Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 043150 из НИТУ МИСиС

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.А. УГАРОВА

(филиал) федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального

образования "Национальный исследовательский

технологический университет "МИСиС"

Кафедра экономики и менеджмента

Заякина И.А., Гриднева Г.И., Демина В.В.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Методические указания к выполнению домашних заданий для студентов, обучающихся по направлению

080200 "Менеджмент"

для всех форм обучения

Одобрено редакционно-издательским

советом института

Старый Оскол

2012 УДК: 33

ББК: 65.

Рецензент:

доцент, к.э.н. Ченцова Е.П.

Заякина И.А., Гриднева Г.И., Демина В.В.

Институциональная экономика. Методические указания к

выполнению домашних заданий. Старый Оскол. СТИ НИТУ МИСиС. 2012. - 44 с.

Методические указания к выполнению домашних заданий для студентов, обучающихся по направлению

080200 "Менеджмент"

для всех форм обучения

(c) СТИ НИТУ МИСиС

(c) Заякина И.А., Гриднева Г.И., Демина В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Цели освоения дисциплины 4

2 Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО 4

3 Компетентности обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4

4 Требования к конечным результатам обучения по дисциплине 6

5 Требования к оформлению домашних заданий 8

6 Домашнее задание №1 19

7 Домашнее задание №2 22

8 Домашнее задание №3 23

Приложения 40

1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Научить оперировать экономической терминологией, анализировать экономическую информацию и давать научное объяснение экономическим явлениям и процессам; получить навыки решения экономических задач, формулировки самостоятельных выводов и предложений, а также практических умений моделировать и прогнозировать поведение экономических субъектов в определенных институциональных рамках.

2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина "Институциональная экономика" входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть)

Данная дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных студентами в рамках следующих курсов: "Математика", "Статистика". "Микроэкономика", "Макроэкономика", "История экономических учений", "Теория менеджмента".

Компетенции, приобретенные студентами в курсе "Институциональная экономика" должны быть использованы во всех последующих дисциплинах при анализе текущей хозяйственной практики.

3 КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п ООП Содержание компетентности ООП код направления код компетентности 1 080200 ОК.1 владение культурой мышления; способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения 2 080200 ОК.5 способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 3 080200 ОК.9 способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, целенаправленно применять базовые знания в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности 4 080200 ОК.11 способность понимать закономерности исторического процесса, социальные и культурные различия, проявлять гражданственность и высокую общую культуру в общении на всех уровнях, анализировать политические события и ответственно участвовать в политической жизни 5 080200 ПК.1 знает основные этапы эволюции управленческой мысли 6 080200 ПК.27 Знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли

4 ТРЕБОВАНИЯ К КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

№ п/п Результат обучения

(частные компетенции) Коды учебных занятий Код соответствующей компетентности по ООП Код результата обучения по ООП 080200 080200 умения 1 определять формы собственности в институциональной экономике, классифицировать внешние эффекты Л 1,

ПЗ 1 ОК.1,

ПК.1 02.09.01 2 проводить количественный анализ трансакционных издержек Л 2

П 2 ОК.9 02.09.02 3 применять существующие способы защиты прав собственности Л 3,

ПЗ 3 ОК.5 02.09.03 4 составлять различные виды контрактов Л 4

ПЗ 4 ОК.5 02.09.04 5 применять способы защиты интересов инвесторов Л 5

ПЗ 5 ОК.5 02.09.05 6 проводить сравнительный

анализ предпосылок неоклассической и институциональной модели рынка труда Л 6

ПЗ 6 ПК 1

ПК.27 02.09.06 7 использовать знания по организации малого бизнеса в практическом деятельности Л 7

ПЗ 7 ОК.9 02.09.07 8 проводить сравнительный анализ субъектов инноваций Л 8

ПЗ 8 ПК.27 02.09.08 навыки 9 анализ ситуаций и решение задач с применением институционального подхода ДЗ 1-3 ПК.27 02.09.09 10 понимать закономерности исторического процесса, социальные и культурные различия, проявлять гражданственность и высокую общую культуру в общении на всех уровнях, анализировать политические события и ответственно участвовать в политической жизни ДЗ 1-2 ОК.11 02.09.010 В результате освоения дисциплины "Институциональная экономика" обучающиеся должны:

знать:

-категории, концепции, предмет и ключевые темы институциональной экономики;

-метод институционального анализа и его отличие от неоклассического подхода;

-основные методы институциональной политики государства;

-ведущих представителей институциональной экономики и их работы.

уметь:

-отличать институциональный подход от других подходов;

-выделять разные направления внутри институционализма;

-сравнивать различные институциональные структуры;

-пользоваться институциональным анализом.

владеть:

-анализом конкретных, в том числе нестандартных ситуаций в экономике;

-исследованием и оценкой функционирования рынков, фирм и государства.

5 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Студенты заочного и заочного сокращенного отделения выполняют три домашних задания. Номера домашних заданий указывает преподаватель. Домашние задания №1 и №2 выполняются в виде рефератов. Домашнее задание №3 предполагает нахождение правильных ответов на тесты. Студенты дневного и дневного сокращенного отделения выполняют два домашних задания в виде рефератов, а третью контрольную в виде тестов. Темы рефератов указывает преподаватель

Домашние задания представляют собой реферат. Рекомендуемый объем реферата - 15 страниц. Темы рефератов определяет преподаватель. Студент может предложить свою тему, согласовать ее с преподавателем, ведущим практические занятия, или лектором и получить у него необходимые методические рекомендации.

