Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 045769 из МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова (до 2015)

Владимир Шаинский

В.Я. Шаинский - член Союза композиторов (1966), член Союза кинематографистов (1974), член Правления Центрального дома работников искусства (1972), член правления и президиума Российского детского фонда с момента его основания, член Московского фонда мира (1987), президент Фонда памяти композитора Арно Бабаджаняна (1998).

Родился 12 декабря 1925 года в Киеве. Отец - Шаинский Яков Борисович. Мать - Шаинская Ита Менделевна. Супруга - Шаинская Светлана Владимировна (1966 г. рожд.). Дети: Шаинский Иосиф Владимирович (1971 г. рожд.), Шаинский Вячеслав (1987 г. рожд.), Шаинская Анна.

С 1936 года Владимир Шаинский занимался по классу скрипки в музыкальной школе-десятилетке при Киевской консерватории, однако начавшаяся война прервала учебу, и в 1941 году семья была эвакуирована в Ташкент. Владимир продолжил музыкальное образование в Ташкентской консерватории, но в 1943 году его призвали в армию.

В 1945 году Владимир Шаинский поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет и после ее окончания в 1949 году три года работал в оркестре Л. Утесова. Затем преподавал в классе скрипки в музыкальной школе (1952-1954), а в 1954-1962 годах работал оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем в различных эстрадных оркестрах. В 1962 году поступил и в 1965 году окончил композиторский факультет Бакинской консерватории имени Гаджибекова, где занимался в классе народного артиста СССР Кара-Караева.

Первыми произведениями композитора стали Струнный квартет, написанный в 1963 году еще в консерватории, и симфония, созданная в 1965 году. Ныне Владимир Яковлевич широко известен в основном как автор многочисленных произведений для детей. За годы творческой деятельности он сочинил оперу для детей "Трое против Марабука" (1974), несколько мюзиклов: "Аз, Буки, Веди" (1975, либретто и стихи М.С. Пляцковского), "Путешествие Нильса" (1984, по сказке Сельмы Лагерлеф, стихи Р. Рождественского), "Восьмое чудо света" (1985), "Лифт" (1987), "Джельсомино и пираты" (1988, либретто и стихи А. Гангова), "По сказкам и континентам" (1989), "Рэкет" (1993, либретто и стихи А. Гангова), "Жених для приданного" (1994, либретто и стихи А. Гангова).

Владимир Шаинский - автор десятков мелодий из любимых художественных и мультипликационных фильмов. Среди них кинокартины "Анискин и Фантомас", "И снова Анискин", "Завтрак на траве", "Школьный вальс", "Финист, ясный сокол", "Пока бьют часы", документальный фильм "Шаги истории", мультфильмы "Чебурашка", "Шапокляк", "Катерок", "Крошка - енот", "Трям, здравствуйте!", музыкальные сказки "2х2=4", "Площадь картонных часов" и др. Владимиром Шаинским написаны более 300 песен, многие из которых стали популярными: "Дрозды", "Береза белая", "Уголок России", "Багульник", "Когда цвели сады", "Белые крылья", "Не плачь, девчонка", "Идет солдат по городу", "Цыганский хор", "Песня крокодила Гены", "Улыбка", "Через две зимы", "Кузнечик", "Антошка", "Про папу", "Пропала собака", "Облака", "Мамонтенок", "Любви негромкие слова".

Владимир Шаинский удостоен многочисленных государственных и общественных наград и премий. Он - народный артист РСФСР (1986), заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), лауреат Государственной премии СССР (1981), лауреат премии Ленинского комсомола (1980), лауреат германской "Премии искусства" (1976), многократный лауреат телефестиваля "Песня года" (с 1971 года), обладатель Приза Дунаевского от телепрограммы "Песня года" (1998), лауреат ряда отечественных и международных конкурсов песен. В. Шаинский награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2005), Дружбы (1996), Почета (2002), медалями "За победу над Германией" (1945), "30-летие Победы" (1975), медалью ЦК ВЛКСМ "За активную работу в комсомоле" (1975), польским орденом "Заслуги перед культурой" (1974), золотой медалью Польско-Советской дружбы (1973), серебряной медалью Германо-Советской дружбы (1971), золотой медалью Германо-Советской дружбы (1972). Удостоен званий "Национальная гордость России" (2004) и "Человек года" (Украина, 2005).

