Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 045835 из МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Шифр Наименование дисциплины Б1. Б.1 Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики.

Код направления подготовки /

специальности 07.04.04 Направление подготовки /

специальность Градостроительство Наименование (я) ОПОП

(направленность / профиль) Градостроительство Год начала реализации ОПОП 2015 Уровень образования магистратура Форма обучения очная Год разработки/обновления 2017

Разработчики:

должность ученая степень, учёное звание ФИО доцент к. и. н., доцент Иванова З.И.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций, Протокол № 10 от 25.04.2017г.

Заведующий кафедрой

СППК _______________ /А.Д. Ишков/ Подпись, ФИО

Рабочая программа утверждена методической комиссией, Протокол №___ от___

Председатель

методической комиссии _______________ /М. Слепнев/ Подпись, ФИО

Согласовано:

ЦОСП __________ _______________ /А.Е. Беспалов/ дата Подпись, ФИО

1. Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины "Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики" является формирование уровня освоения компетенций обучающегося в области социального взаимодействия во внутренней и внешней среде градостроительства, в научной, производственной, педагогической деятельности.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.04.04 Градостроительство (уровень образования - магистр).

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенция

по ФГОС Код компетенции по ФГОС Основные показатели освоения (показатели достижения результата) Код

показателя

освоения

способностью к осуществлению научной и педагогической деятельности в профессиональных образовательных организациях

ОК-5

Знает:

методологию научного исследования

З1 основные виды и методы фундаментальных и прикладных социальных исследований З2 нормативные основы преподавательской деятельности в системе ВО З3 требования компетентного подхода к системе ВО З4 структуру и компоненты высшего профессионального образования З5 принципы комплектования учебно-методических комплексов З6 работы с документацией, регламентирующей деятельность преподавателя З7 Умеет подготовить научную статью для публикации У1 разработать социальное обоснование градостроительного научного исследования. У2 осуществлять отбор и использовать

оптимальные методы преподавания

У3 принципы комплектования учебно-методических комплексов У4 Имеет навык работы с нормативной документацией

(ФГОС) Н1 систематизации научного материала; Н2 систематизации учебного материала; Н3

Готовностью к социальной мобильности, к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, общению в научной, производственной и социальной сферах деятельности

ОПК-1

Знает теории социального взаимодействия З8 структуру социального пространства З9 виды и формы взаимодействия в сфере градостроительной деятельности З10 нормы и правила взаимодействия в научной, производственной сферах деятельности в зависимости от занимаемых социальных позиций З11 каналы социальной мобильности в профессиональной сфере З12 Умеет

применить знание теоретических положений о формах социального взаимодействия в конкретной учебно-профессиональной ситуации У5 осуществить анализ своих возможностей для выстраивания своей карьеры У6 критически отнестись к накопленному опыту и адаптироваться к новым ситуациям У7 Имеет навык

взаимодействовать на принципах сотрудничества в учебной группе. Н4

способностью владеть высокой мотивацией к градостроительной деятельности, профессиональной ответственностью и понимать роль градостроителя в развитии общества, культуры, науки, самостоятельностью, инициативностью, самокритичностью, лидерскими качествами

ОПК-3 Знает составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности З13 влияние градостроительных проектов на развитие общества, культуры, науки З14 профессиональные компетенции специалиста в области архитектурно-градостроительной деятельности З15 степень ответственности градостроителя за результаты своей деятельности З16 Умеет разработать учебный градостроительный проект с отражением социальных элементов У8 Имеет навык самостоятельного и креативного подхода при разработке учебного проекта Н5 способностью к передаче архитектурного и градостроительного опыта и осуществлению педагогической деятельности в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного образования ПК-6 Знает требования к осуществлению педагогической деятельности в общеобразовательных организациях З17 требования к осуществлению педагогической деятельности в организациях высшего образования З18 требования к осуществлению педагогической деятельности в организациях дополнительного образования З19 современные технологии в образовательном процессе З20 - Умеет осуществлять отбор и использовать оптимальные методы передачи архитектурного и градостроительного опыта на различных уровнях образования У9

3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина "Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности" относится к базовой части основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 07.04.04 "Градостроительство".

Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентами в ходе обучения на бакалавриате.

Требования к входным знаниям, умениям и владениям студентов:

Для освоения дисциплины "Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности" студент должен:

Знать:

- социальную структуру общества, разновидности городских сообществ,

- характеристики малых и больших групп,

- виды групповой динамики.

Уметь:

- вести сбор, анализ и систематизацию информации с помощью социологических и психологических методов;

- оперировать базовой социально-гуманитарной терминологией;

- работать с различными источниками информации.

