что мы можем воспринять или познать, также было заложено Богом. А следовательно, наука дополняет религию и не должна противоречить ей. Методом познания в религиозном знании является божественное откровение, в науке - рациональное познания. Процесс познания включает три ступени: чувственное, логическое, божественное откровение. Таким образом, научное познание стоит ниже религиозного.

3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. История развития общества интерпретируется как развитие в человеке ЛИЧНОСТИ. Главная проблема человека - отчуждение от божественного начала и подверженность греху. Так возобладали материальные интересы людей, которые отвели человека от Бога и привели к современному социальному строю.

"... сегодня разум должен бороться против иррационалистического обожествления диких и инстинктивных сил, которые угрожают разрушить цивилизацию. В этой борьбе лежащая на нем обязанность - это обязанность интеграции".

Ж. Маритен

"Верующие не могут не быть в тесном союзе со временем и современниками, их образ мысли и чувствования пронизан временем, слепок которого - культура. Христиане должны уметь гармонизировать данные новых наук, теорий и открытий с христианской моралью и мыслью".

Из решений II Ватиканского собора (1965 г.)

"Если ученый, отведя свой взор от настоящего состояния вселенной, обернется к будущему, ... он будет вынужден признать, что весь мир, как макрокосмос, так и микрокосмос, стареет. В течение миллиардов лет ядра атомов теряет свою, казалось, неистощимую энергию ... и, если привести образное сравнение, материя на исходе своего пути будет находиться в состоянии потухшего и застывшего вулкана... Но обратим теперь свой взгляд к прошлому. По мере удаления в прошлое материя должна была быть все более богатой свободной энергией и быть подверженной все большим атомным превращениям. Таким образом, все указывает на то, что материальная вселенная определенное время тому назад приобрела могучий начальный взлет, зарядилась невероятным обилием запасов энергии, благодаря которым она, развиваясь сначала быстро, затем все более медленно, приобрела свое нынешнее состояние... Таким образом, есть творение во времени; а потому и есть творец; и, следовательно, бог! Вот те слова, ... которые мы требуем от науки, и которых наше поколение ожидает от нее".

"Пусть они (ученые), конечно, стремятся изо всех своих сил содействовать прогрессу наук, изучаемых ими, но пусть остерегаются вместе с тем перейти границы истины веры и католической доктрины".

Из энциклики Пия XII "Humani Generis" (1950 г.)

1. Религия и наука должны совместно противостоять иррационализму и оккультизму.

2. Необходимо гармонизировать религиозное и научное знание, но при этом подчинить второе первому.

3. Для этого ученые должны признать существование Бога и не выходить за пределы католического учения.

ТЕЙЯРДИЗМ

ПРЕДЖИЗНЬ

БИОСФЕРА

(НЕЖИВОЕ +ЖИВОЕ)

ЖИЗНЬ

НООСФЕРА

МЫСЛЬ (ЖИВОЕ+РАЗУМНОЕ)

ТОЧКА ОМЕГА

СВЕРХЖИЗНЬ (РАЗУМНОЕ+БОГ)

ТЕЙЯРДИЗМ

"Величайшим событием моей жизни было постепенное осознание двух солнц на небе моей души: одно из этих светил - космическая вершина, постулированная общей эволюцией сходящегося типа, другое светило - воскресший Иисус христианской веры".

"Что же такое эволюция - теория, система, гипотеза? - Нет, нечто гораздо большее, чем все это: она - основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии, - вот что такое эволюция".

"Если бы некий Всемирный Христос не проявил Себя положительно и конкретно в ходе эволюции, как ее понимает в настоящее время современная мысль, то эта эволюция осталась бы туманной и неопределенной, и у нас не было бы стимула безоговорочно предаться ее устремлениям и требованиям. Можно сказать, что эволюция спасает Христа (делая Его возможным), и в то же время Христос спасает эволюцию (делая ее конкретной и желанной).

ПЕРСОНАЛИЗМ

"... главной ценностью является человеческая личность, а нравственным правилом, тесно связанным именно с миром людей, является "заповедь любви", поскольку любовь - это благо, присущее людям".

Кароль Войтыла (Иоанн Павел II)

"Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его. Поэтому проблема человека во всей глубине ставится лишь в религиозном сознании".

N. Berdyaev "Slavery and freedom"

"... Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства...".