Структура реферата:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- 2 - 3 раздела;

- заключение;

- список использованных источников.

Пример оформления содержания представлен в приложении А.

На титульном листе указываются: полное название учебного заведения, полное название кафедры (кафедра экономики и менеджмента), название дисциплины, тема контрольной работы, группа, фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество преподавателя, год выполнения (приложение Б).

Во введении необходимо обосновать актуальность и цель выбранной темы реферата, ее теоретическое и практическое значение, дать обзор литературы, нормативных документов, т.е. необходимо изложить, как данная проблема представлена в современной литературе.

В основной части реферата раскрывается суть выбранной темы. Студент должен выразить свое отношение к экономическим причинам, обусловившим реальное состояние изучаемого явления, выделить положительное, определить недостатки и методы их преодоления.

По ходу изложения текста необходимо делать сноски на используемые источники.

В заключении излагаются основные выводы, даются практические рекомендации, которые будут способствовать положительному решению изучаемой проблемы.

Работа выполняется на одной стороне листа А4 (210 ? 297 мм) белой бумаги с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - по 20 мм, левое - 20 мм, правое - 10 мм.

Текст готовится и распечатывается (на одной стороне листа) на компьютере. Рекомендуемый шрифт "Times New Roman", кегль 14, межстрочный интервал - полуторный, цвет шрифта - черный; абзац - 1,25 см., расстановка переносов - автоматическая, форматирование основного текста, ссылок и сносок - в параметре "по ширине".

Каждый раздел начинается с новой страницы. Наименование структурных элементов "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ", заголовки разделов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами не подчеркивая. Эти обязательные структурные элементы допускается выделять полужирным шрифтом.

Оформлять заголовки разделов необходимо следующим образом:

в содержании: 1 Анализ организационной структуры предприятия .....

в тексте: 1 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ . . . . .

Оформлять заголовки подразделов необходимо следующим образом:

в содержании: 1.1 Характеристика организационной . . .

в тексте - 1.1 Х а р а к т е р и с т и к а о р г. . . . .

После любого заголовка должен следовать текст, а не рисунок, формула, таблица или новая страница. Переносы в словах, вынесенных в заголовок, не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть два интервала.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют внизу страницы по центру листа в пределах рабочего поля. Титульный лист, содержание включаются в общую нумерацию, но номера страниц на них не проставляются. Нумерация проставляется с "Введения".

3.2. Оформление формул, иллюстраций, таблиц, приложений, примечаний, сносок

Уравнения и формулы

Уравнения и формулы следует выделять в отдельную строку по центру текста поля, отделяя от него свободными строками (сверху и снизу). Если формула не умещается в одну строку, она должна быть перенесена после математических знаков (-), (+), (x), (=), причем знак, на котором делается перенос формулы, пишется дважды: в конце первой и начале следующей строки.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия и без абзаца, а единицу измерения приводят в сокращенном виде через запятую. После пояснения каждого символа ставится точка с запятой, за исключением последнего, где ставится точка, например:

V = P*Q, (3.11)

где V - объем продаж, р.;

Р - цена товара, р./шт.;

Q - количество проданного товара, шт.

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего текста арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - в формуле (1).

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Все иллюстрации именуются рисунками. Название рисунка помещают под изображением посередине строки (форматирование на компьютере по центру), рисунки нумеруют арабскими цифрами в соответствии с порядком обращения к ним в тексте сквозной нумерацией: Рисунок 1 - ...(далее тематическое название рисунка с заглавной буквы). Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. Если иллюстрация в работе одна, то она не нумеруется.

Рисунок 1 - Сегментация рынка по объёмам продаж хлебобулочных изделий

Иллюстрации, значительные по объему (занимающие более одной страницы текста), целесообразно приводить в приложениях. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, Рисунок А.3 - ). Подписи на рисунках размещают горизонтально.

Если иллюстративный материал позаимствован, надо приводить библиографическую ссылку к тексту иллюстрации или к ее названию.

Таблицы

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников.

Все заголовки в отдельных графах таблицы следует писать кратко и понятно, не допуская сокращений отдельных слов. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста или в пределах раздела. Название таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (Таблица 2 - ...(далее тематическое название таблицы с заглавной буквы), ... Таблица 3.5 - ...(далее тематическое название таблицы с заглавной буквы). Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, Таблица В.1 - ).

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово "Таблица" и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово "Продолжение" и указывают номер таблицы, например: "Продолжение таблицы 1". При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

В качестве примера приведен вариант оформления таблицы 3.2, т. е. второй таблицы из третьего раздела, расположенной на двух страницах (при условии, что на одной странице она не умещается).

Таблица 3.2 - Процентные ставки по вкладам (на 1.03.2009 г.)

Банк РУБЛИ, ставки по вкладам, % 1 мес. 3

мес. 6 мес. 12

мес. 1,5 года 2 года БИНБАНК 12,0 14,30 15,30 17,00 16,25 16,2 Альфа-Банк - 11,80 12,00 14,00 13,40 13,8 Банк Москвы - 6,50 9,00 12,00 12,50 11,7 Балтийский

Банк 9,0 13,00 13,60 14,10 14,50 15,0

Включать в таблицу отдельную графу "Единицы измерения" не допускается. Если все параметры в таблице имеют одинаковую размерность, то сокращенное наименование единицы измерения помещают над таблицей в конце заголовка. Единицу измерения, общую для всех данных в строке, указывают в соответствующей строке после наименования показателя и отделяют от него запятой. Единицу измерения, общую для всех строк данной графы, указывают в заголовках и подзаголовках соответствующих граф, помещая после их наименования и отделяя запятой. Рекомендуемый шрифт в тексте таблицы "Times New Roman", кегль 12, межстрочный интервал - одинарный.