В.Я. Шаинский - член Союза композиторов (1966), член Союза кинематографистов (1974), член Правления Цент

рального дома работников искусства (1972), член правления и президиума Российского детского фонда с момента его основания, член Московского фонда мира (1987), президент Фонда памяти композитора Арно Бабаджаняна (1998).

Владимир Яковлевич любит классическую музыку, особенно сочинения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе, Шостаковича. Он считает, что перед современной "большой" музыкой стоит задача поиска контактов со слушателем. Любит модерновый балет (Эйфман и др.), сам мечтает создать стиль "мелодического модернизма". В изобразительном искусстве и скульптуре предпочитает произведения эпохи Ренессанса: Микеланджело, Рафаэля, Рембрандта. Любимые писатели - Шекспир, Толстой, Чехов, Куприн. В свободное время занимается подводной охотой, собиранием подводных трофеев, ходит на лыжах, бегает на коньках, ездит на велосипеде, бегает, любит гимнастические упражнения на турнике, кольцах и на коврике.

Живет и работает в Москве.

* Первыми произведениями композитора стали струнный квартет, написанный в 1963 году ещё в консерватории, и симфония, созданная в 1965 году. Наиболее В. Я. Шаинский известен как автор многочисленных произведений для детей. За годы творческой деятельности он сочинил оперу для детей "Трое против Марабука" (1974 г.), несколько мюзиклов:

* "Аз, Буки, Веди" (1975, либретто и стихи М. С. Пляцковского),

* "Путешествие Нильса" (1984, по сказке Сельмы Лагерлёф, стихи Р. Рождественского),

* "Восьмое чудо света" (1985),

* "Лифт" (1987),

* "Джельсомино и пираты" (1988, либретто и стихи А. Гангова),

* "По сказкам и континентам" (1989),

* "Рэкет" (1993, либретто и стихи А. Гангова),

* "Жених для приданного" (1994, либретто и стихи А. Гангова).

Евгений Птичкин

Евгений Николаевич Птичкин родился 1 июля 1930 г. в Москве.

1 июля 1930, Москва - 28 ноября 1993, Москва.Композитор.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.05.1978).

Народный артист РСФСР (5.02.1988).

В 1957 году окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции у Н. Пейко. После института Евгений Птичкин работал звукорежиссёром Дома радиовещания и звукозаписи. Здесь, в конце 1950-х годов, появляются первые песни Евгения Птичкина, написанные для молодёжной редакции радио, - среди них ставшая популярной "Где вы, где вы, девушки несмелые" (ст. В. Кузнецова) на "целинную" тему и затем её продолжение: "Едут девушки..." В начале 1960-х годов Евгений Птичкин сближается с редакцией русской народной песни радио, сочиняет песни в "русской" стилистике - для певицы В. Левко и хора русской песни (песенные циклы "Самый человечный человек" на ст. В. Семернина и В. Кузнецова, "Из искры" на ст. С. Корзинкина, "Березовые тайны" на ст. Л. Васильевой).

В конце 1960-х годов Евгений Птичкин начинает работать в кино. Песня из первой же картины приносит ему огромный успех. Это была знаменитая "Ромашки спрятались" (стихи Игоря Шаферана, к/ф "Моя улица"), написанная в манере русских лирических "страданий". Это наиболее типичная и, вероятно, самая удачная песня Евгения Птичкина - широкая, неторопливая, с элементами баянных наигрышей, гитарных переборов. Несколько лет спустя она стала лейтмотивом ещё одного фильма - "Телеграммы" Ролана Быкова. Не меньшим успехом пользовалась песня "Эхо любви" (стихи Роберта Рождественского, к/ф "Судьба"), особенно пронзительно звучавшая в исполнении польской певицы Анны Герман.

Всего у композитора - свыше ста песен (все для кино). Наиболее известны "Даль великая" и "Сладка ягода" ("Любовь земная"), "Верит людям земля" ("Победа") - все на стихи Рождественского, "Моя земля, моя отчизна", "Земной поклон" (ст. В. Татаринова), "Цветы России" (ст. В. Бутенко).