Н.А. Бердяев "Судьба человека в современном мире"

Вопрос № 2. Сциентистские направления в современной западной философии (позитивизм, феноменология, прагматизм).

3. НЕОПОЗИТИВИЗМ (логический позитивизм)

Центр: кафедра философии индуктивных наук Венского университета.

Основные представители: МОРИЦ ШЛИК, КУРТ ГЕДЕЛЬ, РУДОЛЬФ КАРНАП, ОТТО НЕЙРАТ. Также (но независимо от кружка) в рамках этого направления работал ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН.

В 1929 на конференции в Праге Отто Нейрат от имени кружка выступил с манифестом "НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. ВЕНСКИЙ КРУЖОК", в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма. Источниками этого нового движения манифест кружка объявляет ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЭМПИРИЗМ, БРИТАНСКИЙ УТИЛИТАРИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ.

"Метод логического анализа и есть то, что существенно отличает новый эмпиризм и позитивизм от старого... Когда кто - то утверждает: "Бог существует", "Первоосновой мира является бессознательное", "Существует энтилехия как последний принцип живого существа", то мы спрашиваем: "Что ты имеешь в виду под этими высказываниями?" И тогда оказывается, что существует резкая граница между двумя видами высказываний. К одному виду принадлежат высказывания, как они осуществляются в эмпирической науке; их смысл можно установить посредством логического анализа, точнее - посредством их сведения к простым высказываниям о том, что дано эмпирически. Другие высказывания, к которым относят приведенные выше, оказываются полностью бессмысленными (bedeutungsleer), если принимать их такими, как их видит метафизик. Метафизик и теолог верят, сами себя вводя в заблуждение, что своими предложениями они что-то высказывают, представляют какое - то положение дел. Анализ, однако, показывает, что эти высказывания ничего не означают, а являются выражением некоторого чувства жизни. Выражение такого рода чувства конечно же может быть важной жизненной задачей. Но адекватным выразительным средством для этого является искусство, например лирика или музыка. Если же вместо этого избирается теоретическая языковая форма, то появляется опасность симуляции теоретического содержания там, где его вообще нет. Если метафизик или теолог хочет сохранить привычную языковую экипировку, то он должен осознавать и признавать, что он осуществляет не изложение, а выражение, производит не теорию, результат познания, а поэзию или миф".

"НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. ВЕНСКИЙ КРУЖОК"

2. Модель теоретического познания

. 4. ПОСТПОЗИТИВИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ - идейное направление второй половины XX века, имеющее целью критику основ современной западной цивилизации, заложенных в эпоху Просвещения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

* Критика концепции "человека разумного".

* Критика прогресса как универсального мерила успеха.

* Критика метанарраций.

* Неразличение нормы и патологии.

* Разработка метода деконструкции.

* Создание концепции симулякров.

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 4

ОСОБЕННОСТИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОЧНИКИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НА РУСИ XI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ - ОСОБЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

1. Чрезвычайно большой удельный вес "философствования о России" (западники, славянофилы, почвенники).

2. Исполненная мессианского смысла идея особого пути России и ее особого места в мировой истории (знаменитая "русская идея").

3. Стремление придать своей философии не просто прикладной, а преобразующий характер, вывести ее на такую грань, за которой она способна непосредственно воплощаться в жизнь (русский комизм, марксизм).

4. Ориентация философствования на "тотальное", всеобщее ( община, "братство" ,"соборность", "Богочеловечество", "всеединство", коллективизм, интернационализм).

5. Любое философское направление или даже отдельная идея, выработанные на отечественной российской почве или воспринятые извне, пропитывались национальным духом, приспосабливались к национальной среде.

6. Тесная связь философии с религией.

7. Русская философия всегда развивалась в условиях острых экономических, политических и идеологических процессов. Именно поэтому ей не было свойственно примитивное схоластическое теоретизирование, даже в рамках идеалистических и религиозных учений. Ее философские концепции связаны с конкретными социально-политическими обстоятельствами в стране.

8. Строжайшая цензура власти, прежде всего Церкви, заставляла философию облекаться в одежду публицистики, искусства, художественного творчества, литературной критики.

9. Обязательным элементом любых философских теорий в России был нравственный аспект. Иногда он был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система (добро выше истины).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:

1) XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического;

2) вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли;

3) вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии;

4) 1922 г. - 1991 г. - советская философия, а также философия русского зарубежья.

5) после 1991г. - новейшая российская философия.

ИСТОЧНИКИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

• ЯЗЫЧЕСТВО

ТРИГЛАВ

Сварог Перун Свентовит

(бог рода) (бог грозы) (бог света)

3. КУЛЬТ МАТЕРИ-СЫРОЙ-ЗЕМЛИ.

4. КУЛЬТ РОДА (ОБЩИННОСТЬ).

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 4

2. ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

1. В религиозном аспекте церковь - хранительница Священного Писания и священного Предания, догматов, канонов, веры.

2. В социальном плане церковь руководит общинами, открывает первые русские монастыри, школы, приюты, приглашает греческих мастеров для строительства и украшения храмов.

3. В эмоциональном плане православие на Руси стало формой народного мироощущения. Кроме целого ряда социально-политических причин, принятие ценностей христианства, по-видимому, было обусловлено тем, что оно несло с собой новый взгляд на человека: идея равенства и достоинства всех в Боге ("перед Господом нет ни раба, ни господина"), создавала основу новых отношений между людьми.

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 4

3. БОЛГАРСКАЯ КНИЖНОСТЬ

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 4

4. ГРЕКО-РИМСКАЯ АНТИЧНОСТЬ И ВИЗАНТИЯ

1. НЕОПЛАТОНИЧЕСКАЯ (МИСТИЧЕСКАЯ) традиция: отвергалось самостоятельное мышление человека, любые проявления рационализма, противостоящего слепой, нерассуждающей вере, и утверждали мистические и аскетические идеи восточной церкви с ее призывами ухода от мирских соблазнов, от жизни, от всего, что находится за монастырскими стенами, за пределами иноческой кельи и пещеры отшельника

2. АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) традиция: убеждение в возможности разума постичь мир, большое внимание уделяется не божественным, а земным, мирским вопросам, "вещам человеческим", т. е. попыткам объяснить явления окружающей природы и, главным образом, человеческой жизни

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 4

5. РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

Менталитет - исторически сложившаяся структура, определяющая строй мыслей, чувств и поведения и формирующая систему ценностей и норм индивида или социальной группы

1. Русская литература и философия своеобразие русского мировоззрения усматривали в антирационалистичности: оно "изначально основывается на интуиции" и состоит "в религиозно-эмоциональном толковании жизни".

2. В традициях русского менталитета вопрос о смысле существования и всемирной предназначенности русских всегда проявлялся в осознании себя как народа-спасителя, ибо "русская душа сгорает в пламенном искании правды и спасения для всего мира, она печалится о муках всего мира".

3. Жертвенность как высшее проявление народного духа, высокой духовности.

4. Общинность (предрасположенность к поиску и обоснованию оптимальных форм товарищеского и братского общежития). Общинное устройство России, при котором примат об­щественных начал как гарантия коллективного и личного преуспеяния принят в народе - главная черта самобытности российской цивилизации.

5. Национальная по форме ментальность никогда не была замкнутой, "вещью в себе" или "для себя", оторванной от культурного наследия других цивилизаций.

6. Религиозность ("православие оказалось русской верой") сказалась на русской ментальности.

7. Менталитет русской национальной личности во многом обосновывался на восприятии только высшей власти ("русский народ - царелюбивый") - власти монарха, политического лидера.

8. В русском менталитете мысль расценивается практическим делом в высоком смысле слова: она изначально рассчитана "на улучшение мира, мировое благо и никогда - лишь на одно понимание мира.

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 4

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ

МЫСЛИ ( XI - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)

ТЕМА № 4. ВОПРОС № 4

ОТРЫВКИ ИЗ "ПОУЧЕНИЯ"

"...Господь наш показал нам, как побеждать врагов, как тремя добрыми делами избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, нетяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя освободиться от грехов своих и царствия (небесного) не лишиться".

"Всего же больше убогих не забывайте, но сколько можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не приказывайте убить его; если будет он достоин смерти, то не губите ни единой христианской души".

"Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни шли походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами, - то пищей и питьем: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом. Жену свою любите, но не давайте над собой власти. А вот вам и конец всему: страх Божий имейте превыше всего".