Приложения

Приложения помещают за списком использованных источников в порядке упоминания их в основном тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху по её центру слова "Приложение". Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Каждое приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Если в одно приложение входит несколько логически связанных структурных элементов, например, ряд таблиц или рисунков, то в пределах данного (т.е. одного) приложения они должны быть пронумерованы (например, "Таблица 1", "Таблица 2" или "Рис. 1", "Рис. 2"). При этом каждая таблица должна иметь свой заголовок, а рисунок - свое наименование. Общий заголовок приложения в данном случае может отсутствовать.

При оформлении материалов приложений допускается использовать шрифты разной гарнитуры и размера.

Законченная и оформленная выпускная бакалаврская работа должна быть подписана автором на последней странице основного текста с указанием даты завершения в Приложении К и сдана на кафедру.

Ссылки

В тексте работы обязательно делаются ссылки на таблицу или рисунок, которые могут быть оформлены одним из возможных способов:

-"На рисунке 2.1 представлен график, который иллюстрирует ..."

- "В таблице 3.8 отражены результаты экспертного опроса, которые показывают ..."

- "Как следует из диаграммы (рисунок 2.3)..."

Обязательными являются также ссылки на списки использованных источников. Их необходимо приводить при цитировании материала, заимствовании цифровых данных и прочее Ссылка оформляется с указанием номера источника по списку используемой литературы, приводимого в квадратных скобках.

Например, "как отмечает В. Иванов [3], основным фактором конкуренции на российском рынке является...".

При необходимости может быть указан номер страницы и номер пункта в источнике, например: [3, стр. 157], [4, п. 1.8]. Если на одной странице имеется несколько ссылок на один и тот же источник, то его полное описание дают только в первой сноске, а в остальных пишут слово "Так же" и указывают номер страницы в источнике.

Список использованных источников

В список использованных источников включаются только те источники, которые непосредственно изучались при написании работы. На каждый источник, указанный в списке литературы, должна быть ссылка в тексте.

Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления"

Библиографический список должен содержать не менее 10 наименований использованной литературы, включая законы, указы, журнальные статьи. Список использованных источников целесообразно приводить в следующем порядке:

- Конституция Российской Федерации (РФ), кодексы РФ;

-федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ;

-постановления федеральных исполнительных органов власти (министерств, ведомств);

-законы местных органов власти и постановления местных исполнительных органов, прочие законодательные акты;

-монографии, учебные пособия;

- периодические издания;

- электронные ресурсы;

- зарубежные литературные источники

Список использованных источников составляется по алфавиту, по фамилии первого автора (если приведено несколько работ одного автора, то они располагаются по годам написания).

Требования к оформлению списка использованных источников

Нормативно-правовые источники

1.Конституция Российской Федерации [Текст]. - М. Приор, 2001. - 32с.

2.Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" [Текст] от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (редакция от 02.02.2006 г.)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2001 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 25 июля 2003 г.) // Справочная правовая система "Консультант Плюс". Разд. "Законодательство". Информ. банк "Версия Проф".

Монографии, учебные пособия

1. Афанасьев, Л. Л. Единая транспортная система и автомобильные перевозки [Текст]: учеб. пособие / Л. Л. Афанасьев - М. : Транспорт( 2008 - 333 с.

2.Донец, Л.И., Экономические риски и методы их измерения [Текст] / Л.И.Донец. - К.: Центр научной литературы, 2006.-312 с.

Периодические издания

Одного автора

1.Беликова, Т. Н. Бухгалтерский учет и отчетность от нуля до баланса [Текст] / Т. Н. Беликова. - СПб. : Питер, 2005. - 256 с. - ISBN 5-469-00776-6.

2.Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления [Текст] : учебно-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2006. - 340 с. - ISBN 5-94798-748-1.

Двух авторов

3.Избачков, Ю. С. Информационные системы [Текст] : учеб.пособие / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 656 с. - ISBN 5-469-00641-7.

4.Ефремов, Н. А. Опыт строительства судов с использованием элементов эксплуатировавшегося флота [Текст] / Н. А. Ефремов, Г. В. Егоров. - М. : [б.и.], 2005. - 23 с.

Трех авторов

5.Благосклонная, Я. В. Современный менеджмент [Текст] / Я. В. Благосклонная, Е. И. Бабенко, А. В. Красильникова. - СПб. : Невский проспект, 2005. - 128 с. - ISBN 5-94371-024-8.

Четырех и более

6. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлов и др. ; под ред. Л. А. Михайлова. - СПб. : Питер, 2005. - 302 с. - ISBN 5-954 723-954-Х.

Электронные ресурсы

1.Статистические данные по итогам деятельности страховых организаций за 2007 г., 2008 г., 2009 г., I квартал 2010 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба страхового надзора. - Режим доступа: http://www.fssn.ru.

2.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rsl.ru/.

Издания на иностранных языках, расположенные по латинскому алфавиту

9.Foundations of Banking Risk: An Overview of Banking, Banking Risk and Risk-Based Banking Regulation / R. Apostolik, C. Donohue, P. Went. - Canada: Wiley Finance, 2009. - 250 p.

10. Harvey W. Rubin, Dictionary of Insurance Terms / Harvey W. Rubin. - 5th edition. - NY: Barron's Educational Series, 2008. - 592 p.