Иметь навыки:

- работы с современными информационными ресурсами;

- оформления и представления результатов работы.

Дисциплина "Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности" студент является предшествующей для освоения следующих дисциплин: "Организация и управление градостроительным развитием территорий", "Градостроительная политика".

4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет _4_ зачетных единиц, 144 академических часов. (1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)

Структура дисциплины:

Форма обучения - очная

№ п/п Наименование раздела

дисциплины

(модуля) Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям

семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам) Контактная работа

с обучающимися Самостоя-тельная работа Лекции Практико-ориентированные занятия Лабораторный практикум Практические занятия Групповые занятия - комп.

практикумы в период теор. обучения в сессию 1

Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах 1

1-6 12 6 35 6 Устный опрос на практических занятиях (2-6 недели) 2 Научно-исследовательская деятельность 1 7-10 8 4 24 6 Устный опрос на практических занятиях (7-10 недели) 3. Учебная и учебно-

методическая работа преподавателя 1 11-14 8 4 25 6 Контрольная работа

(13 неделя) Итого: 14 28 14 84 18 зачет

5. Содержание дисциплины, структурированное по разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

5.1. Содержание лекционных занятий

Форма обучения - очная

№ п/п Наименование раздела

дисциплины Тема и содержание занятия Кол-во акад. часов 1

Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах Социальное пространство как место социального взаимодействия.

Структура социального пространства, виды пространств. Распределения пространств в современном городе. Теория пространственного неравенства П. Кругмана. Влияние пространственного распределения на поведение социальных групп и характер взаимодействия. Джентрификация как способ изменения социального пространства. 2 Социальное взаимодействие: виды и типы. Социальное взаимодействие и социальные отношения.

Микросоциологические теории взаимодействия.

Нормы и правила взаимодействия в научной, производственной сферах взаимодействия в зависимости от занимаемых социальных позиций.

Виды взаимодействия в профессиональной среде: соперничество, сотрудничество, компромисс, конфликт. Способы преодоления разногласий. 2 Специфика социального взаимодействия в сфере градостроительства.

Виды и формы взаимодействия в сфере градостроительной деятельности. Взаимодействия между градостроителями как профессиональной группой и другими профессиональными группами - "смежниками".

Взаимодействие с внешней средой: сферой строительного производства, с департаментами градостроительства и архитектуры, с муниципальными органами, градостроительными советами городов. Институциональные взаимодействия. Градостроительный кодекс о направлениях и акторах взаимодействий. 4 Профессионально-ролевое взаимодействие.

Профессиональные группы градостроителей и специфика ролевого взаимодействия. Ролевые структуры профессиональных команд. Горизонтально-сетевые и иерархические формы взаимодействий. Характеристика командных ролей. Малая группа и специфика взаимодействий в малой группе: лидерство, доминирование, подчинение. 2 Социальная мобильность в профессиональном пространстве.

Профессиональные компетенции в области архитектурно-градостроительной деятельности. Самоорганизация и адаптация к новым условиям. Целеполагание. Содержание процесса целеполагания

профессионального развития и личностного роста.

Способы реализации целедостижения при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда. 2 2 Научно-исследовательская деятельность

Методология научного исследования.

Основные принципы организации научно-исследовательской работы. Творчество и креативность. Логическое и эвристическое мышление. Интеллектуальный потенциал. Принципы функционирования научного коллектива. 2 Научное сообщество как профессиональная среда.

Ценности научного сообщества.

Роль международных, профессиональных,

корпоративных норм и стандартов в научном

коллективе.

Нормы и правила взаимодействия в научной сфере деятельности в зависимости от занимаемых социальных позиций 2 Градостроительство как наука

Составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности: профессиональные компетенции. Академическая мобильность для совершенствования знаний и умений.

Специфика градостроительства как научного направления. Основные задачи исследований.

Социальное содержание градостроительной деятельности. 2 Фундаментальные и прикладные социальные исследования в градостроительстве. Методы социологических исследований. Прикладные социологические исследования: выявление интересов и потребностей различных социальных групп с целью обоснования концептуально новых архитектурно-градостроительных проектных идей с учетом социального фактора.

Виды и методы социально-психологических исследований. 2 3 Учебная и учебно-

методическая работа

преподавателя Единое общеевропейское научное и образовательное пространство.

Цели и задачи объединения образовательных структур

европейских стран. Компетентный подход -

стратегическое направление развития высшего

профессионального образования. Парадигмы

образования. Специфика международных научно-

образовательных исследований. 2 Нормативные основы преподавательской деятельности на разных уровнях образования.

