Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 045766 из МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова (до 2015)

Билет 22

Ощущение и восприятие. Их особенности развития и роль в сенсомоторном развитии ребенка. Средства сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста

Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений - простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.

Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей.

Первая, периферическая часть - рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.

Вторая часть - проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.

Третья часть - центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.

Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.

В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений - глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света - всем известные "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"). Ко вторым - черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.

Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы - неритмичными и нерегулярными колебаниями.

У многих людей существует интересная особенность - сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, "какого цвета" данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции - для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда "Парфюмер", - явление редкое и уникальное.

Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения, как говорилось выше, не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Это артисты балета, фигуристы, альпинисты, артисты цирка и еще очень многие люди, в чьей жизни присутствует движение как основной фактор жизнедеятельности.

Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные - ощущать тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой. Помимо этого, тактильный анализатор является единственным способом общения для слепоглухонемых людей. Уже давно разработаны обучающая система и язык, позволяющие таким людям полноценно развивать сознание и общаться с окружающими. Этот язык создан на основе прикосновений к коже. Каждое прикосновение имеет свое значение. Это приблизительно похоже на язык иероглифов.

Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожиданную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладкого, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет складывается из этих простых ощущений в мозгу.

Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений - это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве пояснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны.

Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.

Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера-Фехнера. Согласно данному закону, зависимость является логарифмической. Но это не единственный психофизический взгляд на количественное соотношение раздражителя и ощущения.

На основе ощущений и восприятия в целом формируются образы. В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется как в более широких, так и в более узких рамках. В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих. Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же - еще более сложный и субъективный. Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Скажем, у кого-то змеи вызывают отвращение или страх, а кто-то дома содержит серпентарий. Или, увидев в лесу кустик папоротника, один человек представляет, как удачно этот экземпляр впишется в его гербарий, другой думает об аранжировке букета, третий - о мистическом свойстве этого растения одну ночь в году указывать на расположение клада.

Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы. Здесь необходимо отметить, что в восприятии существуют как врожденные, так и приобретенные качества. Врожденными являются свойства анализаторов, данные человеку от природы. Однако эти свойства с течением жизни могут изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, кинестетика может развиваться, если человек ведет подвижный образ жизни, либо утрачивать свою точность, если человек мало движется или ведет нездоровый образ жизни. Зрение, слух, обоняние могут менять свою остроту в зависимости от жизненной ситуации. Так, у человека, потерявшего зрение, обостряются чувства, компенсирующие эту утрату. Соответственно, меняются восприятие в целом и, как следствие, образы объектов.

Процесс восприятия тесно связан с процессом научения - приобретения индивидуального опыта. Между этими двумя процессами имеется двусторонняя связь. Ребенок с помощью восприятия начинает получать жизненный опыт. У взрослого человека опыт влияет на восприятие и формирование образов.

Восприятие подразделяется на различные виды. Они могут зависеть от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, при прослушивании музыкального произведения преобладает слуховое восприятие. Аналогично этому могут преобладать и другие виды восприятия, которые основаны на каком-либо одном из ощущений.

Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия, основанные на нескольких ощущениях. Например, при просмотре кинофильма задействованы зрительный и слуховой анализаторы.

Помимо классификации на основе преобладающих анализаторов, существует еще классификация и по видам самих воспринимаемых объектов. Это касается восприятия пространства, времени, движения, восприятие одного человека другим. Такие виды восприятия обычно называют социальной перцепцией.

Под восприятием пространства понимают восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений в трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и кинестетического аппарата. Зрение дает представление о форме, объеме и величине объектов. Осязание формирует восприятие положения и величины небольших предметов, с которыми человек может непосредственно соприкасаться. Кинестетический аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины как малых, так и крупных объектов в трех измерениях.

Далее идет восприятие времени. Оно отражает длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов. Таким образом, восприятие времени для каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъективных характеристик психики.

Восприятие движения неотделимо от пространственно-временного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях.