6 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1

Примерные темы рефератов:

1. Основные допущения неоклассической экономической теории и их ограниченность с точки зрения институционализма.

2. Институционализм: основные отличия от неоклассики.

3. Основные направления институциональной экономической теории.

4. Старый институционализм: основные допущения.

5. Неоинституционализм: основные допущения.

6. Эволюционная экономическая теория: основные допущения.

7. Экономика соглашений: основные допущения.

8. Природа, значение и виды трансакционных издержек.

9. Условия существования трансакционных издержек по Уильямсону.

10. Функции институтов в теории трансакционных издержек.

11. Теорема Коуза: определение и экономический смысл.

12. Типы соотношения подсистем в экономике соглашений.

13. Классическая, неоклассическая и отношенческая контрактация: различия и применимость.

14. Функции государства с институциональной точки зрения.

15. Трагедия общей собственности как иллюстрация экономической целесообразности прав собственности.

16. Классификация правомочий А. Оноре как отражение специфики англосаксонской системы права.

17. Контрактное государства и государство-максимизатор монопольной ренты: сравнительный анализ.

18. Классификация подходов к анализу сложной контрактации по О. Уильямсону.

19. Неблагоприятный отбор как проблема предконтрактного оппортунизма.

20. Моральный риск как проблема постконтрактного оппортунизма.

21. Поведенческие предпосылки теории трансакционных издержек по Уильямсону.

22. Модель рынка лимонов как случай предконтрактного оппортунизма.

23. Общий доступ, государственная, коллективная и частная собственность: сравнительный анализ эффективности правовых режимов.

24. Институциональный анализ происхождения и роли денег.

25. Измерение трансакционного сектора в США: основные выводы для экономической теории и политики.

26. Природа, виды и значение институтов-правил.

27. Рыночное, двустороннее и объединенное управление и виды трансакций, оправдывающие их использование

28. Экономическая природа права.

29. Различия юридического и экономического толкования понятия "Право собственности".

30. Дуглас Норт об " институтах" и обществе.

31. Институты и организации: соотношение.

32. Фирма и трансакционные издержки: объясняет Рональд Коуз.

33. Фирма и трансакционные издержки: объясняет Оливер Уильямсон.

34. Фирма и трансакционные издержки: объясняют Д.Норт и Т.Эггертсон.

35. Контракт и его полезность для менеджеров (из объяснений Милгрома и Робертса).

36. Фирма и контракт. Как уберечься от оппортунистического поведения менеджера.

37. Специфика проблем в контрактных отношениях.

38. Постконтрактный оппортунизм и как с ним бороться: моральный риск и моральная угроза.

39. Права собственности: проблемы гарантий и ответственности.

40. Могут ли права собственности быть эффективными : объясняют Милгром и Робертс.

41. Права собственности: определения и определенность.

42. Проблемы определения правомочий в организациях с различными формами собственности.

43. Контрактное и эксплуататорское государство: сравнительный анализ.

44. Свобода действий менеджеров и социальная ответственность корпораций.

45. Как возникают "институциональные ловушки": примеры российской экономики.

46. Полезность "институциональных ловушек": примеры мировой экономики.

47. "Институциональные ловушки в развивающейся экономике: объясняет Де Сото.

48. Экономические функции контрактного права.

49. Как сегодняшние институты формируют завтрашний мир (на примере России).

50. Модернизация системы образования России с точки зрения институционалистов.

51. "Импортные" институты в российских экономике и праве.

7 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2

Написать реферат, раскрывающий вклад в экономическую науку одного из следующих представителей институционального направления:

1. Т. Веблен

2. У. К. Митчелл

3. Дж. Р. Коммонс

4. К. Поланьи

5. Карл-Август Виттфогель

6. Дж. К. Гэлбрейт

7. Дж. Бьюкенен

8. Ян Тинберген

9. Кеннет Эрроу

10. Гуннар Мюрдаль

11. Герберт Саймон

12. Джеймс Бьюкенен

13. Р. Коуз

14. Г. Беккер

15. Дуглас Норт

16. Роберт Фогель

17. Амартия Сен

18. Джордж Акерлоф

19. Майкл Спенс

20. Джозеф Стиглиц

21. Дэниэл Канеман и др.

8 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №3

Домашнее задание №3 предполагает нахождение ответов на тесты. Студенты заочного отделения отвечают на тесты в соответствии с вариантами на основании таблицы 1.

Таблица 1 - Номера заданий к ДЗ №3

Вариант (последняя цифра в зачетной книжке) номера заданий 0 1 11 21 31 41 1 2 12 22 32 42 2 3 13 23 33 43 3 4 14 24 34 44 4 5 15 25 35 45 5 6 16 26 36 46 6 7 17 27 37 47 7 8 18 28 38 48 8 9 19 29 39 49 9 10 20 30 40 50

1. Являются ли институтом Правила дорожного движения?

Да. Нет. 2. Лицо становится "полным" собственником только тогда, когда оно располагает возможностью:

а) извлекать полезность из блага;

б) распределять доступ к благу;

в) исключать других из доступа к благу;

г) не допускать вредного для других использования блага.

3. Выберите из приведенного ниже ряда те институциональные рамки, которые подпадают под определение соглашения:

A. При грозе не находиться вблизи высоких деревьев.

Б. Поведение за столом.

B. Потерявшись в лесу, первым делом сориентироваться на север по мху или другим приметам.

Г. Поведение в общественных местах.

4. Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену?

Да. Нет.

5. Являются ли иллюстрацией нормы эмпатии требования, которые обычно предъявляет студентам преподаватель?

Да. Нет. 6. Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты"?

A. "Старого" институционализма.

Б. "Новой" институциональной экономики.

B. Неоинституциональной экономики

7. Представителей какого направления институциональной теории однозначно не будет интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к очередному семинару по институциональной экономике: "Библиотека была закрыта, в другой библиотеке нужной книги не оказалось, и вообще у нас на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа, к которым тоже нужно готовиться"?

А. "Старого" институционализма.

Б. "Новой" институциональной экономики.

В. Неоинституциональной экономики.

8. С точки зрения какой теории нормы Гражданского кодекса РФ не имеют рациональной природы?

А. Теории общественного выбора.

Б. Теории соглашений

9. Нормами какого соглашения регулируется поведение одного из героев романа Г. Маркеса "Сто лет одиночества": "Хосе Аркадио Буэндиа с головой погрузился в свои опыты и проводил их с риском для жизни. Стараясь доказать, что лупу можно с пользой применить против неприятельских войск, он подвергнул воздействию сосредоточенных солнечных лучей свое тело и получил ожоги, которые превратились в язвы и долго не заживали. Он уже готов был поджечь свой дом, но жена решительно воспротивилась столь опасной затее"?

A. Традиционного.

Б. Экологического.

B. Творческой деятельности.

Г. Гражданского.

10. Деятельность профсоюза включает в себя элементы следующих соглашений: гражданского, рыночного, индустриального и традиционного. О каком варианте соотношения соглашений идет речь в данном случае?

A. Компромисс.

Б. Касание.

B. Экспансия.

Г. Может ли неграмотный человек действовать рационально?

Да. Нет. 11. Всегда ли существует равновесие по Штакельбергу?

Да. Нет.

12. Предположим, в игре существует два равновесных по Нэшу исхода. О какой проблеме идет речь?

A. Совместимости.

Б. Координации.

B. Справедливости.

Г. Кооперации.

13. Возможна ли ситуация, в которой игроки имеют доминирующие стратегии и, следовательно, существует равновесие доминирующих стратегий, а равновесие по Нэшу отсутствует?

Да. Нет.

14. Без следования какой норме не может обойтись игрок при достижении равновесного по Штакельбергу исхода?

A. Норме доверия.

Б. Норме эмпатии.

B. Норме утилитаризма.

15. Какую норму конституции командной экономики иллюстрирует следующий отрывок из книги Л. Троцкого "Что такое СССР?": "Брак по расчету возродился ныне полностью. Квалификация, заработок, должность, количество ромбов на военном мундире приобретают все большее значение, ибо с этим связаны вопросы о туфлях, о шубе, о квартире, о ванной - предел всех мечтаний - об автомобиле. Одна лишь борьба за комнату в Москве

соединяет и разводит ежегодно немалое число пар"?

A. Ценностно-рациональное действие.

Б. Ограниченный и простой утилитаризм.

B. Провозглашаемый легализм.

Г. "Ты - мне, я - тебе".

16. Какое институциональное решение можно предложить для проблемы отказа от данного слова одной из сторон контракта, описанной Макиавелли следующим образом: "Никогда не будет у князя недостатка в законных причинах, чтобы скрасить нарушение обещания"?

A. Заплатить за оппортунизм партнера той же монетой - нарушить обещание раньше, чем он сам.

Б. Использовать норму эмпатии.

B. Выбрать такую форму контракта, чтобы его было выгоднее исполнить, чем нарушить.

Г. Выбрать другого партнера.

17. Спецификация прав собственности на рыбные ресурсы в нейтральных водах Мирового океана приведет при прочих равных условиях:

A. Сначала к увеличению объема рыбных ресурсов, а потом - к уменьшению.

Б. К уменьшению рыбных ресурсов.

B. Никак не скажется на рыбных ресурсах.

Г. К увеличению рыбных ресурсов.

18. Каким правилам игры - рыночным или командной экономики - в большей мере соответствует поведение студента, рассчитывающего сдать сессию на "удовлетворительно", но при этом без особого напряжения?

А. Рыночным.

Б. Командной экономики.

19. "Представим: Пустырь. На одном его краю - карета. На другом - десять человек. Сигнал! - они бегут к карете. Кто же поедет в ней? - тот, кто лучше правит? Нет - тот, кто быстрее бегает. Кто сумел обогнать, растолкать всех; а ездить он может весьма плохо". Неэффективность какого механизма распределения прав собственности иллюстрирует данный отрывок?

A. "Первым пришел - первым воспользовался".

Б. Свободный обмен правомочиями в условиях высоких трансакционных издержек.

B. Отсутствие каких бы то ни было исключений из доступа к ресурсу.

Г. Свободный обмен правомочий в условиях близких к нулю трансакционных издержек.

20. Какие трансакционные издержки особенно велики в российской экономике с точки зрения теории соглашений?

A. Поиска информации.

Б. Мониторинга и предупреждения оппортунизма.

B. Измерения.

Г. Ведения переговоров.

Д. Заключения контракта.

21. Во времена Великой французской революции было введено новое летоисчисление (например, месяцы года получили названия "брюмер", "термидор" и т.д., а само летоисчисление начиналось не предполагаемой датой рождения Иисуса Христа, а революционными событиями). К росту какого типа трансакционных издержек это привело?

A. Поиска информации.

Б. Мониторинга и предупреждения оппортунизма.