ЗАПАДНИКИ

? В. Г. Белинский (1811?1848)

? А. И. Герцен (1812?1870)

? Т. Н. Грановский

(1813-1855)

? Н. В. Станкевич

(1813-1840) ? М. А. Бакунин

(1814-1876) ? К. Д. Кавелин

(1818-1885)

СЛАВЯНОФИЛЫ

? И. В. Киреевский

(1806-1856) ? А. С. Хомяков

(1804-1860)

? К. С. Аксаков

(1817?1860) ? Ю. Ф. Самарин

(1819?1876) Философия культуры И. В. Киреевского

Различия западной и русской культуры

Антропология И. В. Киреевского

Концепция целостной личности

А. С. Хомяков

ДОКТРИНА СОБОРНОСТИ

Критика славянофильства: А.И. Герцен

ВОПРОС № 5

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАСЦВЕТ ОРИГИНАЛЬНОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX- НАЧАЛО XX ВЕКА)

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО

? Египетский

? Китайский

? Древнесемитский

? Индийский

? Иранский

? Еврейский

? Греческий

? Римский

? Аравийский

? Романо-германский

> Мексиканский

> Перуанский

* Славяно-русский

Теория культурно-исторических типов

"Одноосновные" и "многоосновные" цивилизации

? Цивилизации не бывают "лучше" или "хуже" - они просто разные.

? Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры:

* еврейская цивилизация - преимущественно религиозная,

* греческая - преимущественно эстетическая,

* римская - преимущественно политико-правовая.

? Европейцы расширили область культурного творчества, создав "двуосновную" цивилизацию - научно-промышленную.

? Грядущая славяно-русская цивилизация будет - впервые в истории - полной "четырёхосновной": Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.

? Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация.

? Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

• Предмет философии - человек.

• Главный интерес - "диалектика души" человека, борьба в нем добра и зла.

• Основа бытия человека - желание свободы, жизни по своему хотения.

• Свобода как произвол - источник всех несчастий; для правильного направления свободы человека необходима вера в Бога (не человекобог, но богочеловек).

• Антирационализм: человек не сводится только к уму, его бытие полнее и шире.

• Христос как идеал бытия: единство добра, истины и красоты. Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец, и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир.

• Смысл истории - движении народов к "оцерковлению" всего земного порядка: каждый народ жив "исканием Бога" (притом "своего" Бога).

• Русская идея - всемирное общечеловеческое единение. "Стать настоящим русским значит стать братом всех людей, "всечеловеком... и в последствии, я верю в это, будущие русские люди, поймут, что стать действительно русским - это значит внести примирение в европейские противоречия, указать исход европейской тоске в своей русской душе всечеловеческой, всесоединяющей,... а в конце концов, может быть и изречь окончательное слово великой, общей гармонии братского окончательного согласия всех племен по христову евангельскому закону".

Л.Н. Толстой

• Основа жизни человека - вера ("Разумные поступки всегда определяются верою").

• Толстой был горячим и искренним последователем Христа, но при это отрицал его божественный статус и воскресение.

• Основа учения Христа - ПРИНЦИП НЕПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ СИЛОЙ.

• Отсюда - критика государства, церкви, социальных институтов.

• Панморализм: "добро не имеет ничего общего с красотой". Роковая и демоническая сила искусства отрывает от добра, "эстетическое наслаждение есть наслаждение низшего порядка".

• Критика концепции решающего влияния личности на ход исторического процесса.

• Основные принципы "толстовства": непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности, опрощение.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

• ДЕКАБРИЗМ (дворянское направление: Пестель, С. Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин, Рылеев, Каховский): против самодержавного режима и крепостного права.

• НАРОДНИЧЕСТВО (разночинское направление: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.К. Михайловский): идеология основывалась на системе "самобытности" и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны.

• МАРКСИЗМ (пролетарское направление: Г. В. Плеханов, В.И. Ленин): неизбежность классовой борьбы пролетариата и буржуазии и социальной революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистической формации, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

В. С. СОЛОВЬЁВ

(1853-1900) ? Философские начала цельного знания (1877)

? Чтения о Богочеловечестве (1877-1881)

? Россия и Вселенская церковь (1889)

? Оправдание добра (1895)

? Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1899-1900)

1. ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА - КОНЦЕПЦИЯ ВСЕЕДИНСТВА

Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия

"Все существует во всем" - такова самая общая формулировка принципа всеединства

ВСЕЕДИНСТВО В ГНОСЕОЛОГИИ:

критика "отвлеченных начал" и концепция "цельного знания" как синтеза религии, философии и науки

ВСЕЕДИНСТВО В ОНТОЛОГИИ:

учение о Софии

ВСЕЕДИНСТВО В АКСИОЛОГИИ

Идеалом является единство Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.