Оперетты:

"Бабий бунт" (1975). Пьеса К. Васильева и М. Пляцковского

"Сладка ягода" (1977)

"Свадьба с генералом" (1980), по комедии А. П. Чехова "Свадьба"

"Дилижанс из Руана" (1985)

"Я пришел дать вам волю" (1988)

"Ищите женщину" (1988)

Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Александр Зацепин

...последние почти 20 лет композитор живет на два дома - в Москве и Париже. В середине 1990-х годов умер его друг и соавтор Леонид Дербенев. Зацепин остался без своего поэта, с которым работал и дружил три десятка лет. Умер и великий режиссер Леонид Гайдай.

Теперь Зацепин работает с поэтом Юрием Рогозиным, своим давним другом. Вместе уже создано более 20 песен, которое записали известные исполнители.

Родился 10 марта 1926 года в Новосибирске. Отец - Зацепин Сергей Дмитриевич. Мать - Оксентович Валентина Болеславовна. Супруга - Зацепина (Третьякова) Светлана Григорьевна, пианистка. Дочь - Зацепина Елена Александровна (1956 г. рожд.), окончила МГИМО, живет с семьей в Швейцарии. Внук Александр - выпускник консерватории.

Отец Александра Сергеевича был известным в городе хирургом, образованным, интеллигентным человеком. Мама работал учительницей русского языка и литературы.

В доме было много пластинок с классической музыкой. Будущего композитора родители отдали учиться в музыкальную школу, и несмотря на то, что частенько ему хотелось позаниматься и другими интересными делами, он и на пианино играл с удовольствием. А интересных занятий, кроме музыки, было предостаточно. Это и химия (дома была целая лаборатория с колбочками и пробирками), и радиотехника (паял, собирал радиоприемники), и акробатика (сальто вперед и назад выполнял без проблем), и велосипед (можно было просто погонять с друзьями, а можно было и прицепиться сзади к грузовику и лихо промчаться по главной улице Новосибирска - Красному проспекту).

В старших классах Александр Сергеевич окончил курсы киномехаников (очень пригодилось в будущем) и ...трактористов (летом, счастливый, работал в колхозе на "железном коне"). Едва научившись играть на пианино, Зацепин начал сочинять веселые песенки, которые распевал со своими друзьями. В общеобразовательной школе он тоже учился хорошо, но примерным поведением не отличался. Его страсть к розыгрышам и шуткам принималась "на ура" одноклассниками, но не вызывала восторга у учителей.

Всерьез занимаясь акробатикой, будущий композитор однажды чуть было не связал свою жизнь с цирком. Втайне от родителей он перестал ходить в школу и отправился в цирк устраиваться на работу. Однако мама незадачливого циркача все-таки успела побывать там раньше и уговорила не брать сына, так как ему, по крайней мере, необходимо окончить школу.

Когда началась Великая Отечественная война, будущий композитор учился в 8-м классе. Однажды декабрьской ночью к Зацепиным приехал "черный воронок" и люди из НКВД арестовали отца. А дело было вот в чем. В начале войны был издан указ: за опоздание на работу - судить. А отец Зацепина возьми да скажи: "Наконец-то советская власть взялась за лодырей!" Будучи очень педантичным и ответственным, он не любил прогульщиков и опаздывающих. Один из знакомых, услышавших эту фразу, донес на "врага народа"... После ареста следователь спрашивал у арестованного хирурга: "Выходит, советская власть раньше ничего не делала, раз только сейчас, по-вашему, взялась за прогульщиков?.."

Отца зверски избивали, заставляя подписать признание, что он контрреволюционер. В итоге его приговорили к 10 годам без права переписки...

Окончив школу, Александр поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, планируя потом перевестись на радиотехнический факультет в другом городе (в Новосибирске тогда не было радиотехнического). Однако не питая склонности к математике и слишком много занимаясь музыкой (в институте научился играть на трубе и тромбоне), Александр накопил "букет хвостов" и в марте 1945 года был отчислен из вуза. Его тут же призвали в армию и, как имеющего среднее образование, направили в Тюменское офицерское пехотное училище. Зацепин делал попытку убежать на фронт, но его отправили обратно.

А вскоре война закончилась. Получив месячный отпуск и приехав домой в Новосибирск, Александр Сергеевич освоил аккордеон и кларнет (играл по 6 часов в день). Вернувшись в училище, попросился в музвзвод. Он вовсе не собирался становиться профессиональным военным. У начальства был выбор - взять его в музвзвод или в офицерский клуб. В итоге киномеханик Зацепин оказался нужнее музыканта Зацепина, и его отправили работать в офицерский клуб, где в выходные он играл на танцах на аккордеоне.