Принято различать восприятие движения относительное и безотносительное. К первому относится одновременное восприятие и движущегося объекта, и некой неподвижной точки, относительно которой перемещается данный объект. Второе является восприятием движущегося объекта, изолированным от восприятия других объектов. Например, если человек наблюдает за перемещением футбольного мяча или игроков по полю, это относительное восприятие движения, поскольку его зрение фиксирует неподвижные границы поля. Если же человек, плывущий по морю на яхте, наблюдает за плеском волн или за тем, как ветер гонит облака по небу, такое восприятие движения будет безотносительным - фиксированная точка отсутствует.

Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное особенностями воздействия предметов внешнего мира.

Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране. Например, зрительный образ слона в силу адекватности сознания будет образом крупного животного независимо от того, находится ли слон в непосредственной близости от человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит его по телевизору. (Разумеется, речь в данном случае идет о взрослом человеке, который в своем опыте имеет зрительный образ слона. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта восприятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь, не составит адекватного представления без дополнительной информации.) Если не существует нарушений сознания, то зрительный (в данном случае) анализатор верно оценит перспективу, фон, на котором находится объект, и мозг даст адекватное представление о нем. При расстройстве же восприятия константность может исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях. Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это бывает при намеренном создании иллюзий - приеме, которым пользуются иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее освещение и иное, или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда при неясном освещении пенек можно принять за животное, или в дремотном состоянии раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы. Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от многих факторов: личного опыта, культурных традиций, социальной среды, преобладающего окружающего природного ландшафта в местности, где проживает человек. Например, иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и деревни будут существенно разниться в силу вышеуказанных факторов.

В заключение лекции сделаем обзор существующих теорий восприятия. Возникновение первых воззрений на природу восприятия относится еще к античным временам. Например, Платон считал, что все предметы являются материализацией идей Творца. А восприятие предметов и возникновение их образов являются воспоминанием бессмертной души, которая до своего воплощения также находилась в мире этих идей. Идеалистический подход древнего мыслителя к воззрениям на психику и процесс восприятия впоследствии не нашел развития в психологической науке.

В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология - одно из основных направлений в психологии XVII-XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом Гартли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.

В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальтпсихологии. Понятие гештальта - целостного образа - легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.

Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей книге "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченов предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе "Элементы мысли" он написал о процессе восприятия так: "Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него".

В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека. Процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью. На каждой стадии онтогенеза (индивидуального развития) человек обладает ведущим типом деятельности. В формировании любого типа деятельности на каждом возрастном этапе непосредственно участвует процесс восприятия. Кроме того, с расширением сфер деятельности восприятие качественно меняется. Это взаимовлияние схоже с взаимовлиянием восприятия и научения. Здесь необходимо разделить два понятия. В психологии существуют два термина, являющихся синонимами термина "восприятие". Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух типов восприятия. Это термины "перцепция" и "апперцепция". Перцепция - непосредственное восприятие объектов окружающего мира. Апперцепция - восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от сформировавшихся качеств личности, таких как мировоззрение, убеждения или верования, образование, и апперцепцию временную, зависящую от ситуативного психического состояния.

Сенсорное развитие (от лат. "sensus" - чувство, ощущение) представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом.

Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т.д.

Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. К концу периода младенчества у ребенка формируются практически все свойства восприятия. Благодаря возможности перемещаться в пространстве дети учатся видеть предмет под разным углом и узнавать его в разных сочетаниях. Именно тогда появляются первые сенсорные эталоны, то есть постоянные образы окружающих предметов, с которыми в последствии малыши соотносят новые объекты окружающего мира.

Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Вплоть до младшего школьного возраста детям сложно иметь дело с абстракциями, а потому достаточно значимыми для них остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. То есть, формирующийся образ предмета или понятия для малыша складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и других ощущений.

Целостное восприятие является движущей силой некоторых сторон причинного мышления ребенка. Это означает следующее: если ребенок детально представляет себе предмет с его частями, то он может осознать причины нарушения целого. Однако, создание целостного образа, который учитывает все свойства предмета, возможно лишь тогда, когда ребенок овладевает поисковыми способами ориентирования: рассматриванием, планомерным наблюдением, ощупыванием, обследованием и сравнением. Выделяют два основных сенсомоторных метода - обследование и сравнение.

