Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 045770 из МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова (до 2015)

Ольга Иеронимовна Капица

Ольга Иеронимовна Капица (1866 - 1937), педагог, специалист по детской литературе и фольклору, собиратель, исследователь детского фольклора, разработавшая методику его преподавания в высшей школе. Дочь Иеронима Ивановича Стебницкого, жена военного инженера Леонида Петровича Капицы. Один из её сыновей - Пётр Леонидович Капица, учёный-физик, лауреат Нобелевской премии. К числу её заслуг следует отнести публикацию первой научной книги, посвященной изучению и собиранию детского фольклора. Благодаря трудам О. И. Капицы вышел сборник "Детский быт и фольклор". Ольга Иеронимовна была русским фольклористом, писателем, являлась организатором и руководителем комиссии по собиранию и изучению детского фольклора. О.Капица собрала и опубликовала в 1926-ом году "Детские народные потешки", в 1927-ом году опубликовала "Детские народные пестушки, прибаутки и песни", так же благодаря ей были опубликованы "Русские народные сказки". Она собрала необыкновенно богатый материал детского фольклора, на основании которого С. Маршак создал пьесы для детского театра, сказки, загадки и считалки, а К. Чуковский написал книгу "Пятьдесят поросят". Ольга Иеронимовна выступала против педагогов, которые в тридцатые годы двадцатого века считали сказку воплощением чуждой идеологии, и доказывала воспитательную роль фольклора.

Вот как о ней вспоминает её внук, физик и популяризатор науки, телеведущий программы "Очевидное-невероятное" Сергей Петрович Капица: "Бабушка Ольга Иеронимовна Капица заботилась о нашем чтении и постоянно присылала из России детские книжки. Она была профессором педагогического института им. А. И. Герцена в Ленинграде и занималась детской литературой. Бабушка, несомненно, оказала большое влияние на поросль молодых и талантливых детских писателей, которая тогда сформировалась в Ленинграде; туда входили Маршак, Бианки, Житков. Они создали то, что теперь называется советской детской литературой. Это было, по-моему, очень заметным делом в то сложное и тревожное время.

Волков, Геннадий Никандрович

Геннадий Никандрович Волков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Чувашская АССР - 27 декабря 2010,Чебоксары) - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики

Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским.

Окончил физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева (ныне университет), аспирантуру Казанского государственного педагогического института[3].

В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.

С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.

С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт, ГДР).

С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике вКалмыкии.

Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России ("Педагогика", "Народная школа", "Сельская школа", "Образование в мире - мир образования", "Домашнее воспитание", "Престижное воспитание" и др.)

Автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий.

Владея многими тюркскими языками, обобщённо представил и на основании первоисточников обосновал духовно-нравственное единство русского народа с тюркскими.

Родоначальник ряда идей национального образования в России. Получила государственное признание его этнопедагогическая концепция национальной школы.

Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики.

* 1962 год - предложил термин "этнопедагогика". К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.

* 1967 год - защитил монографию "Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)" в качестве докторской диссертации.

* Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.

О роли Волкова в развитии этнопедагогики как средства гармонизации межнациональных отношений см.: Ленский И. Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1998. Научный руководитель - академик РАО, профессор Г. Н. Волков.

Николай НЕКРАСОВ

Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец. Это был человек, много испытавший на своем веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти все состояние). В жизни поэта картам тоже принадлежала большая роль, но он играл счастливо, и часто говорил, что судьба делает только должное, возвращая роду через внука то, что отняла у деда. Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера. Брак, состоявшийся без их согласия, не был счастливым. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений Некрасов обращался к ее светлому образу, обаяние которого отразилось в творчестве Некрасова необыкновенным сочувствием его к женской доле.

Картины народного горя не исчерпывают, однако, содержание поэзии Некрасова. Первая большая поэма Некрасова "Саша" (1855) открывается великолепным лирическим вступлением - песней радости возвращения на родину. В лице героев поэмы, Агарина и Саши, отмечены существенные черты современников, впоследствии получивших развитие в романах Тургенева "Рудин" и "Накануне". Написаны оригинальным слогом, в народном духе "Коробейники" (1861) и одно из лучших произведений Некрасова "Мороз, Красный нос" - гимн русской крестьянке. Проносящиеся перед взором замерзающей героини яркие картины былого счастья написаны строго выдержанным величавым стилем и великолепным стихом. По своему общему складу примыкает к поэме "Мороз, Красный нос" и идиллия "Крестьянские дети" (1861). Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно мягким и нежным в изображении женщин и детей. Написанная в последние годы жизни поэма "Кому на Руси жить хорошо" содержит множество поразительной силы и меткости выражений. Лучшее в ней - отдельные вставленные песни и баллады, особенно богата ими последняя часть поэмы - "Пир на весь мир". Конец другой поэмы - "Русские женщины" (свидание Волконской с мужем на руднике) - одна из самых трогательных сцен всей русской литературы.