В 1946 году его взяли в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Начались гастроли. Потом - запретили джаз, как вредное капиталистическое явление, и все оркестры, имеющие к нему отношение, расформировали. И дирижер сказал Зацепину: "Учись играть на балалайке! Или пойдешь дослуживать в армию. Другого варианта нет". Александр быстро освоил балалайку и успешно играл в оркестре...

После демобилизации в 1947 году Зацепина пригласили в Новосибирскую филармонию, начались гастроли по Сибири. После года работы он решил: надо готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Однажды во время гастролей в Алма-Ате Зацепин пришел подавать документы в музучилище, но ему сказали: "Идите сразу в консерваторию. С вашей подготовкой вас примут!"

И его действительно приняли на фортепианное отделение, а на будущий год - и на композиторское к известному ленинградскому педагогу профессору Евгению Брусиловскому, оставшемуся в Алма-Ате после эвакуации во время войны.

Дипломной работой Зацепина стал балет в трех актах "Старик Хоттабыч", который поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета и который потом долгие годы успешно там шел. В том же 1956 году Зацепин написал музыку к фильму "Наш милый доктор" режиссера Шакена Айманова. Это был второй подарок судьбы к окончанию учебы.

Музыку к фильму записывали в Москве с оркестром знаменитого тогда Виктора Кнушевицкого. Ему понравился молодой композитор, и он сказал ему: "Что ты сидишь в Алма-Ате, переезжай в Москву!" И в 1958 году, преодолев массу трудностей с пропиской, Александр Сергеевич купил треть деревянного домика в районе Перово, который тогда был еще пригородом столицы, и перевез туда маму, жену и маленькую дочь.

С работой складывалось не очень гладко. Но тут вмешался случай. Режиссер Леонид Гайдай поссорился с Никитой Богословским, написавшим музыку к его фильмам "Пес Барбос и необычайный кросс" и "Самогонщики" и остался без композитора. А Гайдай как раз начинал работу над "Операцией "Ы" и другими приключениями Шурика"... И тут ему порекомендовали Зацепина. После некоторых колебаний Леонид Иович согласился.

Так родился блестящий творческий союз Гайдай - Зацепин. К ним присоединился еще один талантливый человек - поэт Леонид Дербенев.

В дальнейшем практически все фильмы Гайдая выходили с музыкой Александра Сергеевича. Эти картины стали классикой. И "Операция "Ы"" (1965), и "Кавказская пленница" (1967), и "Бриллиантовая рука" (1969), и "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), и "Спортлото-82" (1982)... "Песенку про медведей", "Песню про зайцев" и "Остров невезения" пела вся страна. В 1966 году Александр Зацепин стал лауреатом песенного фестиваля в Болгарии за песню "Легенда о Варне".

К тому времени Александр Сергеевич познакомился с Аллой Пугачевой, тогда еще никому не известной певицей (ему посоветовал приятель-музыкант сходить на конкурс художественной самодеятельности - посмотреть интересную певицу). Зацепин сразу оценил молодое дарование и пригласил Аллу работать для кино. Это было необыкновенной удачей для любого исполнителя. Кино открывало путь к успеху. Так появились песни "До свиданья, лето", "Бубен шамана", "Любовь одна виновата", "Друг друга мы нашли", "Волшебник-недоучка", "Песенка про меня", "Да...", "Этот мир придуман не нами", "Что было однажды", "Куда уходит детство?", "Рисуйте, рисуйте" и другие шлягеры в исполнении Аллы Пугачевой. В 1975-76 годах Александр Зацепин дважды становился лауреатом международных конкурсов в США за песни "До свиданья, лето" и "Друг друга мы нашли".

На экраны вышли фильмы "Женщина, которая поет" (1978), "Земля Санникова" (1973) с музыкой Зацепина. Песня "Есть только миг" из "Земли Санникова" (ее первым исполнил Олег Анофриев) до сих пор популярна. А между этими картинами был грандиозный советско-итальянский проект - фильм Михаила Калатозова "Красная палатка" (1969) о гибели полярной экспедиции генерала Нобеля, где снимались такие звезды западного кино, как Шон Коннори и Клаудиа Кардинале. Из наших актеров там снимались Эдуард Марцевичи Никита Михалков.