Структура и компоненты высшего профессионального

образования. Образовательные цели: ФГОС, ОПОП ВО, рабочие программы. Принципы комплектования

учебно-методических комплексов. Профессиональная

этика. Утилитаристский, индивидуалистический и

морально-правовой подходы в профессиональной этике 2 Принципы организации образовательного процесса на различных уровнях образования.

Образовательные технологии в общеобразовательном, высшем профессиональном, дополнительном образовании. Требования к формулировкам целей (практических занятий). Принципы комплектации учебно-методических комплексов 4 Итого 28

5.2. Лабораторный практикум

Учебным планом не предусмотрено

5.3. Перечень практических занятий

Форма обучения - очная

№ п/п Наименование раздела

дисциплины Тема и содержание занятия Кол-во акад. часов 1

Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах Социальное пространство как место социального взаимодействия.

Социально-поселенческая структура города. Зонирование пространств. Пространственное неравенство. Сегрегация и джентрификация: последствия структурирования пространства.

Составление схем пространственного распределения мест социального взаимодействия в Москве (или в любом другом городе).

Решение кейсов. 2 Социальное взаимодействие: виды и типы.

Микросоциологические теории взаимодействия. Теория обмена (Д. Хоманс). Символический интеракционизм (Д.Г. Мид). Этнометодология (Г. Гарфинкель). Теория управления впечатлениями (Э. Гофман).

Разбор конкретной ситуации взаимодействия с точки зрения микросоциологических теорий.

Решение кейсов (рассмотрение ситуаций конфликта и сотрудничества). 2 Специфика социального взаимодействия в сфере градостроительства.

Анешняя и внутренняя среда. Институциональное взаимодействие. Профессионально-ролевое взаимодействие. Взаимодействие в полиэтничной среде города: Толерантность как необходимое условие

Составление схемы взаимодействия во внутренней среде архитектурно-проектной организации.

Самодиагностика индивидуально-личностных особенностей с помощью методики "Командные роли" М. Белбина. Методика размещена на сайте каф. СППК. 2 2 Научно-исследовательская деятельность Сфера градостроительной деятельности как научно-исследовательская среда.

Составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности: профессиональные исследовательские компетенции

Основные принципы организации научно-исследовательских и научно-производственных работ. Руководство научным коллективом: формирование состава научной группы и распределение обязанностей. Деловая игра. Разбор кейсов, требующих принятия нестандартных решений. 2 Методы прикладных социальных исследований в градостроительстве. Методы: опрос,наблюдение, кейс-стади города. Социометрический анализ характера социальных взаимодействий в профессиональной среде, групповая оценки личности (ГОЛ), тесты, шкалы измерения социальных установок.

Разработка социометрической процедуры (по Дж. Морено) для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.

2 3 Учебная и учебно-

методическая работа

преподавателя Компетентность преподавателя Высшей школы:

этапы формирования.

Организация учебного процесса.

Последовательность и правила составления планов

конспектов по различным видам учебных занятий

(практические, лабораторные). Постановка учебных

целей.

Отчет по самостоятельной работе (контрольная работа). 2 Учебно-методические комплексы

Состав и содержание учебно-методического комплекса дисциплины. Методические требования к учебникам, учебным пособиям, конспектам лекций, практикумов и др. Работы с нормативной документацией (ФГОС, Профессиональный стандарт "Педагог).

Выполнение заданий, упражнений.

2 Итого 14

5.4. Групповые занятия - компьютерные практикумы

Учебным планом не предусмотрено

5.5. Самостоятельная работа

Форма обучения - очная

№ п/п Наименование раздела дисциплины Виды самостоятельной работы Кол-во акад. часов в период теор. обучения в сессию 1

Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах

Изучение первоисточников, учебных пособий и рекомендованной дополнительной литературы. Составление словаря ключевых понятий. Выполнение заданий по лекционному материалу.

1) Сбор материала для составления схем пространственного распределения мест социального взаимодействия в Москве (или в любом другом городе) на практическом занятии (2-я неделя)

2) Подбор конкретной ситуации взаимодействия и объяснение с точки зрения микросоциологических теорий (практическое занятие: 4-я неделя)

3) Изучение Градостроительного кодекса в аспекте взаимодействия с внешней средой градостроительной сферы (практ. занятие 4-я неделя)

4) Подбор материала для составления схемы взаимодействия градостроительной организации с внешней средой (практическое занятие: 6-я неделя)

5) Подбор материала для составления схемы взаимодействия во внутренней среде архитектурно-проектной организации (практическое занятие: 6-я неделя). 35 6

Научно-исследовательская деятельность

Изучение учебных пособий и рекомендованной дополнительной литературы. Составление словаря ключевых понятий. Выполнение заданий по лекционному материалу.