Лиризм Некрасова возник на благородной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу Некрасова спасли именно его "вины", о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, "укоризненно со стены" смотревших на него. Его нравственное несовершенство давало ему живой и непосредственный источник любви и жажды очищения. Силу призывов Некрасова можно объяснить тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших поэтов покаяние не играло такую роль, какую играло оно у Некрасова. Поэт побеждал "практического" человека; он чувствовал, что покаяние пробуждает лучшие струны его души, и всецело предавался их зову. Этому покаянию и обязан Некрасов своими лучшими лирическими произведениями, такими как:

Рыцарь на час", "Влас" и великолепное стихотворение Когда из мрака заблужденья я душу падшую воззвал", о котором с восторгом отзывались даже его недоброжелатели, в частности Аполлон Григорьев. Сила чувства придает непреходящее значение лирическим стихотворениям Некрасова, и эти стихотворения наравне с поэмами обеспечили ему одно из первых мест в русской литературе.

Шпикалова Тамара Яковлевна

Учёная степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Педагогические науки

Регион: Новгородская область

Индекс цитирования научной биографии: 0 (по количеству внешних ссылок)

Рейтинг: 72 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Ученые России"

Профессор кафедры изобразительных искусств и методики преподавания НовГУ.

Научные интересы: преподавание художественных дисциплин.

Научные публикации:

Монография. Народное искусство на уроках декоративного рисования.-М., 1974, 1979.

Русское народное искусство XVII-XIX веков. М., 1986.

Мастера Палеха.М.,1988.

Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.,1996, 1997.

Учебные комплексы "Изобразительное искусство и художественный труд2 для 1,2,3,4 классов. М., 1998 -2008г.г.

Изобразительное искусство. Учебник для 5 класса и учебно-методическое пособие для учителя.м.,2008.

Изобразительное искусство. Учебник для 6 класса и учебно-методическое пособие для учителя 2008.

Нина Павловна Сакулина

Нина Павловна Сакулина (1898 - 1975)

[15(27).7.1898, Москва, - 17.12.1975, там же], педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, д-р педагогических наук (1967). Окончила ист.-филол. ф-т 2-го МГУ (1921) и искусствоведческое отделение музейно-экскурсионных курсов (1922). В 1921-32 науч. сотрудник АХ, в 1932-34 работала в Ин-те дефектологии Наркомпроса под руководством Л.С.Выготского, в 1934-47 - в Центр, доме худож. воспитания детей Нарком-проса, в 1947-60 - в НИИ ХВ, с 1960 - в НИИ ДВ.

В центре науч. исследований С. - формирование обобщённых представлений у дошкольников в процессе изобразит, деятельности, а также задачи, содержание и методы эстетич. воспитания в дет. саду. Разработала периодизацию развития изобразит, деятельности в дет. возрасте, на основе к-рой были созданы программы по худож. воспитанию в дошк. учреждениях. Решение задач сенсорного и эстетич. воспитания стремилась соединить с практикой умственного и нравств. воспитания на основе использования творческой худож. деятельности детей.

В центре научных исследований Сакулиной - формирование обобщённых представлений у дошкольников в процессе изобразительной деятельности, а также задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду. Разработала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях. Решение задач сенсорного и эстетического воспитания стремилась соединить с практикой умственного и нравственного воспитания на основе использования творческой художественной деятельности детей.

Литература: Гольдфарб Б. Ученый, педагог, искусствовед // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 1; Комарова Т., Поддьяков Н. Н. П. Сакулина. [Некролог] // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 3.

Виктор Владимирович Виноградов

Виктор Владимирович Виногра?дов (31 декабря 1894 (12 января 1895), Зарайск - 4 октября 1969, Москва) - видный учёный-филолог, лингвист и литературовед, русист, доктор филологических наук (1945), профессор (1946), академик АН СССР (1946).

