Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
ppt

Студенческий документ № 043136 из НИТУ МИСиС

Проблемы сознания

Лекция 2-3.

План лекции

1. Понятие и сущность сознания.

2.Сознание как условие воспроизводства человеческой культуры. Проблема идеального. Сознание и язык.

3. Мозг, психика, интеллект. Природа мышления. Проблема искусственного интеллекта.

• Понятие и сущность сознания.

№1 "Сознание - это понятие в философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень практической активности человека как социального существа; своеобразие этой активности в том, что отражение реальности в форме чувственных или умственных образов предвосхищает практическую деятельность человека, придавая ей целенаправленный характер"

№2 * Сознание - это способность человеческого мозга перерабатывать поступающую информацию, и эта способность и само сознание обусловлено генетически, социально, средой и биологически".

№3 * "Сознание - это интрацеребральная переработка экстрацеребральной информации"

№4

* "Сознание - это индивидуальная

перегруппировка элементов

окружающей среды"

№5

* "Сознание в психологии есть совокупность чувственных и умственных образов для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что Я явлюсь тем, что переживает эти образы"

Для №1 В определении зафиксировано:

* Практическая активность человека как социального существа

* Активность как предвосхищение деятельности в форме идей(образов)

* Целенаправленный характер этой деятельности

Для №2 * Способность перерабатывать информацию (т.е. "выход" и "вход" - человек открыт миру)

* Обусловленность и способностей перерабатывать информацию, и самого человека - генетически, социально, биологически.

Для №3 * Переработка мозгом ( он к этому способен) поступающего извне материала

Для №4

* Совпадает с №3, но упор делается на индивидуальную перегруппировку

Для №5 * Я Внешняя среда

. Отношение моей деятельности и среды как образов моего переживания

Карл Раймунд Поппер

* "У большинства смертных нет ничего в их заблуждающемся мозгу, кроме того, что попало туда через их заблуждающиеся органы чувств"

От того, как "назвали"(определили) сознание

От того, как определим, зависит:

> Как и почему появилось

> Чем обусловлено (Факторы внешние и внутренние)

> Как и почему развивается

> Как "передается"

> В чем выражается

СОЗНАНИЕ - ЭТО

Часть поведения человека, не

касающаяся рефлекторных

форм

Т.е. - сознавать - обладать

способностью к мышлению

Сознание

Заменяет человеку как отсутствующие инстинкты, так и его биологическую "беспомощность"

Происхождение сознания

Монизм:

* идеалистический (Платон)

* материалистический (Фрейд, Энгельс)

Зигмунд Фрейд

Фрейд: отождествление душевной жизни человека

* с сознанием неправомерно, сознательность лишь одно из проявлений психики.

* Сознание - часть многослойной специфической реальности, в которой имеют место и "бессознательное мышление" и "бессознательные желания".

Психика в концепции Фрейда выступает как

* целостная специфическая реальность, отдельные процессы, явления и структуры которой могут быть поняты из нее самой, без отсылки к внешнему миру, как это было принято во всей предшествующей психологии, рассматривающей психические акты как результаты восприятия сознанием внешней реальности, контролируемые им.

* Фрейд отказывался рассматривать психику как "tabula rasa", на которой запечатлевается содержание внешнего мира.

Сознание у Фрейда - элемент более широкой

* системы - психики, или душевной жизни, призванной осуществлять связь психики с внешним миром. Сознание - представитель внешнего мира в психике, выразитель "принципа реальности", но не самая могущественная и способная все проконтролировать инстанция.

* Структурно психику можно представить как взаимодействие "Оно" - бессознательного и "Я" - разумного, ибо значительная часть внутренней жизни человека проходит без участия сознания

Оно" и "Я" имеют разные цели, разные средства выражения,

* "что является причиной конфликта этих двух составляющих (вполне автономных), которые невозможно объяснить средствами разума.

* многие внутренние конфликты человек способен изживать помимо своих сознательно предпринимаемых усилий, на бессознательном уровне, спонтанно, через иллюзорное удовлетворение.

* Здоровому человеку нет необходимости знания всех сложнейших смысловых интерпретаций, осуществляющихся в деятельности бессознательного, и механизмов, через которые бессознательное снимает конфликты.

Незнание опасно лишь в случае патогенных процессов в психике.