РУССКИЙ КОСМИЗМ

РУССКИЙ КОСМИЗМ - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце XIX - начале XX вв. Космизм ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания. В философском измерении русского космизма традиционно принято выделять два направления: религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и др.) и методологическо-философское (В. И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский и др.). Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении (обожении природы), то второе рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ ФЁДОРОВ (1829-1903) считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты.

КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935) - основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ (1863-1945) - разработал учение о биосфере ("живая сфера") - совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере ("сфере разума") - к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ.

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ЧИЖЕВСКИЙ (1897-1964) - биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе и на социально-исторические процессы.

ВОПРОС №6. XX век: философия "русского зарубежья" и советская философия

ФИЛОСОФСКИЙ ПАРОХОД

В 1922 году советской властью была осуществлены высылка за рубеж более 150 видных представителей отечественной интеллигенции, среди которых оказалось много философов. Как заявил Л. Троцкий "мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно". Причем Троцкий предлагал оценить гуманизм советской власти, поскольку в случае весьма возможных в то время военных "осложнений" эту "пятую колонну" пришлось бы уничтожить. Как писала "Правда" 31 августа 1922 года "наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов, высылаются частью в Северные губернии России, частью за границу Среди высылаемых почти нет крупных научных имен Высылка активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции является первым предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям. Советская власть по-прежнему будет высоко ценить и всячески поддерживать тех представителей старой интеллигенции, которые будут лояльно работать с Советской властью, как работает сейчас лучшая часть специалистов. Но она по-прежнему в корне будет пресекать всякую попытку использовать советские возможности для открытой или тайной борьбы с рабоче-крестьянской властью за реставрацию буржуазно-помещичьего режима". И вот на борту немецких парохода "Oberburgermeister Haken", вышедшего из Петрограда 29 сентября 1922 года, оказались Н. А. Бердяев, И.А. Ильин, С. Л. Франк, С. Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев, а вместе с "Prussia", отправившейся из того же порта 16 ноября, Родину покинули Н. О. Лосский и Л. П. Карсавин. Оба парохода прибыли в порт города Штеттин. Также за границей оказались Лев Шестов (эмигрировал в 1919 г.), С.Н. Булгаков (выслан в январе 1923 г.) и многие другие представители "золотого фонда" русской философии. Сегодня мы можем быть уверенными в том, что это изгнание, несмотря на невыносимую горечь расставаний и потерь, оказалось для них хоть и "условным", но все же благом - трагические судьбы оставшихся в России П.А. Флоренского (расстрелян 8 декабря 1937 г.), Г.Г. Шпета (расстрелян 16 ноября 1937 г.), А.Ф. Лосева (подорвал здоровье до практически полной потери зрения в заключении, на строительстве Беломорско-Балтийского канала) свидетельствуют о наиболее вероятном исходе пребывания в стране победившего социализма философов-идеалистов.

Н.А. БЕРДЯЕВ

1. Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и человеческого бытия и независимость от бытия божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует "первичная", "несотворенная" свобода, над которой Бог не властен, которая "коренится в Ничто извечно". Эта же свобода, нарушая "божественную иерархию бытия", порождает зло.

2. Иррациональная, "темная" свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа "изнутри", "без насилия над ней", "не отвергая мира свободы".

3. Человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории (тоталитарные общества)- это не только человеческая, но и божественная трагедия.

4. Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, для Бердяева фактически исчерпывает "позитивный" аспект человеческого бытия. И в этом отношении оно не знает границ, ибо возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в религиозно-духовном и моральном опыте личности, в ее исторической и общественной активности. В акте творчества осуществляются возрождение человека, освобождение его от процесса объективации и, следовательно, победа его над рабством и смертью.

И.А. ИЛЬИН

1. ПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ СИЛОЙ: "стремясь к добру, человек должен сначала испробовать все духовные средства для преодоления зла. Сопротивление злу силой допустимо лишь тогда, когда нет других возможностей. В этом случае такой выбор - не только право человека, но и его обязанность".