Обследование - специально организованное восприятие предмета с целью использования его результатов в практической деятельности. Порядок обследования выглядит следующим образом:

1. Восприятие целостного облика предмета (объекта).

2. Выделение его главных частей и определение их свойств (величина, форма и др.).

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше или ниже, слева или справа и др.).

4. Выделение мелких частей и определение их величины, соотношения, расположения и т.д.

5. Повторное целостное восприятие предмета.

Обследование, которое проводит ребенок, может быть:

* контурным, определяющим контуры плоскостных предметов;

* объемным, определяющим форму объемных предметов.

Сравнение объединяет в себе дидактический метод и мыслительную операцию, которые помогают ребенку установить черты сходства и различия между предметами и явлениями.

Сравнение может идти путем:

* сопоставления предметов или их частей друг с другом;

* наложения предметов друг на друга или приложения одного к другому;

* ощупывания предметов;

* группировке предметов по форме, цвету или другим признакам;

* последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета.

Сравнение дает ребенку не общее, а более определенное и детальное восприятие предметов. Кроме того, сравнение помогает малышу усвоить систему сенсорных эталонов - своеобразных чувственных мерок, которые исторически сложились, для определения отношений выявленных свойств и качеств одного предмета к свойствам и качествам других. Сенсорные эталоны включают в себя системы геометрических форм, величины, пространственные и временные ориентировки, шкалы музыкальных звуков и фонетической системы языка, цветовой спектр, а также некоторые другие системы и шкалы.

Действие соотнесения предмета с эталоном делают образ мира для ребенка целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, однако могут найти отличия между конкретным предметом и эталоном. Так ребенок может сказать, что, например, яблоко - это неправильный круг.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире у детей обязательно должны подкрепляться словесно. Знания, полученные ребенком с помощью обследования и сравнения, но не подкрепленные вербальным сопровождением (не озвучены действия, термины, планы деятельности), как и наоборот, не могут быть отчетливыми и прочными.

Важным фактором сенсорного развития является также эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.

Способы развития сенсорных способностей детей

Сегодня в магазинах можно встретить множество игрушек и книг, которые влияют на сенсорное развитие детей. Однако родителям необходимо понимать, что и книги, и игрушки являются лишь дополнительными средствами и не могут полностью заменить исследования реального мира, а также общение с окружающими. Дети очень любознательны и легко присоединяются к деятельности взрослых. Объясняя свои действия и рассказывая об окружающих предметах и явлениях (например, во время прогулки, приготовления пищи, игр и др.), взрослые помогают развиваться сенсорным способностям малышей. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы он научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. То есть, например, показывая малышу цветок, надо использовать все возможные органы чувств, которые можно задействовать в данной ситуации: рассказать о цвете, форме и дать понюхать.

Особая роль в сенсорном развитии детей отводится предметно-игровой форме обучения. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки формы предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др. На следующих этапах обучения цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.). Сенсорные игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей.

Средства и методы сенсорного воспитания детей.

С детьми раннего возраста сенсорное воспитание осуществляется через предметную деятельность. Первоначально ребёнок просто манипулирует предметами. Конечно же, об обследовательских действиях здесь не может быть и речи. Первыми игрушками ребёнка являются разноцветные яркие игрушки-погремушки. Благодаря им, ребёнок воспринимает цвет, форму, звучание предметов. Примерно с 1,5 лет можно вводить в словарь ребёнка названия цветов, формы предметов, даже высоту звуков. Конечно, ребёнку ещё достаточно трудно различать и называть все цвета и оттенки спектра, достаточно, чтобы ребёнок этого возраста знал четыре основных цвета, слияние которых и образуют спектр: красный, жёлтый, зелёный, синий. Форма предметов тоже сводится к трём основным: круг, квадрат, треугольник. С этого возраста идеальным средством сенсорного воспитания будут такие дидактические игры и игрушки как пирамидка (идеальная, универсальная игрушка), логика, логические кубы и их разновидности, вкладыши, детские пазлы и т.д. Играя в пирамидку, ребёнок осваивает цвет и величину предметов. Существуют такие разновидности пирамидок, благодаря которым ребёнок осваивает и форму предметов. Высоту звуков мой ребёнок например, начал различать примерно к двум годам. Сначала мы с моей дочерью играли в погремушки, и она различала их по звучанию, затем ей купили детский металлофон с разноцветными пластинками и мы играли с ней так: я стучала по большим пластинкам (низкий звук) и говорила, что идёт медведь, а затем я стучала по маленьким пластинкам (высокий звук) и говорила, что бежит мышка. Сейчас мы уже осваиваем пианино, и моя дочь сама показывает, где ходит медведь, где бродит волк, где лиса пробегала, где зайчик прыгает или, где крадётся мышка.