* В случае психического нездоровья очень важным становится доведение до сознания причин анормальности реакций и поведения для решения патогенного конфликта.

* психика и в этом случае сама способна решать свои конфликты на бессознательном уровне, не проводя причины конфликта через сознание: человек бежит от мира, с которым не имеет сил справиться.

Овладеть мучительным состоянием возможно при доведении до осознания смысла вытесненного,

* на место "Оно" поставить "Я". Человек страдает от незнания своей организации, огромная связь психологических связей которой закладывается в детстве. Для ребенка многие социальные запреты и установления ощущаются как пришедшие извне, смысл запретов ему не понятен и механизм осуществления этих запретов покоится на страхе.

* Концепция реализации механизма запретов выстроена Фрейдом таким образом, что генезис неврозов рассматривается им в плане антропогенеза. Человек как культурное существо начинается с самозапрета, с отказа от удовлетворения некоторых своих желаний.

* Проблема антропогенеза как вхождение людей в культуру в этом случае решается каждым новым поколением, семьей, и каждым отдельным представителем человеческого рода.

Карл Густав Юнг

* Как известно, существуют определенные воззрения, согласно которым все психическое ограничивается сознанием, ибо оно, по существу, тождественно психике. Я не считаю этот аргумент достаточным. Раз мы допускаем, что нечто существует за пределами нашей чувственной перцепции, то вправе говорить и о психических элементах, узнать о существовании которых мы можем только косвенно.

Фрейд (пишет Юнг)

* наши сознательные намерения и действия часто срываются бессознательными процессами, само существование которых оказывается для нас всегда полной неожиданностью. Мы допускаем оговорки и описки, бессознательно делаем такие вещи, которые выдают наши самые оберегаемые секреты, иногда неизвестные даже нам самим.

Бессознательное составляет часть

* души. Все виды активности, обычно имеющие место в сознании, могут также осуществляться и в бессознательном.

* Много раз я был свидетелем того, как не мыслимые сознательно мысли и не переживаемые сознательно чувства днем позже появлялись в сновидениях и, таким образом, окольным путем достигали сознания. Сновидение как таковое, несомненно, является содержанием сознания, иначе оно не могло бы быть объектом непосредственного опыта.

Сновидение относится к

* нормальным содержаниям души и может рассматриваться в качестве равнодействующей бессознательных процессов, вторгающейся в сознание.

* Файл ЮНГ

Фридрих Энгельс

Роль труда в процессе превращения

обезьяны в человека

* Много сотен тысячелетий тому назад, в еще не поддающийся точному определению промежуток времени того периода в развитии Земли, который геологи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила где-то в жарком поясе - по всей вероятности, на обширном материке, ныне погруженном на дно Индийского океана, - необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян.

Дарвин дал нам приблизительное

* описание этих наших предков. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях.

* Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку.

Этим был сделан

* решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

* Все существующие еще ныне человекообразные обезьяны могут стоять прямо и передвигаться на одних только ногах, но лишь в случае крайней необходимости и в высшей степени неуклюже.

Если прямой походке у

* наших волосатых предков суждено было стать сначала правилом, а потом и необходимостью, то это предполагает, что на долю рук тем временем доставалось все больше и больше других видов деятельности. Уже и у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами.

Поэтому те операции,

* к которым наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми.

Прежде чем первый кремень при помощи

* человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным.

* Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Только благодаря труду, благодаря

* приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства.

Развитие труда по необходимости

* способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу.

Потребность создала себе свой

* орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим.

Сначала труд, а затем и вместе с ним

* членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств.

Подобно тому как постепенное

* развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности.

Развитие мозга и подчиненных ему чувств,

* все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого.

Происхождение сознания

* Дуализм: психофизиологический параллелизм (от Декарта)

Наталья Бехтерева

* Требования, которые предъявляют земные условия к мозгу, во много раз ниже, чем его возможности, что оставляет открытым вопрос об эволюции или говорит о инопланетном происхождении человека

Детерминировано сознание:

* Только биологически Фрейд

* Только социально Маркс

* Био-социально Юнг

Сознание

• Сознание есть мозг

• Сознание есть часть тела

Или: каковы отношения между мышлением и мозгом

Сознание как условие воспроизводства человеческой культуры. Проблема идеального. Сознание и язык.