B. Измерения.

Г. Ведения переговоров.

Д. Заключения контракта.

22. Означает ли факт быстрого роста трансакционного сектора в странах с развитой рыночной экономикой то, что одним из пределов экономического развития являются запретительно высокие трансакционные издержки (наряду с ограниченностью природных ресурсов, проблемами экологии и т. д.)?

Да. Нет.

23. Согласно сюжету одного из рассказов Кира Булычева, в городок Великий Гусляр приезжает на каникулы к родителям Георгий Боровков, увлекающийся гипнозом. Его дальний родственник, строитель Корнелий Удалов, просит его помочь посодействовать в сдаче нового дома, в котором не успели поставить водопроводные краны, государственной комиссии.

"- Скажи, а для чистого опыта ты бы смог изобразить водопроводный кран? - спросил Удалов.

- Зачем это? - ответил вопросом Боровков. - Обманывать ведь никого нельзя. Разве для шутки?

Он глубоко вздохнул, как человек, который делает что-то помимо своей воли, и в том месте, где положено быть крану, возник медный кран".

Какой сектор внелегальной экономики иллюстрирует данный пример, если учесть, что краны остались и после ухода комиссии?

A. Неофициальная экономика.

Б. Фиктивная экономика.

B. Криминальная экономика.

Г. Легальная экономика.

24. По данным Федеральной службы налоговой полиции РФ, АО "Тулачермет" в соответствии с заключенными договорами с фирмами "Марк-Рич" и "Дурхам-АГ" (Швейцария) осуществляла поставки продукции на общую сумму 7,6 млн дол., из которых 4,2 млн в нарушение законодательства были переведены на счета "третьих" фирм в ряде стран Европы. Вся не поступившая на транзитный валютный счет предприятия выручка не была отражена в документах бухгалтерской отчетности. Не учтено и дальнейшее движение этих средств предприятия. Каким образом можно квалифицировать указанную деятельность?

A. Неофициальная деятельность.

Б. Фиктивная деятельность.

B. Криминальная деятельность.

Г. Оптимизация налоговых выплат.

Д. А или В.

Е. А или Г.

25. Относится ли к криминальной экономике купля-продажа иностранной валюты с рук, минуя банковские структуры?

Да. Нет.

26. Какой вид сделки вы заключаете, занимая у знакомого сумму в рублях, эквивалентную 100 дол. на основе устной договоренности и обещания отдать долг до конца следующего месяца?

А. Легальная.

Б. Неофициальная.

В. Криминальная.

27. Поведение московских купцов XIX в. отражало двойную

мораль: "публичную - для сограждан и приватную - для себя". Первая половина морали требовала соблюдения чести и достоинства купца, а вторая все разрешала ("не обманешь - не продашь") и требовала только периодического отчета перед духовенством.

Может ли данный факт быть использован для подтверждения зависимости институтов от предшествующей траектории развития ("эффекта исторической обусловленности развития")?

Да. Нет.

28. К каким целям стремится страна - экспортер своей модели институтов?

А. Увеличение внешнеторгового оборота.

Б. Уменьшение международных конфликтов в политической сфере.

В. Получение "ренты инноватора".

Г. А + Б. Д. А + Б + В.

Е. А + В. 29. Только что завершившая свое обучение в университете на экономическом факультете девушка (или молодой человек) устраивается на работу в коммерческую фирму менеджером. Свидетельствует ли диплом о высшем экономическом образовании о наличии у его обладателя специфического человеческого капитала?

Да. Нет.

30. Однажды трое приятелей - Юрий Близорукий, Петр Невеличко и Иван Калиткин - решили объединить свои усилия в бизнесе и создать охранную фирму "Русь". Причем вклад Юрия Близорукого заключался в предоставлении для фирмы помещения под офис недалеко от Московского Кремля, Иван Калиткин использовал для организации охраны свой богатый опыт военной службы, а Петр Невеличко нашел деньги для закупки амуниции и оружия. Учитывая наблюдавшуюся в рассматриваемый период

динамику к снижению цен на офисные помещения в стольном граде, перманентный финансовый кризис и массовые сокращения государева войска, кто из трех учредителей охранного предприятия "Русь" обладает наиболее специфическим активом?

A. Юрий Близорукий.

Б. Иван Калиткин.

B. Петр Невеличко.

Г. В равной мере все трое.

31. Укажите, какие из перечисленных ниже структур можно квалифицировать как организации:

А. Студенческая группа.

Б. Высшее учебное заведение.

В. Правила дорожного движения.

Г. Семья.

Д. Центральный банк.

Е. Маркетинговая компания.

Ж. Экологическое движение Greenpeace.

32. Издательство "Гороховский и К°" выпускает переводную экономическую литературу. Как вы могли бы посоветовать г-ну Гороховскому строить отношения с теми немногими переводчиками, которые специализируются на экономических текстах?

А. Пригласить их в штат издательства.

Б. Использовать контракты на перевод конкретного текста.

8. Использовать долгосрочные контракты, не вводя в штат.

Г. В зависимости от квалификации переводчика использовать

А, Б или В.

33. Армейская организационная структура является иллюстрацией:

A. Дивизиональной структуры.

Б. Унитарной структуры.

B. Холдинговой структуры.

Г. Смешанной структуры.

34. Кто является принципалом, а кто - агентом в договоре доверительного управления имуществом?

A. Учредитель управления.

Б. Доверительный управляющий.

B. Государство.

Г. Выгодоприобретатель.