Ещё одно средство сенсорного воспитания детей - это природа. Вы практически ежедневно ходите гулять с ребёнком. Вот и прекрасно - познание природного мира осуществляется при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. В природе очень много всего интересного, что можно наблюдать, потрогать, понюхать, услышать. Уже с полутора лет можно проводить наблюдения за природными явлениями и играть с природными материалами.

Что можно наблюдать на прогулке? Весной - появление первых цветов и зелени (обратить внимание, какой нежный зелёный цвет у травы и деревьев). Предложить послушать пение птиц, журчание ручейка. Разрешите ребёнку потрогать первую травку, залезть в лужу и дотронутся до воды (в разумных пределах, конечно же), моя дочь вчера трогала руками последний снег, мы с ней пробовали слепить из него чего-нибудь, но у нас ничего не получилось. Ещё, весной можно ощутить лёгкое дуновение ветерка и т.д.

Летом - очень много цветов. Можно рассматривать цветы, определять их цвет, размер, форму, ощущать запах цветов и т.д. Летом можно ходить босиком по траве или песку, можно даже поваляться в траве, ощутить запах луга. Это всё тоже способствует сенсорному развитию ребёнка. Если вы попали в лес, то там можно рассматривать грибы (они тоже разного цвета, формы и по-разному пахнут), можно собирать ягоды (помимо цвета, формы и размера ягоды можно попробовать и на вкус). Кроме этого, летом можно играть с песком и с водой - это тоже будет являться средством сенсорного воспитания. Игры с песком хорошо развивают мелкую моторику рук. Можно просто трогать песок руками, мять его пересыпать с места на место (как правило это делают дети раннего детва). Ребята постарше могут делать поделки из песка и другого природного материала. Кроме этого, дети умеют определять мокрый песок (из него можно лепить поделки) или сухой (ничего не получится). Первоначально они определяют влажность песка с помощью тактильных ощущений, а в старшем дошкольном возрасте - с помощью зрительного анализатора.

Осень - вообще благоприятная пора для сенсорного воспитания. Сколько вокруг ярких красок, шороха листьев, различных запахов. Так, в лесу или в парке ребёнка учат различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-жёлтого, у осины - красного или лилового. Кроме этого птицы осенью поют по-особому, листья шуршат под ногами, детям это безумно нравится. В лесу или парке можно набрать всякой всячины, с которой потом можно играть. Например, я со своим ребёнком собирала еловые и сосновые шишки, жёлуди, красивые камешки. Дочке было в то время 1 год и семь месяцев и она просто обожала перекладывать этот природный материал из ведёрки в корзинку и наоборот, она раскладывала его на полу или на столе, что-то по-своему приговаривала - это всё очень полезно для развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь непосредственно связана с развитием речи.

Зима - не менее значимый сезон для прогулок и наблюдений. Главное зимой - игры со снегом. Играя со снегом, дети изучают свойства снега. Младшим дошкольникам обязательно должны потрогать снег, чтобы определить липкий он или нет. Старшие же дошкольники уже по погоде и по внешнему виду определяют липкий снег или нет. Ещё дети определяют, какой снег холодный, ощущают фактуру снега - в некоторые дни снег мягкий и пушистый, а иногда бывает шершавый и колючий. Зимой наблюдается дефицит красок, поэтому можно сделать разноцветные льдинки и украсить ими кустик под вашим окошком. Малышу это понравится. Возьмите силиконовые формочки для льда (сейчас их можно найти любой формы), добавьте в простую воду краску любого цвета (лучше гуашь), залейте этой водой формочки, в каждую формочку положите нитку в форме петельки и поставьте на мороз. Утром ваши льдинки будут готовы, и Вы сможете учить или закреплять названия цветов.