* Сознание - центральное понятие психики и все сознательные состояния всегда обладают содержанием: "Что я осознаю".

* Сознательным ментальным состояниям и процессам присуща особая черта, которой не обладают другие естественные феномены, а именно субъективность

Как раз эта черта сознание делает его изучение не поддающимся общепринятым методам биологического и психологического исследования, и наиболее загадочным для философского анализа

Любое состояние сознания всегда

* есть чье-то состояние сознания, отличающееся особым отношением к моему сознанию и состоянию сознания других людей

* Мое сознание всегда интенционально, делает информацию о мире, всегда связана с моей особой точкой зрения

Мир сам по себе не имеет точки зрения, но мой доступ к миру с помощью сознательных состояний всегда осуществляется с моей точки зрения

Субъективность сознания

* Всегда делает его невидимым: мы не можем добраться до реальности сознания, тем же путем, каким, используя сознание, мы способны добраться до реальности других феноменов

* Нам сложно это понять, так как мы выросли с идеей, что изначальная реальность должна быть абсолютно объективной и что наша идея наблюдаемой реальности предполагает понятие наблюдения - субъективное, и не могущее стать объективным

Сознание служит для того,

* Чтобы организовать определенный набор взаимоотношений между организмом и его окружением и собственными состояниями, и такая форма организации могла бы быть описана как "репрезентация"

* Благодаря сенсорам, организм получает сознательную информацию относительно внешнего мира

Он слышит звуки вблизи себя,

* Видит объекты и положения дел в своем поле зрения.

* В дополнение к своему сознательному сенсорному опыту организм так же будет иметь специфический опыт действий - бежать, есть, бороться

* Эти формы сознания не предназначены для получения информации о мире, скорее, это случаи, когда сознание дает возможность организму самому действовать на мир

Селекционное преимущество сознания:

* Сознание дает нам значительно больше возможности для установления различий, чем это могли бы сделать бессознательные механизмы (гибкость, чувствительность и креативность)

Сознание организма специфически

* Отражало строение окружающей среды: чем сложнее организм, тем сильнее должен усложняться организм - адаптация и опосредованность отношений

* Образовывалась нервная система как регуляция жизнедеятельности организма

Психика

* Делает возможной эффективную целенаправленную деятельность организма в сложной окружающей среде

* Восприятие организмом мира, его "дробление" на значимые с его точки зрения части, зависит от того, что ему нужно в этой среде; каковы его цели, что он уже имеет использовать

Основой развития психики

* Является развитие нервной системы, связанной с формированием иерархии целей

* У животных нервная деятельность как необходимость "решать" биологические задачи: еда, защита, размножение

* И только на уровне высших животных появляется целенаправленная деятельность, по большей части под- и бес- сознательная

* Деятельность человека еще сложнее - за счет своей социальности - строение сознания отражает социальное отражение

Язык как необходимость

* Для совместной деятельности и выражает абстрагируемые отношения со средой

* Поведение животных - непосредственные ответы на внешнее раздражение, их действия определяются окружающими условиями. Даже приобретая опыт, животные не способны изменить поведение и потому зависят от непосредственных раздражителей

Сложность человеческого поведения (самопроизвольность)

* Возникает вследствие внутренних процессов, происходящих в человеке, и не есть результат непосредственных воздействий внешних раздражителей: эти действия выучены - результат индивидуального опыта, приспособление поведения к удовлетворению наших нужд и желаний в разнообразных условиях существования

Почти все человеческие действия

* есть результат поведения, генетически фиксированные формы поведения (рефлексы) играют у человека подчиненную роль

* И поэтому человеческие поступки как социальный продукт варьируется в разных сообществах

Элементы научения

* в поведении человека связаны с огромной массовой мозговой ткани, не находящейся под непосредственным влиянием импульсов со стороны органов чувств

* Мозговая масса не содержит наследственно детерминированных структурных образований, обусловлавливающих определенные вполне формы поведения

Поэтому человек обладает нервным потенциалом,

* Позволяющим развить такие сложные формы поведения, как речь.