В начале 1980-х годов, не меняя гражданства, Зацепин уехал во Францию. В СССР ему не разрешили работать по очень выгодному контракту с американской кинокомпанией. Живя же за границей, это можно было осуществить.

И вот последние почти 20 лет композитор живет на два дома - в Москве и Париже. В середине 1990-х годов умер его друг и соавтор Леонид Дербенев. Зацепин остался без своего поэта, с которым работал и дружил три десятка лет. Умер и великий режиссер Леонид Гайдай.

Теперь Зацепин работает с поэтом Юрием Рогозиным, своим давним другом. Вместе уже создано более 20 песен, которое записали известные исполнители. С аншлагом прошли творческие вечера Александра Сергеевича в ГЦКЗ "Россия" в 2002 году, где принимали участие звезды российской эстрады и наряду со старыми шлягерами прозвучало 11 песен, написанных в соавторстве с Юрием Рогозиным.

В творческом багаже композитора 100 фильмов (художественных, мультипликационных, документальных) и более 300 песен, романсы ("Память солнцу" на стихи А. Ахматовой, "Ищу спасения" на стихи А. Блока, "Стою за всех" на стихи В. Маяковского, "Чувства и взгляды" на стихи неизвестного поэта), мюзиклы "Золотые ключи" (либретто А. Шайкевича, Н. Олева, А. Рохлина), "Две женщины и зависть" (либретто Н. Доризо), "Русское Рождество в Париже" (либретто Е. Хорошевцева), музыка к спектаклям "Изобретательная влюбленная" Лопе де Вега, "Слуга двух господ" К. Гольдони, "Испанцы" М. Лермонтова, "Доктор философии" Нушича, "Любовь Ани Березко" Пистоленко, "Джордано Бруно", "Наследники" Нанова, "Дама-невидимка" Кальдерона, "Чудак" Н. Хикмета, "Битва в пути" Г. Николаевой. Среди инструментальных произведений композитора - Индийская сюита (1955) и Сюита на темы народов Азии и Африки для симфонического оркестра (1964), струнный квартет (1954), три прелюдии для фортепиано (1958).

Помимо уже упомянутых выше фильмов музыка Зацепина звучит в таких известных картинах, как "Двенадцать стульев" (1971), "Не может быть!" (1975), "Капитан Немо" (1974-75), "31 июня" (1978), "За спичками" (1979), "Петля Ориона" (1980), "Душа" (1980), "Где находится нофелет?" (1988), "Артистка из Грибова" (1988-89), "Частный детектив, или Операция "Кооперация"" (1989), "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди" (1992), "Казус Бэлли" (2002), мультипликационных фильмах "Фильм, фильм, фильм" (1967), "Ну, погоди!" (2-я серия, 1971), "Тайна третьей планеты" (1980) и многих других.

Песни Александра Зацепина пели и поют звезды отечественной эстрады - Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Олег Анофриев, Филипп Киркоров, Николай Расторгуев, Марина Хлебникова, Евгений Осин, Наташа Королева, Алексей Глызин,Олег Газманов, Валерий Сюткин и многие другие.

Почти все песн

и, написанные Александром Зацепиным в разные годы, сразу становились шлягерами. Наряду с теми, о которых уже говорилось, это - "Надо мной небо синее", "Костер на снегу", "Песенка ни о чем", "Одиссей", "Все равно ты будешь мой", "Лунная серенада", "Я буду ждать тебя", "Помоги мне", "Ты слышишь, море", "Полосатая жизнь", "Танго Остапа Бендера", "Мираж", "Все было", "Кап-кап-кап", "С любовью встретиться", "Разговор со счастьем", "Ищу тебя", "Звездный мост", "Любовь нас выбирает", "Мир без любимого", "Дожди" и многие-многие другие. Песни "Волшебник-недоучка", "Дожди" и "Куда уходит детство?" были признаны лучшими песнями года московского телевидения соответственно в 1976, 1999 и 2001 годах.

А.С. Зацепин - Заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), член Союза композиторов (1956) и Союза кинематографистов (1957). Награжден медалью "За трудовое отличие".

Чичков Юрий Михайлович

26 июля 1929, Москва - 6 августа 1990, Москва.

Советский композитор.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.03.1978).

Народный артист РСФСР (26.05.1989).