Природные явления - это ещё и средство развития умения ориентироваться во времени (в частности, речь идёт о смене сезонов). Дети сначала ориентируются в смене времён года, затем в смене частей суток, в старшем возрасте ориентируются в днях недели и в смене месяцев года, и наконец - ориентируются во временных промежутках (минута, 5 минут, 10 минут, 15 минут, час и т.д.).

Следующее средство сенсорного воспитания - творческая деятельность дошкольников. Творческая деятельность - это самая благоприятная деятельность для развития обследовательской деятельности. Прежде, чем что-то нарисовать или слепить или сделать аппликацию необходимо рассмотреть предмет и выделить его особенности. Задавайте ребёнку вопросы при рассматривании предметов, которые позволят выделить эти отличительные особенности предметов. Например, при рисовании яблока обследуйте с ребёнком предмет, обратите внимание сначала на контур, предложите обвести его пальцем, затем на части предмета (само яблоко, веточка, листик), какого они цвета и формы. Очень хорошо перед рисованием предмета слепить его из пластилина или глины. Конечно же перед лепкой предмет так же обследуется. Для разнообразия после лепки или рисования можно попробовать яблоко на вкус. При рисовании или лепки сложных предметов, например, животных, обследуется предмет целиком (контур), а затем обследуется каждая часть (голова, туловище, лапы, хвост, усы, глаза и т.д.).

Правила обследования предметов.

* Восприятие целостного облика предмета;

* Мысленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, величина, цвет и т.д.);

* Пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, под, сверху, снизу и т.д.);

* Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

* Повторное целостное восприятие.

Ещё одно средство сенсорного воспитания - дидактические игры. Их используют для обогащения сенсорного опыта ребёнка. Многие игры связаны с обследованием предметов, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков ("Чудесный мешочек", "Парные картинки", "Противоположности", "Четвёртый лишний" и др.). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (закрывает мышку в окошке красного цвета красной заслонкой, собирает в коробку только круглые предметы и т.д.). В некоторых играх дети различают вкус продуктов ("Узнай по вкусу"), а в некоторых развивают слух, определяя играющих по их голосам ("угадай по голосу"). А дидактических игр на развитие мелкой моторики колоссальное множество ("шнуровки", "пазлы", "мозайки", "Золушка" и т.д.). Благодаря дидактическим играм дети, постепенно подводятся к овладению сенсорными эталонами.

И ещё одно немаловажное средство сенсорного воспитания - трудовая деятельность. Начну с личного примера. Как раз сейчас период рассаживания рассады - моя дочь с великим удовольствием помогает пересаживать рассаду. Сначала она насыпала землю в банки для рассады и сеяла семечки, а затем, насыпала землю в стаканчики, чтобы рассадить выросшие растения. Так вот, в этих действиях задействована масса анализаторов - прежде всего, конечно, тактильные анализаторы, ну и нельзя забывать об обонянии (например, помидоры и перец по-разному пахнут) и зрении (цвет растений, форма стаканчиков и т.д.).

Ещё одно занятие. Можно предложить ребёнку (старшему дошкольнику) склеить себе коробку для игр. При этом ребёнок выбирает, какую взять бумагу для коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины, ширины, какого цвета и т.д. Можно ремонтировать порвавшиеся книги.

И для младших и для старших детей огромную радость составляет помощь на кухне. Особенно работа с тестом. Согласитесь, что на кухне задействованы буквально все анализаторы, поэтому трудовая деятельность на кухне - это также незаменимое средство сенсорного воспитания в любом возрасте.

Характеристика нормативно-правового обеспечения деятельности дошкольной образовательной организации

Нормативно-правовая база документационного обеспечения управления - это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации или учреждения.