1) Объединиться в малые группы (3-5 человек).

Получить групповое задание: разработка проекта программы социологического исследования по выбранной теме (постановка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы). Выбор метода для учебного исследования

Распределить обязанности в малой группе, собрать и проанализировать материал, организовать взаимодействие с преподавателем посредством электронной почты. Составить текст выступлений и

выступить на практическом занятии

(10-я неделя).

Изучить процедуру социометрического анализа по Дж. Морено: требования (12-я неделя).

Разработать социометрическую карточку. 24 6 Учебная и учебно-

методическая работа

преподавателя Изучение учебных пособий и рекомендованной дополнительной литературы. Составление словаря ключевых понятий. Выполнение заданий по лекционному материалу.

Изучить педагогические цели, представленные в ФГОС ВО по (своему) направлению и сопоставить их с целями, прописанными в Рабочих программах профилирующей дисциплины. Изучить требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавра по (своему) направлению, изучить список компетенций по видам деятельности. Составить перечень компетенций, которые формируются в вашей профильной дисциплине и проанализировать.

Изучить структуру УМКД. Выполнить контрольную работу (краткий план-конспект одной из тем профилирующей дисциплины). 25 6 Итого 84 18

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Основные принципы организации самостоятельной работы обучающихся изложены в Положении об организации самостоятельной работы обучающихся (НИУ МГСУ).

Курс включает в себя аудиторные занятия: лекционные, практические и самостоятельную работу, которая направлена на изучение теоретического материала, выполнение заданий и выработку навыков.

Для полного освоения дисциплины студентам необходимо следующие:

1. Самостоятельно подготовиться к практическому занятию в требуемом объеме: изучить необходимый теоретический материал.

2. К практическому занятию готовить задания, данные преподавателем.

3. На практических занятиях освоить на конкретных примерах методы решения научно-практических проблем. Результаты выполнения фиксировать в Рабочей тетради.

4. Выполнять и оформлять в виде отчета результаты самостоятельной работы.

Разработанный учебно-методический комплекс по дисциплине "Социальное взаимодействие в архитектурной деятельности" включает:

1. Конспект лекций по дисциплине.

2. Слайды-презентации по лекциям.

3. Методические указания к практическим занятиям.

4. Рабочие тетради для практических занятий.

5. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

6. Словарь ключевых понятий (глоссарий)

7. Список литературы основной и дополнительный.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Фонд оценочных средств по дисциплине (модулю) для проведения промежуточной аттестации, а также текущего контроля обучающихся является Приложением 1 к рабочей программе дисциплины (модуля).

Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации, а также текущего контроля по дисциплине (модуля) хранятся на кафедре, ответственной за преподавание данной дисциплины.

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Для освоения дисциплины обучающийся может использовать:

* учебно-методическую литературу, имеющуюся в НТБ НИУ МГСУ,

* учебную литературу, размещённую в Электронных библиотечных системах ЭБС АСВ и IPRbooks,

* методическую литературу, размещённую в ЭБС НИУ МГСУ.

Перечень используемой литературы ежегодно обновляется с учётом уровня развития науки и техники и представлен в Приложении 2 к рабочей программе дисциплины.

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет), необходимых для освоения дисциплины

Наименование ресурса сети "Интернет" Электронный адрес ресурса "Российское образование" - федеральный портал http://www.edu.ru/index.php Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp? Электронная библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/ Федеральная университетская компьютерная сеть России http://www.runnet.ru/ Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/ Научно-технический журнал по строительству и архитектуре "Вестник МГСУ" http://www.vestnikmgsu.ru/ Научно-техническая библиотека НИУ МГСУ http://www.mgsu.ru/resources/Biblioteka/ Раздел "Кафедры" на официальном сайте НИУ МГСУ. Кафедра СППК http://www.mgsu.ru/universityabout/Struktura/Kafedri/

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Перечень тем по разделам дисциплины для самостоятельного изучения обучающимися приведён в таблице.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Темы для самостоятельного изучения

(в период теоретического обучения) 1

Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах

Образ жизни горожанина, места взаимодействий. Конфликты в городе: основные причины. Взаимодействие в учебной группе. Межкультурное взаимодействие в профессиональной среде 2 Научно-исследовательская деятельность

Креативность и творчество в научной деятельности. Фундаментальные и прикладные социологические исследования: их виды.

Социально-психологические исследования в сфере градостроительной деятельности.