* Недавние опыты показали, что условия, в которых протекало детство, сказываются на его дальнейшем поведении

* Научение касается не только интеллектуального развития, эмоций и общественного сознания

поведение

Речь и письменность:

* общая деятельность по обмену навыками и знаниями и уменьшение зависимости от природы в пользу возможностей разума

* " без раздражения (без мозга) сознание существовать не может, а без поведения его нельзя распознать"

Язык, расчленяет окружающий человека мир для возможности его восприятия

* Чем сложнее и абстрактнее грамматика и богаче словарь, тем СЛОЖНЕЕ выглядит окружающий мир

* Необходимость сохранения знаний(опыта) привела к возникновению письменного языка

* Человек знает и обозначает вербально столько, сколько ему нужно для жизни

Человеческое мышление

* Осуществляется в образах и понятиях, которые объективируется через знаки

* Язык письменный или устный, есть способ передачи информации или опыта

* Язык состоит из знаков, предметов, несущих информацию о другом предмете

* Язык является средством выражения мысли о предмете

* Знак обозначает предмет, в котором слово - единство двух сигнальных систем

С появлением речи восприятие

* Стало предметным, словесным м абстрактным

* Слово - главный фактор воспитания и обучения

* Знак - это способ кодирования, хранения и передачи информации, знак обозначает предмет

* Язык - система знаков, имеющих значение, где знак выступает материальным средством отображения значения. Знак идеален

* Мы видим не только глазами, но и мозгом и культурой, и уже на донаучной стадии предметная действительность - продукт сложной субъективной деятельности

Знак

Сознание

* на протяжении всей жизни зависит от сенсорной информации, оно не индивидуально, а обусловлено всей культурой

На сознание влияют следующие

факторы

В сознании

* Биологическое: реакция организма на среду, способность органов чувств воспринимать окружающий мир чувствами и воспроизводить его, способность говорить (анатомическое строение)

* Социальное: отсутствие биологических программ, замена на социальное (научение), хранение, накопление и передача информации, фиксация информации в речи, язык грамматически и стилистически оформленный, расчленяющий мир, организующий и описывающий его

* Генетические: способности, зависящие от генетических особенностей, передаются детям (рекомбинации)

* Средовые - Способность индивида растворяться в среде или противостоять ей

Хотя наследственные регуляторы

* Лежат в основе деятельности мозга, но характер взаимодействия механизмов не наследуется

* Человек способен научиться говорить, но это говорение зависит от притока сенсорной информации

* Мозг ребенка не изобретает язык, он даже его не выбирает

* Язык - одна из решающих предпосылок возникновения и развития сознания и интеллектуальных способностей человека

Человеческое мышление

* Осуществляется в образах и понятиях, а объективируется через знак (информация о предмете - обозначает предмет)

* Речь - форма мышления, при которой восприятие становится предметным, память - логической

* Само мышление становится словесным и абстрактным

Познавательная деятельность

* человека невозможна без знаков, которые являются материальными носителями информации.

* Под знаком обычно подразумевают чувственно-воспринимаемый предмет (звук, рисунок и т.п.), который в процессе познания используется для хранения, преобразования и передачи информации.

Знак - это предмет, который выступает не объектом познания, а его средством

Информация, которая

* закрепляется в знаке, составляет его значение. Знак и значение неотделимы, нет знака без значения, но и не может существовать значение, которое не закреплено никаким знаком.

* Слово - знак, которым обозначаются предметы действительности, имеющие свои особенности.

Человек делается способным

* мысленно представлять реальную и воображаемую действительность, контролировать свое состояние, управлять собой

* "Любовь"

"Связь" * знака и предмета является произвольной или случайной и для предмета и знака, она не обусловлена их природой, предмет не определяет знака, а знак предмета: эта связь возникает в обществе и в каждом отдельном случае обусловлена конкретными причинами.

Связь * между знаком и предметом осуществляется через значение, природа которого истолковывается различным образом.

* Язык как система знаков, имеющих значение, характеризуется наличием знаков, неотделимых от своего значения, это единство образует замкнутую и самостоятельную систему, имеющую свои законы, правила и формы связи.

Процесс растворения ртутью золота.