Нормативно-правовую базу ДОУ составляют:

1. Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.), регламентирующих вопросы документационного обеспечения управления на федеральном уровне;

3. Государственная система документационного обеспечения управления;

4. Правовые акты органов правительственной и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующих вопросы ДОУ;

5. Правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по ДОУ различных организаций; 6. Государственные стандарты и документацию;

7. Унифицированные системы документации;

8. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

9. Нормативные документы по организации и охране управленческого труда служащих службы ДОУ;

10. Нормативные документы по организации архивного хранения документов.

Государственное регулирование распространяется не только на сферу документирования, но и на организацию работы с документами, таким образом, оно охватывает всю область документационного обеспечения управления.

До недавнего времени государственное регулирование делопроизводства осуществляла Федеральная архивная служба России (Росархив), которая в соответствии с Положением об Архивном фонде Российской Федерации и Положением о Федеральной архивной службе России осуществляла межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти, координируя развитие государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации. В настоящий момент эти функции переданы Федеральному архивному агентству.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.

Из действующих на сегодняшний день законодательных актов и нормативно-методических документов, регулирующих вопросы работы с документами в РФ надо знать следующие:

Законодательные акты РФ:

1. Конституция РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Федеральный закон "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ от 26.12.1995;

4. Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г.);

5. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ;

6. Федеральный закон "О стандартизации" № 5154-1 от 10 июля 1993 г.;

7. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.;

8. Федеральный закон "Об электронной подписи" от 25.03.2011 № 63-ФЗ;

9. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации;

10. Закон РФ "О языках народов Российской Федерации". № 1807-1 от 25 октября 1991 г.;

11. Положение "Об Архивном фонде РФ". Указ Президента РФ 17.12.1994 № 552;

12. Положение "О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. постановлением ФКЦБ" 16.07.2003 № 03 - 33/пс.

Нормативные и методические документы:

1. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения;

2. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;

3. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

4. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения;

5. Основные правила работы ведомственных архивов;

6. Типовая инструкция по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти РФ;

7. Укрупненные нормативы времени на работу по делопроизводственному обслуживанию;

8. Основные правила работы архивов организации;

9. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления;

10. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93;

11. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения;

12. Управленческие документы постоянного срока хранения, образующихся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов). Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения.

Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс РФ, который устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правоотношений и др. Поэтому квалифицированный секретарь, так же как и документовед, должен знать, что ст.№ 51 и последующие статьи главы 4 ГК РФ устанавливают виды документов, применяемых при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица. При этом дальнейшее развитие этих положений Гражданского кодекса РФ было фундаментально изложено в соответствующих Федеральных законах: "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Если организация осуществляет свою деятельность на территории субъекта федерации, где делопроизводство ведется не только на русском, но и на национальном языке, необходимо также руководствоваться Законом Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации". Не знать данный документ нельзя, поскольку очень часто организация, имеющая обширные международные связи и взаимоотношения забывает о требованиях законодательства в части использования языка документирования.

Работу с документами ограниченного доступа регламентируют:

- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485 "О государственной тайне";

- Указ Президента Российской федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений отнесенных к государственной тайне" (с изменениями от 24 января 1998 г.);

- Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера";

- Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 "Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".

Закон Российской Федерации "О стандартизации" от 10 июля 1993 г. № 5145-1 устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех органов управления, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации в области документационного обеспечения управления.

Уже упоминавшийся Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" устанавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы документов) являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом, наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов. Настоящий закон также регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Закон содержит определения, касающиеся информации и ее документирования.

Одним из наиболее важных законов в области работы с документами является Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи". Целью настоящего закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В этом законе определены условия использования электронной цифровой подписи, особенности ее использования. В законе дано не только определение понятия "электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме", но и определения электронной цифровой подписи: "реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе", специальная глава закона (Глава 2) раскрывает условия использования электронной цифровой подписи, при которых ЭЦП в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

С 1994 года в РФ действует Положение "Об Архивном фонде Российской Федерации", утвержденное указом Президента РФ от 17.03.1994 № 552. Данный документ важен для нас тем, что он установил правовые основы хранения документов в нашей стране, закрепив государственное регулирование всех вопросов, связанных с хранением и использованием документов, которые могут быть отнесены к Архивному фонду Российской Федерации. Работникам негосударственных организаций в связи с этим важно знать, что даже документы, являющиеся собственностью частной компании, являются негосударственной частью Архивного фонда РФ.