Учебная и учебно-

методическая работа

преподавателя Болонские документы о необходимости академической мобильности студента

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) приведён в п.6.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

11.1. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса

п/п Наименование раздела дисциплины Информационные технологии 1 Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах

Слайды презентации

Электронный курс лекций

Сайт кафедры СППК 2 Научно-исследовательская деятельность Слайды презентации

Электронный курс лекций

Сайт кафедры СППК 3 Учебная и учебно-методическая работа Слайды презентации

Электронный курс лекций

Сайт кафедры СППК

11.2. Перечень программного обеспечения, используемого при осуществлении образовательного процесса

При освоении дисциплины используется лицензионное и открытое программное обеспечение, указанное в Приложении 3 к рабочей программе.

11.3. Перечень информационных справочных систем

Информационно-библиотечные системы

Наименование ИБС Электронный адрес ресурса Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp? Электронная библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/ Научно-техническая библиотека НИУ МГСУ http://www.mgsu.ru/resources/Biblioteka/

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю):

Учебные занятия по дисциплине проводятся в оборудованных учебных кабинетах, оснащенных соответствующим оборудованием и программным обеспечением. Перечень материально-технического обеспечения дисциплины приведён в Приложении 3 к рабочей программе.

Приложение 1 к рабочей программе

Шифр Наименование дисциплины Б1. Б.1 Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики.

Код направления подготовки /

специальности 07.04.04 Направление подготовки /

специальность Градостроительство Наименование (я) ОПОП

(направленность / профиль) Градостроительство Год начала реализации ОПОП 2015 Уровень образования магистратура Форма обучения очная Год разработки/обновления 2017

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля обучающихся по дисциплине

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Формирование компетенций при изучении дисциплины происходит поэтапно, по мере освоения обучающимися разделов дисциплины

Код компетенции

по ФГОС Этапы формирования

компетенций (разделы теоретического обучения) 1 2 3 ОК-5 + + ОПК-1 + ОПК-3 + + ПК-6 +

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Оценивание формирования компетенций осуществляется посредством прохождения обучающимися форм промежуточной аттестации и текущего контроля.

Оценивание формирования компетенций производится на основе показателей оценивания, указанных в п.2. рабочей программы.

2.1. Описание показателей и форм оценивания компетенций

Формами оценивания компетенций являются мероприятия промежуточной аттестации и текущего контроля по дисциплине (модулю), указанные в учебном плане и в п.4 рабочей программы.

Взаимосвязь форм и показателей оценивания компетенций приведена в таблице.

Форма обучения - очная

Код компетенции по ФГОС Показатели освоения

(Код показателя оценивания) Формы оценивания Обеспеченность оценивания компетенции Текущий контроль Промежуточная аттестация Контрольная работа

Устный опрос Дифференцированный зачет 1 2 3 4 5 6 ОК-3 З1 + + + + З2 + + + + З3 + + + + З4 + + + + З5 + З6 + З7 + У1 + + У2 + + + У3 + + + У4 + + + Н1 + + + Н2 + + + Н3 + + + ОПК-1 З5 + + + З7 + + + З8 + + + З9 + + + У5 + + + У6 + + + У7 + + + Н4 + + + ОПК-3 З10 + + + + З11 + + + + З12 + + + З13 + + У8 + + + Н5 + + + ПК-6 З14 + + + + З15 + + + + З16 + + + + У9 + + + + ИТОГО + + + +

2.2. Описание шкалы и критериев оценивания

При проведении промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта используется четырёх балльная шкала оценивания:

Уровень освоения Оценка Минимальный "2" (неудовлетворительно) Пороговый "3" (удовлетворительно) Углубленный "4" (хорошо) Продвинутый "5" (отлично)

Критериями оценивания уровня освоения компетенций являются:

Показатели оценивания Критерии оценивания Знания Знание терминов и определений, понятий Знание основных закономерностей и соотношений, принципов Объём освоенного материала, усвоение всех дидактических единиц (разделов) Полнота ответов Правильность ответов Чёткость изложения и интерпретации знаний Умения Освоение методик - умение решать (типовые) практические задачи, выполнять (типовые) задания Умение использовать теоретические знания для выбора методики решения задач, выполнения заданий Умение проверять решение и анализировать результаты Умение качественно оформлять (презентовать) решение задач и выполнения заданий Навыки Навыки решения стандартных/нестандартных задач Быстрота выполнения трудовых действий

Объём выполненных заданий Качество выполнения трудовых действий Самостоятельность планирования выполнения трудовых действий

3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

3.1. Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в НИУ МГСУ в виде дифференцированного зачета для очной формы обучения.

Перечень типовых вопросов для проведения дифференцированного зачета:

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вопросы 1

Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах 1.Виды социального пространства.

1. Пространственное зонирование в современном городе (в малом, большом городе, мегаполисе).

2. Теория пространственного неравенства П.Кругмана

3. Влияние пространственного распределения на поведение социальных групп и характер взаимодействия.