Детские годы композитора прошли в Москве. Любовь к музыке у него проявилась рано. Он очень любил петь и этому его научила мама, которая часто пела ему сама. В последующем Юрий Михайлович напишет много красивых песен, посвященных маме. Именно она привела его в музыкальную школу, где сразу поняли, что мальчик очень способный.

Когда началась война Юре было 11 лет. Одним из ярких воспоминаний Юрия Михайловича о войне был такой случай: как-то в четырёхэтажный дом попала бомба. Только одна стена устояла и вверху на ней уцелело пианино! По полуразрушенной лестнице Юра вместе с ватагой ребят взобрался наверх и заиграл на этом инструменте, а внизу собрались люди и слушали этот удивительный концерт.

Неизвестно, как бы сложилась судьба будущего композитора, если бы случайно, на улице, он не встретил свою учительницу музыки. Школа к тому времени была закрыта и в ней устроили лазарет для раненых, но она настояла на том, чтобы продолжить занятия. Музыкой Юра занимался с удовольствием и по мере взросления всё чаще думал о том, что сам хотел бы попробовать что-то сочинить.

В 1949 году Чичков окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. После окончания школы был призван в армию. За эти годы окончил два музыкальных вуза: Институт военных дирижёров (1953) и Московскую консерваторию по классу композиции В.Я. Шебалина (1959).

После службы в армии посвящает себя композиторской деятельности.

Для детей написал огромное количество песен. Они стали классикой детского жанра. Творчество для детей, как говорил сам композитор, держится на трёх китах: "Музыка и стихи должны быть услышаны сердцем, в детской песне должно быть заложено доброе, волшебное зёрнышко и самое главное - любовь к детям!"

Песни Юрия Михайловича Чичкова звучали на радио и телевидении. Их исполняли как большие, прославленные детские хоры, так и маленькие школьные, солисты-дети и популярные, знаменитые исполнители. Большое количество произведений посвящено школе. Сейчас невозможно представить себе школьный праздник без песен "Одноклассники-однокашники", "Утро школьное, здравствуй", "Детство - это я и ты", "Из чего же, из чего же...", "Наташка-первоклашка", "Наша школьная страна" настолько полюбилась ребятам, что можно сказать стала школьным гимном. Сам Юрий Михайлович как-то сказал: "Открыв" однажды школьную страну, куда не идут поезда, я уже никак не могу её "закрыть", - и в этой "особой" стране всегда столько нового, удивительного...". Кроме того сочинял оперы, вокально-симфонические, инструментальные произведения, музыку к фильмам.

Похоронен композитор на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 34).

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Лауреат Государственной премии СССР (1983) и премии Ленинского комсомола (1972).

Раухвергер Михаил Рафаилович

22 ноября (5 декабря) 1901, Одесса - 18 октября 1989.

Русский советский композитор.

Народный артист Киргизской ССР (1961).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1.07.1974).

В 1927 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, класс проф. Ф.М. Блуменфельда.

Внёс большой вклад в развитие киргизского музыкального театра. Автор музыкальных произведений, поставленных в Киргизском театре оперы и балета; музыки к драматическим спектаклям в Московских театрах и других, сочинения в различных жанрах.

В 1928-1941 годах вёл педагогическую работу в Московской консерватории (с 1939 года - профессор; в 1939-1941 годах заведовал кафедрой специального фортепиано.

Депутат Верховного Совета Киргизской ССР.

Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Оперы: "Сказка о золотом чубе" ("К?к?л". 1942, 2-я редакция - 1976); "Красная шапочка" (1949. 2-я редакция - 1967), "Жамиля" (1963), "Снежная королева" (1967); балеты: "Чолпон" (1943, 2-я редакция - 1958), "Близнецы" (1948). "Тимур и его команда" (1950), "Жа?ыл" (1970), "Колобок" (1974), "Синяя птица" (1981); симфонические произведения: симфоническая сюита "В горах Алатоо" (1947), сюита для детского оркестра "Юные музыканты" (1948), сюита для струнного оркестра (1949), две сюиты из балета "Чолпон" (1960), симфония (1960), танцевальная сюита "В гоpax" (1966), сюита для симфонического оркестра "Песня Атая" (1972), сюита из балета "Жа?ыл" (1974), симфониетта для струнного оркестра (1980); концерты с оркестром: для виолончели (1962), для фортепиано (1973) для кларнета (1978) для тромбона (1979); камерно-инструментальные: шесть пьес для трио (1946), шесть струнных квартетов (1947, 1958, 1966, 1972, 1975, 1982), балетная сюита для фортепиано, скрипки и виолончели (1958), семь пьес для скрипки и фортепиано (1959), четыре пьесы для скрипки и фортепиано на темы балета "Чолпон" (1961), соната для гобоя и фортепиано (1967), три пьесы для фагота и фортепиано (1971), сонатина для кларнета и фортепиано (1971), трио для двух кларнетов и бас-кларнета (1975), квартет для флейты, двух кларнетов и фагота (1976), квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели (1978), маленькая сюита из балета "Чолпон" для кларнета, скрипки, альта и фортепиано (1978), квартет для трубы, двух валторн и тромбона (1979); пьесы для фортепиано: шесть лирических пьес (1935), сонатина (1936), "Кыргызские миниатюры" (1948), тетрадь кыргызских пьес (1954), восемь пьес на кыргызские темы (1962), 25 этюдов (1969), три сонатины (1972), концертные обработки пяти номеров из балета "Чолпон" (1974), свыше 400 хоров, обработки народных песен, в том числе кыргызских; для голоса и ф-п. - романсы на сл. сов. поэтов, в т. ч. Шесть песен на сл. С. Маршака (1962), Цветы (сл. разных поэтов, 1962), Три негритянские песни (сл. Н. Кальмы, 1971); песни и хоры для детей, в т. ч. сб. Октябрята (сл. Т. Сикорской, 1926), Про птиц и животных (сл. А. Барто, вып. 1-2, 1927-1928), От весны до весны (сл. М. Клоковой, 1930), Солнышко (сл. А. Барто, 1933), Игрушки (сл. А. Барто, 1936), Забавные песни (сл. разных поэтов, 1972), Пять песен на сл. С. Черного (1972), Влиятельные песни (сл. А. Барто, 1973); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Недоросль" Д. Фонвизина (1939, ЦДТ), "Двенадцать месяцев" С. Маршака (1946), "Красная Шапочка" Е. Шварца (1948, МТЮЗ), "Виндзорские насмешницы" Шекспира (1948, Горьковский театр), "Комуз" (совместно с А. Малдыбаевым, 1942), "Манас и Алмамбет" (совместно с А. Куттубаевым, 1944), Тополек мой в красной косынке (1950); музыка к кинофильмам.

Красев Михаил Иванович

Родился 16 марта 1897 года в Москве. С начала своей творческой деятельности композитор был тесно связан с многочисленными самодеятельными коллективами. Он выступает как автор песен на актуальные темы, пишет музыку для клубных самодеятельных спектаклей, для ансамблей народных инструментов.

Наряду с этим Красев активно работает над созданием музыки для детей. Им написано большое количество детских опер: "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (1924), "Топтыгин и лиса" (1943), "Маша и медведь" (1946), "Несмеяна-царевна" (1947), "Муха-цокотуха" по сказке К. Чуковского (1948), "Терем- теремок" (1948), "Морозко" (1949), а также создано много детских песен.

За оперу "Морозко" и детские песни - "О Ленине", "Песня московских детей о Сталине", "Праздничное утро", "Кукушка", "Дядя Егор" - Михаилу Ивановичу Красеву присуждена Сталинская премия.

М. И. Красев родился в Москве 4 (16) февраля 1897 года (по другим данным, 16 марта 1897 года[1]). Теорию музыки изучал у А. Т. Гречанинова, И. А. Добровейна, Н. С. Жиляева. В 1920-е годы входил в ОРКИМД. В 1922-1925 годах инструктор дома юношества Московского отделения Наробраза. В 1925-1927 годах музыкальный руководитель коллектива "Синяя блуза" при союзе Медсантруд, позднее работал также в Большевистской трудовой коммуне, ЦДХВД. Записывал народные песни на Кавказе, в Белоруссии, в Крыму.

М. И. Красев умер 24 января 1954 года в Москве.

Награды и премии

Сталинская премия второй степени (1950) - за оперу для детей "Морозко" (1950) и детские песни "О Ленине" (1930), "Песня московских детей о Сталине", "Праздничное утро" (1940), "Кукушка" (1925), "Дядя Егор" (1925)

Показать полностью… https://vk.com/doc7329463_394605439
Рекомендуемые документы в приложении