Согласно Положению об Архивном фонде РФ в состав негосударственной части входят документы, являющиеся собственностью негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации. Таким образом, документы коммерческих структур после экспертизы их ценности, проводимой совместно с органами и учреждениями Федерального архивного агентства, могут быть отнесены к архивным документам негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации. В связи с этим на данные документы будут распространены действия законодательства об Архивном фонде Российской Федерации, в частности обязанности по обеспечению их сохранности. Закон закрепил право юридических и физических лиц на создание архивов. Дальнейшее развитие норм, установленных данным Положением, отражено в недавно изданном Федеральном законе от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

Одним из системообразующих нормативно-методических документов нашей отрасли является ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Настоящий стандарт является важным этапом обновления нормативно-методической базы делопроизводства и архивного дела в соответствии с федеральным законодательством и современным уровнем развития данной отрасли. Термины, установленные настоящим стандартом, должны быть использованы во всех видах документации.

ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" - является основным документом в ДОУ и может быть рекомендован в качестве настольной книги секретаря и делопроизводителя. Документ разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Федеральной архивной службы России, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст. Настоящий стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации". Данный стандарт устанавливает: состав реквизитов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Качественно и наглядно представлены схемы расположения реквизитов документов, образцы бланков документов. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти способствует решению технологических задач документирования. Указанный нормативно-методических документ устанавливает правила оформления организационно-распорядительных документов, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов.

Типовая инструкция, предъявляя требования к унификации элементов оформления документации, в значительной степени облегчает создание типовых, унифицированных и единых процессов как традиционного, так и автоматизированного документирования, хранения и передачи документированной информации.

К нормативно-методическим документам, ряд положений которых может применяться и в настоящее время, относятся Единая государственная система делопроизводства и Государственная система документационного обеспечения управления.

Последний из названных документов на сегодняшний день составлен основу ДОУ. В этой системе установлены единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях. Изложенные требования относятся ко всем документам независимо от того, созданы они традиционным способом или при помощи компьютерной техники.

Одним из "настольных" нормативных документов работников делопроизводственной сферы является "Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения". Перечень включает в себя документы, образующиеся при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций, выполняемых учреждениями, организациями и предприятиями, независимо от их функций, уровня и масштаба деятельности, форм собственности. Перечень служит целям сохранения, организации и пополнения Архивного фонда Российской Федерации, предназначен для определения сроков хранения документов, отбора их на постоянное хранение или уничтожение. Он должен использоваться также при подготовке номенклатур дел, формировании дел, при разработке схем классификации документов при создании поисковых систем в делопроизводстве. Столь глобальные задачи, безусловно, относятся к компетенции службы ДОУ, но поскольку формирование дел производится в каждом структурном подразделении, работающей с документами, то Перечень окажет неоценимую помощь при определении критериев формирования документов в дела.

Полный текст вышеперечисленных документов Вы найдете в разделе "Нормативные акты".

Резюмируя представленный обзор основных нормативно-методических документов по делопроизводству и работе с документами в РФ, необходимо отметить, что технология в работе с документацией в нашей стране является хорошо продуманной системой, организованной на рациональных и обоснованных принципах. Квалифицированный секретарь или делопроизводитель, владеющий этой технологией и имеющий соответствующие знания о нормативных требованиях, окажется более полезен своей организации, нежели тот, который каждый раз "изобретает колесо" на свой страх и риск. Кроме того, получив информацию о существующих нормах работы с документами, секретарь или делопроизводитель станет эффективно работающим звеном системы документационного обеспечения управления своей организации.

Показать полностью… https://vk.com/doc7329463_401825400
Рекомендуемые документы в приложении