4. Джентрификация как способ изменения социального пространства.

5. Виды и типы социального взаимодействия.

6. Теория обмена Д. Хоманса.

7. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.

8. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

9. Теория управления впечатлениями Э. Гофмана.

10. Нормы и правила взаимодействия в научной, производственной сферах взаимодействия.

11. Конфликт в организации: этапы развития.

12. Конфликтное взаимодействие в архитектурно-градостроительной среде: причины и последствия.

13. Виды и формы взаимодействия в сфере градострориительной деятельности.

14. Взаимодействие градостроиелей с внешней средой организации.

15. Взаимодействие градостроителей со сферой строительного производства.

16. Взаимодействие архитекторов с муниципальными органами.

17. Ролевое взаимодействие градостроителей: горизонтально-сетевые и иерархические формы

18. Специфика взаимодействий в малой группе: лидерство, доминирование, подчинение.

19. Каналы мобильности в градостроительной сфере.

20. Принципы взаимодействия в мультикультурном коллективе (группе).

Научно-исследовательская деятельность 21. Градостроительство как комплексная деятельность.

22. Влияние градостроительных проектов на развитие общества, культуры, науки

23. Профессиональные компетенции градостроителя

24. Основные принципы организации научно-исследовательской работы

25. Содержание процесса целеполагания и способы реализации цели.

26. Требования к формированию состава научной группы и принципы распределения обязанностей.

27. Нормы и правила взаимодействия в научной сфере.

28. Социальные аспекты градостроительной деятельности.

29. Ответственность градостроителя за результаты своей деятельности

30. Виды фундаментальных и прикладных социальных исследований.

31. Социологические методы сбора информации.

32. Программа социологического исследования: структура, требования к разработке качественного и количественного социологического исследования.

33. Виды социально-психологических исследований.

34. Методы социально-психологических исследований.

35. Социометрическое исследование - диагностика межличностных и межгрупповых отношений в коллективе. Учебная и учебно-методическая работа преподавателя 36. Нормативные основы преподавательской деятельности в системе высшего образования.

37. Требования компетентного подхода к системе высшего профессионального образования.

38. Принципы организации образовательного процесса в ВПШ.

39. Основные компоненты педагогического процесса.

40. Состав и принципы комплектации Учебно-методических комплексов дисциплины.

41. Принципы отбора и использования оптимальных методов преподавания.

42. Требования к осуществлению педагогической деятельности в общеобразовательных организациях.

43. Требования к осуществлению педагогической деятельности в организациях высшего образования.

44. Требования к осуществлению педагогической деятельности в организациях дополнительного образования

45. Современные технологии в образовательном процессе

3.2. Текущий контроль

Текущий контроль проводится по результатам активной работы студента на практических занятиях (анализ и обсуждение практических ситуаций, публичное выступление, решение задач и т.п.) и своевременной сдаче выполненного заданий для самостоятельной работы (согласно графику).

Вопросы для устного опроса:

1. Виды социального пространства.

2. Пространственное зонирование в современном городе (в малом, большом городе, мегаполисе).

3. Теория пространственного неравенства П. Кругмана.

4. Влияние пространственного распределения на поведение социальных групп и характер взаимодействия.

5. Джентрификация как способ изменения социального пространства.

6. Виды и типы социального взаимодействия.

7. Теория обмена Д. Хоманса.

8. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.

9. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

10. Теория управления впечатлениями Э. Гофмана.

11. Нормы и правила взаимодействия в научной, производственной сферах взаимодействия.

12. Конфликт в организации: этапы развития.

13. Конфликтное взаимодействие в архитектурно-градостроительной среде: причины и последствия.

14. Виды и формы взаимодействия в сфере градострориительной деятельности.

15. Взаимодействие градостроиелей с внешней средой организации.

16. Взаимодействие градостроителей со сферой строительного производства.

17. Взаимодействие архитекторов с муниципальными органами.

18. Ролевое взаимодействие градостроителей: горизонтально-сетевые и иерархические формы

19. Специфика взаимодействий в малой группе: лидерство, доминирование, подчинение.

20. Каналы мобильности в градостроительной сфере.

21. Принципы взаимодействия в мультикультурном коллективе (группе).

22. Градостроительство как комплексная деятельность.

23. Влияние градостроительных проектов на развитие общества, культуры, науки

24. Профессиональные компетенции градостроителя

25. Основные принципы организации научно-исследовательской работы.

26. Творчество и креативность как необходимые условия для научной работы.

27. Логическое и эвристическое мышление.

28. Содержание процесса целеполагания и способы реализации цели.

29. Требования к формированию состава научной группы и принципы функционирования научного коллектива.