2. РУССКАЯ ИДЕЯ. Русская идея есть идея свободно созерцающего сердца. Однако это созерцание призвано быть не только свободным, но и предметным. Ибо свобода, принципиально говоря, дается человеку не для саморазнуздания, а для органически-творческого самооформления, не для беспредметного блуждания и произволения, а для самостоятельного нахождения предмета и пребывания в нем. Только так возникает и зреет духовная культура. Именно в этом она и состоит. Вся жизнь русского народа могла бы быть выражена и изображена так: свободно созерцающее сердце искало и находило свой верный и достойный Предмет. Мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов или подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему: - русское, по-русски".

3. Социалистическая действительность, по Ильину, свидетельствует об АНТИСОЦИАЛЬНОЙ СУТИ СОЦИАЛИЗМА, который убивает свободу и творческую инициативу, уравнивает людей в нищете и зависимости, создает партийную касту, проповедует классовую ненависть, осуществляет "террористическое управление", создает рабство и выдает его за справедливый строй.

4. Выход из левого тоталитаризма Ильин видел в отречении от социалистических иллюзий, которые привели к катастрофе, и в строительстве нового общественного строя, ОСНОВАННОГО НА, ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЕ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРАВОВОЙ СВОБОДЕ И "ТВОРЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ", включающей в себя свободу, справедливость и братство.

ЕВРАЗИЙСТВО

Течение общественной мысли, появившееся в Русском зарубежье в начале 20-х гг. XX в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы, особенно поздние - Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. Оформление и прокламирование евразийских взглядов ознаменовалось выходом в 1921 в Софии сборника "ИСХОД К ВОСТОКУ. ПРЕДЧУВСТВИЯ И СВЕРШЕНИЯ. УТВЕРЖДЕНИЕ ЕВРАЗИЙЦЕВ", авторами которого были П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, князь Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский.

1. Евразийство явилось творческой реакцией русского национального сознания на русскую катастрофу. Коммунизм представлялся им как порождение секуляризированной европейской культуры, а на русской почве - как крайнее выражение западничества. Его политическая победа лишь обнаруживала духовное убожество и предвещала неизбежный возврат эпохи веры.

2. Сопротивление коммунизму бесперспективно, если не будет осознана опасность процесса европеизации России и необходимость самобытного пути ее развития, без заимствования чужой культуры. Евразийцы рассматривали Россию как "Евразию", как синтез Европы и Азии с выраженным преобладанием черт последней (степной тип мироощущения в отличие от морского европейского); результатом этого синтеза является некий "третий мир", наделенный чертами, свойственными особому культурному типу.

3. В своем проекте будущего государственного устройства России евразийцы предусматривали однопартийную систему (многопартийность - следствие европейской цивилизации - не подходит к российским, евразийским условиям), федеративное государство под управлением ведущего "отбора", выдвигаемого непосредственно народом. В экономике предполагалось обеспечить гармоничное сочетание коллективной и частной собственности на основе "общего дела". В духовной жизни главная роль отводилась идеологии православия.

СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Составная часть официальной марксистско-ленинской идеологии советского общества в период с октября 1917 по кон. 1980-х гг. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее в значительной степени догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Можно выделить ТРИ ЭТАПА развития советской философии:

- 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

- 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

- 50-е - 80-е гг. - время возрождения самостоятельной советской философии.

В официальном изложении советская философия рассматривалась как состоящая из двух основных частей - диалектического материализма и исторического материализма. К компетенции диалектического материализма относились вопросы онтологии и гносеологии, исторического - учение об обществе и истории.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем - "тектология"); А.Ф. Лосев (история эстетики); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (история философии); Ю. Лотман (общество, философия, история).

ПОСТСОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Это период существования философии в России с 1991 г. до сегодняшнего дня. К его существенным особенностям можно отнести следующее:

• марксистская философия утратила свое официально-лидирующее положение, она более не считается "единственно верной научной философией" и подвергается постоянной критике с самых разных сторон;

• значительно вырос интерес российских философов к самым различным философским идеалистическим учениям (особенно заметен интерес к мистическим учениям);

• весьма активно ведется осмысление всего того философского наследия, которое в советский период по идеологическим причинам было недоступно (печатаются переводы важнейших трудов крупнейших философов Запада и Востока; проводятся конференции и пишутся монографии по феноменологии, экзистенциализму, психоаналитической философии и т.д.);

• обнаружился заметный интерес к постмодернизму и проявился характерный для него "плюрализм" философских учений.

Показать полностью…
12 Мб, 26 октября 2012 в 19:05 - Россия, Москва, НИТУ МИСиС, 2012 г., pptx
Рекомендуемые документы в приложении