Философский Камень

Человек появился на Земле

* Как очередной вид, подчиняющийся большинству биологических законов и целиком зависел от нее

* Человек возник сразу как сообщество, говорящее и живущее группами

* Включенность человека в общество привела к сдвигам с генетических форм наследственности на социальные:

ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Преимущество человека в его физических слабостях,

* которые компенсировались мозгом, способным к обучению и самосовершенствованию

* Первые проблески разума связаны с борьбой человека с природой: от собирательства к охоте, затем к земледелию и скотоводству

* Следующая стадия развития сознания: врачевание и обучение, речь и письменность

* В результате человек оказался самым адаптирующимся животным, способным осознавать свои поступки, а не живой организм, отвечающий реакцией на сенсорные раздражители

* Мозг - материальный объект, состоящий из различных химических соединений и структурно состоящий из нейронов, проводящих путей и синапсов

Мозг и сознание

* Связаны односторонне - без мозга нет сознания

* Сознание нематериально и есть функциональная сущность мозга

* Изучение сознания идет через динамические проявления: поведение мозга отличается от поведения других органов зависимостью от внегенетических факторов

* Сознание обязательно связано с раздражением, поведением и мозгом. Без раздражения (или без мозга) сознание существовать не может, а без поведения его нельзя распознать.

Поскольку сознание с момента рождения и на протяжении

* всей жизни человека всецело зависит от притока сенсорной информации, его можно определить как переработку в мозгу поступающей информации. При этом центр тяжести переносится на выяснение происхождения, приема, передачи, хранения, мобилизации и последствий этой информации.

Сознание по своей природе не индивидуально, а обусловлено культурой.

Мозг - это материальный объект,

* расположенный внутри черепа, который можно осмотреть, потрогать, взвесить и измерить. Он состоит из различных химических соединений, которые можно исследовать. Его структурными элементами служат нейроны, синапсы и проводящие пути, которые при соответствующем увеличении можно изучать непосредственно.

Чтобы функционировать, мозг

* должен быть живым, т.е. нейроны должны потреблять кислород, в них должен происходить перенос веществ через мембраны и поддерживаться состояние электрической поляризации, прерываемое короткими периодами деполяризации.

По своей природе мозг - это химико-физический объект.

* который обладает многими сложными функциями, зависящими от генетических факторов и окружающей среды.

* Некоторые функции рассматриваются как психические процессы, а разного рода химические, тепловые и электрические процессы обслуживают его физиологические потребности, не связанные с сознанием.

Одна из особенностей мозга в том,

* что о нем можно говорить в статических и материальных терминах, по крайней мере о его морфологии, цитологии и химических свойствах, которые можно рассматривать отдельно.

* С другой стороны, сознание - это функциональная сущность, которую нельзя хранить в формалине или изучать под микроскопом.

Сознание не автономно, и для того,

* чтобы нормально функционировать, мозг должен непрерывно принимать сигналы, поступающие из внешней среды, и постоянно обмениваться с ней информацией. Термин "сознание" - это краткое обозначение плохо очерченной группы психических процессов.

Сознание нельзя потрогать,

* оно связано с физиологией мозга. Сознание невозможно увидеть, и только такое его динамическое проявление, как поведение, доступно наблюдению.

* Такие психически функции, как речь, понимание и способность решать задачи, не только пользуются различной сенсорной информацией и по-разному проявляются в поведении, но и связаны с различными структурами и механизмами мозга.

Даже в пределах какой-либо одной

* психической функции может наблюдаться значительная анатомическая и физиологическая дифференциация (например, нарушения понимания речи иногда затрагивают только письмо или, наоборот, только разговорную речь).

* Одна из основных трудностей при попытках дать определение сознанию заключается в том, что мы стремимся подвести общий знаменатель под все его функции, настаивая на сходстве явлений, которые принципиально различны.

Еще одна сложность состоит в том,

* что сознание динамично, мы не можем вынуть мозг, чтобы изучить сознание, так как оно исчезнет. Динамизм психических процессов и зависимость психических процессов от времени отражают трудноуловимые и постоянно меняющиеся свойства сознания.

Сознание характеризуется

* наличием многих разнородных функций, причем многие из них существуют уже при рождении, хотя и в зачаточной форме: возможность образования в этом возрасте простых условно рефлекторных функций.

Были предложены четыре условия, наличие которых необходимо для того, чтобы признать существование разумного поведения у любого организма:

* наличие функционирующей коры головного мозга

* наличие функционирующих дистантных рецепторов

* вертикальное положение тела

* наличие заместительного или символического поведения.

Исследования за новорожденными

* показывают, что они начинают следить глазами за движущимися световыми пятнами через две недели после рождения. Выработка условных рефлексов на звук удавалась только на втором месяце жизни.