30. Нормы и правила взаимодействия в научной сфере.

31. Социальные аспекты градостроительной деятельности.

32. Ответственность градостроителя за результаты своей деятельности

33. Виды фундаментальных и прикладных социальных исследований.

34. Социологические методы сбора информации.

35. Программа социологического исследования: структура, требования к разработке качественного и количественного социологического исследования.

36. Виды социально-психологических исследований.

37. Методы социально-психологических исследований.

38. Социометрическое исследование - диагностика межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.

Темы и задания для контрольной работы

1. Раскройте нормативные основы преподавательской деятельности в системе высшего образования.

2. Перечислите требования компетентного подхода к системе высшего профессионального образования.

3. Назовите и объясните принципы организации образовательного процесса в ВПШ.

4. Охарактеризуйте основные компоненты педагогического процесса.

5. Назовите принципы комплектации Учебно-методических комплексов дисциплины.

6. Охарактеризуйте компоненты Учебно-методических комплексов дисциплины

7. Назовите принципы отбора и использования оптимальных методов преподавания.

8. Осуществите перевод компетенций на педагогический язык.

9. Раскройте особенности педагогической деятельности в общеобразовательных организациях.

10. Раскройте особенности педагогической деятельности в организациях высшего образования.

11. Раскройте особенности педагогической деятельности в организациях дополнительного образования.

12. Охарактеризуйте современные технологии в образовательном процессе

13. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Процедура промежуточной аттестации регламентируется с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в НИУ МГСУ.

Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра, завершает изучение дисциплины " " и проводится в форме зачета. При выставлении зачета учитываются результаты текущего контроля успеваемости. Зачет может проводиться как в формате устного опроса, так и в формате бланочного тестирования. В последнем случае студент должен ответить на 50% и более вопросов теста.

4.1. Процедура оценивания при проведении промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) в форме дифференцированного зачета

Промежуточная аттестация проводится по форме дифференцированного зачета в 1 семестре.

Используются критерии оценивания, указанные в п.2.2.

Код показателя оценивания Оценка "2"

(неудовлетв.) Пороговый уровень освоения Углубленный уровень освоения Продвинутый уровень освоения "3"

(удовлетвор.) "4"

(хорошо) "5"

(отлично) Знания

З1-З7 Не знает значительной части материала дисциплины, связанной с организацией научных исследований и осуществлением педагогической деятельности Знает только основной материал дисциплины, не усвоил его деталей знает материал дисциплины в рамках учебной программы Обладает твёрдым и полным знанием материала дисциплины, владеет дополнительными

знаниями З8-З12 Не знает значительной части материала дисциплины, связанной с социальным взаимодействием в сфере градостроительной деятельности Допускает неточности в изложении материала, есть пробелы в знаниях, не уверен в своем ответе Знает материал в целом, но не все выводы подкрепляет примерами Обладает твёрдым и полным знанием материала дисциплины, углубляет и расширяет материал, выводит за пределы запланированного объема З13-З16 Не знает составных частей комплексного содержания градостроительной деятельности, профессиональных компетенций градостроителя, его ответственности за результаты деятельности Знает только основной материал дисциплины, но не раскрывает деталей, не приводит примеров Знает материал дисциплины в лишь запланированном объёме Обладает твёрдым и полным знанием материала дисциплины, владеет дополнительными

знаниями, приводит примеры, подкрепляющие усвоение материала З17-З20 Не знает особенностей педагогической деятельности на разных уровнях образования, не знаком с современными технологиями в образовательном процессе Знает только основной материал дисциплины, но не раскрывает деталей, не приводит примеров Знает материал дисциплины лишь в пределах учебной программы Обладает твёрдым и полным знанием материала дисциплины, владеет дополнительными

знаниями, приводит примеры, подкрепляющие усвоение материала Умения

У1-У9

Не может увязывать теорию с практикой, не может ответить на простые вопросы по выполнению заданий,

не может обосновать выбор метода решения задач Испытывает затруднения в применении теории при решении задач, при обосновании решения Правильно применяет полученные знания при выполнении заданий и обосновании решения.

Грамотно обосновывает ход решения задач Умеет применять теоретическую базу дисциплины при выполнении практических заданий, предлагать собственный метод решения.

Грамотно обосновывает ход решения задач, Навыки

Н1-Н5 Не обладает навыками выполнения поставленных задач Испытывает трудности при выполнении отдельных поставленных задач Не испытывает затруднений при выполнении стандартных задач.

Решение нестандартных задач представляет для него сложности. Не испытывает затруднений при выполнении стандартных задач.

