Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 045765 из МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова (до 2015)

Билет № 21

1. Понятие одаренность в психологии и её характеристика. Особенности работы с одаренными и талантливыми детьми.

2. Работа дошкольной образовательной организации с родителями. Родительский авторитет и педагогический такт.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.

1.2 Виды одаренности

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например.

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности -- творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания (следования и почитания?) к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

Глава 2. Воспитание и обучение одаренных детей

2.1 Обучение одаренных детей

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие:

· способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

· потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

· способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

· обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение -- это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие

2. Слово "авторитет" в переводе с латинского обозначает

влияние, сила. Авторитет, "сделанный" специально для детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в самих родителях. Его корни - в поведении родителей, в их идейных и культурных интересах, в их поступках, отношении к работе, в мыслях, привычках, чувствах, стремлениях и во всем складе отцовской и материнской жизни.

Если родители будут иметь полные знания о жизни ребенка, проявлять к ним внимание, то дети их будут уважать по- настоящему. Зная, чем интересуется ребенок, родители предоставляют ему возможность решать доступные вопросы самостоятельно, преодолевать препятствия. При этом родители не допускают, чтобы ребенок запутался, приходил в отчаяние. Он чувствует родительское присутствие, разумную заботу о нем и готовность серьезно отнестись ко всем его делам. В этом случае авторитет знания о ребенке счастливо дополняется авторитетом помощи, осторожного и внимательного руководства.

Следует подчеркнуть, что укрепляет авторитет единства слова и дела. Дети очень внимательно присматриваются к родителям, и они могут обнаружить несоответствие слова и дела в наших поступках- этот унизительный наш порок. Не обещайте ничего ребенку, предварительно не подумав, выполните ли вы обещание. Бывает и так, кажется, все продумали правильно, и вдруг обстоятельства изменились, и вы никак не можете сдержать свое обещание. Как поступить? Лучше быть искренним и чистосердечным перед ребенком до конца. Фальшь - верный путь подрыва вашего авторитета. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову- приказанию, требованию. Есть родители, чаще всего отцы, которые сердятся на детей за каждый пустяковый проступок, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, за любую вину наказывают, часто применяя физическое воздействие. Все это приводит детей ко лжи, трусости, жестокости. Из забитых детей выходят либо безвольные, либо мстительные самодуры. Это и есть "авторитет" подавления детской личности. Сколько забитых, безвольных, озлобленных, безразличных ко всему людей. К сожалению, мы встречаем такой ложный авторитет среди родителей довольно часто.

Довольно распространен "авторитет любви". Родители убеждены, что для послушания дети должны любить родителей, а для этого они сами на каждом шагу проявляют несдержанность в проявлении своей родительской любви. Нежные слова, ласки, признания сыплются на детей в избытке. Что бы ни сделал ребенок- все хорошо: ведь он еще маленький. Родители "тонут" в море нежных чувств, ничего другого не замечая. Конечно, проявление нежных чувств - это хорошо и важно, но они одни без требовательности всегда взращивают в детях эгоизм. Дети замечают, что стоит им сказать ласковое слово или сделать нежное выражение лица-и все прощается. Скоро это приводит это ко лжи, лицемерию.

Самый безнравственный, но нередко встречающийся авторитет родителей - это "авторитет подкупа". Послушание покупается подарками, обещаниями. При этом "авторитете" родителей занимают такие вопросы: "Что бы пообещать дочке, чтобы она не шумела", "Какое придумать вознаграждение, чтобы сын выучил урок?" Такие отношения настолько очевидны, что хочется предостеречь каждого.

Итак, воспитательные возможности примера не уменьшаются по мере того, как дети становятся старше. Напротив, они оказываются гораздо шире и значительнее. Меняется лишь характер и форма. Вот об этом надо всегда помнить родителям, не цепляться за старые "проверенные" методы воздействия на ребят, а постоянно искать новые.

Успех нашего воздействия на детей в большей мере зависит от педагогического такта. Само слово "такт" обозначает "меру". Педагогический такт предполагает умение установить с детьми нужные отношения. Он является одним из проявлений педагогического мастерства воспитателя, его авторитета. Педагогический такт нужен не только учителю, но и любому воспитателю, ибо он помогает ему правильно воспитывать детей, так как дети обладают повышенной эмоциональной чувствительностью, обостренностью впечатлений, порывистостью волевых устремлений. Многое зависит от умения родителей сориентироваться в конкретной обстановке - предвидеть возможную реакцию ребенка и окружающих его людей.

А.С.Макаренко подчеркивал, что педагогический такт выражается прежде всего в искренности, в словах одобрения, сказанных от души, в искренности огорчения по поводу постигшей ребенка неудачи.

Педагогический такт- это внимательное отношение к ребенку, умение говорить с ним так, чтобы слово благоприятно влияло на его состояние, не ущемляло его самолюбия, не оскорбляло ребенка, не унижало его человеческого достоинства. К несчастью, мы наблюдаем часто, как родители грубо разговаривают с детьми, как в раздражительно-оскорбительном тоне выражают свои "поучения" и требования к их поведению, теряя по отношению к ним чуткость и внимательность. Наверное, каждый из родителей знаком с высказыванием врачей о вредном влиянии грубого слова. Произнесенное грубое слово за секунду, действует на нервную систему минутами, часами, днями. Почему же, зная это, родители не оберегают нервную систему ребенка? К.Д. Ушинский, раскрывая сущность педагогического такта, указывал на необходимость соблюдения при воспитании детей серьёзности, допускающей шутку, но не превращая всего дела в шутку, проявления ласковости без приторности, справедливости без придирчивости, доброты без слабости. Этим К.Д.Ушинский действительно определил "меру". Все то, что "чересчур", все то, что сказано и сделано не вовремя, все то, что противоречит морали, что выходит за пределы педагогической целесообразности, деловых соображений, доброжелательности и чуткости к своим воспитанникам, - все это будет нарушением педагогического такта.

Педагогическим тактом владеет тот родитель, который умеет проникнуть в сущность наблюдаемых им фактов, правильно оценить конкретные обстоятельства и мотивы поступков своих детей.

Показать полностью… https://vk.com/doc7329463_400106539
Рекомендуемые документы в приложении