До своего появления на свет

* Человек лишен зрительных, слуховых, обонятельных и вкусовых ощущений

* Чтобы функционировать, сознанию необходимо принимать сигналы из внешней среды

* Регуляторные механизмы мозга наследуются, но характер взаимодействий не наследуется

Интеллект объединяет все системы познания:

* Опыт и систему эндогенной регуляции (источник внутренних психических операций)

* 80%-90% нейронов образуются после рождения, на структурные связи и количество нейронов влияет сенсорная информация

* В процессе развития мозг как бы поглощает внешнюю среду и использует ее в качестве структурного элемента для построения нейронов

* деятельность мозга зависит от разветвленности нейронов, а не от массы мозга

Большинство нейрофизиологов

* считают, что у новорожденных функции коры отсутствуют. После рождения наступает переходный период, во время которого кора мозга начинает функционировать, а затем ее активность постепенно возрастает до тех пор, пока не установится реципрокная (возвращающаяся, взаимная) функциональная связь с остальными отделами мозга.

Обилие и разнообразие сенсорных воздействий на ранних стадиях

* жизни облегчает последующее обучение. Экспериментальные исследование на крысах показали, что если часть крыс одного помета поместить на 8 дней в богатую, а другую часть в бедную воздействиями среду, то у первых будет наблюдаться значительное увеличение:

* веса коры головного мозга

* общей активности ацетилхолинтеразы (ферменты, участвуют в передаче сигнала синапсов). во всех отделах головного мозга

* общей активности холингестэразы в коре

* толщины и васкуляризации (формирования) коры мозга.

Кахал: деятельность мозга зависит

* от разветвленности нейронов головного мозга. Общая масса мозга менее важна для обмена информацией, чем его внутренняя организация и богатство связей. Значение имеет качество структуры, но не объем или масса.

Если бы человеческое существо

* могло на протяжении нескольких лет расти физически при полном отсутствии сенсорных раздражений, то можно было бы точно установить, зависит ли появление сознания от негенетических, экстрацеребральных факторов.

Дельгадо: Я могу представить себе,

* что такое существо было бы полностью лишено психических функций. Мозг его был пуст и лишен мыслей; оно не обладало бы памятью и было бы неспособно понимать, что происходит вокруг.

Созревая физически, оно оставалось бы

* интеллектуально столь же примитивным, как и в день своего рождения.

* Известно, что у людей, лишенных в течение нескольких лет какого-либо органа чувств, наблюдается выпадение интеллектуальных функций, связанных с этим органом, который должен перерабатывать, оценивать и передавать дальше поступающую информацию.

Мозг

* Необходим для познания, необученный мозг недостаточен для мышления

* Мышление - это полное и всестороннее восстановление объекта, исходя из чувственных данных, возникающих в результате воздействия человека на объект знания

* Мышление - это рефлекторная, хотя и специфическая деятельность мозга по решению задач, встающих перед человеком

Процесс мышления

* Есть одновременно движение знания в нем: взаимодействие человека с объектом

* Расчленение мира, выделение в нем существенных черт и затем мысленное воссоздание целой картины

* Решающим фактором в развитии сознания стал язык, средство выражения мысли о предмете

Человек обладает двойственной

природой, биологической и социальной

И отличается от животного следующим:

* Животное не производит, человек производит

* Животное строит сообразно мерке и потребности своего вида, человек по мерке любого вида и законам красоты

* Животное действует в соответствии с физической потребностью, человек - с человеческими потребностями

* Животное действует утилитарно, человек универсально

* Животное тождественно своей деятельности, человек делает свою жизнедеятельность своим предметом, достигая самодеятельности

Животные осуществляют

* Орудийную деятельность, содержащую в себе элементы целеполагания, но опыт не аккумулируется и не передается от поколения к поколению, развития животных не происходит

Проблема искусственного интеллекта

Моделируем:

* Решение задач

* Мыслительные процессы

* Осознанные действия человека

Машину строим:

* Как и от чего зависит решение задач

* Машина решает задачу или задает ее

* Следующие задачи откуда берутся

Показать полностью…
3 Мб, 22 марта 2012 в 18:46 - Россия, Москва, НИТУ МИСиС, 2012 г., ppt
Рекомендуемые документы в приложении