Родился в семье священника (отец репрессирован в 1930). Учился в Петроградском историко-филологическом "Зубовском" институте, который окончил в (1917). В начале своей научной деятельности (1917) - историк церковного раскола. Получил первую известность литературоведческими публикациями (о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др. Свой метод определял как историко-литературный (с обязательным исследованием широкого исторического контекста изучаемого "шедевра", в том числе "малых имён", "низовой литературы"), однако считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. При этом он скептически относился к господствующему в 1920-е годы классово-социологическому подходу. Всю жизнь не терял интереса к литературоведению, особенно к изучению индивидуального стиля писателей (руководил составлением "Словаря языка Пушкина" в 1950-е; см. также библиографию) и к сравнительным историко-литературным исследованиям.

* 1950-1954 - директор Института языкознания АН СССР

* 1950-1963 - академик-секретарь Отделения литературы и языка АН СССР

* 1952-1969 - редактор журнала "Вопросы языкознания"

* 1945-1969 - зав.кафедрой русского языка МГУ

* 1945-1950 - декан филологического факультета МГУ

* 1958-1969 - директор Института русского языка АН СССР, который сейчас носит его имя.

Виноградов В.В. - автор ряда известных работ по истории русского языкознания. Свой анализ русской синтаксической традиции В. В. Виноградов изложил в книге "Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)" (1958) и в статьях, посвященных грамматическим взглядам М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, А. А. Потебни, А. В. Добиаша, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, И. И. Мещанинова, М. Н. Петерсона и других ученых (Эти статьи переизданы в кн.: Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975). В. В. Виноградов напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку - "Русская наука о русском литературном языке" (1946). Посмертно вышел также сборник избранных работ В. В. Виноградова по истории русских лингвистических учений, рекомендуемый в качестве учебного пособия по одноимённому курсу и выдержавший уже 2 издания: Виноградов В. В. История русских лингвистических учений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005.- 559 стр.

В последние годы жизни Виноградова его идеи получали признание достаточно широкого круга лингвистов, и его школа сформировалась как крупнейшая (численно) в русистике. В то же время в представлении многих филологов (в том числе сторонников структурного метода, но и многих представителей традиционного языкознания, таких, как Р. И. Аванесов и С. Б. Бернштейн) складывалась неприятная репутация Виноградова-"советского начальника", препятствующего свежей инициативе в науке и неспособного эффективно ей руководить. Мемуаристами и историками науки (в том числе нейтрально или положительно относящимися к Виноградову) отмечалась слабость академика к различного рода званиям и почестям. Известно, впрочем, что Виноградов не злоупотреблял своими административными полномочиями, нередко помогая находившимся у властей на недобром счету старым коллегам (например, М. М. Бахтину, с которым они никогда не были особенно близки, напротив, скорее являлись многолетними оппонентами). Следует учитывать и нежелание бывшего ссыльного идти на конфронтацию с властями, которым он был благодарен за освобождение и неожиданное возвышение. Этим, вероятно, объясняется и согласие 70-летнего Виноградова участвовать в качестве эксперта со стороны обвинения в процессе Синявского и Даниэля и "научно" подтвердить "антисоветский" характер их произведений.

Основные научные труды

1. Виноградов В.В. Исследования в области фонетики севернорусское наречие|северно-русского наречия. I. Очерки из истории звука ? в северно-русском наречии, "Известия Отделения русск. яз. и словесности Акад. наук", т. XXIV, кн. 1 и 2, 1919;

2. Виноградов В.В. Методы изучения рукописей как материала для построения исторической фонетики русского языка в исследованиях акад. А. А. Шахматова, там же, т. XXV, 1920;

3. Виноградов В.В. Сюжет и композиция повести Гоголя "Нос", "Начала", 1921, I;

4. Виноградов В.В. Стиль петербургской поэмы "Двойник", сб. "Достоевский", I, под ред. А. С. Долинина, П., 1922;

5. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдение над стилем "Жития протопопа Аввакума", "Русск. речь", сб. статей под ред. Л. В. Щербы, П., 1923;

6. Виноградов В.В. Поэзия Анны Ахматовой: Стилистические наброски. Л., 1925

7. Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа, Л., 1925

8. Виноградов В.В. Жюль Жанен и Гоголь, альманах "Литературная мысль", III, Л., 1925;

9. Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике, "Поэтика", Временник Отд. слов. искусств Гос. ин-та ист. искусств, I, изд. "Academia", Л., 1926;

10. Виноградов В.В. Этюды о стиле Гоголя, Л., 1926

Показать полностью… https://vk.com/doc7329463_394605442
Рекомендуемые документы в приложении