35. Предположим, что вы владелец сети коммерческих киосков в разных частях города. Для работы в них вы нанимаете продавцов, в основном семейных женщин, причем их альтернативная заработная плата на рынке труда низкая. Каким образом лучше мотивировать продавцов в увеличении товарооборота - именно в этом заключаются ваши интересы как владельца киосков?

A. Чаще посещать торговые точки, контролируя добросовестность продавцов.

Б. Увязывать оплату продавцов с торговой выручкой.

B. Сдавать киоски в аренду продавцам.

Г. Премировать только тех продавцов, которые обеспечили наибольший товарооборот.

Д. Сделать продавцов совладельцами торгового предприятия.

36. В городе N появилось новое высшее учебное заведение. Учитывая высокую потребность регионального рынка труда в кадрах, которые собирается готовить вуз, а также поддержку региональных властей, ряда международных организаций, прием в него и номенклатура специальностей ежегодно увеличиваются. Какую организационную структуру вы могли бы предложить ректору нового вуза, учитывая, что основная часть студентов учится в нем бесплатно?

А. Деление на факультеты, обладающие широкой автономией, в том числе в финансовых вопросах.

Б. Деление на факультеты, не обладающие финансовой самостоятельностью.

В. Избежание создания факультетов: все важные текущие и перспективные вопросы решает ректорат.

Г. Деление на факультеты с разной степенью автономии.

37. Будучи менеджером предприятия, собирающегося приобрести на условиях предоплаты партию товара, чью заявку на продажу вы бы предпочли (учитывая, что во всех заявках предлагается примерно одинаковое соотношение цены и качества товара)?

A. Казенного предприятия.

Б. ООО. B. ОАО.

Г. Полного товарищества.

Д. Общества с дополнительной ответственностью.

Е. Производственного кооператива.

38. Многие российские предприниматели стараются избегать участия родственников в своем бизнесе. Конфликтом между какими соглашениями можно объяснить подобную позицию?

A. Индустриального и рыночного.

Б. Традиционного, рыночного и гражданского.

B. Рыночного и традиционного.

Г. Индустриального и гражданского.

Д. Гражданского и об общественном мнении.

Е. Традиционного и индустриального.

39. Как отразится на качестве услуг, предоставляемых государством, реализация принципа свободного перемещения рабочей силы в международном масштабе (как это происходит, например, в рамках Европейского Союза)?

А. Качество услуг ухудшится.

Б. Качество услуг улучшится.

В. Качество услуг не изменится.

Г. А или В.

40. Выберите из нижеследующего списка те организационные структуры, которые способны восполнять "провалы рынка", т. е. выполнять те же функции, что и государство.

A. Предприниматель.

Б. Акционерное общество.

B. Структуры мафиозного типа.

Г. Клан (структура, построенная на основе семейно-родственных связей).

Д. Университет.

Е. Никакая из вышеперечисленных.

7. Увеличение числа близких субститутов государству:

А. Приведет к расширению границ государства.

Б. Приведет к сужению границ государства.

В. Не отразится на границах государства.

41. Являются ли общества защиты прав потребителей, заявившие о себе несколькими громкими судебными процессами по защите прав потребителей, примером социального движения?

Да. Нет.

42. Какие инновации из следующего списка государство осуществить самостоятельно не может - есть субъекты инновации, способные ее осуществить более успешно?

A. Разработка новой идеологии.

Б. Строительство крупного машиностроительного завода.

B. Разработка нового газового месторождения.

Г. Реформа судебной системы.

Д. Разработка "правил игры" на фондовом рынке.

Е. Денежная реформа.

43 К какой "поведенческой предпосылке " модели равновесия" мы относим ситуацию, в которой индивид делает правильный выбор согласно шкале предпочтений:

а) рациональность;

б) индивидуализм;

в) оптимизация;

г) конкурентное поведение.

44. Какая из перечисленных предпосылок НЕ является предпосылкой модели общего равновесия:

а) идентичность товаров;

б) полная информация;

в) ограниченная рациональность;

г) стабильность предпочтений.

45.Если известно что тактика получения доходов государства Дельта направлена на максимизацию краткосрочного дохода, можно с уверенностью сказать, что Дельта "ведет себя" как

а) "бандит-гастролер";

б) "равный среди равных";

в) "стационарный бандит";

г) "дискриминирующий монополист".

46. По Коузу фирма возникает тогда, когда

а) агентские издержки больше , чем издержки функционирования рынка;

б) агентские издержки меньше, чем издержки функционирования рынка;

в)трансформационные издержки больше трансакционных издержек;

г) трансакционные издержки равны агентским издержкам.

47. Господин Х делает заявление : "Для истинного джентльмена потеря репутации дороже богатства...". Вероятнее всего, для этого господина:

а) формальные институциональные рамки важнее неформальных;

б) неформальные институциональные рамки важнее формальных;

в) институциональные рамки выбираются спонтанно;

г) отсутствуют какие бы то ни было институциональные рамки.

48 Если цена актива при альтернативном использовании, практически не изменилась, этот актив относится к :

а) неспецифическим активам;

б) идиосинкратическим активам;

в) специфическим активам;

г) интерспецифическим активам.

49. Если контракт заключается на рынке неспецифических активов, в условиях ограниченной рациональности и оппортунизме агентов, то моделью контракта будет :

а) конкуренция;

б) обещание;

в) бюджетирование;

г) планирование.

50. В зоне какого контракта, скорее всего, находятся Х и У, если для разрешения возникшего конфликта они за помощью обратились в суд?

а) классического;

б) неоклассического;

в) имплицитного;

г) отношенческого.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

основная литература:

1. Вольчик , В.В. Институциональная и эволюционная экономика [Текст]: учеб. пособие /- Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. - 228 с.

дополнительная литература:

1. Кидуэлл, Д. С. Финансовые институты, рынки и деньги [Текст] / Д.С. Кидуэлл, Р.Л. Петерсон, Д.У. Блэкуэлл. - СПб. : Питер, 2000. - 752 с. : ил. - (Базовый курс). - ISBN 5-272-00020-Х : 148.50 УДК

2. Олейник, А. Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход [Текст] / А.Н. Олейник. - М. : ИУП Издательство " Магистр", 1997. - 40 с. - 0.00

2. Институциональная экономика [Teкст]:учебное пособие / А.Н.Олейник. - М.:ИНФА-М, 2000.-416с.-37.32-12 экз.

3. Нуреев Р.М. Очерки по истории институционализма [Текст] / Р.М.Нуреев.-Ростов н/Д : Изд-во "Содействие-XXI век"; Гуманитарные перспективы, 2010. - 415 с.

4. Гловели Г. Политэкономия в широком смысле: элементы институционализма и утопизма [Текст] //Вопросы экономики.- 2010. - №10. - С.113-135.

5. Ясин Е. Институциональные ограничения модернизации, или Приживётся ли демократия в России? [Текст] // Вопросы экономики. - 2011.- №11.- С.4-25.

6. Дроздова Н. В поисках новой методологии : сравнительный и исторический институциональный анализ Авнера Грейфа [Текст] // Вопросы экономики. - 2011. - №1. - С.101-120.

7. Фролов Д. Теория кризисов после кризиса: технологии vernus институты [Текст] //Вопросы экономики. - 2011. - №7. - С.17-34.

8. Ляско А. Деньги и институциональные иерархии: о поддерживании доверительных отношений в сложных монетарных системах [Текст] // Вопросы экономики. - 2011. - №7. - С.34-44.

9. Эпертсон Т. Знания и теория институциональных изменений [Текст] // Вопросы экономики. - 2011. - №7. - С.4-17.

10. Бессонова О. Институциональная матрица для модернизации России [Текст] // Вопросы экономики. - 2012. - №8. - С.122-145.

11. Ляско А. Роль институтов доверия и контроля в неформальных денежных трансакциях [Текст] // Вопросы экономики. - 2012. - №6. - С.48-65.

12. Аузан А.,Сатаров Г. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации [Текст] // Вопросы экономики. - 2012. - №6. -С.65-74.

13. Цедилин Л. Российский протекционизм: проблема институционального наследия [Текст] // Вопросы экономики. - 2012. - №1. - С.96-115.

электронный ресурс

1 Асаул, Н. А. Методологические принципы институциональных взаимодействий субъектов рынка как открытых "живых" систем в концепции информационного общества [Электронный ресурс] / Н.А. Асаул. - Электрон. текстовые дан. - М. ; СПб. : Вольное экономическое общество России, 2004. - Режим доступа: http://irbis3.sf-misis.ru/storage/Асаул/Методологические принципы-Н.А.Асаул.pdf

www.iqlib.ru, www.sti.oskol.ru ,www.elibrary.ru, www.rsl.ru

периодическая печать

Журналы:

Вопросы экономики

Российский экономический журнал

Экономика в промышленности

Экономический анализ: теория и практика

Финансы и кредит

Мировая экономика и международные отношения

Приложения

Приложение А

Пример оформления содержания

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 1 Теоретические аспекты развития рекламной деятельности 6 1.1 Цель, функции и классификация рекламы. 6 1.2 Реклама как коммуникационный процесс 15 1.3 Реклама в системе маркетинговых коммуникаций 21 2 Анализ деятельности предприятия 25 2.1 Анализ рекламной кампании нового товара 25 2.2 Программа инвестиционного обеспечения рекламной кампании 29 2.3 Методы рационального использования возможностей рекламных агентств 37 3 Пути повышения эффективности рекламной дея тельности 45 3.1 Оценка и анализ показателей эффективности рекламной кампании. 45 3.2 Использование методов оптимизации в рекламной деятельности. 61 3.3 Методы повышения эффективности рекламной деятельности. 67 Заключение 72 Список использованных источников 74 Приложения 79

Приложение Б

Пример оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.А. УГАРОВА

(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"

Кафедра экономики и менеджмента

ДОМАШНЯЯ РАБОТА №1

РЕФЕРАТ

По дисциплине: "Институциональная экономика"

На тему: "Институты рынка труда"

Выполнил:

Студент(ка) гр. _______

_____(Ф.И.О)________

№ зачетной книжки

____________________

Проверил:

(уч.степень, должность)

(Ф.И.О. преподавателя)

Старый Оскол

2013

Учебное издание

Заякина Ирина Александровна

Гриднева Галина Ильинична

Демина Вера Викторовна

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Методические указания к выполнению домашних заданий

Технический редактор: Иванова Н.И.

Компьютерный набор: Заякина И.А.

Подписано к печати_______ Бумага для множительной техники

Формат_____ Усл. печ. листов______ Тираж____ экз. Заказ____

Отпечатано с авторского оригинала в отделе оперативной печати

Старооскольского технологического института

Старый Оскол, микрорайон Макаренко, 40

3

Показать полностью…
277 Кб, 9 января 2014 в 17:08 - Россия, Москва, НИТУ МИСиС, 2014 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении