Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 045763 из МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова (до 2015)

Спецификация диагностической работы по ИСТОРИИ

для 8 классов общеобразовательных учреждений г. Москвы

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится 13 октября 2016 года с целью определения уровня усвоения учащимися 8 классов предметного содержания курса истории по программе 7 класса, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории России (Приказ Министерства образования и науки России от 05.03.2004 г. № 1089).

- О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Министерства образования и науки России от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Условия проведения диагностической работы (включая дополнительные материалы и оборудование)

При проведении диагностической работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Ответы на задания учащиеся указывают сначала в тексте работы, а затем записывают в бланк тестирования.

4. Время выполнения диагностической работы На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.

5. Содержание и структура диагностической работы Каждый вариант диагностической работы состоит из 20 заданий: 9 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных, 10 заданий с кратким ответом и 1 задания с развёрнутым ответом.

В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий). Содержание работы охватывает учебный материал по истории России и Всеобщей истории, изученный в 7 классе.

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Содержательные блоки Кол-во заданий

1 Страны Европы и мира в Новое время (XV-XVII вв.), первые буржуазные революции 4 2 Российское государство в конце XVI - XVII вв. 5 3 Россия в XVIII веке 4 4 Задания обобщающего характера, в том числе: - установление соответствия между историческими событиями (понятиями) и их характеристиками - систематизация исторических событий

- составление плана сообщения по заданной теме 7 Всего: 20

Перечень проверяемых умений представлен в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п Проверяемые умения 1 Знать/понимать даты, этапы и ключевые события истории 2 Знать выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории 3 Знать/понимать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития 4 Уметь определять последовательность и длительность исторических событий 5 Уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников 6 Уметь выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений 7 Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты 8 Уметь выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий 9 Уметь группировать исторические явления и события по заданному признаку 10 Уметь объяснять смысл исторических понятий и терминов 11 Уметь определять причины и следствия важнейших исторический событий 12 Уметь использовать данные исторических источников при ответе на вопросы, решении различных задач 13 Уметь использовать приобретённые знания для составления плана 6. Система оценивания выполнения диагностической работы

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл. Задание считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа (один из четырёх) совпадает с номером верного ответа.

Максимальный балл за выполнение задания с кратким ответом составляет или 1 балл, или 2 балла (см. приложение 1). Задание с кратким ответом на 2 балла считается выполненным, если ответ учащегося полностью совпадает с верным ответом, оценивается 1 баллом, если допущена ошибка в одном символе, в других случаях - 0 баллов.

Задание С1 проверяется экспертом по приведённым критериям. Максимальный балл за выполнение задания С1 - 4 балла.

Максимальный балл за выполнение диагностической работы - 30 баллов.

В Приложении 1 приведён план демонстрационного варианта диагностической работы по истории для учащихся 8 классов.

В Приложении 2 привёден демонстрационный вариант диагностической работы по истории для учащихся 8 классов.

Приложение 1

План демонстрационного варианта диагностической работы

по истории 8 класс

Используются следующие условные обозначения:

К - задание с кратким ответом, В - задание с выбором ответа, Р - задание с развёрнутым ответом.

№ Тип задания Контролируемые элементы содержания

(КЭС) Контролируемые требования к уровню подготовки обучающихся (КТ) Макс. балл за задания 1 В Великие географические открытия и их последствия Уметь определять причины и следствия важнейших исторических событий 1 2 В Эпоха Возрождения. Гуманизм Уметь выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий 1 3 К Установление соответствия между событиями (понятиями) и их характеристиками Уметь выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений 2 4 К Установление хронологической последовательности событий Уметь определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории 1 5 В Буржуазная революция в

Нидерландах Уметь группировать исторические явления и события по заданному признаку 1 6 В Эпоха Просвещения в Европе Уметь использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач 1 7 К Установление соответствия между событиями (понятиями) и их характеристиками Знать (понимать) важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития 2 8 К Смута в конце XVI - начале XVII вв. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский Уметь давать описание исторических событий на основе фрагментов исторических источников 2 9 К Соборное уложение 1649

г. Юридическое оформление крепостного права Уметь выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий 2 10 В Экономика России в XVII веке Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты 1

11 В Церковный раскол. Никон и Аввакум Уметь определять причины и следствия важнейших исторических событий 1 12 К Восстановление хронологической последовательности событий Уметь определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории 1 13 В Культура России в XVII в. Знать (понимать) важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития 1 14 К Петр I. Преобразования первой четверти XVIII в. Абсолютизм Уметь определять причины и следствия важнейших исторических событий 2 15 К Систематизация исторических событий Знать основные даты, этапы и ключевые события истории России 2 16 К Эпоха дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства Уметь объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов 1 17 В Социальные движения. Е.И. Пугачев Уметь определять причины и следствия важнейших исторических событий 1 18 К Установление соответствия исторических событий датам Знать основные даты, этапы и ключевые события истории России 2 19 В Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Законодательное оформление сословного строя Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты 1 С1 Р Составление плана сообщения по заданной теме Уметь использовать приобретенные знания при составлении плана. 4

1

2 3 Приложение 2

Демонстрационный вариант диагностической работы по истории

для учащихся 8 классов

Для заданий, в которых под номерами даны четыре варианта ответа, нужно обвести номер верного ответа, а для других заданий ответ записать в указанном месте.

Одним из следствий Великих географических открытий стало

1) заключение первого в истории соглашения о разделе мира

2) образование Соединённых Штатов Америки

3) прокладывание Великого шёлкового пути

4) освобождение Пиренейского полуострова от власти арабов (мавров)

Какие из утверждений верны?

А. Учёные и мыслители эпохи Возрождения опирались на труды средневековых схоластов, признавая науку "служанкой богословия".

Б. Культура эпохи Возрождения опирается на ценности гуманизма, идеи целостности физического и духовного начала в человеке.

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Установите хронологическое соответствие между событиями (явлениями) истории России и событиями (явлениями) всеобщей истории: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

ИСТОРИЯ РОССИИ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

А) реформа Никона и церковный 1) протекторат Кромвеля в Англии раскол

Б) принятие Манифеста о воль- 2) разгром испанской "Непобедимой ности дворянства армады"

3) Варфоломеевская ночь во Франции

4) принятие Декларации независимости

США Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б Ответ:

В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.

Установите хронологическую последовательность событий, обозначенных буквами:

А. первое путешествие Колумба в Новый Свет

Б. издание "Энциклопедии" Дени Дидро

В. казнь короля Карла I Стюарта

Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности.

В бланк запишите буквы в той же последовательности без дополнительных знаков.

Каковы были требования, выдвигаемые жителями Нидерландов в ходе борьбы против владычества Испании?

А) восстановление вольностей для городов

Б) оказание поддержки французскому королю

В) прекращение гонений на протестантов-кальвинистов

Г) содействие герцогу Альбе в его борьбе с еретиками

Д) снижение разорительных налогов

Укажите верный ответ.

1) ВГД 2) БВГ 3) АБГ 4) АВД

Прочитайте фрагмент трактата Ж.-Ж. Руссо "Об общественном договоре". "До тех пор, пока некоторое число соединившихся людей смотрит на себя как на единое целое, у них лишь одна воля во всём, что касается до общего самосохранения и общего благополучия. Тогда все пружины Государства крепки и просты, его принципы ясны и прозрачны: нет вовсе запутанных, противоречивых интересов; общее благо предстаёт повсеместно с полною очевидностью, и, чтобы понять о чём оно, нужен лишь здравый смысл.

Управляемому таким образом Государству требуется совсем немного законов, и по мере того, как становится необходимым обнародовать новые, такая необходимость ощущается всеми".

Какова основная мысль этого фрагмента?

6 5 4

1) Прочным и устойчивым является лишь то государство, которое основано на общественном благополучии и согласии.

2) В законах и предписаниях должна отражаться воля всевышнего и правителя.

3) Для управления государством требуется много законов.

4) Люди должны сообща владеть собственностью, частная собственность должна быть упразднена.

7 Рассмотрите две иллюстрации, обозначенные буквами.

А Б

Установите соответствие между фрагментами произведений и видами изобразительного искусства.

1) фреска

2) скульптура

3) витраж

Запишите в таблицу выбранные цифры под буквами, которыми обозначены иллюстрации.

А Б Ответ:

В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.

Прочитайте фрагмент сочинения российского историка. "Земское ополчение оставалось в Ярославле около четырёх месяцев; это время прошло в напряжённой работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоёв населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался Земский собор, или Совет всея земли, из представителей с мест и представителей от служилых людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране".

Какие три из перечисленных высказываний об описываемом историческом периоде верны? Обведите их номера.

1) События относятся к весне - лету 1612 г.

2) Главами земского ополчения стали нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

3) Ярославль был провозглашён новой столицей государства вместо Москвы, захваченной поляками.

4) Земское ополчение активнее всего поддерживалось казачьими отрядами Трубецкого и Заруцкого.

5) Опорой ополчения стали города и посады Верхнего Поволжья.

Обведённые цифры запишите в таблицу.

Ответ:

Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.

Какие два положения содержались в Соборном уложении 1649 г., принятом при царе Алексее Михайловиче? Обведите их номера.

1) введены суровые наказания за преступления против государевой чести 2) в городах упразднены "чёрные слободы"

3) крестьянам разрешено после уплаты пожилого уходить на новые места

4) введён временный запрет для крестьян на выход от помещиков в Юрьев день

5) установлен пятилетний срок сыска беглых ("урочные лета")

Обведённые цифры запишите в таблицу. Ответ:

Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.

Какое новое явление появилось в экономической жизни России в XVII веке?

1) проведение первых всероссийских ярмарочных торгов

2) возникновение крестьянских ремёсел и промыслов

3) учреждение московского пушечного двора

10 8 9 4) основание порта Архангельск для торговли с иноземцами

11 Какие из утверждений верны?

В результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном,

А. вместо двоеперстного крещения было введено троеперстное.

Б. появилось движение, осудившее реформу и сохранившее приверженность старым обрядам.

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

12

Расположите в хронологической последовательности события XVI - XVII веков, обозначенные буквами:

А. избрание М.Ф. Романова царём

Б. "медный бунт" в Москве

В. опричнина Ивана Грозного

Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности.

В бланк запишите буквы в той же последовательности без дополнительных знаков.

13

В середине XVII в. в русской архитектуре распространился декоративный стиль, получивший название "дивное узорочье". В этом стиле при царе Михаиле Федоровиче на территории Московского Кремля был построен

1) Большой Кремлевский дворец

2) летний деревянный дворец

3) Теремной дворец

4) Успенский собор

14

Выберите из перечня три элемента верного ответа и обведите их номера. Какие реформы были проведены в правление Петра I в социальноэкономической области?

1) в Туле создана голландцем Виниусом оружейная мануфактура

2) подворное обложение заменено на подушную подать

3) введены казённые подряды и откупа

4) на Урале появились металлургические заводы купцов Демидовых

5) открылась Макарьевская ярмарка

Обведённые цифры запишите в таблицу. Ответ:

Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.

Заполните таблицу "События, происходившие во время Северной войны". Для этого используйте представленный ниже избыточный список: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Дата Название битвы Результат битвы 1709 г. (А)

(Б)

(В) битва при Гангуте победа русского галерного флота над шведской эскадрой адмирала Эреншельда

Элементы для выбора:

1. взятие крепости Кинбурн

2. 1708 г.

3. Полтавская баталия

4. разгром сухопутной армии шведов

5. войска под предводительством Б. Шереметева овладели устьем Невы, Россия завоевала выход в Балтийское море

6. 1714 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Ответ:

В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.

Как называется исторический период 1730 - 1740 гг., о котором современники говорили: "Немецкие правители превратили преобразованную Петром Россию в торговую лавку, даже в вертеп разбойников"?

Ответ:____________________________

17

Целью восстания против власти широких народных масс под предводи- C1

тельством Е. Пугачёва было

1) провозглашение России республикой

2) создание отдельного государства на территории Приуралья и Сибири

3) освобождение крестьян и казаков от податей

4) отделение от России земель Поволжья и Приуралья

15

16 18 Установите соответствие между событиями, произошедшими в период правления Екатерины II, и их датами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

СОБЫТИЯ ДАТЫ А) созыв Уложенной комиссии 1) 1789 г. Б) присоединение Крыма к России 2) 1773 г. В) учреждение Смольного института в Петербурге 3) 1764 г. 4) 1783 г. 5) 1767 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Ответ:

В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.

19

В период правления Екатерины Великой (1762 - 1796 гг.), вошедший в историю как "эпоха просвещённого абсолютизма",

1) Россия провозглашена империей

2) приняты Жалованные грамоты дворянству и городам

3) восстановлена система сословного представительства

4) утверждена первая конституционная грамота

Не забудьте перенести все ответы в бланк тестирования.

Ответ на задание С1 запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав сначала номер задания.

Составьте развёрнутый план, по которому на уроке истории вы смогли бы выступить, раскрывая тему:

"Народные выступления и бунты в XVII в.".

План должен содержать не менее трёх пунктов и отражать основные события и процессы этого исторического периода. Хотя бы один из пунктов плана должен иметь не менее двух подпунктов, поясняющих содержание этого пункта.

Критерии оценивания задания С1

Ответы

Номер задания Ответ 1 1 2 2 3 14 4 АВБ 5 4 6 1 7 13 8 125 9 12 10 1 11 3 12 ВАБ 13 3 14 234 15 346 16 бироновщина 17 3 18 543 19 2

Содержание верного ответа

(допускается другое количество пунктов/подпунктов плана и иные формулировки, соответствующие данной теме) 1. Предпосылки всех народных выступлений в "бунташный век"

а) усиление крепостнического гнета

б) рост налогов и повинностей

в) злоупотребления бояр и воевод

2. Городские выступления народа

а) "Соляной бунт" в Москве (1648 г.)

б) "Медный бунт" в Москве (1662 г.)

в) Псковское восстание (1650 г.)

3. Выступление казаков под предводительством С.Т. Разина

а) отличие казаков от крестьян

б) "походы за зипунами" (1667-1669 гг.)

в) Волжский поход (1669-1671 гг.)

4. Последствия народных выступлений и бунтов в XVII веке

а) отмена или снижение некоторых налогов

б) отказ от введения медных денег

в) жестокое наказание участников восстаний, ссылка отдельных бояр

Указание дат не является обязательным. Указания к оцениванию Баллы Наличие не менее трёх пунктов плана по заданной теме 1 Полнота и корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме 1 Наличие 2 - 3 подпунктов (пояснений) по заданной теме не менее чем к одному из пунктов плана 1 Полнота и корректность пояснений (отсутствие фактических ошибок) 1 Максимальный балл 4

(c) Московский центр качества образования (c) Московский центр качества образования

(c) Московский центр качества образования (c) Московский центр качества образования

(c) Московский центр качества образования (c) Московский центр качества образования

(c) Московский центр качества образования (c) Московский центр качества образования

(c) Московский центр качества образования (c) Московский центр качества образования

(c) Московский центр качества образования (c) Московский центр качества образования

(c) Московский центр качества образования (c) Московский центр качества образования

(c) Московский центр качества образования (c) Московский центр качества образования

(c) Московский центр качества образования (c) Московский центр качества образования

Показать полностью… https://vk.com/doc76085591_437914171
Рекомендуемые документы в приложении