Использует полученные навыки при решении сложных, нестандартных задач

a. Процедура оценивания при проведении промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине в форме Зачета

Не предусмотрено

b. Процедура оценивания при проведении промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине в форме защиты курсовой работы/проекта

Не предусмотрено

Приложение 2 к рабочей программе

Шифр Наименование дисциплины Б1. Б.1 Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики.

Код направления подготовки /

специальности 07.04.04 Направление подготовки /

специальность Градостроительство Наименование (я) ОПОП

(направленность / профиль) Градостроительство Год начала реализации ОПОП 2015 Уровень образования магистратура Форма обучения очная Год разработки/обновления 2017

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

п/п Наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы,

количество страниц Количество экземпляров печатных изданий в библиотеке НИУ МГСУ Число

обучающихся,

одновременно

изучающих дисциплину

(модуль) 1 2 3 4 5 Основная литература: ЭБС АСВ 1. Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики Иванова З.И. Социологические методы для устойчивого развития города [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов и студентов магистратуры / Иванова З.И.- Электрон. текстовые данные.- М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016.- 202 c. http://www.iprbookshop.ru/48041 30 2. Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Марусева И.В.- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Вузовское образование, 2016.- 418 c. w.iprbookshop.ru/39001. Дополнительная литература: ЭБС АСВ 6 Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики Социология, психология, право [Электронный ресурс]: тематический словарь/ Н.Г. Милорадова [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.- 100 c. http://www.iprbookshop.ru/30034.html 30 7 Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Громкова М.Т.- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 446 c. w.iprbookshop.ru/52045

Согласовано:

НТБ __________ _____________ /_______________/ дата Подпись, ФИО

Приложение 3 к рабочей программе

Шифр Наименование дисциплины Б1. Б.1 Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики.

Код направления подготовки /

специальности 07.04.04 07.04.01

Архитектура

Архитектура

2015 магистратура

очная

2016 Направление подготовки /

специальность Градостроительство Наименование (я) ОПОП

(направленность / профиль) Градостроительство Год начала реализации ОПОП 2015 Уровень образования магистратура Форма обучения очная Год разработки/обновления 2017

Перечень программного обеспечения, используемого при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

№ Наименование раздела дисциплины Наименование программного обеспечения Тип лицензии 1 Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах

Microsoft Office

Dreamspark Subscription

Open License 2 Научно-исследовательская деятельность Microsoft Office

Dreamspark Subscription

Open License 3 Учебная и учебно-методическая работа

Приложение 4 к рабочей программе

Шифр Наименование дисциплины Б1. Б.1 Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности. Основы педагогики.

Код направления подготовки /

специальности 07.04.04 Направление подготовки /

специальность Градостроительство Наименование (я) ОПОП

(направленность / профиль) Градостроительство Год начала реализации ОПОП 2015 Уровень образования магистратура Форма обучения очная Год разработки/обновления 2017

Перечень материально-технического обеспечения по дисциплине:

№ п/п Вид учебного занятия Наименование оборудования № и наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий 1 2 3 4 1 Лекции Стационарные / мобильные (переносные) наборы демонстрационного оборудования Аудитории / аудитория для проведения занятий лекционного типа в соответствии с перечнем аудиторного фонда 2 Практические занятия Мобильные (переносные) наборы демонстрационного оборудования Аудитории / аудитория для проведения занятий семинарского типа в соответствии с перечнем аудиторного фонда 3 Самостоятельная работа 32 персональных компьютера с конфигурацией: 2,6 ГГц, HDD 160 Гб, RAM 2 Гб, Video RAM 256 Мб, DVD-R/RW, монитор 19 ``, 48 персональных компьютеров с конфигурацией: 3 ГГц, HDD 160 Гб, RAM 2 Гб, Video RAM 256 Мб, DVD-R/RW, монитор 19 ``, 40 персональных компьютеров с конфигурацией: 2,9 ГГц, HDD 250 Гб, RAM 4 Гб, Video RAM 512 Мб, DVD-R/RW, монитор 19 ``. Помещение для самостоятельной работы (129337, г. Москва, Ярославское ш., д. 26, корп. 2, Учебный корпус (Библиотека), комн. 10, комн. 41) 29 персональных компьютеров с конфигурацией: 1,6 ГГц, HDD 80 Гб, RAM 1 Гб, Video RAM 128 Мб, DVD-R/RW, монитор 17 ``. Помещение для самостоятельной работы (129337, г. Москва, Ярославское ш., д. 26, корп. 2, Учебный корпус (Библиотека), комн. 10)

2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Показать полностью… https://vk.com/doc-153416328_450526059
461 Кб, 19 сентября 2017 в 0:54 - Россия, Москва, МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ), 2017 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении